Синтез искусств в развитии ребенка

Татьяна Рубцова
Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольника

Синтез искусств как условие развития

творческого потенциала дошкольника.

Искусство – содержательное ядро художественной культуры – один из основных механизмов познания человека и окружающей его действительности, формирования системы его ценностных установок. Для ребёнка восприятие искусства является одним из путей освоения мира, которое существенно расширяет границы его личности. Наиболее благоприятным в этом отношении является период дошкольного детства, когда дети предрасположены к восприятию различных видов искусства. Это объясняется тем, что ведущей в психике ребёнка является эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей природе. Современная педагогика – педагогика искусства – приобщение детей к эталонным, классическим произведениям разных искусств.

Обращение к классике чрезвычайно актуально в условиях снижения культурного уровня современного общества, в котором «мыслящее искусство» всё более вытесняется за пределы общественной жизни и заменяется тем, что можно определить, как «усыпляющее искусство». «Классический» в переводе означает «образцовый». Поэтому цель педагогов – ознакомить детей с высокими образцами классической музыки, литературы, живописи, театра, способствующими музыкальному, художественному и общекультурному развитию дошкольников.

Синтез искусств, интегрированные подходы, творчество слова загадочные, глубинные, многообещающие. Слово synthesis с греческого переводится как соединение, сочетание и составление. Потребность в синтезе различных искусств у взрослого человека и ребёнка-дошкольника имеет принципиальные различия. Для большинства из нас потребность в синтезе – это преодоление разобщённости знаний и чувств, стремление к воссозданию целостности восприятия мира, обращение к глубинным истокам человеческого бытия. Взрослый пытается «вернуться в детство», желание придать знакомым явлениям яркость, чувственность, новизну. Только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Колыбельная песня для малыша неотделима от сопутствующих еёзвучанию ощущений: монотонного покачивания, сумеречного света, комфорта, улыбки матери.

В последнее время мы всё чаще обращаемся в сторону детства, к тому особому миру, где каждый житель ощущает себя маленькой вселенной. Здесь разум, чувства, стремления говорят на одном языке. Жаль, что язык этот многие взрослые давно перестали понимать. Однако не в этом ли мире спрятаны сокровища, которые взрослые люди с помощью синтеза пытаются искусственно создать? Нам бы поучиться у детства, приглядет его ценностям, настроиться на его волну. Тогда быть может, наш «взрослый» синтез приобретёт дополнительное измерение, заговорив с ребёнком на одном языке.

Классическое искусство – дошкольникам.

Конечно, устраивать для дошкольников культурные события в детском саду очень полезно, но этого недостаточно. Важно обеспечить расширение «культурного пространства» ребёнка – продуманные и тщательно подготовленные родителями встречи с классическим искусством: посещение музеев, историко – культурных музеев – заповедников и другие мероприятия.

Музей, сосредоточенные в нём культурные ценности оказывают на дошкольников значительное развивающее воздействие.

Хотелось бы отметить важность не только музейной, но и театральной педагогики. Музыкальный театр в силу своей специфики (синтез различных видов искусства, зрелищности, праздничности способен оказать на дошкольника огромное влияние. Благодаря важнейшему выразительному средству – музыке – музыкальный театр может добиваться более высокой степени воздействия на зрителя, чем любые другие виды театрального искусства. Очень важно ввести детей в атмосферу музыкального театра, пробудить у них потребность в его посещении. Такие яркие культурные события оставляют в памяти заметный след, пробуждая стремление слушать «живую» музыку, интерес к познанию нового.

Посещение музыкального театра, музеев изобразительного искусства и краеведения, детской художественной галереи, филармонии, лекций — концертов, историко-архитектурных ансамблей, различных выставок и т. д. связаны с воздействием на дошкольника различных видов искусства: архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, художественного слова, ландшафтного дизайна, флористики и др. Так же не забывать приобщать детей к самобытной региональной культуре. Ребёнок впитывает в себя разнообразные художественные впечатления, и это способствует обогащению его художественного и общекультурного развития.

Итогом встреч с классикой обязательно должно быть последующее обсуждение произошедшего в жизни детей культурного события, а также полученных детьми ярких впечатлений в различных видах художественного творчества. Дошкольники открывают для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений стремятся их выразить в собственном «творческом продукте» в разных видах деятельности – музыкальной, театрализованной, художественно – речевой, изобразительной и др. При этом дети совершенствуют собственные возможности, реализуют свой творческий потенциал.

