Прогноз развития ребенка с дизартрией
Дизартрия у детей – это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными дефектами, диспросодией. Возможны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства произвольной моторики и координации. Для установления центральных причин дизартрии выполняется церебральная МРТ, ЭФИ. Неврологическое обследование дополняется нейропсихологическим и логопедическим тестированием. В лечении применяется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.
Общие сведения
Дизартрия – распространенный паторечевой синдром в логопедии детского возраста. Ее стертая форма выявляется у 25-70% детей с перинатальной патологией ЦНС. В клинике детского церебрального паралича частота дизартрических расстройств составляет от 60 до 85%. По своему речевому статусу дети-дизартрики могут относиться к категории ФФН или ОНР 1-4 уровня. Степень расстройства речевой функции зависит от тяжести и локализации церебрального поражения, колеблется от стертой дизартрии до анартрии.
Дизартрия у детей
Причины
Патогенез
Перечисленные вредоносные воздействия вызывают поражение церебральных структур, регулирующих моторное звено речи: черепно-мозговых нервов (чаще IX – языкоглоточного, X – блуждающего, XII – подъязычного; реже VII – лицевого и V – тройничного), их ядер, коры или пирамидных путей. В зависимости от топики поражения развиваются различные расстройства мышечного тонуса речевой мускулатуры и двигательные нарушения, препятствующие нормальной артикуляции.
Так, при поражении корковых речевых центров ведущим звеном в структуре дефекта становится артикуляционная апраксия. На повреждение проводящих корково-ядерных путей указывают спастические и вялые параличи. При поражении стриопаллидарной системы развиваются гиперкинезы и мышечная дистония. Повреждение ствола мозга проявляется синкинезиями, мышечной ригидностью, оральными автоматизмами. Мозжечковые поражения сопровождаются атаксией и мышечной гипотонией.
Классификация
Дизартрию у детей классифицируют с учетом локализации поражения, тяжести протекания, симптомологии. Наиболее часто в неврологической практике используется топическая классификация, выделяющая следующие формы:
- Псевдобульбарная. Самый частый вариант дизартрии у детей. Возникает в результате поражения корково-ядерного (пирамидного) тракта. Может быть паретической и спастической.
- Бульбарная. Обусловлена поражением ганглиев черепных нервов, сосредоточенных в продолговатом мозге. Для детского возраста не характерна.
- Экстрапирамидная (подкорковая). Развивается при поражении подкорковых нервных узлов.
- Мозжечковая. Связана с повреждением мозжечка. В педиатрической практике наблюдается редко.
- Корковая. Возникает при очаговых изменениях моторных корковых областей. У детей признается не всеми исследователями. Некоторые отождествляют ее с моторной алалией, поскольку в структуре первичного дефекта также отмечается кинетическая либо кинестетическая апраксия.
По выраженности (тяжести) симптомов дизартрия может иметь следующие степени:
- анартрия – самая тяжелая форма, речь нечленораздельная или отсутствует;
- дизартрия средней степени – тяжелые и множественные дефекты звукопроизношения, речь малопонятна, голос назальный, тихий;
- стертая дизартрия (минимальные дизартрические расстройства) – легкая форма, артикуляционные движения недостаточно точные, из-за чего нарушается фонетика и слуховое восприятие.
Симптомы дизартрии у детей
Признаки нарушенного речевого онтогенеза выявляются еще в младенчестве. Крик новорожденных прерывистый, слабый. У грудничков отмечается вялое сосание, поперхивание молоком, частое срыгивание. Гуление и лепетные реакции запаздывают, характеризуются ограниченностью вокализаций. Все речевое развитие искажается и задерживается по срокам.
При дизартрическом синдроме нарушаются все операции внешнего высказывания: артикуляция и фонемообразование, голос и просодика, темпо-ритмическая организация.
При наиболее типичной для детей псевдобульбарной форме речь становится замедленной, напряженной. Движения языка и губ ограничены в виду парезов, сила воздушной струи недостаточна для внятной фонации. Характерными дефектами для детской дизартрии являются палатализация согласных (смягчение), межзубное или боковое произношение. Голос слабый, неинтонированный, осиплый, гнусавый. Речь в целом невнятная («будто каша во рту»).
Лицо ребенка амимично, асимметрично, рот часто приоткрыт. Движения губ, щек, языка ограничены. Отмечается гиперсаливация, дисфагия, трудности с откусыванием и пережевыванием жесткой пищи. Могут иметь место тремор и гиперкинезы в артикуляционной и лицевой мускулатуре, оральные синкинезии. Дополнительные трудности при артикуляции создают готическое небо, укорочение подъязычной связки, которые часто выявляются у детей с дизартрией.
Минимальный дизартрический синдром характеризует отсутствие грубых нарушений речевой моторики. Артикуляция нечеткая, смазанная. Частыми фонетическими дефектами служат сигматизм шипящих и свистящих, ротацизм, дефект озвончения. Возможно недоразвитие фонематических процессов (ФФН).
Осложнения
Дизартрия относится к тяжелым нарушениям речи, влияет на формирование всех языковых подсистем у детей. Ограниченность речевой практики приводит к задержке психического развития, снижению познавательной активности. В школьном возрасте дети обычно сталкиваются с проблемой специфических расстройств развития школьных навыков (дисграфией, дискалькулией, дислексией). Возможно формирование комплекса неполноценности, связанного с ограниченными физическими и речевыми возможностями, недоброжелательным отношением сверстников, необходимостью частых госпитализаций.
Диагностика
Из сопроводительной медицинской документации логопед-дефектолог получает необходимые сведения о сопутствующих диагнозах ребенка, его психоневрологическом статусе, результатах инструментальной диагностики (церебральной МРТ, ЭНМГ, ЭЭГ). В ходе беседы с родителями уточняет ранее психомоторное и речевое развитие пациента, динамику заболевания, актуальные жалобы. Логопедическая диагностика дизартрии включает:
- Оценку строения и функции артикуляционного аппарата. Обращается внимание на выраженность и симметричность носогубных складок, состояние тонуса лицевой мускулатуры, наличие слюнотечения, синкинезий. Выполняются статические и динамические функциональные пробы на дизартрию.
- Исследование дыхания и голоса. Определяется тип, ритм, объем дыхания, тембр и модулированность голоса. У детей с дизартрией дыхание поверхностное, неровное, голос – слабый, назальный, монотонный.
- Обследование лексико-грамматической подсистемы. Выясняется состояние сенсорной и моторной речи, объем лексического запаса. Исследуются навыки словоизменения, согласования, умение составлять фразу и связное высказывание.
- Обследование фонематических процессов: Проводятся тесты на акустическое различение фонем, сформированность фонематического синтеза, анализа, представлений. Исследуется слуховая дифференциация всех оппозиционных фонем (звонких-глухих, ротовых-носовых, свистящих-шипящих, заднеязычных-переднеязычных и т.д.).
- Обследование фонетической подсистемы языка. Начинается с проверки гласных и звуков раннего онтогенеза. Затем исследуется произношение всех остальных фонем, состояние звуко-слоговой структуры слов, просодики.
При диагностике дизартрии часто выявляются сопутствующая неврологическая симптоматика: гиперсаливация, синкинезии, рефлексы орального автоматизма, гиперкинезы, оральная апраксия. В логопедическом заключении указывается речевой статус (ОНР, ФФН) и клиническая форма дизартрического синдрома.
Лечение дизартрии у детей
Терапия и реабилитация
Медицинская терапия, физическая реабилитация и логопедическая работа неразрывно связаны между собой и должны проводиться параллельно. Наряду с логопедом, детей с дизартрией наблюдают детский невропатолог, врач ЛФК. В течение года пациенты должны проходить несколько курсов поддерживающего медикаментозного лечения с приемом ноотропов, нейропротекторов, сосудистых препаратов.
Обязательным является проведение немедикаментозных мероприятий: ЛФК, массажа, физиотерапии, гидрокинезиотерапии, рефлексотерапии. Хорошим реабилитационным потенциалом обладают новые технологии, появившиеся в последние годы: Бобат-терапия, Войта-терапия, метод Кастильо Моралес.
Логопедическая коррекция
Основными стратегическими задачами и содержанием работы с детьми, страдающими дизартрией, являются:
- Нормализация тонуса артикуляционной мускулатуры: дифференцированный логопедический массаж, пассивно-активная речевая гимнастика, логопедическое тейпирование.
- Развитие общей и тонкой моторики: логопедическая ритмика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, су-джок терапия.
- Развитие функции дыхания и силы голоса: дыхательные, фонопедические упражнения.
- Коррекция нарушенных речевых процессов: формирование лексического запаса, грамматического строя, развитие фонематических функций, звукопостановка.
Особенностью логопедической работы с ребенком-дизартриком является сложность выработки и закрепления артикуляционных укладов, их точной переключаемости, ввиду чего процесс автоматизации звуков может растягиваться на неопределенное время. Логопедические занятия при дизартрии у детей проводятся годами, нередко вплоть до средней и старшей школы.
Прогноз и профилактика
Дальнейшая социализация детей, имеющих дизартрические расстройства, напрямую зависит от причины и выраженности речевой и неврологический симптоматики, полноты лечебно-коррекционных мероприятий. Дети со стертой дизартрией хорошо компенсируются в процессе занятий, обычно не имеют проблем с коммуникацией и самореализацией. Дети-инвалиды, имеющие серьезные двигательные нарушения, когнитивное снижение, требуют постоянной помощи и ухода.
Профилактика дизартрии направлена на предупреждение факторов, вызывающих речевые нарушения: травм головы, нейроинфекций, церебральной гипоксии, токсических воздействий на мозг на всех этапах онтогенеза. Ранее обращение к логопеду позволяет избежать психологических травм, связанных с трудностями общения и обучения.
Источник
Проблемы развития детской речи часто волнуют родителей, побуждают обращаться к неврологам и логопедам. В пяти процентах случаев у малышей диагностируют дизартрию – нарушение произношения звуков. Ребенок знает много слов, нормально развивается, однако из-за невнятности речи («каши во рту») понять его даже близким людям довольно сложно. Проблемы касаются произношения не только отдельных звуков. Вся речь малыша невнятна, что требует коррекции.
Что такое дизартрия?
Дизартрия – это нарушение работы речевого аппарата вследствие поражения нервной системы. При патологии наблюдается недостаточная подвижность органов речи, что приводит к трудностям с произношением слов, обучением разговору и письму. У малыша нарушена артикуляция, сбивается ритм разговора. Когда он чем-то взволнован, его речь приобретает эмоциональный и бессмысленный характер. Близкие люди и специалисты в такой ситуации не всегда могут понять, что нужно малютке.
Формы дизартрии у детей
Дизартрия у детей – симптом ряда самостоятельных заболеваний. Ее может вызвать нарушение кровообращения в головном мозге, демиелинизирующие заболевания. Нередко патология связана с перинатальными факторами, особенностями вынашивания (гипоксия плода, токсикозы, тяжелые и преждевременные роды, асфиксия младенца). Осложнения со стороны ЦНС могут наблюдаться в дошкольном периоде вследствие перенесенных инфекций, гидроцефалии, тяжелой интоксикации, травмы головы.
Специалисты выделяют следующие степени патологии:
- Стертая форма. Выявить недуг может только опытный доктор, близкие люди считают, что с малышом все в порядке. Невнятное произношение (дитя при разговоре словно «стирает» слоги) они списывают на малый возраст и надеются, что все пройдет при взрослении.
- Речь малыша понятна. Речевые дефекты при этом заметны не только специалистам, но близким и посторонним.
- Речь крохи сбивчива, непонятна посторонним. Ребенка способны понять только люди из близкого окружения. При псевдобульбарной форме малыш говорит медленно.
- Тяжелая форма. Речь и артикуляция сбивчивы, ребенка не в состоянии понять даже родители.
Первая (стертая) форма дизартрии опасна тем, что родители не сразу бьют тревогу. Малыш пропускает слоги, при этом довольно отчетливо и старательно произносит слова. Причиной патологии считают очаговое поражение коры мозга, точный диагноз можно поставить не раньше, чем по достижении пяти лет. В 3 года синдром могут заподозрить и взять ребенка под контроль, однако окончательный диагноз в раннем возрастном периоде поставить сложно, поскольку речевой аппарат еще развивается.
При стертой форме становятся заметны неловкие движения ребенка, нарушения мелкой моторики, слабая мимика. Малышу трудно завязывать шнурки, собирать паззлы, застегивать одежду. При отсутствии помощи патология прогрессирует, появляются ее новые симптомы и признаками.
Прогноз и скорость лечения дизартрии зависят от формы недуга:
- стертая – нарушено произношение шипящих, свистящих звуков;
- мозжечковая – ребенок не может контролировать интонацию речи в связи с поражением мозжечкового отдела головного мозга;
- корковая – плохое произношение отдельных слогов вследствие изменений в коре мозга;
- псевдобульбарная – речь замедлена;
- бульбарная – патология мышечных волокон, которые принимают участие в артикуляции;
- экстрапирамидная – носовое произношение слов;
- холодовая – как разговаривает ребенок, связано с внешними факторами, в том числе температурой окружающей среды;
- паркинсоническая – замедленная речь, характерно для паркинсонизма.
Симптомы заболевания
Дизартрию можно заподозрить в грудничковом возрасте по таким признакам, как частые срыгивания, трудности с сосанием груди или бутылочки. Грудничок без причины поперхивается, что беспокоит маму. Взрослея, ребенок не спешит говорить первые слова, лишь в 2–3 года от него можно услышать какую-либо речь.
В старшем возрасте присоединяются такие симптомы:
- монотонность, сбивчивый темп речи;
- выраженное искажение звуков при произношении слов;
- плохая подвижность языка;
- нарушение речевого дыхания – вздохи укорочены, прерывисты, звуки могут произноситься «в нос»;
- напряжение мышц шеи, губ, языка, которое периодически чередуется с расслабленностью (дистония);
- избыточное слюноотделение при разговоре;
- высокий тембр голоса;
- отклонения в грамматическом строе речи.
Страдает и слух малышей, они с трудом воспринимают музыкальные произведения, не чувствуют ритм. Слова также воспринимаются по-своему, что приводит к затруднению дифференциации схожих звуков. К концу фразы голос ребенка становится слабым, ему тяжело говорить. При дизартрической патологии он путает даже гласные, говорит вместо «и» звук «е», звук «а» заменяет на «э». При наличии хотя бы одного из симптомов следует обратиться к доктору, пройти обследование и составить план коррекции.
Диагностика дизартрии: особенности обследования
Обследование ребенка проводится детским неврологом и логопедом. Специалисты оценивают речевые навыки, подвижность аппарата, который отвечает за произношение. При отсутствии серьезных повреждений нервной системы выявляются неуклюжесть, нарушение мелкой моторики, тремор конечностей, нескоординированность действий. Малыши могут испытывать трудности в общении со сверстниками, что приводит к замкнутости.
Для дифференциации недуга от иных патологий назначают инструментальные и лабораторные исследования. Среди них:
- проведение МРТ головного мозга;
- выполнение электромиографии;
- обследование с помощью электронейрографии и электроэнцефалографии;
- магнитная стимуляция транскринального типа.
Методы лечения
Поскольку псевдобульбарная дизартрия выступает нарушением расстройства нервной системы, вид и очередность корректирующих мероприятий определяется результатами обследования, состоянием и возрастом маленького пациента. Лечение патологии с 4–6 лет проводится комплексно. В зависимости от формы и стадии заболевания показаны:
- медикаментозная терапия под контролем психоневролога;
- занятия с логопедом;
- массаж и ЛФК;
- дыхательная гимнастика.
Малыша могут направить на групповые занятия или назначить ему индивидуальную коррекцию. В любом случае важна регулярность упражнений, постоянный контроль специалистов. Дополнительно ребенок может посещать сад, школу и кружки для ребят с логопедическими проблемами. Хорошего эффекта можно добиться с помощью иппотерапии и дельфинотерапии.
Логопедические
Коррекция речи – основная часть грамотного лечения при дизартрии. Она включает специальную гимнастику под руководством логопеда, которую можно повторять и на дому. Применяются упражнения для развития речи, компьютерные тренажеры, игровые методики. Лечение длительное, при этом малыш должен посещать сад, где развитию речи детей с особенностями уделяют повышенное внимание.
Используются такие логопедические методики:
- дыхательная и артикуляционная гимнастика;
- логопедический массаж;
- стимулирование коммуникации;
- работа над четкостью, выразительностью произношения.
Дыхательные упражнения проводят в хорошо проветриваемых помещениях, На начальном этапе один подход не может занимать более 30 секунд, иначе у малыша закружится голова. Впоследствии длительность одного подхода можно довести до 70 секунд.
Упражнение «Мишка на шаре»
Выполняют лежа на спине. Следует сложить руки малыша вдоль тела. Предлагается представить, что живот – это воздушный шарик, он то надувается, то сдувается. Ребенок поочередно делает дыхательные движения, для контроля правильности можно положить на животик игрушку, которая будет подниматься и опускаться при выполнении упражнения.
Упражнение «Ураган»
Необходимо налить в стакан воду, насыпать пластиковые шарики и закрыть крышкой, сквозь которую можно пропустить трубочку. Малыш дует в трубочку и с восторгом наблюдает за ураганом в стакане. Весной полезно дуть на одуванчики. С этой же целью можно сделать вертушку или бумажный цветок и бабочку. Малыш должен сдувать бабочку с цветка. Мальчикам понравится «забивать голы»: мяч и ворота делают из бумаги, ребенку нужно дуть на мячик, чтобы он попал куда нужно.
Миогимнастика
По согласованию с врачом в домашних условиях можно ежедневно делать гимнастику для мимических мышц. Для этого предусмотрены такие упражнения:
- щелкать зубами с открытым и закрытым ртом;
- надувать щеки;
- покусывать язык;
- облизывать губы;
- сосать леденец;
- втягивать щеки;
- удерживать зубами кусок ткани, когда родители пытаются аккуратно вытащить материал;
- проговаривать скороговорки, в которых есть звуки, плохо выговариваемые ребенком;
- решать задачи на логику.
Медикаментозные
Препаратов, способных вылечить недуг, не существует. Лекарственные средства, которые назначает психоневролог, снимают симптоматику, расслабляют, облегчают общее состояние ребенка. При дизартрии детей будут лечить такими препаратами:
- спазмолитики – Пантогам и другие;
- препараты магния для нормализации работы нервной системы – Магне В6;
- седативные – Персен, Ново-Пассит;
- сосудистые – Циннаризин, Глиатилин и другие;
- ноотропные препараты – Пикамилон, Энцефабол (рекомендуем прочитать: как давать препарат «Энцефабол» детям и какая дозировка?).
Длительность и схема приема лекарств подбирается индивидуально. Важно придерживаться инструкций и не заниматься самолечением.
Физиотерапевтические
Физиопроцедуры при лечении дизартрии подбирают отдельно или сочетают для большего эффекта. Малышам при дизартрии с 5 лет могут быть назначены следующие процедуры.
Электрофорез
Эффективность обусловлена одновременным воздействием на организм лекарственных веществ и постоянного тока. Через кожу вводятся частицы препаратов, которые проявляют полную эффективность под действием электрического поля. Процедуры могут сочетать с дарсонвализацией шейной зоны, точечным массажем, лечебными ваннами. Курс электрофореза составляет 10–15 процедур, каждая из которых длится по 20 минут.
Синусоидальные модулированные токи
Процедуры проводят перед занятиями с логопедом. Они снимают спазм артикуляционных мышц, благотворно воздействуют на четкость произношения, силу голоса. Курс включает 10–20 процедур по 6–10 минут.
Дарсонвализация
Это местное воздействие импульсным переменным током или лечение всего организма слабым импульсным полем высокой частоты. Процедура обладает пролонгированным эффектом, который сохраняется в течение 2-х месяцев. Она улучшает питание тканей, снимает спазмы. Курс составляет 10–20 процедур длительностью 5–8 минут.
Локальная гипотермия искусственного происхождения
Заключается в переменном контрастном воздействии горячих и холодных температур, что помогает снять спазмы мышц речевого аппарата. Дополнительно снижается избыточное слюнотечение, уменьшается скрытый период переключения с одной артикуляционной позиции на другую. Сеансы проводятся перед занятиями с логопедом, курс составляет 20 занятий по 5 минут.
Прогноз лечения заболевания
Возможно ли полное излечение от недуга? С таким вопросом родители часто обращаются к лечащим специалистам. Точный прогноз не может дать никто. Однако известно, что чем раньше родители обратятся к доктору с этой проблемой, тем более эффективным будет лечение.
Вероятность полного избавления возможна только при стертой дизартрии. Она диагностируется у детей-дошкольников и корректируется по мере их роста и взросления. При тяжелых формах шансы на полное исцеление намного меньше, однако можно добиться хороших успехов и помочь малышу в развитии речи.
Ребятам, которые страдают дизартрией, очень важно внимательное и терпеливое отношение со стороны близких людей. Недуг влияет на социализацию и самооценку, поэтому следует привить детям уверенность в своих силах, научить правильно дышать, по возможности обратиться за психологической помощью. Доказано, что при регулярных занятиях, поддержке со стороны близких и нормальном психофизическом развитии дизартрия не будет создавать проблем во время взросления.
Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »
Источник