Процесс основная цель которого состоит в развитии способностей ребенка

Тест по педагогике

  1. Какие из мотивов не относятся к познавательным:
  • мотивы самообразования;
  • учебно-познавательные;
  • социального сотрудничества
  1. Развитие ориентировки в пространстве, во времени, точности и тонкости различения эталонов относится к:
  • развитию сенсорной сферы;
  • моторной сферы;
  • познавательной сферы.
  1. Какому этапу урока соответствуют следующие задачи: организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления и систематизации нового учебного материала?
  • этапу подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
  • этапу усвоения новых знаний;
  • этапу закрепления новых знаний
  1. Какому типу урока соответствует следующая структура урока: организационный этап, проверка домашнего задания, всесторонняя проверка знаний, подготовка учащихся к активному усвоению нового материала, усвоение новых знаний, этап их закрепления, домашнее задание?
  • урок повторения;
  • урок освоения новых знаний;
  • комбинированный урок;
  • систематизации и обобщения нового материала
  1. Обязательным условием развития мышления ребенка является:
  • личный опыт ребенка
  • получение знаний
  • умение читать
  • все ответы неверны
  1. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется:
  • общая психология        
  • возрастная психология        
  • педагогическая психология         
  • все ответы верны
  1. С именем какого педагога связано выделение педагогики из философии и оформление её в научную систему?
  • Иоганна Фридриха Гербарта;
  • Яна Амоса Коменского;
  • Константина Дмитриевича Ушинского;
  • Джона Дьюи
  1. Кто из учёных 70- х годов 20 века возглавил разработку идей оптимизации учебно-воспитательного процесса?
  • И.П. Подласый;
  • Ю.К. Бабанский;
  • А.М. Моисеев;
  • М.М. Поташник
  1. Назовите главную функцию учителя?
  • оценочная;
  • целеполагание;
  • планирование;
  • управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности
  1. Кто написал «Великую дидактику», вышедшую в Амстердаме в 1654 году?
  • Ян Амос Коменский;
  • Дени Дидро;
  • Сократ;
  • Платон
  1. Кому принадлежит работа «Человек как предмет воспитания»?
  • Н.Г. Чернышевскому;
  • К. Гельвецию;
  • Ж.Ж. Руссо;
  • К.Д. Ушинскому
  1. Кому принадлежат слова: «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом,- в этом корень учительского дела»?
  • Л.П. Блонскому;
  • Л.Н. Толстому;
  • В.Ф. Шаталову;
  • И. П. Подласому
  1. Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?
  • Л.С.Выготскому;
  • С.Л.Рубинштейну;
  • А.Дистервегу;
  • Гельвецию
  1. Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?
  • тифлопедагогика;
  • сурдопедагогика;
  • олигофренопедагогика;
  • педагогика
  1. Как называется психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение?
  • неотомизм;
  • неопозитивизм;
  • бихевиоризм;
  • экзистенциализм
  1. Какой из методов устного изложения дает обратную связь:
  • рассказ
  • объяснение
  • лекция
  • беседа
  1. В какой стране был принят первый законопроект о введении обязательного обучения?
  • в Англии
  • во Франции
  • в России
  • в Японии
  1. Какова 1-ая ступень познавательной деятельности учащихся?
  • запоминание
  • осмысление
  • восприятие
  • ощущение
  1. Какой принцип положен в основу педагогической системы Я.А.Коменского?
  • природосообразности
  • целесообразности
  • доступности
  • гуманности
  1. Восприятие часто принято называть:
  • осязанием
  • апперцепцией
  • перцепцией
  • наблюдательностью
  1. Динамика реакций и переживаний личности это:
  • характер
  • темперамент
  • способности
  • все ответы верны
  1. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:
  • абстрактно-логическое
  • наглядно-образное
  • наглядно-действенное
  • теоретически-образное
  1. Отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:
  • ощущения
  • восприятие
  • эмоции
  • все ответы верны
  1. Преодоление внутренних и внешних трудностей — необходимый компонент:
  • восприятия
  • внимания
  • воли
  • воображения
  1. Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:
  • темперамент
  • способности
  • характер
  • задатки
  1. Выработка конкретных рекомендаций, вытекающих из результатов психодиагностического обследования, является специализацией:
  • психодиагностики
  • психокоррекции
  • психологического консультирования
  • психопрофилактики
  1. Основное требование к коррекционным программам это:
  • занимательность
  • универсальность
  • соответствие выявленным нарушениям
  • все ответы верны
  1. Основными условиями развития личности ребенка являются:
  • формирование мотивов поведения
  • развитие чувств
  • развитие воли
  • все ответы верны

29. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

—  Воспитание, обучение подрастающего поколения.

—  Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.

—  Изучение проблем образования как фактора духовного развития людей.

—  Исследование человеческой природы.

30. Что называется обучением?  Выберите правильный ответ:

—  Обучение — это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.

—  Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.

—  Обучение — процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.

—  Обучение — это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.

—  Обучение — это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений и навыков.

31. Развитие — это (выберите правильный ответ)

—  Накопление количественных изменений в организме человека.

—  Уничтожение старого и возникновение нового.

—  Количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов.

—  Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.

32. Что такое акселерация? Выберите более точный, полный ответ.

—  Процесс активной деятельности личности.

—  Ускорение формирование интеллектуальных сил личности.

—  Ускорение индивидуального развития человека.

—  Ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте.

33. В чем заключается целостность педагогического процесса?

—  В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели — формированию всесторонне и гармонически развитой личности.

—  В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой.

—  В том, что педагогический процесс не делиться на составные части.

—  В том, что между процессами, образующими педагогический процесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями.

34. Что такое педагогические инновации?

—  Это все изменения, направленные на изменение педагогической системы.

—  Это нововведения учебно-воспитательным процессе с целью повышения его эффективности.

—  Это замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект.

—  Все ответы правильные.

35. Гуманистическая педагогика…

—  Стремится изменить воспитанника.

—  Исходит из приоритетности знаний педагога.

—  Принимает воспитанника таким, каким он есть.

—  Не требует от учителя переориентации внутренних установок.

36. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуется:

— Значительные инвестиции.

— Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, ведение перспектив улучшения.

— Согласие учителей и родителей.

— Административный нажим.

37. Какая функция педагога является главной?

— Оценочная.

— Организаторская.

— Планирование

— Управления.

38.Что называется дидактикой? Из приведенных ответов выберите один правильный.

—  Дидактика — это отдельная наука о закономерностях развития личности.

—  Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.

—  Дидактика — это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.

—  Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.

39. Что такое соревнование?

—  Соревнование — это игра, в которой определяется победитель.

—  Соревнование — это путь, к закреплению достигнутых результатов.

—  Соревнование — метод формирования и закрепления  необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижением других участников.

Читайте также:  Развитие ребенка с диагнозом ммд

—  Соревнование — это стремление к приоритету любыми путями.

40. Что такое наказание? Из приведенных ответов выберите один.

—  Наказание — метод воспитания, проявляющийся в форме требования.

—  Наказание —  это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия.

—  Наказание — способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.

41. Общественное воспитание — это (выберите ответ)

—  Негосударственная организация воспитательных процессов, происходящих в обществе в системе «человек — человеку».

—  Государственная система общественного просвещения.

—  Семейное воспитание.

—  Государственное учреждение, занимающиеся делами незащищенных слоев населения.

42. Причины снижения воспитательного влияния семьи следующие:

—  Снижение уровня жизни.

—  Упадок морали.

—  Обострение конфликта поколений.

—  Все ответы правильные.

43. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования?

—  Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье.

—  Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.

—  Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах.

—  Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.

44. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса.

—  Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимися.

—  Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.

—  Учебный процесс — двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.

—  Сущность учебного процесса состоят в организации учения.

—  Главная цель учебного процесса — управление умственной деятельностью учащихся.

45. Что представляет собой учебная программа?

—  Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин и количество часов, отведенное на них.

—  В учебной программе определены содержание и объем знаний по учебному предмету, количество часов, которое отводиться на изучение определенных тем, вопросов курса.

—  Под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе.

1.2. Тест по основам педагогической психологии

1. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:

— различные названия одной и той же области знания

— различные области знания

— экспериментальная педагогика как отрасль педагогической психологии

— педагогическая психология как отрасль экспериментальной педагогики

2. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

— наблюдение

— формирующий эксперимент

— лабораторный эксперимент

— метод анализа продуктов деятельности

3. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:

— физиологии

— социологии

— биологии

— психологии

— педагогике

4. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:

— функциональной психологии

— бихевиоризме

— гештальтпсихологии

— когнитивной психологии

5. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи называются:

— ориентировочными

— исполнительскими

— контрольными

— оценочными

6. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:

— ее вид

— ее уровень

— этап ее реализации

— форма ее проявления

7. Мотивы самообразования — это:

— форма проявления учебных мотивов

— этап усвоения учебных мотивов

— уровень познавательных мотивов

— качественная характеристика учебных мотивов

8. Умение перегруппировывать и преобразовать материал, творчески применить описание явлений, законов, проявляется как:

— глубина знаний

— гибкость знаний

— системность знаний

— осознанность

9. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:

— навык

— умение

— операция

— деятельность

10. Если известны цели выполнения действия, но пути достижения цели представляются недостаточно четко, то этот этап формирования навыка характеризуется как:

— осмысление

— осознание

— автоматизация

— высокая автоматизация

11. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:

— импринтинге

— условно-рефлекторном научении

— оперантном научении

— вербальном научении

— викарном научении

12. Процесс изменения личности ребенка в процессе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимается как:

— становление

— формирование

— социализация

— воспитание

13. Понятие «задатки» характеризует:

— индивидуальные свойства

— субъектные свойства

— личностные свойства

— свойства индивидуальности

14. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса:

— единство процессов обучения и воспитания

— воспитание как единство «частных» воспитательных дел

— характер взаимодействия педагогов и учащихся

— деятельность педагога

15. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о ребенке составляет суть:

— эффекта ореола

— эффекта последовательности

— эффекта инерционности

Источник

«Умственное воспитание дошкольников»

Дошкольный возраст — время активного становления индивидуальности каждого ребёнка, время эмоционального отношения к окружающему миру, время приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Результаты педагогических и психологических исследований показывают, что дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно устранимы в более старшем возрасте, и оказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие ребёнка.

На протяжении многих лет одной из основных задач в области дошкольной педагогики является умственное воспитание ребенка.

Большой вклад в разработку проблем умственного воспитания, особенно взаимодействия языка и мышления, внесли советские ученые-психологи Л.С. Выготский, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и другие.

1.Умственное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительных процессах ребёнка в связи с возрастом и под влиянием определённых факторов (наследственности, специально созданной среды, специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственной активности ребёнка).

Умственное воспитание – это  целенаправленное воздействие взрослого на развитие активной мыслительной деятельности детей, основной целью которого выступает формирование способности к умственному труду, приобретение новых знаний, умений, навыков.

Некоторые ученые различают эти два понятия и пытаются установить между ними связь. Так, М.А.Данилов указывает, что целью и сердцевиной умственного воспитания является умственное развитие. Умственное воспитание делает человека способным к систематическому умственному труду, к приобретению новых знаний и способов их практического использования, а умственное развитие делает человека способным открывать новое в науке, технике, труде, творить новую жизнь.

2. Проблема умственного развития представлена в психолого-педагогической литературе различными научными теориями по изучению особенностей и закономерностей развития ребенка в зависимости от его возрастных особенностей, индивидуальных способностей, педагогических условий воспитания и обучения. В этой связи наиболее актуальным является вопрос о соотношении процессов развития и обучения.

Читайте также:  Роль воспитания для правильного развития ребенка

В последнее время в связи с рядом коренных изменений во взглядах исследователей на вопрос о роли и месте развития и обучения детей дошкольного возраста, в дошкольной педагогике, также как и в психологии, все чаще стало использоваться понятие «умственное развитие».

На умственное развитие оказывает влияние социальная среда. В ходе общения с окружающими дети усваивают язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. Наиболее активно умственное развитие протекает в деятельности; общении, действиях с предметами, игре, обучении, труде. Особая роль при этом отводится обучению и воспитанию (JLС.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, М.А.Данилов, Л.В.Занков, И.Б. Котов, А.Н.Леонтьев, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, С.Л.Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Е.Н. Шиянов, Д.Б.Эльконин и др.).

3. Содержание умственного воспитания составляют знания основ наук о природе и обществе, об основах современного производства, выработка инициативности, деловитости, умения самостоятельно решать задачи, выдвигаемые учением и жизнью.

В умственном воспитании важно не учить детей, в смысле давать готовые знания, а учить детей учиться, в смысле учить находить способы для познания окружающего мира. Таким образом, основная функция умственного воспитания – формирование познавательной деятельности ребёнка, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир.

Выделим задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста:

  • формирование правильных представлений о простейших

явлениях окружающей жизни.

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом людей, с общенародными праздниками и т.д.

  • развитие познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи;

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности.

Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.), а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.

Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности.

Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.

  • развитие любознательности и умственных способностей;

Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания — развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.

Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребенка. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности.

Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.

  • развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т.е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.

Решать задачи умственного развития детей дошкольного возраста можно различными методами и приёмами.

Методы умственного воспитания дошкольников:

  • Наглядные методы.
  • Словесные методы (рассказ,  чтение,  беседа)
  • Практические методы
  • Игровые методы

Организуя работу по умственному воспитанию детей дошкольного возраста различными методами, каждому воспитателю необходимо учитывать принципы умственного воспитания дошкольников.

Дидактические принципы:

 -принципы развивающего обучения,

-принцип воспитывающего обучения,

 -принцип доступности обучения,

-принцип систематичности и последовательности,

-принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний,

-принцип наглядности,

-принцип индивидуального подхода к детям.

4.Условно средства умственного воспитания распределяются на две группы:

— деятельность детей;

— произведения духовной и материальной культуры.

Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а следовательно, и по возможностям оказывать влияние на умственное развитие.

Важным средством умственного воспитания детей является окружающая действительность: люди, предметы, природа, общественные явления. Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребенка, развиваются его познавательные процессы. Общение со взрослыми, радио- и телевизионные передачи увеличивают объем информации, которую получает ребенок из окружающей жизни.

Пользуясь различными предметами, дети узнают их назначение, свойства и качества. Воспитатель в процессе бытовой деятельности постоянно направляет внимание детей на то, что их окружает, подчеркивает отдельные свойства предметов, обозначает словом те действия, которые выполняет, пользуется понятиями, обозначающими пространственные и временные отношения.

Много новых знаний ребенок получает в процессе наблюдений в природе. Наблюдения за растениями, насекомыми, птицами приносят детям немало открытий. Воспитатель направляет детские наблюдения, помогает увидеть и установить то, что не сразу заметит сам ребенок. Помогая детям открывать окружающий мир, он не только делает их жизнь богаче и интереснее, но и формирует основы материалистических представлений.

В процессе систематических наблюдений у детей развивается важное свойство личности — наблюдательность, т. е. способность быстро и легко замечать изменения, происходящие в окружающем. Развитие наблюдательности способствует формированию у детей устойчивых познавательных интересов. Уже в дошкольном возрасте у отдельных детей отмечается устойчивый интерес к природе, к технике, к решению всевозможных задач, головоломок и т. п.

Одним из средств умственного воспитания является игра — специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.

Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей:

— сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;

— игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;

— строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.

-дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей.

Читайте также:  Развитие ребенка на 17 неделе беременности акушерская неделя

Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.

Продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная) обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребенок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы ее организации и т.д.

Умственное воспитание в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности. В процессе труда происходит практическое обследование предметов: ребенок знакомится не только с их внешними свойствами и качествами, но и с теми изменениями, которые они претерпевают в процессе деятельности. У детей формируется система знаний о материалах, об орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций и др.

Ручной труд обладает неограниченными возможностями для развития воображения (в том числе и пространственного), смекалки, творчества. Труд в природе способствует становлению словесно-логического мышления.

В жизнь ребенка рано входят предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т.п. В последние годы все активнее стали использоваться произведения национальной культуры: народные песни, танцы, фольклор, утварь, костюмы и одежда, украшения; народные традиции, обычаи, праздники. Познавательное содержание национальной культуры очень велико. На конкретном материале у детей формируются первоначальные исторические представления о жизни и быте народа, о его национальных чертах, о ремеслах и т.п.

5. Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются: усвоение системы знаний, познавательная активность (Д.Н.Богоявленский, Н.В.Левитов, Н.А.Менчинская, В.Н.Пушкин); развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности (З.И. Калмыкова, О.К.Тихомиров); интериоризация — переход выполнения действий в умственный план (Л.С.Выготский, П.Я.Хальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина и др,); внутренний план действия — ВПД (Я.А.Пономарев); экстериоризация как применение усвоенных, перешедших во внутренний план, знаний на практике (НА. Менчинская); действия с использованием знаковых средств (В.В.Давыдов, Н.Г.Салмина, Д.Б.Эльконин и др,).

За последние годы существенное продвижение получил один из главных вопросов дошкольной дидактики — вопрос о последовательности усложнения знаний, начиная с тех исходных, которые были положены в основу системы. Разработка таких знаний позволила полнее реализовать принцип доступности обучения. В качестве исходных были выделены знания, которые, будучи вполне доступны детям в своем первоначальном виде, таили в себе широкие возможности усложнения и развития.

Важные результаты были получены в процессе изучения стихийного опыта детей. Так, у старших дошкольников были обнаружены особого рода знания, содержащие в самой элементарной форме отражение таких реальных связей, которые являлись центральными для той или иной области действительности. Например, старшие дошкольники обладали способностью целостного, еще недостаточно расчлененного «схватывания» в образном плане кинематических зависимостей (зависимости пройденного пути от скорости и времени движения, зависимости времени движения от скорости и расстояния и т. д.). Подобные знания мы использовали как своего рода предпосылку для формирования у детей более глубокого понимания основных связей и отношений той или иной области действительности. Дело в том, что если у ребенка имеется пусть самое элементарное, но уже верное отражение взаимосвязи между двумя или более объектами как единого целого, то создается принципиальная возможность, не нарушая этого целого, последовательно его усложнять, делая акцент, то на одном, то на другом компоненте. Такой путь наиболее эффективен для последовательного подведения старших дошкольников к пониманию достаточно сложных связей и отношений. При другом способе обучения, когда ребенка вначале последовательно знакомили с каждым компонентом связи безотносительно друг к другу и лишь, затем обращали его внимание на связь компонентов, дети испытывали значительные затруднения.

Такой подход к разработке проблемы умственного воспитания дошкольников, при котором у детей формируют умения рассматривать окружающие предметы и явления в разных аспектах, позволяет значительно усилить слабые стороны мыслительной деятельности дошкольников.

На основе результатов современных психолого-педагогических исследований и обобщения передового опыта была разработана экспериментальная программа обучения детей подготовительных групп детских садов. В ней удалось реализовать ряд важных теоретических принципов воспитания и обучения, разработанных А. В. Запорожцем и его сотрудниками, в частности развивающего обучения, соответствия содержания и методов обучения детей их психофизиологическим особенностям.

Заключение

Рассмотрев роль умственного воспитания в развитии личности, особенности умственного развития детей дошкольного возраста, задачи, средства, методы и принципы умственного воспитания дошкольников можно сделать вывод: умственное развитие дошкольников происходит постоянно под руководством взрослых в процессе различных видов деятельности.

Развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков детьми дошкольного возраста — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.

Умственные способности — это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Умственное развитие ребёнка осуществляется под влиянием социальной среды. Основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Список литературы

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М .,1985

2. Венгер Л.А., О.М.Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И.Цеханская. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989. — 127 с.

3. Вилькеев Д.В. Развитие у дошкольников общего умственного действия и классификация в процессе организованной самостоятельной работы. — С-Пб., 2000.

4. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение. 1984г.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1999

6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. — М.: МГПУ, 1985. — 45с.

7. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся пед.училищ./ Под ред. В.И.Ядешко, Ф.А.Сохина. — М.: Просвещение, 1978. — 416 с.

8. Каличенко А.В., Микляева Ю.В Развитие игровой деятельности дошкольников.,2004

9. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М.: Педагогика, 2000. — 218 с.

10. Нисканен Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

11.Роттенберг В. Психология поиска // Педология. 2001. №6. С. 8-13.

12. Программа воспитания и обучения в детском саду / Васильева М.А, М., 1987

13. Умственное развитие. / под редакцией В.М. Ольшанского. М., 2000.

14. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. // Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.С.Сохина. — М.; Просвещение, 1984. — 207 с.

15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. Пособие для студ. сред.учеб.пед.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.-336 с.

16. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. — 240 с.