Предметная деятельность в развитии ребенка от 1 до 3 лет

Предметная деятельность в развитии ребенка от 1 до 3 лет thumbnail

Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете,форме,величине, но и положении в пространстве,количестве,соотношении частей,звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи,доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата) .

Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Обучение детейпроводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.

Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.

В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.

Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,

Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение. Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка первый год

Таким образом,при формировании предметной деятельностивзрослым следует помнить :

-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;

-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;

-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметомстановится более свободной : ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому. Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия,которые они наблюдают у взрослых : куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому

изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.

Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий.Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов :игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками

,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.

Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›»Предметная деятельность как ведущая деятельность у детей от 1,5 до 3 лет»

Автор: Кушнир Олеся Вячеславовна, Воспитатель 1 категории МБДОУ №4 «Родничок»...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Автор: Кушнир Олеся Вячеславовна, Воспитатель 1 категории МБДОУ №4 «Родничок»

Описание слайда:

Автор: Кушнир Олеся Вячеславовна, Воспитатель 1 категории МБДОУ №4 «Родничок» Г. Майкопа 2017 г. Предметная деятельность как ведущая деятельность у детей от 1,5 до 3 лет.

2 слайд

Предметная деятельность – это деятельность по овладению действиями с предмета

Описание слайда:

Предметная деятельность – это деятельность по овладению действиями с предметами в соответствии с их общественно выработанными функциями и способами использования. 

3 слайд

В процессе действий с предметами у детей формируются: умения ориентироваться

Описание слайда:

В процессе действий с предметами у детей формируются: умения ориентироваться в различных свойствах  предметов первые волевые черты характера предпосылки к появлению других видов деятельности: игровой, продуктивной, трудовой

4 слайд

Предметная деятельность формируется постепенно. Психологами определены этапы

Описание слайда:

Предметная деятельность формируется постепенно. Психологами определены этапы развития предметного действия: от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослым, а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и, наконец, самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Необходимо в процессе обучения учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу, по образцу.

Читайте также:  Что делать если у ребенка позднее развитие

5 слайд

Предметная деятельность  совершенствование свойств внимания совершенствовани

Описание слайда:

Предметная деятельность  совершенствование свойств внимания совершенствование процессов памяти первые проявления воображения развивается наглядно-действенное мышление развиваются все стороны речи

6 слайд

В любом предметном действии выделяют две стороны:  смысловую техническую

Описание слайда:

В любом предметном действии выделяют две стороны:  смысловую техническую

7 слайд

Среди действий с предметами выделяют: орудийные действия (воздействие одного

Описание слайда:

Среди действий с предметами выделяют: орудийные действия (воздействие одного предмета на другой)

8 слайд

Предметная деятельность в развитии ребенка от 1 до 3 лет

9 слайд

соотносящие (действия, предполагающие соотнесение двух или более предметов по

Описание слайда:

соотносящие (действия, предполагающие соотнесение двух или более предметов по их свойствам и приведение их в определенное пространственное соотношение – закрывание коробочки, складывание матрешки и др.)

10 слайд

Предметная деятельность в развитии ребенка от 1 до 3 лет

11 слайд

Как же развивать предметную деятельность ребенка? Главная задача взрослого —

Описание слайда:

Как же развивать предметную деятельность ребенка? Главная задача взрослого — создать оптимальные условия для обогащения и развития разнообразных действий с предметами. Для ознакомления ребенка с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями полезно использовать разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их, и игрушки, специально предназначенные для развития предметных действий (лопаткой, молоточком и др.). Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта, развитию мышления. Важно, чтобы предметы и игрушки можно было использовать для развития различных органов чувств и формирования разнообразных умений. Наиболее эффективно ребенок овладевает предметными действиями, когда они включены в дидактическую или сюжетную игру. Главное — пробудить интерес ребенка к разнообразным действиям и поддержать его желание действовать.

12 слайд

Предметная деятельность в развитии ребенка от 1 до 3 лет

13 слайд

Спасибо за внимание

Описание слайда:

Спасибо за внимание

Выберите книгу со скидкой:

Предметная деятельность в развитии ребенка от 1 до 3 лет

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Предметная деятельность в развитии ребенка от 1 до 3 лет

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Предметная деятельность в развитии ребенка от 1 до 3 лет

Курс повышения квалификации

Предметная деятельность в развитии ребенка от 1 до 3 лет

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-420782

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Освоение предметной деятельностью как фактор социально-личностного развития в раннем детстве (от года до трёх лет)

Щербина Ирина 2020 Освоение предметной деятельностью как фактор социально-ли...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Щербина Ирина 2020 Освоение предметной деятельностью как фактор социально-ли

Описание слайда:

Щербина Ирина 2020 Освоение предметной деятельностью как фактор социально-личностного развития в раннем детстве (от года до трёх лет)

2 слайд

Ребенок – пытливый исследователь - практик, и пройти этап «разбора» многих пр

Описание слайда:

Ребенок – пытливый исследователь — практик, и пройти этап «разбора» многих предметов для него просто необходимо, поэтому не огорчайтесь и тем более не ругайте его за сломанные или разобранные результаты вашего совместного с ним труда. Зато ваш малыш понял: если вещь так легко собрать, значит, она запросто разбирается, и он доведет исследовательскую деятельность до логического завершения: изучит свойства материалов, сильно сдавив предмет, порвав, смяв или покусав. Очень важно научить ребёнка умению смотреть и видеть, слушать и слышать, видеть необычное в обычном, умению удивляться и задавать себе вопрос: «Почему?» Помните, что без вашей помощи малышу будет очень трудно, а порой даже невозможно!

3 слайд

Социально-личностное развитие – это формирование верного отношения ребёнка к

Описание слайда:

Социально-личностное развитие – это формирование верного отношения ребёнка к себе и окружающему, а также его социальных мотивов, потребностей Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать.

4 слайд

Ребенок изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. О

Описание слайда:

Ребенок изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию! Для малыша весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Социальная ситуация развития — возникновение совместной деятельности ребенка и взрослого, а также то, что данная деятельность становится предметной. Обучая ребенка предметным действиям, родители обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, доступный детям. В ранний период дети усваивают назначения предметов, способы действий с ними и (в доступных пределах) технику выполнения этих действий.

5 слайд

Если младенец (до 1года) действует со знакомым предметом всеми известными ему

Описание слайда:

Если младенец (до 1года) действует со знакомым предметом всеми известными ему способами, то ребенок раннего возраста выясняет (до 3-х лет), для чего этот предмет служит, как его можно употребить.

6 слайд

Степень управления действиями у ребенка раннего возраста еще очень ограничена

Описание слайда:

Степень управления действиями у ребенка раннего возраста еще очень ограничена. Это видно на примере рисования: ребенок, высказав намерение нарисовать определенный предмет, несколько раз меняет его под влиянием впечатления от собственного рисунка. Т.е., произвольное управление действиями пока состоит больше в постановке целей, чем в их достижении. В раннем детстве внимание у детей еще полностью непроизвольно. Сознательный контроль за выполнением действий отсутствует.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам как развивать

7 слайд

…….ребенку нужно научиться употреблять каждый предмет так, как этого требуют

Описание слайда:

…….ребенку нужно научиться употреблять каждый предмет так, как этого требуют взрослые По мере овладения предметной деятельностью меняется характер ориентировки ребенка при знакомстве с новым предметом.

8 слайд

У ребенка формируется предметная деятельность. Ее отличие от простого манипул

Описание слайда:

У ребенка формируется предметная деятельность. Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия и способы обращения ребенка с предметами начинает подчиняться функциональному назначению данных предметов в жизни культурного человека.

9 слайд

Представление о большинстве предметов домашнего обихода, способах их использо

Описание слайда:

Представление о большинстве предметов домашнего обихода, способах их использования дети осваивают на втором году жизни. Возникающая на этой основе предметная деятельность постепенно заменяет собой естественные, природой и устройством организма обусловленные движения ребенка. К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере, в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется. В отличие от младенца — ребенка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые вещи.

10 слайд

Овладение предметными действиями требует от ребенка настойчивости и самостоят

Описание слайда:

Овладение предметными действиями требует от ребенка настойчивости и самостоятельности, а, следовательно, развития произвольности. Полученный правильный результат дает малышу возможность почувствовать свою умелость, уверенность в себе, ощутить себя причастным к делам взрослых.

11 слайд

Со второго года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые о

Описание слайда:

Со второго года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых: куклу малыши укладывают спать, кормят ее, водят на прогулку, везет машинку, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и т.д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому изображению. В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и конструируют, строят из них что-либо новое. Появляются первые попытки обращения изобразительной деятельности, в форме рисования на бумаге.

12 слайд

Все попытки приобщить малыша к предметной деятельности, путем простого насыще

Описание слайда:

Все попытки приобщить малыша к предметной деятельности, путем простого насыщения его любопытства все новыми и новыми игрушками совершенно бесперспективны. Даже самые красочные и дорогие игрушки лишь ненадолго займут внимание ребенка, но ничему его не научат без помощи взрослого. Рано или поздно вы можете столкнуться с такими тревожными симптомами, как сниженная любознательность и активность, замедление темпов развития общения, задержка в возникновении активной речи…

13 слайд

Родители часто жалуются на то, что де­ти быстро теряют интерес к игрушкам, тр

Описание слайда:

Родители часто жалуются на то, что де­ти быстро теряют интерес к игрушкам, требуя все новые и новые. В результате пылятся в детском уголке красивые куклы, разноцвет­ные кубики и пирамидки, а ребенок капризни­чает, не зная, как себя занять. Это происходит потому, что на ранних этапах детства малыши еще не умеют обращаться с предметами по их назначению, а однообразные манипулятивные действия с ними быстро истощают первона­чальный ярко выраженный интерес к новому предмету.

14 слайд

Особенность таких действий заключается в том, что способ использования орудия

Описание слайда:

Особенность таких действий заключается в том, что способ использования орудия не является очевидным, не лежит на поверхности. Ребенок не может самостоятельно открыть, что ложка сделана для того, чтобы было удобно есть, а ключик ­ для того, чтобы завести машинку. Когда малыш берет в руку погремушку, она сама издает звук, как бы знакомя со своим свойством. В предмете­ орудии его свойства не являются очевидными. Вот почему в период раннего детства так велика роль взрослого, помогающего ребенку открывать тайны окружающего мира, шаг за шагом входить в культуру общества. Знакомство с назначением различных предметов, овладение живет. культурными способами обращения с ними и составляет главное содержание жизнедеятельности ребенка раннего возраста. Действия с предметами в соответствии с их назначением составляют ведущую деятельность на протяжении всего раннего возраста.

15 слайд

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя под

Описание слайда:

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Важно помнить, что «на предмете не написаны ни его общественная функция, ни способ его рационального использования». Об этом ребенок может узнать только от взрослых.

16 слайд

Усвоение техники выполнения предметных действий В возрасте около двух лет у д

Описание слайда:

Усвоение техники выполнения предметных действий В возрасте около двух лет у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнерами по игре