Раннее развитие ребенка с рождения до 6 лет

Раннее развитие ребенка с рождения до 6 лет thumbnail

Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.

В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.

Что такое раннее развитие

Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.

Выделяют три основных сферы развития:

  1. эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
  2. сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
  3. интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.

Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.

Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.

1. Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.

Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».

© Instagram @kartseva_evgenia

Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».

Где заниматься

Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.

Стоимость

Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.

Отзывы

Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):

Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.

Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.

Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.

2. Методика Глена Домана

Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.

Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

© Instagram @ann_mother_valery

Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.

Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».

Где заниматься

Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.

Стоимость

Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.

Отзывы

Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):

По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.

Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.

Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.

3. Вальдорфская методика

Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.

Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.

Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.

© Instagram @wishedkids

В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.

Читайте также:  Презентация нормы и отклонения в развитии ребенка

Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.

Где заниматься

В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.

Стоимость

Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.

Отзывы

Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:

Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.

4. Система Никитиных

Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.

Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.

Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.

Три принципа методики, которые выделяли сами авторы:

  1. легкая одежда и спорт с рождения – закаливание, плавание, зарядка, спортивное снаряжение дома;
  2. свобода творчества: дети занимаются чем хотят и когда хотят;
  3. участие родителей в жизни детей – вместе тренируются, занимаются, подсказывают.

Подробнее о методике можно прочесть в книгах Никитиных «Мы и наши дети», «Я учусь быть мамой», «Ступеньки творчества, или Развивающие игры».

Где заниматься

Дома. Игры, придуманные Никитиными, часто используют в развивающих центрах и детских садах. Никитины регулярно проводят обучающие семинары и мастер-классы для педагогов и интересующихся.

Стоимость

Купить можно в детских магазинах и на официальном сайте Никитиных – «Ступеньки творчества». Цена пособия «Сложи узор» – 800 руб.

Отзывы

Анна, сын Федор (4 года):

Из системы взяла в основном закаливание, это и мне было полезно. Сыну нравилась игра «Сложи квадрат», много вечеров провел с ней. Получалось всё лучше, но потом надоела.

5. Система воспитания Антона Макаренко

Антон Макаренко – советский педагог и писатель, входит по версии ЮНЕСКО в четверку педагогов (наряду с Марией Монтессори), деятельность которых изменила отношение к воспитанию в XX веке.

Изначально занимался подростками. Руководил трудовыми коммунами для несовершеннолетних преступников. Создал собственную воспитательно-педагогическую систему.

Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно, – утверждает Макаренко.

Основная идея семейного воспитания по Макаренко – это поведение родителей. Именно обстановка в семье влияет на формирование и развитие ребенка. Малыш впитывает в себя поступки, слова и мнения членов семьи. Требовательность и контроль поведения родителей – основа построения личности ребенка.

© Instagram @mirnaya78

Макаренко считал, что с ребенком не нужно проводить все время, нужно давать больше свободы, но не забывать про дисциплину. Честность с ребенком – основа воспитания. Помощь, совет и защита – то, что должен сделать родитель для ребенка. Родители определяют цель и суть своего воспитания.

Подробнее можно прочесть в книгах Макаренко «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей».

Где заниматься?

В собственной семье. Система Макаренко не предлагает готовых решений, она описывает опыт педагога, который наблюдал за детьми и построил коммуны, которые фактически существовали на самоуправлении. Начните с себя – с собственной ответственности и решений. Выработайте дисциплину, но дружите с ребенком и старайтесь не применять физических наказаний.

Стоимость

Макаренко не предлагает конкретных игрушек и книг, он дает рекомендации для детской игры. Игрушек не должно быть много и каждый тип лучше комбинировать. 3 типа игрушек по Макаренко:

  1. игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.;
  2. игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разнообразные модели;
  3. игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.

Отзывы

Мария, сын Рома (2 года):

Познакомилась с методикой недавно, до этого пробовала почти все, но что-то не хватало. Мне нравится простота и четкость его системы – весь мир не крутится вокруг ребенка. Ребенок – часть семьи, такой же человек со своими желаниями и особенностями. Я на пути к собственной дисциплине и ответственности за свои поступки и эмоции – тогда, надеюсь, и сын подтянется.