Поэтому каждый родитель дома может создать «единое образовательное пространство» — мастерскую для достижения больших возможностей в развитии художественной культуры ребёнка, его творческих способностей. В мастерской может быть музыкальный зал с различными детскими музыкальными

инструментами, театральная гостиная с костюмерной и гримёрной, изобразительная студия с необходимыми материалами для творческой деятельности детей, игротека, где они могут поиграть, обыграть полюбившийся сказочный образ, музыкально – художественный салон, в котором можно послушать классическую музыку и стихи, полюбоваться произведениями изобразительного искусства.

Одной из интересных форм является выполнение творческих заданий после прослушивания, беседы и анализа музыки. Можно передать настроение в творческом движении, игре на детских музыкальных инструментах. Самое главное делать всё это вместе с детьми. Договорившись между собой моно «озвучить» сказку, придуманную историю к собственным рисункам и т. д.

Читайте также:  Ребенок в утробе матери опережает в развитии

Интересна и игра – путешествие по сказкам («Сказка о царе Салтане», «Садко» Н. А. Римского – Корсакова, «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Золушка», «Петя и волк» С. Прокофьева и т. д.) Вспомнить сказку по фрагментам видеосюжета, книжным иллюстрациям, оживить её музыкальными звуками, танцами, собственными рассказами и т. д. Можно превратиться в снежные хлопья, цветы, капельки, передавая пластикой движения, придумать своё продолжение сказочной истории и рассказать об этом в музыкальных импровизациях.

В изобразительном творчестве дети могут передать не только настроение музыки, процесс развития музыкального образа цветовой палитрой рисунка,но и отразить две темы: печальную грустную (обиженную Золушку) и светлую (Золушка надеется на лучшее, мечтает о счастье). Отношение к персонажу можно выразить изображением причёски, одежды оформлением портретов героев лентами, цветами, бантами и т. д.

В музыкальном творчестве (импровизация на детских музыкальных инструментах) можно передать и стук каблучков, биение сердца, страх, радость и т. д.

Встречу с классическим искусством в жизни каждого ребёнка трудно переоценить. Именно детство – тот особый, неповторимый период, когда ребёнок обладает повышенной любознательностью, эмпатией, открыт навстречу всему новому и прекрасному. Ознакомление с высокохудожественными образцами подлинного искусства оказывает значительное воздействие не только на музыкальное, но и общепсихическое развитие ребёнка: мышление (прежде всего образное, речь, воображение. Классические музыка, хореография, литература, живопись, театр позволяют решать одну из важнейших задач художественного образования дошкольников – воспитание культурного слушателя и одну из важнейших задач педагогики – воспитание культурного человека.

Источник

О.Н. Мельник

музыкальный руководитель детского сада «Теремок»

с. Красноселькуп Ямало-Ненецкого Автономного Округа

Синтез искусств как фактор формирования творческого развития дошкольников.

Потребность в исследовании проблемы целостности в педагогике возникла давно и закономерно. В наше время она приобретает особое звучание.

Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценностей художественно-эстетического развития личности.

Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связи между поколениями .Важно и то, что искусство выступает в роли «защитного пояса», который охраняет ребёнка от влияния идей насилия и жестокости.

Искусство помогает детям построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях. Закономерно, что в последнее время всё большим успехом пользуются интегрированные занятия по искусству, по изучению духовной музыки как части культуры, музыкального фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства.

Интегрированный цикл позволяет утверждать, что интеграция предметов искусств – альтернативная система обучения дошкольников предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития.

Интегрированный курс занятий, который охватывает литературу, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого их них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные  и индивидуальные особенности детей, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии окружающего мира. Дети, по словам Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы её заставить мыслить иначе».

Тема «Ребёнок и искусство» таит в себе много загадок и вопросов. Инерцию логического подхода к постижению окружающего мира пока удается преодолеть немногим. Это касается не только естественнонаучных областей знания, но и области так называемого «приобщения» ребёнка к искусству. Особенно страдают изобразительное искусство и музыка. Театр, благодаря своей игровой природе, «страдает меньше».

В педагогике искусства сохраняется по-прежнему информативный подход, только теперь сухие сведения о деятельности композиторов, художников, писателей заменяются на информацию образно- эмоционального содержания произведений искусства самого общего характера. А собственно жизнь музыкальной или живописной материи и таящийся в её чувственной знаковости смысл ускользают от нашего невнимательного взгляда. В специальных художественных школах занимаются технологией овладения средствами того или иного вида искусства и мало времени посвящают главному- постижению психологических механизмов возникновения художественного образа, изучению языка различных видов искусства, как семантического пространства, в котором мир реальный отражается во всем сложном чувственном и смысловом многообразии. Остается невостребованным основное то, без чего искусства быть не может, что определяет искусство как игру – чувственное отражение мира, факт творчества, фантазийной игровой трансформации впечатлений реального мира. То есть введение ребёнка в мир искусства происходит неадекватными природе искусства средствами.

Р.М.Чумичева в книге «Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника» писала о том, что если педагог освоил синтезирование искусств, способен применить их в практике, опираясь на методы своей профессиональной деятельности, которые позволяют формировать культуру ребёнка, то можно сказать, что он определил показатели общей и профессиональной культуры. Воспитывая и обучая детей на примерах и основах искусства, приобщая детей к культуре, мы добиваемся, чтобы дети сали сами частицей культуры, частицей искусства, продолжателями культуры, то есть её носителями.

В диссертации Чумичевой доказано, что овладение культурой является решающим фактором, отличающим человека от животного.

Эмоционально-творческое развитие личности ребёнка является одной из ведущих составляющих педагогического процесса. Только эмоционально окрашенные, глубоко духовно пережитые ребёнком знания могут стать эффективным регулятором его развития. В связи с этим понятно и внимание к эмоционально-духовной сфере человека, только вступающего  в большую жизнь.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка упражнения

Общеизвестно, что воздействие искусств является наиболее эффективным способом развития личности. Нами были апробированы некоторые подходы  к методике проведения занятий по комплексному взаимодействию искусств на эмоционально-творческое развитие детей..

Рисунок ребёнка, являясь в целом адекватным отражением действительности, имеет свои особенности: конкретно-чувственная форма отражения связана с эмоциональным отношением к действительности. Использование музыкальных произведений на занятиях по изодеятельности, передача музыкального образа в движении, в мимике лица ребёнка, а затем в его вербальной характеристике образа, усиливало и эмоциональное отношение ребёнка к воспроизводимому сюжету и одновременно позволяло более осмыслено использовать им средства выразительности в передаче задуманного образа. Мы опирались на известное положение Л.С.Выготского о синкретичности детского творчества, где из общей синкретической игры выделяются отдельные более или менее самостоятельные виды детского творчества, как драматизация, сочинение и рисование. Но даже и тогда каждый вид не является строго отдалённым от другого и охотно впитывает в себя и вбирает элементы других видов. При этом необходимо учитывать и психологические механизмы воздействия комплекса искусств на ребёнка – взаимодействие искусств или синестезия.

Необходимо помнить, что слабые дополнительные раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Кроме того, в ряде случаев достигнутый эффект воздействия на эмоциональный мир ребёнка может быть достигнут с помощью зрительно-слуховых синестезий, когда под воздействием звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы.

Для осуществления процесса интеграции необходимо помнить об особенностях использования изобразительного искусства (цвет, светотень, линия, пространство, композиция и др.) и знать элементарные основы языка музыки и средства художественной выразительности этого вида искусства.

Изобразительное искусство и музыка в качестве взаимодействующих компонентов выбраны не случайно. Принципы живописного изображения и музыкального выражения не только различны, но в ряде отношений и противоположны. Изобразительное искусство опирается на зримое, оно статично и неподвижно, связано с воспроизведением внешнего, а музыка опирается на слышимое, она динамична и развивается во времени, воплощает внутреннее, отражает субъективный мир .Но в этом и диалектика художественного познания сущности жизни человеческих отношений, мира в целом. Видимо поэтому каждое из этих искусств существует самостоятельно, нуждается во взаимодействии с другими искусствами.

Наше исследование по комплексному воздействию искусств проводилось с детьми пяти — шестилетнего возраста. Качество эмоционального воздействия комплекса искусств на детей определялось путём наблюдения за поведением, мимикой, движениями детей, результатами изобразительного творчества. Творческие начала, выявленные нами в результате воздействия синтеза искусств, проявлялись в рисунках, создаваемых после прослушивания музыки и просмотра произведений живописи, в вербальной характеристике музыки и произведений и произведений изобразительного искусства, передающих характер музыки и живописи.

На первом этапе работы не ставились задачи, связанные с развитием чисто музыкальных навыков или навыков в изодеятельности. Мы исходили из развития у детей способности эмоционально откликаться на музыку и живопись, умения соотносить произведения разных искусств между собой.

На втором этапе мы воздействовали на изобразительную творческую деятельность детей с помощью музыки: использовали свойство «синестезии»- перевода слышимого, звукового музыкального образа в движение, слово, рисунок с использованием знакомых детям средств художественной выразительности.

Процесс синтеза искусств и его влияние на эмоционально-творческую сферу развития детей достаточно сложен, и нужно иметь в виду ряд психологических особенностей. Учитывая взаимодействие ощущений, надо помнить и точно рассчитать «дозу» участия каждого искусства в этом процессе: объем зрительного ряда, его порядок, характер и количество прослушиваемой музыки, степень её «совпадения» с произведениями живописи, необходимость последующего обсуждения.

Практика показывает, что в начале подобной работы по применению комплекса искусств можно подбирать музыкальные произведения по принципу контраста. Например, контрастные по состоянию образы моря из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова (отрывок «Море») и такая же контрастная по образной характеристике живопись Айвазовского, Ван-Гога.

Показ репродукций на каждый музыкальный фрагмент должен быть небольшим по количеству: достаточно иметь 2-3 репродукции. Кроме того показ репродукций должен соответствовать звучанию музыки и в том случае, если нужно добиться сильного эмоционального воздействия обоих искусств на ребёнка. В картинах при этом должны быть ослаблены сюжетно-событийные моменты. Важно не только изображение событий, сколько изображение состояния, где сюжет превращается в мотив, акцент переносится на состояние. В картинах должна преобладать лирика или драматургия переживания. Действие картины должно быть переведено из внешнего плана во внутренний через столкновение, контраст, полифонию чувств и состояние внутреннего мира. Подобная форма проведения занятий может быть плодотворной лишь при полном контакте педагога и детей, знании взрослым индивидуальных  особенностей ребёнка, при гибком планировании системы своей работы с детьми, когда «сценарий» занятия корректируется на ходу.

Интегрированные занятия планируются  заранее, в самом начале учебного года. Занятия могут быть различными по тематике. Тема может быть взята из жизни или заимствована из сказки, связана с определённым сюжетом, темой может быть само искусство. Занятие готовится совместно с воспитателем, чтобы использовать все знания и умения, которые дети получили на других занятиях. Желательно проводить такие занятия один раз в месяц на каждом возрасте.

Читайте также:  Таблица физического развития ребенка первого года жизни

Нами создана творческая группа «Вдохновение». Совместно с воспитателями, ведущими изобразительную деятельность, мы разрабатываем сценарный материал и готовим репродукции, музыкальные произведения, произведения литературы. Главной целью интегрированных занятий является побуждение детей к творчеству, обогащение ребят разнообразными впечатлениями.

Отбирая музыкальные пьесы, обращается внимание на эмоционально-образное содержание, тематическую направленность, раскрывающиеся в характере музыки, текстах песен и названиях программных инструментальных пьес; жанр – лирически-спокойный, героически-праздничный, шуточно-весёлый; средства выразительности – динамические, регистровые, ладотональные, темповые, тембровые, метроритмические.

Мы определили следующие задачи интегрированных занятий:

— развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления и на основе этого творческой деятельности;

— расширение эмоционального опыта;

— формирование представлений о звуке, цвете, линии, форме и их свойствах;

— словесное выражение своих переживаний и ощущений.

Остановимся на основном методе, который применим на интегрированных занятиях,- эстетической игре.

