Развитие идей защиты прав ребенка

Масесьянц Е.П.

Аспирант кафедры дошкольного образования

Южный федеральный университет

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье дан краткий историко-культурный обзор этапов развития идеи правового воспитания дошкольников, обозначены основные документы, касающиеся прав ребенка.

Ключевые слова: правовое воспитание детей дошкольного возраста, историко-культурный анализ, права ребенка.

Keywords: law education of preschool children, historical and cultural analysis, child’s rights.

Идеалом современного общества является социально развитая личность, понимающая свои интересы, знающая свои права и обязанности, уважающая права и законные интересы других людей. В сложившейся ситуации необходимо найти механизмы воздействия на правовую социализацию развивающейся личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие становление правовой культуры ребенка, его успешное вхождение в жизнь общества. Успешному решению проблемы будет способствовать изучение опыта прошлого.

Историко-культурный анализ развития идеи правового воспитания детей дает возможность описать и объяснить факты истории отечественной и зарубежной педагогики и культуры, являющиеся этапными в осознании и разработке проблемы правового воспитания дошкольников и обогащающие ее новым содержанием. Несмотря на то, что история развития идеи правового воспитания до сих пор изучена недостаточно,  использование достижений педагогической мысли прошлого помогает глубже понять сущность и истоки ее возникновения, ставить и решать новые задачи воспитания дошкольников с учетом предшествующего опыта.

Археологические данные позволяют нам судить о том, как обращался с ребенком первобытный человек. Детоубийство для первобытной культуры было обыденной нормой. Ребенка не считали человеком до обряда инициации в подростковом возрасте, после чего он становился полноправным членом первобытной общины. Даже в тех племенах, которые вызывают похвалу антропологов внимательным отношением к малышам, это внимание только к нуждам тела, а не к чувствам.

Античное и раннее христианское общество вводят жестокие наказания за совершенные ребенком проступки. В этом ученые видят зачатки  последовательности родительских воздействий и внимания к детям. Родители считают ребенка своей собственностью, оставляют за собой право делать с ним все, что захочется. Историки отмечают, что принесение  детей в жертву для религиозных обрядов и других нужд было легальным (например, ребенка могли замуровать в стену при закладке здания).

Прогрессивными для античной культуры явились мысли Сократа, Платона, Аристотеля о гражданской добродетели как неотъемлемой черте гражданина, где важное место занимала законопослушность. Аристотель отмечал роль закона в воспитании добродетельности. Цицерон, Квинтилиан и их последователи цель воспитания видели в серьезной подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей.

С 4 по 13 век нашей эры в Европе сказывается влияние христианства: несмотря на то, что детская смертность ещё очень высока, детоубийств становится все меньше и они признаются незаконными. С первых дней жизни детей отдают на несколько лет кормилицам (все, кому позволял доход), а потом в услужение, в заложники (в дворянских семьях), в монастыри или на воспитание в другие семьи. Ребенка не оставляет ощущение брошенности, покинутости родителями, что объясняет  тоску, страхи и агрессию взрослого человека средневековой эпохи.

Средневековое общество относится к детям амбивалентно: ребенок видится взрослому миру одновременно невинным и греховным. Невинность ребёнка понимается в том смысле, что его невозможно развратить, а «греховность» нужно усмирять жестокими порками. Ллойд Демоз в своей «Психоистории» писал об одном немецком школьном учителе, который подсчитал, что в общей сложности отвесил 911 527 ударов палкой, 124 000 ударов плетью, 136 715 шлепков рукой и 1 115 800 пощёчин [2]. Большинство средневековых авторов описывает очень суровые сцены избиения. Юристы 13 века оценивали положение дел так: «Если ребёнка бьют до крови, это будет ему хорошая память, если же его забивают до смерти, тут дело касается закона» [1, 198].

Законы государств  Средневековья мало уделяют внимания подрастающему поколению. Известны случаи, когда в странах средневековой Европы детей, в том числе маленьких, суды приговаривали к жестоким уголовным наказаниям, даже смертной казни, за ересь и колдовство. Потому что в уголовном праве не было предусмотрено отдельного подхода к несовершеннолетним преступникам.

В то же время, Средневековье подарило нам мыслителей с мировым именем, первые письменные труды по воспитанию детей. Среди них Ф. Аквинский, Г. Сен-Викторский,  П. Абеляр, В.де Бове и др. Винсент де Бове (1190—1264) — монах, энциклопедист, наставник детей французского короля  в воспитании ставил на первое место нравственность. В педагогическом трактате «О воспитании знатных детей» требует осознанного и радостного смиренного подчинения ученика учителю, добровольного принятия наказаний с пониманием их пользы. Он считал, что, тот, кто не умеет подчиняться, не умеет управлять.