6. «Музыка с мамой» Железновых

Методика от профессиональных музыкантов – отца и дочери Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны.

Состоит из коротких песен, под которые надо делать определенные действия.

Малыши повторяют движения под музыку. Для грудничков это массаж и изучение частей тела, пальчиковая гимнастика, для малышей постарше – физическое развитие и самоконтроль. Движения снимают напряжение, развивают творчество и приносят положительные эмоции.

Где заниматься

Дома или в центрах, где есть «Музыка с мамой». Часто песни Железновых используют в на занятиях для развития малышей и в детских садах.

Стоимость

Видео занятий есть в открытом доступе на Youtube. Комплект дисков на официальном сайте стоит 1300 руб. В Интернет-магазине один диск с песнями Железновых стоит 190 руб.

Отзывы

Елена, мама Евы (1 год 10 месяцев):

Железнову стали слушать почти каждый день с 11 месяцев – по видео с Youtube. Моей дочке очень нравилось смотреть на деток. Потом заметила, что она стала быстро запоминать и повторять движения. Мы пели и танцевали вместе. Было весело. Потом был перерыв, и после 1,5 лет интерес поугас.

7. «Школа семи гномов»

Российская серия пособий для детей. Вместила в себя основные методики по развитию интеллекта. Пособия представляют готовый материал для развития ребенка, по которому можно заниматься дома.

Читайте также:  Синтез искусств в развитии ребенка

На каждый год ребенка с 0 до 6 лет – 12 книг. Рассматриваете книжки вместе с малышом, рассказываете, задаете вопросы, учите цвета и понятия, делаете задания (например, шаблон для лепки из пластилина и рисования пальчиковыми красками). Приготовьтесь много вырезать и клеить. Бумага недостаточно плотная, поэтому дети до 3-х лет могут порвать карточки и картонные игрушки.

© Instagram @children.books

Где заниматься

Дома или в развивающем детском центре «Школа семи гномов», где предлагают занятия для дошкольников и детей постарше.

Сколько стоит?

Пособия можно покупать по отдельности или комплектом. Продаются в книжных и детских магазинах. На сайте «Школы семи гномов» один комплект с года до двух стоит 1 200 руб. Одна книга из набора – 105 руб.

Отзывы

Евгения, мама Степы (4 года) и Дуни (1 год):

“Школу гномов” любили с рождения. Сыну нравилось, теперь и дочке. В год и два Степа показывал из 12 карточек те игрушки, которые называл взрослый. У нас было три комплекта до трех лет. Дальше не так интересно – повторялись темы, не все пособия нравились. Можно заказывать не комплектом на год, а выбирать отдельные пособия, которые интересны ребенку.

Есть ли лучшая методика для вашего ребенка?

Пробуйте то, что близко вам, совмещайте разные методики – смотрите на интерес малыша. Одному ребенку нравится перебирать макароны или играть с кастрюлями, другой любит танцевать или разглядывать картинки. Получайте удовольствие от процесса. Ваш малыш сам подскажет, как правильно и когда стоит начать. Успешного развития!

Читайте также:

  • Сенсорное развитие ребенка
  • Гимнастика: чтобы малыш «заррррычал» и избавился от проблемных звуков
  • Для развития мелкой моторики: бизиборды, которые нам понравились
Фото на анонс: Depositphotos

Источник

Елена Витальевна Камаровская

Раннее развитие ребенка с рождения до 6 лет. Все, что нужно знать родителям

Предисловие

Вот малыш появился на свет. Сколько радости, нежности и гордости испытывает каждый родитель за свое «создание». Несомненно, ваш ребенок самый лучший, самый умный и самый красивый на свете. А чтобы так было всегда и он стал еще успешным и счастливым человеком, вы сами должны приложить к этому немало стараний. Ведь сколько бы талантов, способностей ни получил ребенок от природы, именно мир, который его окружает и оказывает на него мощное влияние, сделает его личностью. А мир – это вы, его родители: папа и мама. Причем это влияние может быть как пассивным, так и активным. Если вы ничего не будете делать для его развития, то малыш вырастет и сам, возможно даже реализовав свои задатки, а скорее всего, растеряв их. А будете помогать и направлять его – он разовьет свои чудесные способности и обнаружит доселе неизвестные необыкновенные таланты. Ведь каждого малыша можно сравнить с алмазом, который под умелым и чутким руководством и воспитанием любящих его людей становится бриллиантом. Поэтому, родив ребенка, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь дальше начинается самое главное – формирование личности.

Чтобы помочь ребенку развиваться наиболее эффективно, родители должны прежде всего дать ему достаточно свободы. Вам кажется, что этого мало? Многие родители думают, что их задача – наполнить первые годы жизни малыша всевозможными развивающими занятиями. В наше время, когда во всех сферах побеждает нацеленность на результат, многие склоняются к мысли, что желания самого ребенка не так уж и важны. На самом деле, чтобы сформировать одаренную личность и максимально развить интеллектуальный потенциал ребенка, требуется особый подход. Конечно, для разностороннего развития нужны специальные упражнения, но в первую очередь важен климат, способствующий творческому развитию, который нужно создать для малыша в семье.

Прочитав эту книгу, вы узнаете о способах эффективного развития ребенка на разных этапах жизни. Играть, общаться, учить малыша надо всегда. Только делать это вам придется каждый раз по-новому: ведь ребенок растет. В три месяца он уже не такой, как в два с половиной, а в шесть лет – совсем другой, чем был еще полгода назад. Поэтому будем развиваться вместе с ребенком, следовать за ним, помогать ему и любить, любить, любить свое дитя.

Глава 1. Как ребенок становится личностью

Взрослые давно знают главный «секрет» жизни – ее взлеты и падения. Вашему ребенку еще только предстоит это понять. Каждому родителю хочется, чтобы его малыш рос без сильных потрясений и выходил победителем из любых жизненных перипетий. Хочется, чтобы он обладал достаточным хладнокровием и чувством юмора, был готов к любым жизненным испытаниям.

Вы можете дать своему малышу заряд жизненной силы, который поможет ему лучше справляться с трудностями, сделает его сильнее и крепче. Каким образом? Прежде всего, как ни странно это может вам показаться, вам нужно вспомнить свой собственный путь развития. Итак, оглянемся назад.

Чтобы понять ребенка, вспомним свое детство

Задумываясь о судьбе своего ребенка, чаще вспоминайте свое детство. Пусть это будет для вас таким же необходимым упражнением, как для вашего малыша – первая мимика, первые движения и первые звуки. Для чего нужно вспоминать собственное детство? Ведь ребенок совсем не обязательно повторит ваш путь, даже наоборот, у него будет своя жизнь, ведь он совсем другой человек, другая личность, хоть и во многом похож на вас. Жизненный путь у него может быть совсем иным, и навязывать ему свои установки вредно и даже опасно. Так можно сломать личность. И все же оглянуться на свое детство полезно для того, чтобы понять, что именно откладывает свой отпечаток на характере и развитии личности.

Читайте также:  Как понять по рисунку ребенка его развитие

Вспоминая свое детство, задавайте себе вопрос, что вам больше всего запомнилось из него: ваши отношения с родителями, ваши детские желания и их реализация, ваши преодоления трудностей или, наоборот, робость перед ними. Вспомните, как вы становились личностью, и тогда вам будет легче понять своего ребенка. Вы уже посмотрите на его действия и поступки не только со своей взрослой позиции, но и с его – детской. Получится уникальный симбиоз опыта и детской непосредственности, в результате которого и появится самая идеальная модель воспитания и развития маленького человека.

Осознав свои собственные положительные качества, вы сможете поделиться ими со своим ребенком. Маленький ребенок намного восприимчивее взрослого, поэтому чем раньше вы поймете, в чем секрет жизненного успеха, тем больше положительного опыта вы сможете передать своему малышу.

В нашей памяти хранится огромное количество зрительных образов, мыслей, чувств и даже запахов, которые навевают нам воспоминания детства. Спустя десятилетия мы способны вновь вызвать их. Эти воспоминания могут стать тем источником, из которого мы черпаем позитивные эмоции на протяжении жизни.

