Проблемы раннего развития ребенка в современной науке
Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением, а также раскрывает позитивные и негативные стороны усиленного раннего развития ребенка. Помимо этого, в статье рассмотрены методы и методики, применяемые и используемые в практике работы педагога-психолога с детьми данного возраста.
Ключевые слова: раннее развитие, обучение, методика, развитие мозговой деятельности.
Тема, выбранная нами в качестве предмета исследования посвящена вопросам рассмотрения раннего развития детей, выявления особенностей, которые возникают на данном этапе развития. С самого рождения начинается постоянное развитие ребенка. Сегодня, впрочем, как и всегда, вопрос о развитии детей очень актуален. Многие родители задумываются над тем, что нужно их ребенку? Усиленное занятие дома или специальные занятия в детских центрах. Знание в детском возрасте различных иностранных слов, цифр, цветов — что это обучение или развитие? Давайте для начала определимся, что обучение и развитие — это абсолютно различные понятия. Соответственно в возрасте до 5 лет для ребенка важно именно развитие, которое идет в ногу с возрастом ребенка (соответствие его интересов и потребностей). В младенческом возрасте ребенок эмоционально связан с матерью и самое важное, что может она дать ребенку — это любовь, внимание и забота. Именно эти чувства дают возможность младенцу познавать и узнавать окружающий его мир, воспринимать окружающую среду как безопасность. Все это вызывает чувство интереса и служит основой для дальнейшего познавания мира.
Следует отметить, что вопросами разработки раннего развития детей занимались многие ученые, такие, как: Масару Ибука [3], Б.Никитин [5, 6], Н.Зайцев [1].
Ранний возраст принято считать от 1,5 до 3 или 3,5 лет и основное развитие идет в определенных сферах, таких как: крупная моторика, развитие речи и предметная деятельность. «Это очень важный и наиболее сенситивный период для развития физического, психического и нравственного здоровья. Порой раннее развитие мы можем обозначить как «принуждение ребенка к приобретению знаний» [2, с. 293].
Итак, мы раскрыли и попытались понять, что подразумевается под понятием «развитие». Однако суть проблемы состоит в том, что амбициозные мамы и папы воспитывают и занимаются ни сколько развитием, а сколько обучением ребенка (счет, письмо, логика). Одним словом, азы тех предметов, которые будут изучаться в школе.
Дети от одного до 3 лет с большим интересом приобретают информацию. Это считается одним из самых интенсивных периодов в жизни ребенка. Они учатся сидеть, ходить, ползать, входить в диалог со взрослыми. Зачастую мы сталкиваемся с родителями, которые одержимы идеей развития своего ребенка. Здесь мы можем смело сказать, что это своего рода стремление испытать чувство гордости за свои родительские достижения и удачи. Но если ребенок встречает какие-либо неудачи на своем пути, это рассматривается как личное поражение взрослых. Будучи практикующим психологом могу отметить, что «проблема раннего развития» указывает на некие проблемные стороны самого родителя.
Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что «раннее развитие» имеет как позитивные, так и негативные стороны.
Общеизвестно, что развитию умственных способностей способствует развитие когнитивных процессов (мышление, внимание, память, способность к языкам, логика и математика) и за все это отвечает высокое развитие коры головного мозга.
Начиная с младенческого возраста, развитие мозга идет очень интенсивно. Благодаря всем этим особенностям детей в возрасте 2,5–3 лет можно обучить большому объемному информации и знаний (письмо, счет, чтение). Мы можем задаться вопросом, для чего ребенку до 3 лет нужен такой большой поток информации — о социуме, об окружающем мире?
Человек на протяжении всей жизни социализируется, строит отношения с людьми, входит в контакт. Для всего этого соответственно необходим развитый мозг. Ребенку нужно владеть различными знаниями, принципами жизни и групповыми иерархиями. Также ребенку необходимо владеть знаниями об окружающем мире (флора и фауна, астрономия, история, география). Главный закон жизни, который действует на инстинктивном уровне — это умение выживать. Следовательно, возраст 3 года является наиболее сенситивным периодом для адаптации и социализации во внешнем мире.
Учитывая новый ритм современной жизни, маленькому ребенку приходится ежедневно получать огромный объем информации. Однако не стоит забывать, что для использования различных методологий нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Также стоит учесть один момент. Недоразвитие мозга ребенка, может способствовать превращению его в состояние трудного ребенка. Можно считать ошибочным мнение о том, что развитие познавательных процессов главным образом состоит из обучения письму, счету. Достаточно провести познавательную беседу о природе, мире, то есть правильно построить познавательный диалог со своим малышом. Именно такое повседневное общение есть залог хорошего развития познавательных процессов.
Как было упомянуто выше раннее обучение имеет и отрицательные стороны. Первые 3 года жизни ребенка — это самый удачный и позитивный период для развития эмоциональной и сенсомоторной сферы ребенка. В этот период не стоит нагружать познавательные процессы (чтения, письма и счета). Таким образом, отбирается потенциальная энергия ребенка, которая рассчитана на проявление его эмоций и чувств. В этот момент спокойно могут произойти психосоматические дисфункции, которые могут привести к психосоматическим заболеваниям. Существует целый список болезней, которые мы можем внести в эти ряды. Таким образом, к 6–7 летнему возрасту можно наблюдать появление энуреза, агрессии, гиперактивности и тревожности. Основная сфера деятельности ребенка в этот период – это игровая деятельность. Малыши познают мир в результате игры (ролевой, имитации и т. д). Зачастую родители так охвачены идеей раннего развития ребенка, что загружают его ежедневное расписание походами в кружки, детские центры и т.д. Следовательно, у ребенка не остается ни одной свободной минуты для общения со сверстниками. Соответственно мы наблюдаем следующую картину, что дети не способны войти в контакт с другими детьми (нарушена коммуникативная сфера) либо элементарно поиграть в песочнице. Психологи ввели свой термин для подобного рода детей понятие — тепличный эффект. Да, такие дети эрудированы, но на любой вопрос, выходящий за рамки их знаний, или какое-либо общение со сверстниками выводит их из колеи.
Особенность детского восприятия состоит в том, что они хорошо запоминают то, что видят и слышат. Как отметили Никитин Б. П., Никитина Л. А в своей книге «значительно позже мы поняли, какие большие возможности для развития получат дети при самостоятельном исследовании окружающего мира» [5, с.29]. Помимо этого, важную роль в развитие ребенка играют их беседы со взрослыми. Дети очень хорошо воспринимают информацию, переданную при не опосредованном общении. Они применяют имитацию, учатся эмоциям и чувствам.
В науке существует много разнообразных методик, разработанных российскими авторами: система Монтессори [4], «складывая кубики» И. Зайцева [1], система «НУВЭРС» Никитиных [5,6,7]. Все эти методики, в основном построены по тому принципу, что мозг ребенка активно развивается до 5 лет. Конечно же, легче воспринимать информацию в детском возрасте, нежели будучи взрослым. Если методика правильно подобрана, то она будет мотивировать и формировать интерес к знаниям. Но необходимо знать, что даже самая эффективная и востребованная методика не всегда учитывает индивидуальные особенности и развитие вашего ребенка. Если родители будут обучать ребенка через «не хочу», то в дальнейшем это может вызвать ненависть к школьным предметам и обучению.
Из всего этого можно сделать вывод, что конкретного решения проблемы, связанного с использованием определенных методов и методик раннего развития детей понятие относительное. Именно учет особенностей каждого ребенка, индивидуальный подход к нему способствует оптимизации процесса воспитания ребенка данной возрастной категории. Любая из методик будет подходить вашему ребенку, свидетельствовать исключительно о развития его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, его мотивации, ну и конечно же многое будет зависеть от родителей, которые должны быть готовы предоставить эту возможность.
Литература:
- Зайцев Н. А. Письмо. Чтение. Счет. — СПб.: Лань, 1997. — 224 с.
- Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
- Масару Ибукаю. После трёх уже поздно. О важности развития в первые три года жизни. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — 224 с.
- Монтессори М. Мой метод. М.: АСТ.2006, 352 с.
- Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. в 2 томах. — М: Самокат, 2015. Т.1. — 224 с.
- Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. — М, изд. 6-е испр. доп. с новым вступлением. — Обнинск: Световид, 2009. — 216 с.
- Никитины Л. А. и Б. П. Мы и наши дети. — М.: Ростов-на-Дону, 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие, раннее развитие детей, окружающий мир, раннее развитие, ваш ребенок, детский возраст, жизнь ребенка, младенческий возраст, сенситивный период.
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. А.И. ГЕРЦЕНА»
Институт детства
Кафедра
Дошкольной педагогики
Реферат на тему
«Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста»
Выполнила:
Студентка 3 курса ЗО
Петрова А.В.
Группа ДО-4-14
Санкт – Петербург
2016
Дети должны считаться, по общепринятому мнению, счастьем и великим благом в жизни. Однако очень часто в повседневных реалиях можно встретить выбившихся из сил пап и мам. Радость от общения с собственным ребенком могут легко нарушить ошибки, совершаемые по неопытности молодыми родителями.
Современным родителям приходится сталкиваться с множеством проблем, касающихся развития и воспитания детей раннего возраста. Особо важно при рассмотрении проблем современных родителей выделить не только наиболее популярные и оглашаемые, но и глубинные, сопровождающие каждый день напоминанием о себе. Ранний возраст ребенка –от 1 года до 3 лет, поэтому будет составлен рейтинг, касательно детей этого возраста.
- Ребенок не говорит. Открыто огромное количество форумов и тем, топиков на данную тему, ниже изложены примеры.
2. Ребенок раннего возраста не ходит на горшок
3. Ребенок не спит днем.
4.Ребенок не слушается
5. Чувство вины перед ребенком. По мнению множества современных психологов, проблема чувства вины перед ребенком всплывает у каждого родителя, даже у того, кто прикладывает все усилия для его правильного воспитания и ухода.
Наиболее популярной и интересной проблемой является отсутствие разговорной речи у ребенка раннего возраста. Недоразвитие речи может усугубить упрямство, своеволие и истерические реакции малыша. Родители, замечающие отставание развития речи у ребенка обязательно должны обратиться к неврологу, при необходимости пройти обследование и начать лечение. С целью развития речь необходимо применение различных методик. Рассмотрим некоторые из них.
Еще Павлов говорил об использовании мышечных ощущений, которые ведут от речевого органа к коре головного мозга. Так ребенок, повторяя мимику матери, начинает говорить. Но после семи месяцев имитация мимики у детей начинает ослабевать, поэтому в более старшем возрасте нужно искать другой путь. Было замечено, что развитие движений пальцев рук (которое не всегда совпадает с развитием общей моторики) всегда совпадает с речевым развитием. Когда отстает развитие моторики пальцев, отстает и развитие речи.
Особенное значение имеет период противопоставления большого пальца другим. Работу по тренировке детских пальчиков можно начинать с семи месяцев. При движениях пальцев левой руки будет развиваться правое полушарие мозга, а развитие левого полушария будет зависеть от подвижности пальчиков правой руки. Давайте малышу катать шарик из пластилина, купите ему крупные деревянные бусы.
После полутора лет можно давать более сложные задания:
-застегнуть пуговицу;
-завязать узел;
-шнуровать.
При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, так как дети 2 — 3 лет уже довольно много знают, видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят куклу, лошадку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).
Используются самые разнообразные приемы. Так, важное значение в рассматриваемом нами возрасте имеет образец построения предложения педагогом, но само предложение должно быть достаточно сложным, с использование наречий, союзов. Детям 2 — 3 лет удается уже повторить образец элементарного рассказа – описания. Способы действия с игрушками взрослый не только сам показывает детям, но и может предложить им придумать, как, например, можно успокоить зайца, что выбрать кукле, если будем угощать ее чаем, и т.д. Таким образом, вместе с развитием речи мы развивает у детей мыслительные операции, учим устанавливать простейшие связи (накормили зайца – он успокоился, пьем чай – нужна соответствующая посуда и т.д.). Все это крайне важно для формирования инициативности, элементарного творчества (перенос способов действий в самостоятельные игры).
Известно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Тем более важно использовать в развитии речи и мышления такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными. К сожалению, в практике нередко используются однотипные вопросы («что?», «кто?», «какой?») и дети легко на них отвечают, причем чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?» и др. Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Кстати, вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»). Этому надо учить детей сразу с введением нового слова. Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и т.д. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме.
Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
С ребенком следует заниматься логопедическим массажем, играми на подражание, развитие слухового восприятия и т.п.
Собственные советы родителям, столкнувшимся с такой проблемой. В любой сложной ситуации, связанной с развитием речи ребенка, родителям следует оставаться в спокойном состоянии, сохранять понимание того, что ребенку необходима помощь. В первую очередь стоит обратиться к неврологу, который вызывает доверие у родителей.
Важно отметить, что интрига, интерес к игре и положительный настрой играют решающую роль в стремлении ребенка ознакомиться с новой информацией. Во время прогулок, совместного быта, необходимо как можно больше общаться с ребенком, не отвечать за него и побуждать обращение к себе. У ребенка должна быть сформирована положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них. Еще одно необходимое условие — все игры должны сопровождаться речью, желательно стихами, которые в раннем возрасте запоминаются и воспринимаются легче.
Источник
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности.
В отечественной науке доказана объективная значимость раннего возраста. Учёные Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина были основоположниками этой отрасли педагогики. Они и их коллеги провели огромное количество научных исследований, чтобы доказать всему мировому научному сообществу, важное влияние этого периода на всю последующую жизнь человека. Проблеме развития и воспитания детей раннего возраста посвящены работы В. М. Бехтерева, Н. Л. Фигуриной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов, считают ранний возраст сенситивным для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.
Их последователи продолжают работать над решением проблем детей раннего возраста и в наши дни. Профессор И.П. Подласый писал: «Воздействуя на развитие ребёнка, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства». Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из актуальных проблем современности. У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.
Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова, В. С. Мухина, А. В. Запорожец отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).
В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. А. В. Запорожец отмечает, что ребенок в раннем возрасте проходит два этапа развития речи: подготовительный (гукание, гуление, лепет) и этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассив ная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные присущие ей функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.
К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.
Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
Современный подход к проблеме воспитания и развития детей раннего возраста можно рассмотреть на примере подхода Людмилы Михайловны Беляевой (белорусский педиатр, педагог, ученый, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии Белорусской медицинской академии последипломного образования):
· Период раннего детства (до 3-х лет) – это особый период развития, формирования и становления всех органов и систем; и прежде всего – функций мозга;
· Мозг обеспечивает интегративную деятельность всех систем организма и функцию мышления, которая является основным регулятором социального поведения человека;
· Функции головного мозга не фиксированы наследственно, их становление и развитие происходит в результате взаимодействия организма с внешним миром;
· Наследственные факторы лишь определяют способность и силу ответа, склонность к определенным формам реагирования ЦНС на влияния внешней среды
· В раннем возрасте наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие ребенка; поэтому необходимо грамотно использовать те возможности, которые присущие раннему детству;
· В целом – основной особенностью этого периода считается функциональная «незрелость» всех систем
· Она определяется рядом факторов, которые тесно связаны с критическими периодами в развитии ребенка:
1.Антенатальный период имеет 2 критических этапа:
●конец эмбриогенеза (13-14 недель): токсикозы, болезни матери ведут к замедлению и нарушению развития (врожденные уродства или гибель плода);
●последняя треть беременности (токсикозы, болезни матери и др.) ведут к гипоксии плода, что способствует физиологической незрелости плода или поздним фетопатиям
2. Роды:
● как воздействие стрессового фактора;
● как стимуляция жизнедеятельности основных функций организма ребенка;
3. Принятие вертикального положения;
4. Критический период в нервно-психическом развитии (3-ий год жизни);
5. Пубертатный период.
Основные особенности развития ребенка раннего возраста
1. Быстрый темп:
ни в каком другом возрасте не идет такого быстрого увеличения роста, массы и формирования функций мозга; этот темп развития характеризуется рядом моментов:
Быстрое установление связей с окружающим миром и медленное их закрепление (для закрепления необходима повторная информация);
Скачкообразный характер развития: периоды замедления развития (ретардация; практически – это периоды накопления информации) чередуются со «скачками», которые за короткий период времени меняют облик ребенка; пример запаса слов:1 год – 10 слов; 1,5 года -200-300 слов; 2 года 300 слов; 3 года –более 1500 слов;
Принято выделять периоды, называемые «скачками»: 1 год – ходьба; 3 года – формирование личности (осознает себя…Я…); 6-7 лет – школьная зрелость; 12-13 лет пубертатный период;
Эти периоды должны быть щадящими из-за угрозы срывов ЦНС и других функциональных систем
2. Неравномерность развития (гетерохронность).
Это проявляется созреванием различных функций организма в определенные сроки. Можно использовать «синзитивные» периоды как проявления особой чувствительности к определенным видам обучения (например, «ролевые» игры в 3 года …)
3. Большая ранимость
Дети очень лабильны, часто заболевают, очень эмоциональны. Даже от незначительных причин часто утомляются. Это особенно проявляется в стессовых ситуациях, самой частой из которых является адаптация к ДДУ. К ДДУ ребенка следует готовить!!!
4. Большая пластичность (обеспечивает быстрый темп развития).
Малыш необычайно обучаем, однако не следует чрезмерно увлекаться возможностью раннего обучения, так как это ведет к нервным срывам. Ребенок выигрывая в сроках усвоения определенных знаний , теряет осознанность этих знаний.
В основу обучения должно быть положено развитие таких способностей как:
— подражание
— воспризведение
— умение смотреть и слушать
— сравнивать
— сопоставлять
— обобщать и др.
5.Взаимосвязь между физическим и нервно-психическим развитием
Высокая ориентировочная реакция
(любознательность) побуждает ребенка к
движению, а это способствует его
интеллектуальному развитию (не только
увидеть, но и потрогать, затем выяснить
что это такое, зачем, почему и т.д.)
6. Особое место в раннем возрасте имеют ЭМОЦИИ!
Они должны быть только положительными.
В этом неоценима роль взрослого
Раннее формирование эмоций ребенка:
взаимоотношения с родителями, затем со сверстниками и т. д.
От правильного воспитания эмоциональной сферы ребенка зависит его социальная адаптация в будущем
В раннем детстве ребенок очень легко внушаем, беспрекословно верит сказанному, тонко чувствует настроение взрослого и реагирует на интонацию в голосе.
Прослеживается прямая связь:
между положительными эмоциями, хорошим настроением, хорошим физическим развитием и нормальным формированием гармоничной личности
Итак, в условиях дошкольных учреждений появляются новые формы педагогической поддержки семей, имеющих детей раннего возраста. Это материнские школы, группы (центры) матери и ребёнка, родительские клубы и университеты, где можно получить ответы на вопросы не только по уходу за ребёнком раннего возраста, но и по основным проблемам воспитания и благополучия всей семьи. В созданных на основе обмена опытом родительских клубах и университетах родители приобретают знания посредством общения друг с другом.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник