Презентация развития личности ребенка в начальной школе

Презентация развития личности ребенка в начальной школе thumbnail

Психическое развитие и формирование личности младшего школьника.

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка.

1. Изменяется его социальный статус — он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками. Если раньше основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.

2. Происходят изменения в психической сфере ребенка.

Главной особенностью развития детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.

Вначале преобладает наглядно-действенное мышление (1,2 класс), затем формируется абстрактно-логическое мышление (3,4 класс).

Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память, изменяется структура мнемических процессов.

Возраст 7—11 лет по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Развивается логическое мышление. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость — он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные.

Развитие речи. Изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью. Ребенок знакомится с новым для него видом речи — письменной речью. Для того чтобы научиться писать и читать, кроме высокого уровня развития мышления, у ребенка должно быть хорошо развито и восприятие.

Развитие восприятия. Ребенок воспринимает абстрактные образы, какими являются письменные знаки (буквы), объединяет их в более сложное абстрактное образование, каким является слово, и придает этому слову конкретное смысловое значение.

Развитие представлений. Переход от непроизвольного возникновения у ребенка представлений к умению произвольно вызывать нужные представления. Например, ребенок уже в состоянии по собственному желанию представить и достаточно полно и ярко описать, как выглядит его любимая игрушка.

Развитие внимания. Внимание ребенка становится произвольным. Довольно долго сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание. Происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация. Особую роль в развитии произвольного внимания у ребенка играет школа и учебный процесс.

Развитие памяти. 

Процесс усвоения новых знаний ребенком предопределяет развитие у него произвольной памяти. Школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа. Механическая память развивается очень быстро, словесно-логическая медленнее.

Эмоциональное развитие ребенка в возрасте от 6 до 11 лет напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения — он начинает учиться в школе.

По-прежнему продолжается бурное развитие и совершенствование «эмоционального языка» ребенка. В младшем школьном возрасте развивается собственная эмоциональная выразительность, что отражается в богатстве интонаций, оттенков мимики ребенка. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное.

Со временем ребенок начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится среди сверстников, боясь их осуждения. В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости — возрастает умение ребенка владеть своими чувствами.

В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции — самолюбие, выражающее стремление ребенка не только к самоутверждению, но и к соперничеству с другими людьми, чувство ответственности, которое представляет собой способность ребенка понимать ситуацию и соответствовать существующим в социальном пространстве нормативам, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию. Недовольство, гнев младший школьник проявляет не столько в моторной форме — лезет драться, сколько в словесной — грубит, дразнит. Переживание стыда ребенок начинает проявлять более скрытно. В это время он уже учится понимать характер переживаний других людей, приобретает способность сопереживать эмоциональному состоянию сверстников и взрослых.

Для детей 5-7 лет друзья — это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

Мотивационная сфера.

В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные мотивы. 

Познавательные мотивы порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Первоклассников интересует сам процесс учения, им нравится читать, писать, рисовать, лепить. Познавательные интересы ребенка характеризуются преимущественной ориентацией на учителя. Первокласснику интересно не любое новое знание, а прежде всего то, которое он получает от учителя.

Среди социальных мотивов можно выделить такие мотивы, как статусный мотив «быть учеником» (характерный только для первого года обучения в школе). Это предопределяется внешней атрибутикой статуса школьника — различными учебными принадлежностями, ранцем и т. п. Мотив хорошей отметки. Зачастую отметка из знака успеха (неуспеха) в познавательной деятельности ребенка превращается в знак, оценивающий личность в целом. Этому отчасти способствуют и взрослые (родители, знакомые, а часто и незнакомые), интересуясь у детей их отметками в школе и выражая удовлетворение лишь самыми высокими. Другие же отметки вызывают у них реакцию разочарования, которая автоматически травмирует ребенка. Мотив утверждения себя в классном коллективе или мотива соперничества, конкуренции, что свидетельствует о все еще эгоцентрической позиции ребенка; стремление к превосходству и признание одноклассниками.

Читайте также:  Индивидуальная карта речевого развития ребенка

Развитие Я — концепция.

При поступлении ребенка в школу формируется Я — образ ученика. Ребенок с готовностью принимает свой новый статус ученика, так как в нем содержится общественная значимость. Общение с одноклассниками и другими сверстниками также обогащает Я — концепция ребенка.

Самооценка ребенка сказывается на степени успешности его школьной успеваемости, и наоборот, уровень успеваемости школьника оказывает существенное влияние на формирование его самооценки. Положительные подкрепления учебной деятельности школьника не являются гарантией позитивности его самооценки, но повышают вероятность этого. С другой стороны, если в учебных ситуациях школьник будет получать преимущественно отрицательный опыт, то у него сформируется не только негативное представление о себе как об учащемся, но и негативная общая самооценка. Низкая самооценка заставляет ребенка активно избегать проявления своих достижений, так как его действия, несовместимые с самооценкой, порождают у него дискомфорт и тревожность.

Развитие более высокой самооценки происходит по двум механизмам:

1. Ребенок не опасается быть отвергнутым в том случае, если он проявит или будет обсуждать свои уязвимые стороны.

2. Он уверен, что к нему благожелательно относятся независимо от его успехов и неудач, что его не будут уравнивать с другими, вызывая болезненное чувство неадекватности.

В конечном итоге основная цель развития Я — концепция заключается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения.

Поведенческие особенности.

С наступлением среднего детства и началом обучения в школе образ жизни ребенка меняется коренным образом. Прежде всего, существенно изменяется социальная среда: ребенок вступает в сложные отношения посредничества между двумя институтами социализации — семьей и школой.

Дети в этом возрасте жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любознательны. Они бегают, прыгают, катаются на всем, что движется, лазают, ныряют, плавают, возятся друг с другом, толкаются, пинаются и иногда дерутся. Значительная часть их активности связана с проверками окружающих предметов на прочность, гибкость, способность к превращениям и т. д. Во взаимодействии детей с предметами окружающего мира имеются определенные различия между мальчиками и девочками.

У девочек выражено стремление поставить предмет или обломок предмета себе «на службу», «приспособить их качества к своим целям». Они в большей мере стараются сохранить, сберечь. В их личном окружении, играх, манипуляциях с объектами важна эстетика, «организация красивого целого из элементов».

Мальчикам же больше свойственна аналитичность, стремление подвергнуть найденный предмет разнообразным испытаниям — огнем, ударом. Огонь и взрывы вообще чрезвычайно привлекательны для мальчиков. Поджигать, плавить, производить сильный шум, звон, грохот — привилегия мальчиков.

Достаточно много времени они заняты и игрой, где все большее место занимает соревнование. Мальчики играют с солдатиками, машинами, ракетами, самолетами, игрушечным оружием. Девочки — с куклами, игрушечной посудой и мебелью, в игры со скакалкой, в «классики».

В этом возрасте продолжает совершенствоваться тонкая моторика ребенка. В 1-м классе многие дети еще неуверенно пользуются карандашом и ручкой. Их тонкие движения еще неловки и угловаты. Однако очень быстро дети овладевают навыками письма, и к 4-му классу подавляющее большинство детей не только бегло пишут, но и рисуют.

В младшем школьном возрасте социальные отношения все больше расширяются и дифференцируются. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее. Формируется чувство умелости. Появляются типы отношений, как лидерство и дружба.

Важной ведущей деятельностью становится учебная.

Литература

1. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.— Иркутск 1989. (Младший школьный возраст)

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1968. (Формирование личности в младшем школьном возрасте)

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.— М., 1979. /Личность младшего школьника)

4. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М„ 1966. (Эмоции в дошкольном и младшем школьном возрасте)

Источник

        Здравствуйте, уважаемые коллеги!

        Сегодня мне посчастливилось не только увидеться со всеми вами, но и выступить здесь, на заседании нашего районного МО учителей начальной школы. Тема моего выступления: «Развитие личности ребёнка, его творческих и исследовательских способностей – залог успешного перехода школы на новые стандарты».

С этого учебного года все школы, включая и нашу, перешли на новые государственные стандарты начального общего образования. Администрация и учителя начальной школы готовились к этому переходу не один год. Сегодня важно знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения,  и использовать новые подходы в работе. Особенностью содержания современного начального образования является не только  ответ на вопрос,  что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

  Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.

        Поэтому залогом успешного перехода на новые образовательные стандарты мы – учителя МБОУ Луговской СОШ видим в развитии личности ребенка, его творческих и исследовательских способностей, в проектной и внеаудиторной занятости учащихся.

         Хочу поделиться с вами опытом, как же мы реализуем заявленное, как работаем с детьми, какое оборудование имеет наша скромная сельская школа.

        По приоритетному национальному проекту образования в 2008 году школа получила кабинет начальной школы, включающий в себя лабораторное оборудование, которое учителя стали успешно применять в своей работе.

        Приведу пример исследовательской лаборатории: «Математические модели». Эту работу я показывала на семинаре для заместителей директоров по УВР образовательных учреждений Гурьевского муниципального района.

Читайте также:  Развитие речи ребенка раннего возраста презентация

        Целью занятия я ставила развитие исследовательских способностей учащихся. Исследовательская лаборатория была организована для учащихся 3 класса, поэтому я ее представила в виде игры.

        Ребятам было предложено помочь лесному хозяйству выбрать более выгодный участок для посадки ёлочек. Работа велась в группах. Задания были взяты из тестовых заданий ЕГЭ под редакцией А.Л. Семенова и И.В. Ященко. Ребята считали площадь моделей участков, сравнивали между собой и выбирали более выгодный участок.

        Дальше ребятам была предложена модель реальной ситуации, которую надо было исследовать. Необходимо было примерно посчитать количество шишек с одной елочки, определить общий вес этих шишек. Далее посчитать вес лекарства, которое получится из еловых шишек, посаженных на данном участке. В преддверии нового года моделью еловой шишки послужила елочная игрушка. Ребята работали в парах. Ученики взвешивали вес шишек, считали общий вес с одного дерева, с нескольких и т.д.

        В конце занятия ребята подвели итоги, предложили более выгодный участок для посадки елочек.

        Анализируя свое занятие, хочется обратить ваше внимание на то, что учащиеся 3 класса в виде игры решали задания из типовых тестовых заданий ЕГЭ. Поиск решения таких нестандартных заданий развивает исследовательские способности, логическое мышление. Сравнение моделей участков и выбор самого выгодного участка для посадки елочек, так же развивает логическое мышление, учит мыслить экономически. На занятии ребята работают в группах, в парах, итог подводили коллективно. Поэтому, я считаю, что это исследовательская работа всего класса.

        Работа по развитию творческих и исследовательских способностей ведется с первого класса. Мои ученики создают творческие и исследовательские проекты, индивидуальные, групповые и коллективные работы. В прошлом году мои ученики заняли первое место в муниципальном этапе областного конкурса «Вечное слово» в номинации «Творческие проекты». Так же мы участвовали в открытой муниципальной проектно-исследовательской конференции школьников с фильмом-исследованием «Детство моё, постой…».

        Закончить свое выступление мне хотелось бы такими словами:

        Самое важное – это сохранить у детей огонек жажды знаний, стремиться к тому, чтобы дети были счастливы в школе, ведь счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал, исследовательские и творческие способности. Успех в учении вдохновляет  детей на новые успехи.

Источник

Развитие личности младшего школьника. Зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми. Сильно подвержено внешнему влиянию. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения. Начинает формироваться общественная направленность личности.

Слайд 14 из презентации «Психологические особенности детей младшего школьного возраста» к урокам педагогики на тему «Младшие школьники»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg.
Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики,
щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…».
Скачать всю презентацию «Психологические особенности детей младшего школьного возраста.ppt» можно
в zip-архиве размером 865 КБ.

Скачать презентацию

Младшие школьники

краткое содержание других презентаций о младших школьниках

«Психологические особенности младшего школьного возраста» — Основная деятельность младшего школьника. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Возрастные особенности мышления. Возрастные особенности развития воображения. Эмоциональность младших школьников. Субъективная психологическая готовность к обучению в школе. Основная задача взрослых.

«Психологические особенности младших школьников» — Младший школьный возраст. Сензитивный период. Устойчивость повышается. Решающая роль. Мотивы, лежащие вне учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Организация полноценной учебной деятельности является главным условием. Введение ограничительной цели. Возрастные психологические особенности младших школьников.

«Характеристика детей младшего школьного возраста» — Психологическая готовность к обучению в школе. В первые дни (недели) снижается сопротивляемость организма. Правила, которые помогут ребёнку в общении. Кто из детей идет в школу. Увеличение роста и веса. Несколько советов психолога. Общие рекомендации. Не заставляйте делать все упражнения сразу. Как помочь ребенку учиться в школе.

«Психические особенности младшего школьного возраста» — Особенности мышления младших школьников. Особенности памяти младших школьников. Иноязычные способности. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Трудности овладения ИЯ. Психологические особенности детей. Особенности внимания младших школьников. Основные потребности учащихся. Управление вниманием школьников.

«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся» — Принципы сопровождения. Результативность. Актуальность и перспективность. Основные направления деятельности. Технология опыта. Психолого–педагогическое сопровождение как система совместной деятельности. Психолого – педагогическое сопровождение учащихся. Сопровождение адаптационного периода. Теоретическая база.

«Творческие способности младших школьников» — Акцент на воспитание личности активной. Задачи учителя. Разновидности творческих заданий. Показатели развития творческих способностей. Развитие творческих способностей обучающихся. Каждый из критериев имеет систему показателей. Критерии уровня развития творческих способностей. Применение системы творческих заданий.

Всего в теме
«Младшие школьники»

16 презентаций

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Доклад-презентация «Роль дополнительного образования в развитии личности ребёнка младшего школьного возраста»

Роль дополнительного образования в развитии личности ребёнка младШего школьн...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Роль дополнительного образования в развитии личности ребёнка младШего школьн

Описание слайда:

Роль дополнительного образования в развитии личности ребёнка младШего школьного возраста

2 слайд

Сущность дополнительного образования В настоящее время неотъемлемой частью не

Описание слайда:

Сущность дополнительного образования В настоящее время неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования. Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях». Система дополнительного образования является важным условием для развития личности ребёнка с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

3 слайд

Читайте также:  Регуляция роста и развития ребенка

преимущества дополнительного образования 1. Быстрое реагирование на изменение

Описание слайда:

преимущества дополнительного образования 1. Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей. 2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. 3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования. 4. Глубокая реализация индивидуального похода в обучении. В группах 10 – 12 учащихся – это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования. 5. Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении. 6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка. 7. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей и детей с ОВЗ 9. Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности. 10. Возможность развития дистанционной формы обучения.

4 слайд

Функции системы дополнительного образования - образовательная (получение новы

Описание слайда:

Функции системы дополнительного образования — образовательная (получение новых знаний); — воспитательная (приобщение к культуре, формирование нравственных ориентиров); — развивающая (развитие познавательной сферы); — функция психологического сопровождения (создание условий для личностного роста ребенка); — функция социализации (освоение социального опыта); — функция самореализации (самоопределение и саморазвитие); — креативная (раскрытие творческих способностей); — компенсационная (углубление и дополнение основного образования); — профориентационная (предпрофессиональное самоопределение); — рекреационная (организация досуга); — интегрирующая (объединение всех указанных характеристик с целью обеспечения комплексного становления личности).

5 слайд

принципы дополнительного образования принцип гуманизма – утверждение ценности

Описание слайда:

принципы дополнительного образования принцип гуманизма – утверждение ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры; принцип детоцентризма – приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправный субъект образовательного процесса; принцип демократизма – право каждого ребенка на выбор своей траектории развития; принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности воспитанника, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества; принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся ; принцип дифференциации и индивидуализации образования – выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности, обеспечение развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами; принцип творчества – развитие творческих способностей детей; · принцип системности – преемственность знаний; принцип сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

6 слайд

Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в усл

Описание слайда:

Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует  ключевые компетентности:

7 слайд

Формируемые ключевые компетентности

Описание слайда:

Формируемые ключевые компетентности

8 слайд

Доминирующие компетентности

Описание слайда:

Доминирующие компетентности

9 слайд

значение до для младшего школьника Развитие творческих способностей детей мла

Описание слайда:

значение до для младшего школьника Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования определяется психологическими возрастными особенностями, характерными для этого периода развития детей (эмоциональное и непосредственное восприятие мира, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость и т. д.), а также социальным положением, в которое поставлен ребенок. Условиями развития творческих способностей детей младшего школьного возраста являются: · раннее начало, · обеспечение условиями для творчества, · максимум напряжения сил, · свобода выбора, · помощь, · добровольность, · многогранность, · самостоятельность.

10 слайд

значение до для младшего школьника Беседы и занимательные рассказы при общени

Описание слайда:

значение до для младшего школьника Беседы и занимательные рассказы при общении с детьми, детские утренники, игры способствуют развитию творческих способностей детей. Незыблемыми правилами руководства творчеством детей являются: отсутствие запрета, навязывания своего мнения, доброжелательность. Таким образом, с помощью дополнительного образования происходит активный процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, основанный на раннем начале, обеспечении условиями для творчества, максимальном напряжении сил, свободе выбора, помощи, добровольности, многогранности и самостоятельности.

11 слайд

виды дополнительного образования

Описание слайда:

виды дополнительного образования

12 слайд

Во 2 «а» классе ГБОУ С(К)ОШИ V вида реализуется программа кружка декоративно

Описание слайда:

Во 2 «а» классе ГБОУ С(К)ОШИ V вида реализуется программа кружка декоративно – прикладного творчества «Мир чудес». На занятиях кружка создаются условия для самореализации личности, занятия строятся так, чтобы они способствовали: — физическому развитие: развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации; — психическому развитию: формированию усидчивости, развитию внимания, учат самоконтролю, терпению, увеличению объёма памяти, воспитанию творческого отношения к окружающему миру, развитию воображения; — развитию творческих способностей; — расширению  общего кругозора, — приятному времяпрепровождению, повышению самооценки. В процессе занятий в кружке дети каждый раз стараются найти своё решение поставленной задачи, пытаются найти свои способы выражения, без навязывания стереотипов…

13 слайд

на занятиях кружка

Описание слайда:

на занятиях кружка

14 слайд

ВЫВОД: Таким образом, дополнительное образование – это гибкая, динамичная, м

Описание слайда:

ВЫВОД: Таким образом, дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.

Выберите книгу со скидкой:

Презентация развития личности ребенка в начальной школе

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Презентация развития личности ребенка в начальной школе

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Презентация развития личности ребенка в начальной школе

Курс повышения квалификации

Презентация развития личности ребенка в начальной школе

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-350030

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник