Свободно творческое развитие ребенка

Свободно творческое развитие ребенка thumbnail

Творческое развитие ребёнка.

Творческое развитие ребёнка – это гармоничное развитие его личности и индивидуальности. Оно тесно связано с развитием способности, выразить своё эмоциональное содержание. Кроме того, это процесс эмоционального выражения его представлений о мире и о себе. Развитие творческого потенциала ребёнка, как и любых других, подчиняется закону содействия ребёнка и взрослого. Это, в первую очередь, развитие души ребёнка. И в школьные годы развития надо помнить, что у ребёнка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое единство деятельности и вместе с тем новое высшее единство – единство личности.

Как же вырастить и воспитать творческую, талантливую личность в своём ребёнке? Нужно сначала разобраться из чего же складывается или формируется творческая личность? Основная составляющая этой формулы – это энергопотенциал человека или другими словами его жизненная сила. Благодаря ему человек движется по жизни более или менее активно. Так же энергопотенциал делает зрячими глаза таланта, другими словами даёт возможность правильно оценивать свои силы и способности. Энергопотенциал строит душу и тело, а так же защищает жизнь. Из чего же формируется энергопотенциал в человеке?

Энергопотенциал состоит из двух частей: первый – полученный от матери и второй – заработанный самостоятельно. Когда человек родился, у него существует только энергопотенциал, полученный от матери. Если мама здорова, не страдает хроническими недугами, не болела во время беременности, полноценно питалась, и никто ей не портил нервы, – ребёнок рождается вовремя, он энергичен и красив. Если мама часто болела, лежала на сохранении, чтобы выносить ребёнка, если её питание скудно и однообразно, если у неё мал собственный энергопотенциал, и потому она  нервничает по любому поводу; и, наконец, если она во время беременности продолжала принимать алкоголь, курила или употребляла наркотики, — ребёнок рождается преждевременно, он слаб и некрасив, и первый день на этом свете у него начинается с болезней, которые станут его неразлучными спутниками до последнего дня его жизни. А какова же роль отца в формировании энергопотенциала ребёнка? Пока ребёнок находится в утробе матери, папино слово оказывается первым которое он слышит. В его семени заложен код, в котором запрограммированы базовый энергопотенциал ребёнка и опыт, который, как принято говорить, передаётся по наследству. От папы – код; от мамы – шифр. И чем совершеннее будет программа, закодированная в семени (а это зависит от энергопотенциала отца и его образа жизни), чем точнее в маминой яйцеклетке эта программа будет расшифрована (а это зависит от энергопотенциала мамы и её образа жизни), – тем удачней будет новорожденный.

Каким же будет базовый энергопотенциал ребёнка? Не меньше, чем у папы (при нормальной расшифровке), и, во всех случаях жизни, больше, чем у мамы. Не меньше, чем у папы – значит, может быть больше? За счёт чего?

Код не идеален: он всего лишь отпечаток энергопотенциала папы на данный момент; какие-то функциональные дефекты энергопотенциала оставят на нём след. К счастью, им вовсе не обязательно перейти к ребёнку. Природа мудрей человека, у неё всегда есть, как минимум, одна запасная линия обороны, в данном случае – код энергопотенциала мамы. При расшифровке отцовского код мамы пассивен, но пассивен лишь до тех пор, пока не наталкивается на дефект, – тогда в дело идут соответствующие элементы материнского кода. Если всё нормально у обоих родителей – ребёнок должен уйти дальше, чем они. Если получается наоборот, слабая ветка засыхает. Это закон природы.

Наш базовый энергопотенциал начинается с клетки. Если родители были здоровы, если беременность протекала нормально – каждая клеточка новорожденного находится в состоянии гармонии, а потому несёт в себе максимально возможный энергопотенциал:

  • Тело новорождённого находится в состоянии гармонии – и потому базовый энергопотенциал обеспечивает их развитие и функционирование без потерь;
  • Тело новорожденного находится в состоянии гармонии – и потому его базовый энергопотенциал может жить в окружающем энергетическом океане не рассеиваясь.

А откуда берётся энергия, обеспечивающая и здоровье, и бодрость, и работоспособность, и ясный ум? От мамы. Как в год, как в пять лет – так и в сто. Рождённые дети имеют только базовый энергопотенциал, который достался им от мамы, но стоит им сделать первое движение, первый крик, они начинают накапливать оперативный энергопотенциал.

В раннем детстве (до 3-4 лет) оперативный энергопотенциал идёт на создание минимально необходимого защитного поля и на строительство тела.

С 4 до 8 лет жизни основное русло растущего оперативного энергопотенциала передвигается на формирование процессов мышления.

С 8 до 12 лет растущий оперативный энергопотенциал начинает формировать задачи вокруг себя. И только если рост оперативного энергопотенциала не прекратился, то к 13 годам из ребёнка получается творческая личность – созидатель.

Природное призвание человеческой души – созидать. Что же толкает человека на созидание, на творчество? Духовность! Духовность, счастье, свобода, покой – это вершина человеческой жизни. Они достижимы лишь огромным трудом, огромным терпением и самоограничением. Но они стоят этой цены, потому что, даже однажды побывав на этих вершинах, человек осознаёт, что жил не зря.

Душа немыслима без энергопотенциала, потому что без него её просто нет (чувство нечем наполнить, память нечем оживить, совесть нечем очертить). Душа немыслима без критичности, потому что именно критичность превращает говорящее животное в человека, а значит, пробуждает в душе потребность творить.

Как же помочь ребёнку научиться творить? Что могут для этого сделать педагоги и родители? Как музыка способствует развитию творчества?

Современного ребёнка окружает богатый мир звуков, который создают, прежде всего, телевидение, радио, кино. Он слушает музыку доступную и недоступную его понимания, близкую и интересную по тематике, а также музыку, рассчитанную на взрослых,  поэтому весь процесс музыкального воспитания и, в частности, слушание музыки должны быть ясно целенаправленными. Достижение основной задачи – воспитание интереса, любви, потребности в общении с искусством возможно только в том случае, если дети приобретают необходимые навыки восприятия музыки, что, в свою очередь, невозможно без систематического музыкально-слухового развития ребёнка.

Восприятие музыки представляет собой процесс раскодирования слушателем чувств и мыслей, заложенных в музыкальное произведение композитором и воспроизведённых исполнителем. Как бы живущая в музыке душа композитора вступает в своеобразный диалог с душой слушателя, и, таким образом, эмоциональный опыт прошлых поколений передаётся последующим.

Жизнь современного ребёнка подчинена очень жёсткому графику. С самого утра ребёнка поднимают, кормят, одевают, ведут в детский сад, в котором он находится целый день до вечера. Постоянный режим и невозможность уединиться от коллектива очень рано истощают психику ребёнка, приводя его к болезням нервной системы. Поэтому так важно со стороны педагогов и родителей создать ребёнку нишу для отдыха среди бесконечной жизненной суеты. Изучая работы современных психологов и психотерапевтов понимаешь, что классическая музыка, как нельзя лучше, подходит для снятия стрессовых ситуаций и нормализации психического состояния человека. Богатая по содержанию и профессионально исполненная симфоническим оркестром, классическая музыка приносит умиротворение и покой, ощущение гармонии с окружающим. Так, доказано, что некоторые из классических произведений влияют на человека следующим образом:

Читайте также:  Роль семьи в социальном развитии и воспитании ребенка

Расслабляющее воздействие

  1. П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс», «Баркаролла».
  2. К. Сен-Санс «Лебедь»
  3. С.В. Рахманинов «Ноктюрн» Фа мажор, «Ноктюрн» Ре-бемоль и другие.

Снятие подавленного угнетённого состояния

  1. Ф. Шуберт «Аве-Мария»
  2. Л.В. Бетховен «К радости»
  3. Ф. Шопен «Прелюдия»  До минор
  4. Х. Глюк «Мелодия» и другие.

Бодрое радостное настроение от произведений

  1. Д.Д. Шостакович «Праздничная увертюра»
  2. Ф. Лист «Финал Венгерской рапсодии» № 6, № 10, № 11, № 12.
  3. К. Монти – «Чародеи» и другие.

Истинная красота музыки заключается не столько в самих тембрах и переливах звучания, сколько в возможности пережить, при помощи музыки, своё единство с природой, с другими людьми, со своим народом и со всем человечеством в целом, и через переживание этого единства  обрести в себе самом желаемую психологическую устойчивость и душевное здоровье.

Богатство и красота родной природы, запечатлённые в произведениях искусства, – прекрасное средство воспитания детской души, поэтому уже в младшей группе, и даже в яслях, можно слушать небольшие произведения о природе и временах года таких композиторов, как П.И. Чайковский (Альбом «Времена года»), С.С. Прокофьев (вариации фей из времён года из балета «Золушка»), Г.В. Свиридов (музыка к кинофильму «Метель»).

Хорошо, если к прослушиванию пьесы добавить какой-нибудь сказочный сюрприз (стихотворение, сказка) по сюжету пьесы. Очень интересны для детей пьески из Детских альбомов  таких композиторов, как П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов, К. Сен-Санса («Карнавал животных») и другие. Ребёнок должен научиться целостно проживать художественный образ в разных видах искусства: зрением и слухом, кончиками пальцев и всем существом. Если дети научатся воспринимать музыку с любовью и вдохновением, то в каждом из них неожиданно откроются скрытые природные таланты и способности.

Как же научить ребёнка 3-4 лет слушать непрерывно звучащую музыку устойчиво в течение 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами – в течение 5-7 минут.

Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, его физического состояния. Как организовать прослушивание? Заранее приготовить магнитофон и кассету с записью. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко. Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и, чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласив ребёнка слушать музыку, можно позвать так же кого-нибудь из членов семьи. И детям, и взрослым лучше слушать музыку сидя. По возможности объясните ребёнку, о чём рассказывает эта музыка. Для прослушивания музыки, выберите удобное для ребёнка и взрослого время в течение дня, когда ребёнок не увлечён игрой, не возбуждён приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует. Лучше всего после завтрака или после дневного сна. Чтобы дети постепенно привыкли к классической музыке, можно в течение всего дня на короткие промежутки времени включать классическую музыку, занимаясь при этом своими домашними делами.

      Рекомендуемые произведения для слушания дома

  1. П.И. Чайковский: альбом «Времена года», «Детский альбом», фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и другие пьесы.
  2. М.И. Глинка: пьесы для детей, фрагменты из оперы «Руслан и Людмила»,
  3. Бородин; «Богатырская симфония», «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».
  4. Н.А. Римский-Корсаков: фрагменты из опер «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», сюита «Шахерезада».
  5. К. Сен-Санс: альбом «Карнавал животных».
  6. А. Вивальди: альбом «Времена года», концерты.
  7. Г.В. Свиридов – музыка к кинофильму «Метель».
  8. М.П. Мусоргский: «Картинки с выставки», вступление к опере «Хованщина» (Рассвет на Москве-реке).
  9. С.С. Прокофьев: музыкальная сюита «Петя и волк».
  10. Э. Григ: фрагменты из сюиты «Пер-Гюнт» («Шествие гномов», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг», «Танец эльфов», «Утро»).
  11.  И.С. Бах «Бранденбургские концерты»
  12.  Ф. Шопен: вальсы, ноктюрны.
  13.  Ф. Шуберт: «Аве-Мария», ноктюрны.
  14.  Д.Д. Шостакович: альбом «Танцы кукол»
  15.  И. Штраус вальсы
  16.  Л.В. Бетховен: «Лунная соната», «Патетическая соната», «Апоссионата».

Другой способ общения с музыкой – это активный. Движение под музыку напрямую способствует физическому развитию детей. Вспомним, как улучшается осанка ребёнка, когда он шагает под звуки марша, каким полётным  становится его бег под лёгкую, акцентированную пьесу. Активизируя деятельность всего организма, музыка повышает жизненный тонус, как бы управляя настроением ребёнка. У детей появляется стремление к самостоятельным поискам, радостное ощущение того, что и они могут выполнить что-то важное, красивое и полезное, как-то по-особому выразить свои чувства. Для этого очень важно  настроить ребёнка. Например, можно поиграть с ребёнком, пригласив его под марш отправиться в гости к сказке, предупредив, что  попасть туда можно только внимательно слушая музыку и смело, шагая по волшебной дороге вперёд навстречу приключениям». И можете поставить марш, например, из балета «Щелкунчик». Ребёнок с  радостью отправится вместе с вами. А кого вы повстречаете в этой сказке, зависит от того, что вы хотели послушать со своим ребёнком. В пути может пойти дождь, и вы дадите ребёнку ленточки, чтобы показать, как льётся дождик и падают капли. Представив, что вы на цветочном лугу, дайте ребёнку в руки цветы и покажите, как радуются и танцуют цветы от встречи с вами («Вальс цветов» П.И. Чайковский, балет «Щелкунчик»). В пути вы можете повстречать зверей или сказочных героев. Это зависит от музыки, которая у вас имеется, от вашего желания и фантазии. Придумывайте свои музыкально-сказочные путешествия вместе с ребёнком, дети любят сказки и с радостью откликнутся на ваши предложения.

Музыкальное развитие ребёнка идёт от простого к сложному: от непроизвольных откликов на музыку — к эстетическому отношению к ней, от импульсных стремлений петь, ритмически двигаться – к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений в связи с восприятием музыкальных звуков – к эмоциональному и сознательному слушанию музыки.

Читайте также:  Уктус школа развития ребенка

Человек, входящий в мир музыки, и затем выходящий из него, становится, по своему психологическому состоянию, качественно другим: успокоенным и обновлённым, подобно тому, как он становится другим после прогулки в лесу и соприкосновения с природой, купания в море или общения с близким человеком. Научитесь сами любить и слушать  музыку, научите своих детей слушать и любить  музыку, и она раскрасит вашу жизнь чудесными красками, наполнит вашу душу прекрасными звуками, и вы поймёте, что жизнь прекрасна!

                                                              М.А.Булыгина

музыкальный руководитель,

первая квалификационная категория

Resource id #5570

Источник

Òâîð÷åñòâî — íåîáûêíîâåííûé èñòî÷íèê ýíåðãèè, çíàíèé, ðàçâèòèÿ è ðàäîñòè. Äëÿ äåòåé òàêèå çàíÿòèÿ íåîáõîäèìû: ìàëûøè ó÷àòñÿ ñîçäàâàòü, ïðîÿâëÿþò ñåáÿ, íå áîÿòñÿ ïðîáîâàòü ÷òî-òî íîâîå. Êàê æå íàéòè òâîð÷åñêîå íà÷àëî è ðàñêðûòü òàëàíò ðåáåíêà? Ìû âûáðàëè 30 ïîëåçíûõ ñîâåòîâ èç êíèã ÌÈÔà, êîòîðûå ïîìîãóò ðîäèòåëÿì. Èòàê, ïîåõàëè!

1. Íåòâîð÷åñêèõ äåòåé íå áûâàåò

Äåòè — íåâåðîÿòíî òâîð÷åñêèé íàðîä. Êîìó-òî íðàâèòñÿ ðèñîâàòü è ìàñòåðèòü, êîìó-òî — ìóçèöèðîâàòü, à êòî-òî — ïðèðîæäåííûé èçîáðåòàòåëü, îáîæàåò èãðàòü ñ êîíñòðóêòîðîì èëè ðàçáèðàòü òåõíè÷åñêèå èãðóøêè. Åñòü ìàëûøè, êîòîðûå ëþáÿò íàðÿæàòüñÿ è ñòàâÿò ñïåêòàêëè. À êòî-òî ñ óâëå÷åíèåì êîïàåòñÿ â çåìëå è ñòðîèò èç ïðóòèêîâ è ãëèíû. Äåòè áåñêîíå÷íî ïðîáóþò è óçíàþò, ÷òî èì èíòåðåñíî è ê ÷åìó ëåæèò äóøà. Íå äóìàéòå, ÷òî âàø ðåáåíîê íå ñïîñîáåí ê òâîð÷åñòâó. Ñêîðåå âñåãî, îí åù¸ íå íàøåë òî ñàìîå çàíÿòèå, ÷òî çàèíòåðåñóåò ïî-íàñòîÿùåìó.

2. Òâîð÷åñêîå ðàñïèñàíèå

Îäíî èç âàæíåéøèõ óñëîâèé òâîð÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ — âûäåëèòü âðåìÿ äëÿ çàíÿòèé òâîð÷åñòâîì. Íàéäèòå õîòÿ áû 10–15 ìèíóò â áóäíè è îäèí-äâà ÷àñà â âûõîäíûå, ÷òîáû âìåñòå ñ ðåáåíêîì ïðåäàòüñÿ ðèñîâàíèþ, ïåíèþ èëè ÷åìó óãîäíî åùå. Îòêðûâàéòå â ñåìåéíîì ðàñïîðÿäêå «ïîòàéíûå îêîøêè» äëÿ êîðîòêèõ òâîð÷åñêèõ èãð: çà óæèíîì ïîèãðàéòå çà ñòîëîì â ñëîâîòâîð÷åñòâî, ïåðåä ñíîì âìåñòå ñî÷èíèòå ñêàçêó, ïî äîðîãå â äåòñêèé ñàä èëè øêîëó ïðèäóìàéòå íîâûå ñëîâà íà ìîòèâ èçâåñòíûõ ïåñåí.

3. Îòäûõàéòå îò ãàäæåòîâ

Âî âðåìÿ òâîð÷åñêèõ çàíÿòèé âûêëþ÷èòå íåíàäîëãî òåëåâèçîð, êîìïüþòåð, ïëàíøåò, ñìàðòôîí è èãðîâóþ ïðèñòàâêó. Âûäåëèòå êîðçèíêó, êóäà âñÿ ýëåêòðîíèêà îòïðàâëÿåòñÿ «ñïàòü», ïîêà âû çàíèìàåòåñü òâîð÷åñòâîì.

4. Òâîð÷åñêèé óãîëîê

Âèðäæèíèÿ Âóëüô ïèñàëà, ÷òî êàæäîìó òâîð÷åñêîìó ÷åëîâåêó íóæíà ñîáñòâåííàÿ êîìíàòà. Íå ó âñåõ íàñ åñòü òàêàÿ âîçìîæíîñòü, íî âàæíî âûäåëèòü êàêîå-ëèáî ïðîñòðàíñòâî, ïóñòü äàæå îíî áóäåò ñîâñåì ìàëåíüêèì.

Ñîçäàéòå ó ñåáÿ äîìà «òâîð÷åñêèé óãîëîê», ãäå ðåáåíîê ñìîæåò íàéòè âñå íåîáõîäèìîå äëÿ òâîð÷åñòâà.

Ñëîæèòå òóäà òî, ÷òî ìîæåò ðàçáóäèòü åãî âîîáðàæåíèå: ïðîáêè, áëåñòêè, êëåé, íèòêè, ðàçíîöâåòíóþ ïðîâîëîêó, áóñèíêè, öâåòíóþ áóìàãó… Åñëè ó âàñ â äîìå íåò íè îäíîãî ñâîáîäíîãî ìåñòà, òî ðîëü «òâîð÷åñêîãî óãîëêà» ìîæåò èãðàòü êîðîáêà èëè ïîëêà.

5. Óñòðàèâàéòå òâîð÷åñêèå ïðèêëþ÷åíèÿ

Òâîð÷åñêîå ïðèêëþ÷åíèå — åæåíåäåëüíûé, ñïëàíèðîâàííûé è ïîäãîòîâëåííûé âìåñòå ñ äåòüìè ïîõîä êóäà-íèáóäü. Òàêàÿ âûëàçêà íå äîëæíà äëèòüñÿ äîëãî, íî îáÿçàíà áûòü ÿðêèì ñîáûòèåì. Åå öåëü — ïîïîëíèòü äóõîâíûå çàïàñû. Êîãäà âû âûáèðàåòå, êóäà áû îòïðàâèòüñÿ, äàéòå âîëþ ôàíòàçèè, ïîñìîòðèòå íà ýòî ïðèêëþ÷åíèå âåñåëî, îòêëþ÷èòå ñåðüåçíîñòü. Ïîïðîáóéòå ñïëàíèðîâàòü ìåðîïðèÿòèå ïðÿìî ñåé÷àñ ñ ïîìîùüþ óïðàæíåíèÿ èç êíèãè «Õóäîæíèê åñòü â êàæäîì».

6. Áóäüòå òåðïèìû ê íåáîëüøîìó áåñïîðÿäêó

Äåòè ëþáÿò êàâàðäàê, è âàæíî ðàçðåøàòü èì åãî óñòðàèâàòü. Ìàìû è ïàïû, ñìèðèòåñü: èãðà — ýòî âñåãäà áåñïîðÿäîê. Åñëè äåòåé ñëèøêîì æåñòêî êîíòðîëèðîâàòü, îíè íå ïîëó÷àò ðàäîñòè îò èãðû. Òàê ÷òî äàéòå ñâîåìó âíóòðåííåìó õóäîæíèêó — à çàîäíî è ðåáåíêó — ïðîñòðàíñòâî äëÿ áåñïîðÿäêà. Ýòî ñäåëàåò âàñ ñâîáîäíûìè è ïðèíåñåò ðàäîñòü âñåì.

7. Äåëàéòå óáîðêó ïîñëå îêîí÷àíèÿ çàíÿòèé è ïðîñèòå ðåáåíêà ïîìî÷ü

Åñëè ó âàñ â äîìå äàëåêî íå âñå ðàçëîæåíî ïî ïîëî÷êàì — à ó áîëüøèíñòâà ëþäåé ýòî èìåííî òàê, — ñóùåñòâóåò ìíîãî ñïîñîáîâ ðàçîáðàòü áåñïîðÿäîê è î÷èñòèòü ïðîñòðàíñòâî. Íàïðèìåð, ïîñòàâèòü òàéìåð íà ïÿòíàäöàòü ìèíóò è çà ýòî âðåìÿ ðàçëîæèòü ïî ìåñòàì êàê ìîæíî áîëüøå. Ýòî ñëîâíî èãðà: òàéìåð ïîäíèìàåò íàñòðîåíèå, öåëü ïîíÿòíà, à ðåçóëüòàò ïðèíîñèò óäîâëåòâîðåíèå.

8. Îäàðåííîñòü íå ãëàâíîå

Âû óäèâèòåñü, óçíàâ, êàê ìíîãî çíàìåíèòûõ ìóçûêàíòîâ, õóäîæíèêîâ, èçîáðåòàòåëåé, àêòåðîâ, êîìèêîâ, àðõèòåêòîðîâ, òàíöîðîâ è ïèñàòåëåé íàçûâàþò ïðè÷èíîé óñïåõà óñåðäíûé òðóä, à íå òàëàíò. Ñîñòîÿâøèåñÿ ëþäè òâîð÷åñêèõ ïðîôåññèé òâåðäÿò îá ýòîì ðàç çà ðàçîì, îïðîâåðãàÿ ìèô, ÷òî òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè — óäåë èçáðàííûõ.

9. Íå êîíòðîëèðóéòå ðåáåíêà

Ëþäè, êîòîðûì â äåòñòâå äàþò âîçìîæíîñòü ðàñêðûòü ñâîè ñïîñîáíîñòè, îñòàþòñÿ òâîð÷åñêèìè ëè÷íîñòÿìè âî âçðîñëîì âîçðàñòå. Åñëè æå äåòåé ïîñòîÿííî êîíòðîëèðîâàòü è âìåøèâàòüñÿ â èõ èãðû, îíè âñåãäà áóäóò ñîìíåâàòüñÿ â ñâîèõ ïîñòóïêàõ. Ïîïðîáóéòå äîìà âûïîëíèòü óïðàæíåíèå, êîòîðîå ïîìîæåò ïðåîäîëåòü èçëèøíþþ íàñòîé÷èâîñòü.

10. Ìàòåðèàëû äëÿ òâîð÷åñòâà âìåñòî äîðîãèõ èãðóøåê

Ó ñûíà ìîåé ïîäðóãè ïîëíî äîðîãèõ èãðóøåê. Íî âìåñòî äðàêîíà, êîòîðîãî îíà çàêàçûâàëà èç Àìåðèêè, Òèìîõà îáîæàåò èãðàòü ñ äåðåâÿííûì ìå÷îì, êîòîðûé ñäåëàë åìó äåä, è ñêëàäûâàòü áóìàæíûå ñàìîëåòû.

Ñìûñë â òîì, ÷òî ìîäíûå èãðóøêè äàðÿò ãîðàçäî ìåíüøå ïðîñòðàíñòâà äëÿ âîîáðàæåíèÿ, ÷åì ëþáèìûå «èãðîâûå èíñòðóìåíòû» ðåáåíêà.

×åì ïðîùå, òåì ëó÷øå. Ñàìîå îñíîâíîå — áóìàãà. Òîëüêî ïîäóìàéòå, âî ÷òî ìîæåò ïðåâðàòèòüñÿ ÷èñòûé ëèñò áóìàãè. Îí ìîæåò ñòàòü êàðòèíêîé, ñòèõîòâîðåíèåì, êîðàáëèêîì, êîâðîì-ñàìîëåòîì — âàðèàíòîâ î÷åíü ìíîãî. Ïëàñòèëèí, ôëîìàñòåðû, êëåé, äåðåâÿííûå ïàëî÷êè — âñå î÷åíü ïðîñòî è âåñåëî.

11. Ïîçíàêîìüòå ðåáåíêà ñ òâîð÷åñêèìè ëþäüìè

Õîäèòå ñ ðåáåíêîì íà âûñòàâêè, êîíöåðòû, ñïåêòàêëè èëè ïóáëè÷íûå ÷òåíèÿ — ïóñòü óâèäèò, êàê âûðàæàþò ñåáÿ òâîð÷åñêèå ëþäè. Ýòî ðàñêðàñèò âàøè áóäíè, à ó ðåáåíêà ïîÿâÿòñÿ íîâûå èäåè. ×àñòî èìåííî òàê âîçíèêàåò èíòåðåñ. À ãëàâíîå, òâîð÷åñòâî çàðàçèòåëüíî!

12. Ïðåâðàòèòå áóäíè÷íûå äåëà â ïðàçäíèê

Áóäíè÷íûõ çàáîò íå èçáåæàòü: íàñòàíåò äåíü, êîãäà íàêîïèòñÿ ñòèðêà èëè â äîìå çàêîí÷àòñÿ ïðîäóêòû. Âêëþ÷àéòå âîîáðàæåíèå è ïðèäóìàéòå, êàê ïðåâðàòèòü â èãðó íåîòëîæíûå äåëà. Íàïðèìåð, ñíèìàÿ ñ ñóøèëêè ÷èñòîå áåëüå, ïîïðîñèòå ðåáåíêà îïðåäåëèòü, ãäå ÷üÿ âåùü. «Ýòî ìîå! Ýòî ïàïèíî! Ýòî òâîå!».  âàííó äîáàâüòå ìûëüíîé ïåíû è ïóñêàéòå ìûëüíûå ïóçûðè. À ïåðåä ñíîì ïîçâîëüòå ðåáåíêó ñàìîìó âûáðàòü, êîòîðóþ áóäåòå ÷èòàòü íà íî÷ü. Âñå ýòè íåáîëüøèå õèòðîñòè ïðåâðàòÿò íóäíûå äåëà â èãðó.

13. Äàâàéòå íåìíîãî ïîñêó÷àòü

 ïîâñåäíåâíîé æèçíè íàì ÷àñòî áûâàåò ñêó÷íî. Íî ñêóêà íå ñèíîíèì ñòàãíàöèè — âñå êàê ðàç íàîáîðîò. Îíà ïîñòîÿííî ïîáóæäàåò íàñ ê äåéñòâèþ: åñëè âû çàñêó÷àëè, ýòî ïîäñêàçêà, ÷òî ïîðà ìåíÿòü íàïðàâëåíèå äåÿòåëüíîñòè. Êîãäà âàø ðåáåíîê áóäåò æàëîâàòüñÿ íà ñêóêó, ïîñòàðàéòåñü âîçäåðæàòüñÿ îò èñêóøåíèÿ ðåøèòü ïðîáëåìó è çàíÿòü åãî ÷åì-òî. Äàéòå åìó âîçìîæíîñòü íàéòè ÷òî-òî íîâîå. Ñëèøêîì ñëîæíî? Òîãäà ñíà÷àëà âûïîëíèòå óïðàæíåíèå èç êíèãè «Õóäîæíèê åñòü â êàæäîì».

Читайте также:  Наука о развитии ребенка дошкольного возраста это

14. Óñòðàèâàéòå òâîð÷åñêèå âå÷åðà

Ñîáèðàéòåñü âñåé ñåìüåé è äðóæíî çàíèìàéòåñü êàêèì-íèáóäü âèäîì òâîð÷åñòâà, à â ñëåäóþùèé òâîð÷åñêèé âå÷åð — äðóãèì. Ýòî îòëè÷íûé ñïîñîá ïîçíàêîìèòü ðåáåíêà ñ íîâûìè âèäàìè çàíÿòèé, êîòîðûå, âîçìîæíî, íå óâëåêëè áû åãî, çàíèìàéñÿ îí èìè â îäèíî÷êó

15. Ïðîáóéòå!

Íå áîéòåñü ïîçâîëÿòü äåòÿì ïðîáîâàòü ñåáÿ â ðàçíûõ âèäàõ òâîð÷åñòâà: òîëüêî òàê îíè ïîéìóò, ÷òî òâîð÷åñòâî ìíîãîëèêî è ïðîÿâëÿåò ñåáÿ ïî-ðàçíîìó. Òàê îíè óçíàþò, êàêèå çàíÿòèÿ èì íðàâÿòñÿ áîëüøå âñåãî.

16. Ñîõðàíÿéòå ìîìåíòû òâîð÷åñòâà

Êîãäà â âàøåé ñåìüå ïîÿâÿòñÿ ñîáñòâåííûå òâîð÷åñêèå òðàäèöèè, îáÿçàòåëüíî çàïå÷àòëåéòå èõ. Ôîòîãðàôèðóéòå ðèñóíêè è ïîäåëêè, ñíèìàéòå íà âèäåî ìóçûêàëüíûå, òàíöåâàëüíûå, ëèòåðàòóðíûå è òåàòðàëüíûå âûñòóïëåíèÿ.

Äàæå ñïóñòÿ ìíîãî ëåò áóäåò èíòåðåñíî è ïðèÿòíî âñïîìíèòü, ÷åì âû çàíèìàëèñü âìåñòå ñ äåòüìè.

17. Âûñòàâêà ðàáîò

Ïîêàæèòå, ÷òî âû óâàæàåòå òâîð÷åñòâî ñâîåãî ðåáåíêà, è ñòàâüòå íà âèäíîå ìåñòî òå ïðîèçâåäåíèÿ, êîòîðûå îí âûáðàë. Ïðèíèìàéòå åãî îöåíêó ñîáñòâåííûõ øåäåâðîâ: îñòàâëÿéòå òî, ÷òî îí õî÷åò ñîõðàíèòü, è óáèðàéòå òî, ÷òî åìó íàäîåëî.

18. Ãóëÿéòå íà ïðèðîäå

Äàæå åñëè âû îáîðóäîâàëè â äîìå ïðåêðàñíîå ðàáî÷åå ìåñòî, ïåðèîäè÷åñêè ìåíÿéòå îáñòàíîâêó. Ïðèðîäà ïîäàðèò âàì íîâûå òåìû äëÿ ðàáîò è ÿðêèå âïå÷àòëåíèÿ. Åñëè íà óëèöå õîðîøàÿ ïîãîäà, ïðåâðàòèòå â õóäîæåñòâåííóþ ñòóäèþ ñâîé äâîð, áàëêîí èëè áëèæàéøèé ïàðê. Çäåñü âû ñìîæåòå çàíÿòüñÿ ìàñøòàáíûìè ïðîåêòàìè, íå áîÿñü ÷òî-íèáóäü èñïà÷êàòü.

19. Ðàññêàçûâàéòå èñòîðèè

Âñå äåòè ôàíòàçèðóþò è ïðèäóìûâàþò èñòîðèè. Ïîïðîñèòå ðåáåíêà ðàññêàçàòü êàêóþ-íèáóäü èñòîðèþ î íåì ñàìîì è ïîäûãðàéòå åìó, äàæå åñëè ýòî áóäåò ïðîñòî çàáàâíûé øêîëüíûé ñëó÷àé. Îñíîâíàÿ çàäà÷à — ïîáóäèòü ðåáåíêà ðàññêàçûâàòü èñòîðèè è äåëèòüñÿ èìè ñ íàìè. Ïîòðåíèðóéòåñü â óìåíèè ñëóøàòü, âûïîëíÿÿ óïðàæíåíèå.

20. Ãëàâíîå, ÷òîáû áûëî âåñåëî

Ïîìíèòå, êàê âû ñàìè áûëè äåòüìè: ñìåÿëèñü, äóðà÷èëèñü è âåñåëèëèñü, êîãäà ïðèäóìûâàëè ÷òî-òî âìåñòå? Íàøè äåòñêèå ïðîåêòû îñòàþòñÿ â ïàìÿòè, ïîòîìó ÷òî ïîäàðèëè ìîðå ïîëîæèòåëüíûõ ýìîöèé. Ëþáîçíàòåëüíîñòü, òÿãà ê ýêñïåðèìåíòèðîâàíèþ, ñìåêàëêà, íàâûêè ðåøåíèÿ çàäà÷, ïîòðåáíîñòü â òâîð÷åñêîì ñàìîâûðàæåíèè — âñå ýòî ïðîáóæäàåòñÿ â äåòÿõ, êîãäà èì âåñåëî.

Ðàäîñòü — òà ñàìàÿ èñêîðêà âîëøåáñòâà, áëàãîäàðÿ êîòîðîé äåòè õîòÿò òâîðèòü ñíîâà è ñíîâà

21. Õâàëèòå ðåáåíêà

Õâàëèòå ðåáåíêà, êîãäà îí ìíîãî çàíèìàåòñÿ, è òîãäà îí áóäåò çàíèìàòüñÿ åùå áîëüøå. Ïîääåðæèòå åãî âî âðåìÿ çàíÿòèé, ó÷àñòâóéòå â íèõ âìåñòå — òîãäà ó íåãî ïîÿâèòñÿ æåëàíèå èñêàòü, îòêðûâàòü äëÿ ñåáÿ íîâûå íàïðàâëåíèÿ.

22. ×èòàéòå êíèãè ñ äåòüìè

Âî âñå âðåìåíà ðîäèòåëè ëþáèëè ÷èòàòü äåòÿì. Äàâàéòå îãëÿíåìñÿ íà ñîáñòâåííîå äåòñòâî: âñå ìû ïîìíèì, êàê íàì ÷èòàëè íàøè ñàìûå ëþáèìûå êíèæêè. Èìåííî òîãäà ìû íà÷èíàëè ïîíèìàòü, ÷òî ñëîâà ñîñòîÿò èç áóê⠗ è ñàìè ó÷èëèñü ÷èòàòü. Ëþáèìûå èñòîðèè èç äåòñòâà îñòàþòñÿ ñ íàìè íà âñþ æèçíü, è ÷àñòî èìåííî îíè ïðåäîïðåäåëÿëè íàøè èíòåðåñû â ãîðàçäî áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì ìîæåò ïîêàçàòüñÿ íà ïåðâûé âçãëÿä.

23. Êàê ïîíÿòü, ÷òî íðàâèòñÿ

Âûáåðèòå ïîäõîäÿùèå ïî âîçðàñòó äëÿ âàøåãî ðåáåíêà çàíÿòèÿ â êàæäîé ñôåðå — èçîáðàçèòåëüíîå èñêóññòâî, êîíñòðóèðîâàíèå, ìóçûêà, òàíöû, òåàòð, ñëîâîòâîð÷åñòâî — è îïðîáóéòå èõ âìåñòå. Ýòî íå òàê ïðîñòî, êàê êàæåòñÿ. Ïîýòîìó íà÷íèòå ñ óïðàæíåíèÿ ïî îïðåäåëåíèþ èíòåðåñîâ.

24. Íå íóæíî áûòü èäåàëüíûìè

Ïîêàæèòå ðåáåíêó, ÷òî íåò íèêàêîé íåîáõîäèìîñòè âñåãäà áûòü èäåàëüíûì. Åñëè ðèñóíîê íå óäàëñÿ, íåò ïðè÷èí ãðóñòèòü — ìîæíî ïîïðîáîâàòü åù¸ ðàç. Óñïåøíûé ÷åëîâåê — íå òîò, êòî íèêîãäà íå ñîâåðøàë íèêàêèõ îøèáîê, à òîò, êòî ïîñëå ïàäåíèÿ íàõîäèò â ñåáå ñèëû âñòàòü è íà÷àòü çàíîâî.

Ïîäàéòå äåòÿì ïðèìåð òîãî, ÷òî ìîæíî ÷òî-òî äåëàòü íå ëó÷øå âñåõ íà ñâåòå. Çàéìèòåñü ÷åì-òî, ÷òî ó âàñ íå î÷åíü õîðîøî ïîëó÷àåòñÿ — è äàéòå ðåáåíêó ïîíàáëþäàòü çà âàìè.

25. Ïðîöåññ âàæíåå ðåçóëüòàòà

×àñòî ðîäèòåëè çàöèêëèâàþòñÿ íà âòîðîñòåïåííûõ àñïåêòàõ òâîð÷åñòâà. Âìåñòî òîãî ÷òîáû ãîðäèòüñÿ äî÷åðüþ, èãðàþùåé â øêîëüíîì òåàòðå, îíè âîçìóùàþòñÿ, ÷òî íà îáùåé ôîòîãðàôèè â ìåñòíîé ãàçåòå åå «ïëîõî âèäíî». Èëè ïåðåæèâàþò, ÷òî ñûí íå ïîëó÷èë äîëæíîãî âíèìàíèÿ íà ìóçûêàëüíîì êîíêóðñå.

Îñòàíîâèòåñü. Õâàëèòå äåòåé çà ïîïûòêè. Ïîêàæèòå èì, ÷òî ïðîöåññ âàæíåå ðåçóëüòàòà: òîãäà ó íèõ ïîÿâèòñÿ æåëàíèå ïðîÿâèòü ñîáñòâåííûå ñïîñîáíîñòè.

Ïîêà äåòè çíàþò, ÷òî èì åñòü êóäà ñòðåìèòüñÿ, îíè áóäóò ïðîäîëæàòü ðàçâèâàòüñÿ.

26. Åñëè ðåáåíêó íðàâèòñÿ ëèòåðàòóðà, ïîñåùàéòå:

ïîýòè÷åñêèå èëè ëèòåðàòóðíûå ÷òåíèÿ äëÿ äåòåé;

áèáëèîòåêè è êíèæíûå ìàãàçèíû;

ìåðîïðèÿòèÿ, ãäå äåòè ÷èòàþò âñëóõ;

êíèæíûå âûñòàâêè;

ëèòåðàòóðíûå ôåñòèâàëè è êíèæíûå âûñòàâêè-ÿðìàðêè.

27. Åñëè íðàâèòñÿ ìóçûêà, õîäèòå íà:

áåñïëàòíûå êîíöåðòû íà îòêðûòîì âîçäóõå;

êîíöåðòû êëàññè÷åñêîé ìóçûêè äëÿ äåòåé (îíè äëÿòñÿ êóäà ìåíüøå, ÷åì «âçðîñëûå», è ðåáåíîê íå óñòàåò);

âûñòóïëåíèÿ â ìóçûêàëüíûõ øêîëàõ, äîìàõ òâîð÷åñòâà è ñòóäèÿõ, ãäå èãðàþò ñàìè äåòè;

Ïóñòü êàæäûé ÷ëåí ñåìüè ñëóøàåò äîìà ìóçûêó, êîòîðàÿ åìó íðàâèòñÿ. Ïîòîìó ÷òî íà âîïðîñ «Êàêàÿ ó òåáÿ ëþáèìàÿ ìóçûêà?» íå áûâàåò íåïðàâèëüíîãî îòâåòà.

28. Åñëè íðàâèòñÿ èñêóññòâî, ïîñåùàéòå:

âûñòàâêè äåòñêèõ ðàáîò â øêîëàõ, äåòñêèõ ñàäàõ, äîìàõ òâîð÷åñòâà è ñòóäèÿõ;

ôåñòèâàëè õóäîæåñòâåííîãî è ïðèêëàäíîãî òâîð÷åñòâà;

ìàñòåð-êëàññû ðåìåñåë íà ÿðìàðêàõ è ôåñòèâàëÿõ (ðàáîòà ñ äåðåâîì è ìåòàëëîì, òêàíüþ, êîæåé, ãîí÷àðíîå äåëî, þâåëèðíîå ðåìåñëî);

ìóçåè è âûñòàâêè èçîáðàçèòåëüíîãî èñêóññòâà, ôîòîãðàôèè;

ìàñòåð-êëàññû ïî ðèñîâàíèþ, ëåïêå è äðóãèì âèäàì èñêóññòâàíà ñâåæåì âîçäóõå.

29. Åñëè íðàâèòñÿ òåàòð, ïðîâîäèòå âðåìÿ, ïîñåùàÿ:

äåòñêèå ñïåêòàêëè;

ôåñòèâàëè ñ ó÷àñòèåì ìèìîâ, êëîóíîâ è àêòåðîâ.

Îðãàíèçóéòå äîìàøíèå êóêîëüíûå (è íå òîëüêî) ñïåêòàêëè. Ó÷àñòâóéòå â ïðåäñòàâëåíèÿõ â äåòñêîì ñàäó, øêîëå, äîìå òâîð÷åñòâà.

30. Ïðèìèòå êàê äàííîñòü, ÷òî ñî âðåìåíåì êðóã òâîð÷åñêèõ óâëå÷åíèé ðåáåíêà ìîæåò èçìåíèòüñÿ

Áîðèòåñü ñ æåëàíèåì ïðèïèñàòü ðåáåíêó îäèí ãëàâíûé èíòåðåñ èëè òàëàíò è ïðè÷èñëèòü åãî ê «ìóçûêàëüíûì», «òåàòðàëüíûì» èëè «õîðîøî ðèñóþùèì» äåòÿì. Áóäüòå ãèáêèìè: ïóñòü ðåáåíîê ÷óâñòâóåò, ÷òî åìó ïðåäîñòàâëåíà ñâîáîäà âûáîðà è ÷òî îí ìîæåò áåñïðåïÿòñòâåííî ïðîáîâàòü âñå è äåëàòü íîâûå îòêðûòèÿ.

Òâîð÷åñòâî äîëæíî ðàäîâàòü, âäîõíîâëÿòü, îêðûëÿòü. À çàäà÷à ðîäèòåëåé — äàòü ðåáåíêó ñâîáîäó è íå ïðåâðàùàòü ïðîöåññ â ãîíêó çà ïðèçàìè. Íàñëàæäàéòåñü ìîìåíòîì. È åñëè âèäèòå, ÷òî âàø ðåáåíîê ïî-íàñòîÿùåìó óâëå÷åí âî âðåìÿ ðèñîâàíèÿ, èãðû íà ôîðòåïèàíî èëè ÷òåíèÿ ñòèõîâ, òî âû íà ïðàâèëüíîì ïóòè.

Источник