Требования к уровню развития ребенка поступающего в школу
Требования к детям, поступающим в школу
Единого определения понятия «готовность к школе» в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности, «многопластовости» самой его сути.
И. Шванцар указывает, что школьная зрелость — достижение определенного уровня развития, когда ребенок «становится способным» обучаться в школе. Шванцара также выделяет набор компонентов готовности к школе, таких как умственный, эмоциональный и социальный.
Л.И. Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника.
А.И. Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.
П.А. Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как «установление с взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью».
Исследования Лисиной М.И., Капгелия Г.И., Кравцовой Е.Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как коммуникативная готовность к школьному обучению.
Таким образом, исходя из многих психологических и педагогических исследований следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятиям, в котором можно выделить следующие «пласты»:
а) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов — сформированная иерархия мотивов с высоко развитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.
б) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.
Е.И. Рогов указывает на следующие критерии интеллектуальной
готовности к школьному обучению:
— дифференцированное восприятие;
-аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
— рациональный подход к деятельности (ослабление роли фантазии);
— логическое запоминание;
-интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
— овладевание на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
— развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
в) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми и переход от эгоцентризма к децентрации.
Источник
Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?
Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.
Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.
Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.
Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.
Знания и умения, которые будут полезны первокласснику
Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.
Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».
Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.
Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»
Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:
1. Я и моя семья
— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?
2. Природа
— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?
3. Время и пространство
— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».
4. Профессии
— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?
5. Искусство и спорт
— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?
6. Правила безопасности
— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?
7. Мотивация
— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?
Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.
Логика и мышление
Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.
К первому классу хорошо бы уметь:
- отвечать на вопросы на общее развитие;
- находить различия на двух картинках;
- выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
- находить закономерности;
- решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.
Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:
Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.
Чтение и речь
К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.
Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.
В материале «Как научить ребенка читать» мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.
Математика
К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.
Читайте также: Как научить дошкольника сложению и вычитанию в уме?
Для него не составляет труда сравнить пирамиду с шаром по форме, длине, ширине, высоте.
Если ваш ребенок не подходит под описания выше на все 100%, это вовсе не означает, что он не готов идти в первый класс. Ваша задача — помочь дошкольнику развить ключевые способности, загореться желанием развиваться и узнавать новое.
Ваша заинтересованность и участие помогут ребенку прокачать слабые стороны и прийти в первый класс подготовленным и уверенным в себе.
Находите время, чтобы позаниматься с сыном или дочкой 2-3 раза в неделю. А ЛогикЛайк готов разделить ваши заботы по подготовке ребенка к школе. Начинайте решать развивающие задачи!
Источник
Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет, и школы должны принимать всех детей, которые записались. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседования с будущими школьниками. Особенно сильно это собеседование может повлиять на результаты поступления в школах с углублённым изучением предметов и в той ситуации, когда ребёнок поступает в школу не от своего дома.
Насколько умным надо быть к школе? Вопрос, волнующий многих
Учитывайте также, что первых классов в школе несколько, и формируются они по критериям разного развития детей. Условно говоря, есть слабый класс и есть сильный. С одной стороны в сильном классе выше требования, с другой стороны ребята в сильном классе более мотивированные. Не всегда успешность обучения зависит от сильного или слабого класса, но для многих родителей важно, в какой среде окажется ребёнок.
Формальные требования в школах
Собеседования в разных школах проводятся по-разному, поэтому и требования везде свои. Но в общем и целом формальные критерии похожи.
Память
Ребёнок должен помнить своё имя и фамилию, возраст, свой день рождения, имена родителей и их профессии, адрес, название страны и столицы. Неплохо знать наизусть пару стихотворений. Уметь запоминать картинки и называть их по памяти (выкладываются 10 картинок на 30 секунд, затем переворачиваются, надо вспомнить по крайней мере половину).
Знание окружающего мира
Общие знания о природе: времена года, время суток, дни недели, дикие и домашние животные, базовые знания растений. Особенно почему-то любят спрашивать названия детёнышей различных животных, задавая вопросы, от которых и взрослые часто приходят в замешательство. Как зовут маленького опоссума?
В такой компании готовиться к школе веселее!
Умение обобщать
Группировать предметы по общему признаку и называть, что объединяет указанные предметы: овощи, фрукты, животные, ягоды, транспорт, посуда и так далее. Отличать живое и неживое, женский и мужской род.
Фонетические знания
Находить слова с определённым звуком (например, слова с буквой «с»). Уметь разбивать слова на слоги. Желательно уметь выделять глухие и звонкие, мягкие и твёрдые звуки.
Речь
Умение отвечать на вопросы и задавать их. Пересказывать небольшие рассказы, уметь уловить смысл литературного произведения. Рассказывать историю по картинке.
Математические навыки
Считать до 100, выполнять элементарные операции на сложение и вычитание в пределах первого десятка. Уметь соотносить цифру и реальное количество предметов. Знать геометрические предметы.
Нужно ли уметь читать и писать?
Очень многих родителей волнует этот вопрос. Безусловно, умение читать и писать являются плюсом при поступлении. Несмотря на то, что официально уметь читать не требуется, об этом обязательно спросят на собеседовании. Всё зависит от мотивации ребёнка. Если буквы запоминаются легко и вот они уже складываются в слога, почему бы не дать ребёнку хороший бонус в дальнейшем школьном обучении? Это прибавит ему уверенности в себе. Если «не идёт», не стоит зубрить буквы с утра до вечера, наверняка есть какое-то занятие, которое именно сейчас ребёнку нужнее. А пока читайте малышу сами, прививайте любовь к книгам, и в один прекрасный день он захочет прочитать книгу самостоятельно.
А вам слабо?
Подготовительный класс: идти?
Плюсы у подготовительного класса есть. Ребёнок освоится в стенах школы, познакомится с учителями, наверняка у него уже появятся друзья и знакомые в будущем классе. В целом адаптация к школе через подготовительные занятия пройдёт легче. Подготовительный класс в определённой степени снимает с плеч родителей ответственность обучить ребёнка читать и писать, наверняка он этому научится в школе.
Особенно важно посещение подготовительного класса, если ребёнок поступает в школу с углублённым изучением или в школу, которая относится к другому дому. Конкурс в такие школы будет выше, и дети, завершившие обучение в подготовительном классе, получат преимущество. Читайте подробнее, как выбрать школу, которая обязательно понравится ребёнку.
Подготовка к жизни
По нашему глубокому убеждению, настоящая подготовка к школе — это не про то, как выучить несколько ответов на заранее подготовленные вопросы. Настоящая подготовка означает научить ребёнка понимать вопросы и искать ответы, оставаться спокойным и находить решение любой проблемы, которая встаёт перед ним на пути.
Берите пример с ромашки, тянитесь к свету!
Безусловно, дать такие навыки гораздо сложнее. Зато подготовка станет не только билетом к поступлению в школу, но и ключом к успешной жизни в целом. Как же сделать так, чтобы ребёнок был уверен в своих силах, успешен и целеустремлён? Читайте в нашей статье про развитие личности ребёнка.
Немного психологии
Психологическая готовность к школе очень важна. В этом вопросе стоит поинтересоваться опытом других родителей, советам психологов и учителей. Навыки навыками, но мотивация ребёнка и его психологические особенности оказывают большое влияние на то, как прочно эти навыки «прилипнут» к ребёнку, и насколько комфортным будет его пребывание в новой среде. Мы постарались собрать мнения опытных родителей и специалистов по работе с детьми, опубликовав интервью с самыми важными участниками процесса обучения.
Успешного вам поступления в школу!
Подготовка к школе: путеводитель
- Вернуться к путеводителю
- Следующий шаг: Как выбрать школу?
- Предыдущий шаг: Как подготовить ребёнка к школе? Советы психолога
Источник
«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах. Кроме того, в этой статье мы приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.
Общее развитие
Считается, что к шести с половиной — семи годам ребенок должен:
• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
• знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
• ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;
• иметь представления о природных и погодных явлениях;
• знать основные цвета;
• знать понятия «право-лево»;
• знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
• уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
• знать праздники;
• уметь рассказать, чем он любит заниматься;
• самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
Интеллектуальное развитие
В этой области ребенок должен уметь:
• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
• находить лишний предмет в группе;
• добавлять в группу недостающие предметы;
• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
• группировать предметы по признаку и называть его;
• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.
Слух, зрение, внимание, память, речь
Здесь дошкольнику нужно уметь:
• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
• точно копировать простой узор;
• описывать по памяти картинку;
• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
• пересказать услышанный рассказ;
• составлять рассказ по картинке!
Основы математики
Перед поступлением в первый класс необходимо:
• уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
• выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
• знать понятия «больше-меньше-поровну»;
• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
• решать простые арифметические задачки;
• уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.
Чтение
Важно, чтобы ребенок:
• отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
• мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
• подбирал слова на заданную букву;
• делил слово на слоги;
• читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.
Навыки письма
Для успешного начала учебы в школе требуется:
• правильно держать ручку и карандаш в руке;
• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
• копировать с образца геометрические фигуры;
• уметь продолжить штриховку рисунка;
• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ
Источник