Развитие творческой речи ребенка

Упырева Надежда Викторовна,

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 17

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.

 Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.

Огромная роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребенка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности, что соответствует принципам ФГОС (поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности). Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое для себя и заявляя новое о себе (Л.А. Венгер).

Выделяют следующие виды речевого творчества:

  1. Пересказ.
  2. Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам.
  3. Составление рассказов, сказок из личного опыта.
  4. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.

Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.

Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой общительности, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка. Образовательные задачи решаются в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей. Используется проработанный материал, а также необходимо создавать большое количество новых игровых ситуаций.

Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.

Важной задачей родителей и педагогов является создание благоприятных условий для каждого ребенка: раннее физическое развитие; сенсорный опыт и моторные навыки; обстановка, стимулирующая и опережающая развитие; необходимость максимального напряжения сил, т.е. постепенное смещение «потолка» своих возможностей все выше и выше; комфортная психологическая обстановка, в том числе признание ценности личности ребенка, отсутствие внешнего оценивания, понимание, сопереживание; ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых; предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности; наличие свободного времени.

Таблица 1 — Целевые ориентиры

Целевые ориентиры

Конкретизация с возрастом и темой

Пример проявления в действии и в речи ребенка

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Ребенок владеет основными культурными способами деятельности.

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах речевой творческой деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Ребенок проявляет интерес к общению, игровой, исследовательской деятельности, к речевому творчеству.

Ребенок способен выразить в рассказе собственное отношение к происходящему, к объекту описания, настроение, эмоциональную реакцию.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам.

Ребенок владеет творческим воображением, которое проявляется в речевом творчестве.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

У ребенка сформированы все виды речи: связная, диалогическая, монологическая.

В игровых ситуациях ребенок владеет техниками рассказа с перевоплощением, с заменой собеседника или точки зрения (повествование от лица птицы, животного, предмета, сказочного персонажа).

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок охотно общается со сверстниками и взрослым, обладает коммуникативной компетентностью, умеет поддержать беседу, развивать диалог со сверстниками и взрослыми.

Ребенок способен сочинить рассказ (историю, сказку) на самостоятельно предложенную тему, на одну тему сочинить подробный и краткий рассказ, сочинить сказку на основе одного имеющегося предложения, которое должно в нее войти, сочинить рассказ на основе реального события.

Содержание  образовательного процесса

Для решения проблемы речевого творчества необходимо дополнить основное содержание образовательного процесса, средства обучения, воспитания.

Читайте также:  Развитию триз мышления у ребенка

Таблица 2 — Содержание  образовательного процесса

Виды деятельности

В НОД

Вне НОД

На что направлено

1.Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у Вини-Пуха», «Поваренок» «Светофор», «На остановке», «Наоборот»;

речевые игры «Волшебный круг», «Карусель», «Дополни предложение»; игра с правилами «Лесные остановки»; мультимедийные игры «Веселая сочиняйка», «Угадайка», «Сочиняем по веселым картинкам».

Сюжетно-ролевые игры: «Веселые машинки», «Путешествие», «Остановка по требованию»; ролевые игры «Маски», «Играем в сказку»; игра с правилами «Живые слова»; настольно-печатные игры «Магазин», «Запиши рассказ», «Пойми меня»; ролевые игры «Семья гномов», «Идем в гости».

На развитие творческого воображения, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.

2.Познавательная деятельность.

Эксперименты с водой, с песком, с глиной, с солнечным светом;

наблюдение за растениями, за животными;

исследовательская деятельность «Что из чего сделано?»;

исследовательские проекты.

Наблюдения за живой и неживой природой в процессе прогулок;

интеллектуальные конкурсы;

конференции по проектной деятельности с участием родителей.

На овладение ребенком культурными способами деятельности: размышления, познания, решения проблемы, получения информации.

3.Проблемно-ценностное общение.

Беседы и рассматривание иллюстраций в книгах, обсуждение содержания литературного произведения, сочинение сказок по методам Дж. Родари («Грамматика фантазий»).

Обсуждение прочитанных сказок дома вместе с родителями; совместная с родителями проектная деятельность.

На формирование коммуникативных навыков, на развитие связной, диалогической, монологической речи, лежащих в основе речевого творчества.

4.Социальное творчество

Социально-образовательные проекты «Кто такие волонтеры»;

коллективная творческая деятельность «Создание коллажа».

