Развитие речи ребенка третьего года

Сайхат Атаева
Развитие речи детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространённые предложения.

Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребёнком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи.

Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но т. к. опыт детей ещё ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки.

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «это растёт на грядке. Это морковочка».) Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые слова, рифмовки.

Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребёнком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы,поручения: покажи, принеси, сделай то-то, то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребёнка: в 2 года – 300 сл., в 3 года 6 месяцев – 1000 -1200 сл. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Учёные объясняют это возрастанием активности ребёнка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький, его цвет. Вместе с тем малыши начинаю замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета к тому или иному лицу (мамин, Серёжин, дядин); могут характеризировать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать сои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения,выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя.

Исследователи указывают на наличие трёх уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств,отношений:

1 уровень: ребёнок понимает слово, но не использует его в речи;

2 уровень: ребёнок узнаёт и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях («ножницы нужны, чтобы стричь коготки»);

3 уровень: ребёнок понимает и правильно использует слово-называние в любых доступных его пониманию связях и отношения.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приёмы и методы, необходимо учитывать, что от того, насколько хорошо ребёнок знаком с объектом (действием, качеством и т. п., зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.)

Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3-4 раза) речь детей данного возраста характеризуется ещё одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.

Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребёнок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных (с предлогами и без них, различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей ещё очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порой нарушается порядок слов, отрицание нет выносится в конец предложения (на вопрос: «Кто взял мяч?» — ребёнок отвечает: «Виталя нет»).

Читайте также:  Центр развития ребенка 14 красноармейского района волгограда мдоу

На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка, кошка, мошка, ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова.Многие дети к знакомому слову подбирают сходно звучащее слово: дрёма – кулёма, дурёха – люлёха и т. д. Малыши очень любят распевать свои «произведения». Осваивая новое слово, ребёнок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети всёчаще пользуются словами более сложными по стоговой структуре : состоящими из трёх и более слогов, хотя при этом ещё не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нём все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед,спасибо как сипибо и т. д.).

В целом речь большинства детей этого возраста всё ещё характеризуется общей смягчённостью, недоступностью, недостаточно отчётливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Так в начале третьего года жизни многие дети заменяют твёрдые свистящие звуки мягкими, шипящие (ш,ж) – свистящими (с,з) или переднеязычными (т (ть, д (дь) и т. д. Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.

Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, чётко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна. Однако, если к концу третьего года жизни ребёнок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Источник

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.

По отношению к трехлетнему возрасту можно говорить лишь о подготовке детей к рассказыванию. Дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей. Описать предмет, игрушку ребенок сможет, только опираясь на вопросы взрослого. При совместном рассматривании игрушки взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки: мишка большой, плюшевый, у него есть голова, туловище, лапы. На голове ушки, нос, глаза, рот. Затем спрашивает: «Какой мишка? Что есть у мишки? Покажи, где у мишки лапы». Во время рассматривания игрушка находится в руках у ребенка. Он двигает лапами мишки, трогает уши, глаза, ощущает, какой мишка мягкий, ворсистый, большой. Можно показать, как мишка неуклюже передвигается. Все действия с игрушкой помогают в усвоении рассказа о мишке, так как у детей трехлетнего возраста преобладает  наглядно-действенное мышление.

Примеры описания предметов можно найти и в потешках, народных песенках. Обращается внимание на постоянные эпитеты, которые  даются   ребенку   в   качестве   речевого   образца.

Петушок, петушок,

 Золотой  гребешок,

Масляна  головушка

Шелкова бородушка

Ходит  Васька  серенький,

Хвост у  Васьки  беленький.

 Глазки  закрываются,

Когти  расправляются.

 Шерсть у Васьки  пышная,

 Поступь  еле  слышная,

 Зубы   —   как  игла

РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ МЫШЦ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Произносительная сторона речи малышей 2—3 лет еще далека от совершенства. Начав пользоваться активной речью, дети тренируют свой артикуляционный аппарат. Можно применять специальные упражнения для развития движений языка, губ, нижней челюсти. С их помощью укрепляются мышцы органов артикуляции, и звуки появляются быстрей и звучат более четко. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, обязательно с показом движений.   Ребенок   должен   сидеть   перед   зеркалом.

                       УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

«Пузырь лопнул» — надуть щеки, а затем прижать то одну, то   другую   пальцем.

«Зайку приняли за волка» — вытянуть губы трубочкой и быстро  улыбнуться,   показав  зубы.

«Остановите  лошадку»   —   произнести   «Тпру!»

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«Покажите, как котенок молоко лакает» — выполнять быстрые  движения   языком:   высовывать   и   прятать  язык.

«Иголочка» — дотронуться кончиком языка до внутренних поверхностей  щек.

«Лошадка цокает копытом» — пощелкать языком, приподнимая   его   к  верхнему   нёбу.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

«Ворота   открыты»   —   широко   открывать   и   закрывать   рот.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Немаловажную роль для развития произносительной стороны речи играет правильная постановка дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологической большей длительности на выдохе, поэтому нужно детей обучать длинному плавному выдоху. Лучше это делать с использованием игрушек: легких вертушек, надувных шариков, губной гармошки. Можно играть с пушинкой: поставить игрушечные ворота и стараться задуть туда пушинку («Забей мяч в ворота»). Интересное упражнение «Фокус»: на нос кладется ватка, язык высовывается вверх и с силой выдыхается воздух.   Ватка должна  полететь  вверх.

Читайте также:  Дом развитие ребенка 6 месяцев

Для одновременной отработки речевого дыхания и произнесения   гласных  звуков   применяются  такие   игровые   приемы:

Скажи, как:

девочка плачет —   а-а-а-а (длительное произнесение);

мышонок смеется   —   и-и-и-и;

волк зовет другого волка —  у-у-у-у;

лось трубит   в лесу   —   о-о-о-о;

ребенок маленький плачет —  уа-уа-уа-уа;

дети в лесу перекликаются   —   ау-ау-ау-ау.

ИГРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ В ПРОИЗНОШЕНИИ ИЗОЛИРОВАННЫХ ЗВУКОВ

На этапе появления звука очень важно закрепить его правильное произнесение, для чего ребенку можно предложить побыть комариком, пчелкой, лягушкой, мышонком и показать, как поет комарик (з-з-з-з),  пчелка (ж-ж-ж-ж)  и  т. д.

РЕКОМЕНДАЦИИ   РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО  ГОДА  ЖИЗНИ.

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

НАКОПЛЕНИЕ СЛОВАРЯ В СВОБОДНОЙ ИГРЕ

Расширение словарного запаса дошкольников 3—4 лет происходит во время свободной игры с игрушками. Дети этого возраста очень любят играть с наборами игрушек «Доктор», «Парикмахер» и другими. Взяв на себя роль доктора, малыш лечит своих «пациентов» -кукол, употребляет слова — названия принадлежностей игрушечного набора, названия действий, которые он производит во время «лечения». При этом он копирует взрослых, подражает их интонациям. Желанная игрушка — телефон, с помощью которой можно развивать диалог. Разговаривать по телефону можно на разные темы, и взрослому стоит воспользоваться игровой ситуацией, чтобы развить у малыша умение отвечать на вопросы и поддерживать  разговор.

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ ИГР

Очень хороший развивающий эффект дают настольные игры. Изготовить их можно и самим. Для расширения словарного запаса применяются различные лото, одно из самых любимых — «Зоологическое лото». Каждая большая карта посвящена какой-либо одной группе животных, например: домашние животные, животные леса, зоопарк, животные Севера. В центре большой карты находится сюжетная картинка, изображающая зверей в природе, а по краям даны предметные картинки. Такие же картинки, но на отдельных карточках, нужны для демонстрации, они находятся у ведущего.

Примерный   материал   для   «Зоологического   лото»:

домашние животные: конь, корова, свинья, овца, собака, кошка,   курица,   петух,   гусь,  утка,   индюк;

дикие животные: волк, заяц, лиса, медведь, белка, еж, синица, дятел,   скворец,   сорока,   воробей,   кукушка;

зоопарк: слон, лев, тигр, жираф, антилопа, зебра, кенгуру, бегемот,   носорог,   попугай,   страус,   обезьяна;

животные Севера: морж, тюлень, чайка,  песец,  полярная сова,

Развитие речи, третий год жизни.

ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ, ОБОЗНАЧАЮЩИМИ ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА

        Восприятие цвета доступно детям раннего возраста. Ввести слова — названия основных цветов можно уже на третьем году жизни, если не забывать называть цвета одежды: «Сейчас наденем красные штанишки», «А где наша белая кофточка?» За столом можно спрашивать, в какую чашку налить чаю: в синюю или белую; какое яблоко хочет: зеленое или красное и т. д. Рассматривая картинки в книжке, обратить внимание, какого цвета небо, деревья, цветы. Так, не проводя специальных игр, обеспечивают понимание названий цветов.

Для   закрепления   в   речи   прилагательных,   обозначающих   цвета, можно   поиграть   с   малышом   в   игру   «Парные   картинки».

ИГРА «ПАРНЫЕ КАРТИНКИ»

Для игры заготавливают картинки, обозначающие одинаковые предметы, но раскрашенные разным цветом: синий и желтый чайники, белая и черная собачки, красная и синяя бабочки и т. д. Один набор картинок у взрослого, второй — у ребенка. Начинает игру взрослый, он выкладывает любую свою картинку и просит ребенка найти и положить такую же. Затем взрослый говорит название цвета своей картинки и выясняет, какого цвета картинка малыша.

С этим же набором можно играть, подбирая картинки по цвету: сначала все красные, потом все желтые и так далее, пока не соберутся все группы по цветам. В такой игре должно ликвидироваться затруднение у тех детей, которые не умели различать цвета.

Собрав все картинки одного цвета, нужно еще раз их назвать, выделяя голосом окончания прилагательных. Таким образом, вместе с закреплением названий цветов будет идти различение родовых окончаний  прилагательных.

Развитие речи, третий год жизни

ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ, ОБОЗНАЧАЮЩИМИ ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ

        Кроме прилагательных, обозначающих цвета, трехлетние дети должны знать слова-названия, обозначающие форму предметов: круглый, квадратный, овальный. Естественно, сначала нужно позаботиться о том, чтобы дети знали слова «круг», «квадрат», «овал» и понимали, что эти слова обозначают. Не забывайте упоминать, что такие предметы, как часы, солнце, луна, — круглые, а кубики, коробка, табурет — квадратные; огурец, лимон, слива — овальные. Позже дети по вашей просьбе попробуют назвать, какой формы яблоко, книжка, окно и т. д. Можно сделать подборку картинок,   объединив   их   в   группы   по   форме. Рассматривая с ребенком картинки, предложите выбрать все круглые предметы или все квадратные и т. д. С данным набором можно заниматься в течение длительного времени. Не огорчайтесь, если сначала ваш малыш будет просто называть картинки. Первоначальная задача — ввести слова в пассивный словарь и только затем   постепенно  учить  пользоваться  данными   прилагательными.

Читайте также:  Причины развития пневмонии у ребенка

ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ, ОБОЗНАЧАЮЩИМИ

РАЗМЕР ПРЕДМЕТОВ

В речи детей уже есть слова «большой», «маленький», которыми они оперируют в любом случае, когда нужно обозначить размер предмета. Знакомим детей со словами «широкий», «узкий», «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», называя признаки окружающих вещей: широкая юбка, узкие брюки, длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст и т. д. Сравнивать предметы по величине можно везде: в лесу (высокая ель и низкий кустик); на даче (крупная клубника и мелкая смородина); в городе (длинная улица и короткий переулок). Так расширится для детей понятие размера, в каждом конкретном случае они будут употреблять нужное   слово.

ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ, ОБОЗНАЧАЮЩИМИ

 РАЗЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕДМЕТОВ

В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, холодная вода, холодный квас; горячий чай, горячая каша, горячее какао; теплый свитер, теплые носки, теплое пальто; сухое белье, сухие носки, сухая тряпка; мокрый пол, мокрая кисточка, мокрое полотенце; чистая посуда, чистые руки, чистое белье. Не забывайте почаще употреблять эти слова в своей речи, и тогда дети быстро усвоят  их  и   начнут  ими   пользоваться.

Игры для развития речи

Повторяй за мной

Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик, не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай и т.п.

В игре формируются навыки правильного произношения, развивается артикуляционный аппарат.

Кто что умеет

Показывайте ребенку картинки с изображениями разных животных и просите рассказать: кто что умеет. Например, собака умеет лаять, бегать, кусаться, сторожить дом. Не умеет — лазать по деревьям, летать, разговаривать, читать книги, есть ложкой и т.п.

Кто что умеет

Показывайте ребенку картинки с изображениями разных животных и просите рассказать: кто что умеет. Например, собака умеет лаять, бегать, кусаться, сторожить дом. Не умеет — лазать по деревьям, летать, разговаривать, читать книги, есть ложкой и т.п.

Игры для развития речи

Какой? Какая?

В гости к малышу пришел зайчик. В коробке у него — игрушки. Показывая по одному предмету, зайчик задает ребенку вопросы: «У меня есть матрешка, какая она? (красивая, нарядная, маленькая). А вот кубик. Какой он? (зеленый, пластмассовый, квадратный)». Таким образом, рассмотрите все игрушки, интонируя окончания вопросительных слов: какой, какая, какое, какие.

                Веселое купание

Заниматься развитием речи можно и ванной комнате: намыливая малыша, читайте ему забавные стишки, потешки:

                             Хлюп-хлюп ручками,

        Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

 Мыльной ручкой глаз

 А водичка булькает,

А водичка пенится,

 Машенька помоется,

 Причешется, оденется.

Аккуратные зайчата

Лапки?

Мыли.

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

        И теперь мы чистые

Развитие речи, третий год жизни

ОБОГАЩЕНИЕ  ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ

С освоением различных видов деятельности, с формированием двигательных навыков растет и количество слов, обозначающих эти разнообразные действия. Чем больше малыш умеет делать, тем   больше он знает  и  слов-действий.

         Называть действие, выполняемое ребенком, нужно точно, с использованием приставок. Например, воду из чашки в стакан перелили, в чайник воды налили, потом еще подлили, из ведра воду   вылили.  Сходные действия, имеющие свои названия, должны называться разными словами: мама платье шьет, бабушка чулки вяжет, сестра салфетку вышивает; собака бежит, птица летит, змея ползет, рыба    плывет.

Нужно показать разницу между продолжающимся действием и закончившимся: мама кашу    варит —   мама кашу    сварила.

При рассматривании картинок-иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот   или   иной   герой   сказки.

Очень много слов — действий имеется в потешках. Читайте детям потешки и добивайтесь запоминания текстов, тогда дети введут в свой   словарь   много   разных   глагольных форм.

Особенно хороши потешки в форме вопросов и ответов, так как имеется возможность показать детям особенности вопросительной интонации. В них представлены образцы диалогической речи, а, как известно, диалог воспринимается легче, так как приближен к обыденной   речи, диалогичной   по  своей  сути.

Источник