Развитие действий и движений ребенка в младенчестве

Развитие действий и движений ребенка в младенчестве thumbnail

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении  потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться.  Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия  (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором  месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце  наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑  потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

        1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑  №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

        2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник

Психическое развитие младенца (см. статью «Психическое развитие детей в период младенчества (от 2 месяцев до 1 года)» тесно связано с формированием крупной и мелкой моторики в этот период. Условия для развития двигательных функций ребенка создает взрослый: в настоящее время используются гимнастика, плавание и др.

Читайте также:  Симптомы развития дцп у ребенка

Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за 12 месяцев, поразителен. В течение первого года жизни ребенок научается держать голову, садиться, ползать, вставать на ножки и ходить; начинает тянуться к предметам, хватать их, удерживать и манипулировать ими.

В младенческом возрасте формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Благодаря им ребенок получает значительную часть информации о мире. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и обеспечивают совершенствование интеллектуальной деятельности человека.

Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых. Они служат показателями того уровня развития, которого достиг ребенок. Особенно важную роль играет овладение активными передвижениями в пространстве – ползанием и ходьбой, хватанием предметов и манипулированием ими.

Ползание – первый вид самостоятельного перемещения ребенка. У большинства детей оно возникает примерно в 6-7 месяцев, когда дети пытаются достать привлекательную игрушку. Пытаясь захватить игрушку, он немного передвигается вперед. Постепенно движения, ведущие к перемещению, закрепляются и превращаются в способ передвижения.

Овладению самостоятельной ходьбой предшествует длительный период времени, в течение которого ребенок учится подниматься на ножки, стоять, держась за какую-либо опору, переступать, стоять без опоры, наконец, ходить с опорой. В побуждении ребенка к ходьбе и выработке у него необходимых подготовительных движений решающую роль играет взрослый.

Большая импульсивная активность рук ребенка наблюдается уже в первые недели его жизни. Эта активность включает размахивание руками, хватание, движения кисти. Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь случайно оказавшиеся под рукой предметы, и это отмечается уже на 2-3-м месяце жизни. Затем движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми зрительным восприятием.

Развитие хватания начинается на 3-4 месяце жизни. Если взрослый вкладывает в руку ребенка предмет, возникает попытка его удержать. Вскоре ребенок начинает сам тянуться к висящей игрушке. В 5 месяцев ребенок уже захватывает неподвижные предметы рукой.  Держа предмет в руке, ребенок подносит его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им. Отличительной особенностью первых манипуляций является то, что они направлены на предмет, который привлекает ребенка.

Хватание – первое целенаправленное действие ребенка, которое является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

В первом полугодии жизни начинают формироваться произвольные движения. Младенец манипулирует предметом, обращая внимание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения и т.п. В этом возрасте ребенок уже начинает понимать, что воспроизведение движений способно еще раз воссоздать желательный звук.

В возрасте с 4 до 8 месяцев система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. Ребенок начинает прогнозировать движение предметов в пространстве. В 6 месяцев он уже может хватать движущиеся, качающиеся предметы.

Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями.

Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются почти одинаково – прижимая пальцами к ладони. Рука, протягиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а по дуге, часто отклоняясь в сторону от нужного направления. После 7 месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, т. е. приобретают предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук, т. е. о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.

Схватывание и удержание предмета пальцами формируется на 7-8 месяце жизни и продолжается совершенствоваться до конца года.

После 6 месяцев дети начинают подражать движениям взрослых, повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу научения путем подражания. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.

После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с водой.

MrcooKetSYs

К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма движения, служащая для направления внимания взрослого человека. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на его помощь.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Примерные сроки физического развития младенца:

Время появления движенийРазвитие движенийРазвитие моторики
1 месяцПоднимает подбородокХаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак
2 месяцаПоднимает грудьСжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.
3 месяцаТянется за предметом, но, как правило, промахиваетсяУдерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот
4 месяцаСидит с поддержкойЛадони часто раскрыты, протягивает руку к предмету, движения пальцев не дифференцированы
5-6 месяцевХватает рукой предметыПротивопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев
7 месяцевСидит без поддержкиРебенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Движения пальцев дифференцируются.
8 месяцевСадится без посторонней помощиБерет мелкие предметы 2-мя пальцами, а большие – всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.
9 месяцевСтоит с поддержкой, ползает на животе
10 месяцевПолзает, опираясь на руки и колени; ходит, держась 2-мя рукамиМанипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с водой).
11 месяцевСтоит без поддержки
1 годХодит, держась одной рукой 

 Ирина Базан

Литература:
Г.А. Урунтаева «Дошкольная психология»
Е.О. Смирнова «Детская психология»
Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская «Возрастная психология»
Р.С. Немов «Психология»

Интересные статьи на сайте

Источник

К двум месяцам кризисный период новорожденности заканчивается привыканием ребенка к жизни вне матки, и начинается период стабильного развития — младенчество. Основная деятельность ребенка в этот период — движение и общение. Для успешного развития ребенка в первый год жизни, необходимо уделять ему достаточно внимания и тепла, постоянно взаимодействовать с ним.

Если в предыдущий период, потребности ребенка постоянно удовлетворялись, то он обретает мощный стимулятор для своего развития — доверие к миру. Благодаря внутреннему ощущению благополучия, он тратит меньше энергии на плач, и направляет сбереженную энергию на развитие своих первых умений и навыков.

Читайте также:  Студия развития ребенка уникум

Мозг ребенка

Еще до рождения у ребенка начинает выстраиваться структура головного мозга. У новорожденного крайне мало связей между клетками головного мозга — нейронами. С первых дней происходит активное создание связей между нейронами (синапсы). По современным оценкам, в 1 секунду создается около 2 миллионов новых нейронных связей. Такой активный процесс происходит на протяжении первых нескольких лет жизни ребенка. Закладывается основа мозга, который достанется ребенку в будущем, который определит ход его дальнейшего развития. На развитие мозга оказывает влияние, как родитель, так и среда. В последнее десятилетие проводится множество исследований на эту тему. Так в одном из исследований было показано, что продолжительный стресс значительно тормозит скорость развития мозга. Поэтому ребенку так важна безопасность, забота в первые годы, активное взаимодействие с ним, а также среда, богатая сенсорными стимулами (воздействие на ребенка через его зрение, слух, осязание и т.д.).

Структура мозга Новорожденного, Младенца 1 месяца, Младенца 9 месяцев, Двухлетнего ребенка и Взрослого.

Очень кратко и схематично попытаемся понять ход развития мозга ребенка. На рисунке изображено, как изменяется структура мозга на клеточном уровне. У новорожденного ребенка (Newborn) уже есть нейроны (главные клетки мозга), но они еще не соединены между собой и не работают как надо, поэтому нет осознанных движений, речи и др. проявлений функций мозга. С рождения при сенсорной стимуляции, мозг ребенка начинает активно выстраивать связи между нейронами, преимущественно хаотично, объединяя «все со всем», образовывая огромный «клубок» нейронных связей. Этот процесс продолжительный и со временем сменяется другим, не менее важным процессом — оптимизации и удаления не используемых нейронных связей. Мозг переходит от приоритета количества связей к их качеству. В конце рисунка мы видим, что нейроны мозга взрослого (Adult), имеют меньше связей, чем мозг двухлетнего ребенка (2 Years). Это не говорит нам, что ребенок умнее взрослого, а как раз наоборот, хоть связей между нейронами у взрослого меньше, но они более толстые, его мозг имеет более сильные связи, а значит, может быстрее и лучше ими пользоваться. Для выживания и адаптации к опасному миру, мозг ребенка должен создать триллионы связей (охватить огромный пласт информации окружающего его мира) максимально быстро, чтобы как можно скорее уверенно овладеть не только движениями, но и такими сложными умениями как речь, мышление, жизнь в обществе. Именно поэтому обучение ребенка в раннем возрасте происходит значительно, легче чем взрослого. Так как у взрослого мозг уже сформирован и поэтому намного менее пластичен, а мозг ребенка, практически «чистый лист», который требует заполнения.

Развитие мозга ребенка

Объём мозга новорожденного составляет около 25% от своего будущего взрослого объёма. Первыми развиваются сенсорные отделы мозга, которые отвечают за: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Затем следуют моторные зоны, речевые центры. И лишь потом области, отвечающие за когнитивные функции (познание, мышление) и контроль, их развитие продолжается долгие годы, так как они являются более новыми областями мозга (в эволюционном плане) и поэтому созревают дольше и позже всех.

Сенсорные системы

Уже к 3-4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от способностей взрослых людей. К этому возрасту ребенок, как правило:

  • Свободно следит за предметами;
  • Способен длительно сосредоточиваться при разглядывании;
  • Совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания);
  • Различает большинство цветов (к 6-7 месяцам почти все цвета);
  • Правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука).

Что видит младенец с рождения до годаКак младенец видит цвета в 6 и 9 месяцев

Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных движений происходит под контролем зрения. Ребенок к 4 месяцам проявляет активный интерес к своим рукам. Долго рассматривает игрушки и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот.

Моторика

Важно знать, что каждый новый моторный навык состоит из сложения следующих факторов:

  1. Развития нервной системы и двигательных возможностей тела (биологический фактор);
  2. Целей, которыми руководствуется ребенок (получение игрушки или пересечение комнаты — мотивационный фактор);
  3. Внешней поддержки овладения умением (поощрение со стороны родителей, объекты в повседневном окружении — фактор закрепляющий поведение).

При наличии всех трех факторов, развитие моторных навыков идет максимально быстро.

Выделяют крупную и мелкую моторику. Крупная моторика включает в себя переворачивание, ползание, ходьбу и т.п., все то где задействованы крупные мышцы и система мышц. Она необходима для полноценного развития организма и движения ребенка в пространстве. Приведем хронологический список, который лишь примерно указывает наступление определенного умения. Сразу стоит отметить, что может быть сдвиг сроков и это нормально. Не нужно паниковать, если ребенок не проявляет функции строго в указанный период. Каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе и порядке.

Развитие крупной моторики ребенка на первом году жизни:
Возраст в месяцахДвигательные функции
1Лежа на животе – кратковременно приподнимает голову.
2Лежа на животе – удерживает голову, в вертикальном положении – непостоянно.
3Лежа на животе – опирается на согнутые предплечья. В вертикальном положении хорошо удерживает голову.
4Лежа на спине – при притягивании за руки приподнимает голову. Поворачивается со спины на бок.
5Лежа на животе – опирается на вытянутые руки, на одну руку. На спине – при потягивании за руки тянется за руками. Уверенно поворачивается со спины на бок.
6Лежа на спине – при потягивании за руки садится. Поворачивается со спины на живот.
7Посаженный ребенок сидит, опираясь на руки. Ползает на животе. Стоит при поддержке. Поворачивается с живота на спину.
8Садится и сидит, не опираясь. Становится на четвереньки. Ухватившись за опору, становится на колени. Ползает. Подтягивается.
9Сохраняет равновесие, сидя при манипуляциях с предметами. Встает, ухватившись за опору. Переступает, поддерживаемый за руки. Карабкается.
10Стоит самостоятельно. Ходит, держась одной рукой.
11Уверенно стоит без опоры. Приседает. Ходит, держась одной рукой. Делает несколько шагов без опоры.
12Ходит без поддержки, приседает и встает.

Мелкая моторика — это способность манипулировать мелкими предметами, как правило, при помощи рук. Важнейшим достижением первого полугодия жизни ребенка, является умение хватать предмет, с которого начинается манипулятивная деятельность с предметами.

Захватывание (доставание) предмета — это первое целенаправленное действие ребенка. Хватание начинается с обнаружения и ощупывания собственных ручек примерно в 3–3,5 месяца. Далее развитие и совершенствование захвата происходит в совместных действиях ребенка и взрослого. Взрослый переключает внимание с себя на предмет, мотивируя таким образом ребенка на активность. Таким образом, взрослый не всегда осознанно, но систематически создает ситуации развития для ребенка:

  • Демонстрирует предмет, вызывая интерес и сосредоточение внимания у ребенка;
  • Подносит предмет на такое расстояние, при котором ребенок начинает протягивать к нему руки, затем отдаляет его и снова приближает;
  • Прикасается предметом к ребенку;
  • Показывает способы действия с предметом.

Функция захвата предмета совершенствуется постепенно. Ребенку трех месяцев нужно вложить предмет (например, игрушку) в руку, и он потянет ее в рот. В 5–5,5 месяца ребенок самостоятельно может свободно доставать, захватывать и удерживать игрушку. Траектория движения руки сначала неточна, совершается много лишних сопутствующих движений, а захват кистью происходит часто по-разному.

Такие занятия становятся главной задачей для ребенка, отодвигая на второй план общение. Теперь основные интересы младенца сосредоточены на предметах — он стремится схватить и потрогать окружающие предметы. Диапазон действий с предметами одинаков, он их: трогает, ощупывает, бросает, трясет, кладет себе в рот и прочее. Однообразие этих действий не позволяют ребенку раскрыть всех свойств предметов, поэтому его интерес к конкретному предмету быстро иссякает и внимание переключается на новый предмет.

Читайте также:  Сложные нарушения развития ребенка

Во втором полугодии формируется полноценное доставание. Уточняется движение руки к предмету, развивается захват при помощи большого пальца, удерживание предмета пальцами, захват с учетом формы и размера. Когда в 6–7 месяцев ребенок начинает сидеть, то появляется больше возможностей взаимодействовать с предметами. В результате в 7–8 месяцев ребенок может перекладывать объекты из одной руки в другую и научается захватывать предмет большим и указательным пальцами (пинцетный захват). Любимое удовольствие в данный период — брать в каждую руку по предмету и стучать ими друг о друга.

К концу первого года жизни, действия с предметами начинают приобретать характер, согласно заложенной в них функции: из чашки пьют, совочком копают. Ребенок начинает копировать движения взрослых по отношению к предметам (например, «пользоваться» телефоном). Также ребенок научается обращаться с игрушками, в которых заключен определенный способ использования: собирать пирамидку, матрешку, складывать башню из кубиков.

В результате к концу первого года, ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем ходьба, которая открывает перед ним мир в новом свете, с новыми границами доступного. Действия с предметами обеспечивают ребенка новыми средствами для исследования окружающего мира. А новые границы стимулируют интерес у ребенка, повышая его моторную активность. Образуется закономерность — развитие в области моторики, поддерживает когнитивное развитие, и наоборот.

Когнитивное (познавательное) развитие

К трем месяцам ребенок знакомится с причиной и следствием, выясняет, что может заставить то или иное событие произойти. Определенное действие вызывает определенное последствие: «Я ударяю по карусели рукой или ногой — она начинает двигаться», «Я трясу погремушку — она гремит». Ребенок «записывает» эти модели причины-следствия в свой активно развивающийся мозг и начинает вносить в эти модели правки, чтобы повысить их эффективность. Например, к этому времени ребенок научился плакать так, чтобы наиболее эффективно донести свою потребность до взрослого.

С разнообразными свойствами предметов: формой, текстурой, величиной, весом и пр. — младенец знакомится в процессе манипулирования. Предмет «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки. Поэтому изменение положения пальцев в тот момент, когда рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Но не только благодаря рукам ребенок познает предметы. Многие из них он пробует ртом, в котором находится, большое количество рецепторов.

Ребенок играет с предметами

Манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: звучание, мягкость, твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Переход к манипулированию двумя руками также открывает новые свойства: расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, над или под другим предметом и т.д. Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда действует с предметами. Он исследует предметы и через них познает реальность. Получаемые при манипулировании знания о свойствах предметов являются основой для мышления. Со временем предмет начинает выступать для ребенка как нечто постоянно существующее, имеющее неизменные свойства. И в 8–9 месяцев ребенок уже понимает, что предмет, исчезнувший из поля зрения, не перестал существовать, а просто находится в другом месте. Это относится не только к предметам, но и к родителям. Теперь, когда вы уходите, ребенок понимает, что вы обязательно вернетесь, и уже меньше боится вас потерять. Голос из соседней комнаты, может успокоить его.

Также в этот период ребенок начинает замечать и понимать не только прямые, но и косвенные результаты своих действий — например, потянув за веревочку, можно притянуть привязанную к ней машинку, нажав на кнопку, можно включить или выключить свет, при помощи пульта переключать каналы в телевизоре. Ребенок начинает понимать и выделять свои действия, что дает ему возможность изображать их. Так, например, он может изобразить что ест, пьет, спит «понарошку», т.е. в символической форме представить знакомые ему действия. В течение следующих месяцев количество и разнообразие таких действий стремительно увеличивается, что говорит об активном развитии мыслительных способностей ребенка.

К 6 месяцам, ребенок начинает все лучше распознавать и идентифицировать свои чувства. Например, он начинает понимать разницу между чувством голода и одиночества. И пытается передать вам этот сигнал, что он хочет покушать или он хочет объятий. Но он не только передает сигнал. Он уже считывает, насколько точно передал его, смогли ли вы понять его просьбу.

Активно воздействие на мышление ребенка оказывают прогулки (новая среда), и конечно же, взаимодействие с другими людьми.

Социальный контакт

С первых месяцев ребенок выделяет и узнает свою маму, при этом беспокоится при ее уходе. Со второго месяца ребенок начинает более активно приступать к общению, так как проводит больше времени в бодрствование. Младенец настойчиво ищет визуальный контакт, дольше смотрит на лица родителей. Улыбка становится способом коммуникации, он чаще улыбается и издает призывные звуки, машет ручками («комплекс оживления»). Блуждание взгляда по лицу переходит в более внимательное и сосредоточенное изучение. Ребенок все активнее копирует мимику родителей. Движения губ и языка становятся более осознанными, что говорит о постепенном зарождение речи.

В 4 месяца при приближении незнакомого взрослого, ребенок настораживается и внимательно всматривается в его лицо, широко открывает глаза, притормаживает движения, иногда возникает реакция страха. В 6–8 месяцев различает людей на «своих» и «чужих». При встрече с незнакомым взрослым появляется смущение, скованность. В то время как близкие взрослые воспринимаются спокойно и в зависимости от ситуации вызывают широкую гамму эмоций (восторг при встрече, огорчение при уходе, радость во время игры, гнев и обиду при запретах). Большинство психологов видят в боязни чужих и страхе отделения — признак интеллектуального развития младенца. Тревога объясняется тем, что младенец осознает: присутствие близкого ему человека означает для него безопасность и вызывает опасение, если их нет.

В первом полугодии младенцы одинаково реагируют на положительные и отрицательные воздействия взрослых, в обоих случаях проявляя положительные эмоции. Во втором полугодии картина резко меняется, дети хорошо различают положительные и отрицательные воздействия взрослых и по-разному реагируют на них: при порицании или осуждении со стороны взрослых у них начинают преобладать негативные проявления — малыши обижаются, отворачиваются, плачут. Из-за этого отношение к каждому взрослому становится избирательным.

Моторные достижения оказывают мощное воздействие на взаимоотношения с окружающими взрослыми. Например, протягивание ручек к игрушке, позволяет младенцу передать взрослому сообщение «я хочу этот предмет», и взрослый дает его или помогает достать до него.

Характер отношений ребенка с взрослыми, и в первую очередь с матерью, определяет, как будет складываться все дальнейшее его развитие. Если на потребности ребенка реагируют, на его плач приходят, с ним разговаривают, эмоционально и физически взаимодействуют, играют, к нему доброжелательно и нежно относятся, то такой ребенок становится открытым миру, он доверяет ему и доверяет взрослым, он ощущает себя в безопасности. Присутствие и эмоциональная поддержка матери, позволяют ребенку развернуть познавательную активность. Он чувствует себя защищенным и уверен, что мать всегда придет к нему на помощь. В дальнейшем чувство доверия к миру и безопасности в нем, станет внутренним достоянием ребенка, и физическое присутствие матери в новой ситуации станет уже необязательным. Надежная, эмоциональная привязанность младенца к матери в первый год жизни, закладывает в нем любознательность, самостоятельность, уверенность в себе, открытость миру и активную познавательную позицию.

Подробно про становление речи в период младенчества

Достижения первого года жизни, можно разделить на 4 условных периода. Стоит отметить, что данные характеристики развития условны, и могут проявляться чуть раньше или позже. Развитие одних умений не зависит от развития други