Ранимый ребенок 4 года

Ранимый ребенок 4 года thumbnail

АиФ Здоровье №14. Лишние сантиметры талии увеличивают риск смерти 03/04/2014

Ранимый ребенок 4 года

Ранимый ребенок 4 годаНаш эксперт – психолог Светлана Яблонская.

Тонкое устройство

Ребенка можно назвать высокочувствительным, если он:

  • обладает острым тактильным восприятием (не переносит ярлычков на одежде, не может носить жесткую обувь, колючие свитера, не любит прикосновений…);
  • устает от громких звуков;
  • болезненно реагирует на голод, холод и другой физический дискомфорт;
  • легко перевозбуждается, быстро устает;

    Ранимый ребенок 4 года

  • сторонится детских игр с толкотней и телесным контактом;
  • не любит мультиков с грубым юмором (вроде старых диснеевских про Тома и Джерри или дятла Вуди);
  • сильно переживает, когда случаются разлады в семье;
  • настроение взрослых чувствует раньше их самих («Мама, ты расстроена?», «Папа, ты сердишься?»);
  • плохо переносит ругань и наказания;
  • отличается необычным вниманием к деталям.

Тип не изменить

На первый взгляд может показаться, что такому ребенку «все не так», что он чересчур избалован и капризничает.

В России, с ее нелегкой историей, сложилось несколько презрительное и грубоватое отношение общества к людям с тонким устройством. Поэтому даже любящие родители часто стремятся «вылечить» свое чадо от чувствительности, чтобы помочь ему адаптироваться к суровым жизненным реалиям. Но это большая ошибка – не только потому, что подобные попытки причиняют ребенку боль, но и потому, что тип нервной системы изменить нельзя.

Кроме того, высокая чувствительность – это редкое достоинство, дающее человеку дополнительные возможности. Конечно, если смотреть на мир как на поле боевых действий, то к войне ранимые люди не приспособлены. Но именно такие личности больше всего склонны привносить в мир красоту.

Высокочувствительных людей еще называют людьми-«орхидеями». А орхидея не только нежнее и требовательнее многих других цветов, но и прекраснее.

Как помочь

Лучший способ помочь высокочувствительному ребенку – создать для него максимально благоприятные условия:

  • поддерживать дома дружественную атмосферу;
  • общаться с ребенком спокойно, без криков и упреков;

    Ранимый ребенок 4 года

  • научить его отделять свои чувства от чужих;
  • не перегружать лишней информацией;
  • учить делать выбор;
  • оберегать от негативного влияния внешней среды: искать такое детское учреждение, где ребенок будет чувствовать себя хорошо;
  • беречь от физических и эмоциональных перегрузок, учить его отслеживать моменты усталости и сообщать об этом другим («я устал», «я хочу побыть один»);
  • если в семье есть высокочувствительный взрослый, постарайтесь, чтобы ваша «орхидея» наладила с ним контакт – такой взрослый может оказать ребенку большую поддержку.

Высокочувствительные дети часто отличаются чуткостью и вниманием к переживаниям других, что вызывает соблазн (особенно у мам) обращаться к ним за сочувствием и поддержкой. С этим соблазном нужно бороться, так как он ставит ребенка в сильную позицию по отношению к взрослому. Единственная опора для человека в детстве – родители, и это они должны его поддерживать, а не наоборот. Лучше показать ребенку положительный пример самостоятельной заботы о себе – так и он будет учиться заботиться о себе сам.

Мне кажется, ранимость – качество приобретенное. Характер ребенка зависит от его воспитания. Я не знаю, как найти язык с такими детьми. Я вот в детстве была послушной и никогда не капризничала. Родители мною очень много занимались. И я их очень уважала и боялась огорчить.

Термин «высокочувствительный человек» появился в конце ХХ века в США благодаря психологу Элайн Арон.
Высокая чувствительность – это особое свойство нервной системы. Люди, обладающие им, а таковых примерно 15–20%, во всем замечают больше тонкостей, чем другие, и более глубоко перерабатывают любую информацию. Воспринимая больше нюансов, они легче перегружаются звуками, зрелищами и эмоциями. Высокая чувствительность влияет и на многие телесные реакции: такие люди более чувствительны к болевым ощущениям, к свету и температуре, тяжелее переносят чувство голода. Бывает и избирательная чувствительность: одного больше раздражает тесная или «кусачая» одежда, другой не способен выносить шум…

Смотрите также:

  • У мужа кризис среднего возраста. Как действовать и чего НЕ делать ни в коем случае →
  • Он уехал в другой город. Как сохранить отношения на расстоянии →
  • Стать взрослым? Что такое психологическая незрелость →

Оставить
комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Источник

Разные дети – разные характеры. Каждый ребенок индивидуален не только во внешнем виде, но и в характере.

Характер дается при рождении и формируется в течение всей жизни. Дети бывают плаксивыми, игривыми, застенчивыми, ранимыми, общительными, энергичными, упрямыми, спокойными.

Но не стоит забывать о детках «ранимых». Такой ребенок, как правило, очень не любит новых знакомств, да и с ранее знакомыми ему людьми очень тяжело ведет беседу. Единственные люди, с которыми он не теряется и с охотой общается, – это родственники, которые длительное время находятся рядом и он хорошо их знает.

В учреждениях для детей он тоже чувствует себя довольно неловко и больше других стесняется попросить что-либо или спросить о чем-либо. Такие детки очень не уверены в себе и в своих силах, практически всегда отказываются участвовать с остальными друзьями в каких-либо конкурсах, постановках, состязаниях, а также отвечать на вопросы, которые ему задают. Но если все-таки заставить такого ребенка делать что-либо из вышеперечисленного, он сильно стесняется, тихо говорит, путается в речи и это все делает его беспомощным.

Внешне очень легко распознать такого ребенка – он скованный, при общении с взрослыми людьми очень нервничает, сутулится, теребит руки. Ребенок пытается не привлекать к себе внимания и избегает какого-либо общение с окружающими его взрослыми людьми.

Чувство неуверенности в себе и в своих действиях напрямую связано с тем, как его оценивают, осуждают, поощряют, хвалят, насмехаются над ним. Так как у ребенка еще слишком маленький опыт в общении, он не может самостоятельно разобраться в том, почему так или иначе к нему относятся окружающие люди.

Чаще всего такой ребенок всегда готов признать свое поражение даже в самом легком задании, не попробовав ничего сделать для его выполнения.

Самая главная особенность ранимых детей заключается в том, что все свои эмоции они держат в себе. Такие детки никогда не плачут, очень редко смеются. Когда им страшно, они не стараются избежать объекта страха, а просто цепенеют и впадают в ступор. Также они очень редко шалят, но а если и делают это, то тихо и безобидно.

Читайте также:  Понос у ребенка 4 года причины

Ранимые дети все чувствуют и очень хорошо все понимают, больше чем другие. Они постигают различные знания и с ловкостью пользуются ими в дальнейшем.

  • Относитесь к таким деткам с особо мягким подходом. Старайтесь не повышать на них голос, меньше упрекайте и запрещайте. Ваши запреты приведут к тому, что ребенок будет повторять свои ошибки еще и еще, не понимая того, что он делает неправильно, вы введет ребенка в заторможенность из-за крика. У некоторых детей, которых воспитывают с криком и упреком, во всем и везде могут проявиться невротические расстройства.
  • Также постарайтесь набраться терпения и объяснить ребенку о том, что его обидчивость может привести к тому, что с ним не захотят общаться другие дети, и ему будет тяжело завести себе друзей.

Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

Важные моменты психического развития малыша до 3 лет: о чем следует помнить?

Предупреждение и наказание: «Считаю до трёх!»

Малыш плачет и кричит «нет» на всё подряд! Почему?

Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине «Ребёнок Занят» (www.busybag.ru).

  • переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии,  на улице, дома или на отдыхе!
  • получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
  • получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
  • замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
  • экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!

Источник

Не работает, потому что темперамент не тот, потому что тип реагирования особенный, потому что вне зависимости от воспитания дети в одной семье все равно разные. Далее об этом поговорим с психологом.

Ранимый ребенок 4 года

Татьяна Коваленко, музыкант, психолог и хронический оптимист

Кто-то лидер и всех расталкивает локтями, а кто-то забивается в угол и тихо плачет. Кто-то бьет других детей, а кто-то всех мирит и со всеми дружит.

Но есть базовые принципы в воспитании, которые нужны абсолютно всем детям. Например, сейчас трендом стало развитие эмоционального интеллекта. И это не случайно. Многочисленные исследования психологов доказали, что высокий IQ не сделает человека счастливым и успешным. Помимо интеллекта обычного, к которому мы привыкли, есть еще вербальный, социальный, эмоциональный и другие. Ученые сходятся во мнении, что именно эмоциональный интеллект играет решающую роль в становлении здоровой личности.

Но именно его и нужно развивать по-разному в зависимости от типа личности ребенка. Есть такие дети, у которых вроде бы с эмоциями и так перебор. Им бы с волей поработать и с дисциплиной. Куда уж им развивать эмоциональный интеллект? Но правильный подход к их эмоциям может превратить слабого, беззащитного и грустного ребенка в уникальную творческую личность.

Это так называемые ранимые дети.

Кто такие ранимые дети?

В любой момент они готовы сорваться на плач. Потеря камушка, который был предназначен для “очень важной цели”, неожиданное воспоминание о забытом на лавочке рисунке, неосторожно сказанное вами слово может спровоцировать море слез. Кажется, что их чувствительность все время на каком-то пределе.

Ребенок, который когда-то увидел голубя с раздавленной головой от удара машины, может еще год вспоминать об этой ситуации, будет рассказывать, что это ему снится и часто вспоминать, когда просто увидит голубей. Ребенок рыдает, когда другому больно и чувствует свою причастность или даже вину. Не важно, так это или нет.

Родители себя чувствуют с ним как на минном поле, один неосторожный шаг — и истерика готова.

Но у ранимых детей есть и ряд преимуществ. Они не так заметны, потому что на первом плане всегда какие-то “беспричинные слезы”. Сильные стороны таких детей — это необычайная внимательность к деталям, высокий уровень эмпатии и глубокий анализ происходящих событий. Ранимые дети — это верные друзья, совершенно бескорыстные; всегда готовы помочь, уступить, позаботиться о слабом.

мама с малышом

Каким может вырасти такой ребенок, если родители неправильно будут интерпретировать его эмоции и будут их корректировать по типу среднестатистического ребенка:

  • Он вполне может стать “у себя на уме”, и периодически уходить в свой красочный эмоциональный мир, никого того не впуская.
  • Скорей всего, он будет занимать оборонительную позицию, создаст социально-приемлемую маску и будет разрываться между собой настоящим и собой искусственным. Внутренний конфликт обеспечен.

Такой взрослый “ребенок” будет постоянно испытывать неудобство и чувство неполноценности из-за своей ранимой натуры.

  • У него может сформироваться позиция «жертвы» по отношению к миру и к другим людям. Свою чувствительность он будет воспринимать как слабость.
  • Он не проявит и не реализует заложенные в него творческие таланты. Будет бояться неодобрения, критики и в итоге так и не достигнет своей мечты.

А мечтать он все равно будет, хоть и тайком.

Чем может помочь родителям изучение  эмоционального интеллекта?

Во-первых, можно научиться помогать ребенку легко и безболезненно выходить из сложных эмоциональных переживаний.

Во-вторых, принимая особенности ранимого ребенка как нормальное естественное явление, можно повернуть их на пользу ему и на радость себе.

