Развитие антиципации у ребенка

Развитие антиципации у ребенка thumbnail

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

кипящий-чайник

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

Перечень упражнений

сильный-мальчик-в-школе

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10.  «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

буквы-прикрыты-линейкой

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

разрезанные-карточки-со-словами

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация — это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

лупа-на-карточках-с-буквами

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн… полочка.

Нов… футболочка.

Больш… ложка.

Рыж… кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не …….

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим …….

Юк-юк-юк — поломался наш ……

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение 3.  «Глаз – алмаз»

таблица-с-цифрами

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

две-небольших-таблицы-с-цифрами

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

шерлок-холмс

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

красивое-ручное-зеркало

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста.  Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

перевернутая-книга

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

птички-сидят-на-ветке

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Упражнение 8. «Партизан»

мальчик-держит-в-зубах-карандаш

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух.  И так несколько раз.

Читайте также:  Развитие творческой речи ребенка

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

мама-читает-сыну

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

карточки-с-предложениями

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

школьница-старается

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

меленький-мальчик-рисует

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться здесь.

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.

Развитие антиципации у ребенка

Источник

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Работа с текстом – антиципация ».

Цель современной системы образования – вырастить функционально грамотную личность, которая способна самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом.

Для этого ребенку изначально нужно дать возможность стать активным  участником процесса обучения в целом и процесса чтения в частности, так как умение читать является не только предметным, но и общеучебным умением.

Сформировать сознательного читателя-ребенка –  непростая задача, стоящая перед начальной школой. Но прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. На этом этапе и следует применить прием антиципации. В переводе с латинского «антиципация» означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо, способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.

С помощью антиципации читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, но и предполагает, догадывается,  , о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Прием антиципация можно использовать на любых  этапах урока: на этапе формулирования учащимися темы и цели урока, во время словарной работы, на этапе предтекстовой, текстовой деятельности.

Сегодня мы с вами поработаем с  этапом  предтекстовой деятельности используя прием антиципация. Что он дает на данном этапе? Он способствует выработки мотивации к прочтению текста, повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением, предопределение учащимися его содержания по названию и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения.

Сейчас вашему вниманию будет представлено несколько методов антиципации.

1 метод, я его называю,  «Дерево предсказаний». Прочитайте имя автора и  заглавие текста. (В.А. Жуковский «Спящая царевна»).

-Что вы помните о В.А. Жуковском?,Василий Андреевич поэт, воспитатель

 -Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?

— Что может произойти?

— А какая эта будет сказка? (определить вид)(волшебная)

— Счастливый ли будет у сказки конец?

— В какой сказке мы уже встречаемся со спящей царевной?(Шарль Перро)

— Как вы думаете, будут ли похожи эти скакзи?Чем?

2 метод «Иллюстрация». Попробуйте спрогнозировать содержание произведения, просмотрев иллюстрации из рассказа Л.Н. Толстого «Акула».

3 метод «Дерево вопросов». Составьте вопросы к тексту по заглавию и иллюстрации. После прочтения текста отметьте, те которые к нему  подходят.

4 метод «Опорные слова». На основании опорных слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ, а затем сравнить его с прочитанным. Виктор Драгунский «Друг детства»: боксерская груша, плюшевый мишка,не буду боксером.

Так же можно использовать«Ориентиры предвосхищения» Целью этого метода является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Ход работы: 1. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны. 2. Отметьте их еще раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло . ( Александр Ишимов, из книги «История России в рассказах для детей). Суждения могут быть как ложными ,так и верными.

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

Славяне отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.

У северных и новгородских славян был государь.

И «Глоссарий» . Его мы рассмотрим на примере русской народной сказки « Два Мороза». Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

Читайте также:  Условия нормального речевого развития ребенка

Термин

Значение (определение)

Багровый

красный, густого, тёмного оттенка.

Бор 

сосновый лес.

Тешатся 

забавляются, развлекаются.

Унижут 

покроют сплошь.

Намаялся 

очень устал.

Инда

даже.

Таким образом, использование приема антиципации способствует повышению активной и осознанной деятельности младших школьников, усилению их субъектной позиции в учебном процессе и формированию функционально-грамотной личности.  Сегодня я вам представила только те методы антиципации, которыми сама активно пользуюсь на этапе предтекстовой деятельности, но их на самом деле огромное количество. (Ассоциативный  ряд, Знаю, Хочу узнать, Узнал.  , «Рассечение вопроса»

Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Ход работы: Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте? «Алфавит за круглым столом» Мы планируем прочитать и обсудить тему взаимоотношений человека и животных, человека и природы. На предложенной вам карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с этой темой. Обсуждение результатов происходит по методике свободного обсуждения.)

Прием антиципации можно и нужно использовать не только на уроке литературного чтения, но и на уроках русского языка, окружающего мира и т.д.

Источник

Развитие антиципации у ребенкаНе очень давно я писала, как развивать антиципацию при чтении. Это очень полезное свойство мозга помогает нам не только при чтении. Мы пользуемся им всегда, только не подозреваем об этом. При чтении, хорошо развитая антиципация, помогает не только увеличить скорость чтения, но и быстрее и лучше понять прочитанное.  Это свойство просто необходимо развивать не только для чтения.

Но тут же возникает множество вопросов. Вот один из них, который задала мне читательница, после выхода статьи об антиципации.

«Не мешает ли она (антиципация), особенно на начальном этапе обучения чтению? Насколько помню, и как нас учили, и как наших детей, всегда это явление пытались давить всеми возможными способами. «Не догадывайся — читай слово до конца, не ленись!» Но ведь читать еще трудно, вот ребенок и догадывается, часто неправильно».

Чтение по догадке, когда ребенок не читает, а просто придумывает, конечно, можно путать с антиципацией. Но это совершенно разные понятия. Антиципация основана на знании законов языка, знании определенных терминов, понятий, смысловых единиц речи.

Чтение по догадке идет от лености и невнимательности. Оно не имеет под собой опоры на знание языка.

Вот, например, такая ситуация: » От сильн… удара дерево закачал..сь». Ребенок, который понимает смысл прочитанного, знает законы согласования слов, прочитает это предложение правильно. А тот, кто не знает, конечно, может допустить ошибки. Только виной будет не антиципация, а банальная невнимательность, незнание правил языка.

Возвращаюсь к письму читательницы. Это, конечно, хорошо, когда ребенок прочитывает все слово до конца, но получается о-очень медленно. А мы все время говорим о развитии техники чтения!

Прочитывать слово полностью надо только в начальный период обучения чтению. Поскольку антиципация основана на знании, а на начальном этапе знаний по языку еще нет, то в этот период развитием предвосхищения еще не занимаются. В этот период  можно развивать антиципацию букв,  играя в различные игры с буквами.

Чуть позже, когда ребенок читает уже хотя бы 15-20 слов в минуту, можно постепенно подключать игры на развитие антиципации текста. Но все эти игры и упражнения надо проводить на знакомом тексте или прочитанных словах.

А вот чтение по догадке, которое приносит много неприятностей в виде ошибок при чтении и письме, непонимания текста, необходимо преодолевать. Причины такого чтения могут быть разные – от простого незнания букв и невнимательности, до различных логопедических нарушений. Поэтому, если Ваш ребенок постоянно допускает ошибки при чтении, читает по догадке, не дочитывает слова до конца, то, прежде всего, надо проконсультироваться у логопеда. А уже после этого работать над ошибками в чтении.

В качестве заключения: Антиципация не мешает обучению чтению, не провоцирует ошибочное чтение, а способствует развитию скорости чтения и лучшему осознанию прочитанного материала. Развивать антиципацию при чтении текста надо, когда ребенок уже читает 15-20 слов в минуту. А вот антиципацию букв можно развивать уже на первом этапе обучения грамоте.

Некоторые секреты успешного обучения чтению Вы  можете узнать на бесплатном вебинаре 28 декабря. 

Источник

Код статьиS020595920008518-5-1
DOI10.31857/S020595920008518-5
Тип публикации Статья
Статус публикации

Опубликовано

Авторы

Черенкова Л. В. 

Должность: Профессор биологического факультета
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9, Россия

Соколова Л. В.

Должность: Профессор биологического факультета
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9, Россия

Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 41 № 3
Страницы66-77
Аннотация

Исследование посвящено изучению специфики формирования процессов антиципации у детей с атипичным развитием (в частности, у детей с расстройствами аутического спектра). Это позволяет более полно понять становление процессов ментальной репрезентации и выявить узловые моменты, приводящие к нарушению антиципационной функции при атипичном развитии. Проведено сравнение характеристик антиципационной деятельности у детей с типичным развитием (30 детей, из них 11 девочек, в возрасте от 5.8 до 6.6 лет) и детей с расстройством аутического спектра (РАС) (44 ребенка, из них 4 девочки и 40 мальчиков, в возрасте от 6.1 до 7.6 лет). Дети с типичным развитием были протестированы на уровень интеллектуального развития по методу Векслера для детей дошкольного возраста (WHHSI), установлено, что уровень их вербального и невербального интеллекта соответствуют возрастной норме. Для определения уровня развития детей с РАС было проведено дополнительное тестирование. Выраженность РАС установлена по Оценочной шкале раннего детского аутизма — Childhood Autism Rating Scale (CАRS), уровень речевого развития определен с помощью анализа речевых карт, а уровень невербального интеллекта оценивался по международной шкале действия Лейтер — Leiter International Performance Scale. В результате проведенной оценки были выделены три группы детей с РАС: РАС1 (6 детей) имели легкую форму РАС, их речь соответствовала ОНР II, а невербальный IQ составлял 57–69 баллов. Дети группы РАС2 (18детей) имели умеренную форму РАС, речь на уровне ОНР II-I и невербальный IQ в пределах 49–59 баллов. Дети группы РАС3 (20 детей) имели тяжелую форму РАС, их речь соответствовала ОНР I, а невербальный IQ варьировал от 39 до 47 баллов. В дальнейшем с помощью прайминг-парадигмы было исследовано воздействие предваряющей зрительной стимуляции на скорость распознавания детьми тестовых изображений в зависимости от интервала между тестовым и прайм-стимулами. В качестве тестовых стимулов использованы рисунки зверей и клякс разной конфигурации. В качестве праймов предъявлялись комбинированные рисунки, состоящие из тестовых стимулов в виде глобальных и встроенных локальных элементов. Полученные результаты позволили установить, что у детей с типичным развитием облегчающее влияние на время распознавания оказывает предваряющая глобальная информация независимо от типа тестовых стимулов. Аналогичный характер прайминг-эффекта у детей с расстройством аутического спектра наблюдался только при низком уровне проявления аутизма и только в случае распознавания фигур зверей. Когда выраженность аутизма была умеренной, преобладало облегчающее воздействие локальной предваряющей информации независимо от типа тестовых стимулов. При высоком уровне проявления аутизма облегчающее влияние локальной предваряющей информации наблюдалось только в случае распознавания фигур зверей. Таким образом, установлено, что реализация процессов антиципации у детей с атипичным развитием зависит от типа различаемой информации и уровня нарушения развития. 

Ключевые словаПроцессы антиципации, расстройства аутического спектра, распознавание изображений, время реакции, дошкольный возраст
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-06-00644 ОГН
Получено17.02.2020
Дата публикации08.05.2020
Кол-во символов32087

 

При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2018.

2. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. СПб.: Питер, 2009.

3. Койфман А.Я. Установка и неосознаваемый семантический прайминг: разные термины или разные феномены? // Российский журнал когнитивной науки. 2016. Т. 3. № 4. С. 45–62.

4. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.

5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2013.

6. Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте / Под ред. Р.И. Мачинской, Д.А. Фарбер. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2014.

7. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981.

8. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка. М.: Детство-Пресс, 2007.

9. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М.: Наука, 1992.

10. Сергиенко Е.А. Развитие модели психического в дошкольном возрасте // Мир психологии. 2015. Т. 81. № 1. С. 53–64.

11. Сорокин А.Б. Нарушения интеллекта при расстройствах аутистического спектра // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 1. С. 38–44.

12. Черенкова Л.В., Соколова Л.В. Особенности формирования зрительно-слуховых ассоциаций в условиях нормы и патологии // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. Т. 14. № 2. С. 80–88.

13. Шапошникова А.Ф. Скрининговая диагностика и динамический контроль детей с заболеваниями аутического спектра с использованием рейтинговой шкалы для оценки детского аутизма // Социальная и клирическая психиатрия. 2012. Т.22. № 2. С. 63–68.

14. Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: a fifteen year review. Understanding other minds. Oxford: Oxford University Press, 2000.

15. Bertone A. Acuity. Encyclopedia of Autism Spectrum Disorders. N.Y: Springer, 2013.

16. Booth R., Happe F. Evidence of reduced global processing in autism spectrum disorder // Journ. of Autism and Developmental Disorders. 2018. V. 48, № 4. P. 1397–1408.

17. Bӧlte S., Holtmann M., Poustka F., Scheurich A., Schmidt L. Gestalt perception and local–global processing in high-functioning autism // Journ. of Autism and Developmental Disorders. 2007. V. 37. № 8. P. 1493–1504.

18. Happe F., Frith U. The weak central coherence account: detail-focused cognitive style in autism spectrum disorders // Journ. of Autism and Developmental Disorders. 2006. V. 36. № 1. P. 5–25.

19. Janiszewski C., Wyer R.S. Content and process priming: A review // Journ. of Consumer Psychology. 2014. V. 24. № 1. P. 96–118.

20. Kim Y., Porter A.M., Goolkasian P. Conceptual priming with pictures and environmental sounds // Acta Psychologica. 2014. V. 146. № 2. P. 73–83.

21. Kimchi R. The perception of hierarchical structure: Oxford Handbook of Perceptual Organization / J. Wagemans (Ed.). Oxford, UK: Oxford University Press. 2015. P. 129–149.

22. Koldewyn K., Jiang Y.V., Weigelt S., Kanwisher N. Global/local processing in autism: not a disability, but a disinclination // Journ. of Autism and Developmental Disorders. 2013. V. 43. № 10. P. 2329–2340.

23. Mottron L., Dawson M., Soulieres I., Hubert B., Burack J. Enhanced perceptual functioning in autism: an update, and eight principles of autistic perception // Journ. of Autism and Developmental Disorders. 2006. V. 36. № 1. Р. 27–43.

24. Nadin M. Anticipation — The End Is Where We Start From. Baden, Switzerland: Lars Müller Publishers, 2003.

25. Nilsson J.E., Falck-Ytter T., Bölte S. Local and Global Visual Processing in 3-Year-Olds With and Without Autism // Journ. of Autism and Developmental Disorders. 2018. V. 48. № 3. P. 2249–2278.

26. Palmer C.J., Lawson R.P., Hohw J. Bayesian approaches to autism: Towards volatility, action and behavior // Psychological Bulletin. 2017. V. 143. № 5. P. 521–542.

27. Pellicano E., Burr D. When the world becomes too real: a Bayesian explanation of autistic perception // Trends in Cognitive Science. 2012. V. 16. № 10. P. 504–510.

28. Perilli F.G., Barrada J.A., Maiche A. Temporal dynamics of action contribution to object categorization // Psicológica. 2013. V. 34. № 2. P. 145–162.

29. Robertson C.E., Baron-Cohen S. Sensory perception in autism // Nat. Rev. Neurosci. 2017. V. 18. № 11. P. 671–684.

30. Roid G.H., Mille L.J., Pomplun M., Koch C. Leiter-3: Leiter International Performance Scale: Manual / G. Roid (Ed.).Wood Dale, Illinois: Stoelting Co. 2013. P. 5–307.

31. Rueda M.R., Rothbart M.K., McCandliss B.D., Saccomanno L., Posner M.I. Training, maturation, and genetic influences on the development of executive attention // Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 2005. V. 102. № 2. P. 14931–14936.

32. Schacter D.L., Buckner R.L. Priming and the brain. Review // Neuron. 1998. V. 20. P. 185–195.

33. Schopler E., Reichler R.J., DeVellis R.F., Daly K. Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS) // Journ. of Autism and Developmental Disorders. 1980. V. 10. № 1. P. 91–103.

Источник