Совместные мероприятия с волонтерами;

социальное партнерство с библиотекой, школой, организациями дополнительного образования.

На развитие инициативы и самостоятельности в ходе совместной деятельности со взрослыми.

  1. Целевые и тематические экскурсии 

Экскурсии в библиотеку,

в краеведческий музей,   экскурсии на выставку картин, в музей космонавтики, в парк.

На воспитание у ребенка ценностного отношения к культурным ценностям и традициям.

Приёмы и способы развития речевого творчества дошкольников 

 В детском саду используется широкий арсенал средств- специальные речевые занятия, дидактические игры, народные игры, игры-драматизации, речевые и проблемные ситуации, «режиссерские игры», викторины, этические беседы, в которых основное внимание уделяется развитию коммуникативной функции речи. 

Творческое развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации. Самый мощный для ребенка мотив — игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу. Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.

  Особое внимание уделять индивидуальному и дифференцированному подходу к детям.  Прежде чем начать работу по составлению рассказов, сказок, необходимо пополнить словарный запас детей прилагательными, глаголами, наречиями, научить сравнивать, подбирать эпитеты.

С этой целью  можно использовать ряд речевых игр. Например, «Слово на ладошке (на потолке, на дереве, в воде…)», «Красивые слова (колючие, сладкие и т.д.)», «Узнай по описанию», «Да — нетка», «Волшебная палочка», «Что на что похоже?», «Назови по-разному одну и ту же игрушку», «Назови по-другому (сказку, стихотворение, рассказ)».

 Заниматься   словотворчеством можно индивидуально, и в подгруппах, и всем вместе, создавая коллективные сказки, стихи.

Для стимуляции развития речевого творчества необходимо формировать поисковую активность детей через вопросы: «Почему?», «А что будет, если…?» Использование возможностей словарной работы, систему упражнений, предусматривающих обогащение словаря.

  • Подбор определений и эпитетов (какие бывают мамы?)
  • Узнавание предметов по эпитетам (сочный, спелый, бархатистый – что это?)
  • Подбор действий к предмету (как можно играть?)
  • Подбор предмета к действиям (Что делает собака?)
  • Подбор обстоятельств.
  • Подбор синонимов (большой, огромный…)
  • Нахождение пропущенных слов (дворник взял метлу, он…)
  • Распространение и дополнение предложений (дети идут, куда? Зачем?)
  • Составление предложений с определенным словом.
  • Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, и т.д.

Методы и  приемы работы:

  • Моделирование с помощью геометрических фигур, цветных кругов, карточек-схем;
  • Фантастическое преобразование литературного текста
  • Перенос отдельного героя в иные условия;
  • Объединение персонажей из разных литературных произведений;
  • Использование карт Проппа;
  • Изменение последовательности событий в литературном произведении ;
  • Рассказывание произведения от имени литературного персонажа;
  • Изменение характерных особенностей литературных персонажей – по ТРИЗ-технологии «хорошо-плохо» («Про добрую Бабу-Ягу и злую девочку», «Про злую морковку и добрый мед»);
  • Звуковая замена («Двери и звери»);
  • придумывания начала, продолжения и конца сказки;
  • сочинение сказок из нескольких приемов, придумать «салат из сказок».

От детей требуется умение придумывать завязку, ход событий,

кульминацию и развязку. Умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Творческий рассказ – рассказ, который дети придумывают сами, т. к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Развитие творческих способностей, позволит пробудить скрытый потенциал, резервы, нестандартность и талант, заложенные в любом ребенке. Однако способность творить, в том числе и речевая творческая способность, будет развиваться наиболее успешно только в том случае, если ее развитие будет своевременно обеспечено соответствующими стимулами и оптимальными условиями среды, в которой ребенок находится.

Список использованной литературы:

1.Арушанова А.Г, Иванкова Р.А,Рычагова Е.С.Коммуникация развивающее

Читайте также:  Развитие речевого центра у ребенка

общение с детьми 2-3 лет.:Сфера, 2013 г,96с.

2.Глухов В.П Формирование связной речи детей дошкольного возраста с

общим недоразвитием речи.-М.:Библиотека практикующего логопеда,2002 г.-230 с.

3.Козаченко И.И. Использование дидактического синквейна в работе с

дошкольниками.- Управление ДОУ № 8,2015

4.Н.И.Левшина , О.В.Захарова, Ю.А.Прокопенко, Т.Г.Резванова. Развитие

речевого творчества дошкольников посредством Лего-конструирования.-

Дошкольная педагогика,2011 №8

5.Ушакова О.С Развитие речи дошкольников.-М.: издательство Института

Психотерапии,2001 г.- 256 с

6.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.

7. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста — учебно-методическое пособие-конспект. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. — 47 c

8.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой — М.: Мозаика-Синтез, 2007 — С. 130 — 132.

9. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2001.

10.Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. — Самара, 2001. — 10 с.

Источник

Сообщение для педагогов

«Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Клейменова М.В.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых работа с детьми по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений выделяется в самостоятельное направление. Контакт ребенка с окружающим миром строится на речевом общении – поэтому особенно важна задача активизации речи детей. Развитие речи – одно из необходимых условий готовности ребенка к обучению в школе. Коммуникативная компетентность дошкольника предполагает умение свободно выражать свои мысли, подбирать адекватные средства выразительности, уметь общаться со сверстниками. Это важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

В ряду проблем речевого развития детей выделяю одну из основных: речетворчество, как важнейшую составляющую коммуникативной самодеятельности.

Использование традиционной методики не всегда дает желаемый результат. Многие педагогические приемы построены на копировании образцов взрослого, подражании, повторении, тренировке упражнением. При такой организации учебно-воспитательного процесса самостоятельная мыслительная и речевая деятельность ребенка не в полной мере решает поставленные задачи. Как же активизировать речь ребенка?

Решение проблемы я увидела в комплексном использовании эффективных форм речевого развития детей.

Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, что дети вовлекаются в активную речевую работу    . В процессе общения и взаимодействия со взрослым ребенок проявляет активность в познании и деятельности, а взрослый создает условия, организует речевую среду. В практической работе очень полезен опыт А.Г.Арушановой. Решаю речевые задачи посредством налаживания игрового и речевого взаимодействия детей со сверстниками на материале проблемных речевых ситуаций – лексических и грамматических задач. Опыт педагогов – практиков Г.А.Тумаковой, Е.Б.Танниковой, Т.Б. Полянской способствовал разработке системы по развитию речевого творчества.

Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях. При этом не только приобретает знания, но и учиться мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – это значит думать.    Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование    речевых навыков, являются

необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Речевое творчество — это речевая деятельность, направленная на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания. Таким образом, создание педагогической системы по развитию речевого творчества стало ведущей задачей моей работы по речевому развитию дошкольника.

Новизна заключается в комплексном использовании эффективных и современных форм работы по речевому творчеству ребенка -дошкольника.

Работа в младшем возрасте является подготовительной, а в старшем возможно самостоятельное речевое творчество. От возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов.

Младший и средний возраст (с 3-5 лет).

В младшем возрасте мотив речи у детей экспрессивный (эмоциональный). Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.       Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.

Мною проведена классификация пальчиковых игр:

—        по степени усложнения.

Применение тех или иных упражнений относительно готовности руки ребёнка. Это комплексы упражнений:

  • на развитие кистей рук «Капуста», «Месим тесто»;
  • движений каждого пальца: «Утро настало», «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»;

-координацию и согласованность действий: «Мы по Африке гуляли», «В гости».

—        по содержанию и назначению

-игры – манипуляции «Жила – была крыша», «Шумный лес»;

-игры с самомассажем кистей и пальцев рук «Гости», «Десять птичек —

стайка»;

-игры со звуковой гимнастикой «Машина», «От топота копыт»;

-сюжетные пальчиковые упражнения, с помощью которых можно

придумывать истории и сказки «Выполнение фигурок из пальцев».

Читайте также:  Развитие волевой сферы ребенка

Многообразие игр позволило сделать более эффективной подготовительную

работу по развитию речевого творчества у детей.

Мною разработаны дидактические игры, которые способствуют успешному закреплению речевых навыков:

  • формирование и обогащение словарного запаса — «Кто где живет», «Противоположности», «Разрезные картинки», «Рыболовы»;
  • развитие связной речи — «Расскажи сказку», «Короткие истории, «Загадай загадку»;

— развитие звуковой стороны речи: «Речецветик», «Аквариум», «Звуковая пирамида», «Звуковое домино», «Назови звук». Стремясь успешно использовать систему работы, создаю необходимую развивающую среду. Она включает в себя игры и пособия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы:

  1. Игры и упражнения для развития речевого дыхания.
  2. Игры и упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата.
  3. Игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, звукопроизношения:
  4. Игры на обогащение словаря.

Для обучения детей составлению рассказов по плану или образцу    имеются мнемотаблицы.

В группк имеются книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, познавательную литературу, иллюстрации к произведениям, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки. Имеется демонстрационный материал, картотека речевых игр, доступных для ежедневного использования детьми, Также созданы      наборы предметных и сюжетных картинок, тематических альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам для составления детьми описательных и сюжетных рассказов по картинкам.

Старший дошкольный возраст (с 5-7 лет)

Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Мы часто слышим от
детей много интересных изречений, придуманных ими слов и забавных фраз,
порой даже не всегда понимая смысл        сказанного. Подобное явление

называется словотворчеством.      Словотворчество – естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. Б лиже к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, загадок, небылиц).      Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи проявление наблюдательности, участия положительных эмоций. В данной деятельности определила 3 направления:

Первое направление — Сочинение стихотворных строчек.

Используя технологию Г.А.Тумаковой модифицировала этапы обучения по

составлению рифмованных стихотворных строчек:

На подготовительном этапе использую словесные игры типа:

—        загадки – складки

«Улыбается в оконце, А зовут тебя все ………»

—        «закончи — стихотворение»

«Эй, цыплёнок, где твой дом?

  • Он у мамы под …………….»
  • «подскажи словечко»

«У маленькой Зины игрушки в ………….»

—        «закончи чистоговорку»

«Са-са-са, к нам летит ………..» Первый этап заключается в подборе рифмы к определённому слову

(Кошка — матрёшка); Второй этап: соединение двух схожих по звучанию слов (Кошка на окошке);

Третий этап: складывание первого двустишия. Первую строчку даёт воспитатель. (Жила-была кошка……………);

Четвёртый этап: сочини 2 строчки в четверостишии. Воспитатель даёт 2 первые строчки. (Стоит старушка у столба Вытирает пот со лба………).

Второе направление — Сочинение описательных загадок

Строится на основе загадки – отрицания, которая включает в себя следующую модель:

  1. Определение предмета, его свойств, образной характеристики. (Арбуз – круглый, сладкий, зелёный).
  2. Подбор соответствующего объекта к образным характеристикам загадываемого предмета. (Круглый – шар, сладкий – мёд, зелёный — огурец).
  3. Отбор условных заместителей, знакомство с условным обозначением отрицания «но».
  4. Воспроизведение загадки согласно составленной модели, ситуации устной речи. (Круглый, но не шар,

Сладкий, но не мёд, Зелёный, но не огурец).

Третье направление — Сочинение рассказов, сказок.

Сказки, рассказы могут сочиняться и по картинкам, и по предложенной речевой ситуации. Данная работа развивает фантазию и воображение детей, интерес к речевому творчеству; побуждает рассуждать, использовать свой опыт, делать выводы, активизируя знания, представления, совершенствуя словесно-логические операции. Сочинение сказок строится по этапам: 1. Подготовительный: -Повтор песенок, которые часто встречаются в сказочных историях;

  • Знакомство со структурой сказки (начало, средняя часть, концовка);
  • Посещение спектакля, кукольных театров, драматизация сказок, рисование отдельных эпизодов сказок, словесные игры.

2.        Первый:

—        придумывание новых концовок к знакомым сказкам.

3.        Второй:

—        продолжить сказку, начатую воспитателем.

4.        Третий:

—        самостоятельно сочинить сказку с хорошо знакомым сказочным героем
(воспитатель даёт тему и указания, план).

5.        Четвёртый:

—        придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему.

В результате применения современных форм взаимодействия позиция
родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и        наблюдатели,

а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в    работе с родителями по речевому развитию детей.

Вывод: проделанная работа дала положительные результаты: у детей повысилась любознательность, чуткость к слову, умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей. Это помогло детям стать общительнее, сформировало уверенность в своих силах, возросла их речевая активность в разных видах деятельности. В дальнейшем планирую:

-использовать накопленный опыт в активизации речи дошкольников и нарабатывать новый, используя игры, цель которых: побуждать детей вступать в диалог со взрослым, налаживать эмоционально-практическое общение со сверстниками;

—        пополнять предметно — развивающую среду;

-уделять большее внимание повышению компетентности родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, в частности, в речевом развитии, используя разные формы сотрудничества дошкольного учреждения и родителей: игровые практикумы, совместные праздники и развлечения, различные творческие проекты.

По материалам сайта: https://pedrazvitie.ru 

Источник