Раскройте роль языка в развитии личности ребенка стародубова

Раскройте роль языка в развитии личности ребенка стародубова thumbnail

Татьяна Кушнерук
Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника»

Роль родного языка в развитии личности дошкольника.

Кушнерук Т. Н., воспитатель

МДОУ Детский сад №3

г. о. Власиха Московской области

Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.

В младшем возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. В сенситивный период полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Овладевая языковыми навыками в сфере лингвистики, дети стремятся получить и коммуникативные умения. Общение друг с другом и взрослыми наиболее значимо для формирования культуры речи и культуры общения. Для продуктивной взаимосвязи необходимо найти языковые средства для его передачи, уметь вовремя обеспечить обратную связь, должным образом спланировать свою речь. Если дошкольник может мгновенно сориентироваться в языковом материале, классифицировать новые слова, можно сказать, что у него развито чувство языка. Отечественными учеными это суждение трактуется по-разному. У российских ученых, языковедов К. Д. Ушинского и Ф. И. Буслаева — это «дар слова», развитие способности к сознательному овладению сокровищами русского языка. С. Ф. Жуйков, Л. И. Божович и другие психологи называют этот эффект «языковым чутьем». О. С. Ахманова относит языковое чутье к интуитивной реакции «со стороны лица, для которого данный язык является родным и т. д.» Несмотря на множество различных суждений, суть заключается в том, что эта способность возникает у ребенка не на пустом месте, а в процессе речевой практики. «Чувство языка» необходимо развивать, уметь сочетать слова в высказываниях и кратких предложениях.

В современном обществе лишь немногие дети достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить целенаправленное обучение овладения языком.

В методических пособиях по речевому развитию до сих пор мы видим совершенно непозволительное утверждение, что в дошкольном периоде язык усваивается лишь посредством подражания, интуитивно и даже инстинктивно. Это в корне недопустимо.Результаты многолетних исследований показали: дети в младшем возрасте и без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности. Они создают новые слова, объединяя, разделяя их, ориентируясь на смысл слова и грамматическую сторону языка. С речевым развитием постепенно приходит осознание языковых явлений, что приводит к настоящему овладению богатством языка. В 1978-ом году Ф. А.Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка».

Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, система обучения родному языку включает в себя:

-выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста

— приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию языковых обобщений, структуре связного высказывания

-выделение связующего звена в разделах речевой работы

-осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе

-раскрытие характерных особенностей овладения языком

-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве дошкольников

Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного, эстетического и нравственного.

Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.

Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами, сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.

Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные, воспитательные задачи (любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).

Для развитияречи детей важнейшими остаются задачи: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности с высказываниями. Решение их усложняется по мере перехода от одной возрастной группы к другой. Воспитателю надо четко представлять основные линии преемственности задач по развитию речи,которые решаются в каждой возрастной группе:

-Заботиться о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение.

-Ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления.

-Использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы

-Применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов.

-Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также дидактические игры.

Следовательно, специально предназначенные занятия, игры и упражнения помогают успешно решать проблемы в речевом развитии детей.

Литература:

1 Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая действительность. М.:» «КомКнига», 2007.

2. Сохин. Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.

3 Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: «Сфера», 2008.

Источник

Теория и методика развития речи дошкольников, Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, Стародубова Н.А., 2013.

Учебное пособие создано в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» (квалификация «бакалавр»). Пособие посвящено вопросам речевого развития детей дошкольного возраста. В нем рассматриваются лингвистические и психолого-педагогические основы развития речи дошкольников, содержание и методы обучения родному языку в условиях детского сада. Для студентов учреждений высшего образования.

Теория и методика развития речи дошкольников, Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, Стародубова Н.А., 2013

Стратегия и тактика современного обучения дошкольников родному языку.
Ребенок, впервые переступивший порог детского сада, уже может говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения мыслей, впечатлений, чувств: для этого ему не хватает слов.Само по себе посещение детского сада расширяет возможности речевого развития детей. Под руководством педагога они наблюдают явления природы, трудовую деятельность людей, общаются со сверстниками, слушают читаемые им воспитателем художественные произведения и т. п. Все это, конечно, обогащает личность ребенка, расширяет его знания и развивает его речь, но необходимо также работать над речью детей. Развивать речь — это не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Развивать речь — значит систематически, планомерно работать над ее содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов. Лишь непрерывная и организованная система работы над языком будет способствовать овладению им. Без специальной работы над содержанием и его речевым выражением дети научатся лишь болтать, что вредно для их общего и речевого развития.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Теория и методика развития речи дошкольников, Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, Стародубова Н.А., 2013 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 — pdf
Скачать файл № 2 — djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— djvu — Яндекс.Диск.

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 18.03.2019 09:01 UTC

Читайте также:  Игры для развития ребенка 4лет

Теги:

учебник по педагогике :: педагогика :: родной язык :: Стародубова

Следующие учебники и книги:

  • Педагогическая практика, Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности информатика, Вдовиченко А.А., 2014
  • Методические указания куратору группы, Тыналиев К.А., Ордобаев Б.С., 2017
  • Технологии профессионального образования, Краткий курс лекций, Таброско Т.Н., 2007
  • Развитие игровой деятельности ребенка, Обзор программ дошкольного образования, Степанова О.А., 2009

Предыдущие статьи:

  • Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе, Учебное пособие для студентов педогагических вузов, Сокольникова Н.М., 1999
  • Система оценки квалификации в развитии вузовского образования России и зарубежных стран, 2018
  • Учебная практика, Учебно-методическое пособие, Аляев В.А., 2013
  • Логопедические технологии, Технология обследования моторных функций, Учебно-методическое пособие, Сергеева А.И., 2010

Источник

Теория и методика развития речи дошкольников, Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, Стародубова Н.А., 2013.

Учебное пособие создано в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» (квалификация «бакалавр»). Пособие посвящено вопросам речевого развития детей дошкольного возраста. В нем рассматриваются лингвистические и психолого-педагогические основы развития речи дошкольников, содержание и методы обучения родному языку в условиях детского сада. Для студентов учреждений высшего образования.

Теория и методика развития речи дошкольников, Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, Стародубова Н.А., 2013

Стратегия и тактика современного обучения дошкольников родному языку.
Ребенок, впервые переступивший порог детского сада, уже может говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения мыслей, впечатлений, чувств: для этого ему не хватает слов.Само по себе посещение детского сада расширяет возможности речевого развития детей. Под руководством педагога они наблюдают явления природы, трудовую деятельность людей, общаются со сверстниками, слушают читаемые им воспитателем художественные произведения и т. п. Все это, конечно, обогащает личность ребенка, расширяет его знания и развивает его речь, но необходимо также работать над речью детей. Развивать речь — это не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Развивать речь — значит систематически, планомерно работать над ее содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов. Лишь непрерывная и организованная система работы над языком будет способствовать овладению им. Без специальной работы над содержанием и его речевым выражением дети научатся лишь болтать, что вредно для их общего и речевого развития.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Теория и методика развития речи дошкольников, Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, Стародубова Н.А., 2013 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 — pdf
Скачать файл № 2 — djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— djvu — Яндекс.Диск.

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 18.03.2019 09:01 UTC

Теги:

учебник по педагогике :: педагогика :: родной язык :: Стародубова

Следующие учебники и книги:

  • Педагогическая практика, Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности информатика, Вдовиченко А.А., 2014
  • Методические указания куратору группы, Тыналиев К.А., Ордобаев Б.С., 2017
  • Технологии профессионального образования, Краткий курс лекций, Таброско Т.Н., 2007
  • Развитие игровой деятельности ребенка, Обзор программ дошкольного образования, Степанова О.А., 2009

Предыдущие статьи:

  • Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе, Учебное пособие для студентов педогагических вузов, Сокольникова Н.М., 1999
  • Система оценки квалификации в развитии вузовского образования России и зарубежных стран, 2018
  • Учебная практика, Учебно-методическое пособие, Аляев В.А., 2013
  • Логопедические технологии, Технология обследования моторных функций, Учебно-методическое пособие, Сергеева А.И., 2010

Источник

    Роль языка в становлении личности ребенка

О, язык родной, певучий! О, родительская речь!

                                       Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь?

                                   Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,

Подрастая, сказки бабушки я начал понимать…

( Татарский поэт Г.Тукай.)

  Язык является важнейшим признаком нации, он сохраняет и передает из поколения в поколение сведения об истории и культуре нации, нравах и обычаях, оказывает мощное влияние на этническое самосознание и способствует сохранению самого этноса.

   Рост национального самосознания в последнее время заставляет людей

 все чаще обращаться к народным истокам, национальным корням. Это не может не радовать общество, стремящееся к росту культурного уровня населения, что в первую очередь выражается в желании знать и понимать свой родной язык, обучить своих детей родному языку. Родной язык

способствует более осознанному усвоению неродного языка, является необходимой основой для интеллектуального развития ребенка.

Школьный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к проявлению уважения и понимания других людей. Дети, воспитанные в духе народных традиций, толерантны, доброжелательны, уважают старших, любят свой родной край, родную речь, интересуются историей поколений, знают и уважают свою национальную принадлежность, имеют повышенное чувство патриотизма.

Большая роль в успешном изучении и сохранении родного языка принадлежит школе, педагогам. Вопрос формирования национальной культуры подрастающего поколения остается центром внимания в области образования.

В образовательных учреждениях нашего района организовано изучение своего родного  татарского языка в трех школах. В числе этих трех школ и наша СОШ с.Верхазовка. Для  успешной  организации   учебно- воспитательной работы в школе создан кабинет родного языка и литературы, где есть необходимая учебно-методическая литература, наглядные пособия, видеоматериалы, мультимедийные издания. Ежегодно проводится неделя татарского языка и литературы, конкурсы стихов, посвященные к творчеству Г.Тукая, М.Джалиля, Р.Миннуллина, тематические литературные вечера, олимпиады. Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют  в областной олимпиаде по татарскому языку и литературе, в конкурсе художественного слова «Няфис Суз», в научно-познавательной конференции «Народы Поволжья: история, образование, культура», в областном детском фестивале «Идел йолдызлары». Приезжают с призовыми местами и ценными подарками.

       В становлении каждой личности язык играет первостепенную, основополагающую роль, без языка просто невозможно существование и развитие человеческого общества. Как писал К.Д.Ушинский : «Язык не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более!…  Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ». Каждый язык является частью мирового культурного достояния, поэтому сохранение и развитие языка становится государственной задачей.  Когда ребенок уже с малых лет знакомится с духовным наследием своего народа, изучает родной язык, историю, культуру родного края, он сам растет духовно богатым. И мы должны ему в этом помочь.

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной…

                         (П.А.Вяземский.)

Источник

Õàðàêòåðèñòèêà îñíîâíûõ ýòàïîâ ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ïåðèîäû ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ â ðå÷è äåòåé ñèíòàêñè÷åñêîãî ñòðîÿ ïðåäëîæåíèÿ, åãî âûðàçèòåëüíîñòè è èíòîíàöèè, ìîðôîëîãè÷åñêîé îôîðìëåííîñòè ñëîâ. Ïðàâèëà è çíà÷åíèå ðîäíîãî ÿçûêà â ðàçâèòèè ðåáåíêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

Ðîëü ðîäíîãî ÿçûêà â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåá¸íêà

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

ââåäåíèå

Óñâàèâàÿ ðîäíîé ÿçûê, ðåá¸íîê óñâàèâàåò íå îäíè òîëüêî ñëîâà, íî è áåñêîíå÷íîå ìíîæåñòâî ïîíÿòèé, âîççðåíèé íà ïðåäìåòû, ìíîæåñòâî ìûñëåé, ÷óâñòâ, õóäîæåñòâåííûõ îáðàçîâ, ëîãèêó è ôèëîñîôèþ ÿçûêà; è óñâàèâàåò ëåãêî è ñêîðî; â äâà-òðè ãîäà ñòîëüêî, ÷òî è ïîëîâèíû òîãî íå ìîæåò óñâîèòü ÷åëîâåê â 20 ëåò ïðèëåæíîãî è ìåòîäè÷åñêîãî ó÷åíèÿ. Òàêîâ ýòîò âåëèêèé íàðîäíûé ïåäàãîã — ðîäíîå ñëîâî!

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка почемучка кемерово

Ê. Ä. Óøèíñêèé

ßçûê ÿâëÿåòñÿ ïåðâåéøåé ïðåäïîñûëêîé ñóùåñòâîâàíèÿ ëþáîé íàöèè, âàæíåéøèì êîìïîíåíòîì è íîñèòåëåì äóõîâíîé êóëüòóðû, îñíîâíîé ôîðìîé ïðîÿâëåíèÿ íàöèîíàëüíîãî ñàìîñîçíàíèÿ.

Ïðè ïîìîùè ðå÷åâîãî îáùåíèÿ ÷åëîâåêîì óñâàèâàþòñÿ äóõîâíûå, êóëüòóðíûå, ìîðàëüíî-ýòè÷åñêèå ïðèíöèïû ñâîåé ñåìüè, ñâîåãî íàðîäà. Ýòîò ïðîöåññ íà÷èíàåòñÿ â ðàííåì äåòñòâå è ïðîäîëæàåòñÿ âñþ æèçíü. Óæå íà ïåðâîì ãîäó æèçíè, ó ðåáåíêà ïîÿâëÿþòñÿ ïåðâûå ïðèçíàêè âòîðîé ñèãíàëüíîé ñèñòåìû, à ýòî íåîáõîäèìûé ýòàï ðàçâèòèÿ åãî ìûøëåíèÿ, ò. ê. ÷åëîâåê ìûñëèò ñëîâàìè, êîòîðûå ïðîèçíîñèò âñëóõ èëè ïðîãîâàðèâàåò ïðî ñåáÿ, ò. å. ìûøëåíèå ïðîèñõîäèò â ðå÷åâîé ôîðìå.

Òàê ðàçâèâàåòñÿ ëþáîé ðåá¸íîê, ó÷àùèéñÿ ãîâîðèòü.

Ðîëü ðîäíîãî ÿçûêà â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåá¸íêà

Ðàçâèòèåì íàçûâàþò ïðîöåññ èçìåíåíèé, ïðåäñòàâëÿþùèõ ñîáîé ïåðåõîäû îò ïðîñòîãî êî âñå áîëåå ñëîæíîìó, îò íèçøåãî ê âûñøåìó, ïðîöåññ, â êîòîðîì ïîñòåïåííîå íàêîïëåíèå êîëè÷åñòâåííûõ èçìåíåíèé ïðèâîäèò ê êà÷åñòâåííûì èçìåíåíèÿì. Ãàëüïåðèí Ï. ß. Ìåòîäû îáó÷åíèÿ è óìñòâåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. — Ì.: Ëîãîñ, 1993.

Ðàçâèòèå ÷åëîâåêà ïðîõîäèò ñëåäóþùèå âîçðàñòíûå ñòóïåíè:

— ìëàäåí÷åñêèé âîçðàñò;

— ðàííèé äåòñêèé âîçðàñò;

— äîøêîëüíûé âîçðàñò;

— ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò;

— ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò;

— þíîøåñêèé âîçðàñò;

— çðåëîñòü. Êóðåí¸â Î. Â. Êóëüòóðà ðå÷åâîãî ýòèêåòà. — Ì.: Ãåðäà, 2001.

Íà êàæäîé ñòóïåíè âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ îðãàíèçì ÷åëîâåêà îòëè÷àåòñÿ îïðåäåëåííûìè ôèçè÷åñêèìè ðàçìåðàìè è ñòðîåíèåì (êîëè÷åñòâåííî) è îïðåäåëåííûìè âîçìîæíîñòÿìè ïñèõèêè (êà÷åñòâåííî).

Ðàçâèòèå ïñèõèêè îò îäíîé âîçðàñòíîé ñòóïåíè ê äðóãîé ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñîâåðøåíñòâîâàíèå ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ, ðå÷è, à òàêæå ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû (÷óâñòâ, âîëè).

Íàëè÷èå èíòåëëåêòà, ò. å. ñïîñîáíîñòè ïîçíàâàòü âíåøíèé ìèð ñ ïîìîùüþ ïàìÿòè, ïðåäñòàâëåíèÿ, âîîáðàæåíèÿ, ìûøëåíèÿ, à òàêæå ðå÷ü — ýòî âàæíåéøèå îòëè÷èÿ ÷åëîâåêà îò æèâîòíîãî. È èíòåëëåêò, è ðå÷ü ó ÷åëîâåêà ïîÿâëÿþòñÿ íà ñòóïåíè ðàííåãî äåòñêîãî âîçðàñòà è èíòåíñèâíî ñîâåðøåíñòâóþòñÿ â äîøêîëüíîì, ìëàäøåì øêîëüíîì è ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå.

Íî èíòåëëåêò ïîÿâëÿåòñÿ ó ðåáåíêà è ñîâåðøåíñòâóåòñÿ ó ïîäðîñòêà è þíîøè íå ïðîñòî ïîòîìó, ÷òî åãî îðãàíèçì ðàñòåò, à ëèøü ïðè íåïðåìåííîì óñëîâèè îâëàäåíèÿ ýòèì ÷åëîâåêîì ðå÷üþ.

Åñëè âçðîñëûå, îêðóæàþùèå ðåáåíêà, íà÷èíàþò ïðàâèëüíî ó÷èòü åãî ãîâîðèòü óæå ñ ìëàäåí÷åñêîãî âîçðàñòà, òî òàêîé ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ íîðìàëüíî: ó íåãî ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ïðåäñòàâëÿòü, çàòåì è ìûñëèòü, è âîîáðàæàòü; ñ êàæäîé âîçðàñòíîé ñòóïåíüþ ýòè ñïîñîáíîñòè ñîâåðøåíñòâóþòñÿ. Ïàðàëëåëüíî ñ ðàçâèòèåì èíòåëëåêòà ðàçâèâàåòñÿ è ñîâåðøåíñòâóåòñÿ ýìîöèîíàëüíî-âîëåâàÿ ñôåðà ðåáåíêà.

Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî äîêàçàòåëüñòâ òîãî, ÷òî áåç ðå÷åâîãî îáùåíèÿ, ò. å. áåç ñîöèàëüíîé (îáùåñòâåííîé) ñðåäû, ÷åëîâå÷åñêîå ñóùåñòâî íå ìîæåò ñòàòü ïîëíîöåííûì ÷åëîâåêîì. Èñòîðèè èçâåñòíû ñëó÷àè, êîãäà â ñèëó êàêèõ-òî òðàãè÷åñêèõ îáñòîÿòåëüñòâ äåòè ìëàäåí÷åñêîãî âîçðàñòà ïîïàäàëè â ëîãîâî æèâîòíûõ (âîëêîâ, ïàíòåðû, ñîáàê) è áûëè èìè âñêîðìëåíû. Êîãäà ëþäè îáíàðóæèâàëè ýòèõ äåòåé â âîçðàñòå ïîñëå òðåõ ëåò è âîçâðàùàëè èõ â ÷åëîâå÷åñêîå îáùåñòâî, òî âñåãäà îêàçûâàëîñü, ÷òî îíè èìåþò ïîâàäêè âñêîðìèâøåãî èõ æèâîòíîãî è ñîâåðøåííî íå îáëàäàþò òåìè ýëåìåíòàìè ïñèõèêè, êîòîðûå îòëè÷àþò ÷åëîâåêà îò æèâîòíîãî: ó íèõ íå áûë ñôîðìèðîâàí ìûñëèòåëüíûé àïïàðàò, íå áûëî âûñøèõ ýìîöèé, èõ íåâîçìîæíî áûëî íàó÷èòü ðå÷è.

Èçâåñòíû ìíîãî÷èñëåííûå ñëó÷àè, ìåíåå òðàãè÷åñêèå, íî ñòîëü æå ïå÷àëüíûå, ïðîèñøåäøèå ïî íåâåæåñòâó âçðîñëûõ: äåòè îêàçûâàëèñü ïñèõè÷åñêè íåäîðàçâèòûìè, ïëîõî óñâàèâàëè ðå÷ü (ñ òðóäîì ó÷èëèñü â øêîëå), ïîòîìó ÷òî ðîäèòåëè íå çàíèìàëèñü èõ ðå÷åâûì ðàçâèòèåì, êîãäà îíè áûëè â ìëàäåí÷åñêîì, ðàííåì äåòñêîì è â äîøêîëüíîì âîçðàñòå.

Íàïðèìåð, îäèí ó÷åíèê øêîëû, ðîäèâøèéñÿ â ñåìüå æåëåçíîäîðîæíèêà, æèâøåãî íà æåëåçíîäîðîæíîì ðàçúåçäå è âîñïèòûâàâøèéñÿ â äîøêîëüíûå ãîäû áàáóøêîé, ñîâåðøåííî ãëóõîé æåíùèíîé, êîòîðàÿ â ñèëó ñâîåãî íåäóãà íå ìîãëà ðåàãèðîâàòü íà ðå÷åâûå äåéñòâèÿ âíóêà, îêàçàëñÿ ïî÷òè íåìûì. Óñèëèÿ ó÷èòåëüíèöû íà÷àëüíûõ êëàññîâ ðàçâèòü åãî ðå÷ü íå äàëè ðåçóëüòàòà, íåëüçÿ áûëî îáó÷èòü åãî è ãðàìîòå. Õîòÿ ýòîò ìàëü÷èê ðîäèëñÿ ñ ïðåäïîñûëêàìè äëÿ íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ, íî îòñóòñòâèå ðå÷åâîãî îáùåíèÿ îêàçàëîñü ïðè÷èíîé òîãî, ÷òî èíòåëëåêò ðåáåíêà íå ðàçâèëñÿ. Àáðàøèòîâà Ô. Ã. Ðîëü ðîäíîãî ÿçûêà â áóäóùåé æèçíè ó÷åíèêà. — Ì.: Ðîññìåí, 2003.

Âîñïèòàòåëü îáÿçàí ïîìíèòü, ÷òî ðå÷ü — èíñòðóìåíò ðàçâèòèÿ âûñøèõ îòäåëîâ ïñèõèêè ðàñòóùåãî ÷åëîâåêà. Îáó÷àÿ ðåáåíêà ðîäíîé ðå÷è, îäíîâðåìåííî ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ åãî èíòåëëåêòà è âûñøèõ ýìîöèé, ãîòîâÿò ïî÷âó äëÿ óñïåøíîãî åãî ó÷åíèÿ â øêîëå, äëÿ òâîð÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ åãî â òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè. Çàäåðæêà ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ íà ïåðâûõ âîçðàñòíûõ ñòóïåíÿõ íå ìîæåò áûòü êîìïåíñèðîâàíà âïîñëåäñòâèè.

Ñâîåâðåìåííîå è ïîëíîöåííîå îâëàäåíèå ðå÷üþ ÿâëÿåòñÿ ïåðâûì âàæíåéøèì óñëîâèåì ñòàíîâëåíèÿ (ïîÿâëåíèÿ) ó ðåáåíêà ïîëíîöåííîé ïñèõèêè è äàëüíåéøåãî ïðàâèëüíîãî ðàçâèòèÿ åå. Ñâîåâðåìåííîå — çíà÷èò íà÷àòîå ñ ïåðâûõ æå äíåé ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà; ïîëíîöåííîå — çíà÷èò äîñòàòî÷íîå ïî îáúåìó ÿçûêîâîãî ìàòåðèàëà è ïîáóæäàþùåå ðåáåíêà ê îâëàäåíèþ ðå÷üþ â ïîëíóþ ìåðó åãî âîçìîæíîñòåé íà êàæäîé âîçðàñòíîé ñòóïåíè. Ãàëüïåðèí Ï. ß. Ìåòîäû îáó÷åíèÿ è óìñòâåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. — Ì.: Ëîãîñ, 1993.

Âíèìàíèå ê ðàçâèòèþ ðå÷è ðåáåíêà íà ïåðâûõ âîçðàñòíûõ ñòóïåíÿõ îñîáåííî âàæíî ïîòîìó, ÷òî â ýòî âðåìÿ èíòåíñèâíî ðàñòåò ìîçã ðåáåíêà è ôîðìèðóþòñÿ åãî ôóíêöèè. Ôèçèîëîãàì èçâåñòíî, ÷òî ôóíêöèè öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû èìåííî â ïåðèîä èõ åñòåñòâåííîãî ôîðìèðîâàíèÿ ëåãêî ïîääàþòñÿ òðåíèðîâêå. Áåç òðåíèðîâêè ðàçâèòèå ýòèõ ôóíêöèé çàäåðæèâàåòñÿ è äàæå ìîæåò îñòàíîâèòüñÿ íàâñåãäà.

Äëÿ ðå÷è òàêèì «êðèòè÷åñêèì» ïåðèîäîì ðàçâèòèÿ ÿâëÿþòñÿ ïåðâûå òðè ãîäà æèçíè ðåáåíêà: ê ýòîìó ñðîêó â îñíîâíîì çàêàí÷èâàåòñÿ àíàòîìè÷åñêîå ñîçðåâàíèå ðå÷åâûõ îáëàñòåé ìîçãà, ðåáåíîê îâëàäåâàåò ãëàâíûìè ãðàììàòè÷åñêèìè ôîðìàìè ðîäíîãî ÿçûêà, íàêàïëèâàåò áîëüøîé çàïàñ ñëîâ. Åñëè æå â ïåðâûå òðè ãîäà ðå÷è ìàëûøà íå áûëî óäåëåíî äîëæíîãî âíèìàíèÿ, òî â äàëüíåéøåì ïîòðåáóåòñÿ ìàññà óñèëèé, ÷òîáû íàâåðñòàòü óïóùåííîå. Òðóáíèêîâà Î. Ê. Î ðîëè ðîäíîãî è ãîñóäàðñòâåííîãî ÿçûêîâ â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåá¸íêà. — Ì. Ìûñëü, 2004.

Îáúåì ðå÷åâûõ íàâûêîâ ó äåòåé ðàçíûõ âîçðàñòîâ

 äîðå÷åâîé ïåðèîä ñâîåãî ðàçâèòèÿ ìàëûø êðèêîì è òàê íàçûâàåìûìè ïðåäðå÷åâûìè ãîëîñîâûìè ðåàêöèÿìè âûðàæàåò ðàçëè÷íûå æåëàíèÿ: «Õî÷ó åñòü», «Íå õî÷ó ëåæàòü â ìîêðîì» è ò. ä. Ðàçíîîáðàçíûå èíòîíàöèè ñâîéñòâåííû êðèêó ðåáåíêà óæå â ïåðâûå íåäåëè æèçíè; ñ ðîñòîì ðåáåíêà îíè ñòàíîâÿòñÿ âñå âûðàçèòåëüíåå è ñìûñë èõ íà÷èíàþò ïîíèìàòü íå òîëüêî ìàòü, íî è äðóãèå, ñâÿçàííûå ñ ðåáåíêîì ëèöà. Ñëåäîâàòåëüíî, êðèê ðåáåíêà âûïîëíÿåò îïðåäåëåííóþ êîììóíèêàòèâíóþ ôóíêöèþ (ôóíêöèþ îáùåíèÿ).

Ñ ïîëóòîðàìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà ìàëûø ïûòàåòñÿ àðòèêóëèðîâàòü çâóêè ðå÷è. Êîíå÷íî, âíà÷àëå ýòî åùå òîëüêî ïðåäðå÷åâûå ãîëîñîâûå ðåàêöèè: ãóëåíèå, ñâèðåëü, ëåïåò, ìîäóëèðîâàííûé ëåïåò.

Ñóùåñòâóåò îïðåäåëåííàÿ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü â ðàçâèòèè ïðåäðå÷åâûõ ðåàêöèé.

Ïðîöåññ ýìîöèîíàëüíîãî îáùåíèÿ ñ ðåáåíêîì â ýòîò ïåðèîä íîñèò õàðàêòåð èãðû: âçðîñëûé è ðåáåíîê ïîïåðåìåííî ïîâòîðÿþò äðóã äðóãà, ïîäðàæàþò äðóã äðóãó — åñëè âçðîñëûé óëûáàåòñÿ, ðåáåíîê òîæå óëûáàåòñÿ.

Íî âîò íàñòóïàåò âðåìÿ (ìåæäó 10-12 ìåñÿöàìè), êîãäà ðåáåíîê, ìîäóëèðóÿ ñëîã, íå ïðîñòî èãðàåò, à âêëàäûâàåò â íåãî îïðåäåëåííûé ñìûñë. Ýòîò ñëîã ïðèíàäëåæèò êàêîìó-ëèáî ñëîâó:

— Êè… — ãîâîðèò îí, óêàçûâàÿ íà êîøêó, è ñìîòðèò â ëèöî âçðîñëîãî, îæèäàÿ ïîäòâåðæäåíèÿ.

— Êèñà, — îòêëèêàåòñÿ âçðîñëûé. — È ðåáåíîê óäîâëåòâîðåííî ïîâòîðÿåò:

— Êè.

Ðåáåíîê çàãîâîðèë. Åãî ïåðâûå «ñëîâà» — ýòî óäàðíûå ñëîãè çíàêîìûõ åìó ñëîâ: «êà» (êàøà), «òîëü» (ñòîë), «ïà» (ïëàòüå), íî îáîçíà÷àþò ýòè ñëîãè äàæå íå ñëîâà, à öåëûå ïðåäëîæåíèÿ («êà» — ýòî è «Òîëÿ åñò êàøó», è «êàøà â áóòûëî÷êå», è «áàáóøêà âàðèò êàøó»).

 ðàçâèòèè ðå÷è îò ãîäà äî ñåìè ëåò íàáëþäàþòñÿ òàêèå ïåðèîäû: Ôåäîðåíêî Ë. Ï., Ôîìè÷¸âà Ã. À., Ëîòàðåâ Ê. À. Ìåòîäèêà ðàçâèòèÿ ðå÷è äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. — Ì., 1977.

I. Ïåðâûé ïåðèîä — ïåðèîä ïðåäëîæåíèé, ñîñòîÿùèõ èç àìîðôíûõ ñëîâ-êîðíåé:

Читайте также:  Диагностика развития ребенка от года до 3 лет

— 1 ãîä 3 ìåñ. — 1 ãîä 8 ìåñ. Ïðîèçíîñÿòñÿ îäíîñëîâíûå ïðåäëîæåíèÿ-ñëîãè,

— 1 ãîä 8 ìåñ. — 1 ãîä 10 ìåñ. Ïðîèçíîñÿòñÿ ïðåäëîæåíèÿ èç íåñêîëüêèõ ñëîâ-ñëîãîâ;

II. Âòîðîé ïåðèîä — ïåðèîä óñâîåíèÿ ãðàììàòè÷åñêîé ñòðóêòóðû ïðåäëîæåíèÿ:

— 1 ãîä 10 ìåñ. — 2 ãîäà 1 ìåñ.  ïðåäëîæåíèÿõ óïîòðåáëÿþòñÿ ïîëíûå ñëîâà, íî áåç îêîí÷àíèé èëè ñ íåïðàâèëüíûìè îêîí÷àíèÿìè,

— 2 ãîäà 1 ìåñ. — 2 ãîäà 3 ìåñ.  ïðåäëîæåíèÿõ óïîòðåáëÿþòñÿ îôîðìëåííûå ñëîâà: óñâàèâàþòñÿ ïàäåæíûå îêîí÷àíèÿ ñóùåñòâèòåëüíûõ, ïðèëàãàòåëüíûõ, ëè÷íûå îêîí÷àíèÿ ãëàãîëîâ,

— 2 ãîäà 3 ìåñ. — 3 ãîäà.  ïðåäëîæåíèÿõ óïîòðåáëÿþòñÿ ñëóæåáíûå ñëîâà äëÿ âûðàæåíèÿ ñèíòàêñè÷åñêèõ îòíîøåíèé;

III. Òðåòèé ïåðèîä — ïåðèîä óñâîåíèÿ ãðàììàòè÷åñêîé ñèñòåìû ðóññêîãî ÿçûêà:

— 3 ãîäà — 7 ëåò. Ñîâåðøåíñòâóåòñÿ ãðàììàòè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà è çâóêîâàÿ ñòîðîíà ðå÷è, ñîçäàþòñÿ ïðåäïîñûëêè äëÿ îáîãàùåíèÿ ñëîâàðÿ.

 ðå÷è ðåáåíêà ïîñëåäîâàòåëüíî ñîâåðøåíñòâóþòñÿ:

1) ñèíòàêñè÷åñêèé ñòðîé ïðåäëîæåíèÿ (à òàêæå âûðàçèòåëüíîñòü åãî èíòîíàöèè);

2) ìîðôîëîãè÷åñêàÿ îôîðìëåííîñòü ñëîâ;

3) çâóêîâîé ñîñòàâ ñëîâ.

 ïåðèîä ìåæäó òðåìÿ è ñåìüþ ãîäàìè ðå÷ü ðåáåíêà áûñòðî îáîãàùàåòñÿ ãðàììàòè÷åñêèìè ôîðìàìè, è ïðè äîñòàòî÷íîì ðàçâèâàþùåì ïîòåíöèàëå ðå÷åâîé ñðåäû ðåáåíîê ìîæåò â ñîâåðøåíñòâå óñâîèòü ãðàììàòè÷åñêèé ñòðîé ðîäíîãî ÿçûêà è åãî ôîíåòè÷åñêóþ ñèñòåìó, ÷òî äåëàåò âîçìîæíûì áûñòðîå îáîãàùåíèå ñëîâàðÿ.

Êîãäà äëÿ ðåáåíêà ñòàíîâèòñÿ äîñòóïíûì óñâîåíèå ÿçûêà â åãî ðåãóëèðóþùåé ôóíêöèè, ýòî çíà÷èò, ÷òî ðîäíîé ÿçûê ñòàë îðóäèåì íðàâñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà. Ñ ýòîãî âðåìåíè âçðîñëûå äîëæíû áûòü îñîáåííî âíèìàòåëüíû ê ñâîèì ñëîâàì, ê ñâîåìó ïîâåäåíèþ.

Êàê óêàçàíî âûøå, ïåðâûå ðåãóëèðóþùèå ïîâåäåíèå ñëîâà, êîòîðûå äîëæåí óñâîèòü ðåáåíîê, ýòî ñëîâà íåëüçÿ, ìîæíî, íàäî, ñ èõ ïîìîùüþ îí óñâàèâàåò è ïîíÿòèÿ «õîðîøî», «ïëîõî».

Ñëîâî ìîæíî ðàçðåøàåò õîðîøèå, äîáðûå ïîñòóïêè íà ïîëüçó ëþäÿì, æèâîòíûì, ðàñòåíèÿì. Ñ ïîìîùüþ ñëîâà íàäî òðåíèðóåòñÿ âîëÿ, âîñïèòûâàåòñÿ äåéñòâåííîå îòíîøåíèå ðåáåíêà ê ñâîåìó äîëãó: íàäî ñäåëàòü òî, ÷òî äåëàòü ñîâñåì íå õî÷åòñÿ, íàäî ïîäêàðìëèâàòü ïòèö çèìîþ, íàäî çàáîòèòüñÿ î ðàñòåíèÿõ, íàäî ïîìîãàòü áàáóøêå â äîìàøíåé ðàáîòå, íàäî çàùèòèòü ñëàáîãî îò íåñïðàâåäëèâîñòè.

Îñâàèâàÿ ðîäíîé ÿçûê, ðåáåíîê âîñïðèíèìàåò è ñâîéñòâåííûå åìó ñèíòàêñè÷åñêèå êîíñòðóêöèè, â êàêîé-òî ìåðå ïðîãðàììèðóþùèå åãî ïîâåäåíèå. Òàê, ïîíÿâ èçìåíåíèå ãëàãîëîâ ïî ëèöàì, ðåáåíîê óñâîèò ôîðìó âåæëèâîñòè (íàïðèìåð, â îáðàùåíèè ê âîñïèòàòåëüíèöå: «×òî âû ïî÷èòàåòå íàì?», «Íå ìîæåòå ëè âû ïî÷èòàòü íàì?» (âìåñòî êàïðèçíîãî «Íó, ÷èòàé!»).

Êîãäà ðåáåíîê ïîéìåò òàêèå ñëîâà ðîäíîãî ÿçûêà, êàê äîáðîòà, äîáðîæåëàòåëüíîñòü, îòçûâ÷èâîñòü, çàáîòëèâîñòü, ïðàâäèâîñòü, òðóäîëþáèå, ÷åñòíîñòü, ñêðîìíîñòü, âåðíîñòü, îíè äîëæíû áóäóò ñòàòü ïðîãðàììîé ôîðìèðîâàíèÿ åãî íðàâñòâåííûõ ïðèíöèïîâ.

Ðåáåíîê âïèòàåò â ñåáÿ èõ ñîäåðæàíèå, ò. å. íàó÷èòñÿ ïîñòóïàòü â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðàâèëàìè, ñîñòàâëÿþùèìè ñìûñë ýòèõ ñëîâ, îí ñìîæåò ïðîòèâîïîñòàâèòü èì ñìûñë ñëîâ-àíòîíèìîâ: áåññåðäå÷èå, çàâèñòëèâîñòü, ÷åðñòâîñòü, íåâíèìàòåëüíîñòü, ëæèâîñòü, ëåíü, áåñ÷åñòíîñòü, õâàñòëèâîñòü, íåâåðíîñòü.

Êîíå÷íî, íà ðàííèõ âîçðàñòíûõ ñòóïåíÿõ ìàëûø íå áóäåò ïðîèçíîñèòü ýòèõ ñëîâ, îí áóäåò ñíà÷àëà ñëóøàòü ïîòåøêè, ñêàçêè, ðàññêàçû, ñòèõè, â êîòîðûõ ãåðîè ñâîèì ïîâåäåíèåì ïîêàçûâàþò ïðèìåðû ÷åñòíîñòè, âåðíîñòè, òðóäîëþáèÿ, ñëóæåíèÿ äîëãó; ðåáåíîê çàõî÷åò ñëåäîâàòü õîðîøèì ïîñòóïêàì è îñìûñëåííî óñâîèò ñëîâà, îáîçíà÷àþùèå ñîîòâåòñòâóþùèå íðàâñòâåííûå ïîíÿòèÿ.

Ðîäíîé ÿçûê äàåò ðåáåíêó è ïåðâûå óðîêè ýñòåòèêè.

— Ìîé öâåòî÷åê! Ìîå ñîëíûøêî! — ãîâîðèò ìàìà, ëàñêàÿ ñûíèøêó èëè äî÷êó. — Ëàñòî÷êà ìîÿ! Ðûáêà ìîÿ çîëîòàÿ! — Ñíà÷àëà ðåáåíîê ïîíèìàåò òîëüêî èíòîíàöèþ. (Î÷åâèäíî, ñïîñîáíîñòü ïîíèìàòü èíòîíàöèþ — âðîæäåííàÿ ñïîñîáíîñòü, ýòîìó ó÷èòü íå íóæíî.) Ïîçæå îí íà÷èíàåò ïîíèìàòü, ñ ÷åì åãî ñðàâíèâàþò, è ýòî ñðàâíåíèå âûçûâàåò â íåì ðàäîñòíîå ÷óâñòâî ñâîåé ïðè÷àñòíîñòè ê ÷åìó-òî õîðîøåìó, êðàñèâîìó.

Ðåáåíêó ïîþò ïåñåíêè, òåøàò åãî ïîòåøêàìè, ïðèáàóòêàìè, ÷èòàþò åìó ñòèõè, ðàññêàçûâàþò ñêàçêè, è â íåì ðîæäàåòñÿ ÷óâñòâî ïðèîáùåíèÿ ê ïðåêðàñíîìó, êðàñîòà è ñ÷àñòüå ñòàíîâÿòñÿ äëÿ íåãî ñèíîíèìàìè. È âñå ýòî äàåò ðîäíîé ÿçûê!

Ñèëà ðîäíîãî ÿçûêà êàê ôàêòîðà, ðàçâèâàþùåãî èíòåëëåêò è âîñïèòûâàþùåãî ýìîöèè è âîëþ, çàêëþ÷åíà â ñàìîé ïðèðîäå ÿçûêà: â åãî ñâîéñòâå áûòü ñðåäñòâîì ñâÿçè ìåæäó ÷åëîâåêîì è îêðóæàþùèì åãî ìèðîì, èëè, êàê ãîâîðÿò ÿçûêîâåäû, âíåÿçûêîâîé ðåàëüíîñòüþ. Ñâîéñòâî ýòî îáúÿñíÿåòñÿ çíàêîâîé ñóùíîñòüþ ÿçûêà.

Äëÿ óäîáñòâà óñâîåíèÿ ÿçûê öåëåñîîáðàçíî ðàññìàòðèâàòü êàê çíàêîâóþ ñèñòåìó, êîäèðóþùóþ (øèôðóþùóþ) îêðóæàþùóþ ÷åëîâåêà äåéñòâèòåëüíîñòü (âíåÿçûêîâóþ ðåàëüíîñòü). Çíàêè ÿçûêà — ýòî ìîðôåìû, ñëîâà, ñëîâîñî÷åòàíèÿ, ïðåäëîæåíèÿ. Ìàðêîâ À. À. Êóëüòóðà ðå÷è è ñòèëèñòèêà: Ó÷åáíèê. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1999.

Óñâîèòü ÿçûêîâîé çíàê — ýòî:

1) çàïîìíèòü åãî ìàòåðèàëüíóþ îáîëî÷êó, ò. å. çàïîìíèòü åãî çâó÷àíèå è ñîîòâåòñòâóþùèå åìó ìûøå÷íûå äâèæåíèÿ îðãàíîâ ðå÷è;

2) ïîíÿòü, êàêîìó ïðåäìåòó èëè ÿâëåíèþ âíåÿçûêîâîé ðåàëüíîñòè îí ñîîòâåòñòâóåò, ÷òî îí êîäèðóåò, ò. å. ïîíÿòü åãî ñìûñë. Áåçðóêîâà Î. À. Ñëîâà ðîäíîãî ÿçûêà. — Ì.: Ýêñìî, 2005.

Ìàòåðèàëüíàÿ îáîëî÷êà ÿçûêîâûõ çíàêîâ, èëè «ìàòåðèÿ ÿçûêà», â óñòíîé ðå÷è — ýòî çâóêè, ò. å. ôîíåìû è ïðîñîäåìû (ýëåìåíòû èíòîíàöèè — ñèëà çâóêà, âûñîòà òîíà, òåìáð ãîëîñà, òåìï ðå÷è), â ïèñüìåííîé ðå÷è — ãðàôåìû, ò. å. áóêâû è íåáóêâåííûå ãðàôè÷åñêèå çíàêè (ïðîáåëû ìåæäó ñëîâàìè, çíàêè óäàðåíèÿ, çíàêè ïðåïèíàíèÿ è ò. ä.).

Ïðàâèëà ðîäíîãî ÿçûêà

Ðóññêèé ÿçûê, êàê è ëþáîé äðóãîé, æèâåò ïî ñâîèì ïðàâèëàì. Íàì íå âñåãäà óäàåòñÿ èõ ñôîðìóëèðîâàòü, à ïîðîé äàæå è îñîçíàòü. Áóäó÷è âçðîñëûìè, ìû óæå íå çàäóìûâàåìñÿ íàä òåì, ïî÷åìó ñëîâî «òàáóí» óïîòðåáëÿåòñÿ òîëüêî âìåñòå ñî ñëîâîì «ëîøàäåé», äåòåíûø îëåíÿ íàçûâàåòñÿ «îëåí¸íîê», ëüâà — «ëüâåíîê», à äåòåíûø êîðîâû — íå «êîðîâåíîê», à «òåëåíîê». Ìû ïîíèìàåì, ÷òî âûðàæåíèå «äâóõ÷àñîâîé ñïåêòàêëü» ãîâîðèò î òîì, ÷òî äåéñòâèå ñïåêòàêëÿ äëèòñÿ äâà ÷àñà, à «äâóõ÷àñîâîé ïîåçä» — ýòî ïîåçä, êîòîðûé îòïðàâëÿåòñÿ â äâà ÷àñà. Çíàíèå âñåõ ýòèõ âåùåé ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì íàøåãî îïûòà èñïîëüçîâàíèÿ ÿçûêà â ïîâñåäíåâíîé æèçíè.

Îäíàêî äëÿ ðåá¸íêà, òîëüêî íà÷èíàþùåãî îñâàèâàòü ðîäíîé ÿçûê, ÷àñòî áûâàåò íåïîíÿòíûì, ïî÷åìó åñòü «áðþ÷íûé êîñòþì», íî íåò «þáî÷íîãî», ïî÷åìó ìîæíî ñêàçàòü «óòåíîê», «ëèñåíîê», «ãàë÷îíîê», íî íåëüçÿ ãîâîðèòü «âîðîáüåíîê» èëè «êóðåíîê». Óñâîèâ íà ïîäñîçíàòåëüíîì óðîâíå ïðàâèëî, íà îñíîâàíèè êîòîðîãî êàæäûé ïðåäìåò íàçûâàåòñÿ îïðåäåëåííûì ñëîâîì, ðåáåíîê èñïûòûâàåò çàìåøàòåëüñòâî, êîãäà ñòàëêèâàåòñÿ ñ òàêèìè ÿâëåíèÿìè â ÿçûêå, êàê îìîíèìèÿ èëè àíòîíèìèÿ.

Ìàëûøó íå ñðàçó óäàåòñÿ ïîíÿòü, ÷òî ñëîâîì «ïëèòà» ìîæíî íàçâàòü è êóõîííóþ ïëèòó, è ïëèòó íà ñòðîéêå, à ñëîâîì «íîðêà» — è æèâîòíîå, è æèëèùå æèâîòíîãî. Ðåáåíîê íå ìîæåò ñðàçó óñâîèòü âñå îòòåíêè â çíà÷åíèÿõ ñëîâ è ïîýòîìó íå âñåãäà ïðàâèëüíî ïîäáèðàåò íóæíîå äëÿ êîíòåêñòà ñëîâî: «ñòàðàÿ ãàçåòà» — «ìîëîäàÿ ãàçåòà» (ïî àíàëîãèè «ñòàðàÿ æåíùèíà» — «ìîëîäàÿ æåíùèíà»).

Íî, òåì íå ìåíåå, ðåáåíîê ïî ìåðå ñâîåãî ðå÷åâîãî è èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ïîñòåïåííî óñâàèâàåò âñå ýòè ïðàâèëà ñàìîñòîÿòåëüíî. Ïîìîùü âçðîñëîãî çàêëþ÷àåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî â òîì, ÷òîáû äàâàòü åìó îáðàçåö òîé ïðàâèëüíîé ðå÷è, èç êîòîðîé ðåáåíîê ñìîæåò «äîáûâàòü» íåîáõîäèìóþ äëÿ íåãî ÿçûêîâóþ èíôîðìàöèþ. Îäíàêî íå âñå äåòè ìîãóò ñàìîñòîÿòåëüíî ñïðàâèòüñÿ ñ ýòîé ðàáîòîé. Çäåñü òðåáóåòñÿ ïîìîùü ïåäàãîãîâ èëè ðîäèòåëåé. Îíà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû ïðèâëå÷ü âíèìàíèå ðåáåíêà ê òåì ñêðûòûì ïðîöåññàì, êîòîðûå ïðîòåêàþò â ÿçûêå è íàõîäÿò ñâîå âûðàæåíèå â ðå÷è, íà ïðàêòè÷åñêîì óðîâíå ïîêàçàòü åìó äåéñòâèå ýòèõ ïðàâèë.

çàêëþ÷åíèå

ÿçûê ðå÷ü èíòîíàöèÿ ñèíòàêñè÷åñêèé

Ñ ðîñòîì ðåáåíêà ïðîáëåìà ôîðìèðîâàíèÿ åãî ðå÷è ñòàíîâèòñÿ, ïîæàëóé, îäíîé èç íàèáîëåå âàæíûõ äëÿ ðîäèòåëåé. Ñåé÷àñ óæå íèêòî íå ñîìíåâàåòñÿ, ÷òî ðàçâèòèå è îáó÷åíèå íóæíî íà÷èíàòü ñ ñàìîãî ðàííåãî âîçðàñòà, íèêòî íå îñïàðèâàåò ôàêò âçàèìîñâÿçè ðå÷è è ìûøëåíèÿ: ìàëûø ïîçíàåò ìèð, â òîì ÷èñëå, è ñ ïîìîùüþ ðå÷è, à ðå÷ü îêàçûâàåò çàìåòíîå âëèÿíèå íà åãî óìñòâåííîå ðàçâèòèå.

Êàæäûé ðåáåíîê ïîñòèãàåò ðîäíîé ÿçûê ñîáñòâåííûì ïóòåì, íî ó âñåõ äåòåé ñóùåñòâóþò ñâîè îñîáåííîñòè â åãî óñâîåíèè, ïðîÿâëÿåìûå â ðå÷è. Ó îäíèõ ñëîâà â ëåêñèêîíå íàêàïëèâàþòñÿ ðàâíîìåðíî, ïîñòåïåííî îáúåäèíÿÿñü â íåñëîæíûå ïî ñâî?