Ребенку 1 год и 4 месяца почему он не разговаривает

Ребенку 1 год и 4 месяца почему он не разговаривает thumbnail

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если малыш в год не произнёс ни слова, когда следует переживать о задержке речевого развития и что можно сделать.

Для многих родителей день, отделяющий первый год жизни ребёнка от второго — своеобразный рубеж для подведения итогов. Они пристально анализируют достижения сверстников своих детей, сравнивая с тем, что умеет их малыш и тревожатся, если замечают отставание от нормы. Особенное беспокойство вызывает тот факт, что ребёнок в год не говорит.

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если ребёнок в год не произнёс ни слова? Когда следует переживать о задержке речевого развития? Что можно сделать заранее, чтобы речь годовалого малыша соответствовала норме?

Между нормой и патологией

Никому не нужно доказывать важность своевременного освоения родной речи. Это сложный, многоплановый процесс, напрямую связанный со различными психическими функциями: вниманием, мышлением, памятью и речью. От годовалого малыша ждут первых слов, а он не может даже произнести «папа» и «мама», лепечет на своём языке и не собирается осваивать новые слова.

Встревоженные родители начинают изучать семейный анамнез, обращаются к медикам за консультацией и всеми силами стараются ускорить речевое развитие крохи.

Годовалый ребёнок способен произнести от 3 до 12 слов, но по своей структуре они простые, очень похожи на лепет. Гав-гав, би-би, ам-ам, ляля, дай, папа, мама, баба, киса, на, бах или уп – вот примерный лексикон детей в год.

Каждый малыш индивидуален – у кого-то первое слово появляется в 8–9 месяцев, а у кого-то в 1 год 3 месяца, и все это варианты нормы.

До появления первого слова, речь годовалого ребёнка прошла сложный путь развития. Законы формирования детской речи не меняются со временем. Сегодня, как и 100–200 лет назад, ни один малыш не начинает говорить словами и предложениями, прежде, чем он не пройдёт все стадии речевого развития. Эти стадии связаны с развитием головного мозга, артикуляционного аппарата и слуха.

Ни одна методика раннего развития не способна изменить законы природы, в соответствии с которыми развиваются органы произношения (артикуляции), слух и центральная нервная система человека.

Если вы обеспокоены, что ваш малыш плохо говорит, ознакомьтесь с основными этапами доречевого развития детей до года:

  • 1–2 месяца – появление в крике интонаций удовольствия и неудовольствия;
  • 1,5–3 месяца – гуление или гуканье, когда дети повторяют за взрослыми гласные с призвуком звука [г] или произносят их самостоятельно, внимательно вслушиваясь в произносимые ими звуки (агу);
  • 4–5 месяцев – лепет, произношение подобий слов, состоящих из нескольких одинаковых слогов (ма-ма-ма, но это ещё не обозначение слова мама);
  • 8–9 месяцев – появление звукоподражаний (пи-пи, гав-гав) и лепетных слов (кука, тата, няня);
  • 11 месяцев – примерно десять лепетных слов ребёнок употребляет в правильном контексте, соотносит их произношение с ситуацией (мама, папа, дай, биби и т.д.).

Что считать патологией? В год ещё рано делать прогнозы развития речи, однако, стоит начать беспокоиться, если годовалый малыш не понимает простую словесную инструкцию, не подкреплённую жестами. Например, «Дай мне мячик», «Покажи, где машинка» и т.д. Отсутствие реакции на слова взрослого может быть симптом нарушения слуха или его полного отсутствия. При этом речь останавливается на стадии гуления, потому что ребёнку не с чем соотносить собственный лепет.

Если на этом этапе не принять срочных мер, речевое развитие в дальнейшем будет очень сложно стимулировать. Важно своевременно обратиться к отоларингологу для проверки слуха. Возможно, при патологиях внутреннего уха врач посчитает нужным ношение малышом слухового аппарата. При серьёзных отклонениях слуха от нормы – это единственная возможность развить и сохранить речь.

Возможные причины задержки появления речи в год

Если малыш совершенно здоров, в его анамнезе нет неврологических заболеваний, но речь в год так и не появилась, скорее всего, причина задержки в неправильно организованном речевом окружении.

Что подразумевается под этим термином? Казалось бы, современных детей окружает настоящий речевой поток: телевизор, радио, мультфильмы, аудиокниги и развивающие игры для самых маленьких детей. Да и родители много разговаривают с детьми.

Дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Если не проводится специальной целенаправленной работы, этот поток для ребёнка звучит примерно так, как для нас звучит шум водопада.

