Педагогику развития здорового ребенка

Александра Михайловна Яковлева
Выступление на педагогическом совете «Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения»

Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения.

Дорогие коллеги! Нам очень приятно видеть вас сегодня.

Мы выбрали педагогическую профессию и решили посвятить свою жизнь воспитанию и обучению подрастающего поколения. Нашими воспитанниками стали самые маленькие члены общества – дети дошкольного возраста.

В настоящее время в педагогикевозникло особое направление: «развивающая педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового духовно и физически. Есть разработанная программа «развивающая педагогика оздоровления» авторы В. Т. Кудрявцев. Б. Б. Егоров.

Развивающая педагогика оздоровления — новое направление междисциплинарных исследований и образовательной практики в ДОУ. В его рамках оздоровительная работа с дошкольниками основывается на гуманитарных идеях, сплачивающих усилия педагогов, психологов и медиков. Она является формой развивающей работы, а оздоровление в целом — неотъемлемой частью развивающего образования в дошкольном учреждении. Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения. Нормой жизни и поведения каждого человека должно стать сознательное и ответственное отношение как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих, к здоровью как к общественной ценности.

Основные черты программы:

1. Здоровый ребенок понимается как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.

2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно духовного организма.

3. Оздоровление- это не комплекс лечебно-профилактических мер, а форма развития, расширения психофизических возможностей детей. Иными словами охрана здоровья утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие.

4. Работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами, эффективность их применения возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.

5. Ключевой принцип оздоровительно- развивающей работы с детьми индивидуально дифференцированный подход.

Развивающая педагогика оздоровления включает в себя два направления оздоровительно – развивающей работы:

— приобщение детей к физической культуре

развивающие формы оздоровительной работы

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовольствие от работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Такого человека мы педагоги и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности. В нашей работе мы используем такие формы оздоровления детей как:Создание системы двигательной активности в течение дня: — утренняя гимнастика (ежедневно); — физкультурные занятия (3 раза в неделю); — музыкально – ритмические занятия (2 раза в неделю); — прогулки с включением подвижных игр; — оздоровительный бег (ежедневно); — пальчиковая гимнастика (ежедневно на занятиях) — зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях) — оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); — физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно); — эмоциональные разрядки, релаксация; — ходьба по массажным коврикам, (босохождение); — спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц) 2. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.

Вот некоторые примеры игр, которые можно проводить с детьми для формирования здорового образа жизни.

Сегодня мы познакомим с некоторыми играми оздоровления детей, используемых в практической деятельности.

Уважаемые коллеги, прошу Вас выполнить со мной несколько упражнений.

1 упр. «Массаж живота» (скульптор замешивает глину).

Поглаживание живота по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.

Цель: улучшить работу кишечника.

2 упр. «Массаж области груди».

Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки».Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная»

Цель: воспитывает бережное отношение к своему телу, учим любить себя.

3 упр. Массаж «Мячик — ежик».

Возьмите в руку мяч с шипами, положите его на спину соседа и, катая,мяч говорим:

-мячик влево, мячи к вправо, покатался по спине.

-на макушечку поднялся, покатался и обратно побежал.

Постукивание мячиком по спине.

4 упр. «Массаж головы».

Поза: сидя на стуле, ноги расставлены на ширине плеч. Прорабатываем активные точки на голове сильным нажатием пальцев (моем голову). Как «граблями», ведем к середине головы, затем расчесываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.

5 упр. «Похлопаем ушками»

Заводим ладони за уши и загибаем их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускаем их. При этом ощутить хлопок.

Далее уважаемые коллеги, я хочу предложить Вашему вниманию еще одну из форм работы, используемую в работе с детьми. Это психогимнастика, которая, как и предыдущие продемонстрированные формы работы, является одним из средств оздоровления детей.Цель: освобождение от перенапряжения и стрессов, создание эмоционального радостного настроения.

Принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – это развитие творческого воображения.

Например:Во время упражнений предлагаем ребенку стать кошкой. Имитируя кошку, ребенок преображается. Не надо объяснять ему как напрячь или расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит образ кошки.

«Надувала кошка мяч»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Описание игры: дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики.Воспитатель произносит текст:

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

На слова: «надувала кошка шар.» дети выпрямляют туловище, надувают щеки. На сигнал «лоп»«шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение.

«Морщинки»

Цель: учить детей снимать мышечное напряжение,закреплять эмоциональные состояния: радости, интереса, удовольствия и т. д.

Описание: воспитатель предлагает детям несколько раз вдохнуть и выдохнуть. Отлично. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится.

«Сосулька»

Цель: расслабить мышцы рук.

я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Здорово получилось!

Читайте также:  Новые методы развития ребенка

Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, молодцы!

Игра «Любопытная Варвара»

Релаксационные упражнения для расслабления мышц шеи

Предложить ребенку поиграть в игру: мама или папа проговаривают стихотворения, а малыш исполняет то, о чем в нем говориться. Играть в игру нужно стоя, в позиции ноги на ширине плеч, руки книзу, расслаблены. Делать упражнение лучше вместе с малышом, чтобы он видел, как оно выполняется.Слова ведущего:

«Любопытная Варвара смотрит влево (повернуть голову влево и 3 секунды удерживать в таком положении, смотрит вправо (то же упражнение, только голова вправо). А потом опять вперед – тут немного отдохнет (голову повернуть вперед и смотреть перед собой 3 секунды). А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! (Поднять голову вверх и смотреть на потолок 5 секунд). Возвращается обратно – расслабление приятно! (Вернуться в исходное положение – взгляд вперед). А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! (Голову медленно опустить вниз и прижать подбородок к груди). Возвращаемся обратно – расслабленье так приятно! (Голову опять поднять и смотреть перед собой, расслабить мышцы).

Уважаемые коллеги, можно еще долго освещать здоровьезберегающие формы оздоровления детей, которые можно использовать в работе. Надеюсь, что те формы оздоровления, которые были продемонтрированы сможете использовать в своей работе.

И в завершении я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся,как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то,с чем вы пришли сегодня: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку — то, что получили нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание.

Будьте всегда здоровы!

Источник

Светлана Бестужева
Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения

Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения

(слайд1)

Состояние здоровья детей постоянно становится главной проблемой в дошкольном образовании России. Все большее количество детских садов считают сохранение и укрепление здоровья малышей своей приоритетной задачей. Задача по охране и укреплению здоровья является основной, так как развитиедетей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться. Каждый из детей хочет быть сильным, бодрым,энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, быть всегда здоровым. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте, во взаимоотношениях с другими людьми.Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибется тот, кто скажет, что здоровый дух порождает здоровое тело.

В настоящее время в педагогикевозникло особое направление: «развивающая педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового духовно и физически. Есть разработанная программа «развивающая педагогика оздоровления» авторы В. Т. Кудрявцев. Б. Б. Егоров. Слайд2

Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения. Нормой жизни и поведения каждого человека должно стать сознательное и ответственное отношение как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих, к здоровью как к общественной ценности. Слайд 3

Основные черты программы:

1. Здоровый ребенок понимается как идеальный эталон и практически достижимая норма детскогоразвития.

2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно духовного организма.

3. Оздоровление- это не комплекс лечебно-профилактических мер, а форма развития, расширения психофизических возможностей детей. Иными словами охрана здоровья утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие.

4. Работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами, эффективность их применения возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.

5. Ключевой принцеп оздоровительно- развивающей работы с детьми индивидуально дифференцированный подход.

Развивающая педагогика оздоровления включает в себя следующие направления оздоровительно развивающей работы6

1. Приобщение детей к физической культуре

2. Развивающие формы оздоровительной работы. Слайд 4

Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья как части общей культуры человека. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Говоря о здоровье, мы используем определение,которое предлагает Всемирная организация здравоохранения: «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…». На состояние здоровья наших детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия,а именно: наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; «электронно – лучевое» и «металло – звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок – музыка); образ жизни (оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья). Поэтому педагогика оздоровления необходима нашим детям. Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей. Проводится в системе, согласно образовательной программы ДОУ.

Формы организации оздоровительной работы: (слайд 8)

1.Создание системы двигательной активности в течение дня: — утренняя гимнастика (ежедневно); — физкультурные занятия (3 раза в неделю); — музыкально – ритмические занятия (2 раза в неделю); — прогулки с включением подвижных игр; — оздоровительный бег (ежедневно); — пальчиковая гимнастика (ежедневно на занятиях) — зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях) — оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); — физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно); — эмоциональные разрядки, релаксация; — ходьба по массажным коврикам, (босохождение); — спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц) 2. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.

Полноценное физическое развитие дошкольника- это не только формирование двигательных умений и навыков, но и развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно- волевых черт личности, осознание собственных телесно- психических возможностей. Тело для растущего человека-особая реальность, которой ему предстоит овладеть, иначе оно так и останется неразвитым. Общим показателем состояния физического здоровья является не сама по себе подвижность тела, а способность человека испытывать «мышечную радость» от движения. (слайд 7)

Читайте также:  Центр развития ребенка в молодечно

Развивающая педагогика оздоровления предполагает игровые варианты занятий и упражнений, направленных на приобщение дошкольников к физической культуре. Разучивание основных движений проводим в игровой форме под чтение стихов,например:

«Словно Маугли из книжки,

Вам девчонки и мальчишки.

Покажу я свой прыжок.

Раз-два-три- четыре…Скок!

Используем игровые имитации в паре. Большой интерес вызывают упражнения на ориентировку в пространстве, музыкально-ритмические движения, упражнения на мышечное расслабление. Оправдывает себя использование фольклорных игр разных народов, игры- атракционы, считалки для подвижных игр (слайд 8)

Движение является естественным стимулом жизнедеятельности организма, тренировкой всех его систем и органов. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Движение оказывает существенное влияние и на развитие интеллекта ребенка. Именно в этот период осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка- это основа формирования личности. Главная составляющая успеха- правильная мотивация, ощущения удовольствия, радостт от движения. Слайд 9

Список литературы:

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. — М., 2004.-64с. 6 2. Воронина Г. А. «Экологическое образование – один из путей здоровьесбережения подрастающего поколения // Экологическое образование. — 2006 -№1., -с27-29; 3. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья С-Пб. ,2005.-256с. ; 4. Оздоровление детей в условиях детского сада / Под. ред. Л. В. Кочетковой. -М., 2005.-112с.

Источник

ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

ПЛАН:

  1. Значение физического воспитания.
  2. Понятия физического воспитания.
  3. Задачи физического воспитания.
  4. Условия физического воспитания.
  5. Средства физического воспитания.
  1. гигиенические условия
  2. естественные силы природы
  3. физические упражнения
  4. воспитание культурно-гигиенических навыков
  5. режим дня

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие детей:

  • Обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях;
  • Совершенствуется ориентировка в пространстве и времени;
  • Складываются положительные черты характера;
  • Дети приобретают умение действовать в коллективе сверстников;
  • Формируется выдержка, самостоятельность, активность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи, работоспособность.

Физическое воспитание является основой всестороннего развития личности ребенка,  участвует в эстетическом воспитании.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Основными понятиями физического воспитания являются: здоровье, здоровый образ жизни, физическая подготовка, ловкость, сила, физическое воспитание, физическое развитие, физическая культура и др.

Рассмотрим несколько из них.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (понятие ВОЗ)

Здоровье человека – одна из основных ценностей в жизни. Не случайно в пожеланиях к празднику, ко дню рожденья мы говорим именно о здоровье.

Группу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов.

Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.

Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие «риск» формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.

II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.

II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.

Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:

— ребенок от многоплодной беременности,

— недоношенность, переношенность, незрелость,

— перинатальное поражение ЦНС,

— внутриутробное инфицирование,

— низкая масса тела при рождении,

— избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),

— рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),

— гипотрофия 1-й ст.,

— дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,

— аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),

— функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,

— частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,

— понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,

— тимомегалия,

— дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,

— вираж туберкулиновых проб,

— состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),

— состояние после неотложных хирургических вмешательств.

Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).

Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.

Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.

Дети с 1 по 4 группу здоровья могут воспитываться в общеобразовательных учреждениях, а дети 5 гр. здоровья – в учреждениях санаторного типа.

В последние два десятилетия стала активно развиваться целая наука о здоровье и здоровом образе жизни – ВАЛЕОЛОГИЯ (от древнеримского приветствия vale – будь здоров, logos – знание, наука).

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения, 1985 г.), состояние здоровья человека лишь на 10% зависит от организации здравоохранения, на 20% – от наследственных особенностей организма, на 20% – от условий внешней среды и на 50% – от питания и образа жизни, который он ведет.

Читайте также:  Развитие форм взаимодействия с ребенком с рда

Здоровый образ жизни – это активная форма поведения, обеспечивающая сохранение здоровья и повышение адаптационных возможностей организма. Это особая жизненная идеология. Следовательно, родители и педагоги, заинтересованные в сохранении и укреплении здоровья детей, должны помочь им правильно организовать их жизнь, чтобы свести к минимуму деструктивные (неблагоприятные) воздействия (например, среды, техногенных факторов и т.д.). 

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы.

Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм.

В биологических принципах ЗОЖ необходимо отметить: питание, солнечный свет, тепло, двигательная активность, уединение и даже игры(преимущественно в детстве).

Но человек велик и разумен. Он живет в обществе(в социуме) и для его образа жизни недостаточно одних биологических принципов.

К социальным принципам здорового образа жизни относятся:

  • эстетичность;
  • нравственность;
  • присутствие волевого начала;
  • способность к самоограничению.

Здоровый образ жизни — один из ключевых факторов, благодаря которым определяется здоровье человека. Компонентами здорового образа жизни являются:

  • рациональное питание (разнообразный рацион, правильный питьевой режим, минимизация вредных продуктов, фастфуда, культура приготовления и приема пищи и т.д.),
  • достаточная двигательная активность (занятия спортом, пешие прогулки, активный отдых, гимнастика для утреннего пробуждения и в течение дня для профилактики гиподинамии и проч.),
  • закаливание (обливания и обтирания холодной водой, проветривание помещения, воздушные и солнечные ванны, хождение босиком по траве или дома и др.),
  • соблюдение режима (учет суточных и недельных биоритмов, достаточный и правильный сон, фиксированное время приема пищи, своевременная релаксация и т.д.),
  • соблюдение правил личной гигиены (в расшифровке не нуждается),
  • отказ от вредных привычек (традиционно порицаемые обществом – табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, а также иные вредные для здоровья вещи, например, телевизор или книга во время еды, злоупотребление сладким и т.п.).

Физическая культура – это уровень развития человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых на основе направленного применения двигательной деятельности и других средств. Физическая культура является частью общей культуры человека.

Физическое воспитание – это часть физической культуры, организованный процесс направленного применения накопленных поколениями достижений физической культуры для физического совершенствования человека в содействии гармоничному развитию личности и укрепления здоровья.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства.

Физическое воспитание – органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развития форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств.

Физическое развитие – это процесс последовательного формирования морфо — функциональных свойств организма человека. Его характеризуют показатели здоровья, телосложения, развития физических качеств.

Физическое развитие – процесс генетический, а физическое воспитание может его регулировать.

ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Понимая общую цель физического воспитания как сохранение и укрепление здоровья ребенка, формирование привычки здорового образа жизни, выделяют три группы задач.

Оздоровительные

Воспитательные

Образовательные

  • Охрана и укрепление здоровья
  • Закаливание организма
  • Развитие движений
  • Обеспечение своевременного развития всех органов и их функций
  • Формирование нравственно-физических навыков
  • Формирование потребности в физическом совершенствовании
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков
  • Воспитание смелости, воли, дисциплины
  • Формирование представлений о своем организме, о здоровье
  • Формирование навыков выполнения основных движений
  • Формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе
  • Привитие организаторских навыков

Все указанные группы задач решаются в каждой возрастной группе, но их конкретное содержание меняется в зависимости от психофизиологических возможностей детей.

УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Физическое воспитание основывается на растущей заботе государства о матери и ребенке, постоянном улучшении жилищных условий, росте материального благосостояния.

Для правильного физического воспитания детей необходимо:

  • Охрана нервной системы ребенка (организация правильного режима дня)
  • Создание благоприятного микроклимата (положительные эмоции)
  • Создание санитарно – гигиенической обстановки.
  • Постоянный контроль со стороны медицинского персонала.
  • Тесный контакт ДОУ с семьей.

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Гигиенические условия.

Гигиенические условия влияют на охрану и укрепления здоровья детей самым непосредственным образом.

К таким условиям относятся:

  • Санитарно-гигиенические требования к планированию земельного участка
  • Гигиенические требования к зданию
  • Систематическое проветривание всех помещений
  • Соблюдение светового режима
  • Соблюдение температурного режима
  • Гигиенические требования к уборке помещений
  • Гигиенические требования к детской мебели
  • Гигиена питания
  • Гигиена одежды

Физические упражнения.

Важным фактором здоровья является физическая активность детей. Двигательная активность дошкольников реализуется посредством физических упражнений.

Можно выделить такие физически упражнения:

  • Утренняя гимнастика
  • ЛФК
  • Дыхательная гимнастика
  • Упражнения общеразвивающего воздействия (движения головы, положение и движение рук, ног, туловища)
  • Основные движения: ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, бросание и ловля мяча, метание
  • Подвижные игры и игровые упражнения
  • Спортивные игры: городки, футбол, баскетбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис
  • Ритмические движения
  • Упражнения в построении и перестроении
  • Упражнения в перемещениях со скольжением
  • Передвижение с техническими средствами: игры, забавы с санками, игры на лыжах, катание на роликовых коньках, езда на велосипеде, катание на самокате
  • Упражнения для освоения движений в водной среде, плавания (если есть бассейн)

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития как развитие воли.

Выполнение КГН создает условия для формирования основ эстетического вкуса (контроль за своим внешним видом).

Освоение КГН связано с этическим развитие дошкольника (хорошо-плохо).

Взаимосвязано с формированием КГН складываются и развиваются нравственные чувства (правила поведения).

КГН лежат в основе первого доступного вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию.

Сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.

Т.к. у детей развито наглядно-образное мышление, то для успешного формирования КГН необходимо прибегать к показу и объяснению.

Дети склонны к подражанию, поэтому в формировании КГН большую роль играет личный пример взрослого. Следует опираться и на хороший пример самих детей.

В формировании КГН важен индивидуальный подход к детям.

Режим дня.

Под режимом дня понимается научно-обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательности различных видов деятельности и отдыха.

Требования к режиму дня определяются психофизиологическими особенностями возраста, задачи воспитания, окружающими условиями.

Основные требования – учет возрастных особенностей и постоянство режима.

Режим детского сада предусматривает различные виды детской деятельности: бытовую, игровую, учебную, трудовую. Место и время той или иной деятельности определяется возрастом детей.

Необходимым условием правильного физического развития и воспитания является и соблюдение режима в семье.

Воспитатель должен познакомить родителей с режимом дня ребенка в саду и, при необходимости, помочь организовать режим дома в вечерни часы и выходные дни. При составления режима в семье должны учитываться ее условия, возможности детей и их интересы.

Только при условии единства требований к детям со стороны ДОУ и семьи можно воспитать их здоровыми и жизнерадостными.

Источник