Читайте также:  Ребенку 4 года путевки нет что делать

Прежде всего, нужно запомнить как нам, родителям, необходимо реагировать в случае эмоциональной бури. Нужно будет проходить каждый раз вместе с ребенком несколько этапов:

  1. Осознать эмоции ребенка
  2. Принять их и дать ребенку понять, что вы с ним, поддерживаете его и не осуждаете
  3. Помочь назвать чувства
  4. Определить возможности для выражения эмоций либо помочь вернуться в ровное состояние
  5. Проанализировать ситуацию вместе и решить, как действовать в подобной ситуации следующий раз, обсудить пути решения проблемы.

Обязательно нужно акцентировать внимание на его сильных сторонах и постоянно о них напоминать. Учить, как ребенок может ими пользоваться.

Начнем с применения внимательности и любви к деталям. Ребенка можно называть непревзойденным следопытом, который всегда может найти или обнаружить то, чего не видят другие. Очень хорошее подспорье — мультфильм “Невероятные расследования котенка Хакли”. Ваш следопыт будет рад провести расследование и найти ответ раньше умного котенка.

С ранимым ребенком нужно постоянно говорить о преимуществах высокой чувствительности и эмоциональности. Показывать примеры известных людей с таким же темпераментом. Рассказывать ребенку о достижениях этих людей. Вместе рассуждать о том, как  высокая чувствительность помогла их карьере.

Важно акцентировать внимание ребенка на том, как он свои качества может использовать в жизни. Например, эмпатия может помочь в личных взаимоотношениях, в дружбе. Нужно постоянно подчеркивать, что ранимость, чувствительность — это преимущество, а не недостаток. Такой ребенок, когда вырастет, будет хорошо разбираться в людях и это может стать основой для его будущей профессии.

В общем, вариантов для поддержки — масса.

Ранимые дети  — это возможность для нас научиться видеть мир другими, более внимательными глазами. Возможность соприкоснуться с тонкой душевной организацией.

А еще это вызов: не разбить, а сохранить эту “хрустальную вазу” и подставить ее лучам солнца, чтобы она засверкала.

Фото: shutterstock

Читайте также

Источник

Известный факт, что детские душевные травмы могут повлиять на характер и судьбу человека. Некоторые негативные моменты происходят по воле случая, но чаще проблемы развиваются вследствие ошибок родительского воспитания.

Кроме того, есть очень чувствительные и ранимые по натуре дети. Их тонкой внутренней организации особенно легко нанести непоправимый вред.

Я подрабатываю няней. Моя подопечная Анечка плачет по любому поводу. Причины разные:

  • Мальчик толкнул на детской площадке
  • Воспитательница в садике сделала замечание
  • Подружка во время игры первой схватила самую красивую куклу
  • Папа взял на руки соседского малыша
  • Мама больно потянула за волосы, когда причесывала

Источник: Яндекс.Картинки

Сначала мне показалось, что девочка чрезмерно капризная. Со временем я поняла – это совершенно не так.

Просто ребенок воспринимает все более остро, чем другие. Наблюдая за Аней, я смогла сформулировать, как распознать в маленьком человечке уязвимую личность.

Признаки ранимого характера у ребенка

Главная отличительная черта чувствительного малыша – это привычка выражать недовольство слезами, а не словами.

Хотя дитя может быть не только плаксивым, но и замкнутым. Таким он становится в том случае, когда его слезы не вызывают никакой жалости у взрослых.

Кроме того, о ранимом ребенке можно сказать следующее:

  • Тяжело переносит любую критику
  • Не понимает шуток в свой адрес
  • Не терпит боль
  • Не выносит громких звуков, криков, наказаний
  • Имеет множество страхов
  • Подолгу обижается
  • Сильно расстраивается из-за малейшей несправедливости
  • Трудно привыкает к новому
  • Не уверен в себе
  • Впадает в уныние из-за случившихся неудач
  • Болезненно переносит расставания с близкими
  • Сочувствует страданиям других
  • Заботится о животных
  • Любит добрые сказки и мультфильмы без намеков на насилие

Источник: Яндекс.Картинки

И я, и мама Ани знаем, что ошибки в воспитании нашей девочки могут привести к развитию невроза или других невротических расстройств. Это может опасно сказаться на ее взрослой жизни.

Что советуют психологи?

Первое время мне пришлось побороться с раздражением от бесконечных слез малышки.

Я не могла сказать об этом ее маме, и решила обратиться за консультацией к детскому психологу. Он объяснил, что Аня нуждается в постоянной поддержке взрослых.

Нельзя ругать за плач, повышать голос, пытаться перевоспитывать. Рыдания, истерика говорят о том, что ребенок не может справиться с эмоциями.

Нужно проявить понимание, приласкать, попытаться развить диалог. Ранимому ребенку сложно самому высказаться, надо задавать ему уточняющие вопросы.

При этом не стоит пытаться оградить кроху от всех трудностей и возможных стрессов, пусть учится с ними справляться. Задача близких объяснять, что у всех случаются неудачи, заострять внимание на положительных моментах, хвалить, если малыш этого заслуживает.

Источник: Яндекс.Картинки

Ни в коем случае нельзя чувствительного ребенка водить в спортивные секции, где практикуются жесткие методы воспитания характера. Это самый прямой путь к развитию детского невроза.

Предпочтительнее будут творческие направления. Однако, педагог и родители не должны предъявлять слишком высокие требования.

Главное, увлечь малыша, помочь ему социализироваться, стать увереннее.

Со временем, благодаря советам специалиста, мои отношения с Аней изменились.

Я увидела, какая она старательная, внимательная к мелочам. Надеюсь, что взрослая жизнь ее сложится очень удачной. Как вы думаете, это возможно?

Источник

Вопрос психологам

Спрашивает: Светлана

Категория вопроса: Дети

20.02.2014

Ранимый ребенок 4 года

Евгения, Здравствуйте!

У меня вопрос по поводу моей дочери. Ей 4 года. Девочка ранимая и эмоциональная, ей ничего не стоит заплакать, даже незначительная ситуация и на глазах слезы. Есть дети, которые могут сдержать свои эмоции, она — нет. Она часто хочет быть первой, делать все на «отлично» и очень расстраивается, если у нее что-то не получается. Результат — слезы. Объясняю ей, что быть первой — не главное, что важнее попробовать. Если не получится — попробовать еще раз. Что в любом случае она молодец. Но мои слова пока не очень-то ее подбадривают. К слову, девочка она способная. Уже умеет считать и читать. Как бы мне научить ее, что неудавшаяся попытка — это не повод для слез? И вообще любая ситуация, где что-то происходит не так как она планировала или хотела, тоже не повод для расстройства. Истерик у нее нет. Просто слезы. Успокаивается достаточно быстро. Порой я испытываю раздражение и говорю, что-то типа: «ну сколько можно плакать по каждому поводу?», когда сама раздражена, стараюсь не обращать внимания или провожаю в комнату, где она может поплакать и вернуться ко всем, когда успокоится.

Читайте также:  Ребенку 1 год и 4 месяца почему он не разговаривает

Второй вопрос по поводу детского сада и отношений с воспитателем. Ребенок боится воспитательницу и из-за этого каждое утро поход в сад превращается во что-то невероятное и неприятное. Сначала была долгая адаптация, дочери было сложно смириться с тем, что нужно каждый день ходить в детский сад. И когда все дети ходили может не с удовольствием, но спокойно, она продолжала плакать. Причем плачет именно в момент расставания со мной. Воспитатели говорят, что весь день ведет себя хорошо. Конфликты с этим воспитателем у нас возникают уже на протяжении какого-то времени. Они возникали на почве разных разногласий, но их удавалось решить мирным путем. Любви мне и ребенку по отношению к этой женщине, в итоге, становилось все меньше. Последний конфликт меня просто вывел из себя. Дочь начинает что-то делать своими руками на занятиях. И если у нее не получается — плачет. Воспитатель — женщина суровая и раздражительная. Можно сказать, что она приказывает ребенку замолчать, а когда дочь не успокаивается (а от крика она не успокоится априори. У меня спокойный голос, к постоянно строгому тону она не привыкла), закрывает ее одну в спальне. Теперь девочка в принципе боится начинать делать поделку (лепить, клеить), потому что зарание боится провала и наказания. Пришлось разбираться в этом с участием заведующей и садовского психолога, потому что девочка боялась идти в группу до истерик, убегала и бросалась ко мне в объятья. Психолог взяла ребенка к себе один раз, по итогу беседы сказала, что у нее все хорошо с моторикой и вообще девочка хорошая, просила дать шанс воспитателю исправиться. На этом и решили. Воспитатель ушла в отпуск, уже две недели другая ее заменяет. Пока нет старой воспитательницы, дочь ходит в сад с радостью, ничего не боится. Но скоро отпуск заканчивается… А эмоции ребенка по отношению в воспитательнице не утихли (страх, тревога и агрессия в ее сторону). Дочь говорит, что будет плакать, не любит ее и не хочет ходить к ней в группу. И теперь вопрос: как наладить отношения ребенок-воспитатель? Что говорить дочери, чтобы она перестала ее бояться? Я понимаю, что и сама добавила негатива тем, что я настроена к воспитательнице негативно. Но сейчас этого не показываю, потому что понимаю, что мое мнение сказывается и на ее отношении. Я боюсь новых истерик и страха в глазах своего ребенка. Просила перевести ребенка в другую группу — отказали.

Евгения, дайте, пожалуйста, совет как поступить?

Спасибо.

Очень ранимый ребенок (2 ответа)

Получите рекомендации от лучших психологов!

Получен 1 совет – консультация от психологов, на вопрос: Ранимый ребенок

Ранимый ребенок 4 года

Здравствуйте, Светлана!

Конечно, ситуация непростая, накладываются разные факторы — эмоциональность ребенка, личность воспитателя. Конечно, необходима диагностика и работа с ребенком, чтобы было понятнее, в чем дело. Однако попробую дать некоторую информацию, которая будет полезная в вашей ситуации

У меня сразу к вам вопрос — девочка у вас была эмоциональной, либо это обострилось в какое-то время? Вы пишите про воспитательницу, что чаще всего истерики проявляются в ее смену. Также интересно то стремление делать лучше всех, которое обычно появляется у детей только с подачи взрослых. Были ли у вас моменты, когда дочка делала что-то идельано, получала массу восторгов со стороны взрослых, также и наоборот — были ли ситуации, когда были ситуации, когда на нее реагировали негативно? Кто дал ребенку такой пример, что все нужно делать на отлично?
Кстати, еще один момент, который тоже достоен внимания — что у вас самой с эмоциями? Часто дети просто «считывают» наши чувства, если мамочка панически боится за ребенка, ребенок бессознательно начинает давать поводы для доволнительного беспокойства, поэтому понаблюдайте за собой.

Пожалуй, это самые основные моменты, на которые стоит обратить внимание. Если будет нужна моя помощь, обращайтесь.

С уважением, Евгения

Ребенок плаксивый, ранимый (1 ответ)

Прыткова Евгения, психолог в г. Астрахань, работаю очно и через Skype

 Хороший ответ0 Плохой ответ1

Хватит! Читать советы для других людей!

Ранимый ребенок 4 года

Или…

Также пользователи спрашивают

Ранимый ребенок (1 ответ)

Подпишитесь на журнал «Вся психология»

Лучшие статьи, тесты, ответы на вопросы
Бесплатно! Более 100 тыс. подписчиков!

Источник