Сегодня из обихода исчезли речевые игры (Сорока-ворона, Ладушки) потешки, пестушки, попевки, приговорки, известные ранее в каждой семье. Эти своеобразные тренажёры мягко вводили малыша в мир родной речи. Они были приспособлены под потребности ребёнка до года, содержали звукоподражания, были понятны детям.

Ещё один фактор «питательной» среды для развития детской речи – общение с матерью. Молчаливая мать или мама, чаще разговаривающая по телефону, чем с собственным малышом, не сможет заменить самыми лучшими развивающими играми ценность общения, формирующего речевые структуры мозга.

«Дети Маугли», «госпитализм» — все эти термины обозначают задержку появления речи у здоровых детей, лишённых возможности общаться с близкими по причине их отсутствия.

Как заниматься с малышом – профилактика отставания речи

Существует несколько самых простых приёмов развития речи, но не стоит ждать чуда после первой же недели их применения. Здесь срабатывает закон перехода количества в качество. Накопление пассивного словаря, живое и эмоциональное общение близких с малышом обязательно приведут к желаемому результату, и вскоре вы увидите как он разговаривает.

  • Рассказывайте ему простые потешки, игры, сказки, пойте народные детские песенки, поясняйте развивающие мультики. Делайте это, глядя в лицо ребёнка, меняя интонацию, чётко произнося звуки и слова.
  • Рассматривайте предметы окружения и яркие картинки с реалистичными изображениями, задавая ему вопросы и самостоятельно отвечая на них. «Кто это? Собачка (гав-гав). Где она живет? В будке (буд…). Какие у нее ушки? Маленькие (ма…). Какие у нее лапки? Большие (боль…)».
  • Если малыш пока лепечет и произносит звукоподражания, повторяйте за ним и добавляйте полный вариант слова. «Би-би (машинка) гудит. Мау (кошка) бежит. Какие красивые тик-так (часики). Ваня кач-кач (качается)».

Выучите потешки, попевки и небольшие стишки (А. Барто, К. Чуковского, И. Токмаковой, В. Берестова), чаще употребляйте их в общении с малышом на прогулке, во время кормления, игр с ним.

Например:

Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

(А. Барто)

Или:

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы дожили!

— Мы выжили!

— Мы живы, живы мы!

(В.Берестов)

Первый год жизни ребёнка считается доречевым периодом. Если малыш к своему первому дню рождения не произнёс ни одного слова, нужно обратить внимание на то, слышит ли он, как к нему обращаются, понимает ли простую словесную инструкцию. В том случае, если имеет место нарушение слуха, его следует немедленно компенсировать.

Читайте также:  Температура на манту у ребенка 4 года

Нормально слышащему ребёнку нужно создавать благоприятную речевую среду, насыщенную общением с родителями, употреблением малых фольклорных форм. Желательно, чтобы у малыша возникла потребность в высказываниях, для этого родители создают соответствующий эмоциональный фон.

У здорового ребёнка без нарушений слуха и невропатологических патологий первые осмысленные слова при создании благоприятных условий появятся в нужное время. Важно постоянно общаться с детьми, читать им книжки, и вскоре вы услышите первые долгожданные слова.

Источник

Переживания родителей о нормальном развитии своего малыша являются естественными. Часто они сравнивают его успехи и навыки со своими собственными в аналогичном возрасте. Но все дети начинают ходить, разговаривать в разное время. Что же считается нормой? И в каком случае необходимо обращаться к специалисту, чтобы не допустить отставания в развитии?

В XXI веке продвигается теория о том, что занятия с детьми до года не несут никакой нагрузки, они бесполезны. Что на возможности ребенка влияет созревание головного мозга. Но это не так. В ходе проведения эксперимента над детьми разной национальности, расы американскими учеными ожидалось, что при отсутствии общения они заговорят на некоем метаязыке. Этого не произошло. Дети так и не заговорили. Впоследствии они отставали в развитии от своих сверстников.

Отклонение от нормы

В год ребенок должен осознанно употреблять несколько слов

Существует несколько этапов постепенного формирования детской речи по нормам ВОЗ: от гуления до умения составлять предложения и вести диалог. Сначала малыш начинает понимать, что происходит вокруг. После окончания подготовительной стадии наступает ранний период (1-3 года). Если ребенок здоров, нет неврологической симптоматики, в это время уже формируется активная речь. Это значит, что он с любопытством наблюдает за взрослыми и повторяет за ними. Сначала он может путать или искажать буквы, слова, использовать их по принципу обобщения. Это нормально, ничего в таком случае делать не нужно. Например, произнося «киса», кроха может иметь в виду любое действие, которое она в этот момент совершает. Для описания ситуации он активно использует мимику, жесты. В это же время он может начинать копировать звуки животных (мычать, мяукать).

К концу первого года в обиходе малыша появляются слова (от 2 до 10 и больше). Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м. Он уже говорит первые слова: «мама», «папа», «дай». В 1,6 мес. ребенок использует в обиходе до 100 слов и общается с помощью простых предложений. Он может хотеть сказать, но молчит по причине недостаточного словарного запаса.

По нормам РФ, разработанным Н. М. Щеловановым, к первому годику малыш говорит 10-12 слов, их перечень может отличаться. Постепенно он переходит от повторения до определения признаков предмета, затем формируется логическое мышление.

Первые слова годовалого малыша

Чем чревато не уделять малышу время:

  • нарушением произношения звуков;
  • недоразвитием органов артикуляционного аппарата;
  • сложностями с освоением письменной речи;
  • картавостью;
  • боязнью публичных выступлений во взрослой жизни.

Факторы дефектов речи

Почему в современном мире так актуальна проблема, что ребенок не говорит в 1 год? Если отсутствуют неврологические заболевания в анамнезе, это может быть связано с несколькими факторами.

Все дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Она подобна шуму водопада. Несмотря на обилие аудиокниг, специальных развивающих передач по телевизору, необходимы и другие упражнения, способствующие развитию речи. Все реже родители проводят время с детьми за речевыми играми: «Сорока-ворона», «Ладушки», потешками. Они оптимальны для малыша одного года, учат его подражать звукам.

Существуют даже специальные термины для молчаливых детей: «Маугли», «госпитализм». Они здоровы, но не имеют возможности общаться с близкими, потому что их нет. Поскольку с ребенком больше времени проводит мама, ее общение с ним имеет большое значение и способствует развитию речевых структур мозга.

Причины отсутствия речи

Не стоит сразу паниковать, если ребенок в год не говорит ни слова. Перед тем как идти на консультацию к логопеду или неврологу, покупать витаминные добавки, обратите внимание на условия, в которых он растет.

То, как быстро запас активной речи сравняется или превысит пассивную, зависит от ближайшего окружения малыша. Бесполезно заставлять его повторять слова, должна сложиться связь предмета с действием. Именно на этом основаны народные песни, потешки.

Мама играет с ребенком в ладушки

По статистике, чаще с проблемой отсутствия речи или задержкой ее развития сталкиваются дети из детских домов, лишенные родительского внимания.

Пустышка мешает крохе сосредоточиться, он замыкается на собственных ощущениях. Если использовать ее долго, есть риск, что речь будет невнятной, нарушится прикус.

Еще одним фактором, влияющим на позднее развитие речи, является многоплодная беременность. Когда детей двое или трое, они долгое время предпочитают общаться друг с другом на понятном им языке. Выходом из подобной ситуации является поочередное занятие с ними разными делами, пока одного кормят, с другим читают, играют.

Стресс также может отбить охоту к общению. Переезд, развод родителей, появление нового члена семьи требует адаптации. Только в спокойной и комфортной обстановке малыш будет счастлив и полноценно вовремя развиваться.

Генетика тоже играет роль в развитии. У ребенка может быть предрасположенность к позднему развитию речи. Но это не означает, что с ним не нужно заниматься, сам он не заговорит в любом случае.

Такой известный факт, как то, что девочки созревают раньше мальчиков, тоже правда. Несмотря на это, сильный пол впоследствии быстрее обучается составлению предложений, потому что умение осознавать действия, движения у них развито лучше. А девочки воспринимают информацию через названия предметов.

Тип темперамента влияет на то, когда дети начинают говорить. Если они активные и любознательные непоседы, то мир познается быстрее. Спокойный малыш может предпочесть ограничить свое пространство кроваткой и любимой игрушкой.

Поэтому рекомендации по коррекции состояния не могут быть одинаковыми. Наблюдайте за чадом и подбирайте ее способы интуитивно. Помните, что обучение должно проходить в комфортной и веселой обстановке.

Коррекция недостатков речи

Мама читает ребенку сказку

Для начала необходимо исключить патологию слуха. Обратите внимание, откликается ли ребенок на свое имя или когда к нему обращаются с просьбой. При обнаружении дефектов органа необходимо устранить причину.

Не существует единого подхода к лечению подобного отклонения. Здесь необходим принцип ежедневного накопления пассивного словаря. Крохе будет интересно играть с родителями, слушать сказки, петь песенки. Большое значение имеет умение управлять интонацией голоса, четкостью произношения слов и звуков. Например, рассматривайте вместе картинки, сопровождая рассказ описанием предмета.

Чтобы поскорей избавиться от «би-би», «кач-кач», проговаривайте слово целиком. Во время прогулок на свежем воздухе можно читать ребенку А. Барто, К. Чуковского. Окружите ребенка вниманием и заботой, создавая благоприятные для формирования речи условия. Не должно быть гиперопеки, у него должна быть потребность в общении.

Не стоит отказываться от развивающих игрушек, особенно полезными будут предназначенные для развития мелкой моторики. Также можно соорудить такие приспособления самостоятельно, воспользовавшись мастер-классом из интернета.

Читайте также:  Как вывести вши ребенку 4 года

Как создать благоприятную речевую среду дома

Ставьте аудиозаписи с детскими прибаутками. Ограничьте время проведения перед телевизором. Развитию навыков речи способствует ведение диалога с малышом, сочиняйте вместе рассказы. Вы будете для него примером для подражания, ваша мимика, жесты, интонация. Постепенно заменяйте неполные слова на правильные и взрослые. Сначала повторяйте слоги, затем включайте в обиход предложения.

Усадив ребенка за современный гаджет, вы только навредите чаду. Полезно и интересно будет посетить вместе с ним зоопарк, где он познакомится с животными. Это непременно вызовет бурю эмоций. Если малыш ленится говорить, мотивируйте его к этому. Например, он просит жестом или словом «Дай» игрушку, спросите какую, как она называется или что делает.

Не перегружайте кроху. В таком возрасте его концентрации не хватит надолго, максимум 10-15 минут. Отдавайте предпочтение не модным методикам, а тому, что ему понравится. Выяснить это можно только опытным путем.

Примеры речевых игр для годовалых детей

Пальчиковая игра "Сорока-ворона"

«Кашка»

«Сорока-ворона rашку варила, кашку варила, деточек кормила…»

В процессе игры загибайте малышу пальчики, приговаривая: «этому дала, этому дала, а этот голодным остался». В итоге разрабатывается мелкая моторика пальцев рук, разучиваются слоги и звуки, ребенок обучается ритму.

«Большие и маленькие ножки»

Одновременно сочетайте слова песенки и движения детскими ногами.

«Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ». «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ».

Что тренируем? Память при повторении простых слогов и слов, интонацию. Также можно включить в процесс игры любимых мишек или кукол. Каждый из героев будет шагать по-разному. А еще таким образом можно разучить с малышом, какие звуки издают звери и домашние животные. Играть с ребенком можно дома, лежа на диване, или шагая по улице. Главное, чтобы он был увлечен.

«Семья»

Загибая пальчики поочередно, называйте их:

«Этот пальчик – деееедушка,

Этот пальчик – баааабушка,

Этот пальчик – пааааапа,

Этот пальчик −  мааааама,

А вот это наша Лизонька (мизинчик)».

Или «Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!»

Пресыщение – враг динамики домашней терапии. Чтобы занятия принесли желаемый эффект некоторым потребуется немного времени, другим больше. Но при ежедневных упражнениях успех обязательно придет.

Не нужно долго повторять одну и ту же прибаутку, чаще меняйте характер игровой деятельности. Если малыш интересуется всем окружающим, у него развита мелкая моторика, причина не в патологии слуха или зрения, не было во время родов и беременности осложнений, то переживать из-за отсутствия речи сильно не стоит. Диагноз задержки речевого развития ставится после комплексной оценки неврологом, педиатром, логопедом и врачами узких специальностей при необходимости. На устранение отклонения может уйти не один месяц, но нельзя опускать руки и прекращать занятия.

Источник

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

Ребенку 1 год и 4 месяца почему он не разговаривает

Ребенку 1 год и 4 месяца почему он не разговаривает

Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Ребенку 1 год и 4 месяца почему он не разговаривает

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

Ребенку 1 год и 4 месяца почему он не разговаривает

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Читайте также:  Игры с ребенком в возрасте 4 года

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Ребенку 1 год и 4 месяца почему он не разговаривает

Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

Ребенку 1 год и 4 месяца почему он не разговаривает

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

Ребенку 1 год и 4 месяца почему он не разговаривает

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

Ребенку 1 год и 4 месяца почему он не разговаривает

Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.

Ребенку 1 год и 4 месяца почему он не разговаривает

Ребенку 1 год и 4 месяца почему он не разговаривает

Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).

Ребенку 1 год и 4 месяца почему он не разговаривает

Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.

Ребенку 1 год и 4 месяца почему он не разговаривает

Советы психолога

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Ребенку 1 год и 4 месяца почему он не разговаривает

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.

Ребенку 1 год и 4 месяца почему он не разговаривает

Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если ?