Особенности физиологического развития современного ребенка
Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. В недавно ушедшем ХХ веке ребенок развивался в условиях малого социума (семьи, дворовой компании, пионерской организации) с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. Современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века. Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и подросткового. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед поступлением в школу (в подготовительной группе детского сада) сейчас переживают младшие школьники (в 7–8 лет). А это влечет за собой пересмотр методов обучения в младшей школе. Пубертатный кризис девочки минуют теперь тремя годами позже, а мальчики – четырьмя [7].
В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Сегодня этим вопросом всерьез озадачены ученые.
В данный период предпринимаются попытки комплексного изучения современного дошкольника [8]. Во внимание принимаются и мнения педагогов-практиков. В 2001 г. прошел Круглый стол, на котором педагоги московских дошкольных учреждений «нарисовали» портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений. Из положительных характеристик: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный. Из отрицательных: импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором [3].
Специалист в области раннего языкового развития Н. А. Горлова [2] называет следующие особенности современных детей дошкольного возраста: преобладание системно-смыслового сознания над системно-структурным; повышение тонуса организма, настойчивости, требовательности, чувствительности, эмоциональности, потребности к восприятию информации; возбудимость, гиперактивность, тревожность, агрессивность.
Дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях любовных линий, хорошо запоминают всѐ происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьѐз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. Данный вопрос спорный. Скорее, это «наслушанность», под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.
У большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программы обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу «Развитие речи». Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь». Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. В данной ситуации вспоминается проблема, описанная в одном из старых учебников по детской психологии. Ребенок под влиянием родителей рассуждает о теории ядра, но не может выполнить элементарной речевой инструкции педагога.
Известный психолог Е. О. Смирнова приводит данные ЮНЕСКО о том, что 93% современных детей от 3 до5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю: «Подрастает первое поколение “экранных детей”» [5, с. 254]. Она делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Первое и самое плачевное – задержка речевого развития. Отмечается примитивность и бедность речи.
«Речь, исходящая с экрана, остаѐтся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами» [5, с. 255].
Неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе. Нейропсихолог Т. В. Ахутина видит основную причину неуспеваемости в снижении произвольности внимания (наряду с плохой экологией и стрессами). Яркая игрушка долго привлекает внимание ребенка не сама по себе, а во взаимодействии с матерью, при возникновении положительных эмоциональных реакций, комплекса оживления. Ученый пишет: «Для формирования устойчивого внимания надо, чтобы глубинные отделы работали достаточно хорошо, а они-то как раз больше всего страдают от неблагополучия в период пре- и перинатального развития. Зрелость глубинных отделов влияет на активность ребенка, его возможности в поддержании бодрствования. Другой “составляющей” внимания являются лобные отделы… Эти отделы выступают организаторами и дирижерами поведения: они должны слаженно взаимодействовать с другими отделами мозга… Дело в том, что мозг “достраивается” в ходе активной работы и количество нервных клеток увеличивается в процессе развития ребенка от рождения до года… Если ребенок в период своего раннего развития не получает достаточно информации извне, если нервные клетки не работают, то происходит их физиологическая гибель. Прежде всего имеется в виду идущая от матери тактильная и зрительная информация» [4].
Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых «середнячков». Дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения. Является это наблюдение закономерностью или особенностью отдельного дошкольного учреждения, необходимо проверять на большей выборке.
Следующий вывод О. Е. Смирновой о влиянии просмотра телевизионных программ на детей – «неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью» [5, с. 256]. Современные дети находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Во время концертов, в кинотеатрах они свободно перемещаются в незнакомом пространстве. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Дети гиперактивны. В организованных видах деятельности зачастую не могут сосредоточиться, им по-прежнему нужны игровые и заинтересовывающие моменты. Время произвольной концентрации внимания, характерное для возраста, не увеличилось. Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленным рекламой и музыкальными роликами. Действительно, фильмы культовых режиссеров, от которых невозможно оградить детское восприятие, отличает прерывистость, резкие переходы от одной сюжетной линии к другой, когда зритель должен удерживать в памяти картинки, чтобы не потерять понимания смысла происходящего. А может быть, как раз на это и направлено творчество режиссѐра? Эстетика и средства выражения нового кино отвечают современным веяниям, иначе оно не было бы востребовано.
И, наконец, третий вывод О. Е. Смирновой – «резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чѐм разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений» [5, с. 257]. Хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизорами, CD, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.
Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6–7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д. Б. Эльконину) игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе. Несмотря на то, что у исследователей и практиков возникают размышления о необходимости сюжетно-ролевой игры для современного дошкольника, положительный ответ безусловен. Более того, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования вновь выдвигают игру как основу организации всех видов деятельности детей, посещающих детской сад.
Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, Д. И. Фельдштейн называет ориентацию общества и, соответственно, детей на потребление, маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог – «омоложение» болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть. Исследования показали, что это происходит из-за «наследования опыта семейных неудач», происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка [7].
Обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, академик Д. И. Фельдштейн, обозначил круг из 16 значимых изменений у современных детей и подростков [7]:
1. Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.
2. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.
3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы.
4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.
5. Недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.
6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.
7. Рост «экранной» зависимости.
8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.
9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.
10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков.
11. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.
12. Рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний.
13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
14. Увеличение численности одаренных детей.
15. В подростковом возрасте – рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности.
16. Изменения в ценностных ориентациях подростков (I место – интеллектуальные: образованность; II – волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III – соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность). В иерархии ценностей последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные.
Интересно увидеть, каким станет повзрослевший современный дошкольник. Это возможно сделать, проанализировав ценностные ориентации современных подростков и молодых людей (т. е. будущих родителей). В 2005 году были опубликованы исследования, проведенные научным коллективом под руководством Л. В. Кашириной [6]. Ученые составили психологический портрет молодых жителей Хабаровска на рубеже XX и XXI веков. Выявлялись ценностные ориентации молодых людей в возрасте 17, 24 и 29 лет. Для лонгитюдного опроса была составлена шкала из 18 ценностей. Одни и те же вопросы задавались респондентам по достижении определенного возраста.
Результаты опроса показали существенные изменения ценностных ориентаций молодежи Хабаровска. В частности, значительно снизилось количество молодых людей, считающих себя свободными и материально обеспеченными. На одно из первых мест поставлено здоровье как ценность, при одновременном снижении количества опрошенных, считающих себя здоровыми и предпринимающих усилия для сохранения своего здоровья. Серьѐзные трансформации претерпело отношение к браку как институту семьи. Многие признали свои семьи неустойчивыми, возросло количество гражданских браков, снизилось число желающих иметь детей.
Ценности, получившие наименьшее число выборов, – «познание», «творчество», «счастье других».
Ведущими ценностями 17-летних стали здоровье, любовь и хорошие друзья. Ученые отмечают повышение состояния напряжения в связи с ожиданием будущего и препятствий, которые придется преодолевать. Для 29-летних важны материальная обеспеченность и счастье в семье. Вместе с тем у них выявлены несовпадение жизненных планов с достижениями, рост индивидуализма на фоне снижения коллективизма и альтруизма.
Современная молодежь выбирает высшее образование (часто ради диплома), успех, материальное благополучие, хорошую специальность. Выявились профессии, от которых высоки ожидания достойного материального вознаграждения, – бизнесмен, экономист, юрист. Профессии, не вызывающие интереса, – учитель, ученый, фермер, артист. Молодых людей не смущает то, что существует переизбыток специалистов в экономических и юридических отраслях и, следовательно, высок риск безработицы. По данным агентств по набору персонала, спрос есть на рабочие и инженерно-технические специальности. Респонденты-хабаровчане в большинстве ответов предъявили следующие требования к работе: высокая заработная плата, престижность фирмы, комфортные условия труда и «интересность» выполняемой работы. Наряду с повышением спроса на обеспеченную жизнь молодые люди показали рост терпимости к возможному нарушению закона и осуждаемым формам поведения: браку по расчету, проезду без билета в общественном транспорте, нецензурным выражениям, получению взятки и уклонению от уплаты налогов. А также к таким «мелочам», как взять то, что «плохо лежит», добыть силой или хитростью. Молодые люди не скрывают своего положительного отношения к осуждаемым в обществе действиям и уверены в собственной правоте. Налицо искажение нравственных ценностей.
Досуг молодые люди посвящают компьютеру и прослушиванию музыки. И сну… Видимо, современные нагрузки, в том числе информационные, и высокий темп жизни влияют на выносливость молодого организма.
Из положительных тенденций хабаровские ученые выявили повышение патриотизма и гордости за историю Отечества и демократические преобразования [6].
В 2007 году стартовал Всероссийский исследовательский проект «Психологический портрет поколения». Социально-психологическое исследование охватило около 5000 детей с первого по одиннадцатый классы. Предпринята попытка выяснить представления детей о целях на ближайшее будущее, о мечте о взрослой жизни и деле, которому хотят посвятить жизнь. По результатам ответов дети были распределены на группы в зависимости от жизненных целей, мировосприятия, представления о себе. «Цельными личностями» названы 15% выборки. Это те, кто видит свою жизнь как «единую стратегию», реализуемую даже в изменяющихся условиях, и для кого мечта выступает компасом в решении жизненных задач. Наибольшую группу (до 50%) составили «эффективные функционеры». Это дети, ставящие перед собой конкретные профессиональные и карьерные цели, позволяющие хорошо зарабатывать, содержать семью и детей, открыть свое дело, стать влиятельными и богатыми. Отмечено, что уменьшилось количество детей – «общественных деятелей» и «домохозяек», то есть тех, кто хочет приносить пользу обществу, помогать людям, и тех, кто ставит своей целью создание хорошей семьи [1].
Таким образом, проблема развития современного ребенка остается актуальной. Необходимы серьѐзные междисциплинарные исследования на стыке психологии, педагогики, социологии, физиологии. Структурирование информационного потока, его «педагогическое» переориентирование позволит решить ряд проблем воспитания. Выявление особенностей современных детей дошкольного возраста является важным материалом для обновления содержания и организации учебно-воспитательного процесса, направления педагогической деятельности в русло формирования личности Человека будущего.
Литература
1. Гобова Е., Игнатова О. Психологический портрет поколения. Типология представлений о себе // Школьный психолог. 2007. № 6. URL: https://psy.1september.ru/article.php?ID=200700612.
2. Горлова Н. А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3–6.
3. Поколение в памперсах или коллективный портрет современного дошкольника. Круглый стол // Дошкольное образование. 2001. № 9. URL: https://dob.1september.ru/2001/09/1.htm.
4. Поколение невнимательных. Интервью с Т. Ахутиной // «Школьный психолог». URL: https://psy.1september.ru/article.php?ID=200201810.
5. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа. 2008. 270 с.
6. Степура И. Племя молодое. Незнакомое // Российская газета – Дальний Восток. 2005. № 3912. 28 октября.
7. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. 2010. № 4. С. 20–32.
8. Школяр Л. В. О состоянии и перспективах развития научных исследований Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования» // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2010. № 4. URL: https://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2010/shkolyar12-12-2010.pdf.
Источник
ФизиологиÑеÑкие оÑобенноÑÑи ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей, подÑоÑÑков и ÑноÑей
РазвиÑие оÑганизма Ñеловека, или онÑогенез, наÑинаеÑÑÑ Ñо ÑÑадии оплодоÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑйÑеклеÑки и заканÑиваеÑÑÑ ÑолÑко Ñо ÑмеÑÑÑÑ. РпоÑÑнаÑалÑном (поÑле ÑождениÑ) онÑогенезе Ñеловека ÑазвиÑие его оÑделÑнÑÑ Ð¾Ñганов и ÑаÑÑей Ñела пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½ÐµÑавÂномеÑно. С моменÑа ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¾ взÑоÑлого ÑоÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð²ÑÑоÑа гоÂÐ»Ð¾Ð²Ñ ÑвелиÑиваеÑÑÑ Ð²Ñего в 2 Ñаза, длина ÑÑловиÑа â в 3 Ñаза, длина веÑÑ Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÐµÑноÑÑей â в 4 Ñаза, а Ð½Ð¸Ð¶Ð½Ð¸Ñ â в 5 Ñаз. РпоÂÑÑнаÑалÑном онÑогенезе ÑазлиÑаÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделеннÑе вÑеменнÑе оÑÂÑезки, назÑваемÑе возÑаÑÑной пеÑиодизаÑией. ÐÑÑановимÑÑ Ð½Ð° пеÑÐ¸Ð¾Ð´Ð°Ñ , Ñ Ð°ÑакÑеÑнÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей, подÑоÑÑков и ÑноÑей (Ñабл. 1).
ÐозÑаÑÑÐ½Ð°Ñ Ð¿ÐµÑиодизаÑиÑ
ÐеÑиод | ÐозÑаÑÑ |
ÐовоÑожденнÑе | 1â10 дней |
ÐÑÑдной возÑаÑÑ | 10 дней — до года |
Раннее деÑÑÑво | 1-3 года |
ÐеÑвое деÑÑÑво | 4-7 Ð»ÐµÑ |
ÐÑоÑое деÑÑÑво | 8-12 Ð»ÐµÑ |
ÐодÑоÑÑковÑй пеÑиод | 13-16 Ð»ÐµÑ |
ЮноÑеÑкий возÑаÑÑ | 17-21 Ð»ÐµÑ |
ÐÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÐµÑÐ¸Ð¾Ð´Ñ Ð¿ÑиÑÑÑи Ñвои оÑобенноÑÑи ÑоÂÑÑа и ÑазвиÑиÑ, ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ пÑоÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑизиологиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑнÂкÑий, обмена веÑеÑÑв и его гоÑмоналÑной ÑегÑлÑÑии. РпеÑиод пеÑвого деÑÑÑва Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¼ÐµÑÑо ÑвелиÑение ÑкоÑоÑÑи ÑоÑÑа, коÑоÑое назÑваеÑÑÑ Ð¿ÐµÑвÑм ÑоÑÑовÑм ÑкаÑком. ÐозÑаÑÑ Ð¾Ñ 1 года до 7 Ð»ÐµÑ Ð½Ð°Ð·ÑваÑÑ Ð¿ÐµÑиодом нейÑÑалÑного деÑÑÑва, поÑколÑÐºÑ Ð² ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиÂод девоÑки и малÑÑики поÑÑи не оÑлиÑаÑÑÑÑ Ð´ÑÑг Ð¾Ñ Ð´ÑÑга по ÑазÂмеÑам и по ÑоÑме Ñела.
ÐÐ»Ñ Ð°Ð´ÐµÐºÐ²Ð°Ñного ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей на вÑÐµÑ ÑÑÐ°Ð¿Ð°Ñ Ð¾Ð½Ñогенеза неÂÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ñежим двигаÑелÑной акÑивноÑÑи ÑдовлеÑвоÑÑл генеÑиÑеÑкÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑ Ð² моÑоÑике и вклÑÑал ÑиÑокÑÑ Ð¿ÑоÂгÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑелÑнÑм навÑкам.
ÐÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´ деÑей в ÑпоÑÑивнÑÑ ÑекÑÐ¸Ñ Ð¸ Ñем более пеÑвÑе пÑоÑвÂÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑпеÑиÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑелÑнÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñков, как пÑавило, заÑÑаÂгиваÑÑ Ð¿ÐµÑиод вÑоÑого деÑÑÑва. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°ÑÐ¸Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ Ñ ÑÑого возÑаÑÑного пеÑиода бÑдÑÑ Ð¸Ð·Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ñ Ð¾ÑновнÑе вопÑоÑÑ, каÑаÑÂÑиеÑÑ Ð¾ÑобенноÑÑей Ñизиологии ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей в поÑÑнаÑалÑном онÑогенезе.
ФизиологиÑеÑÐºÐ°Ñ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑика деÑей пеÑиода вÑоÑого деÑÑÑва
ÐеÑиод вÑоÑого деÑÑÑва (8-12 Ð»ÐµÑ â малÑÑики, 8-11 Ð»ÐµÑ â девоÑки) Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑеÑÑÑ Ð¿Ð»Ð°Ð²Ð½Ð¾ÑÑÑÑ ÑÑÑÑкÑÑÑнÑÑ Ð¸ ÑÑнкÑиоÂналÑнÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ð¹. СнижаеÑÑÑ ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð¾Ñновного обмена до 1,3-1,5 ккал/кг/Ñ. ÐаканÑиваеÑÑÑ ÑазвиÑие коÑÑного ÑкелеÑа, ÑÑиÂленно ÑазвиваеÑÑÑ Ð¸ ÑкÑеплÑеÑÑÑ Ð¼ÑÑеÑÐ½Ð°Ñ ÑиÑÑема. Ð¢ÐµÐ¼Ð¿Ñ ÑоÑÑа малÑÑиков Ñ 8 до 12 Ð»ÐµÑ ÑавномеÑнÑ. Ðжегодно длина Ñела ÑвелиÂÑиваеÑÑÑ Ð½Ð° 4-5 Ñм, маÑÑа Ñела â на 2-3 кг. Ðо 10 Ð»ÐµÑ Ð´ÐµÐ²Ð¾Ñки ÑÑÑÑпаÑÑ Ð² ÑоÑÑе, но в 10-11,5 Ð»ÐµÑ Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¾Ñек наÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð¿ÐµÑиод вÑоÑого ÑкаÑка ÑоÑÑа, и Ñ 10 до 13 Ð»ÐµÑ Ð¾Ð½Ð¸ опеÑежаÑÑ Ð¿Ð¾ Ñемпам ÑоÑÑа малÑÑиков.
РдеÑÑелÑноÑÑи ЦÐС пÑеобладаÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð±ÑждениÑ. УÑоÂÐ²ÐµÐ½Ñ Ð¾Ñ ÑаниÑелÑного ÑоÑÐ¼Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐ²ÑÑок. ÐодвижноÑÑÑ Ð½ÐµÑвнÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑов низкаÑ, пÑи ÑабоÑе бÑÑÑÑо ÑазвиваеÑÑÑ ÑÑомление.
РнеÑвной ÑегÑлÑÑии ÑеÑдÑа пÑÐµÐ¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÐµÑ ÑонÑÑ ÑимпаÑиÑеÑкоÂго неÑва. ЧСС ÑоÑÑавлÑÐµÑ 75-80 Ñд./мин. УдаÑнÑй обÑем (УÐ) â 30-40 мл, минÑÑнÑй обÑем кÑови (ÐÐÐ) â около 2000 мл. ÐаÑÑа миокаÑда доÑÑÐ¸Ð³Ð°ÐµÑ Ð² возÑаÑÑе 10-11 Ð»ÐµÑ Ð² ÑÑеднем 112 г, в 11-12 Ð»ÐµÑ â 127,8 г.
ÐбÑем Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¸Ñ ÑвелиÑиваеÑÑÑ Ð² пеÑиод вÑоÑого деÑÑÑва за ÑÑÐµÑ ÑоÑÑа алÑвеол. ÐбÑÐ°Ñ ÐµÐ¼ÐºÐ¾ÑÑÑ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ±Ð»ÐµÑÑÑ Ð¾Ñ 1800 до 3400 мл, минÑÑнÑй обÑем дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ â Ð¾Ñ 3,8 до 4 л/мин, поглоÑение киÑлоÂÑода â Ð¾Ñ 4,8 до 5 мл/мин/кг.
СодеÑжание гемоглобина в кÑови в 8-9 Ð»ÐµÑ Ñавно 130-140 г/л, киÑлоÑÐ¾Ð´Ð½Ð°Ñ ÐµÐ¼ÐºÐ¾ÑÑÑ ÐºÑови â 17,4 об%. ÐÑноÑиÑелÑно Ð½Ð¸Ð·ÐºÐ°Ñ ÐºÐ¸ÑÂлоÑÐ¾Ð´Ð½Ð°Ñ ÐµÐ¼ÐºÐ¾ÑÑÑ ÐºÑови ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из ÑакÑоÑов, лимиÑиÑÑÂÑÑÐ¸Ñ Ñнабжение оÑганизма киÑлоÑодом пÑи ÑабоÑе. РдÑÑгим ÑакÂÑоÑам оÑноÑÑÑÑÑ Ð½Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ðµ ÑÑнкÑионалÑнÑе возможноÑÑи ÑеÑдÑа, в ÑаÑÑноÑÑи неболÑÑой пÑиÑоÑÑ Ð£Ð, недоÑÑаÑоÑÐ½Ð°Ñ ÑÑÑекÑивноÑÑÑ Ð²Ð½ÐµÑнего и внÑÑÑеннего дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ.
РпеÑвÑе два года пеÑиода вÑоÑого деÑÑÑва (Ð¾Ñ 8 до 9 и до 10 леÑ) в ÑндокÑинном ÑÑаÑÑÑе оÑганизма возÑаÑÑÐ°ÐµÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð³Ð¸Ð¿Ð¾Ñаламо- гипоÑизаÑной ÑиÑÑемÑ. ÐовÑÑаеÑÑÑ ÑÑвÑÑвиÑелÑноÑÑÑ Ð¶ÐµÐ»ÐµÐ· внÑÑÂÑенней ÑекÑеÑии к ÑÑойнÑм гоÑмонам гипоÑиза. ÐÑе болÑÑе в диапазоне 9-12 Ð»ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑÐ°ÐµÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð±Ð¸Ð¾Ð³ÐµÐ½Ð½ÑÑ Ð°Ð¼Ð¸Ð½Ð¾Ð² â адÂÑеналина, ноÑадÑеналина, доÑамина, ÑвлÑÑÑÐ¸Ñ ÑÑ ÑекÑеÑоÑнÑми пÑодÑкÑами ÑимпаÑоадÑеналовой ÑиÑÑемÑ. ÐÑÑаженнÑй ÑоÑÑ ÐµÐµ акÑивноÑÑи Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¾Ñек наÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð² 12 леÑ, Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑиков â за пÑеделами вÑоÑого деÑÑÑва. С адÑеналином ÑвÑзана мобилизаÑÐ¸Ñ ÑнеÑгеÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑеÑÑÑÑов оÑганизма. ÐÑоме Ñого, каÑÐµÑ Ð¾Ð»Ð°Ð¼Ð¸Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑаÑÑ ÑÑÑекÑивноÑÑÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ¹ÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð³Ð¸Ð¿Ð¾ÑаламÑÑа Ñ Ð²ÑÂÑележаÑими оÑделами ЦÐС, ÑÑимÑлиÑÑÑÑ Ð³Ð¾Ð½Ð°Ð´Ð¾ÑÑопнÑÑ ÑÑнкÂÑÐ¸Ñ Ð³Ð¸Ð¿Ð¾Ñиза. РоÑÑ Ð¸ изменение ÑÑÑÑкÑÑÑÑ Ñела в пеÑиоде вÑоÑого деÑÑÑва пÑоиÑÑ Ð¾Ð´ÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñм обÑазом под влиÑнием ÑомаÑоÑÑопина (СТÐ) и инÑÑлина. Ðба ÑÑÐ¸Ñ Ð³Ð¾Ñмона в оÑновном ÑегÑлиÑÑÑÑ Ð°Ð½Ð°Ð±Ð¾Ð»Ð¸ÑеÑкое напÑавление обмена веÑеÑÑв. Ð 10â 11 Ð»ÐµÑ ÐºÐ¾Ð½ÑенÑÑаÑÐ¸Ñ ÑомаÑоÑÑопина в кÑови ÑÑабилизиÑÑеÑÑÑ Ð´Ð¾ пеÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð° в пÑбеÑÑаÑнÑй возÑаÑÑ. Ð Ñелом в пеÑиод вÑоÑого деÑÂÑÑва динамика гоÑмоналÑной акÑивноÑÑи Ð¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð±ÐµÐ· вÑÑаÂженнÑÑ ÑкаÑков, и ÑекÑеÑÐ¸Ñ Ð³Ð¾Ñмонов ÑдеÑживаеÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑабилÑÂном ÑÑовне.
ФизиологиÑеÑкие оÑобенноÑÑи пÑбеÑÑаÑного пеÑиода
ÐодÑоÑÑковÑй пеÑиод-(полового ÑозÑеваниÑ, пÑбеÑÑаÑнÑй) ÑвлÑеÑÑÑ ÑÑеÑÑим пеÑиодом деÑÑÑва, когда оÑганизм Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð¿ÐµÑед новÑм болÑÑим ÑизиологиÑеÑким ÑкаÑком колиÑеÑÑвенного и каÑеÑÑвенного ÑоÑÑа и Ñезкой пеÑеÑÑÑойки болÑÑинÑÑва оÑганов и ÑиÑÑем. ÐевоÑки вÑÑÑпаÑÑ Ð² пеÑиод полового ÑозÑÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑанÑÑе, Ñем малÑÑики. Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÑовÑеменной возÑаÑÑной пеÑиодизаÑией диапазон подÑоÑÑкового возÑаÑÑа Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¾Ñек -12-15, малÑÑиков — 13-16 леÑ. Ð ÑÑом пеÑиоде в ÑегÑлÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑов жизнедеÑÑелÑноÑÑи вклÑÑаÑÑÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñе гоÑмонÑ, имеÑÑие ÑиÑокий СпекÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ð° обменнÑе пÑоÑеÑÑÑ Ð² оÑÐ³Ð°Ð½Ð°Ñ Ð¸ ÑканÑÑ , в Ñом ÑиÑле и в ЦÐС.
РоÑобенноÑÑÑм ÑÑого пеÑиода оÑноÑиÑÑÑ Ð±ÑÑнÑй ÑоÑÑ Ð¾Ñганизма, именÑемÑй пÑбеÑÑаÑнÑм ÑкаÑком ÑоÑÑа. РоÑнове его Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð³ÐµÐ½ÐµÑиÑеÑки деÑеÑминиÑованное ÑвелиÑение колиÑеÑÑва и ÑазмеÑов клеÑок. У девоÑек ÑвелиÑение Ð´Ð»Ð¸Ð½Ñ Ñела наÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð½Ð° 1-2 года ÑанÑÑе, Ñем Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑиков, но пÑиÑоÑÑ Ð¼ÐµÐ½ÐµÐµ вÑÑажен и ÑоÑÑавлÑÐµÑ 8-10 Ñм в год. У подÑоÑÑков ÐÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¿ÑеимÑÑеÑÑвеннÑй ÑоÑÑ Ð² Ð´Ð»Ð¸Ð½Ñ ÑÑÑбÑаÑÑÑ ÐºÐ¾ÑÑей конеÑноÑÑей и позвонков, ÑвелиÑиваеÑÑÑ Ð¼Ð°ÑÑа и плоÑноÑÑÑ ÐºÐ¾ÑÑной Ñкани. ÐаÑаÑÑание Ð´Ð»Ð¸Ð½Ñ ÑÑловиÑа оÑÑÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ñ ÑоÑÑа Ð½Ð¸Ð¶Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÐµÑноÑÑей. ÐÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑоÑÑ Ð¼ÑÑеÑной маÑÑÑ, половÑÑ Ð¾Ñганов, некоÑоÑÑÑ Ð²Ð½ÑÑÑÐµÐ½Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ñганов, однако ÑÐµÐ¼Ð¿Ñ ÑоÑÑа поÑÐ»ÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÑÑÑаÑÑ Ð¾Ñ Ð°Ð½ÑÑопомеÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ñелей
РоÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑоÑÑков обеÑпеÑиваеÑÑÑ ÑомаÑоÑÑопнÑм гоÑмоном (СТÐ) гипоÑиза, гоÑмонами надпоÑеÑников, ÑиÑовидной и поджелÑдоÑной желез. Ðо меÑе повÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑи половÑÑ Ð³Ð¾Ñмонов влиÑние СТРна пÑоÑеÑÑÑ ÑоÑÑа ÑменÑÑаеÑÑÑ. У малÑÑиков андÑÐ¾Ð³ÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ð´Ð¿Ð¾ÑеÑников и ÑеÑÑикÑл влиÑÑÑ Ð½Ð° ÑазвиÑие вÑоÑиÑнÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²ÑÑ Ð¿Ñизнаков, ÑпеÑмаÑогенез и мÑÑаÑÐ¸Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñа. У девоÑек под влиÑнием ÑÑÑÑогенов, пÑогеÑÑеÑона, ÑолликÑлоÑÑимÑлиÑÑÑÑего гоÑмона и гонадоÑÑопина обеÑпеÑиваеÑÑÑ ÑегÑлÑÑноÑÑÑ Ð¼ÐµÐ½ÑÑÑÑалÑного Ñикла — оÑновного пÑизнака полового ÑозÑеваниÑ.
Рдинамике подÑоÑÑкового пеÑиода моÑноÑÑÑ ÑеÑдÑа ÑвелиÑиваеÑÑÑ, пÑоÑвлÑеÑÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÐ°Ñ ÑкономиÑноÑÑÑ Ð² его деÑÑелÑноÑÑи — ÑÑежаеÑÑÑ Ð§Ð¡Ð¡, ÑдлинÑеÑÑÑ Ñаза изгнаниÑ, повÑÑаеÑÑÑ ÑиÑÑолиÑеÑкий обÑем. ÐÑÑеÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð°ÑÑа ÑеÑдÑа пÑеимÑÑеÑÑвенно за ÑÑÐµÑ Ð»ÐµÐ²Ð¾Ð³Ð¾ желÑдоÑка обнаÑÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¿ÑиÑоÑÑ. ÐбÑем ÑеÑдÑа Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑоÑÑков 13-15 Ð»ÐµÑ ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ±Ð»ÐµÑÑÑ Ð¾Ñ 433 до 500 cm.
Ðа ÑÑÐµÑ ÑоÑÑа легоÑной, ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑлаÑÑиÑеÑкой Ñкани, дÑÑ Ð°ÑелÑнÑÑ Ð¼ÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑаеÑÑÑ ÑÑнкÑионалÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð¾ÑноÑÑÑ Ð´ÑÑ Ð°ÑелÑной ÑиÑÑемÑ. ÐбÑем Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñ; 11 до 14 Ð»ÐµÑ ÑвелиÑиваеÑÑÑ Ð² 2 Ñаза. ФÑнкÑионалÑнÑе показаÑели дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ, колиÑеÑÑво ÑÑиÑÑоÑиÑов и гемоглобина повÑÑаÑÑÑÑ.
РазвиÑие двигаÑелÑнÑÑ ÐºÐ°ÑеÑÑв пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñоне ÑовеÑÑенÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾ÑоÑики. Ð ÑвÑзи Ñ Ð½Ð°ÑаÑÑанием в пÑбеÑÑаÑном пеÑиоде мÑÑеÑной маÑÑÑ ÑвелиÑиваеÑÑÑ Ñила. ÐаиболÑÑий ее пÑиÑоÑÑ ÑÐ¾Ð²Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ñ 14-17 годами. ÐаÑеÑÑво бÑÑÑÑоÑÑ Ð² подÑоÑÑковом возÑаÑÑе Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑелÑнÑÑ Ð´Ð¸Ð½Ð°Ð¼Ð¸ÐºÑ — ÑкоÑаÑиваеÑÑÑ Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑелÑной ÑеакÑии, вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ð¾Ñного движениÑ, повÑÑаеÑÑÑ ÑаÑÑоÑа движений.
Ð ÑвÑзи Ñ Ð¼Ð¾ÑÑологиÑеÑким и ÑÑнкÑионалÑнÑм ÑозÑеванием ÑиÑÑем жизнеобеÑпеÑÐµÐ½Ð¸Ñ (ÑоÑÑом ÑеÑдеÑной пÑоизводиÑелÑноÑÑи, паÑамеÑÑов внеÑнего дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ, киÑлоÑодной емкоÑÑи кÑови) в подÑоÑÑковом возÑаÑÑе повÑÑаеÑÑÑ ÐºÐ°ÑеÑÑво вÑноÑливоÑÑи. ÐÑо обÑÑловлено наÑÑÑплением доÑÑаÑоÑной зÑелоÑÑи ÑимпаÑоадÑеналовой ÑиÑÑемÑ, оÑобенно Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑиков-подÑоÑÑков. ÐÑоме Ñого, в пÑбеÑÑаÑном пеÑиоде, пÑиобÑеÑÐ°ÐµÑ Ð·Ð½Ð°Ñение аÑеÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾Ð»Ð¸Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ ÑиÑÑема, оÑвеÑÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð·Ð° ÑкономизаÑÐ¸Ñ ÑÑнкÑий оÑганизма.
ФизиологиÑеÑÐºÐ°Ñ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑика ÑноÑеÑкого возÑаÑÑа
ÐоÑле пеÑиода полового ÑозÑÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑноÑеÑкий возÑаÑÑ ÑвлÑеÑÑÑ ÑледÑÑÑим ÑÑапом ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¾Ñганизма на пÑÑи к зÑелоÑÑи. Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑной пеÑиодизаÑией к Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑноÑÑÑ Ð»Ð¸Ñ 16â20 Ð»ÐµÑ (девÑÑки) и 17-21 года (ÑноÑи).
Ð ÑноÑеÑком возÑаÑÑе поÑÑи заканÑиваеÑÑÑ ÑазвиÑие, ÑазлиÑнÑÑ ÑÑнкÑионалÑнÑÑ ÑиÑÑем, наÑавÑееÑÑ Ð² подÑоÑÑковом пеÑиоде. УвелиÑиваеÑÑÑ ÑолÑина коÑÑей, ÑкÑеплÑеÑÑÑ ÑвÑзоÑнÑй аппаÑаÑ, наÑаÑÑÐ°ÐµÑ Ð¼ÑÑеÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð°ÑÑа, коÑоÑÐ°Ñ Ðº конÑÑ ÑноÑеÑкого пеÑиода доÑÑÐ¸Ð³Ð°ÐµÑ 45% обÑей маÑÑÑ Ñела. Ð ÑкелеÑнÑÑ Ð¼ÑÑÑÐ°Ñ Ð¿ÑодолжаеÑÑÑ ÑÐ¾Ð½ÐºÐ°Ñ Ð´Ð¸ÑÑеÑенÑиÑовка волокон, ÑовеÑÑенÑÑвÑеÑÑÑ Ð½ÐµÑÐ²Ð½Ð°Ñ ÑегÑлÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑÑ. ЧСС доÑÑÐ¸Ð³Ð°ÐµÑ ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð²Ð·ÑоÑлого (66 Ñд./мин), ÑвелиÑиваеÑÑÑ Ð³Ð»Ñбина дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ, Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÐµÐ¼ÐºÐ¾ÑÑÑ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¸Ñ