Развитие артикуляционной моторики у ребенка с дцп

Пассивная артикуляционная гимнастика заключается в том, что логопед аккуратно, с поглаживаниями, манипулирует органами ребенка.

Упражнения для губ:

· открывание и закрывание рта;

· округление губ в положении широкой воронки;

· вибрация губ;

· укладывание губ в трубочку и растягивание в улыбку;

· сдвигание уголков губ по горизонтали

· поднимание верхней губы с обнажением десны;

· собирание верхней губы в «хоботок»;

· собирание нижней губы.

Упражнения для подвижности языка:

· высовывание языка изо рта и перемещение кончика языка в горизонтальном направлении;

· укладывание кончика языка попеременно на верхнюю и нижнюю губу;

· прижимание кончика языка ко дну рта;

· сдвигание кончика языка в глубь рта;

· поднимание кончика языка;

· сворачивание распластанного кончика языка в трубочку путем поднимания его боковых краев.

Активные движения языка вызываются с помощью подкрепления пищей. Например, к губам ребенка подносят карамель «чупа-чупс» и предлагают лизнуть. Перемещая карамель, можно достичь высовывания языка и воспроизведения им боковых движений.

По подражанию ребенку предлагают выполнить движения поцелуя, дутья, сплевывания, кашля, улыбки, облизывания губ.

Развитие и коррекция оральной моторики в раннем возрасте самым непосредственным образом связаны с нормализацией процесса питания.

Начиная с рождения ребенка необходимо стремиться к тому, чтобы привести процесс приема пищи к физиологической норме.

Прежде всего, необходимо правильно выбрать позу для кормления. Перед кормлением следует осуществлять стимуляцию безусловных рефлексов:

· прикасаться соском матери или теплой соской к губам ребенка;

· медленно проводить соском или соской по губам, щеке, добиваясь ответной рефлекторной реакции. Если реакция отсутствует, воспроизвести ее пассивно;

· несколько раз в течение дня легко постукивать по щекам ребенка;

· стимулировать открывание рта при помощи тактильного раздражения губ.

Эти приемы осуществляются не более 2-3 раз за один подход, так как при большем количестве повторений рефлекс может тормозиться.

В процессе сосания мать находит такое положение, чтобы ее руки были свободными. Одной рукой она помогает ребенку обхватить губами сосок, а другой рукой в такт легкому сжиманию губ слегка выдавливает молоко. Если у ребенка есть сосательные движения, но молоко выливается из-за их слабости, мать прижимает губы ребенка к соску или поддерживает только нижнюю губу. При этом следует постепенно снижать объем помощи при кормлении ребенка, чтобы стимулировать его активность.

Детям, которые не берут грудь, нужно давать жидкую пищу и учить их сосать в позиции полулежа. Необходимо правильно подобрать размер отверстия в соске, чтобы из нее выливалось около 20 капель молока в минуту.

При отсутствии сосательного рефлекса его нужно попытаться вызвать. Для этого перед каждым кормлением нужно сначала провести легкое раздражение губ и кончика языка концом соски, одновременно рукой выдвигая и удерживая губы ребенка так, чтобы они охватывали соску. При этом можно ввести несколько капель молока в рот ребенка. В качестве дополнительной стимуляции сосательного рефлекса рекомендуется гладить большим пальцем дно ротовой полости. Можно попробовать выполнить легкое сжимание крыльев носа ребенка после вдоха.

При кормлении необходимо удерживать бутылку в таком положении, чтобы жидкость не выливалась из нее, а активно вытягивалась ребенком. Постепенно угол наклона бутылки и размер отверстия в соске изменяются, чтобы ребенок увеличивал активность сосания.

Для детей постарше может быть полезна бутылка не с соской, а с трубочкой 5х30, вставленной в резиновую пробку. Постепенно необходим переход от сосания в позиции полулежа к сосанию сидя. При этом нужно стремиться к тому, чтобы сосание осуществлялось с ровно удерживаемой головой. Для этого лицу, кормящему ребенка, рекомендуется обхватить одной рукой голову ребенка сзади и удерживать смыкание губ с помощью среднего пальца под нижней губой, указательного – над верхней губой и остальных пальцев – под подбородком. Одновременно большим пальцем этой руки удерживается голова в районе лобно-височной области.

Если сосательный рефлекс удерживается слишком долго, его необходимо затормаживать. Для этого проводится раздражение губ и кончика языка ребенка при блокировке их движений. Параллельно следует отрабатывать торможение кусательного рефлекса, вызывая его путем раздражения десен при сомкнутых челюстях. Одновременно нужно переходить к кормлению ребенка более густой пищей. При этом полезно давать булку, размоченную в молоке, сначала мягкую, а потом постепенно более жесткую.

С 4-5 месяцев необходимо учить ребенка брать пищу с ложки. При этом голова ребенка слегка наклонена вперед, так как наклон головы назад ведет к повышению тонуса мышц оральной области. Ложку нужно располагать на уровне губ ребенка и легким прикосновением к губам побуждать его к активному приему пищи. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок сам тянул губы к ложке, а не вкладывать ложкой еду в рот. Далее ложку с едой следует положить на переднюю часть языка, слегка нажимая книзу и назад, и ждать, когда ребенок снимет верхней губой пищу. Если ребенок не делает никаких движений, то рекомендуется помочь ему, придерживая верхнюю губу. После того, как ложка вынута изо рта, следует поднять и придержать нижнюю челюсть, чтобы рот был закрыт до момента глотания. Стимулировать глотание можно, легко нажимая снаружи на дно ротовой полости по направлению к глотке.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок брал пищу с ложки именно губами, а не зубами и удерживал губы сомкнутыми при перемещении пищи во рту, жевании и глотании. Ложку нужно подставлять к середине рта передней частью, но пищу укладывать в боковые отделы рта, чтобы стимулировать чувствительность разных сфер жевания. В процессе еды рекомендуется контролировать раствор рта.

Кормление тес проще, чем меньше пищи в ложке. Наполнять ложку рекомендуется на 1/3 и располагать еду на краю ложки. При патологической стойкости кусательного рефлекса используются максимально плоские ложки.

По мере развития манипулятивных способностей ребенка обучают самостоятельно пользоваться ложкой. Сначала он удерживает ложку, обхватывая ее с одной стороны большим пальцем, а с другой – остальными. Если у ребенка не формируется захват черенка ложки, можно попробовать увеличить толщину черенка с помощью насадок или обертывания. Толщину подбирают индивидуально и постепенно уменьшают.

Читайте также:  Развитие ребенка с впс

Если ребенок не удерживает голову, то подбирается оптимальная поза для кормления его с помощью ложки:

1. Взрослый сидит на стуле за высоким столом. Ребенок сидит на его коленях. Предплечья ребенка лежат на столе. Взрослый одной рукой придерживает голову ребенка в области рта, а другой – его кормит.

2. Ребенка сажают в специальное креслице. Это кресло может лежать на коленях взрослого или на другой опоре.

3. Ребенка, который не может самостоятельно сидеть, взрослый усаживает на свои колени боком или лицом к себе с широко расставленными ногами. При этом одной рукой взрослый поддерживает ребенка в области спины и шеи.

Для обучения жеванию используется мягкая густая пища – вареное яйцо, вареный картофель, банан и т. д. Сначала взрослый показывает ребенку, как нужно кусать и жевать. Потом небольшое количество пищи вкладывает в рот ребенка и формирует движение жевания. Это нужно делать осторожно, чтобы ребенок не прикусил язык.

В перерывах между кормлениями ребенку дают печенье, очищенное яблоко, т. е. такую пищу, которую он не откусывает, а скоблит зубами. При этом ребенок учится захватывать твердую пищу, воспроизводить жевательные движения и перемещать пищу языком спереди назад.

Для развития латеральных движений языка рекомендуется класть ребенку в рот кусочки вкусной еды поочередно за щеки и контролировать, как он ищет эту еду, жует и проглатывает. Это можно превратить в игру. Нужно помнить, что ребенку с расстройствами координации в оральной области нельзя класть в рот большие куски твердой пищи, а также карамель, орехи, витамины в драже. Это может привести к попаданию твердых частиц в дыхательные пути.

Необходимо контролировать объем пищи, находящейся во рту, и своевременное ее проглатывание. Превышение объема пищи может привести к рвотной реакции и появлению негативного отношения к твердой еде.

Навык питья из чашки начинает формироваться у детей в возрасте 6-9 месяцев. Освоение питья для детей с ДЦП связано с определенными трудностями. Они заключаются в необходимости удерживать чашку и подносить ее ко рту, в изменении движений губ и языка при переходе от сосания к питью из чашки. В связи с этим рекомендуется сначала обучать ребенка питью через короткую соломинку с небольшим отверстием. Вначале следует наливать в чашку жидкость небольшими порциями (1/4 объема). Для поощрения можно давать ребенку его любимые напитки. Важно научить ребенка координировать питье и дыхание. Например: 2 глотка – остановка для дыхания. Постепенно количество глотательных движений увеличивается.

В том случае, если ребенок может пить из чашки, но не удерживает ее, взрослый, стоя за спиной ребенка, вкладывает чашку в его руку и помогает осуществить нужное действие. Может использоваться чашка с двумя ручками. Возможен вариант, когда взрослый одной рукой держит чашку, а другой поддерживает нижнюю челюсть ребенка, помогая и направляя ее движение.

Для того чтобы при кормлении из ложки или чашки у ребенка не проявлялся нередуцированный кусательный рефлекс, нужно подносить ложку и чашку к губам, а не к зубам. В том случае, если рефлекс проявился и ребенок стиснул зубами предмет, нужно спокойно помочь ему расслабить челюсти легкими поглаживаниями и похлопываниями по нижней челюсти, а также небольшими покачиваниями головы.

Для снижения сензитивности и гиперрефлексии оральной области полезна ранняя подготовка ребенка к чистке зубов. Для этого можно сначала водить своим пальцем и пальцем ребенка по челюстям, имитируя чистку зубов, использовать для этого мягкую губку, а затем – зубную щетку. Для положительной стимуляции процесса можно капнуть на губку немного сладкого сиропа, постепенно приучая ребенка к зубной пасте. Для полоскания рта можно использовать специальный шприц, наклоняя голову ребенка над емкостью.

Источник

В комплексах артикуляционной гимнастики с целью восстановления функций речевого аппарата проводят пассивную, пассивно-активную и активную гимнастику. Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для развития звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции.

Задача артикуляционной гимнастики с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом — снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать нужные и необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, создать предпосылки для правильного звукового образования.

При выполнении артикуляционных упражнений необходимо соблюдать следующие правила:

  • выполнять упражнения только перед зеркалом,
  • проводить упражнения для детей только в игровой форме,
  • строго дозировать упражнения, не переутомлять ребенка,
  • к последующим упражнениям переходить только после того, как усвоено предыдущее,
  • начинать с упражнения, которое легче дается ребенку.

Пассивная и активно-пассивная гимнастика

Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условие для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные движения выполняются специалистом (или родителем под руководством) утрировано с большой траекторией движения пальцев рук, в медленном темпе, ритмично.

Специальные упражнения для мышц шеи:

пассивные движения головой (правую руку логопед заводит подголову ребенка и медленно, плавными движениями поворачивает голову то в одну, то в другую сторону, покачивает голову вперед назад (3-5 раз).

Специальные упражнения для мышц лица:

  • сморщить руками нос,
  • руками сжимать и расслаблять мускулы щек со стороны носа (это похоже на подмигивание левым, затем правым глазом),
  • поднять брови руками, сморщив нос, подержать несколько секунд,

Специальные упражнения для губ

  1. собирать губы в «трубочку» пальцами;
  2. растягивать губы в «улыбку», поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ;
  3. поднимать верхнюю губу — движение указательных пальцев от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние десны;
  4. опустить средними пальцами обеих рук нижнюю губу (поставить пальцы в углы губ, опустить нижнюю губу, обнажив десны);
  5. поместить указательные пальцы обеих рук в углы губ, собирать верхнюю губу, производить движения по средней линии (тем же приемом собирают нижнюю губу);
  6. опустить верхнюю губу указательными пальцами обеих рук с нажатием на точки прикрепления верхней квадратной мышцы;
  7. попеременно перетягивать углы рта вправо и влево, поместив средние пальцы в углы рта;
  8. пассивно открывать рот, поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю губу, производить раздвигающие движения;
  9. указательными и большими пальцами обеих рук, губы сблизить вместе и растянуть их в стороны, пока не возникнет сопротивление (собирать губы в трубочку, пока ребенок не начнет сопротивляться этим движениям), ребенка побуждать тянуться к соске, к пище;
  10. создать пальцами уклады губ для звуков А, У, О, И;
  11. пальцами обеих рук вывернуть верхнюю губу, взяв её у углов рта, то же повторить с нижней губой;
  12. при западении верхней губы заложить за нее продолговатый валик и навернуть на верхние резцы;
  13. поднять каждый угол рта указательными пальцами обеих рук отдельно, затем вместе, задержать на несколько секунд;
  14. то же, но опустить оба угла вместе;
  15. двигать губы вверх и вниз пальцами обеих рук;
  16. обмакнуть пустышку во что нибудь вкусное, дать ребенку, когда ребенок губами обхватит соску и присосет, выдернуть соску изо рта, чтобы слышен был шлепок губами (упражнение повторить, выполнять радостно, с улыбкой, чтобы ребенок понял, что с ним играют), выполнять после кормления.
Читайте также:  Диагностика развития ребенка 6 лет тесты

Специальные упражнения для языка

  • прижать шпателем кончик языка ко дну ротовой полости;
  • пассивно поднимать кончик языка шпателем к твердому небу, к верхней губе;
  • язык захватить с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивать вперед на нижнюю губу и отводить в стороны;
  • отклонить язык шпателем от средней линии (проводить плавно, нежно, осторожно, так, чтобы ребенок реагировал на эти движения положительно);
  • при раздражении середины верхней губы шпателем, соской стимулировать выдвижение языка вперед вверх (слизывание);
  • при раздражении углов рта шпателем, соской стимулировать боковые движения языка (маятник);
  • кормление ребенка с ложки с небольшим нажатием ложкой на кончик и середину языка (стремиться, чтобы ребенок при кормлении высовывал язык, слизывал пищу с губ, ложки).

Специальные упражнения для мышц нижней челюсти

  • Захватить указательным и большим пальцем нижнюю челюсть ребенка с внутренней и наружной сторон и осторожно, нежно, плавно выполнять движение нижней челюсти вправо, влево, вперед;
  • стимулировать жевание (положить шпатель на зубы или десны и ритмично подталкивать нижнюю челюсть, добиваться, чтобы ребенок прикусывал нижнюю челюсть (вправо, влево, вперед);

Специальные упражнения для мышц мягкого неба

  • капать из пипетки на корень языка, вызывая при этом поднятие мягкого неба;
  • шпателем нажать на корень языка, вызывая поднятие мягкого неба;
  • кормление через соску (при искусственном вскармливании или прикорме) так, чтобы глотки были маленькими и ребенок прилагал усилия при сосании.

Окунева Татьяна Андреевна,
учитель-логопед высшей категории,
г.Санкт-Петербург

 Loading …


Опубликовано в разделе:
Обмен опытом
Метки: обмен опытом

Источник

Логопедическая работа при ДЦП (детском церебральном параличе) чаще всего осуществляется после того, как ребенок достигает трехлетнего возраста. До этого установить и охарактеризовать особенности речевых дефектов крайне сложно. В три года специалисты уже могут начать работу с четко сформированными нарушениями. Искаженное и замедленное развитие речи у детей с ДЦП приводит к негативным последствиям в эмоциональной и познавательной сфере. Именно поэтому коррекция и развитие речи являются приоритетными задачами при работе с данной категорией пациентов.

Основные направления реабилитации при ДЦП

ДЦП – это хроническое заболевание центральной нервной системы, которое не имеет прогрессирующего характера. Болезнь не является наследственной, причина её возникновения заключается в патологических изменениях, которые наблюдаются в:

  • коре головного мозга;
  • подкорковых областях;
  • стволе и капсуле головного мозга.

В медицинской практике применяются следующие виды реабилитации детей с ДЦП:

  • социальная;
  • трудовая;
  • индивидуальная;
  • развитие речевых функций;
  • повышение интеллекта;
  • гигиеническое воспитание;
  • развитие сенсорных функций и моторики.

Комплексный подход к реабилитации позволит подготовить ребенка к полноценной жизни и снизить риски возникновения негативных последствий. При положительной динамике образ жизни человека можно вполне приблизить к обычному.

Нарушения речи у детей, больных ДЦП

Проблемы с речевым аппаратом возникают из-за нарушений в корковых и подкорковых областях мозга. Негативное воздействие на речь оказывает недоразвитость или замедленное развитие церебральных структур. Чаще всего у детей с ДЦП развивается дизартрия, которая проявляется в изменении тембра голоса и нарушении в произношении звуков. Это заболевание имеет следующие проявление:

  • активное слюноотделение;
  • трудности в глотании и жевании пищи;
  • ограниченные движения языка;
  • невнятность речи.

Как правило, такие дети имеют речь с нечеткой артикуляцией гласных, при разговоре звонкие звуки приобретают глухой оттенок.

Основные направления логопедического лечения при ДЦП

При отсутствии речи у ребенка с ДЦП логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:

  • развитие моторики;
  • восстановление тонуса мышц;
  • стимуляция реакций голоса;
  • развитие прослеживания и зрительной фиксации;
  • выработка слухового внимания;
  • создание условий для улучшения моторной и зрительной координации.

Специальный массаж назначается для стимулирования лицевых мышц. Такие упражнения позволяют существенно ускорить появление первых улучшений

Логопедический лечебный массаж

Логопедический массаж классифицируется на следующие виды:

  • точечный;
  • классический;
  • зондовый;
  • рефлекторный.

Врач назначает вид массажа в зависимости от сложности и особенностей расстройства речевой функции. В некоторых случаях достаточно назначить несколько курсов классического массажа. При сложных отклонениях от нормы используется комплексный подход к логопедическому массажу. В таких ситуациях на реабилитацию уходит много времени. Особенности логопедической работы при ДЦП заключаются в трудностях, возникающим при общении и взаимодействии с пациентом. В некоторых случаях массаж является единственным доступным методом развития артикуляционного аппарата на первых этапах лечения.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры при ДЦП

Расслабляющий массаж назначается при повышенном тонусе мышц языка, губ и лица. Применение данной методики требует выбора правильной позы для ребенка. Врач определяет положение, при котором напряженные части тела максимально расслабляются.

Ребенка можно положить на кушетку, зафиксировав под шеей валик. Отличной для этого массажа является «поза эмбриона». В одном из этих положений выполняются динамические движения, направленные на расслабление напряженных мышц.

Для расслабления лицевой мускулатуры выполняются следующие действия:

  • легкие поглаживание в направлении от центра лба к височной области;
  • от бровей к волосам головы;
  • вокруг глаз (от линии лба);
  • от переносицы до волосяной части головы;
  • от линии лба по шее, щекам и подбородку через все лицо;
  • от низа уха до крыльев носа и щекам.
Читайте также:  Центр развития ребенка лучший день

Далее необходимо выполнить легкие пощипывания по всему краю нижней челюсти. После этого совершить надавливающие движения в направлении от корней волос к лицу.

Следующим этапом массажа является расслабление мускулатуры губ:

  • поглаживание верхней и нижней губы в направлении от уголков к центру;
  • слабые вращательные движения (по часовой стрелке);
  • слабые постукивания по поверхности губ.

Каждое движение должно быть выполнено от 5 до 8 раз.

Стимулирующий массаж для артикуляционного аппарата при ДЦП

Стимуляция необходима при снижении гипотонии мышц лица и языка. Специальный массаж позволяет укрепить мышечную систему и повысить шансы на то, что ребенок начнет говорить уже в ближайшей перспективе.

В рамках данной методики выполняются следующие характерные движения:

  • поглаживания;
  • разминания;
  • растирания;
  • вибрация;
  • пощипывания.

Сначала производятся плавные и мягкие нажатия, сила движений должна нарастать постепенно. Необходимо избегать действий, которые могут вызвать даже незначительные болевые ощущения

Для укрепления лицевой мускулатуры необходимо выполнить следующий перечень движений:

  • поглаживания бровей, лба, висков, век и щек;
  • сжатие подбородка легкими, но ритмичными движениями;
  • разминание мышц щеки и скул;
  • перетирание мышц щеки;
  • легкое пощипывание щек.

Для укрепления мышц губ выполняются следующие упражнения:

  • поглаживания губ, носовых крыльев и носогубных складок;
  • покалывание;
  • пощипывание губ.

Очень эффективным методом является также вибрация. Такие манипуляции можно выполнять с помощью специального механического прибора. Процедура позволит улучшить кровоснабжение органов артикуляционного аппарата и укрепить мышечную систему лица.

Лечебный массаж язычной мускулатуры при ДЦП

Данный вид массажа может быть более интенсивным или спокойным в зависимости от состояния мышц языка. Если необходимо снизить тонус, тогда перед процедурой необходимо подержать во рту небольшое количество травяного настоя.

Выполняя массаж, врач ставит перед собой следующие цели:

  • нормализация мышечного тонуса;
  • увеличение амплитуды артикуляционных движений;
  • задействование ранее неактивных мышц;
  • уменьшение слюноотделения;
  • стимуляция речевого развития.

Сначала массаж делается в ротовой полости, а затем вне полости рта. При этом язык удерживается с помощью марли.

Артикуляционная гимнастика для развития речи

Упражнения для артикуляционной гимнастики направлены на повышение активности и развитости следующих частей тела:

  • губы;
  • уздечка;
  • щеки;
  • язык.

Гимнастику лучше проводить в игровой форме. Так ребенок будет проявлять повышенной интерес, соответственно, положительного результата можно будет достигнуть максимально быстро.

Пассивная артикуляционная гимнастика при ДЦП

В процессе выполнения упражнений логопед совершает аккуратные манипуляции с органами артикуляционного аппарата. При серьезной патологии рекомендуется именно этот вид гимнастики, ведь дети с таким диагнозом не могут самостоятельно выполнять простейшие логопедические задания. Врач открывает и закрывает рот пациента, растягивает губы в улыбку, собирает губы в трубочку, поднимает язык вверх с помощью инструмента для осмотра ротовой полости (медицинский шпатель).

Для выполнения упражнений пассивной гимнастики стоит следовать следующей последовательности действий:

  • выведение языка вперед;
  • втягивание языка;
  • подведение к нижней губе;
  • подведение к верхней губе;
  • отведение влево и вправо;
  • прижатие органа к нижней части ротовой полости;
  • поднятие органа к небу;
  • легкие покачивающиеся движения органа разные стороны.

Упражнения выполняются серийно от 3 до 5 раз в зависимости от развитости мускулатуры.

Активный вид артикуляционной гимнастики при ДЦП

Комплекс упражнений направлен на стимуляцию тактильных, слуховых и зрительных анализаторов. Перед назначением активной артикуляционной гимнастики пациент проходит пассивные упражнения и логопедический массаж. При выполнении упражнений важно добиться полноты объема движений, оптимальной скорости включения и переключения внимания. Плавность и симметричность движений отыгрывают важнейшую роль.

Для развития мимических мышц пациент выполняет следующие упражнения:

  • закрытие и открытие глаз;
  • напряжение щек;
  • поднятие и опускание бровей;
  • жевательные движения;
  • резкое проглатывание слюны;
  • открывание, закрывание рта.

Для укрепления и развития губной мускулатуры выполняются следующие действия:

  • вытягивание губ в трубочку и растягивание в сторону;
  • чередование улыбки и скручивания губ в трубочку;
  • смыкание и размыкание;
  • быстрое смыкание с последующим разрывом (имитация поцелуя);
  • выполнение медленного губного выдоха;
  • поднятие верхней губы с дальнейшей демонстрацией зубов.

После выполнения таких упражнений можно переходить к более сложным заданиям.

Реабилитационные упражнения для язычной мускулатуры

Для стимуляции мышц специалист воздействует на продольные мышцы языка. Для этого совершаются поглаживания от средней части к кончику органа.

Для укрепления поперечных мышц языка выполняются надавливания на область от корня к кончику с одинаковой ритмичностью. Интенсивные манипуляции совершаются с помощью специального шпателя.

Для стимуляции и укрепления продольных мышц совершаются поглаживания, направленные из одной стороны в другую сторону (по зигзагу).

Что такое искусственная локальная контрастотермия

Методика применяется для устранения артикуляционной апраксии (неспособность разговаривать членораздельно). Суть процедуры заключается в воздействии высоких и низких температур на чувствительные области языка. Используется ледяная крошка, отвары трав или горячая вода. Выбор воздействия можно чередовать, чтобы повысить эффективность результата. В независимости от выбранного направления курс лечения составляет от 15 до 20 дней.

Искусственная локальная контрастотермия выполняется в следующей последовательности:

  • ледяная крошка помещается в марлевый мешочек;
  • поочередно лед накладывается на различные мышцы артикуляционного аппарата;
  • логопед удерживает язык пациента марлевой салфеткой;
  • осуществляется поочередное воздействие на все части языка.

Один сеанс продолжается от 2 до 7 минут в зависимости от уровня развития мышц артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания и коррекция его нарушений при работе с пациентами

Дыхательная гимнастика учитывает целый комплекс упражнений, которые направлены на нормализацию дыхательной функции и развитие речи. Упражнения выполняются в следующей последовательности:

  1. Положение – лежа или сидя. Создание «веера воздуха» возле ноздрей ребенка.
  2. Положение – лежа на животе, руки под грудной клеткой, голова опущена. При вдохе специалист поднимает плечи и голову ребенка. При выдохе тело ребенка принимает исходное положение.
  3. Логопед просит ребенка максимально задержать дыхание.
  4. Положение – сидя или лежа. Специалист кладет руки на грудную клетку пациента, прислушиваясь к дыхательному ритму. Совершается нажатие на грудную клетку при выдохе.

Заключение

В некоторых случаях для начала лечения требуется провести пассивную гимнастику, которая предполагает совершение определенных манипуляций над артикуляционными органами ребенка. На начальных стадиях реабилитации также используется логопедический массаж. После достижения существенных результатов и нормализации тонуса мышц можно назначать более сложные для детей упражнения.

логопедический массаж: Видео

Источник