Расширение сферы общения и эмоционального развития ребенка

Расширение сферы общения и эмоционального развития ребенка thumbnail

Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.

Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

  1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
  2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Читайте также:  Таблица норм развития ребенка до года по месяцам

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

  • Художник.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

  • Кто куда?

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

  • Крошка Енот.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

Источник

В процессе познания окружающей действительности и самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок испытывает различные эмоции и чувства, которые во многом обусловливают его поведение, придавая ему эмоциональную окраску и выразительность. В эмоциональном развитии детей раннего возраста важную роль играет усложнение деятельности, особенности функционирования нервной системы и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, сверстниками (рис. 7.2).

Факторы развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста

Рис. 7.2. Факторы развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста

Эмоциональная сфера ребенка характеризуется рядом возрастных особенностей (рис. 7.3). На этом возрастном этапе его эмоциональные реакции достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. Дети действуют не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших эмоций. Доминирующее в раннем возрасте восприятие эмоционально окрашено, что обусловливает возможность эмоционального реагирования детей только на непосредственно воспринимаемые стимулы.

Эмоциональное развитие в раннем возрасте сопровождается формированием механизмов эмоциональной синтонии и эмоциональной децентрации. К началу раннего возраста синтония оформляется как заражение соответствующим эмоциональным состоянием в непосредственном взаимодействии. Постепенно эмоциональная синтония теряет свое значение. В основе эмоциональной децентрации лежит позиционное эмоциональное переключение, осуществляемое изначально в непроизвольной форме. Раннее детство характеризуется развитием эмпатийного реагирования на объекты и ситуации. К объектам эмпатии, в дополнение к близким родственникам, ребенок относит и сверстников.

Читайте также:  Развитие памяти ребенка на уроке

В два года ребенок может эмоционально откликнуться на переживания своего сверстника, но в основе данного проявления эмпатии лежит отождествление себя с другим, собственных чувств с чувствами ближнего. Только к трем годам появляются признаки эмоциональной децентрации (выделение себя единицей социума), и это позволяет ребенку дифференцировать свои переживания как существующие отдельно от окружающего мира. Несмотря на это, основным механизмом эмпатии при переходе от раннего к дошкольному возрасту остается идентификация.

Возрастные особенности эмоциональной сферы ребенка в раннем детстве

Рис. 7.3. Возрастные особенности эмоциональной сферы ребенка в раннем детстве

Эмоции ребенка неустойчивы и кратковременны, он не может их контролировать и сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Яркие эмоциональные переживания возникают в связи с непосредственными желаниями ребенка, с результатами его деятельности. Эмоции отражают уровень удовлетворения возрастающих потребностей детей (познавательных, двигательных, коммуникативных и др.). Переживание неудовольствия детьми может проявляться в виде эмоций страха, гнева, печали, отвращения, а переживание удовольствия – как переживание радости, восторга, нежности, умиления и т.д. Интенсивные эмоциональные реакции проявляются на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Причиной эмоциональных вспышек (крика или плача) могут стать неуспешные действия с предметами, отсутствие внимания близких взрослых к ребенку, ревность к брагу или к сестре и т.п. Такие эмоциональные состояния быстро проходят: ребенка раннего возраста легко отвлечь, поскольку его нервные процессы не отличаются стойкостью и силой. У детей не развита способность к эмоциональной саморегуляции: ребенок в начале раннего детства не способен скрывать свои чувства и контролировать их, выдавать одни эмоции за другие, что типично для поведения детей в старшем возрасте.

Ребенок спонтанен и импульсивен, а также неустойчив и лабилен в выражении своих эмоциональных состояний. Выраженная неустойчивость эмоциональных состояний и переживаний является результатом слабости психических процессов как регуляторной, так и отражательной природы. В раннем возрасте слабо выражена способность адекватно воспринимать эмоции других людей. Дети довольно долго плохо дифференцируют не только оттенки чувств, выражаемых через лицевую экспрессию и с помощью интонаций голоса, но не всегда точно определяют знак эмоции. Ведущим признаком является сила экспрессии, на которую ориентируется ребенок в два года и позднее.

На протяжении раннего детства происходит постепенное закономерное изменение эмоциональной сферы ребенка, ее усложнение и обогащение (табл. 7.1). Развитие эмоциональной сферы тесно связано с развитием других психических процессов, в частности, с речью, которая способствует осознанию ребенком своих чувств и эмоциональных проявлений и создает предпосылки для управления ими. Однако в раннем возрасте слово еще не может вызвать у ребенка какого-либо эмоционального переживания, так как словесный сигнал еще не имеет соответствующего оценочного значения. Оно приобретается в случае дополнительного подкрепления слова определенным эмоциональным отношением взрослого (мимикой, жестами, интонацией, действиями).

Таблица 7.1

Закономерности изменений эмоциональной сферы ребенка в раннем возрасте

Содержание изменений

Предпосылки и условия изменений

Расширение эмоциональных модальностей (базовые – социальные)

Повышение уровня взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе обогащения эмоционального опыта

Опознание эмоций по выражению лица

Необходимость расширения средств коммуникации и сопровождения игровой деятельности при условии дифференцированности восприятия эмоциональных состояний

Расширение и усложнение знаний об эмоциях

Необходимый уровень когнитивного развития и объем эмоционального опыта

Формирование структуры представлений об эмоциях

Образование системы знаний об эмоциональном явлении: причины, содержание, способы выражения и последствия определенного вида эмоциональной реакции

Вербальное обозначение эмоций

Формирование «словаря эмоций», обозначающего сущность и название эмоциональных проявлений

К концу раннего возраста начинают развиваются высшие чувства. Ребенок становится способен переживать элементарные эстетические чувства. Дети начинают отличать некрасивое, дисгармоничное от красивого, гармоничного. В конце раннего возраста при приближении кризиса трех лет могут появляться: неадекватное длительное реагирование ребенка на безобидное замечание; явления смешанной агрессивности, когда ребенок в ответ на негативное воздействие взрослого усиливает враждебность к третьему лицу; эмоциональный негативизм и пассивный уход от общения.

Практический пример

Денис К., 3 года. В этом году пошел в садик. Около месяца назад произошли изменения в поведении не в лучшую сторону: если взрослые что-то не разрешают, мальчик начинает кричать, бросать машинки (или что под руку попалось), плюется, топает ногой, показывает кулачком. Реакции на запрет всегда бурные и зачастую агрессивные. До этого был послушный и спокойный ласковый ребенок.

В целом в раннем возрасте эмоциональные реакции характеризуются кратковременностью, неустойчивостью, лабильностью, интенсивностью, неконтролируемостью. На протяжении раннего детства происходит обогащение эмоционального опыта, социализация эмоций, развитие высших чувств, закладываются предпосылки для эмоциональной саморегуляции.

Источник

Оксана Юсупова, детский и подростковый психолог

Надо ли развивать у детей эмоциональную сферу? Зачем учить чувствовать себя, распознавать свои эмоции, зачем уметь чувствовать других? Самый главный ответ — это для их здоровья.

Как дети начинают подавлять чувства?

Дети до 3 лет очень хорошо умеют чувствовать себя и чувствовать окружающих. С одним человеком ребенок идет на контакт, с другим — нет. Они четко знают, чего они хотят, и переубедить в обратном их бывает очень сложно. Дети этого возраста умеют жить в свое удовольствие.

А с появлением садиков, школы в жизни детей это умение чувствовать себя не развивается, а наоборот, притупляется. Т.е. дети понимают, что какие-то сферы в жизни стоит развивать, а какие-то нет. И, к сожалению, умение чувствовать себя не развивается в рамках образовательной системы.

Читайте также:  Развитие речи ребенка третьего года

Но от этого эмоции и чувства ребенок не перестает испытывать. Просто он не разрешает их себе проявлять или даже чувствовать.

Да, дети уже в 4-5 лет могут запрещать себе злиться на кого-либо. И эта злость, которая появилась внутри как нормальная ответная реакция на какое-то неприятное событие, не выходит наружу, не перерабатывается, не осознается. Она блокируется внутри и ощущается ребенком как непонятный дискомфорт.

Представьте, вы надели туфли, которые вам давят, вы ходите, но испытываете дискомфорт. И в таком состоянии вы продолжаете работать, общаться с людьми, со своими любимыми. Но постоянно внутри вас ДИСКОМФОРТ. И, конечно, это отражается на вашем самочувствии, на вашей реакции на события, вы становитесь более раздраженными, срываетесь на собеседников.

Так же и дети, когда испытывают внутренний дискомфорт от непроработанных переживаний и эмоций, неосознанно ведут себя более вспыльчиво, агрессивно или капризно. Они чувствуют, что что-то не так, но не могут понять, в силу своего возраста, что именно с ними происходит и что делать.

Иногда эти эмоции влекут за собой реальное ухудшение здоровья.

Поэтому, прежде чем давать детям кучи лекарств, водить по врачам, иногда лучше сходить на одну консультацию к профессиональному психологу, который сможет увидеть его эмоциональное состояние и помочь без лекарств восстановить здоровье.

Как учить детей чувствовать себя и других?

Давайте вспомним, как маленький ребенок учится говорить, как знакомится с окружающим миром.

Взрослые сначала рассказывают ему про то, что его окружает, какое оно, какие звуки издает, к каким последствиям приводит.

«Это собачка. Она лает. Гав-гав», «Это стол — он твердый», «Это снег — он холодный» и т.д.

Точно так же надо начинать знакомить детей с эмоциями. Показывать их, называть, объяснять, как они ощущается, что его вызывает, что нормально испытывать разные эмоции.

«Мама расстроена», «папа устал», «ты радуешься / грустишь / злишься …»

Конечно, взрослым нужно начинать с себя. Сначала у себя научиться замечать эмоции и чувства, а потом помогать ребенку их отслеживать. Но это в идеале. В реальности — можно развивать эмоциональную сферу вместе с детьми.

Главный момент — мы констатируем эмоции без оценки. Не хорошо или плохо. А называем как факт, как данность, что такая эмоция сейчас возникла.

Это непросто. Не у каждого взрослого получается принимать негативные эмоции как факт и не выражать свое отношение к ним.

Есть волшебная фраза: «Это нормально! Я тоже в такой ситуации…» и продолжаете по обстоятельствам. Она поможет и родителю вспомнить, что появление эмоций в ответ на какое-то событие — это норма. И детям привыкать к тому, что эмоции — это хорошо. Все эмоции — это естественная реакция организма на события во внешнем мире.

Что происходит, когда родители разделяют эмоции на хорошие / плохие и ругают детей за проявление «плохих»? Дети воспринимают это так: «Когда я испытываю плохую эмоцию — я плохой!»

И, как следствие, начинают у себя отрицать проявление негативных эмоций, ругают себя за них, злятся на себя, боятся тоже стать плохими, нелюбимыми и ненужными родителям.

Какие эмоции отрицают дети?

У разных детей разные эмоции попадают в разряд плохих, но чаще всего это: ревность, агрессия, страх. Иногда у мальчиков это забота, любовь.

Но эмоции, если появляются, не исчезают сами собой. Они остаются в теле в виде блоков, с которыми ребенок и идет во взрослую жизнь…

Знакомство с эмоциями, понимание, что испытывать их нормально — это первый и очень важный этап. Здесь нам помогут два несложных упражнения:

1. «Называть эмоции»

Каждый день называйте ребенку свои чувства, эмоции, эмоции других людей, называйте чувства, которые он сейчас испытывает, чувства, эмоции, которые испытывает персонаж мультфильма, фильма.

«Я вижу, ты сейчас злишься. Это нормально. Я тоже иногда злюсь».

«Малыш, я сейчас раздражена (объясните причину). Давай через 30 минут поговорим.»

«Папа радуется», «Бабушка уставшая», «Пес испугался», «Лунтик огорчен» и т.д.

Задавайте ему вопросы:

«Что у тебя сегодня в школе было самого смешного/грустного/странного?»

Уже через несколько дней, вы заметите, как дети станут быстрее находить и называть свои эмоции, будут нормально реагировать на эмоциональные состояния родителей.

2. «Угадай эмоцию»

Играть можно вдвоем, а можно всей семьей, с друзьями.

Сначала один человек показывает без слов эмоцию, а остальные должны угадать, что это.Для детей можно подготовить список эмоций, чувств, состояний, чтобы им было легче показывать.

Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, дети научатся быть более внимательными к себе. Они будут лучше чувствовать других людей — кому доверять, кому нет. А многие поведенческие проблемы будут решаться легче и быстрее.

Еще больше полезных советов для родителей на портале «Психология эффективной жизни».

А после подписки на сайте psy.systems каждый месяц совершенно бесплатно вы будете получать журнал с интересными и актуальными статьями — присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных людей!

Источник