Познавательное развитие ребенка 5 лет

Познавательное развитие ребенка 5 лет thumbnail

Познавательное развитие детей

Что такое познание? Анализ психолого-педагогической литературы,

Изучение физиологии мозга ребенка, наблюдение за детьми-дошкольниками разных возрастных групп позволили определить взгляд на процесс познания.

Познание-то сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации.

Иными словами, сюда относится:

Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.

Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.

Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах — систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.

Собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.

Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна.

Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, слушает ли он научный доклад или просто идет по улице, все время получает, соприкасается с какой-либо информацией в том или ином виде. Получив информацию, у человека помимо его воли складывается определенное отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он постиг. Книга понравилась или нет, передача вызвала чувство восхищения или разочарования и т.д. Иными словами, информация, дойдя до человека, став его достоянием, оставляет в душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем «отношением».

Однако у взрослых и детей отношение к постигаемому складывается по-разному.

У взрослых людей информация первична, а отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний, представлений, опыта. Например: «Как я могу высказать свое отношение к автору и его книге, если я не читала ее?»

У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение — первично, а информация вторична.

Иными словами, они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

Эта особенность детей широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания.

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Рекомендации педагогам

Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).

Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме — образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

Развивают все анализаторы — зрительные, логические, словесные — различные логические таблицы. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, игра «Четвертый лишний» — на картинках изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех предметов один — лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. Ребенок еще должен одним словом назвать оставшиеся три предмета (в нашем случае, пассажирский транспорт). И таких картинок, объединенных в группу по общему признаку, может быть великое множество. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.

Читайте также:  Стал желудок у ребенка 5 лет

«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже — то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

«Кто наблюдательнее». Ребенку дается таблица-упражнение на память, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение — символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть. В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей или психолога выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».

Главное, в развитии детей 5-6 лет — это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно — «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка. Берегите психику детей.

Педагог-психолог: Богданова О.С.

Источник

Уровень развития 5-летних детей может существенно отличаться. Один ребенок в этом возрасте уже умеет читать и демонстрирует недюжинную осведомленность, а другой едва знает буквы и оперирует числами только в пределах десяти. Что должен уметь ребенок в 5 лет, и на какие нормы ориентироваться родителям, заботясь о познавательном развитии своих детей? 

Особенности развития детей 5 лет

Данный возраст относится к среднему дошкольному. Можно cчитать, что ребенок находится на середине пути к школе. Следовательно, уже важны определенные достижения в развитии познавательных процессов.

Достижения в 5 лет

Примерно с 5 лет начинает быстрыми темпами развиваться устойчивость внимания. Формируется произвольность, позволяющая частично управлять вниманием. Так как внимание является особым психическим процессом, сопровождающим восприятие, память, воображение и мышление, обогащается развитие и этих познавательных процессов.

Что касается восприятия, пятилетки различают все оттенки спектра, выделяют параметры размеров предметов и фигур. То есть, они понимают, что есть длина, ширина, толщина, глубина. В среднем дошкольном возрасте выстраиваются эталонные ряды, позволяющие осознавать ребенку такие характеристики как «меньше – больше – еще больше» или «низкий – выше – еще выше – самый высокий».

Зрительное восприятие приобретает такую особенность как последовательность рассматривания. Теперь взгляд ребенка не перескакивает хаотично от одной точки к другой, а движется более упорядочено. Это важное возрастное приобретение, позволяющее формировать более точные образы предметов.

Уровень развития воображения позволяет 5-летним детям включать в игру сказочных героев. Они могут убегать от Змея Горыныча, играть роль Феи с волшебной палочкой. Воображение способствует созданию детализированных объектов для сюжетных игр. Например, дети усаживаются в песочнице, как будто они сидят в автомобиле, кто-то выступает водителем. Девочки «накрывают» на стол, используя листочки, веточки и другие природные материалы.

Память ребенка приобретает важнейшее качество — опосредованность. Дети в 5-6 лет запоминают гораздо больше, чем младшие дошкольники. При этом они опираются на сходство предметов, на картинки. Еще больше запоминанию способствует словесно-логический подход. Благодаря интенсивному развитию речи на данном возрастном этапе ребенок самостоятельно устанавливает смысловые связи между понятиями, и так лучше усваивает. Этим объясняется стремление детей поправлять взрослого, который рассказывает любимую сказку своими словами.

Читайте также:  Игрушки для ванной ребенку 5 лет

У детей пятилетнего возраста доминирует наглядно образное мышление. Они уже больше опираются не на действия, как малыши, а на образы и представления объектов. Формированию образного мышления способствует то, что в 4-5 лет дошкольники активно подражают взрослому и постоянно моделируют отношения взрослого мира в своих играх. Также в этом возрасте начинает складываться логический способ мышления. Ребенок многое замечает, анализирует, сравнивает. Рассуждения и вопросы пятилеток связаны с познавательными интересами. Чтобы что-то уяснить, дошкольник задает цепочки уточняющих вопросов.

Что должны уметь дети в 5 лет

В среднем дошкольном возрасте уже несложно провести диагностику, чему научился ребенок, на каком уровне находится развитие познавательных процессов. Взрослым важно помнить, что любое тестовое задание нужно преподносить 5-летним детям в игровой форме. За норму принимают средние показатели, обобщенные на основе психологических исследований.

Знания и умения познавательного характера

Осведомленность

1.Может рассказать о себе и своих родителях (имя, фамилия, кем работают). Знает свой адрес, название города/поселка/деревни. Знает, в какой стране живет.

2.Различает времена года и называет их признаки. Перечисляет все дни недели в принятой последовательности и почти все месяцы.

3.Верно определяет актуальное время суток и ориентируется, как происходит смена суточных периодов (утро-день-вечер-ночь).

4.Правильно называет многие пары животных и их малышей (собака – щенок, корова – теленок и пр.)

5.Дает описание всех предметов обихода, популярных растений («ложка – то, чем едят», «роза – красивый цветок с колючками» и т.д.).

6.Осведомлен в основных профессиях (врач, водитель, учитель, продавец, строитель и пр.)

7.Отличает возможное от нереального. Верно трактует картинки-небылицы: «Так не бывает», «Это неправильно», «Очень смешно». Поясняет, что должно быть изображено на картинке.

Воспринимаем-мыслим

Восприятие

1.Уверенно выделяет следующие признаки: цвет и форма. Для проверки предлагайте ребенку собрать все детали треугольной (квадратной) формы, выбрать или указать на картинке предметы определенного цвета.

2.Демонстрирует восприятие пространства – понимает и употребляет в речи слова «слева», «справа», «впереди», «сзади», «напротив», «рядом» и т.п.

3.Складывает картинку из четырех частей, причем делает это методом зрительного соотнесения. Только в сложных случаях (когда изображен неизвестный ему предмет) прибегает к методу проб.

Память

1.Предложите ребенку послушать и запомнить слова. Слуховая память ребенка соответствует норме, если из 10 простых слов он запоминает и воспроизводит 6-7.

2.Разложите пять небольших предметов. Пусть дошкольник на них внимательно посмотрит, а потом отвернется. Поменяйте два предмета местами. Зрительная память соответствует возрастным нормативам, если, посмотрев вновь на набор предметов, ребенок сможет восстановить прежнюю раскладку.

Мышление

1.Выделяет признаки каждого времени года и времени суток.

2.Из четырех специально подобранных изображений исключает лишнее (например, яблоко, груша, слива, огурец) и поясняет, почему не подходит этот объект к группе.

3.Называет обобщающее понятие для группы слов. Знает понятия овощи, фрукты, посуда, транспорт, мебель, продукты, одежда, домашние и дикие животные, птицы, цветы и пр.

4.Устанавливает логические связи между парами понятий, рассматривая соответствующие изображения на карточках. Например, птица – дерево, варежки – лыжи, заяц – морковка.

5.Находит сходство и отличие между двумя подобными изображениями или реальными предметами, отмечая существенные признаки. (Чем похожи стол и стул? Чем отличаются?)

Речевое развитие

1.Пересказывает содержание услышанной сказки или детского рассказа.

2.Ребенок 5-ти лет использует все части речи. Чтобы проверить активный словарный запас, покажите ему серию картинок, связанных единым динамичным сюжетом (5-6 картинок). После двухминутного рассматривания предложите ребенку составить рассказ по картинкам. Обратите внимание на наличие в детской речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, союзов и предлогов. В соответствии с нормативами перечисленные части речи должны присутствовать.

3.Образовывает форму множественного числа на основе единственного и наоборот (стул – стулья, деревья – дерево).

Математические умения

1.Знает все цифры, умеет считать от 1 до 9 и в обратном порядке.

2.Понимает количественное соотношение больше-меньше. Умеет выравнивать количество предметов в двух наборах, добавляя или убирая предметы из соответствующего набора.

3.Умеет использовать порядковые числительные: первый, второй, третий…

4.Знает основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Моторно-двигательные умения

Дошкольники среднего возраста уверенно пользуются ручкой и карандашом. Они раскрашивают изображения, соблюдая контуры. Могут проводить линию в нарисованных дорожках-лабиринтах так, чтобы не касаться стенок лабиринта.

Читайте также:  Ребенку 5 лет не жует

Пятилетний ребенок должен уметь нарисовать треугольник или четырехугольник, ориентируясь на образец.

Что должны уметь дети рисовать в 5 лет

Пятилетний ребенок правильно использует пространство листа. Выделяет верх и низ рисунка, появляется композиция изображения – дом и человек рядом, солнышко находится в небе и пр.

Рисование

Рисуя человека, дошкольник обязательно изображает основные части тела. Уже есть тело и руки, а не только голова и ноги, как рисуют 3-летние малыши. Туловище изображают в форме прямоугольника или треугольника, а руки и ноги – линиями, не передавая объема.

В этом возрасте дети начинают идентифицировать нарисованного человечка по полу. Изображению девочки дорисовывают подобие косичек или бантиков. Мальчиков изображают со специфической торчащей «прической».

Выявляя умения пятилетнего ребенка, важно учитывать возрастную особенность, связанную с непроизвольностью психических процессов. Дошкольники будут показывать результаты, соответствующие их уровню развития, только в том случае, если задания вызывают у них интерес. По этой причине всем тестовые упражнения необходимо проводить в форме игры.

Источник

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

Восприятие

В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия.

Внимание

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 10—15 минут.

При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Ребенок способен находить 5-6 отличий между предметами.

Выполнять самостоятельно задание по предметному образцу.

Удерживать в поле зрения 6-7 предметов.

Память

Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.).

Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить.

Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Дети запоминают до 7—8 названий предметов.

 Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Рассказывать наизусть несколько стихотворений

Мышление.

1. Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

2. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов,

3. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.

4. Может обобщать понятия, находить среди предложенных 4-х предметов лишний и объяснять свой выбор.

5.Определять последовательность событий

Речь

 Улучшаются произношение звуков и дикция.

Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.

Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

 Формируются признаки связной речи, например завершенность темы, выделение частей рассказа и др.

  Необходимо обучать ребенка составлению по картинке связных рассказов из 5-6 предложений; продолжать рассказ, начатый взрослым; давать характеристику предмету (форма, размер, вкус, цвет  и т.п.)

Мелкая моторика

Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки.

Резать ножницами

Лепить из пластилина различные предметы

 Повторять движения пальчиковой гимнастики

Правильно держать карандаш, обводить узоры и т.п.

Математические представления

Считать в пределах 10

Различать геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник. Находить похожие на них предметы в окружающей обстановке.

Ориентироваться в пространстве

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10; устанавливать число больше или меньше другого (на образном материале – по картинкам).

Сравнивать до 10 предметов разной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания или убывания. 

Познавательное развитие ребенка

4 -5 лет

Источник