Развитие личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры

Развитие личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры thumbnail

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Развых И.Е.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №58»

Аннотация. Формирование здорового образа жизни. Основные ориентиры в формировании физической культуры личности дошкольника.

Ключевые слова: развитие личности, физическая подготовленность, физическая культура, формирование личности, движение.

       Для того чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть ею.

       Одно из важных мест в развитии личности ребенка дошкольного возраста занимает физическая культура.   Физические упражнения — стержень всей жизнедеятельности и поведения дошкольника, начало в его развитии. Регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий, сопровождается эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за лучший результат.

Мы можем опираться на три ориентира в развитии личности ребенка посредством физической культуры:

1. Физическая подготовленность – здесь достигается высокий уровень при условии индивидуального подхода к детям в процессе формирования двигательных навыков, использование современных технологий, требующих от ребенка дополнительного интеллектуального и волевого напряжения, анализа и самоанализа собственных действий.

2.Формирование знаний в области физической культуры – усвоение физкультурных знаний происходит на основе личных наблюдений, словесной информации взрослого или сказочного героя. Это способствует образованию в сознании дошкольника  образца поведения. В результате у детей формируется правильное отношение к своему здоровью, развиваются умения и навыки, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой, — дети начинают понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья.

3. Эмоциональное отношение детей к занятиям физической культурой — активизация эмоций дошкольника, развитие его высших психических функций (мышления, памяти, внимания, воображения и др.)

Большую роль в формировании личности детей дошкольного возраста имеют подвижные и спортивные игры, двигательные умения, которые интересуют детей. Они имеют положительный эмоциональный окрас, отличаются активностью, дают возможность много двигаться.  Благодаря им, дети учатся:

— обогащать и развивать игру и игровое умение;

— создавать и придумывать для них сюжеты;

— изучать новые движения;

— подходить к игре творчески, без механического повторения движений;

— постепенно играть без взрослого, самостоятельно.

Подвижные игры, спортивные игры развивают у детей дошкольного возраста:

— эмоционально-волевые свойства личности;

— гармонизацию межличностных отношений в детском коллективе;

-коммуникативные качества.

 Подвижные игры являются сконцентрированы на движение и наличие правил.  Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует физические качества, учит детей действовать в соответствии с правилами.  Во время игры ребенок познает окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь.  Детей учат действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Формируется честность, справедливость, дисциплинированность. Дети  учатся  дружить, сопереживать, помогать друг другу.

А, все вышеперечисленное, и есть качества настоящей личности. Тот фундамент, который закладывается в ребенка с самого раннего возраста не только чтением книжек, рисованием, развитием мелкой моторики и музыкальным воспитанием, но и средствами физического развития, которые считаются одними из самых главных и интересующих ребенка видов деятельности, что физиологически обосновано и связано с возрастными особенностями дошкольного возраста.

         Литература:

  1. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: Проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  2. Дошкольное воспитание. Ежемесячный научно – методический журнал. 2001.

Источник

«Формирование личности дошкольника

средствами физической культуры»

Подготовила: инструктор по физической культуре- Мулокаева А.В.

г. Холмск

Формирование личности дошкольника средствами физической культуры

 Формирование физической культуры личности в современный период связывают с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром содержания работы. «Вхождение» в мир физической культуры выступает не просто как процесс «привлечения» человека к различным формам физкультурной деятельности. Формирование физической культуры личности есть процесс осознанного приобщения к ее ценностям. Под этим   следует понимать два уровня — общественный и личностный.

        К общественному уровню относят накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения. Иными словами, все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни.

Читайте также:  Развитие ребенка с онр

        Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется двигательным компонентом, определенным уровнем знаний, заботой о поддержании в норме физического состояния.

         Определяются они характером человека, структурой и направленностью его потребностей, мотиваций и ценностными ориентациями на занятия физическими упражнениями. Поскольку любая из ценностей физической культуры «работает» в той или иной мере на здоровье человека, возрастает роль такого физического воспитания, главная цель которого — не только процесс формирования здорового образа жизни, но и формирование физической культуры личности. Создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры претворяются в действительность с помощью физкультурной деятельности. Именно в процессе физкультурной деятельности формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.

         В дошкольном возрасте формирование физической культуры личности традиционно связывают с двигательным компонентом, основная суть которого — формирование двигательных умений и навыков. В период дошкольного детства возникают и развиваются разнообразные группы физических упражнений.

        Для детей 3-го года жизни основная задача физического воспитания — освоение и совершенствование новых видов движений, особенно пальцев рук и кисти, закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений — ходьбы, бега, прыжков, подбрасывания и ловли мяча, плавания.

        Физическое воспитание ребенка 4-го года жизни направлено на освоение новых движений, преимущественно спортивного характера, с постановкой конкретной цели: пробежать быстрее, метнуть дальше и т.п. Обращается внимание на освоение элементов техники бега, прыжка, метания, элементов игры с мячом руками и ногами, элементов акробатики, катания на лыжах, коньках, плавания.

        Для детей 5-го года жизни основная направленность физического воспитания — освоение сложных в техническом отношении упражнений. Они должны способствовать выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траекторию, направление, скорость и темп движений. Значительное место занимают упражнения, способствующие освоению отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые, метательные и др.), развивающие физические качества (ловкость, быстрота, гибкость).

        На 6-м году жизни все большее внимание уделяется специализированным тренировкам отдельных физических качеств и способностей. Акцентируется развитие быстроты и выносливости, а также овладение более сложными видами движений из арсенала спорта.

В основе физкультурных знаний ребенка должны лежать личностно значимые ценности:

  — знания о своем физическом состоянии, средствах воздействия на него, представления о показателях здоровья (хорошая осанка, настроение, аппетит, сон, ничего не болит), о признаках заболеваний (высокая температура, озноб, боль в горле, головная боль, насморк, потеря аппетита, покраснение глаз);

   — знание простейших правил сохранения и укрепления здоровья, правил самодисциплины: соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, есть в одно и то же время, занятия чередовать с отдыхом), закаляться (гулять в любую погоду, устанавливать простейшие связи состояния погоды и соответствующей одежды, принимать душ, спать с открытой форточкой), есть продукты, полезные для здоровья (мясо, яйца, рыба, молочные продукты помогают расти; хлеб, овощи и фрукты дают энергию, жиры согревают тело), защищаться от микробов (не пить и не есть на улице, мыть руки с мылом, есть только мытые овощи, есть и пить только из чистой посуды, когда чихаешь — закрывать нос и рот платком), выполнять гигиенические процедуры (полоскать рот после еды, чистить зубы, мыть лицо, шею, уши, руки, ноги, следить за чистотой и длиной ногтей), соблюдать гигиену одежды и обуви (проветривать, чистить, аккуратно хранить);

  — знания о предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процедур (носовой платок, расческа, полотенце, зубная щетка); знакомство с правилами хранения предметов личного обихода, некоторыми приемами оказания первой помощи при ушибах и порезах (обработка мелких царапин, накладывание повязок);

  — знания о физических упражнениях, об их назначении, о способах применения в жизни людей (знакомство с основными исходными положениями физических упражнений, связанных с работой крупных групп мышц; усвоение элементов техники основных видов движений, правил безопасности при их выполнении; получение знаний о содержании и правилах подвижных и спортивных игр, о простейших правилах самостоятельных занятий физической культурой);

Читайте также:  Принцип развития в исследовании ребенка

  — знания о своих физических возможностях (уровень физической подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку);

  — знания и представления о своем организме (строение скелета, значение мышц, строение и деятельность головного мозга, сердца, органов дыхания).

         Овладение данной информацией помогает лучше понять себя, а знания о своей телесности выполняют функцию ориентиров поведения, учат адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Работая со старшими дошкольниками можно использовать знания, формирующие представления о программе и символике Олимпийских игр, их ритуалах, знаменитых олимпийцах и др.

         Наиболее успешно эмоциональные переживания формируются в игре. Именно в игре обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, формируются новые качества поведения. В физическом воспитании игровой метод реализуется в виде игровых упражнений, т.е. физических упражнений, отличающихся теми или иными методическими особенностями игры. Их выполнение подчинено закономерностям техники выполнения данного двигательного действия.

        Упражнения в игровой форме (в процессе обучения движениям) применяются для улучшения эмоционального фона, поддержания интереса к занятиям. Будучи эмоционально привлекательной для ребенка, игра оказывает стимулирующее влияние на выполнение двигательных действий, а образец двигательного действия, заложенный в роли, становится эталоном, с которым ребенок сравнивает собственное выполнение, контролирует его.

        Создание образов с помощью движений вызывает эмоциональное отношение к двигательной деятельности, вовлекает в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, гибкость, способность переносить свойства выполняемого движения на новый игровой образ. Происходит своеобразная подмена мотивов: ребенок начинает действовать из желания играть, результатом же оказывается новый двигательный навык.

 Таким образом, можно констатировать: средства физической культуры являются важными факторами формирования личности ребенка дошкольника.

Помните! Здоровый ребенок — умный ребенок.

Источник

Доклад на тему: формирование личности дошкольника средствами физической культуры.

‘Личность’это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения или общественных форм сознания и поведения.

В последние годы особое значение в педагогической науке приобрела проблема формирования личности. Во многом это вызвано решением обновить возможности педагогической практики – с упором на повышение внимания к ребенку. И вот почему. Именно в годы дошкольного детства у ребенка происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Именно потому, период дошкольного детства – период фактического складывания психологических механизмов личности – так важен. Однако, чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него эту потребность.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника, одной из важных мест занимает физическая культура. Роль её уникальна в плане комплексных развитий всех аспектов целостной личности: психологического, физического, эстетического, интеллектуального, нравственного. Физическая культура постепенно подготавливает ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. А результативность достигается с помощью всей системы средств – оздоровительных сил природы, гигиенических факторов, однако наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений. Физические упражнения не только способствуют оптимальному физическому развитию детей, они благоприятствуют и умственному их развитию. Выполняя упражнения, дети учатся замечать сходства и различия в технике их выполнения, выделять элементы действия, сравнивать их, обобщать – всё это активизирует мыслительные операции (память, внимание, восприятие), приучает детей принимать решение самостоятельно, контролировать свои действия.

Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество. Дети разыгрывают такие действия, как подражание животным, птицам, явлениям природы, иными словами всё что увлекает, настраивает на положительные эмоции. Эмоции побуждают повторять двигательные действия многократно, а образец, соответствующий характеру разучиваемого двигательного действия, помогает создавать правильное зрительное представление.

Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым , становится самостоятельной деятельностью детей.

Читайте также:  Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка комплексная

Важная характеристика личности — ее направленность, система ведущих мотивов в поведении. Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения,

закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.

На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья(правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.

В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя. Основными факторами формирования самооценки признаются : собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры – драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

В сложных действиях проявляется воля ребенка – преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Например, подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями. Дети должны уметь начинать движение все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего после сигнала или условных слов, если игра сопровождается текстом и т.д. Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств.

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

Таким образом, средства физической культуры являются важными факторами формирования личности ребенка дошкольника.

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Николаева Ирина Александровна

Источник