Развитие ребенка дошкольного возраста в неполной семье

Институт Специальной Педагогики и Психологии им. Рауля Валленберга

Реферат

по Риторике

на тему: «Психологические особенности детей дошкольного возраста воспитываемых в неполной семье»

подготовленный :

студенткой

заочного отделения  

493/с группы

факультета :  

Специальной педагогики  и психологии

Хадорченко А. Н.

Санкт-Петербург

2010 г.

План:

I. Общие сведения о неполной семье

1. Что такое неполная семья?

2. Статистика неполных семей за последние 20 лет

II. Особенности воспитания в неполной семье

III. Потребности ребенка для здорового психического развития

1. Четыре круга потребностей ребенка

а) Первый круг: взаимное общение между

 ребенком и родителем.

б) Второй круг: потребность социального учения.

в) Третий круг: эмоциональные потребности

г) Четвертый круг: включение ребенка в

общественную жизнь

2. Психологические особенности детей

дошкольного возраста воспитываемых в неполной семье

а) Дефицит мужского внимания.

б) Половая идентификация.

в) Чрезмерная опека матери в неполной семье.

I. Общие сведения о неполной семье.

1. Что такое неполная семья?

При рассмотрении процесса воспитания детей необходимо изучение стилей родительского отношения в неполных семьях. Какие же семьи можно отнести к этой категории?

 Неполная семья – это когда в семье есть лишь один родитель с одним или несколькими детьми. Причинами этого может быть смерть одного из супругов, или развод, который происходит в связи со злоупотреблением спиртными напитками, бытовой неустроенностью супругов, супружеской неверностью, с проблемами распределения домашних обязанностей, с психологической несовместимостью. Но нередко неполная семья образуется и в результате внебрачного рождения ребёнка, расторжения брака, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

2. Статистика неполных семей за последние 20 лет

Воспитывать детей тяжело. Даже если в воспитательном процессе участвуют оба родителя, а также подключаются бабушки, тетушки и приходящие няни. Если ребенка воспитывает один родитель — на него падает двойная нагрузка. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Так, если:

 В 1993 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%,

То в 1997 году она превысила 25%.

В 21 веке каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.

II. Особенности воспитания в неполной семье

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.

Распад семьи наносит ребенку травму. Это неизбежно, как бы ни старались родители смягчить удар. А иногда они и не пытаются его смягчить — в своих душевных метаниях мама и папа забывают о ребенке, и вот он уже покинут не одним, а обоими родителями… И как раз в тот момент, когда он особенно остро нуждается в их любви и поддержке.

Часто после разрыва мамы пытаются взять на себя героическую миссию — стать для своего ребенка и матерью, и отцом. Скажем сразу — миссия невыполнима. В полной семье мама и папа занимают каждый свою нишу, и на стыке их воспитательных позиций, как правило, и находится та золотая середина, которая помогает правильно воспитывать ребенка. Одинокая мама бросается в крайности. Она хочет заменить сыну отца — и становится строгой, требовательной, жесткой. В результате мальчик лишается не только отца, но и матери — ее любви, теплоты, ласки. А ведь в раннем возрасте именно эти материнские качества становятся для ребенка залогом уверенности в себе, доверия к окружающим, общего положительного самоощущения.

«Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье — это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Важное значение имеет личность того человека, который остался с ребенком один на один. Качества самого воспитателя сыграют в формировании ребенка гораздо большую роль, чем факт неполной семьи.»

Не стоит забывать, что ребенок — не пассивный участник воспитательного процесса. Он тоже формирует свою личность своим темпераментом. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по любым критериям полной.

III. Потребности ребенка для здорового психического развития

1. Четыре круга потребностей ребенка

У ребенка есть 4 круга потребностей. Он должен пройти все эти круги, чтобы на выходе получить здоровое развитие и хорошие отношения со сверстниками. В полной семье этот результат достигается, как правило, естественным путем. В неполной семье необходимо приложить ряд усилий.

а) Первый круг: взаимное общение между ребенком и родителем.

Мать может легко удовлетворить эту потребность. Но женщины часто бросаются в крайности. Либо она слишком перегружена работой и личными проблемами — и малыш оказывается заброшенным. Либо она пугается того, что мало заботится о ребенке — и начинает душить его своей любовью. Но избыток заботы так же вреден, как и недостаток: он может привести к равнодушию или активному сопротивлению.

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка автор книги глен доман

б) Второй круг: потребность социального учения.

И на этом круге нельзя сказать, что одинокая мать в невыгодном положении. Она учит малыша с первых дней его жизни так же естественно, как и любая другая мать. И у нее даже есть преимущество — никто не спорит с ней о взглядах на воспитание. Но это преимущество имеет и обратную сторону. Истина, как известно, рождается в споре. А если никто не спорит, значит, ошибки останутся неисправленными. Легкое привитие различных навыков ребенку еще не говорит о том, что они сформированы хорошо и полезно. Ребенок должен уметь целеустремленно направлять свои желания, интересоваться всем, что происходит вокруг него, должен уметь ориентироваться в новых, непривычных для него условиях.

в) Третий круг: эмоциональные потребности

И здесь мать-одиночка не столкнется с непреодолимыми проблемами. Как правило, дети в неполных семьях очень хорошо эмоционально развиваются — если матери готовы находчиво отвечать на их вопросы, комментировать их поступки, проявлять интерес к их «открытиям». Для этого нет необходимости долго и много заниматься с ребенком, надо только создавать ему условия, при которых он сам бы «открывал мир». Ребенка надо поддерживать советом, оказывать ему помощь в любой момент, когда он в этом нуждается.

г) Четвертый круг: включение ребенка в общественную жизнь

Да, здесь дети из неполных семей оказываются в менее выгодном положении. Ребенку знакома практически одна социальная роль — его матери. В связи с этим психологи З. Матейчек, В. Сатир, А.И. Захаров определяют самый острый вопрос неполной семьи — как сформировать для ребенка здоровую половую идентификацию? Модели для такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости, а если есть, то какого качества?

Для выполнения этой задачи в обществе существуют половые роли. Это социальные нормы, которые определяют, чем должны и не должны заниматься представители каждого пола. Это формирование должно начинаться с дошкольного возраста. Иначе неизбежны отклонения в развитии, которые позже помешают нормально выполнять семейную и общественную функции. Такие проблемы всегда приводят к снижению самооценки и общему психологическому дискомфорту.

2. Психологические особенности детей дошкольного возраста воспитываемых в неполной семье

Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.
Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

а) Дефицит мужского внимания.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

  1. нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);
  2. недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
  3. затруднений обучения навыкам общения с представителями противоположного пола;
  4. формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Математические способности — едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта.

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

б) Половая идентификация.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.

Читайте также:  Аномальное развитие почек у ребенка

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Под влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

в) Чрезмерная опека матери в неполной семье.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

Источник

Согласно демографическим данным, в дошкольном возрасте 1 ребенок из 10 растет в неполной семье, а в старшем возрасте статистика намного печальнее: здесь каждый седьмой воспитывается только одним из родителей. На сегодняшний день неполные семьи все так же представлены, в основном, «материнской» моделью семьи. Однако число семей, где дети живут только с отцами, тоже растет.

✅ Как неполная семья влияет на эмоциональное состояние ребенка?

✅ Каковы причины скрытых и явных воспитательных рисков такой семьи, и как с этими причинами бороться? Ответы можно найти в этой статье.

Воспитание ребенка в неполной семье

Каждая неполная семья имеет свою историю. Она может быть связана со смертью одного из родителей, разводом или же рождением малыша вне брака. Когда семья стала неполной из-за смерти родителя, это, конечно, печально, однако воспитательная база в этом случае лучше, нежели в остальных вариантах. Особенно, если связь со всеми родственниками сохраняется, и они уважают и помогают оставшемуся родителю. Это обеспечивает ребенку эмоциональную помощь и восполняет недостаток общения.

Читайте также:  Как пуповина влияет на развитие ребенка

Несколько детей

Если в такой семье есть несколько детей, то это также частично позволяет возместить ее неполноту. При правильном поведении взрослых старший ребенок становится для младших главным и стимулирует их в социальном отношении. Наличие старшего в роли защитника помогает ему почувствовать себя более уверенным. Общеизвестно, что дети в неполных семьях растут гораздо дружнее и эмоционально зависимы друг от друга. Бесценна также помощь дедушек и бабушек.

Мать

Матери, которые вынуждены растить своих детей без отцов, чаще замужних полагают, что воспитывать детей очень трудно. Одинокие мамы часто опасаются: «как бы ребенок не вырос балованным», «вдруг в нем даст о себе знать ужасная наследственность»… Это приводит к тому, что мамы начинают ограничивать свою нежность и пытаются быть для своих детей, особенно мальчиков, «строгими отцами». Такая роль не ведет к счастливому финалу. У детей восприятие авторитарности отца и матери различно.

Отец

Отцовскую критику ребенок считает просто критикой, а материнскую он воспринимает как отказ в самом важном ― любви. Обычно ребенок, чтобы почувствовать себя любимым и важным, начинает искать всевозможные способы, включая капризы и непослушание. А может уступить и вырасти инфантильным человеком, считая, что женское доминирование ― это нормально. Такие установки могут в будущем создать проблемы в отношениях с другим полом, а также нарушить эмоциональный контакт с людьми.

В противовес строгого воспитания матери нередко возникает ситуация, когда все слишком жалеют ребенка и начинают многое ему позволять. Такое отношение способствует развитию в ребенке эгоистичности. Он не имеет возможности получить внутреннюю уверенность в себе и не знает, в чем заключается настоящая роль взрослых в его жизни.

Полная семья

Полная семья дает детям представление не только о роли родителей, но и о взаимодействии мужчины и женщины в супружеском союзе. Такой опыт ребенок не может получить в неполной семье, поэтому нередко роли распределяются неправильно. Неполная семья часто стимулирует ребенка «заменить кого-либо в семье», «общаться в семейном союзе», «хранить семейные тайны» и т. д. Все это сильно влияет на психологическое состояние ребенка и оказывает негативное воздействие на его полоролевую социализацию.

Новый образ жизни

Приспособление к новому образу жизни в качестве одинокого родителя, образование других форм семейного уклада ― трудная задача с психологической точки зрения. Разведенные родители вынуждены пройти этот сложный экзамен. Кроме того, такая ситуация приводит к более раннему взрослению ребенка. Жизнь после развода родителей ребенок воспринимает как кардинальное изменение всех отношений, ему трудно встать на чью-либо сторону. Тяжелее всего бывает детям-дошкольникам. При этом не последнюю роль играют их психологические особенности: в этом возрасте дети, как правило, тяжело привыкают к новому. Попробуйте завязать своему ребенку шарф по-другому, и вы увидите, что он будет нервничать, пока вы не завяжете его правильно. А что же будет при глобальных изменениях в его жизни?

Неполная семья

Неполная семья, особенно если она образовалась после развода, способствует развитию отношений между ребенком и оставшимся родителем по принципу самопожертвования. В этом случае семья связана не только заботой и любовью, но и грустью, переживаниями, болью. Такая модель рождает в ребенке неуверенность, беспокойство, тревогу, плохое настроение. Если родитель полностью погружается в свои собственные проблемы, то он как бы эмоционально «бросает» своего малыша, и последний начинает считать себя покинутым не только отцом, но и частично матерью.

В последнее время отцы более активно занимаются воспитанием своих детей, начиная буквально с самого рождения. Поэтому после развода дети очень остро ощущают отсутствие папы. Без него ребенок не видит авторитета, порядка и дисциплины, и формирование самоуважения, самодисциплины, эмоциональной сдержанности происходит намного сложнее. Также затруднена идентификация полов. Очень важно, как мама относится к своему бывшему мужу. Некоторые мамы никогда даже не говорят о нем и притворяются, что отца в их жизни не было. А некоторые стараются всячески очернить отца в глазах детей. Но такое поведение влияет на самооценку ребенка: довольно трудно относиться в себе хорошо, если ты имеешь непосредственное отношение к такому плохому человеку. И только очень мудрые мамы воспитывают ребенка с мыслью, что его отец ― нормальный человек, у которого есть и плюсы, и минусы.

По мнению известного специалиста Вирджинии Сатир, основоположницы семейных консультаций, матери проще всего убедить ребенка в том, что его отец плохой. Однако это приводит к тому, что у мальчика появляются всевозможные комплексы, а девочке трудно поверить, что мужчина может ее привлечь.

Какие советы можно дать родителям, которые воспитывают детей в неполной семье?

  1. Разговаривайте с ребенком и выслушивайте его! Необходимо налаживать с ним контакт и привлекать его психологической близостью, выслушивая рассказы о школе, друзьях.
  2. Как можно чаще хвалите, а не ругайте его! Спокойная и стабильная семейная обстановка поможет ребенку начать доверять миру и повысит его самооценку.
  3. Уважайте право ребенка на его воспоминания.
  4. Не стоит перекладывать на детей функции отсутствующего родителя.
  5. Способствуйте обучению ребенка поведению, которое соответствует его полу.
  6. Не ограничивайте социальные контакты семьи. Ребенку нужно общаться и находить взаимопонимание с мужчинами.
  7. Попытайтесь образовать новый брак и начать другую жизнь в полной семье.

Больше полезных статей на канале Яндекс.Дзен

Источник