Диагностика математического развития ребенка в средней группе

Диагностика математического развития ребенка в средней группе thumbnail

           ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

                       ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

          Авторы составители: М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева и др.

                  Формирование элементарных математических представлений.

                                      Средняя группа (Начало года)

                                                   Количество и счет.

Цель: выявить умение детей находить один и множество одинаковых предметов в окружающей обстановке.

Задание:  «Один» и «много».

Ребенку предлагаетсяиз группы предметов, расположенных на столе (1утка,4зайца,5кубиков), выбрать и назвать предмет, который один.

— Возьми тот предмет, который на столе один. (Утка)

— Возьми те предметы, которых на столе много. (Зайцы или кубики)

— Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (много стульев, столов, кубиков)

Оценка:

3 балла —  ребенок самостоятельно и правильно находит в окружающей обстановке один и много предметов.

2 балла – выполняет задание с частичной помощью педагога (наводящие вопросы)

1 балл – постоянно требует помощи педагога (стимулирующие вопросы)

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

                                                       Величина.

Цель: выявить умения детей сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: «длинный — короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий», «одинаковые».

Задание: Сравнение предметов по величине.

 Ребенку предлагается взять две полоски (красную и синюю) и сравнить их по длине.

— Как узнать какая полоска длиннее? (синяя, потому что конец выступает).

— Какая полоска короче? (красная)

— Положи на длинную полоску треугольник, а на короткую квадрат.

— На какой полоске у тебя лежит треугольник? (На длинной)

— На какой полоске лежит квадрат? (на короткой)

Ребенку предлагается к красной полоске подобрать полоску одинаковой длины (такую же)

— Какая полоска такой же длины, как и красная?

— Как ты узнал? (ребенок прикладывает полоски по очереди к красной полоске)

— Какие эти полоски по длине? (одинаковые)

Предлагается ребенку взять со стола 2 ленточки.

— Эти ленточки одинаковые или разные? (разные)

— Чем они отличаются?

— Какого цвета ленточки? (желтая и красная)

— Как узнать,  какая ленточка шире, какая уже? (ребенок прикладывает ленточки одну к другой, равняет края вверху)

— Желтая ленточка какая? (широкая)

— Красная ленточка какая? (узкая)

Ребенку предлагается взять елочку и поставить ее там, где растет равная с нею по высоте елка (на наборном полотне)

— Как узнать какая елка выше (ниже?) (одну елку приложить к другой)

— Посади зайчика под низкую елочку, а белочку посади  на высокую елочку.

— Под какой елкой сидит зайчик? (под низкой)

— На какой елке сидит белка? (на высокой)

Оценка:

3 балла — ребенок самостоятельно и правильно называет и сравнивает предметы по величине, используя приемы наложения, приложения их друг к другу.

2 балла – визуально сравнивает предметы по величине,  не пользуясь приемом наложения.

1 балл – затрудняется в названии понятий «шире – уже», «длиннее – короче».

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                                          Форма.

 Цель: выявить умение детей различать и называть круг, квадрат и треугольник, называть отличия квадрата от круга.

 Задание: Называние формы геометрических фигур.

Соотнесение эталона и формы из окружающей обстановки.

 Раскладываем перед ребенком геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.

Ребенку предлагается назвать фигуры.

— Как называется эта фигура? (треугольник)

— Как называется эта фигура? (квадрат)

— А это что за фигура? (круг)

— Чем отличается круг от квадрата? (у квадрата есть углы, а у круга нет углов, круг может катиться, а квадрат не может катиться)

Игра: «Цвет и форма»

Ребенку надо выбрать предметы, которые по форме похожи на круг. Например: солнце, будильник и т.д

— Солнце какой формы? (круглое)

— Будильник какой формы? (круглый)

Найди предметы, которые имеют квадратную форму.

— Аквариум какой формы? (квадратный)

— Дом какой формы? (квадратный)

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет квадрат, круг,

треугольник, называет характерные признаки геометрических фигур.

2 балла – называет геометрические фигуры, затрудняется с названием характерных признаков геометрических фигур.

 1 балл – затрудняется в назывании геометрических фигур и их признаков.

 0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                 Ориентировка в пространстве.

Цель: выявить  умение детей различать пространственные направления « впереди – позади», «вверху – внизу», «справа (слева) – направо (налево)».

Задание. На столе перед ребенком лежат две полоски. Ребенку предлагается положить на верхнюю полоску один треугольник, а на нижнюю полоску – много треугольников.

— На какую полоску ты положил один треугольник? (на верхнюю полоску)

— На какую полоску ты положил много треугольников? (на нижнюю полоску)

На столе стоят игрушки.

Ребенку предлагается посадить куклу на середину стола.

— Поставь зайца впереди куклы.

— Поставь белку позади куклы.

— Покажи кукле левую руку.

— Покажи кукле правую руку.

— Топни правой ногой, топни левой ногой.

Оценка:

3 балла – ребенок понимает слова «впереди – сзади», «вверху – внизу», «слева – справа».

2 балла – ребенок затрудняется в понимании слов «слева – справа».

1 балл – затрудняется в самостоятельном определении направления, допускает много ошибок.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенка.

                                  Ориентировка во времени.

Цель: выявить умение детей ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.

Задание: Ориентировка в частях суток.

На столе лежат картинки с изображением действий, характерных для определенных частей суток.

Ребенку предлагается по картинкам назвать части суток.

— Какие это части с уток? (утро, день, вечер, ночь)

— Почему ты так думаешь?

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет части суток.

2 балла – называет части суток с помощью взрослого.

1 балл – затрудняется в назывании большинства частей суток.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                        Логическое мышление.

              Группировка предметов по цвету, форме и величине.

Цель: выявить умение детей группировать  предметы по характерным признакам.

На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие)

Ребенку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.

— Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом)

— Как еще можно разделить фигуры? (по форме и величине)

*Возможна стимулирующая помощь педагога.

— Чем похожи фигуры в этой группе? (формой, величиной)

Игра: «Четвертый лишний»

Ребенку показывают картинку.

— Какой предмет лишний?

— Почему ты так думаешь?

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно группирует предметы, правильно выделяет лишний предмет.

2 балла – ребенок затрудняется в группировании некоторых предметов.

Читайте также:  Обеспечение ребенка индивидуальным развитием

1 балл – ребенок группирует предметы только с помощью взрослого.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

Источник

Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей средней группы

Раздел «Количество и счёт»

Задание 1.

Цель. Выявить представления о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов, выявить умения сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счёту)

Материал. Изображения больших (3) и маленьких (2) грибов, 2 подноса.

Инструкция. Что ты видишь перед собой? Сколько их? Чем отличаются грибы друг от друга? Разложи их на 2 группы на разные подносы. Почему ты так разложил? Как можно узнать, одинаковое ли количество больших и маленьких грибов? Сравни их количество.

Задание 2.

Цель. Выявить представления о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов (фигур разного цвета, величины, формы).

Материал. Блоки Дьенеша, 4 подноса.

Инструкция. Что ты видишь перед собой? Сколько их? Чем отличаются фигуры друг от друга? Разложи их на отдельные части на разные подносы. Почему ты так разложил? Назови каждую часть. Как можно узнать, одинаковое ли количество фигур в каждой части? Сравни количество фигур.

Задание 3.

Цель. Выявить умение считать в пределах 5.

Материал. 5 грибочков.

Содержание. Мы пришли гулять в лесочек. Посмотри, как тут красиво, а вот здесь под березкой выросли грибочки. Посчитай, сколько их тут?

4 задание.

Цель. Выявить умение ребенка определять порядковое место предмета, пользуясь порядковыми числительными.

Материал. 3 матрешки разной величины.

Содержание. К нам в гости пришли матрешки. Они стояли одна за другой. Сосчитай, сколько матрешек? Скажи, какая по счету самая большая матрешка? Какая по счету самая маленькая матрешка? Которая по счету матрешка в зеленом сарафане?

Задание 5.

Цель. Выявить умение сравнивать 2 неравные группы предметов на основе счёта.

Материал. 5 больших грибочков, 4 маленьких.

Содержание. Перед ребёнком 5 больших и 4 маленьких грибочков. Сосчитай, сколько больших грибов перед тобой. Сколько маленьких грибов? Чего больше: больших или маленьких грибов? Почему ты так думаешь?

Задание 6.

Цель. Выявить умение уравнивать неравные множества двумя способами (добавляя к меньшей группе 1 недостающий предмет или убирая из большей группы 1 лишний предмет).

Материал. 5 больших грибочков, 5 маленьких.

Содержание. Перед ребёнком 5 больших и 4 маленьких грибочков. Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? Сделай так, чтобы больших и маленьких грибов стало одинаковое количество. Проверь, правильно ли ты сделал.

Задание 7.

Цель. Выявить умение отсчитывать предметы из большего количества в соответствии с образцом.

Материал. 10 маленьких грибочков, 5 квадратов.

Содержание. Отсчитай столько грибов, сколько ты видишь квадратов.

Задание 8.

Цель. Выявить умение отсчитывать предметы из большего количества в соответствии с заданным числом.

Материал. 10 маленьких грибочков.

Содержание. Отсчитай 5 грибочков.

Задание 9.

Цель. Выявить умение понимать независимость числа от размера предметов.

Материал. 5 маленьких и 5 больших грибочков: справа расположены большие грибы, слева – маленькие.

Содержание. Одинаковое ли количество больших и маленьких грибов? Как это можно узнать? Зависит ли число от величины предметов?

Задание 10.

Цель. Выявить умение понимать независимость числа от расстояния между предметами.

Материал. Карточка с 3-мя полосками, 9 квадратов (в каждом ряду расположены по 3 на разном расстоянии друг от друга).

Содержание. Одинаковое ли количество квадратов в каждом ряду? Как это можно узнать? Зависит ли число от расстояния между предметами?

Задание 11.

Цель. Выявить умение понимать независимость числа от формы расположения предметов в пространстве.

Материал. Лист бумаги размером А-4. В верхнем правом углу 3 квадрата расположены в ряд, в нижнем левом – по кругу.

Содержание. Одинаковое ли количество квадратов внизу и вверху? Как это можно узнать? Зависит ли число от того, что квадраты расположены по-разному?

Раздел «Величина»

Задание 12.

Цель. Выявить умение сравнивать 2 палочки по толщине приёмами приложения и наложения, результаты сравнения определять словами «толще-тоньше».

Материал. 2 палочки разного цвета, разные по толщине (разница в размерах 2 см.)

Инструкция. Сравни палочки по толщине. Как ты это сделаешь? (А ещё как можно их сравнить?) Что можно сказать о толщине красной палочки? Что можно сказать о толщине синей палочки?

Задание 13.

Цель. Выявить умение сравнивать 2 палочки по толщине приёмами приложения и наложения, результаты сравнения определять словами «одинаковые по толщине».

Материал. 2 палочки разного цвета, одинаковые по толщине.

Инструкция. Сравни палочки по толщине. Как ты это сделаешь? (А ещё как можно их сравнить?) Что можно сказать о толщине красной и синей палочек?

Задание 14.

Цель. Выявить умение сравнивать 2 полоски по длине и ширине одновременно приёмами приложения и наложения, результаты сравнения определять словами «красная полоска шире и длиннее синей, синяя полоска уже и короче красной».

Материал. 2 полоски разного цвета, длины и ширины (разница в размерах 2 см).

Инструкция. Сравни полоски по длине и ширине. Как ты это сделаешь? (А ещё как можно их сравнить?) Что можно сказать о длине и ширине красной и синей полосок?

Задание 15.

Цель. Выявить умение сравнивать 5 предметов по длине, располагать их в возрастающем (убывающем) по длине порядке, отражать в речи порядок расположения предметов («Самая короткая, длиннее, ещё длиннее, ещё длиннее, самая длинная»)

Материал. 5 полосок разного цвета, разной длины (разница 2 см.).

Инструкция. Сравни эти полоски по длине и разложи их в порядке возрастания (убывания) длины. Расскажи о длине полосок, начиная снизу. А теперь расскажи о длине полосок, начиная сверху.

Задание 16.

Цель. Выявить умение сравнивать 5 предметов по ширины, располагать их в возрастающем (убывающем) по ширине порядке, отражать в речи порядок расположения предметов («Самая узкая, шире, ещё шире, ещё шире, самая широкая», «Самая широкая, уже, ещё уже, ещё уже, самая узкая»).

Материал. 5 полосок разного цвета, разной ширины (разница 2 см.).

Инструкция. Сравни эти полоски по ширине и разложи их в порядке возрастания (убывания) ширины. Расскажи о ширине полосок, начиная слева. А теперь расскажи о ширине полосок, начиная справа.

Задание 17.

Цель. Выявить умение сравнивать 5 предметов по высоте, располагать их в возрастающем (убывающем) по высоте порядке, отражать в речи порядок расположения предметов («Самая низкая, выше, ещё выше, ещё выше, самая высокая»)

Материал. 5 полосок разного цвета, разной высоты (разница 2 см.).

Инструкция. Сравни эти полоски по высоте и разложи их в порядке возрастания (убывания) высоты. Расскажи о высоте полосок, начиная слева. А теперь расскажи о высоте полосок, начиная справа.

Задание 18.

Цель. Выявить умение сравнивать 5 предметов по толщине, располагать их в возрастающем (убывающем) по толщине порядке, отражать в речи порядок расположения предметов («Самая тонкая, толще, ещё толще, ещё толще, самая толстая»)

Материал. 5 палочек разного цвета, разной толщины (разница 2 см.).

Инструкция. Сравни эти палочки по толщине и разложи их в порядке возрастания (убывания) толщины. Расскажи о толщине палочек, начиная слева. А теперь расскажи о толщине палочек, начиная справа.

Раздел «Форма»

Задание 19.

Цель. Выявить умение различать и называть шар, куб, прямоугольник.

Материал. Шар, куб, прямоугольник.

Инструкция. Назови фигуры, которые лежат на столе.

Задание 20.

Цель. Выявить умение выделять особые признаки шара, сравнивать его с кругом.

Материал. Шар, круг.

Инструкция. Возьми в руки шар. Расскажи, что ты знаешь о шаре. Чем отличается шар от круга?

Задание 21.

Цель. Выявить умение выделять особые признаки куба, сравнивать его с квадратом.

Материал. Куб, квадрат.

Инструкция. Возьми в руки куб. Расскажи, что ты знаешь о кубе. Чем отличается куб от квадрата?

Задание 22.

Цель. Выявить умение выделять особые признаки прямоугольника, сравнивать его с квадратом, с кругом, с треугольником.

Материал. Прямоугольник, квадрат, круг, треугольник.

Читайте также:  Крупный ребенок особенности развития

Инструкция. Возьми в руки прямоугольник. Расскажи, что ты знаешь о прямоугольнике. Чем отличается прямоугольник от квадрата? Чем отличается прямоугольник от круга? Чем отличается прямоугольник от треугольника?

Задание 23.

Цель. Выявить представление о том, что фигуры могут быть разных размеров.

Материал. Прямоугольники, квадраты, круги, треугольники, шары, кубы разных размеров, 6 листов размером А-4.

Инструкция. Перед тобой разные геометрические фигуры и домики для них. В каждом домике живут фигуры одной формы. Рассели их по домикам. Почему в одном доме оказались разные по величине фигуры?

Задание 24.

Цель. Выявить умение соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

Материал. 6 листов размером А-4 с нарисованными на них геометрическими фигурами (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник, шар, куб), карточки с изображением предметов разной формы.

Инструкция. Перед тобой домики для предметов разной формы. На каждом домике нарисована геометрическая фигура, на которую должна быть похожа форма того или другого предмета. Ты должен внимательно рассмотреть карточки, определить форму изображённого на ней предмета и поместить её в тот домик, на какую геометрическую фигуру похож изображённый предмет. Почему в этот домик поселил эти предметы?

Раздел «Ориентировка в пространстве»

Задание 25.

Цель. Выявить умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе: передо мной заяц, справа от меня медведь, слева – лиса, сзади – петушок.

Материал. Игрушки: заяц, лиса, петушок, медведь.

Инструкция. Встань ко мне лицом. В разных местах я поставлю игрушки. Ты должен сказать, кто где находится. А теперь повернись лицом к двери. И снова расскажи, сейчас кто где находится.

Задание 26.

Цель. Выявить умение определять пространственные отношения далеко-близко.

Материал. Игрушки: заяц, лиса, петушок, медведь.

Инструкция. Встань лицом к игрушкам. Пере тобой находятся игрушки. Назови, кто расположен далеко? Кто – близко?

Задание 27.

Цель. Выявить умение двигаться в заданном направлении.

Инструкция. Встань ко мне лицом. Я сейчас буду называть направление, а ты должен сделать несколько шагов в этом направлении: влево, назад, вперёд, вправо.

Раздел «Ориентировка во времени»

Задание 28.

Цель. Выявить представления о характерных особенностях частей суток.

Материал. 4 картинки, отражающие природные явления и деятельность детей в разные части суток.

Инструкция. Рассмотри внимательно каждую картину и скажи какая часть суток на ней изображена? Почему ты так решил?

Задание 29.

Цель. Выявить представления о последовательности частей суток.

Материал. 4 картинки, отражающие природные явления или деятельность детей в разные части суток.

Инструкция. Рассмотри внимательно каждую картину, определи, какая часть суток на ней изображена, и разложи их по порядку?

Задание 30.

Цель. Выявить представления о значении слов «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал. Мяч.

Инструкция. Мы с тобой поиграем. Я буду бросать тебе мяч и называть, что мы делали или будем делать, а ты должен поймать мяч, подумать, когда это было: вчера, сегодня или будет завтра, и бросая мяч мне обратно, назвать этот день. Мы лепили…, физкультурное занятие было…, будет праздник….

Источник

Показатели развития

(что оценивается)

Игры и упражнения

Содержание дидактического

задания

Критерий оценки

1.1Количество и счет

1.Различать, из каких частей  составлена группа предметов, назвать их характерные особенности цвет. Форма, величина.

Игра «Найди и раскрась»

Предложить детям раскрасить только квадраты.

-Сколько квадратов раскрасили?(3)

-Какого размера квадраты?

-Каким цветом разукрасили?

 ( Большой, поменьше, самый маленький)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

2.Уметь считать и отсчитывать, в пределах 5 знать итог счета.

Игра «Отгадай загадку»

 -Нарисуйте в прямоугольнике кружков столько, сколько птиц на картинке.

1 балл — ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

2 балла — ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется, сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не пони-мает инструкции). Может опреде лить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

3 балла — ребенок считает до 5, отвечает на вопрос

«Сколько всего?». Сравнивает  количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество

3.Уметь воспроизводить количество по образцу и числу

 Игра «Сосчитай и нарисуй»

Нарисуйте столько кружков в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем.

Нарисуйте столько мячей в нижнем прямоугольнике, сколько их в верхнем.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

4.Уметь устанавливать связь между числом и количеством

 Игра «Найди и раскрась»

 Раскрась столько квадратов ,сколько обозначает число.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

5.Умение устанавливать связи увеличения (уменьшения) количество меньше (больше)

Упражнение «Короткий и длинный»

Ребенку дается набор полосок одинаковый ширины, но разной длины.

-Разложи полоски от самой длинной до самой короткой.

Вопросы:

-Какая полоска длинная (короткая)?

-Какие из полосок длиннее зеленой?

-Какие из полосок короче красной?

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

6.Умение самостоятельно видеть и называть размеры и свойства предметов (длина, высота, ширина, толщина)

Игра «Широкая, узкая»

Закрасить широкую дорожку желтым карандашом, а узкую зеленым.

-Кто идет по широкой дорожке? (Зайка)

-По узкой?

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.2. Свойства

1.Умение группировать предметы по размеру (1 – 2 признаков)

Упражнение «Сравни дорожки»

Две дорожки разной длины и ширины, теннисный

шарик.

Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.

—        Покажи длинную дорожку (короткую).

—        Что можно сказать о ширине дорожек?

—        Покажи широкую дорожку (узкую).

—        Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.

1 балл — ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их,  друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше — ниже, длиннее — короче.

2 балла — ребенок сравнивает два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

3 балла — ребенок сравнивает  два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения

2.Уметь самостоятельно находить способ сравнения размера предметов (наложения, приложения)

Упражнение « Круги и квадраты»

1.Ребенку предлагается на верхнюю полоску с четной линейки выложить все круги, а на нижнюю- все квадраты.

Вопросы:

-Сколько ты выложил кругов, а сколько квадратов?

-Что можно сказать о количестве кругов и квадратов? (поровну)

— Убери один квадрат в коробку. Что теперь можно сказать о количестве кругов и квадратов?

2. Перед ребенком ставится коробка с фигурами.

-Как определить, каких фигур в коробке больше, а каких меньше? (Сосчитать)

-А еще как можно проверить? (Наложить друг на друга, или поставить парами)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.3 Геометрические фигуры

1.Знать и  называть  геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Геометрические тела: шар, куб, цилиндр.

 Игра «Найди  и раскрась».                                                                    

Читайте также:  Развитие ребенка 8 лет это

-Назовите геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник).

-Назовите объемные тела: шар, куб, цилиндр.

Раскрасьте шар красным карандашом, куб- синим, цилиндр- зеленым.

Что раскрасили красным цветом?

Синим? Зеленым?

1 балл — ребенок различает и правильно называет только круг. Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.

2 балла — ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет их характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

3 балла — ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими  фигурами.

2.Самостоятельно определять форму  предметов. Самостоятельно  использовать зрительный и осязательно – двигательный способы обследования для выделения признаков геометрических фигур

Игра «Найди и назови»

 На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. Игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».                                          

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

3. Уметь соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Игра «Найди и назови»

 Предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, цилиндр, прямоугольник и др.).

 Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, стакан — цилиндр, окно, дверь — прямоугольник и др.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.4 Ориентировка в пространстве

Игра «Куда пойдешь, что найдешь?» .

Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Например, впереди за ширмочкой прячет мишку, а сзади на полочке помещает матрешку и т. п. Объясняет задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки». Вызвав ребенка, он говорит: «Вперед пойдешь — мишку найдешь, назад пойдешь — матрешку найдешь. Куда же ты хочешь пойти и что там найдешь?» Ребенок должен выбрать направление, назвать его и идти в этом направлении. Найдя игрушку, он говорит, какую игрушку и где нашел. («Я пошел назад и на полочке нашел матрешку».)

 Примечание.   Вначале   ребенку   предлагают   выбирать направление только из 2 парных предложенных ему направлений (вперед — назад, налево -направо),  а  позднее — из 4.  Постепенно увеличивают  количество игрушек, расположенных с каждой стороны. Задание можно предлагать одновременно 2 детям.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1. Уметь самостоятельно определять расположение предметов по отношению к себе.

Игра «Поручение».

Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.

Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.

 Расставь игрушки следующим образом: матрешку — впереди (относительно себя), машинку — сзади, мяч — слева, пирамидку — справа

1 балл — ребенок не справляется  с заданиями даже при помощи взрослого.

2 балла — ребенок после дополнительных инструкций справляется с задания ми. Не знает левую и правую руки.

3 балла — ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

2. Умение ориентироваться на листе бумаги, на плоскости стола

Упражнение «Что где находится»

В правом прямоугольнике нарисуй:

-в середине – круг;

-в правом верхнем углу- овал;

-в левом нижнем углу –треугольник; Расскажи, как расположены в прямоугольнике фигуры.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

3. Уметь ориентироваться  в групповой комнате

Игра «Назови, что видишь».

 По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

4. Уметь выделять пространственные отношения (вверх – вниз, направо – налево, назад — вперёд)

Обозначать словами пространственные отношения

Упражнение «Влево, вправо»

Предложить детям раскрасить одежду лыжника, который едет вправо, синим карандашом, влево-красным.

В какую сторону едет лыжник в красной одежде? (Влево)

В синей одежде? (вправо)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

1.5 Ориентировка во времени

1.Различать и правильно называть контрастные и смежные части суток, их последовательность

Игра «Когда это бывает?».

Картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.

 Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.                                                                                    — Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п.

 Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.                                                                                    — Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т. п

1 балл — ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели.

Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра.

2 балла — ребенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели.

3 балла — ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели.

2.Понимать временные отношения в настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера, завтра.

  Упражнение «Ответь правильно»

Поговорите с детьми о том, что им предстоит делать сегодня? (гулять, обедать, спать)

-Чем они занимались вчера ?

( рисовали, играли, смотрели телевизор)

-Что собираются делать завтра? (Прийти в детский сад, пойти в бассейн, поехать в гости)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

3.Сформированность понятий быстро – медленно.

 Игра «Угадай,  кто быстрее»

.

Лев и черепаха поспорили, кто первым добежит до пальмы.

-Раскрасьте того, кто первым прибежит к пальме. (Лев)

-Кого раскрасили? (Льва)

-Почему? (Потому что черепаха ходит медленно, а лев бегает быстро)

1 балл-ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.

Источник