Познавательное развитие ребенка аутистического спектра

Познавательное развитие ребенка аутистического спектра thumbnail

Семенова Кристина Александровна
Рабочая программа «Развитие познавательной деятельности для детей с расстройствами аутистического спектра»

Программа разработана на основе ФГОС образования обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями»); примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, одобренной решением учебно-методического совета пообщему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года №4/15).

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие коррекционно-познавательной деятельности» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями»; примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,внесенной в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления,раскрывающие основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Цель программы: коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями, исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.

Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

• воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении;

• расширение круга увлечений;

развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка;

• формирование коммуникативных умений;

• сенсорное развитие;

• повышение двигательной активности ребенка;

• формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания;

• стимуляция звуковой и речевой активности;

развитие и коррекция детско-родительских отношений.

Формы и режим занятий.

Основная форма – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия 20 минут, в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

В процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению коррекционно-развивающих занятий:

• Налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком.

• Создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения ребенка.

• Регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию.

• Смена видов деятельности в процессе одного занятия.

• Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале.

• Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка.

• Опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка.

• Обращение внимания на различия выполнения одного и того же задания в разных условиях.В самом обучении важно дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения.

• Включение в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка. При работе с данной группой необходимо выверять и ограничивать все речевые инструкции,именно поэтому инструкции часто даются в единой временной форме: «Возьми карандаш».

• В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия, т. е. взрослый начинает работать руками ребенка («сопряженные направляющие действия». При работе с данной группой непосредственно используется поддержка руки, письмо «рука в руке», сопряженное выполнение действий.

• Использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое актуально.Именно поэтому в занятиях помимо стандартной динамической паузы необходимо привнести большое количество практических действий: приклеивание, размазывание пластилина, работу с палочками.

Читайте также:  Свободно творческое развитие ребенка

• Опора на сенсорные анализаторы.

• Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях.

• Оказание психолого-педагогической помощи родителям в целях создания благоприятных условий для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье.

3. Срок реализации программы

Данная программа рассчитана сроком на 1 год, занятия проводятся 2 раза в неделю.

Трудности ребенка с аутистическими нарушениями заключаются не только в проблемном развитии, но и в быстром пресыщении даже приятными впечатлениями, поэтому предъявление взрослыми задач повышенной сложности, требования немедленного выполнения действий без учета характерных для детей данной категории задержанных реакций может усилить сложности и трудности взаимодействия, вызвать вспышки негативизма, агрессии, самоагрессии. Поэтому программный материал трансформируется в зависимости от детских особенностей, подбираются понятные и интересные детям задания, упражнения и игры. Взаимодействие с таким ребенком требует гибкости, постоянного поиска и нешаблонных решений, поскольку проведение занятия с ребенком с аутизмом полностью зависит от его желания взаимодействовать.

4. Общая характеристика коррекционного курса

Содержание программы по преодолению нарушений познавательной сферы разработано с учетом возрастных, типологических, индивидуальных особенностей.

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных занятиях с учетом рефлексивно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов, проводится систематически, с поэтапным усложнением содержания материала, учитывает зону ближайшего развития и постепенным уменьшением помощи взрослого.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

— коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

— коррекция недостатков познавательной деятельности;

— обеспечение обучающимися успеха в различных видах деятельности, повышение мотивации к школьному обучению.

Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в его восприятии, осмыслении, запоминании. Познание окружающей действительности школьников с ограниченными возможностями обеспечивается процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти. Соответственно содержание программы коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуально-ориентированного дефектологического воздействия,сквозные направления которого: развитие коммуникативной деятельности; развитие конструктивной деятельности; сенсорное развитие (зрительное, слуховое и тактильное восприятие); формирование пространственно-временных ориентировок; развитие памяти; развитие мыслительных процессов (отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации); развитие слухоголосовых координаций; исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Программа коррекционной работы по преодолению нарушений познавательной сферы позволит обеспечить осуществление специальной поддержки в освоении обучающимся образовательной программы.

5. Личностные и предметные результаты

Обучающиеся должны уметь:

• различать понятия «один-много», выделять один и много предметов из группы предметов;

• различать предметы разного размера — «большой – маленький;

• различать две различные геометрические формы;

• иметь первичные представления о себе (узнает и показывает себя в зеркале, близких людей;

• узнавать и показывать 2-3 игрушки (мяч, кукла, пирамидка, машинка или др.);

• узнавать и показывать кошку, собаку (настоящая, игрушка, рисунок);

• реагировать на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной поверхностями;

• выполнять скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т. п.);

• выделять отдельный предмет среди других по просьбе взрослого;

• соотносить знакомый объемный предмет с его плоским изображением;

• находить и приносить заданный хорошо знакомый предмет;

• знать и узнавать среди других красный и желтый цвета;

• рисовать круги;

• выполнять двойную просьбу.

6. Основное содержание рабочей программы

Диагностическое обследование (2 ч.)

Развитие коммуникативной деятельности (7 ч.)

Прослеживание движения солнечного зайчика, луча карманного фонаря.

Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. Ожидать появления его в двух определенных местах. Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции “сделай вместе”: движения рук, кистей (“Птички”, “Кулачки-ладошки”, “Молоток” и пр. Выполнение подражательных действии со сменой вида движения (“Стучим — прячем”: смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук за спину вслед за движением учителя).

Читайте также:  Как вести тетрадь о развитии ребенка

Развитие конструктивной деятельности (4 ч.)

Воспроизведение по подражанию действии с предметом.Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами: катание шариков в определенном направлении.

Развитие моторики (12 ч.)

Бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком.

Перекладывание предметов из одной коробки в другую. Складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы ее можно было закрыть крышкой. Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек. Заполнение отверстий втулками, грибками. Закручивание руками (без инструментов) крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой. Нанизывание предметов с отверстиями на стержень. Нанизывание шаров на шнур (“бусы”).Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия: доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте, при помощи палки или другого предмета; сталкивание палкой предмета со стола; использование стула при скамейки для доставания предмета, находящегося высоко; пользование этими навыками в новой ситуации.

Развитие зрительного гнозиса (цвет, форма, величина) (24ч.)

Действия с предметами разного цвета, формы, величины. Выбор по образцу и инструкции “Дай такой” предметов одного цвета из 6-10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие н т. д.). Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу). Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный; белый) из 3-4 предметов всех указанных цветов (без названия цветов).Знакомство с цветом: красный. Дифференциация красного цвета среди других цветов. Знакомство с синим цветом. Дифференциация синего цвета среди других цветов. Знакомство с желтым цветом. Дифференциация желтого цвета среди других цветов.Дифференциация три цвета: красный, синий, желтый — уметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета. Выбор по образцу и инструкции “Дай такой” одной формы из 6—10 предметов двух контрастных объемных форм без их названия: шар-параллелепипед (“брусок”, “кирпичик”); куб — конус (“башенка”). Группировка по форме предметов двух контрастных форм (Раскладывание, подбор, раздача по образцу).Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма (“крыша”, конус (“башенка”, параллелепипед (“брусок”, кирпичик”) из 8-12 предметов всех указанных форм (без названия форм). Выбор предметов одной формы из 6—10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг — квадрат, круг— треугольник по образцу и инструкции «Дай такой».

Развитие мыслительных процессов (18ч.)

Самостоятельно называть,правильно соотнося с соответствующими формами: шарик, кубик, круг, квадрат. Выбор одинаковых по величине предметом из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции “Дай такой”. Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку — больших предметов, и маленькую — маленьких; нанизывание колец одного размера на стержень при выборе их из двух размеров резко контрастных — больших и маленьких, затем нанизывание на другой стержень оставшихся колец другого размера). Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине. Складывание трехместной матрешки, осмысленное соотнесение ее частей. Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу. Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х разрезанных по вертикали или горизонтали. Постройки из детских наборов строительного материала. (по показу и одновременной словесной инструкции сопряженно с учителем) башня из 4-х кубов одинакового размера, дорожка из брусков одинакового размера, башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине, башня из 5- ти кубов разного размера (по убывающей величине). Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов. Выкладывание “чередующегося ряда”через один элемент: синий — красный – синий.

Читайте также:  Роль родного языка в развитии личности ребенка дошкольного возраста кратко

Итоговая диагностика (1ч.)

7. Тематическое планирование

№ п/п Название раздела Кол-во часов

1. Диагностическое обследование 2

2. Развитие коммуникативной деятельности 7

3. Развитие конструктивной деятельности 4

4. Развитие моторики 12

5. Развитие зрительного гнозиса (цвет, форма, величина) 24

6. Развитие мыслительных процессов 18

7. Итоговая диагностика 1

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Особенности познавательного развития у детей с расстройствами аутистического спектра

Особенности познавательного развития у детей с расстройствами аутистического...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Особенности познавательного развития у детей с расстройствами аутистического

Описание слайда:

Особенности познавательного развития у детей с расстройствами аутистического спектра

2 слайд

С самого раннего возраста отмечается отсутствие внимания ребенка к предметам

Описание слайда:

С самого раннего возраста отмечается отсутствие внимания ребенка к предметам окружения. Наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Однако яркие впечатления могут буквально завораживать детей. Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Его внимание устойчиво буквально в течении нескольких минут, иногда и секунд. Можно сделать вывод, что для концентрации внимания ребенка могут быть использованы: звуки, мелодии, блестящие предметы и т.д.

3 слайд

Для детей с РАС характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражит

Описание слайда:

Для детей с РАС характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а так же расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. Если в норме человеческое лицо является самым сильным и привлекательным раздражителем, то аутичные дети отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же вызывает мгновенный уход от контакта.

4 слайд

У части детей реакция на «новизну», например, изменение освещения, необычно

Описание слайда:

У части детей реакция на «новизну», например, изменение освещения, необычно сильная. Многие дети, наоборот, яркими предметами заинтересовались слабо, у них так же не отмечалась реакция испуга или плача на звуковые раздражители, и вместе с тем у них отмечали повышенную чувствительность к слабым раздражителям: дети просыпались от едва слышного шуршания, легко возникали реакции испуга на работающие бытовые приборы.

5 слайд

В восприятии ребенка с РАС также отмечается нарушение ориентировки в простран

Описание слайда:

В восприятии ребенка с РАС также отмечается нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостности картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом, а его отдельные части. У большинства у них наблюдается повышенная любовь к музыке. Они повышенно чувствительны к запахам, окружающие предметы обследуют с помощью облизывания и обнюхивания.

6 слайд

Большое значение имеют для детей тактильные мышечные ощущения, идущие от соб

Описание слайда:

Большое значение имеют для детей тактильные мышечные ощущения, идущие от собственного тела (раскачиваются всем телом, совершают однообразные прыжки, кружатся, пересыпают песок и т.д.). При часто сниженной болевой чувствительности у них наблюдается склонность к нанесению себе различных повреждений.

7 слайд

С самого раннего возраста у аутичных детей наблюдается хорошая механическая

Описание слайда:

С самого раннего возраста у аутичных детей наблюдается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память, стереотипизирует восприятие окружающего. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, без конца задавать один и тот же вопрос. Они легко запоминают стихи. В ритм стиха дети могут начать раскачиваться или сочинять собственный текст.

8 слайд

Развитие мышления у таких детей связано с определением огромных трудностей п

Описание слайда:

Развитие мышления у таких детей связано с определением огромных трудностей произвольного обучения. Многие специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Такому ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно — следственные зависимости.

Выберите книгу со скидкой:

Познавательное развитие ребенка аутистического спектра

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Познавательное развитие ребенка аутистического спектра

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Познавательное развитие ребенка аутистического спектра

Курс профессиональной переподготовки

Специалист в области охраны труда

Познавательное развитие ребенка аутистического спектра

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-126006

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник