Развитие и воспитание ребенка в детском доме

Развитие и воспитание ребенка в детском доме thumbnail

Развитие и воспитание ребенка в детском доме

Тщательный анализ развития ребенка в детском доме позволяет наблюдать, что отстают в развитии практически все брошенные дети. Но закономерности, открытые системно-векторной психологией Юрия Бурлана, показывают, что и в полных семьях, если дети теряют ощущение защищенности и безопасности, у них наблюдаются аналогичные проблемы в поведении. Они начинают вести себя точно также, хотя ребенок и не находится в условиях детского дома.

0
4453
24 Сентября 2016 в 23:03

Автор публикации:
Виктория Винникова, педагог

Вопрос от Надежды, Москва:

«Юрий, как же тогда происходит развитие ребенка в детском доме? Ведь дети из детдома не имеют чувства защищенности и безопасности!!! Неужели ничего нельзя сделать?»

Отвечает Виктория Винникова, учитель математики:

Надежда, спасибо, что подняли непростую и для многих болезненную тему. Ваш вопрос о том, как происходит развитие ребенка в детском доме, волнует педагогов, психологов, медиков, да и просто неравнодушных людей.

У многих сердце кровью обливается, когда они только подумают о том, как же можно развиваться в таких сложнейших условиях? Какие травмы получает неокрепшая психика детей, попавших в детский дом? Возникает вопрос, как же обеспечить развитие психики ребенка детского дома, когда они лишены самого главного? Того, что никакие материальные блага не заменяют.

Ответы на эти вопросы дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая раскрывает особенности психики и условия гармоничного формирования личности даже в условиях развития и воспитания детей в детском доме.

Эта статья будет полезна всем, кто имеет отношение к развитию детей в детском доме: педагогам, психологам, воспитателям, волонтерам и даже спонсорам и меценатам.

Особенности развития детей детского дома

Педагоги и психологи проводят тщательный анализ развития психики ребенка в детском доме и выявляют некоторые закономерности. В частности, все исследователи замечают у ребенка детского дома отставание в развитии.

Когда ребенок только родился, это просто маленький комочек желаний – кушать, пить, дышать спать. Но для его развития ему необходимы основа и фундамент, которые дает материнская забота. В терминах системно-векторной психологии Юрия Бурлана это называется чувством защищенности и безопасности. Ощущение этой защищенности позволяет малышу максимально раскрыться в период развития и познания мира.

Тщательный анализ развития ребенка в детском доме позволяет наблюдать, что отстают в развитии практически все брошенные дети. Но закономерности, открытые системно-векторной психологией Юрия Бурлана, показывают, что и в полных семьях, если дети теряют ощущение защищенности и безопасности, у них наблюдаются аналогичные проблемы в поведении. Они начинают вести себя точно также, хотя ребенок и не находится в условиях детского дома.

Дети детских домов априори лишены этой важнейшей психологической составляющей, именно поэтому и происходит задержка психосексуального развития, наблюдаются сложности речевого развития и полный список других негативных проявлений у детей, хорошо знакомых педагогам, воспитателям и психологам детских домов.

Для преодоления этого отставания предлагаются варианты создания семейной атмосферы, чтобы как-то компенсировать детям отсутствие родителей. Но в большинстве случаев огромный штат педагогов, психологов, медицинских работников и волонтеров используют общие или усредненные методики для всех. А системный подход работает с врожденными особенностями развития психики детей детских домов, а у каждого ребенка они свои. Оказывается, что подходит для одного ребенка детского дома, то губительно для другого.

Кроме того, имеет популярность ложная мысль, что такие дети генетически предрасположены к наркомании, пьянству, воровству, что из таких детей вырастают социально нереализованные люди, имеющие проблемы со здоровьем.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана очень точно показывает, что это заблуждение, и при правильном системном подходе психическое развитие ребенка в детском доме происходит нормально.

Развитие ребенка в детском доме

Особенности личностного развития детей воспитанников детских домов

Все развитие ребенка идет согласно его врожденным векторам, и проявляют свои отрицательные черты дети тоже согласно своим векторам.

Именно от отсутствия чувства защищенности и безопасности дети детских домов с раннего детства начинают лгать, воровать, драться, кусаться или проявлять другие признаки девиантного поведения.

Наконец-то эти проявления точно изучены, а главное – показаны внутренние механизмы и причины возникновения таких состояний у любых детей. Это помогает сформулировать системные рекомендации для педагогов, воспитателей, психологов, чтобы вовремя скорректировать развитие ребенка детского дома.

Понимание психики ребенка детского дома

Что же делать? Какой толк заниматься развитием навыков, обучением и воспитанием, если нет тепла матери? Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает дать детям детских домов точку опоры в лице компетентных системных специалистов. Ведь важнейшая опора для ребенка детского дома – это понимание его психического склада, его врожденных талантов и способностей окружающими его взрослыми.

Любым ребенком движут его желания. А системно-векторная психология Юрия Бурлана как раз и раскрывает нам скрытые бессознательные механизмы желаний ребенка детского дома. Любой ребенок рождается с заданным набором векторов. Рассмотрим подробнее.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка на каждом возрастном этапе

Индивидуальный план программа развития ребенка в детском доме

Есть от природы шустрые, подвижные, юркие, ловкие дети. Такими свойствами психики обладают ребята с кожным вектором. Внутренняя врожденная программа все их поступки пропускает через фильтры польза-выгода, добыча и экономия. А чтобы добыть и сохранить, необходимо «вертеться», именно поэтому основное бессознательное желание в кожном векторе с детских лет проявляет себя в движении, скорости, ритме.

Таких детей лучше всего определить в спортивные секции и при этом отслеживать, чтобы их развитие шло по нарастающей.

Именно такие дети при потере чувства защищенности и безопасности начинают «добывать» конфеты, игрушки, деньги. А взрослые воспринимают это как воровство и начинают приписывать маленькому ребенку какой-то злой умысел, которого у него и не было.

От природы у него есть врожденное желание к добыче. Маленький ребенок с кожным вектором рождается вором, а развивается в спортсмена, бизнесмена, законодателя. Просто необходимо понимать все ступени его развития.

В противоположность шустрым и подвижным ребятам есть медлительные обстоятельные дети, которых ни в коем случае не надо торопить, иначе они начинают упрямиться, дуться и обижаться. В детском возрасте при потере чувства защищенности и безопасности такие ребята могут быть агрессивны, драться, кусаться. Так проявляют себя их бессознательные желания, лежащие в основе анального вектора.

Особенности развития ребенка в детском доме

Любой ребенок всегда развивается от простого к сложному – маленький воришка должен стать инженером. Если педагоги и воспитатели, волонтеры и психологи будут учитывать врожденные особенности личностного развития детей воспитанников детских домов, то негативные проявления можно снять.

Составляя индивидуальный план развития для детей в детских домах, необходимо учитывать, что развивающие методики и игры нужно подбирать в соответствии с врожденными свойствами ребенка детского дома. Малышу с кожным вектором необходимо развивать логику, навыки организатора и прививать дисциплину. А неторопливому ребенку предложить рукоделие, чтение и помощь в обучении младших. Так мы задаем позитивное направление развития, вкус радости от использования своих талантов на пользу другим.

Развитие детей детских домах

Очень легко идти за врожденными талантами детей, предлагать им новые задания. Например, задумчивых ребятишек со звуковым вектором можно научить играть в шахматы и предоставить им для этого свой уголок, где они будут находиться в тишине и покое.

А эмоциональным детям со зрительным вектором необходимо дать возможность выражать свои чувства на сцене (песни, танец, спектакли). Так талант и способности каждого будут развиваться, что особенно важно для детей детских домов.

Более того, взрослые, работающие с детьми детских домов, сами будут испытывать невероятное наслаждение от своей работы, потому что результаты их усилий будут предсказуемы, а методы педагогического воздействия точны. Задача педагогов помочь раскрыться этим врожденным талантам и направить их в позитивное русло развития.

Воспитание и развитие детей в детском доме

Сам по себе индивидуальный план развития ребенка в детском доме в соответствии с системным подходом – это уже очень многое. Ведь ребенок детского дома ощущает себя понятым, «правильным», нужным, а значит, снизит необходимость привлекать внимание деструктивным поведением.

Нельзя не отметить достижения советской педагогики: «Педагогическую поэму» Макаренко и «Республику Шкид». Их гениальные находки полностью подтверждаются новейшими исследованиями системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Действительно, когда ребенок теряет ощущение защищенности, он пытается выжить, подчиняясь инстинктам. Так, бессознательно ребята естественным образом сбиваются в стайки. При этом если нет направляющего руководства педагогов, эти стайки действительно могут превратиться в шайки.

Но стоит только появиться хорошему воспитателю, как эта стайка правильным образом самоорганизуется, формируется настоящий детский коллектив по взрослому типу. Таким образом дети детского дома формируют позитивный опыт взаимодействия с другими, который вынесут во взрослую жизнь.

Когда это происходит через сюжетно-ролевые игры, где педагогами задается высокий нравственный ориентир, то естественным образом происходит формирование коллективного чувства защищенности и безопасности, что и способствует гармоничному формированию каждой личности.

Все усилия педагогов, психологов, волонтеров и помощников детских домов должны быть направлены на создание этой атмосферы, которая может обеспечить ребенку чувство защищенности и безопасности и способствовать его социализации.

Естественно, такому ребенку будет легче находить место и в любом другом коллективе. Конечно же, свои особенности в любом случае будут, но свести риски к минимуму поможет именно этот шаг.

Даем точку опоры следующему поколению!

В детских домах работают неравнодушные люди, энтузиасты своего дела. Педагоги и психологи переживают и болеют душой за каждого ребенка.

Системно-векторная психология – это уникальный инструмент в руках педагогов и психологов. Он позволяет избегать экспериментов над детьми воспитательными методиками. Не стОит надеяться на лучшее в отношении ребенка детского дома или сочинять в своей голове какой-то вариант счастья для него. Необходимо точно знать, что конкретно этому ребенку из детского дома нужно для наилучшего развития и последующей адаптации ко взрослой жизни.

Читайте также:  Заполненная карта индивидуального маршрута развития ребенка

У нас появляется точное понимание всего диапазона его развития. И, соответственно, взрослые точно видят весь возможный потенциал талантов и способностей, заданный ребенку детского дома от рождения.

Учитывая индивидуальные особенности личностного развития детей воспитанников детских домов, с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно добиться устойчивых результатов и успешной адаптации воспитанников детских домов к жизни в социуме.

Узнайте больше об особенностях современного поколения детей, о воспитании ребенка в семье и коллективе на бесплатных онлайн-тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

Автор публикации:
Виктория Винникова, педагог

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник

Àíòîí Ñåìåíîâè÷ Ìàêàðåíêî, äîáðåéøåé äóøè ÷åëîâåê, ãäå-òî èäåàëèñò, ïîòîìó êàê áûë óáåæäåí, ÷òî òðóäîì è äîáðûì îòíîøåíèåì ìîæíî ïåðåâîñïèòàòü êîãî óãîäíî. À êîíòèíãåíò ó íåãî áûë áóäü çäîðîâ. ×òî òàêîå áåñïðèçîðíèêè òîãî âðåìåíè (30-å ãîäû), ìàëî êòî èç íàñ ñåé÷àñ ïðåäñòàâëÿåò.

