Развитие ребенка дошкольного возраста в неполной семье
Институт Специальной Педагогики и Психологии им. Рауля Валленберга
Реферат
по Риторике
на тему: «Психологические особенности детей дошкольного возраста воспитываемых в неполной семье»
подготовленный :
студенткой
заочного отделения
493/с группы
факультета :
Специальной педагогики и психологии
Хадорченко А. Н.
Санкт-Петербург
2010 г.
План:
I. Общие сведения о неполной семье
1. Что такое неполная семья?
2. Статистика неполных семей за последние 20 лет
II. Особенности воспитания в неполной семье
III. Потребности ребенка для здорового психического развития
1. Четыре круга потребностей ребенка
а) Первый круг: взаимное общение между
ребенком и родителем.
б) Второй круг: потребность социального учения.
в) Третий круг: эмоциональные потребности
г) Четвертый круг: включение ребенка в
общественную жизнь
2. Психологические особенности детей
дошкольного возраста воспитываемых в неполной семье
а) Дефицит мужского внимания.
б) Половая идентификация.
в) Чрезмерная опека матери в неполной семье.
I. Общие сведения о неполной семье.
1. Что такое неполная семья?
При рассмотрении процесса воспитания детей необходимо изучение стилей родительского отношения в неполных семьях. Какие же семьи можно отнести к этой категории?
Неполная семья – это когда в семье есть лишь один родитель с одним или несколькими детьми. Причинами этого может быть смерть одного из супругов, или развод, который происходит в связи со злоупотреблением спиртными напитками, бытовой неустроенностью супругов, супружеской неверностью, с проблемами распределения домашних обязанностей, с психологической несовместимостью. Но нередко неполная семья образуется и в результате внебрачного рождения ребёнка, расторжения брака, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.
2. Статистика неполных семей за последние 20 лет
Воспитывать детей тяжело. Даже если в воспитательном процессе участвуют оба родителя, а также подключаются бабушки, тетушки и приходящие няни. Если ребенка воспитывает один родитель — на него падает двойная нагрузка. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Так, если:
В 1993 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%,
То в 1997 году она превысила 25%.
В 21 веке каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.
II. Особенности воспитания в неполной семье
Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.
Распад семьи наносит ребенку травму. Это неизбежно, как бы ни старались родители смягчить удар. А иногда они и не пытаются его смягчить — в своих душевных метаниях мама и папа забывают о ребенке, и вот он уже покинут не одним, а обоими родителями… И как раз в тот момент, когда он особенно остро нуждается в их любви и поддержке.
Часто после разрыва мамы пытаются взять на себя героическую миссию — стать для своего ребенка и матерью, и отцом. Скажем сразу — миссия невыполнима. В полной семье мама и папа занимают каждый свою нишу, и на стыке их воспитательных позиций, как правило, и находится та золотая середина, которая помогает правильно воспитывать ребенка. Одинокая мама бросается в крайности. Она хочет заменить сыну отца — и становится строгой, требовательной, жесткой. В результате мальчик лишается не только отца, но и матери — ее любви, теплоты, ласки. А ведь в раннем возрасте именно эти материнские качества становятся для ребенка залогом уверенности в себе, доверия к окружающим, общего положительного самоощущения.
«Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье — это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Важное значение имеет личность того человека, который остался с ребенком один на один. Качества самого воспитателя сыграют в формировании ребенка гораздо большую роль, чем факт неполной семьи.»
Не стоит забывать, что ребенок — не пассивный участник воспитательного процесса. Он тоже формирует свою личность своим темпераментом. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по любым критериям полной.
III. Потребности ребенка для здорового психического развития
1. Четыре круга потребностей ребенка
У ребенка есть 4 круга потребностей. Он должен пройти все эти круги, чтобы на выходе получить здоровое развитие и хорошие отношения со сверстниками. В полной семье этот результат достигается, как правило, естественным путем. В неполной семье необходимо приложить ряд усилий.
а) Первый круг: взаимное общение между ребенком и родителем.
Мать может легко удовлетворить эту потребность. Но женщины часто бросаются в крайности. Либо она слишком перегружена работой и личными проблемами — и малыш оказывается заброшенным. Либо она пугается того, что мало заботится о ребенке — и начинает душить его своей любовью. Но избыток заботы так же вреден, как и недостаток: он может привести к равнодушию или активному сопротивлению.
б) Второй круг: потребность социального учения.
И на этом круге нельзя сказать, что одинокая мать в невыгодном положении. Она учит малыша с первых дней его жизни так же естественно, как и любая другая мать. И у нее даже есть преимущество — никто не спорит с ней о взглядах на воспитание. Но это преимущество имеет и обратную сторону. Истина, как известно, рождается в споре. А если никто не спорит, значит, ошибки останутся неисправленными. Легкое привитие различных навыков ребенку еще не говорит о том, что они сформированы хорошо и полезно. Ребенок должен уметь целеустремленно направлять свои желания, интересоваться всем, что происходит вокруг него, должен уметь ориентироваться в новых, непривычных для него условиях.
в) Третий круг: эмоциональные потребности
И здесь мать-одиночка не столкнется с непреодолимыми проблемами. Как правило, дети в неполных семьях очень хорошо эмоционально развиваются — если матери готовы находчиво отвечать на их вопросы, комментировать их поступки, проявлять интерес к их «открытиям». Для этого нет необходимости долго и много заниматься с ребенком, надо только создавать ему условия, при которых он сам бы «открывал мир». Ребенка надо поддерживать советом, оказывать ему помощь в любой момент, когда он в этом нуждается.
г) Четвертый круг: включение ребенка в общественную жизнь
Да, здесь дети из неполных семей оказываются в менее выгодном положении. Ребенку знакома практически одна социальная роль — его матери. В связи с этим психологи З. Матейчек, В. Сатир, А.И. Захаров определяют самый острый вопрос неполной семьи — как сформировать для ребенка здоровую половую идентификацию? Модели для такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости, а если есть, то какого качества?
Для выполнения этой задачи в обществе существуют половые роли. Это социальные нормы, которые определяют, чем должны и не должны заниматься представители каждого пола. Это формирование должно начинаться с дошкольного возраста. Иначе неизбежны отклонения в развитии, которые позже помешают нормально выполнять семейную и общественную функции. Такие проблемы всегда приводят к снижению самооценки и общему психологическому дискомфорту.
2. Психологические особенности детей дошкольного возраста воспитываемых в неполной семье
Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.
В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.
Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.
а) Дефицит мужского внимания.
Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:
- нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);
- недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
- затруднений обучения навыкам общения с представителями противоположного пола;
- формирования избыточной, патологической привязанности к матери.
Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.
Математические способности — едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта.
Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.
б) Половая идентификация.
Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.
Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.
Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Под влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.
У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.
В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.
Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.
Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.
Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.
Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.
в) Чрезмерная опека матери в неполной семье.
Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.
В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.
Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.
Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.
Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.
Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.
Источник
Согласно демографическим данным, в дошкольном возрасте 1 ребенок из 10 растет в неполной семье, а в старшем возрасте статистика намного печальнее: здесь каждый седьмой воспитывается только одним из родителей. На сегодняшний день неполные семьи все так же представлены, в основном, «материнской» моделью семьи. Однако число семей, где дети живут только с отцами, тоже растет.
✅ Как неполная семья влияет на эмоциональное состояние ребенка?
✅ Каковы причины скрытых и явных воспитательных рисков такой семьи, и как с этими причинами бороться? Ответы можно найти в этой статье.
Воспитание ребенка в неполной семье
Каждая неполная семья имеет свою историю. Она может быть связана со смертью одного из родителей, разводом или же рождением малыша вне брака. Когда семья стала неполной из-за смерти родителя, это, конечно, печально, однако воспитательная база в этом случае лучше, нежели в остальных вариантах. Особенно, если связь со всеми родственниками сохраняется, и они уважают и помогают оставшемуся родителю. Это обеспечивает ребенку эмоциональную помощь и восполняет недостаток общения.
Несколько детей
Если в такой семье есть несколько детей, то это также частично позволяет возместить ее неполноту. При правильном поведении взрослых старший ребенок становится для младших главным и стимулирует их в социальном отношении. Наличие старшего в роли защитника помогает ему почувствовать себя более уверенным. Общеизвестно, что дети в неполных семьях растут гораздо дружнее и эмоционально зависимы друг от друга. Бесценна также помощь дедушек и бабушек.
Мать
Матери, которые вынуждены растить своих детей без отцов, чаще замужних полагают, что воспитывать детей очень трудно. Одинокие мамы часто опасаются: «как бы ребенок не вырос балованным», «вдруг в нем даст о себе знать ужасная наследственность»… Это приводит к тому, что мамы начинают ограничивать свою нежность и пытаются быть для своих детей, особенно мальчиков, «строгими отцами». Такая роль не ведет к счастливому финалу. У детей восприятие авторитарности отца и матери различно.
Отец
Отцовскую критику ребенок считает просто критикой, а материнскую он воспринимает как отказ в самом важном ― любви. Обычно ребенок, чтобы почувствовать себя любимым и важным, начинает искать всевозможные способы, включая капризы и непослушание. А может уступить и вырасти инфантильным человеком, считая, что женское доминирование ― это нормально. Такие установки могут в будущем создать проблемы в отношениях с другим полом, а также нарушить эмоциональный контакт с людьми.
В противовес строгого воспитания матери нередко возникает ситуация, когда все слишком жалеют ребенка и начинают многое ему позволять. Такое отношение способствует развитию в ребенке эгоистичности. Он не имеет возможности получить внутреннюю уверенность в себе и не знает, в чем заключается настоящая роль взрослых в его жизни.
Полная семья
Полная семья дает детям представление не только о роли родителей, но и о взаимодействии мужчины и женщины в супружеском союзе. Такой опыт ребенок не может получить в неполной семье, поэтому нередко роли распределяются неправильно. Неполная семья часто стимулирует ребенка «заменить кого-либо в семье», «общаться в семейном союзе», «хранить семейные тайны» и т. д. Все это сильно влияет на психологическое состояние ребенка и оказывает негативное воздействие на его полоролевую социализацию.
Новый образ жизни
Приспособление к новому образу жизни в качестве одинокого родителя, образование других форм семейного уклада ― трудная задача с психологической точки зрения. Разведенные родители вынуждены пройти этот сложный экзамен. Кроме того, такая ситуация приводит к более раннему взрослению ребенка. Жизнь после развода родителей ребенок воспринимает как кардинальное изменение всех отношений, ему трудно встать на чью-либо сторону. Тяжелее всего бывает детям-дошкольникам. При этом не последнюю роль играют их психологические особенности: в этом возрасте дети, как правило, тяжело привыкают к новому. Попробуйте завязать своему ребенку шарф по-другому, и вы увидите, что он будет нервничать, пока вы не завяжете его правильно. А что же будет при глобальных изменениях в его жизни?
Неполная семья
Неполная семья, особенно если она образовалась после развода, способствует развитию отношений между ребенком и оставшимся родителем по принципу самопожертвования. В этом случае семья связана не только заботой и любовью, но и грустью, переживаниями, болью. Такая модель рождает в ребенке неуверенность, беспокойство, тревогу, плохое настроение. Если родитель полностью погружается в свои собственные проблемы, то он как бы эмоционально «бросает» своего малыша, и последний начинает считать себя покинутым не только отцом, но и частично матерью.
В последнее время отцы более активно занимаются воспитанием своих детей, начиная буквально с самого рождения. Поэтому после развода дети очень остро ощущают отсутствие папы. Без него ребенок не видит авторитета, порядка и дисциплины, и формирование самоуважения, самодисциплины, эмоциональной сдержанности происходит намного сложнее. Также затруднена идентификация полов. Очень важно, как мама относится к своему бывшему мужу. Некоторые мамы никогда даже не говорят о нем и притворяются, что отца в их жизни не было. А некоторые стараются всячески очернить отца в глазах детей. Но такое поведение влияет на самооценку ребенка: довольно трудно относиться в себе хорошо, если ты имеешь непосредственное отношение к такому плохому человеку. И только очень мудрые мамы воспитывают ребенка с мыслью, что его отец ― нормальный человек, у которого есть и плюсы, и минусы.
По мнению известного специалиста Вирджинии Сатир, основоположницы семейных консультаций, матери проще всего убедить ребенка в том, что его отец плохой. Однако это приводит к тому, что у мальчика появляются всевозможные комплексы, а девочке трудно поверить, что мужчина может ее привлечь.
Какие советы можно дать родителям, которые воспитывают детей в неполной семье?
- Разговаривайте с ребенком и выслушивайте его! Необходимо налаживать с ним контакт и привлекать его психологической близостью, выслушивая рассказы о школе, друзьях.
- Как можно чаще хвалите, а не ругайте его! Спокойная и стабильная семейная обстановка поможет ребенку начать доверять миру и повысит его самооценку.
- Уважайте право ребенка на его воспоминания.
- Не стоит перекладывать на детей функции отсутствующего родителя.
- Способствуйте обучению ребенка поведению, которое соответствует его полу.
- Не ограничивайте социальные контакты семьи. Ребенку нужно общаться и находить взаимопонимание с мужчинами.
- Попытайтесь образовать новый брак и начать другую жизнь в полной семье.
Больше полезных статей на канале Яндекс.Дзен
Источник