Эстетическая игра строится по законам искусства (композиция, выбор персонажей, завязка, развитие, событие, метроритм, смена настроения и пластики персонажей, контраст, метафора, сопереживание, импровизация). Участвуя в такой игре, находясь в её пространстве, действуя по её законам, ребёнок, сам того не подозревая, осваивает язык и законы искусства. Выделяются основные компоненты, присущие эстетической игре с ребёнком:

-создание мнимой ситуации («действие в воображаемом поле» по Л.С.Выготскому, или «действие в предлагаемых обстоятельствах», по Станиславскому).Таким воображаемым полем может быть сказка, сочиненная педагогом, фольклорная или литературная сказка, то есть придумывается сюжет;

— факт перевоплощения, принятия на себя роли другого Я, обязательно с возможностью выхода из роли;

-соотнесение собственных переживаемых ощущений и эмоций с чувственным содержанием музыкального, живописного или графического произведения;

— поиск «психологического жеста» — выражение в пластике тела обобщенной эмоции;

— игра с неоформленным материалом, «провоцирующая» фантазия, даёт повод для ассоциаций;

— рождение художественного сознания является их способность синтезировать и творчески преобразовывать впечатления, рождать новые образы. Используется также метод игры метафорами, то есть рождение словесных метафор звуковых образов: «Эти звуки крадутся, как человечки, которые не хотят, чтобы их заметили»;

— создание собственной творческой работы.

Эстетическая игра доставляет ребёнку удовольствие, позволяет «проникать» в самые невероятные пространства, попробовать свои силы в различных ситуациях.

Для формирования художественно-творческого развития детей можно использовать в работе и другие методы: манипулятивные игры, режиссерские, символические и ролевые игры.

Художественно-творческое развитие- это нацеленность на открытие, самовыражение своего образа Я, самовыдвижение собственного потенциала личности ребёнка к оригинальному продукту деятельности. Эффективность формирования художественно-творческого развития детей проверялась нами по критериям, предложенными Р.М. Чумичевой. Были выделены 3 уровня развития. Анализ результатов по критериям формирования творческого развития показал:

Высокий уровень характеризуется:

— потребностью в новых знаниях, видах и способах художественно-эстетической деятельности;

— эстетической активностью, способностью воображать, отождествлять, преобразовывать;

— способностью выдавать необычные реакции, неординарность мышления;

— беглость мышления- богатство и разнообразие ассоциаций;

— склонность к импровизации, игре.

Средний уровень характеризуется:

— адекватным пониманием художественного образа произведения, вступлением в сотворчество с художником в процессе его познания;

— стремление к импровизации;

— умением решать простые  творческие задачи на уровне переработки, комбинирования.

При низком уровне:

— замысел художественно-эстетической деятельности обеднён образами и носит неразвернутый характер.

Для определения уровня художественно-творческого развития проводились тестовые задания.

По результатам тестирования выявлены следующие уровни:

Высокий уровень

53%

Средний уровень

35,3%

Низкий уровень

11,7%

Диагностика за три года показала, что в начале использования синтеза искусств на занятиях 2 младшей группы, процент по восприятию музыки детьми составлял 77%, а в подготовительной этой же  группе он составлял 87,5%. Рост процентного отношения в старших группах тоже заметен. В прошлом году он составлял 81,5%, а на конец этого года составляет 84,9%.

Дети активно самовыражаются.

В постановке музыкального водевиля «Наши добрые соседи» принимали участие 14 человек, дети из разных групп. В этой постановке требовались и правильное произношение, и выразительное исполнение песен, и артистизм, и умение двигаься. Всем известно, что театр это один из древних синтезированных искусств, сохранившийся до наших дней. Дети прекрасно справились с поставленными перед ними задачами. Использование таких форм развития детей способствует глубокому проникновению ребёнка в слово, в мир звуков, помогает формированию правильной речи детей, её развитию т обогащению, развивают творческий потенциал детей, способствует самовыражению дошкольников.

Таким образом, интеграция в образовательном процессе должна выступать способом открытия мира художественной культуры дошкольника, основываться на лучших образцах мировой культуры и искусства. Интегрируя образовательный процесс, мы открываем перед детьми мир творчества.

Литература:    

  1. Басина Н., Суслова О., С кисточкой и музыкой в ладошке. — М., Линка – Пресс 1997.
  2. Карпова Н.К., Художественное познание и личностная модель синтеза искусств в условиях информационных технологий. Докторская диссертация – Ростов — на – Дону, 1995.
  3. Радынова О.П., Музыкальное развитие детей.- М., Просвещение 1997.
  4. Тарасова К.В., Петрова М.П., Синтез. – М.,1994.
  5. Чумичева Р.М., Взаимодействие искусств в формировании личности дошкольника. – Ростов – на Дону 1995.

Источник