Работы по развитию связной речи ребенка

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ

ГРУППАХ.

Учитель – логопед Е.Н.Акимова

   РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ

                                                      ГРУППАХ.

         Связная речь — смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей — одна из главных задач  детского дошкольного учреждения. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Развитие речи детей тесно связано со всеми видами их деятельности. Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений — это последовательность связанных друг с другом мыслей. Связность монологической речи начинает формироваться в недрах диалога как основной формы речевого общения. В диалоге связность зависит от способностей и умений не одного человека, а двух. В диалоге каждый из собеседников отвечает на вопросы другого. В монологической речи, говорящий последовательно высказывая свои мысли, как бы отвечает самому себе. Диалог — первая школа развития связной речи ребенка.

     Главными задачами разговорной диалогической речи являются:

— воспитание у детей умения слушать и понимать обращенную речь

— поддерживать разговор

— задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы.

     Главные задачи монологической речи — это формировать умение пересказывать, составлять простейшие рассказы.

 Вторая младшая группа.

        С детьми четвертого года жизни занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи и художественной литературы проводятся два раза в неделю.

       Достичь оптимальную плотность занятий, обеспечив вместе с тем максимальную организованность и дисциплинированность детей и сохранив при этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности, можно путем соблюдения следующих условий.

 1. Чередование прямых обучающих приемов ( беседа, словесные поручения, словесные просьбы, показ предмета или способа действия) с игровыми приемами, с трудовой деятельностью детей.

2. Чередование хоровых и индивидуальных ответов детей. Это разнообразит занятие, помогает вовлечь в работу всех присутствующих на занятии, значительно повышает речевую активность каждого ребенка.

3. Использование разнообразного демонстрационного материала. В первую очередь игрушек, предметов, а затем картинок. Игрушки и картинки повышают интерес детей к занятию, помогают поддерживать их внимание, активность.

4. Использование заданий, выполняя которые ребенок может сменить позу, подвигаться.

      В работе с детьми четвертого года жизни развитию навыков разговорной речи должно быть уделено самое пристальное внимание. Детей следует учить:

1. Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них.

2. Задавать вопросы самого разного характера.

3. Активно включаться в разговор.

4. Принимать участие в драматизациях.

5. Объяснять содержание картины, устройство несложной игрушки.

       Во второй младшей группе дошкольников начинают готовить к обучению рассказыванию. При повторном рассказе воспитателя об игрушке или предмете, дети активно договаривают незаконченные им фразы. Развитие связной речи особенно эффективно осуществляется на занятиях по обучению рассказыванию по демонстрации действий, при обучении пересказу небольшого рассказика или сказки, которые сопровождались действиями с предметами. Также эффективны занятия по рассматриванию сюжетных картин, которые проводятся ежемесячно. Эффективность занятия во многом определяется умением воспитателя с самого начала заинтересовать детей, умением правильно и грамотно задавать вопросы. Например, педагог рассказывает: « На дворе зима, на улице много снега, и т. д. После занятия мы с вами пойдем гулять. А сейчас я вас познакомлю с детьми, которые уже гуляют». Показывает картину « Зимой на прогулке» и задает вопросы, которые являются ведущим приемом при рассматривании. Они должны помочь детям уяснить общий смысл картины. Кроме того, при рассматривании картины нужны вопросы, которые дадут ребенку возможность высказать свое умозаключение. Например:

1. Вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода. Например, « Почему остановили лошадку?    Надо ее напоить».

2. Вопросы, мобилизующие личный опыт ребенка. Например « Как вы думаете, какой в этот день снег на дворе?»

3. Вопросы, требующие ответа — предложения, выходящего за пределы изображенного. Они позволяют связать несколько действий в единую цепочку. Например, « Что будут делать дети, когда поспят?»

Выбрав картины для рассматривания, воспитатель должен сам хорошо разобраться в ее содержании, составить рассказ и затем уже наметить вопросы. При составлении рассказа нужно следить за тем, чтобы одно высказывание дополняло другое. В рассказ педагога должны входить предложения, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь.

         Средняя группа.

     Занятия по ознакомлению с окружающим, художественной литературой, по развитию речи проводятся два раза в неделю. Ребенка пятого года жизни быстро утомляет однообразная работа. А освоение многих речевых умений предполагает многократное повторение одного и того же материала. Поэтому необходимо предусматривать частую смену методов и приемов на занятии. Детям этого возраста свойственно стремление что-то рассказать, объяснить взрослому, товарищу, куклам или другим игрушкам. В средней группе учат употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В этой возрастной группе детей продолжают учить диалогической речи. Дети отвечают на разнообразные вопросы воспитателя. Анализируя ответ, следует давать оценку его содержанию и речевому оформлению. Осваивая причинно-следственные зависимости, дошкольники в ответах на вопросы воспитателя ( зачем? почему? когда? как получилось?) часто употребляют конструкции начинающиеся союзом потому что. Если это оставлять без внимания, к старшему возрасту данная ошибка станет типичной.

       Со средней группы начинается целенаправленная работа по обучению монологической речи, предусматривающая специальные занятия по обучению рассказыванию. У детей воспитывают умение составлять описание игрушек и предметов, сюжетных картин, пересказывать художественные тексты.

       Составление рассказов об игрушках и предметах. В начале года следует провести два  три подготовительных занятия. Цель их — помочь ребенку осознать, что описание предметов проводится по определенному плану, схеме или образцу. Например, «Я начну, а вы продолжите». Для описания выбираются два одинаковых по названию, но разных по внешнему виду предмета (куклы, машины и т. д.). Воспитатель рассказывает об одном предмете, а дети, следуя образцу, дают описание другого предмета. На последующих занятиях у дошкольников формируют умение составлять описательный рассказ по одному объекту, имеющему ярко выраженные и доступные восприятию ребенка черты. Затем можно проводить занятия, на которых дети самостоятельно придумывают загадки-описания предметов. На занятиях по описанию игрушки целесообразно проводить короткие (на 4-5 мин.) игры-инсценировки.

    Приемы обучения, используемые в данных играх, очень разнообразны и вместе с тем все они направлены на то, что бы обратить внимание ребенка на особенности предмета, обогатить и активизировать его словарь. Например, воспитатель прячет куклу или другую игрушку, которая стояла на столе и, которую дети уже рассматривали. Кукла убежала. Воспитатель предлагает ее найти, но необходимы точные ее приметы. Дети подробно описывают куклу: ее волосы, глаза, нос, одежду и т. д. Кукла находится. Концовка рассказа должна предусматривать эмоциональное общение ребенка с игрушкой. Например, дать кукле конфету, белке — орешек. Ввиду того, что на пятом году жизни ребенок еще не может надолго удерживать в памяти мотив действий, их последовательность, воспитатель должен использовать различные формы подсказок и напоминаний. Можно предложить детям дополнить рассказ товарища, помощь «Хочешь, мы тебе поможем?». После этого ребенок должен повторить свой рассказ еще раз.

Читайте также:  Чтобы ускорить развитие речи у ребенка

     Рассказывание по картине.

Для рассматривания и рассказывания следует использовать картины из серии «Наша Таня», «Мы играем», «Домашние животные» и др. Картины должны быть просты по композиции и доступны детям по содержанию. Количество персонажей и предметов невелико (1-3). При обучении рассказыванию по картине ведущим приемом является образец. Рассказ воспитателя должен состоять из пяти-семи предложений, в конце года из семи-десяти предложений. Рассказ должен быть интересным, эмоциональным. Первые самостоятельные   рассказы детей содержат три-четыре предложения. Умением составлять описательные рассказы по картине дети овладевают довольно легко.

     Пересказ.

При отборе художественных произведений для пересказа воспитателю необходимо руководствоваться такими требованиями :

необходимый объем, четко выраженная последовательность событий, доступный детям словарь. В средней группе дети могут пересказать следующие художественные произведения: русская — народная сказка «Курочка — Ряба», Л. Толстой «Хотела галка пить», К. Ушинский «Уточки» и др. Беседа по тексту должна включать не только вопросы по содержанию произведения, но и упражнения по выразительному пересказу диалогов. Пересказывая, ребенок нуждается в помощи воспитателя. Рассказам детей свойственны длительные паузы. Отвечая, ребенок волнуется. Снять напряженность пауз поможет прием отраженной речи воспитателя. Например. Ребенок: « В лесу было …»

    Воспитатель: « В лесу было много разных грибов». Благодаря этому приему для ребенка и слушателей паузы почти не ощущаются. Многие дети рассказывают тихо. Громче они говорить не будут, только если следующую фразу. Отраженная речь «срабатывает» как прием и здесь: фразу, тихо произнесенную ребенком, воспитатель повторяет более громко и выразительно.

     Старшая и подготовительная к школе группы.

     Шестой год жизни ребенка характеризуется рядом особенностей. Для детей этого возраста характерен интерес к выполнению сложных заданий, и теперь ребенку важно достичь результат. В этой возрастной группе занятия по обучению рассказыванию (пересказ, описание предметов, составление рассказа по сюжетной картине, рассказывание из опыта, творческий рассказ) проводятся два — три раза в месяц.

   Детей учат рассказывать логично и последовательно. Предварительно воспитатель сам должен хорошо изучить произведение. Если произведение незнакомо детям, то можно прочитать его накануне. Вначале воспитатель читает произведение, затем беседа. К беседе планируются хорошо продуманные вопросы (5 -7), но они охватывают все произведение. Дети должны слушать только то, что идет по тексту. Особенно работать над интонационной выразительностью произведения. После беседы текст читается повторно. Приемы активизирующие внимание детей.

1. Установка на слушателя. ( Например: посмотри, Павлик, как тебя уважают дети, слушают).

2. Придумывание детьми названия сказки.

3. Речевая заставка. ( Один ребенок рассказывает, все вместе проговаривают последнюю фразу, второй ребенок продолжает дальше).

4. Выяснение педагогом, что нового и интересного дети узнали из произведения.

   Варианты пересказов.

1. Целиком.

2. По частям.

3.В лицах с места.

4. Драматизация.

    Описание игрушек и предметов.

В этой возрастной группе учат детей составлять подробные и интересные рассказы — описания. Целесообразно начинать обучение рассказыванию о предметах и игрушках с помощью дидактических игр. Например: « Магазин игрушек», «Мастерская игрушек». В этих играх ставим задачу: развивать умение задавать вопросы, а также умение подробно описывать игрушку. Можно использовать игры: «Выставка автомашин», «Показ моделей одежды», «Выставка собак или кошек» и т. д.

     В старшем возрасте проводятся занятия по рассказыванию на тему из индивидуального опыта, из коллективного опыта.

       Индивидуальный опыт.

1. Новогодний подарок Деда Мороза.

— Ты бы хотел получить подарок от Деда Мороза? Просил ли заранее? Как это сделал?

2. Как я догадался, что весна (зима) пришла?

Перед этим занятием суммируются знания детей о природе.

3. Моя любимая игрушка.

Описать так, что бы мы, не зная ее, догадались и могли представить эту игрушку.

Дается план или образец.

        Коллективный опыт.

1. Как мы встречали Новый Год.

— Как готовились? Кому что понравилось? Кому что покупали? Кто как участвовал? и т. д.

2. Как мы следы осени искали?

— Где искали? Какой был день? Что нашли? Что было потом?

3. Как мы поздравляли сотрудников сада с 8 Марта.

— Что приготовили в подарок? Как вручали и что говорили? и т. д.

Рассказывание на темы из опыта относятся к группе рассказов сочиняемых по памяти. Это трудные рассказы, т. к. воспитатель не знает, что хочет отразить ребенок в своем рассказе.

     Рассказывание по картине.

Подготовка дошкольников к восприятию картины может проходить по разному

1. Детям предлагаются вопросы, побуждающие к размышлениям.

2. Воспитатель читает небольшой рассказ на аналогичную тему.

3. Воспитатель дает свой образец рассказа.

4. Воспитатель дает план рассказа .

