Развитие ребенка через метод проектов

Наталья Сучкова
Развитие творческих способностей дошкольников через проектную деятельность

На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала детей. В связи с введением в действие ФГОС возникла необходимость повышения качества дошкольного образования, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Колоссальными способностями повышения качества дошкольного образования обладает внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Одной изинновационных образовательных технологий, которая направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей,являетсятехнология проектной деятельности.

Технология проектирования и использование метода проектов с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного развития дошкольников.

Проект в детском саду – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Стержнем проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей, что развивает в детях уверенность в своих возможностях и создает умение самостоятельно искать пути решения задач. Надо помнить, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Основной цельюпроектной деятельностив дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка.

Общие задачи развития:

— формирование творческого воображения и творческого мышления;

развитие познавательных способностей;

развитие коммуникативных навыков;

— обеспечение психологического здоровья.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

— вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

При реализации проекта применяется все многообразие методов развития творческих способностей детей. Используются такие формы работы с детьми, как сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры-фантазирования, игры со строительным и природным материалом, рисование (в том числе нетрадиционное, лепка (из пластилина, глины, соленного теста, аппликация, чтение и т. д.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. И эта тема является темой моего самообразования.

Очень удобно определяться с темой проекта, формами и видами деятельности во время проведения утреннего сбора – одной из форм организации образовательного процесса. Во время обсуждения коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, затем детским коллективом выбирается только одна идея. (Выбор идеи осуществляется, например,так: воспитатель дает детям фишки, с помощью которых они «голосуют» – кладут на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная, с их точки зрения, идея). Утренний сбор дает возможность развивать умение детей самостоятельно делать выбор, создает эмоциональный настрой на весь день и создает атмосферу коллективного творчества.

Планирование любой проектной деятельностиначинается с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что будет в результате?

Работа с детьми ведётся поэтапно: сначала создается положительная мотивациядетей, затем дошкольники вводятся в проблему, слушают рассказ о ее важности, вживаются в игровую ситуацию. Затем вырабатывается план по решению задачи, который формируется в ходе исследовательской деятельности, подбираются необходимая информация и нужные материалы. Дальшевыполняется практическая часть проекта. После происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных. Необходимо отметить, что на каждом этапе используются личностно-ориентированные технологии, так как способности и возможностидетей разные.

Считаю важным условием развития творческой личности является уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их в жизнь дошкольного образовательного учреждения (организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды).

Читайте также:  Роль раннего развития ребенка

Необходимо привлекать родителей к работе над проектом, так формируются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. А родители могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Проектную деятельность осуществляю на основе интегративного, комплексно-тематического и личностно-ориентированного подходов к организации педагогического процесса. Я и ребенок выступаем как равноправные партнеры.

В практике ДОУ использую следующие типы проектов:

Исследовательско-творческий — дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна.

Ролево-игровой — используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Информационно-практико-ориентированный — дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Особое место в детсадовской проектной деятельности занимают проекты творческие. Их реализация подразумевает, что после воплощения основной части проекта в жизнь производится оформление полученных результатов в виде итогового мероприятия, развлечения, праздника. Этот тип проекта подходит даже для маленьких детей.

По продолжительности проекты делятся на:

— Краткосрочные (1-4 недели)

— Среднесрочные (до 1 месяца)

— Долгосрочные (полугодие, учебный год)

При этом каждый из этих видов проектной деятельностиимеет следующие общие особенности:

— в ходе проектной деятельность решается проблемная ситуация, которая не может быть решена прямым действием. Именно это является отличительной чертой проектной деятельности от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация решается максимально быстро.

— участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Необходимо, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;

проектная деятельность имеет адресный характер. Так как в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Для моей работы представляет интерес творческая проектная деятельность. Остановимся на ней подробно.

Творческая проектная деятельность важна для воспитания дошкольника тем, что отражает интересы ребенка. Если взрослый поддерживает такой проект, его уникальное видение мира, свойственное этомудошкольнику, стимулирование его познавательную активность, повышает чувство уверенности, значимости мнения ребёнка в данном проекте, то и развивается креативность и творческая активность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

И более подробно я расскажу о творческих проектах, которые были проведены в нашей группе, в ходе которых дети расширили свой кругозор, получили возможность развить речь, мышление, свой творческий потенциал. Представляю вашему вниманию фотоотчет о наших проектах (презентация).

Творческий проект «Сказки К. Чуковского»

Творческий проект «Цветная неделька»

Познавательно-творческий проект «Домашние животные»

Вывод:в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть своё творческое начало и креативность, показать всем свою индивидуальность. Ребёнку метод проектов даёт возможность: экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это доступный, инновационный и перспективный метод, который занял свое достойное место в системе дошкольного образования.

Литература :

1 Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике [Текст] / Л. Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

2Бочарова Е. Н. Проектная деятельность в ДОО: первый шаг в большой мир // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1486–1490. – URL: https://e-koncept.ru/2016/96216.htm.

3. Е. А. Румянцева «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет»— Волгоград: Учитель, 2015.-159с.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Читайте также:  Особенности развития ребенка дошкольного возраста педагогика

5. С. Л. Гвинейская, заместитель заведующего по УВР, консультации для педагогов «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении», 2010.

6. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое

пособие. –Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 64 с.

Источник

  1. ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ.
    С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников — иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  1. Полная интеграция (экологическое воспитание с худ.литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  2. Частичная интеграция (интеграция худ.литературы и изодеятельности)
  3. Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  1. занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  2. комплексные блочно-тематические занятия;
  3. интеграция:

−частичная интеграция;

−полная интеграция;

  1. метод проектов:

−форма организации образовательного пространства;

−метод развития творческого познавательного мышления.

  1. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА.
  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.
  1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.
  1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  1. к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  2. в каких источниках можно найти информацию;
  3. какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  4. с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3.Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

  1. ВИДЫ ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

В настоящее время проекты классифицируются:

  1. по составу участников;
  2. по целевой установке;
  3. по тематике;
  4. по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  1. комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  2. межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  3. творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  4. групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  5. индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  6. исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» — на учебный год).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Читайте также:  Признаки развития речи ребенка

В старшем дошкольном возрасте – это:

  1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  3. формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  4. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1.Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (не жёстко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9.Подготовка к презентации.

10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать различные представления;
  4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. развитие мышления и воображения;
  4. речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. осознание поставленной цели;
  2. овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

  1. стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  2. формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

Социальное развитие:

  1. формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»);

Познавательное развитие:

  1. обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  2. расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  3. сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

Эстетическое развитие:

  1. развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  2. овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

  1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
  3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. потребности в создании собственной картины мира;
  3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. выявить проблему;
  2. самостоятельно искать нужное решение;
  3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Социальное развитие:

  1. развитие самопознания и положительной самооценки;
  2. овладение способами внеситуативно-личностного общения;
  3. высокий уровень коммуникативной компетентности;
  4. осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:

  1. развитие осознанного отношения к своему здоровью;
  2. формирование потребности в здоровом образе жизни;
  3. совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:

  1. систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
  2. развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

Эстетическое развитие:

  1. углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
  2. овладение различными видами худ.деятельности;
  3. развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

Источник