Позновательное развитие ребенка в дидактической игре

Светлана Александровна Александрова
Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

Познавательная деятельность — это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, приобретение знаний в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится дидактическим играм.

В ФГОС ДО именно игра позволяет построить адекватную систему обучения, учитывая особенности дошкольников; именно игра обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка; именно игра способствует включению семьи в систему дошкольного образования. В условиях игр дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

При систематическом и творческом использовании дидактических игр можно добиться существенного продвижения в развитии познавательной активности. Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игрыможно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.

Для этого необходимо создать условия для ребенка во всех режимных моментах,а также:

— учитывать индивидуальные особенности;

— использовать всевозможный дидактический материал, в соответствии с уровнем подготовки;

— проводить совместную работу с родителями;

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т. к активность является необходимым условием умственного развития личности. Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

• Создание обогащённой предметно — развивающей среды для начала развития интереса;

• Включение занимательности в содержание НОД;

• Интеграция разнообразной деятельности;

• Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Работу по данной теме начала с организации предметно — развивающей среды. Под предметно — развивающей средой понимаю естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

Во время планирования предусматриваю следующие пункты:

• переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;

• еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

• учитывание временных рамок.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.

Организуя работу по развитию познавательной активности, применяю не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе.

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы — режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа.

Такие игры как “Назови одним словом”, “Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий.

Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя — развивает у себя монологическую речь.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом,затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

Варианты заданий:

І. Одевание (раздевание) на (с) прогулку.

• предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к другу

• определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация);

II.После сна:

• застилая постель, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка;

• расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные);

III.Прием пищи:

• попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом;

Прогулка:

• собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие);

• во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;

«Найди, что покажу» — искать одинаковые по форме листья, камешки, шишки, куличики;

«Найди, что назову» — искать предметы по описанию;

•постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, цветы;

• наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;

• наблюдая за небом, обговаривать форму солнца, облаков; цвет и направление движения;

• играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.

В процессе работы использую направления:

-работа с детьми;

— работа с педагогами;

— работа с родителями;

Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. Не стала исключением и проблема формирования и развития познавательных интересов дошкольников.

Думаю, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач;

испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций.

Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Читайте также:  Школа развития ребенка кунгур

В дальнейшей работе планирую:

— Изготовление новых дидактических игр;

— Создание картотеки дидактических игр для родителей;

— Создание банка видеотеки (с привлечением родителей);

Источник

Сообщение из опыта работы:

«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Подготовила воспитатель

МБДОУ детский сад №58

Муравьева Елена Геннадьевна

Познавательное развитие детей – одно из важнейших направлений в работе  дошкольных учреждениях. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться  к условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная развитие перерастает в  познавательную активность – готовность к познавательной деятельности, которая направлена  на получение новых впечатлений об окружающем мире.  

Сущность познавательного развития у дошкольников, по мнению знаменитых психологов, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное  значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, наметить ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мер выполнения.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.  В играх дети учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели.

Особое место среди игр дошкольников  занимают дидактические игры. Дидактическая игра — это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных, дети осваивают признаки предметов, учатся их классифицировать, обобщать, сравнивать. В игре у детей дошкольного возраста развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.       Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

Дидактические игры можно разделить на следующие виды:

Настольно- печатные игры – могут представлять собой  парные картинки , лото они развивают речевые навыки, логику, внимание, умение моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля, математические способности,  .

Игры с предметами (игрушками) — основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.

Словесные игры — построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Для педагога дидактическая игра  является основным инструментом активизации познавательных способностей, формирования устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности:

— активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;

— развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

— учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

— закрепляет знания, умения.

       Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.

Второй год я работаю  по теме: «Роль дидактической игры в познавательном развитии дошкольника», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры.

Проведя наблюдения за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей в процессе игры возникают затруднения в:

•        систематизации и обобщении предметов и явлений;

•       в умении  анализировать и умении логически обосновывать свои мысли;

•        многие дети не имеют стремление  заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;

•        видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Перед собой поставила следующие задачи:

  • Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
  • Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
  • Формировать потребность в стремлении к познанию   новых,  более полных и глубоких знаний, которые  носят поисковый характер;
  • Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
  • Формировать связную речь (обогащение  и активизация лексической стороны речи — словаря);
  • Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

В процессе дидактических игр  у ребенка  развивается внимание, память, речь, мышление.

В работе я опираюсь на общепедагогические принципы: доступности, систематичности, последовательности, наглядности. Формы работы: групповые и индивидуальные.

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.

При организации игр использую сюрпризные моменты, различные атрибуты. В образовательную деятельность включаю игры с учетом материала, который детям уже знаком. Здесь использую: игры – шутки, игры — путешествия, викторины. Например, на занятиях по математике можно  с детьми провести игру с занимательными вопросами «Почему фигуры разные?» или «Кто быстрее найдет отгадку». При ознакомлении с окружающим провожу игры на закрепления знаний о временах года, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Дорожка сезонов», «Садовник и цветы», Найди отличия»», «Отгадай-ка», «Что в коробочке?2 и многие другие.  В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми   стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, наглядности, доступности.

В своей работе широко использую презентации, которые способствуют расширению кругозора детей, развивает познавательную активность и интерес у ребенка.  При реализации проектов «Мыльные пузыри», «Горы – великаны», «Куклы из бабушкиного сундучка»  также использовала дидактические игры.

Большое значение при работе педагога в ДОУ имеет умение вовлечение родителей  в жизнь группы детей.

В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?», на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше  задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Для родителей подготовила консультации на темы: «Детские игры и игрушки»,

Читайте также:  Педагогику развития здорового ребенка

«Дидактическая игра в познавательной деятельности детей», « Учимся, играя», «Как отвечать на детские вопросы?».

 В заключении  хочу отметить, что именно  дидактические игры  являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые мы  считаем необходимым ему дать. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать, т.е. помогает  развивать умственные способности детей.

Источник

«Реализация требований ФГОС ДО: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий»  

 «Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры»

Содержание

Стр.

Введение

3

Глава 1. Теоретические  аспекты

6

1.1.

Игра как средство развития личности в отечественной и зарубежной науке

6

1.2.

Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС

7

Глава 2. Содержательные и методические аспекты развития познавательных навыков в процессе реализации проекта «Познавательное развитие через дидактические игры»

8

2.1.

Специфика развития познавательных способностей детей 3-4 лет в процессе проектной деятельности                                                        

8

2.2.

Реализация проект «Познавательное развитие дошкольников в процессе дидактических игр» как условие развития познавательных способностей дошкольников

10

Заключение

11

Литература

13

Приложение 1.

14

Введение

« Без  игры нет  и  не может быть

                                                   полноценного умственного развития.

                                                   Игра – это огромное светлое окно,

                                                   через  которое,  в  духовный  мир

                                                    ребенка вливается  живительный

                                                    поток  представлений ,  понятий.

                                                    Игра – это искра, зажигающая огонек

                                                    пытливости и любознательности

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

  Познавательная деятельность — это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, пользоваться распространенными предложениями, устанавливать связи между словами, высказывать свои мысли. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

  Актуальность данной проблемы заключается в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, в котором закладываются и развиваются основные новообразования ребенка, деятельностью, которая служит основным способом познания мира.  Следовательно, существует необходимость изучения игровой деятельности и ее роли в дошкольном возрасте.   

  Дидактические игры, воздействуют на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулируют их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых. Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

 Проблеме  развитие познавательной активности  через дидактические игры уделяли внимание такие ученые как  В.И. Аванесова, З.М. Богуславский, А.К. Бондаренко, Ф.Н. Блехер,  Л.А. Венгер,  Е.Ф Иваницкая,  Е.И. Радина,  А.И. Сорокина, Е.И.Тихеева, А.П. Усова,  Е.И. Удальцова,  Б.И. Хачяпуридзе. Проблема  развития познавательной активности дошкольников через дидактические игры весьма актуальна в контексте задач развития и воспитания будущих жизнеспособных и благополучных поколений.

Цель: развитие  познавательной активности и  внимания у дошкольников в процессе дидактической игры.

Объект : игровая деятельность дошкольников.

Предмет: развитие познавательной активности и  произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактической игры.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в итоговой  работе ставились и последовательно решались следующие задачи:

1. Создание в группе предметно-развивающей среды для развития познавательной активности.

2. Создание картотеки дидактических игр.

3.Развитие познавательных навыков детей при помощи  дидактических, настольных  игр, соблюдая правила и ход игры.

4. Уточнять и закреплять знания и практические умения при использовании дидактических игр

Гипотеза:  если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры, то можно повысить уровень познавательной активности у дошкольников.

Участники проекта: дети, воспитатели и родители второй младшей группы.

Вид  проекта: познавательно – игровой.

Образовательные области  проекта: познавательное развитие, социально — коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Сроки реализации проекта:  краткосрочный (апрель-май)

Ожидаемые результаты:

 1.Умеют применять полученные знания и навыки в практике.

  2. Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

3.  Развивается способность к воображению;

4.Дети   проявляют интерес к занятиям;

5.В дидактических играх дети умеют противостоять трудностям, подчиняются правилам.
6.В настольно-печатных играх могут выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.

1. Теоретические аспекты

1.1. Игра как средство развития личности в отечественной и зарубежной науке.

  Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Процитируем Л.С. Выготского,  который подчёркивал, что “через игровую деятельность и движется ребёнок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие”. Игра – это “самоценная форма активности” ребёнка дошкольного возраста.

Читайте также:  Влияние спорта на физическое развитие ребенка

  Согласно теоретическим позициям психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин), игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения»  

Игра имеет значение для развития личности ребенка-дошкольника в целом. С. Л. Рубинштейн писал: «Игра — первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащение ее внутреннего содержания».

  Во ФГОС именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения; именно игра обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка; именно игра способствует включению семьи в систему дошкольного образования. Таким образом, именно детская игра обеспечивает те условия и те особенности организации дошкольного воспитания, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребенка.

  Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игр дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

1.2. Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных программах на сегодняшний день уже давно прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник даже детского сада. Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность.

  Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность и результативность.

   Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи ещё в 19 веке. Продолжил эту тему профессор Уильям Херд Киллпатрик, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

  В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Глава 2. Содержательные и методические аспекты развития  познавательных способностей детей в процессе реализации проекта.

2.1. Специфика развития  познавательных способностей у детей 3-4 лет в процессе проектной деятельности.

  Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удерживать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация  снимается максимально быстро. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

Развитие исследовательских способностей ребёнка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

  Внедрение метода проектов в образовательный процесс детского сада — это на сегодняшний день один из основных путей познания. Необходимое условие для работы — это создание предметно-развивающей среды. Создание лаборатории направлено на развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. 

  По мнению  ученых, основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, которые включат в себя:

-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

— развитие познавательных способностей;

— развитие творческого воображения;

— развития творческого мышления;

— развитие коммуникативных навыков.

2.2. Реализация проекта «Познавательное развитие дошкольников в процессе дидактических игр»  как условие развития дошкольников.

Этапы реализации проекта:

В ходе проведенного литературного обзора  по вопросу  развития познавательных навыков через дидактические игры  составлена система мероприятий  по улучшению качества работы по данному направлению.

Мероприятия, направленные на осуществление проекта заключаются в следующих этапах:

Первый этап – ознакомительная игра.

 Взрослый организует  игровую деятельность ребенка, используя дидактические игры. Ребенок знакомится с правилами игры.

 Второй этап — отобразительная игра.

 Действия ребенка направлены на соблюдение правил игры.

Третий этап – отобразительная игра.

 Дети активно играют в игры с соблюдением правил игры.

Взаимодействие с родителями:

 Совместная деятельность родителей и ребенка по изготовлению атрибутов к дидактическим играм. Консультации родителей по данной теме, что бы родители внимательнее относились к играм детей.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Рассматривание иллюстраций, книг фотографий (открытки, журналы, буклеты)

Изготовление атрибутов к разным дидактическим играм: самими детьми

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности:

Конструирование, оригами, аппликация художественно-творческая деятельность, предметное рисование по темам.

.

Решение поставленных задач с детьми.

— Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
— Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
—  Проблемные ситуации для закрепления правил игры.
—  Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно–дидактические игры играют дети в группе.

Заключение

 В рамках данной работы мы увидели, что при правильном, систематическом и творческом использовании дидактических игр можно добиться существенного продвижения в развитии познавательной активности. Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.

Для этого необходимо создать условия для ребенка во всех режимных моментах, а также:

— учитывать индивидуальные особенности;

-использовать всевозможный дидактический материал, в    соответствии с уровнем подготовки;- проводить совместную работу с родителями;

— Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр настольно–дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них.
— Родители  познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.

Литература

1.Бондаренко  А.К. «Дидактические игры в детском саду»- М., 1991.

2. Новосёло