Принципы развития речи ребенка

Иванс Анна
Методические принципы развития речи

Методические принципы развития речи детей

Принципы Содержание

Принципы

взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей

Принципы

Коммуникативно

деятельного

подхода к развитию речи

Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Необходимо обогащать сознание детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развивать их речь необходимо на основе развития содержательной стороны мышления. Формирование речиосуществляется в определенной последовательности с учетом особенностей мышления: от конкретных значений к более абстрактным; от простых структур к более сложным. Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.

Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации, и в разных видах деятельности. Специально организованные занятия также должны проводиться с учетом этого принципа. Это значит, что и основные направления работы с детьми, и подбор языкового материала, и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых умений. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.

Принцип развития языкового чутья (чувства языка)

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развитие речи, как целостного образования

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности

Принцип

обеспечения активной речевой практики Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности. Дети начинают все более свободно пользоваться формами языка применительно к новому материалу, комбинировать элементы языка в соответствии с его законами, хотя и не осознают их (См. Жуйков С. Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. – М., 1968. – С. 284.)

Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. Данную способность следует развивать. Например, по мнению Д. Б. Эльконина, должна поддерживаться стихийно возникающая ориентировка в звуковой форме языка. В противном случае она, «выполнив в минимальной степени свою функцию, необходимую для овладения грамматическим строем, свертывается и перестает развиваться». Ребенок постепенно теряет свою особую языковую «одаренность». Нужно всемерно поощрять различные упражнения в форме игрового манипулирования словами, на первый взгляд кажущиеся бессмысленными, но имеющие для самого ребенка глубокий смысл. В них ребенок имеет возможность развивать свое восприятие языковой действительности. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.

Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.

Простого механического повторения и накопления отдельных языковых форм недостаточно для их усвоения. Исследователи детской речи считают, что следует организовать процесс познания ребенком самой языковой действительности. В центре обучения должно быть формирование осознания явлений языка (Ф. А. Сохин). А. А. Леонтьев выделяет три способа осознания,которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.

Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком

От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений.

Свое выражение этот принцип находит в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога. На занятиях следует использовать различные факторы,обеспечивающие речевую активность всех детей: эмоционально-положительный фон; субъект-субъектное общение;индивидуально направленные приемы: широкое использование наглядного материала, игровых приемов; смена видов деятельности; задания, обращенные к личному опыту, и др. Следование этому принципу обязывает создавать условия для широкой речевой практики всех детей на занятиях, в разных видах деятельности.

Читайте также:  Развитие личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры

Источник

Слайд 2

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Слайд 3

Речь — это сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.

Слайд 4

Стимулировать эмоциональное общение и проявление признаков внеситуативно- познавательного общения ребенка со взрослыми.

Слайд 5

Задачи формирования грамматической речи дошкольников: Исправление грамматических ошибок в устной речи детей. Совершенствование синтаксической речи детей. Ознакомление их с некоторыми общеупотребительными сочетаниями. Обучение распространению предложений и составление сложных предложений. Предупреждение грамматических ошибок в речи детей (особенно трудные морфологические категории), повелительное наклонение, разноспрягаемые.

Слайд 6

Принципы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи: Научность Учет психологических, возрастных особенностей детей. Учет дошкольной деятельности детей (игра, быт). Систематическая взаимосвязь ознакамливаемого материала и интереса ребенка к родной речи. Доступность, конкретность. Концентричность.

Слайд 7

Принципы развития речи: Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др.

Слайд 8

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

Слайд 9

2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации.

Слайд 10

3. Принцип развития языкового чутья («чувства языка») . Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.

Слайд 11

4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка, формирование творческой речевой способности.

Слайд 12

5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие.

Слайд 13

6. Принцип обеспечения активной речевой практики. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.

Слайд 14

7. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий.

Слайд 15

Формы работы по развитию речи: 1. Совместная деятельность взрослого с детьми. 2. Повседневная жизнь ребенка. 3. Индивидуальная работа с ребенком по развитию речи.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник

Процесс развития речи и обучения дошкольников родному языку строится прежде всего на основе общедидактических принципов:

1. доступности;

2.наглядности;

3.системности;

4.последовательности;

5.сознательности и активности;

6.индивидуализации и дифференциации и др..

Однако конкретные средства обучения педагог выбирает, исходя из методических принципов — общих положений обучения речи в детском саду. Эти принципы выведены российской исследовательницой В.И. Яшиной в соответствии с закономерностями усвоения языка и речи детьми и отражают специфику обучения детей дошкольного возраста родному речи.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Развитие речи как речемыслительной деятельности тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления детей, которые составляют основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому развивать речь детей дошкольного возраста необходимо на основе активного и деятельного познания ими окружающей действительности, развития содержательной стороны мышления.

Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи. Он является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Он указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку. Реализация принципа означает развитие речи у детей как средства общения и в процессе коммуникации в ходе различных видов деятельности. С учетом этого принципа должны проводиться и специальные занятия по развитию речи. На первый план выходит формирование у детей умения создавать речевое высказывание.

Принцип развития чувства речи. Языковое чувство — это неосмысленное знание закономерностей языка. Оно возникает на подсознательном уровне в процессе многократного восприятия речи и использования в собственной речи подобных форм. Дети не только запоминают случаи употребления слов, словосочетаний, но и используют их в различных ситуациях речевого общения, которые постоянно меняются. Эту способность нужно поддерживать и развивать. С развитием языкового чувства связано формирование способности к языковым обобщениям.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка 1 года

Принцип формирования элементарного понимания явлений речи. В основе овладения речью лежит не только имитация, подражание речи взрослых, но и неосмысленное обобщение языковых явлений. Ребенок неосознанно выводит для себя правила речевого поведения, что позволяет ему создавать новые высказывания. Поэтому в основе обучения языку лежит формирование языковых обобщений, творческих речевых способностей, элементарного осмысления явлений языка.

Принцип взаимосвязи работы над разными компонентами речи, развития речи как целостной системы. Усвоение лексики, грамматического строя речи, развитие речевых навыков является взаимосвязанным процессом овладения системой языка. Во время развития одного из компонентов речи одновременно развиваются и другие. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором воплощаются все достижения ребенка в овладении речью.

Принцип взаимосвязи обучения разным видам речевой деятельности. Говорение включает два обязательных процесса-восприятие (и понимание) и говорение. Понимание является предпосылкой развития самостоятельной, активной речи. В детском саду необходимо уделять должное внимание обоим процессам.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Как уже отмечалось, речевая деятельность всегда мотивированна: она вызвана естественными потребностями ребенка в представлениях, в активной деятельности. В процессе занятий коммуникативность речи часто снижается. Поэтому важной задачей педагога является создание ситуаций, которые вызывают потребность в речевом общении.

Принцип обеспечения активной речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Под речевой активностью понимается не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Активную речевую практику необходимо обеспечивать как в повседневной жизни, во время различных видов деятельности, так и на занятиях.

Источник

Роо Галина Сергеевна
Консультация для воспитателей «Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средства их реализации»

Консультация для воспитателей.

Автор: Роо Галина Сергеевна

Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средства их реализации.

Раскрыв сущность задач развития речи детей в дошкольном периоде обратимся к методическим принципам, на которых основывается развитие речи и попытаемся выделить роль игры и игрушки как средства обучения и развития речи.

Как отмечают отечественные ученные, процесс развития речи детей должен строиться с учетом не только дидактических, но и методических принципов обучения. Под методическими принципами в современной педагогической науке понимаются общие положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения.

Методические принципы обучения, определяются закономерностями усвоения детьми дошкольного возраста родного языка и речи. Они отражают особенности обучения родной речи.

Рассматривая методические принципы, Федоренко Л. П. указывает на их взаимосвязь друг с другом и взаимодействие с общедидактическими принципами, такими как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность, индивидуальность, активность.

Отечественные ученные выделяют следующие методические принципы развития речи:

принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он основывается на понимании речи как речемыслительной деятельности, развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Развитие речи основывается на сенсорных представлениях, составляющих основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работа по развитию речи неотрывно связана с работой, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Следование этому принципу предполагает привлечение наглядных средств обучения, использование методов и приемов, которые бы способствовали целостности развития всех познавательных процессов.

принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Этот принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации, и в разных видах деятельности.

принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. Здесь проявляется способность запоминать и использовать, как традиционно произносятся слова, словосочетания в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. По мнению Д. Б. Эльконина, должна поддерживаться стихийно возникающая ориентировка в звуковой форме языка. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.

принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности. А. А. Леонтьев выделяет три способа осознания,которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.

принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком.

принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Данный принцип рассматривает мотив, как важнейший компонент в структуре речи, от которого зависит качество речи и успешности обучения. В повседневном общении, как указывает Сохин, мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Психологи отмечают, что важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений.

Читайте также:  Оценка развития ребенка по показателям педагог

принцип обеспечения активной речевой практики. Этот принцип основывается на том, что речь и язык усваиваются в процессе их употребления, непосредственной практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Речевая активность как отмечает Л. П. Федоренко – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Применение этого принципа на практике предполагает создание условий для широкой речевой практики всех детей на занятиях, в разных видах деятельности.

Раскрыв сущность методических принципов, на которых строится развитие речи детей дошкольного возраста, обратимся к игре как к средству обучения дошкольников. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии,в основном сводятся к следующему:

Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста.

Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью.

Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т. е. социальных явлений.

Развивающие функции игры определены в отечественной психологии и педагогике. Существенным для понимания развивающего значения игры представляются соображения, высказанные Л. А. Венгером, подчеркнувшим необходимость четкого определения специфического влияния игры на развитие ребенка. Л. А. Венгер исходит из того, что каждая конкретная деятельность требует определенных специфических для неё способностей и создает условия для их развития.

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра. С. Л. Рубинштейн назвал игру практикой развития. Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует его (ребенка) возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится наиболее связной. [Д. Б. Эльконин].

Как указывают ученые, при этом не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего, это должна быть содержательная игра. Однако ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.

Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Разработкой теории игры и роли игрушки в развитии личности ребенка, в том числе и их участие в развитии его речи в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Неизменный спутник детской игры – игрушка, которая выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых предстоит ребенку и освоить различные действия с ними.

По словам А. С. Макаренко, игрушка-это «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка -своеобразная школа воспитания чувств ребенка, и подчеркивал, характер ребенка будет формироваться от того, какие впечатления будут отражаться в игре, и как в ней будут применяться игрушки.

Исследования Е. А. Коссаковой доказали, что в отборе игрушек взрослые должны руководствоваться возрастными закономерностями развития детской игровой деятельности.

Игрушка оказывает большое влияние на развитие речи ребенка: первые слова, которые ребенок запоминает, обычно связаны с игрушками. В своих ежедневных играх с игрушками ребенок учится называть не только сами предметы, которыми пользуется, но их особенности, величину, форму, цвет и пр. Он включает игрушки в соответствии со своими представлениями в игру и определяет их отношение к остальным предметам и лицам, участвующим в игре. Все свои действия в игре ребенок сопровождает речью.

Хорошо известно и многократно доказано, что общее развитие ребенка самым тесным и непосредственным образом связано с развитием его речи. Становление полноценной речи, в свою очередь, предполагает активную деятельность, в которую ребенок охотнее всего включается через игру.

Источник