Старших дошкольников учат составлять небольшие рассказы творческого характера. Подобные задания дети выполняют, работая по наборам картинок, рисунков, к которым можно поставить такой вопрос:

Что можно еще нарисовать?

Эффективны также следующие задания: сочинить концовку к рассказу, который начал читать воспитатель, придумать самостоятельно рассказ на предложенную тему, составление сказок по набору игрушек или предметным картинкам. Например, как звери подружились? и т. д.

   Таким образом, при обучении рассказыванию используются следующие приемы:

1. Образец рассказа.

2. План рассказа.

3. Коллективный разбор плана (используется на первых ступенях обучения детей рассказыванию).

4. Коллективное составление рассказа (используется при обучению детей творческому рассказыванию).

5. Составление рассказа по частям.

А также словесные и наглядные методы. Приемы: подсказ слова или предложения, исправление ошибок, оценка воспитателем рассказа детей, поощрение, похвала.

Источник

Елена Новоселова
Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста

Доклад на тему:

«Развитие связной речи у

Дошкольников»

Подготовила воспитатель:

Мартынова Елена Николаевна

Балашиха

2018 г.

Развитие связной речи у дошкольников

Федеральный государственный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывает новые направления в организации речевого развития детей дошкольного возраста. Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика. Во-вторых, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Читайте также:  Центр развития ребенка умница курск

Связная речь — это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах— диалоге и монологе.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише облегчают ведение

Монологическая речь — связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развёрнуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами.

-Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

— Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев).

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного).

Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной.

Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения.

В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь — характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную — с монологической. И монологическая речь может иметь си-туативный характер.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.

Связнаяречь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речиоказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи — диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией.

Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает.

Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.

Дети 4 — 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом).

Читайте также:  Диагностика математического развития ребенка в средней группе

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

Знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

В арсенале педагогов- практиков существует множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.

Методы:

•Наглядные:

Наблюдение во время прогулок, экскурсий;

Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.

•Словесные:

Заучивание наизусть;

Пересказ;

Составление различных видов рассказов;

Беседы.

Прием — это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи можно разделить:

•Наглядные:

Организация наблюдения;

Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;

Просмотров видеофильмов.

•Словесные:

Речевой образец;

Повтор;

Вопрос;

•Игровые:

Дидактические игры-упражнения;

Театрализованные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

И другие виды игр с речевым содержанием.

•Косвенные:

Подсказка;

Совет;

Исправление;

Реплика;

Замечание.

Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей среды, наряду с традиционными методиками можно в работе с дошкольниками использовать и инновационные комбинированные методы. Например такие как, мнемотехника (наглядное моделирование, ТРИЗ.

Вышеназванные технологии являются скорее только инструментарием основных методов и приемов, но не самостоятельной развивающей детскую речь единицей.

Технологию наглядного моделирования или Мнемотехника.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детейи используются с целью:

Составление рассказа

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Пересказ художественных текстов.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Проговаривание чистоговорок и скороговорок. Используя мнемотаблицу, ребенок концентрирует свое внимание на правильном произношении звуков и слов.

Отгадывание и загадывание загадок. Мнемотаблица помогает запомнить загадку и загадать ее другим детям.

Заучивание стихотворений. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагают готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Работа по мнемотаблицам проходит в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: Осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью взрослого, в старших – дети самостоятельно.

Сейчас существуют уже готовые игры с мнемотаблицами.

Использование методики криз в развитии связной речи.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи.

Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Метод Мозгового Штурма можно использовать во время НОД, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

Напомним правила мозгового штурма:

— исключение всякой критики;

— поощрение самых невероятных идей;

— большое количество ответов, предложений;

— чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо — плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями.Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т. д.

Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т. п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Круги Луллия.

«Придумай фантастическую историю или сказку».

Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать фантазию и речь детей.

Ход игры: в данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.

«Придумай фантастическую историю или сказку».

Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать фантазию и речь детей.

Ход игры: в данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.

Придумай сказку или расскажи сказку.

, ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.

Источник