Ñ ýòîãî è íà÷íåì ïîòîìó, êàê èíà÷å íå ïîíÿòü — çà ÷òî æå óáåæäåííûé ïðîòèâíèê ðóêîïðèêëàäñòâà â âîñïèòàòåëüíûõ öåëÿõ äàë òàêè â óõî îäíîìó âîñïèòàííèêó è íå îäèí ðàç…., è êàê ñàì Ìàêàðåíêî ïðèçíàëñÿ:

«..ãíåâ áûë íàñòîëüêî äèê è íåóåìåí, ÷òî ÿ ÷óâñòâîâàë: ñêàæè êòî-íèáóäü ñëîâî ïðîòèâ ìåíÿ — ÿ áðîøóñü íà âñåõ, áóäó ñòðåìèòüñÿ ê óáèéñòâó, ê óíè÷òîæåíèþ ýòîé ñâîðû áàíäèòîâ. Ó ìåíÿ â ðóêàõ î÷óòèëàñü æåëåçíàÿ êî÷åðãà..»

Ôîðìàëüíî ïðè÷èíîé òàêîãî ãíåâà áûëî íåïîä÷èíåíèå îäíîãî õóëèãàíèñòîãî âîñïèòàííèêà êîëîíèè èìåíè Ôåëèêñà Äçåðæèíñêîãî. Ñòîÿëà çèìíÿÿ ñòóæà. Ïî ïðàâèëàì êîëîíèè åå îáèòàòåëè ñàìè ñåáå çàãîòàâëèâàëè äðîâà, ñàìè òîïèëè. Îäíîìó èç íèõ áûëî äàíî ïîðó÷åíèå — ïîéòè è íàðóáèòü äðîâ äëÿ êóõíè.  îòâåò Ìàêàðåíêî, êîòîðûé ïîíèìàë, ÷òî óñïåõ ïðåäïðèÿòèÿ âî ìíîãîì çàâèñèò îò åãî ëè÷íîãî àâòîðèòåòà, ïîëó÷èë:

— «Èäè ñàì íàðóáè, ìíîãî âàñ!

Ýòî âïåðâûå êî ìíå îáðàòèëèñü íà «òû».

 ñîñòîÿíèè ãíåâà è îáèäû, äîâåäåííûé äî îò÷àÿíèÿ è îñòåðâåíåíèÿ âñåìè ïðåäøåñòâóþùèìè ìåñÿöàìè, ÿ ðàçìàõíóëñÿ è óäàðèë ..ïî ùåêå. Óäàðèë ñèëüíî, îí íå óäåðæàëñÿ íà íîãàõ è ïîâàëèëñÿ íà ïå÷êó. ß óäàðèë âòîðîé ðàç, ñõâàòèë åãî çà øèâîðîò, ïðèïîäíÿë è óäàðèë â òðåòèé ðàç…»

Ìàêàðåíêî îðãàíèçîâàë îäíó èç ïåðâûõ ïîñëå ðåâîëþöèîííûõ ñîáûòèé â Ðîññèè êîëîíèþ äëÿ áåñïðèçîðíèêîâ. Êñòàòè, èíèöèàòîðàìè ñîçäàíèÿ òàêèõ êîëîíèé áûëè ÷åêèñòû. Ôåëèêñ Äçåðæèíñêèé ëè÷íî êóðèðîâàë ýòîò âîïðîñ. Íà ñîçäàíèå êîëîíèé ÷åêèñòû ïåðå÷èñëÿëè ñðåäñòâà èç ñâîèõ ôîíäîâ, à òàêæå ñîáñòâåííûå çàðïëàòû.

Ìàêàðåíêî õîòåë è òðåáîâàë äëÿ ýòèõ äåòåé ñàìîãî ëó÷øåãî, ÷òî òîëüêî ìîæíî áûëî ðàçäîáûòü â òåõ óñëîâèÿõ.

Äëÿ äåòåé, êîòîðûì ïðåäñòîÿëî áûòü ñòðîèòåëÿìè áóäóùåãî, âûäåëèñü áûâøèå äâîðÿíñêèå óñàäüáû. Ìàêàðåíêî êðèòèêîâàëè, ìîë, çà÷åì ýòèì äåòÿì äîìà ñ ïàðêåòîì, òåïëîé óáîðíîé è ëåïíûìè ïîòîëêàìè. Îíè íå ïðèó÷åíû ê òàêîìó. Èì áû ÷åãî ïîïðîùå! Íî ó Ìàêàðåíêî áûëè ñâîè ìåòîäû. È ìíîãèå êîëîíèñòû ïðîíèêàëèñü åãî èäåÿìè, âîñïðèíèìàëè èõ íà ïîäñîçíàòåëüíîì óðîâíå è ïîíèìàëè, ÷òî òîò êîìôîðò, î êîòîðîì îíè è íå ïîäîçðåâàëè, ýòî òî, ê ÷åìó îíè äîëæíû ñòðåìèòüñÿ è äîáèâàòüñÿ ýòîãî ñâîèì òðóäîì, ñîçäàâàòü êîìôîðò ñâîèìè ðóêàìè èëè çàðàáàòûâàòü äåíüêè íà ïðèîáðåòåíèå òîãî, ÷òî äðóãèå íàçûâàëè «áóðæóéñêèìè ôèíòèôëþøêàìè», îò êîòîðûõ ðàáî÷åìó ÷åëîâåêó îäíà ìîðîêè è ñìóùåíèå = íå çíàåøü êàê ñåñòü, íà ÷òî íàæèìàòü… òî ëè äåëî — ëîïóõ ñîðâàë è…

Ìàêàðåíêî çàêóïàë äëÿ âîñïèòàííèêîâ ôàðôîðîâóþ ïîñóäó, òðåáîâàë, ÷òîáû â ñòîëîâîé ñòîëû íàêðûâàëè êàê ïîëîæåíî — ñêàòåðòè, ñàëôåòêè, ïðèáîðû, òàðåëêè, ñòåêëÿííûå ñòàêàíû, ãðàôèíû ñ âîäîé, ñîëîíêè.

Âñå ýòî ðàçâîðîâûâàëîñü â ìîìåíò è ïåðåïðàâëÿëîñü òåìè æå êîëîíèñòàìè íà áàðàõîëêó, ÷òîáû íà âûðó÷åííûå äåíüãè êóïèòü èëè ïðîñòî îáìåíÿòü íà ñèãàðåòû è ìàðàôåò.

Èç êîëîíèè âûíîñèëè âñå! Ïîñòåëüíîå áåëüå, òåïëûå ïàëüòî è áîòèíêè, êîòîðûå äëÿ áîëüøèíñòâà êîëîíèñòîâ áûëè ïåðâûìè â æèçíè âåùàìè, íå ïîäîáðàííûìè íà ïîìîéêå.

Ôèëüì «Ðåñïóáëèêà ØÊÈÄ» è «Ôëàãè íàä áàøíÿìè», êîòîðûå áûëè ñíÿòû ïî ìîòèâàì ïðîèçâåäåíèé Ìàêàðåíêî íå îòðàæàþò ðåàëüíîñòè, ñ êîòîðîé îí ñòîëêíóëñÿ, äàæå íàïîëîâèíó. Ïîòîìó ëó÷øå ïðî÷èòàòü ïåðâîèñòî÷íèê — ñàìîãî Ìàêàðåíêî.

Îòêðîâåííî, ñ áîëüþ â äóøå, îí ïîïèñûâàë ñâîþ âîéíó çà äóøè è ñóäüáû äåòåé, êîòîðûé áûëè âûáðîøåíû íà îáî÷èíó æèçíè è ïóùåíû â îáîðîò, êàê òîâàð íà òåíåâîé ñòîðîíå æèçíè. Âîðû, ïðîôåññèîíàëüíûå ïîáèðóøêè, ìàëîëåòíèå ïðîñòèòóòêè è ñóòåíåðû.

Ìàêàðåíêî ïðèâîäèò óáèéñòâåííûå ôàêòû, ðàññêàçûâàÿ íà ïðèìåðå Âàíäû î òîì, êàê æèëè íåêîòîðûå êîëîíèñòêè äî òîãî, êàê ïîïàäàëè â ïîëå çðåíèÿ ìèëèöèè, êîòîðàÿ âûëàâëèâàëà áåñïðèçîðíèêîâ ïî âîêçàëàì, ðûíêàì, ãîðîäñêèì òðóùîáàì. Âàíäà æèëà íà âîêçàëå è îòäàâàëàñü ïåðâîìó âñòðå÷íîìó çà âîçíàãðàæäåíèå, íà êîòîðîå ìîæíî áûëî êóïèòü îäèí ïèðîæîê ñ êàïóñòîé.

Óìó íå ïîñòèæèìî, íî ïåðâûìè êîëîíèñòàìè áûëè â îñíîâíîì ïîäðîñòêè 14-16 ëåò! Ñàìûé òðóäíûé âîçðàñò, êîãäà ÷åëîâåê âî ìíîãîì óæå ñôîðìèðîâàëñÿ è åãî ïðåäñòîÿëî ïî ñóòè — ïåðåäåëûâàòü, ÷òîáû âûòàùèòü èç êàæäîãî òî õîðîøåå, ÷òî â íåì åùå îñòàâàëîñü.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с овз в доу пример

Âîñïèòàòåëüíàÿ ñèñòåìà Ìàêàðåíêî ñòîÿëà íà äâóõ íîãàì è ñòîÿëà ïðî÷íî — òðóä è êîëëåêòèâ. Îáà ýòè ïîíÿòèÿ ðàáîòàëè êàê îäíî- êîëëåêòèâíûé òðóä, òðóäîâîé êîëëåêòèâ.

Ìàëî êòî âåðèë, ÷òî èç ýòîé çàòåè ÷òî-òî ïîëó÷èòñÿ. Êîëîíèñòîâ áîÿëèñü, êàê ðàçíóçäàííóþ øïàíó, îò êîòîðîé íå æäè íè÷åãî õîðîøåãî — îãðàáÿò è ïðèáüþò — ïûðíóò ñàìîäåëüíîé çàòî÷êîé è èùè âåòðà â ïîëå.

Äîëãîå âðåìÿ âñå, ÷òî ïðîèñõîäèëî ïëîõîãî, âñå óáèéñòâà, êðàæè è ãðàáåæè âàëèëè è ñïèñûâàëè íà êîëîíèñòîâ. Ìàêàðåíêî è ïåäàãîãè÷åñêîìó êîëëåêòèâó, êîòîðûé îí ñ íåèìîâåðíûì òðóäîì ñîçäàë, ïðèõîäèëîñü îòáèâàòüñÿ îò îáâèíèòåëåé è æàëîáùèêîâ è áîðîòüñÿ çà êàæäîãî «ïðåñòóïíèêà» êàê çà ñâîåãî ñîáñòâåííîãî ðåáåíêà.

À åùå Ìàêàðåíêî êàê îðóæèå èñïîëüçîâàë ÷èñòîòó. ×èñòîòó ïîìåùåíèÿ, ïîëîâ, ïîñòåëåé, îäåæäû, ðóê, ïîñóäû è ÄÓØÈ, ïîìûñëîâ.

×èñòîòà îòíîøåíèé ìåæäó þíîøàìè è äåâóøêàìè îêàçàëàñü ñàìûì ñëîæíûì â ïåäàãîãè÷åñêîé ïðàêòèêå Ìàêàðåíêî. Îäíà èñòîðèÿ çàêîí÷èëàñü áåðåìåííîñòüþ êîëîíèñòêè. Âûøåë ãðàíäèîçíûé ñêàíäàë. Êîëîíèþ íåäîáðîæåëàòåëè õîòåëè äàæå ðàñôîðìèðîâàòü, ìîë, Ìàêàðåíêî íå êîíòðîëèðóåò êîëîíèñòîâ è îíè ïðîïîâåäóþò ñâîáîäíóþ ëþáîâü. Ýòî áûëà ëîæü. È âñå êîëîíèñòû, êàê îäèí, âêëþ÷èëèñü â ðåøåíèå ýòîé ïðîáëåìû. Èñòîðèÿ ñòàëà óðîêîì âñåì. Ìàêàðåíêî åëå îòñòîÿë ïðàâî íà ðîæäåíèå â êîëîíèè ìëàäåíöà, õîòÿ äåâóøêó îòïðàâëÿëè íà àáîðò.  èòîãå áûëà ñûãðàíà ïåðâàÿ ñâàäüáà.

Íåâåñòå-êîëîíèñòêå ñîáðàëè òàêîå ïðèäàííîå, ÷òî äåðåâåíñêèå êóðêóëè èç ñîñåäíåãî ñåëà íàäîëãî óòðàòèëè ïîêîé, óâèäåâ òàêîå áîãàòñòâî.. êîçà, êóðû, ïîëíûé íàáîð ïîñóäû, ïîñòåëüíîå áåëüå, îòðåçû òêàíè, ïîäóøêè, ïîëíîå ïðèäàííîå ìàëûøó, áîòèíêè è íàáîð ñëåñàðíûõ èíñòðóìåíòîâ. Ñâîèìè ñèëàìè ïîñòðîèëè äëÿ ìîëîäûõ èçáó, â êîòîðîé ñïðàâèëè íîâîñåëüå..

Âîò òàê Ìàêàðåíêî áîðîëñÿ çà áåñïðèçîðíèêîâ 30-õ ãîäîâ..

Âîò ïî÷åìó äëÿ íåãî áûëî òðàãåäèåé òîò ñëó÷àé, êîãäà îí íå íàøåë ñëîâ è àðãóìåíòîâ, ÷òîáû âðàçóìèòü ñòðîïòèâîãî ïàöàíà… êðîìå êàê äàòü åìó â óõî. Áîëüøå âñåãî îí ïåðåæèâàë òî, ÷òî ÝÒÎ ÏÎÌÎÃËÎ.  ýòîì äëÿ Ìàêàðåíêî áûëà òðàãåäèÿ è ïðîâàë åãî ïåäàãîãè÷åñêîé òåîðèè, êàê îí ñ÷èòàë.

Âñå âðåìÿ åìó óäàâàëîñü äåðæàòü ñåáÿ íà «ïåäàãîãè÷åñêîì êàíàòå» — êàê îí íàçûâàë ñèëó âîëè, êîòîðàÿ ñäåðæèâàëà åãî â ìîìåíòû ÿðîñòè.

Ïîñëå «âíóøåíèÿ» êîëîíèñò êàê ìèëåíüêèé ïîøåë íà ðàáîòó è ïîòîì, ïîñëå óñèëåííîãî òðóäîâîãî äíÿ, êîãäà âñå, âêëþ÷àÿ è Ìàêàðåíêî, îòäûõàëè â òåíè, ñêàçàë ñâîåìó âîñïèòàòåëþ:

— «Ïðîñòèòå, Àíòîí Ñåìåíîâè÷..»

..à ïîòîì âäðóã ðàçðàçèëñÿ ñìåõîì:

— À çäîðîâî! Õà-õà-õà-õà!…

Ïðèÿòíî áûëî âèäåòü åãî ñìåþùóþñÿ ðóìÿíóþ ðîæó, è ÿ íå ìîã íå îòâåòèòü åìó óëûáêîé:

— ×òî — çäîðîâî? Ðàáîòà?

— Ðàáîòà- ñàìî ñîáîé. Íåò, à âîò êàê âû ìåíÿ ñúåçäèëè!»

Êîëîíèñòû íå îáèæàëèñü íà Ìàêàðåíêî. Îí ñàì ñåáÿ êàçíèë çà òî, ÷òî íå ñäåðæàëñÿ. È ïîòîì, âèäÿ, ÷òî åìó íå ïî ñåáå, âèíîâíèê ýòèõ äóøåâíûõ ìó÷åíèé, êîòîðûé ïîëó÷èë ïî ìîðäàñàì, ñàì ïîäîøåë åùå ðàç ê Ìàêàðåíêî:

«.. ñ ñàìîé ñåðüåçíîé ðîæåé:

— Ìû íå òàêèå ïëîõèå, Àíòîí Ñåìåíîâè÷! Áóäåò âñå õîðîøî. Ìû ïîíèìàåì….»

È íåñìîòðÿ íà ÿâíûé óñïåõ æåñòêèõ âîñïèòàòåëüíûõ ìåð, êàêèìè Ìàêàðåíêî ïîñ÷èòàë ïîùå÷èíó, îí ñíîâà è ñíîâà âîçâðàùàëñÿ ê ýòîìó ñëó÷àþ:

«Íóæíî, îäíàêî, çàìåòèòü, ÷òî ÿ íè îäíîé ìèíóòû íå ñ÷èòàë, ÷òî íàøåë â íàñèëèè êàêîå-òî âñåñèëüíîå ïåäàãîãè÷åñêîå ñðåäñòâî. Ñëó÷àé ýòîò äîñòàëñÿ ìíå äîðîæå, ÷åì ñàìîìó Çàäîðîâó. ß ñòàë áîÿòüñÿ, ÷òî ìîãó áðîñèòüñÿ â ñòîðîíó íàèìåíüøåãî ñîïðîòèâëåíèÿ…»

È åùå áîëåå óæàñíûì Ìàêàðåíêî ïîñ÷èòàë òîò ôàêò, ÷òî êîëîíèñòû ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ çàóâàæàëè åãî íàñòîëüêî, ÷òî îäíîãî åãî ñëîâà áûëî äîñòàòî÷íî äàæå äëÿ ñàìûõ çàÿäëûõ òóíåÿäöåâ è íåèñïðàâèìûõ âîðîâ.

«×òî ýòî, ïðèâû÷êà ê ðàáñòâó» — ñïðàøèâàëà åãî îäíà èç ó÷èòåëüíèö êîëîíèè, êîòîðàÿ íå îäîáðèëà òî, ÷òî ñëó÷èëîñü. Ìàêàðåíêî, îòäàâàÿ îò÷åò â òîì, ÷òî ýïèçîä âîéäåò â êíèãó è áóäåò çàìå÷åí è äðóçáÿìè è íåäðóãàìè, ïîòîìó î÷åíü òùàòåëüíî ñôîðìóëèðîâàë ñâîé îòâåò:

« — Íåò, òóò íå â ðàáñòâå äåëî. Òóò êàê-òî èíà÷å… âåäü Çàäîðíîâ ñèëüíåå ìåíÿ, îí ìîã áû ìåíÿ èñêàëå÷èòü îäíèì óäàðîì. À âåäü îí íè÷åãî íå áîèòñÿ, íå áîÿòñÿ è äðóãèå..Âî âñåé ýòîé èñòîðèè îíè íå âèäÿò ïîáîåâ, îíè âèäÿò òîëüêî ãíåâ, ÷åëîâå÷åñêèé âçðûâ. Îíè æå ïðåêðàñíî ïîíèìàþò, ÷òî ÿ ìîã áû è íå áèòü, ìîã áû âîçâðàòèòü Çàäîðîâà, êàê íåèñïðàâèìîãî, â êîìèññèþ…Íî ÿ ýòîãî íå äåëàþ, ÿ ïîøåë íà îïàñíûé äëÿ ñåáÿ, íî ÷åëîâå÷åñêèé, à íå ôîðìàëüíûé ïîñòóïîê…À êîëîíèÿ èì, î÷åâèäíî, âñå-òàêè íóæíà. Òóò ñëîæíåå. Êðîìå òîãî, îíè âèäÿò, ÷òî ìû ìíîãî ðàáîòàåì äëÿ íèõ. Âñå-òàêè îíè ëþäè. Ýòî âàæíîå îáñòîÿòåëüñòâî!.»

Ê ïîñòó èìåþòñÿ âîïðîñû: #comment_174278445

Источник