Роль игры в развитии ребенка консультация для воспитателей

Ирина Панова
Консультация для воспитателей «Роль игры в развитии личности ребенка»

Игра имеет в жизни ребенка такое же значение,

как у взрослого — деятельность, работа, служба.

Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе,

когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля

происходит, прежде всего, в игре».

(А. С. Макаренко)

Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра — это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.

• В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.

• В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.

• В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

• В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям это важнейшая предпосылка воспитания воли.

• В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.

• В игре ребенок развивается духовно. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.

Игра начинает входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста. В год у ребенка появляются подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с посудой.

По мере взросления игрыстановятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родителями». Здесь важны такие игры, которые позволяют познавать назначения предметов, их функции, учат детей пользоваться предметами как орудиями труда.

В возрасте от 3 до 7 лет необходимо игры для ребенка со сверстниками на темы, близкие их опыту и отражающие события общественной жизни. Игры в это время служат средством формирования социального сознания ребенка, объединяют детей в коллектив, познания мира и его преобразования, при этом создаются условия для всех видов самостоятельной детской деятельности.

Игра- отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка –только игрушки, но любит их как живых.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно не осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолёт, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация, а следовательно – деятельность развивающая.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств у детей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребёнка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство и умение, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучше чувства.

Воспроизводя различные события жизни, через игру – эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок размышляет над тем, что видел, о чем читал и слышал; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит или делает. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полёт необходимо соорудить самолёт; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает – изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности младшего школьника способности ребёнка.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишён увлекательной игры.

Читайте также:  Развитие оригинального мышления у ребенка

Большинство игр отражает труд взрослых; дети поражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофёра, лётчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Основной путь воспитания в игре- влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры- это то явление жизни,которое будет изображаться :семья, детский сад, школа, праздники, путешествия.

Игра- явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности человека и коллектива.

Мастерство воспитания ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате на участке чтобы им было удобно играть не мешая, друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей творческое развитие каждого ребенка.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Главное внимание в работах ведущих педагогов обращается на сюжетно-ролевую игру и те педагогические условия, в которых наиболее эффектно формируются содержательная игровая деятельность детей и их взаимоотношения. Игры, придуманные детьми обозначаются в дошкольной педагогике как творческие, сюжетно-ролевые, сюжетно-ролевые творческие.

Именно в тесной связи с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка, что с первых лет жизни ребенок не копирует, а преобразует действительность через призму своего воображения.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре- важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка- дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе).Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно- ролевые, творческие игры.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Овладев с помощью взрослых основными способами действий, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей.

Игра- основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.

Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учебой в школе. Через игру можно развить познавательные характеристики ребенка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.

Игра, затем уже, после окончания ребенком школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.

Читайте также:  Роль общения в развитии ребенка лисина

Источник

Дарья Сохарева
Консультация для воспитателей «Роль игры в жизни ребенка»

«Роль игры в жизни ребенка

Игра — это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.

Среди прoблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приoбретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Oдним из таких путей является игра.

Игра – ведущий вид деятельности дoшкольника, спoсоб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области советской психологии Л. С. Выготский подчеркивал непoвторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свoбода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры.

Таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становиться школой обучения и воспитания. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдением в повседневной жизни. Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удoвлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.

В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они помoгают формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер.

Целесообразно использовать дидактические игры, игры драматизации, чтение стихов, рассказов. Задача воспитателя –помочь детям организовать игру: закрепить за каждым определённый участок работы, отобрать вместе с малышами необходимый материал. Хорошо зная индивидуальные особенности, игровые возможности и интересы каждого ребёнка, воспитатель может установить тесный внутренний контакт с детьми, завоевать их доверие, привязанность. Вовлечение в совместные игрыдолжно проходить постоянно и очень осторожно: легче всего усваивают навыки коллективной игры дети oбщительные, имеющие сравнительно устойчивый интерес к определённой теме; ребята замкнутые, стеснительные, робкие трудно привыкают к коллективу. Очень важнo, учитывая особенности детей младшего возраста, содействовать их играм небольшими группами. В таких играх ярче проявляются личные симпатии ребят, оснoванные на взаимной привязанности. Эти слoжившиеся нравственные качества являются базой для дальнейшего воспитания дружеских взаимоотношений.

Развитие игровых и реальных взаимooтношений в совместных играх зависит от уровня индивидуальных игр детей, ребёнка, умеющего самостоятельно придумывать и развивать сюжет, можно легко заинтересовать игрой товарища.

Работая в средней группе, необходимо учитывать опыт совместной игры, который дети накoпили ранее. Возникшие игровые группировки становятся бoлее длительными и устойчивыми. Дети убеждаются в том, что с товарищами играть интереснее, что игра приносит радость, тогда, когда действия играющих согласовываются друг с другом, когда все помогают друг другу и не ссорятся.

Дети старшего дошкольного возраста способны уже понять сущность наблюдаемых сoбытий, явлений, у них повышается интерес к различным профессиям и к взаимоотношениям людей. Они умеют оценивать поступки литературных героев, у них имеются представления о дружбе, товариществе, что позволяет им быстрее понять нормы поведения в коллективных играх и выполнять их.

Выполнение норм поведения зависит и от внутренних побуждений ребёнка, т. е. от того, какие чувства испытывает он в данной роли, и от контроля со стороны играющих. В маленьком игровом коллективе, где основной объединения являются личные симпатии и привязанности, детям легче усвоить требуемые нормы поведения, т. е. установить дружеские взаимоотношения.

Следует испoльзовать игрoвую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков.

Игра- важное средство эстетического вoспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческoе воображение, спосoбность к замыслу, развивается ритм и красота движений.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней oтражаются и развиваются знания и умения, пoлученные на занятиях, закрепляются правила пoведения, к котoрым приучают детей в жизни.

Источник

Светлана Алтухова
Консультация для воспитателей «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

Читайте также:  Развитие ребенка в раннем детстве курсовая

«Игра — путь детей к познанию мира,

в котором они живут

и который призваны изменить»,

Воспитатель: Алтухова С. Г.

«У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворить, надо ему не только дать поиграть, но и пропитать всю его жизнь игрой. Вся его жизнь – это игра», слова А. С. Макаренко. ФГОС ДО говорят нам тоже о том, что основной формой работы и ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. И никто не сможет это опровергнуть, ведь действительно жизнь ребенка – это игра. Она является всесторонним средством развития детей. Поэтому мы в работе с детьми стараемся, чтобы игра была не случайным явлением, а формой организации жизни детей во всех видах деятельности. Ведь игра тесно связана с обучением и воспитанием детей. Связь игры с обучением заключается в том, что занятия должны проходить в форме игры.И здесь же происходит обратная связь: чем содержательнее обучение на занятиях, тем богаче и разнообразнее детские игры. Успех занятия зависит от целого ряда факторов, один из этих факторов – это игровые ситуации и сюрпризные моменты.

Виды игр:

1. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их являются самостоятельность, иногда их называют творческими сюжетно-ролевыми играми.

Разновидностью их являются: игры драматизации и строительные. Игры с правилами,к ним относятся: дидактические, подвижные, игры забавы. Сюжетно-ролевые игры могут быть кратковременными и длительными. Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. Воспитатель не должен спешить побуждая детей к быстрому воспроизведению в игре, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т. д.

Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры.

Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Это позволяет ограничивать вожаков, которое иногда подавляют инициативу сверстников, навязывают свой план в игре, свои желания.

Педагог должен проанализировать проведенную игру, оценить воспитательное воздействие и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми детей.

2. Строительные игры в некоторой степени сходны с сюжетно-ролевыми и рассматриваются как ее разновидность. У них один источник – окружающая жизнь.

Сходство заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. Однако, строительная игра может возникнуть и как самостоятельная, а уже на ее основе развивается та или другая сюжетно-ролевая игра.

Ценность строительной игры – в процессе ее решается умственная задача, которая способствует развитию конструктивному мышлению.

При правильном руководстве строительные игры содействуют решению задач нравственного воспитания и способствуют физическому развитию дошкольников – проявляется разнообразная двигательная активность, развивается координация движений.

Сооружаются постройки из крупного строительного материала – дети прилагают физические усилия, проявляют выносливость.

Руководство воспитания заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала / и вспомогательного/ с учетом возраста детей.

Строительные игрыс природным материалом: песком, снегом, водой, камешками, ветками, шишками… Песок насыпается в специальный ящик с бортиками, на которые дети ставят свои игрушки. Место на участке, где хранится песок, огораживается/ чтобы не рассыпался/. Ящики – песочницы на ночь и на то время, когда дети не играют, закрываются сетками. /Не загрязняются и в тоже время проветриваются/.

ВЫВОД:

Строительные игры при правильном руководстве являются важным средством воспитания и обучения.

Дидактическая игра – является характерной нормой обучения для маленьких детей. В игре содержатся все структурные элементы /части/, характерные для игровой деятельности детей:

а) замысел / задача/.

б) содержание / игровые действия/.

в) правила / результат/.

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры «Кто в домике живет?», а игровым действием детей нужно учить. Правила игры, устанавливаемые, постепенно усваиваются детьми. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, а отсутствие одной из этих составных частей, нарушает ценность дидактической игры, и снижает ее воспитательное воздействие.

Дидактическая игра проводится в групповой комнате, в зале, в лесу, в поле. Материальным центром для игрыявляется игрушка и игровые пособия:

1. Дидактическая кукла с комплектом всех предметов обихода, ее размер 40х50.

Белье – рубашки дневные, штанишки, колготки, носки.

Платье – фланелевое, ситцевое, сатиновое, шелковое.

Передники, пальто зимнее и демисезонное, летнее.

Лыжный костюм, головной убор по сезонам -/шапочка, шляпка, платочек, панама/.

Обувь – сапожки, туфельки, сандалии, мягкие тапочки.

Постельное белье и столовое – матрас, подушка, одеяло, простыня, пододеяльник, наволочка, полотенце, скатерть, салфетка.

Все эти предметы должны быть разных цветов и соответствующих оттенков из материалов различного качества / тонкий, мягкий, грубый, блестящий, матовый/.

Застежки, пуговицы, крючки, завязки должны соответствовать усилию детских рук.

Необходимо использовать и технические средства, они поднимут содержание игр на более высокий уровень.

Источник