Если вы можете припомнить какие-то особенно счастливые моменты, которые вызывают у вас добрые чувства, то вы уже знаете, что предложить своему ребенку, во что поиграть, куда вместе сходить и чем заняться. Как видите, для этого бывает достаточно лишь честно и открыто заглянуть в свой собственный душевный мир. Благодаря своему собственному позитивному опыту вы примерно представляете потребности маленького ребенка. Вот он ищет друзей, а вот хочет высказать собственное мнение, решает проблемы, которые неизбежно ставит перед ним жизнь.

Даже если ваше детство было вовсе не безоблачным, теперь, повзрослев, вы по-иному смотрите на свои первые годы жизни. Практически у каждого взрослого человека есть теплые детские воспоминания, связанные с друзьями, с красивыми семейными ритуалами, поддержкой и вниманием близких. Это и есть то, что служит нам опорой в трудные времена!

Кроме собственных воспоминаний можно обратиться и к добрым детским книгам, рассказывающим жизненные истории, которые могут пригодиться в будущем и вашему ребенку.

Интересный факт! Ученые доказали, что полуторагодовалый ребенок прекрасно помнит события, произошедшие с ним четыре месяца назад.

Развиваем ребенка, общаясь и играя

Для начала избавьтесь от мысли, что ваш ребенок с младенческого возраста обязан заниматься по интенсивным суперпрограммам, которые включают изучение иностранных языков, математики и т. д. Любое давление на его мозг вызывает обратную реакцию – он блокирует информацию

Поэтому обучение малыша можно проводить только в форме игры.

Игры имеют для ребенка огромное значение. Они не только позволяют ему узнавать этот мир, но еще и дают возможность пробовать собственные силы в самых разных видах деятельности. Положительные качества, необходимые школьнику, проявятся у ребенка со временем сами собой, если он не утратит радости новых открытий и по-прежнему будет к ним стремиться. При этом от вас требуется любить ребенка, быть к нему терпеливым и относиться к малышу доброжелательно независимо от вашего настроения.

Вот семь правил общения с ребенком:

1) поощряйте его любознательность;

2) вызывайте у малыша доверие;

3) всегда поддерживайте своего ребенка в трудную минуту;

4) делитесь с ребенком своими знаниями;

5) учите ребенка понимать людей;

6) постоянно объясняйте ребенку смысл и пользу самодисциплины;

7) познакомьте ребенка с главными нравственными истинами (доброта, справедливость и т. д.).

Ребенок такой, какой он есть, а не такой, каким вы хотите его видеть

Каким вы хотите видеть своего малыша? Попробуйте ответить на этот вопрос. Если у вас уже есть четкое представление о том, каким станет ваше чадо, то вам надо быть предельно осторожными в отношениях с ребенком.

Опасность заключается в том, что родители относятся к малышу в соответствии со своим представлением о нем. Если вы хотите видеть ребенка воплощением своей нереализованной мечты, то будете придирчиво и ревностно требовать от него этого и всякую ошибку с его стороны воспринимать как трагедию. Вам будет трудно смириться с тем, что ребенок по каким-то критериям не отвечает вашим представлениям о нем. А ему еще труднее понять, за что вы его наказываете, почему перестали любить или любите только за пятерки и хорошее поведение, а за ошибки и проступки – не любите. Вы и не заметите, как будете постоянно испытывать недовольство ответами малыша, его поведением, его поступками. А чуть что – наказывать и осуждать только за то, что он не такой, как вам хочется.

Не делайте из ребенка свой идеал, не завышайте свои требования к нему. Такая позиция родителей опасна еще и тем, что приводит к постепенному охлаждению в отношениях между родителями и детьми. В этой ситуации ребенок часто приобретает стойкий, зафиксированный в мозге страх перед своими родителями, он боится сделать что-то не так и быть наказанным. Причем наказание для ребенка – это не только некое физическое действие или открытый упрек: дети тонко чувствуют настроение и отношение к ним со стороны взрослых.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник