Профилактика отклонений в развитии ребенка

Профилактика отклонений в развитии ребенка thumbnail

Работа с родителями

Тема : «Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов

Цель и задачи:  Дать родителям знания о профилактике   отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов, которые являются условием укрепления психического здоровья, обеспечения гармонического формирования личности ребенка ; выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их, провести мастер-класс с  играми по данной теме. 

Форма проведения – мастер –класс

 Тезисы к родительскому собранию на тему «Исправление отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов»

Слайд №2.    Здравствуйте, уважаемые родители!  Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас вызывает выражение «Проблемные дети». (Ответы родителей) — Я  хочу затронуть сегодня тему, которая не безразлична всем.  «Есть дети с острым умом и любознательные, но ди­кие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только вос­питать их  надлежащим образом» Ян Амос Коменский.  Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов является условием укрепления психического здоровья, обеспечения гармонического формирования личности ребенка.    

Слайд №3   Задачи: снижение уровня эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение  личностных реакций, обусловленных эмоциональными расстройствами, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. В течение последних лет педагоги, медицинские работники, психологи выражают озабоченность состоянием физического и психического здоровья дошкольников. Они утверждают, что значительно увеличилось количество детей с отклонениями в поведении.

— Какие они дети с отклонениями в развитии личности?  Посмотрите, пожалуйста,  на экран

Слайд№ 4, 5, 6  Основными группами  детей  с эмоциональными  нарушениями являются:   

1.  Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в рамках межличностных отношений :  повышенная возбудимость, аффективные вспышки в процессе общения  особенно со сверстниками;  

2. Дети отличаются выраженными  внутриличностными  конфликтами:  повышенная заторможенность, слабо выраженная общительность, необоснованные страхи,  глубокое переживание обиды.

3.Для детей характерны выраженные внутриличностные и межличностные конфликты:  агрессивность, импульсивность.             

— Уважаемые родители, в чем же заключаются  проблемы отклонений в развитии личности детей и какие есть психолого-педагогические подходы к ним? В течение последних лет педагоги, медицинские работники, психологи выражают озабоченность состоянием физического и психического здоровья дошкольников и того, что  значительно увеличилось количество детей с отклонениями в поведении. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой ребенок , имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. 

Слайд №7  — Посмотрите на экран. Проблемы в развитии личности: проблема взаимоотношений с окружающими людьми, проблема эмоционально-волевой регуляции поведения, проблема эмоционально-волевой регуляции поведения, социально – психологические проблемы

Психологические и педагогические подходы:

·        Коррекция неадекватных методов воспитания ребенка;

·        Разрешение психотравмирующих ситуаций, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми,повышение социального статуса, развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.

·        Гармонизация психоэмоционального состояния детей

·        Привлечение семьи в воспитательно –образовательный процесс взаимодействия   с педагогами, с другими детьми. Атмосфера доброжелательности, открытости, взаимопонимания

 Уважаемые родители, но знаете,  результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой ребенок, с отклонений в развитии личности может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. 

Слайд №8    — Но чтобы обеспечить нормальное психическое и личностное развитие ребенка, нужна,  система целенаправленного развивающего воздействия на ребенка и  огромная  помощь вас,  родителей. Вы согласны со мной?

Слайд №9   — Все верно, я с вами согласна. В данном случае   деятельность педагогов  и родителей  должна быть направлена на создание социально-психологических условий развития личности, а профилактическая деятельность — на решение конкретных проблем ребенка, связанных с профилактикой отклонений в развитии личности детей

 Слайд №10 — В  своей работе мы, педагоги, решаем   задачи по профилактике отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов, которые   является одним из основополагающих условий социальной адаптации  детей  в обществе, вы коллективе, в детском саду. Одним из эффективных методов является игра, так как весь наш воспитательно-образовательный процесс  в ДОУ строится на игровой деятельности детей.

     Уважаемые родители,   необходимость помощи детям возникает   как раз на 4—5 году жизни ребенка,   когда   негативные качества начинают мешать его социальной адаптации. Как вы думаете, каким же образом мы можем помочь детям? Выбор конкретной формы взаимодействия с ребенком определяется уровнем развития и конкретными проблемами воспитания. В  свой работе основной акцент мы делаем на игровую деятельность.  Так как игра  обеспечивает  целостного воздействия на  все многообразие мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых проявлений личности в период всего воспитательно-образовательного процесса

Читайте также:  Физическое развитие ребенка до одного года

                                   2 часть (практическая )

Уважаемые родители!   Сегодня я вам предлагаю  испробовать на себе некоторые формы работы, которые мы применяем  в  воспитательном образовательном процессе нашего ДОУ. Самыми простыми и доступными упражнениями является использование способов  саморегуляции (дыхательные упражнения, релаксация) и восстановления себя. Предлагаю вам  занятие по системе Йогов небольшое дыхательное упражнение, которое называется «ХА!» И так,  встаньте, пожалуйста,   и дышите полным дыханием…., во  время вдоха поднимите руки вверх…, задержите дыхание на несколько секунд…, теперь  наклонитесь вперед, разрешив рукам свободно упасть, и сделайте выдох через рот, произнося с силой «ХА!». Сделайте медленный вдох, выпрямляясь и снова поднимая руки вверх.   Делайте медленный выдох через нос, опуская руки вниз. (Родители выполняют действия

  – Ну что? Немного отдохнули? Теперь можно  продолжить нашу встречу . 

Слайд  №11      Теперь можно  продолжить нашу встречу. Предлагаю поучаствовать в   игре  «Сочини историю», которая помогает  детям  с затруднениями в общении .  Я сейчас начну небольшую историю и хочу чтобы вы ее продолжили  в двух трех словах. Например: «Как то раз…», «Однажды я…» и пр…  Продолжите предложение сами … (Родители сочиняют историю )

Слайд № 12  Следующим упражнением у нас будет простая всем вам знакомая игра «Замри», которая  направлена  на регуляцию и снятие психоэмоционального   напряжения.  Поиграем? (Ответы родителей)  На счет 1-2-3- «Замри» следует  остановить свое движение – замереть, а на счет 1-2-3 «Отомри»  можно будет занять свои места, то есть  сесть. Начинаем!

(Воспитатель проговаривает слова, родители выполняют движения) 

  Слайд  №13Вы,  что  вы наверно, немного   разозлились, так как приходится выполнять такие,  казалось бы, простые упражнения,  поэтому я  предлагаю вам сыграть еще в одну игру. Эта игра будет направлена на  снижение агрессии и ослабление негативных эмоций  и называется она   «Уходи, злость, уходи ». Предлагаю вам обнять себя крепко- крепко руками, еще крепче.

(Родители выполняют действия)  Вот как мы себя любим!  Молодцы!  

Слайд №14   Уважаемые родители, все вы знаете, что чувства мы выражаем своими поступками и эмоциями. Я предлагаю вам выразить свои эмоции в  игре    «Изобрази чувства». Я вам раздам листы бумаги и карандаши. Прошу вас изобразить на этом листе  свою эмоцию. Надеюсь, что у вас у всех хорошее настроение, а если вдруг кто-то изобразил плохое настроение, то, пожалуйста,  разорвите листочек и забудьте  про него. И пусть  плохое настроение  останется  только на клочках разорванного листа бумаги!

Слайд №15. А сейчас я предлагаю вам  принять участие   в игре на развитие самосознания и самооценки  «Я могу». Игру мы с вами проведем в рамках нашей  встречи на  тему «Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов».  Каждый из вас может высказать  свое предложение в рамках данной темы,  начиная со слов  «Я могу…». (Родители высказываются)   Уважаемые родители!  Я благодарю вас за   высказывания,    предложения. Я обязательно  возьму  их на заметку.

Слайд №16   В заключении мы предлагаем вам игру на развитие нравственных  и волевых качеств  «Вежливые слова» Повернитесь к соседу справа скажите ему вежливое слово  или комплемент, затем к соседу слева и ему тоже сказать что-то доброе

Слайд №17,18  –раздача материала (Буклеты, листовки, памятки)  Я приготовила для вас вам   буклеты  и  листовки с информацией по теме, можете их забрать. Небольшой вывод нашей работы.  Психолого-педагогическая деятельность по исправлению отклонений в развитии личности детей обладает большим арсеналом средств и методов, применение которых должно быть комплексное и систематизированное,  согласовано с возрастными и индивидуальными особенностями детей, характером имеющегося отклонения у них и  направлено на увеличение социальной активности, накоплению  положительного опыта межличностного общения и толерантности .Но без вашей помощи и заинтересованности в этом вопросе нам не обойтись.  Спасибо за внимание   и за активное участие, уважаемые родители! Я если кого-то возникнут вопросы по данной теме, вы  всегда можете обратиться к нам воспитателям лично. В нашей группе мы организовали почту. И вы всегда можете высказать свое мнение, пожелание, задать вопросы, мы обязательно ознакомимся с этим и всем ответим. 

Читайте также:  Центр развития ребенка в кобрине

 Слайд №19  До свидания! Рада была нашей встрече с вами. Я вам хочу подарить вот такое солнышко  и пожелать здоровья вам и вашим детям.

Источник

Воробьёва Лариса
Профилактика нарушений психофизического развития

В структуру психологической помощи детям с отклонениями в развитиивходят следующие составляющие: психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика и психологическая коррекция, которая является центральным звеном в данной системе.

Психопрофилактика понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений.

Цель психопрофилактики — предотвращение возможных психологических отклонений.

Значение психопрофилактики как особого направления деятельности специального психолога основано на положении об иерархической структуре дефекта (Выготский Л. С., 1935).

Почти любое неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психическом развитии.

Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, его длительности, от наследственной структуры организма, особенностей реагирования ЦНС, а также от социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Эти факторы определяют ведущий (первичный) дефект, который может проявиться в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения.

Первичный дефект обусловливает вторичные отклонения, структура которых зависит от характера первичного дефекта (например, у детей с недостатками слуха вторично нарушается понимание обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь). Невыявленные вовремя отклонения в развитии не только задерживают темп психического развития, но способствуют формированию третичных – эмоциональных и личностных нарушений у детей. Поэтому важной задачей всех специалистов, работающих с ребенком, является предупреждение возможных вторичных, третичных отклонений в развитии, а профилактика – это не что иное, как совокупность предупреждающих мероприятий.

В специальной психологии различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, учителями и обществом в целом.

Первичная профилактика подразумевает психологическое консультирование и социотерапию в широком смысле этого слова.

Вторичная психопрофилактика как метод специальной психологии состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждающая усиление отклонения и вторичные нарушения.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод она осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка.

Третичная профилактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к своему дефекту, у него не формируются патологические черты характера.

Источник

Путяшева Е.С.,

Воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Дружба»,

Качканарский городской округ

Нарушения развития детей раннего возраста и их профилактика

Ранний возраст — чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Нарушение развития у детей — это любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологически необходимых  психических функций.

Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в развитии бывают разных форм и разной степени выраженности.

Существует несколько категорий детей с нарушениями развития:

— С нарушениями зрения;

— С нарушениями слуха;

— С нарушениями речи;

— С нарушениями опорно-двигательного аппарата;

— С нарушениями поведения;

Читайте также:  Требования к уровню развития ребенка поступающего в школу

— С нарушениями эмоционально-волевой сферы;

— Умственно отсталые дети;

— С задержкой психического развития;

— С комплексными нарушениями развития.

Нарушения в психическом развитии у детей обусловлены двумя группами факторов – биологическими и социальными.

Биологические факторы это: различные патологии беременности и родов, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, расстройства обмена веществ, нейрохирургические заболевания, интоксикации в первые годы жизни, наследственные генетические поражения. В зависимости от причин возникновения аномалий и нарушения развития их подразделяют на врожденные и приобретенные.

К социальным факторам относятся психологические травмы, агрессия по отношению к ребенку, недостаточное общение с ним, конфликты супругов, неумение правильно уделять внимание развитию ребенка, недостаточная организация развивающих занятий и игр, неспособность заметить отклонения в развитии ребенка, жесткая система общения с ребенком, неадекватные реакции родителей на интеллектуальные возможности ребенка, непонимание причин возникновения нарушений в эмоционально-поведенческой сфере, неадекватная реакция родителей на интеллектуальные неудачи ребенка, дефицит информации.

В раннем возрасте явными признаками нарушений психического развития являются:

1) отсутствие истинно предметных действий, замена их манипуляциями (действиями, неспецифичными для определенных предметов);

2) неадекватные действия;

3) ограниченное понимание  речи взрослого, проявляющееся в отсутствии переноса;

4) резкое отставание в развитии собственной речи;

5) аутизация ребенка;

6) симптомы нарушения центральной нервной системы: заикание, беспорядочная речь, постоянное моргание, бесцельные движения руками, разнообразные тики, сосание пальца, ходьба с подпрыгиванием и др.

Поведенческие нарушения, свидетельствующие о неблагополучии в эмоционально-волевой сфере личности, заключаются в следующем: ребенок очень часто плачет, капризничает, не может сам себя занять, трудно адаптируется к новым ситуациям, проявляет негативизм, агрессивно настроен по отношению к детям, не понимает запретов, не усваивает элементарные правила поведения, возбудим.

Любые отклонения требуют коррекции и своевременной профилактики, так как именно от этих действий зависит дальнейшая социальная адаптация ребенка.

Особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений в развитии у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование многих отклонений в развитии ребенка, чем их впоследствии устранить.

Главную роль в предотвращении нарушений развития у детей раннего возраста играет комплексная система мер профилактики, в основу котороой положен принцип дифференцированного подхода с учетом состояния здоровья, комплексности использования медицинских, психологических, педагогических и социальных методов реабилитации. 

Потенциальные проблемы будущего нарушения развития ребенка, непонимание родителями важности своевременного обращения к специалистам нужно предупреждать уже в период внутриутробного развития плода и не только медицинскими мероприятиями, но психолого-педагогическими. Поэтому необходима ранняя комплексная профилактика среди родителей еще во время беременности: медицинская и психолого-педагогическая. 

Немаловажным фактором профилактики нарушений развития является проведение медицинских и педагогических консультаций будущей мамы во время беременности и соблюдение безопасности. При планировании семьи полезны генетические консультации.

Родителям из группы риска следует посещать медико-генетические консультации, специалисты которых информируют их о возможностях рождения детей с наследственными нарушениями развития, а также о рисках рождения детей с патологией развития.

Всем женщинам необходимо пройти перинатальную диагностику, которая имеет важнейшее значение для решения проблемы планирования семьи. По возможности беременным женщинам целесообразно посещать перинатальные центры по психологическому сопровождению беременности.

Весьма важное значение имеет иммунопрофилактика детей. Своевременная иммунизация детей предупреждает опасные инфекционные заболевания, приводящие к нарушению развития.

Одна из немногих причин нарушения развития, предупреждение которой прямо зависит от родителей и педагогов, — это травмы детей. Опасными являются все виды травм, как бытовые, так и уличные, и спортивные. Самые опасные — открытые и закрытые травмы головы, которые вызывают не только сотрясение мозга, но и могут быть причиной повреждения центров, из-за чего могут быть нарушены определенные функции.

Важным фактором, во многом определяющим развитие ребенка является семья. Важность семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что жизнь и благополучие ребенка на ранних этапах развития зависят от заботы и помощи взрослых.

Основными составляющими семьи, как микросреды развития, можно назвать межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Эти компоненты выступают своеобразной питательной средой для психики ребенка.

Огромную роль играет внимательность самих родителей, которые должны научиться проверять основные психомоторные реакции у ребенка, чтобы первые возможные отклонения в его психике не остались без пристального внимания. А педиатры, детские психологи, логопеды и дефектологи помогут определить состояние психического развития ребенка и вовремя скорректировать его нарушения.

Источник