В эпоху Возрождения идеи гражданско-правового воспитания рассматривались в тесной связи с правом долженствования. П. Верджерио, Л. Бруни исполнение гражданского долга связывали с подчинением закону, праву.

В XVII веке чешский ученый и философ-гуманист Я.А. Коменский первым в истории обосновал принцип, согласно которому объективно существующее природное равенство людей и одинаковая потребность каждого индивида в умственном и нравственном развитии есть залог успехов всего человечества.  Дж. Локк в книге «Мысли о воспитании» (1693) сформулировал цель воспитания: становление гражданина, формирование нравственного характера. Он считал, что программа воспитания джентльмена должна включать не только подготовку к успешному ведению дел, но и формирование гражданской ответственности, способности приносить пользу стране, вести добродетельную жизнь.

Читайте также:  Плавания в развитии ребенка

С конца XVIII в. в государственных  школьных системах стали вводиться учебные курсы законоведения, моральных и политических наук для гимназий и других школ. В 1783 г. по высочайшему повелению императрицы вышла в свет книга «О должностях человека и гражданина», которую изучали в училищах. Важной задачей морального воспитания подрастающего поколения являлось изучение законов.

В XIX  столетии в России вопросы воспитания законопослушных граждан поднимались в трудах педагогов-демократов А.Н. Радищева, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, А. Н. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева. Законодательство в той или иной степени изучалось в  различных учебных заведениях.

После Октябрьской революции 1917 г. вышел первый советский учебник для школ по социологии. Его автор Г.А. Энгель отмечал роль правового воспитания в становлении гражданина Советской республики, отмечал взаимосвязь права и морали как регуляторов поведения, влияющих на уровень гражданственности личности.

В работе П.Ф. Каптерева «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908) поднимается вопрос о воспитании чувства законности у детей.  А.С.Макаренко, основавший в 1920 г. трудовую колонию для беспризорников и несовершеннолетних, основными задачами правового воспитания считал  выработку положительных привычек детей и формирование сознательного отношения к праву и дисциплине. 30-е гг. XX столетия наложили отпечаток на содержание правового воспитания и обучения. Актуальные педагогические идеи не были реализованы в силу отсутствия подготовленных педагогических кадров, владеющих правовой компетентностью, слабой разработанности методики правового воспитания, гипертрофированности идей правового просвещения в рамках изучения Конституции СССР.

В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка была принята в 1959 г. и стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка.

В XX-XXI веке были приняты следующие документы, в которых говорится о правах ребёнка:

Международные:

• 1923 г. – Женевская декларация прав ребёнка;

• 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г.);

• 1959 г. – Декларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.);

• 1989 г. – Конвенция о правах ребёнка;

• 1990 г. – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Нормативные документы Федерального уровня:

• Конституция РФ;

• Гражданский кодекс РФ;

• Уголовный кодекс РФ;

• Семейный кодекс РФ;

• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

• Федеральный закон «Об образовании в РФ»;

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребёнком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса. Право ребёнка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса. Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребёнка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением сотрудников полиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений.

Сегодня актуальность проблемы воспитания правовой культуры дошкольников обусловлена:

— обозначенной в Декларации прав ребенка необходимостью признания и соблюдения прав детей путём законодательных и других мер. В десяти принципах Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание,  материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление;

— признанием в Конвенции ООН о правах ребёнка (1989) необходимости рассматривать ребёнка как субъекта права, которому предоставлен весь спектр прав человека; признанием за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на воспитание; развитие; активное участие в жизни общества. Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее;

— определением в статье 2 «Закона об образовании в РФ» понятия воспитания как процесса развития личности, создания условий для самоопределения и социализации на основе принятых в обществе правил и норм поведения;

-обозначением в ФГОС дошкольного образования необходимости формирования общей культуры личности детей, обуславливающей усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные ценности.

Читайте также:  Рекомендации по развитию общения ребенка со сверстниками

По мнению исследователей А.В. Запорожца, Д.В. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова, Н.Е. Вераксы и др., интеллектуальные возможности детей дошкольного возраста позволяют сформировать у них представления и понятия, отражающие существенные связи и зависимости различных областей действительности. Дети 5-6 лет вполне осознают и чувствуют несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим (любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям). Опираясь на такое проявление чувства справедливости, возможно рассчитывать на понимание ребёнком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих.

В исследованиях, выполненных в 90-е годы 20 века, уточнено понятие «правовое воспитание», его роль в формировании правового государства, обоснована необходимость гармоничного сочетания нравственного и правового воспитания в гражданском обществе (С.Н. Апиян, 2001); конкретизировано понятие «гражданственность» по отношению к детям старшего дошкольного возраста (В.А. Казаева, 1999), доказана целесообразность и возможность формирования у старших дошкольников представлений о правах человека (С.В. Федотова, 2000).

В настоящее время разработаны принципы (Т.В. Болотина), содержание (Я.В. Соколов, В.В. Антонов), формы и методы (А.С. Прутченков, Е.С. Шабельник, М.А. Шкробова), условия (Н.Ю.Ган, А.Ф. Никитин, С.А. Морозова, Т.А. Степанова, Е.А. Певцова, З.К. Шнекендорф, А.Н. Тубельский) гражданско-правового воспитания школьников и детей дошкольного возраста.  

Мы рассматриваем правовое воспитание ребенка-дошкольника как социально, культурно, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми знаниями о своих правах и обязанностях, способами оценивания собственных поступков и поведения других людей с точки зрения норм права, опытом правового поведения в различных видах деятельности. Успешность работы по правовому воспитанию дошкольников зависит от многих факторов. Важнейшим из них является повышение правовой культуры родителей.

Многие молодые родители имеют  низкий уровень культуры и компетентности в вопросах воспитания детей, что выражается в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, безграмотности в решении проблем воспитания, исчезновении совместных форм деятельности, возрастающем дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу. Зачастую права детей нарушают сами родители. Это приводит к формированию неадекватной самооценки у ребенка, неуверенности в своих силах, развитию отрицательных форм самоутверждения в обществе, а также может выражаться в задержках психического и речевого развития, проявлении девиантного поведения. Поэтому формирование педагогической и правовой компетентности родителей должно выступать одной из важнейших задач современного общества, частью государственной социальной политики [3, 97].

Идея правового  воспитания развивалась, периодически терпела поражение, что зависело не столько от педагогики, сколько от более широкого социального контекста. Бережное отношение к научно-педагогической мысли предыдущих лет, учет данных современных исследований имеют исключительно важное значение для изучения проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста, так как в данных исследованиях содержатся истоки идеи правового воспитания, теоретические предпосылки для постановки задач, разработки концепций и методик в современной теории и практике дошкольного  образования.

Список используемой литературы

  1. Азаров А. Защита прав человека: Международные и российские механизмы. -М., 2000,- 321 с.
  2. Демоз Л. Психоистория. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  3. Татаринцева Н.Е., Гречишникова К.О. Педагогические условия оказания помощи родителям в воспитании детей // Известия ЮФУ. Педагогические науки. 2015. № 6. С.97.

Источник

Каждый должен знать свои права и уважать права других людей!

20 ноября – Всероссийский день правовой помощи детям.

Дата выбрана не случайно. 20 ноября 1959 года ООН был принят первый документ, законодательно закрепляющий детские права: «Декларация прав ребенка». Декларация провозглашала равные права всех детей в области образования, воспитания, духовного и физического развития, социального обеспечения. «Равные» — значит независящие от национальности, цвета кожи, происхождения, имущественного и социального положения ребенка.

В этот же день 30 лет спустя была подписана «Конвенция о правах ребенка», носящая статус международного правового документа и обязывающая страны (в первую очередь родителей, различные организации, местные власти и национальные правительства) обеспечить детям хорошую жизнь и счастливое детство.

В России, начиная с 2013 года, 20 ноября посвящается деятельности, направленной на правовое информирование и консультирование родителей, опекунов, попечителей и, конечно, детей. Заинтересованные ведомства предоставляют бесплатную юридическую помощь. В образовательных организациях (детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования) проходят беседы, лекции, правовые часы, проводятся викторины.

Это день повышения правовой грамотности в области защиты прав и законных интересов каждого ребенка.

Уважаемые взрослые, помните: дети имеют право на жизнь, имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, право развиваться физически, нравственно и духовно в условиях, свободных от голода, нужды, жестокости и эксплуатации.

Вы нарушаете права ребенка, если:

— Лишаете его свободы движения.

— Уходите из дома на несколько часов, оставив ребенка одного.

— Применяете физическое насилие или насилие над личностью.

— Угрожаете.

— Лжете и не выполняете своих обещаний.

— Пренебрегаете нуждами ребенка.

Грубейшим нарушением детских прав является отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

И хотя в большинстве случаев дети не могут обратиться за защитой сами, соблюдение их прав гарантировано и находится под независимым контролем государства и общества. В частности, Семейный Кодекс Российской Федерации обязывает органы опеки и попечительства принять меры по защите ребенка(ст. 56). Среди них:

Читайте также:  Папка передвижка для родителей сенсорное развитие ребенка

— «лишение родительских прав» как мера защиты детей от жестокого обращения в семье (с. 69);

— немедленное «отбирание» ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью (ст. 77).

Знайте: за совершение физического насилия в отношении несовершеннолетних, преступление против семьи и несовершеннолетних предусмотрена уголовная ответственность (ст. 106-136 и 150-157 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В России на независимой основе права детей отстаивает и Уполномоченный по правам ребенка.

Уважайте права и свободы ребенка, соблюдайте их и всеми силами содействуйте их осуществлению. Берегите детство!

С циклом подробных видео-консультаций по вопросам прав детей, можно познакомиться на портале «Я-родитель!».

А эта викторина адресована детям старшего дошкольного возраста. Пройдите ее вместе с вашим ребенком, через игру и сказку расскажите ему о его правах.

Ведь знать свои права должен каждый.

Викторина «Права литературных героев»
(для детей 5 — 7 лет).

1. Право на имя.

Каждый ребенок имеет право на имя. Когда ты родился мама и папа получили свидетельство о рождении: документ, в котором записаны выбранное для тебя имя, а также отчество и фамилия.

  • Попроси родителей рассказать, что означает твое имя. Почему тебя назвали именно так.
  • Выучи свои фамилию имя и отчество, ведь они отличают тебя от других, делают особенным и неповторимым.
  • Послушай, как появилось имя у одного сказочного персонажа. Отгадай, о какой сказке идет речь.

«Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье…”

Иллюстрация Л. Владимирского.

Вспомни еще 10 имен любых сказочных героев.

2. Право на заботу.

Каждый ребенок имеет право жить в семье или быть на попечении тех, кто обеспечит ему наилучший уход. Хорошо, когда мама и папа заботятся о ребенке, а члены семьи проявляют уважение друг к другу.

  • О дружной семье часто говорят: «Кто живет ладно, у того все складно». Попробуй объяснить, что это значит.
  • Расскажи, как зовут твоих близких.
  • Послушай, как появилась семья у одного сказочного персонажа. Назови сказку.

«Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься».

Иллюстрация Л. Ходакова.

3. Право на жилье и его неприкосновенность.

У каждого ребенка должны быть дом или квартира, где он живет со своей семьей. И никто не может войти в этот дом без разрешения хозяев.

  • А ты знаешь свой домашний адрес?
  • Подумай, в каких сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища.

Иллюстрация А. Брея

4. Право на медицинскую помощь.

Каждый ребенок имеет право на медицинское обслуживание. Для обследования и лечения детей существуют поликлиники, больницы, медицинские центры.

  • Послушай и отгадай загадку.

Громко кашляет Серёжа.
У него бронхит, похоже.
В поликлинику звонят,
А Серёже говорят:
— Ты не бойся и не плачь.
К тебе едет добрый … .

  • Вспомни, в какой сказке добрый доктор помогал героям реализовать их право на медицинское обслуживание.

Иллюстрация О. Гвоздевой.

5. Право на образование.

В нашей стране каждый ребенок имеет право учиться. Сначала в детском саду, потом в школе, колледже, институте или университете.

  • Как ты думаешь, зачем ребенку дано это право? Для чего нужно учиться?
  • В сказке «Золотой ключик, или приключения Буратино» папа Карло очень хорошо понимал, как важно, чтобы ребенок учился. Скажи, а что сделал папа Карло, чтобы купить азбуку и отправить сына в школу?

Иллюстрация Л. Владимирского.

6. Право на защиту от экономической эксплуатации.

Каждый ребенок имеет право на защиту от работы, которая представляет опасность для его здоровья или мешает учиться. В России установлен возраст, начиная с которого ребенок может быть принят на работу. Это 14 лет. Есть требования к продолжительности рабочего дня и условиям работы.

  • А в каких сказках героям приходилось много и тяжело работать по дому?

Иллюстрация Л. и В. Пановых.

Ответы:

1. Сказка-повесть «Золотой ключик, или приключения Буратино» (А.Н. Толстой).

2. «Снегурочка» (русская народная сказка).

3. «Заюшкина избушка» (русская народная сказка), «Три поросенка» (С.В. Михалков), «Волк и семеро козлят» (русская народная сказка), «Зимовье зверей» (русская народная сказка) и др.

4. Сказка «Айболит» (К.И. Чуковский).

5. Папа Карло продал свою единственную куртку.

6. Сказки «Золушка» (Ш. Перро), «Морозко» (А.Н. Толстой) и др.

Источник