Портфолио ребенка 2 года

Структура детского портфолио 3-5 лет для детского сада. Рекомендации по составлению, советы.

Не для кого не секрет, что в детских садах приветствуется ведение портфолио. Сейчас стало не просто модно, а уже необходимо делать детское портфолио даже при поступлении детей в детский сад!
Портфолио ребенка 3, 4, 5 лет — это своеобразная копилка успехов вашего малыша по основным направлениям его развития.
Критерии, которые представлены в примерных основных общеобразовательных программах «Истоки» (М., 2011), «От рождения до школы» (М., 2010), переработаны в соответствии с Федеральными государственными требованиями к обязательным общеобразовательным программам для дошкольных учреждений.
Ведение портфолио поможет вам установить более близкие отношения с ребенком, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов, и вы сможете своевременно отмечать успехи малыша, поддерживать интерес к различным видам деятельности по следующим направлениям:
— социально-личностное развитие,
— познавательно-речевое развитие,
— физическое развитие,
— художественно-эстетическое развитие.
Вы поможете ребенку формировать инструмент самопознания «Какой Я», приобретете опыт, который пригодится вам в дальнейшем.

Портфолио пригодится родителям, гувернерам, педагогам, а самое главное — самим малышам!
В портфолио вы можете вложить лучшие рисунки, фотографии поделок, наблюдений, записи о словарном запасе ребенка, его растущие навыки.

Каким будет портфолио?

Детское портфолио непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.

Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».

Поймет! Уже c 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.

Не охладеет! Книжка о себе самом — самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

Титульный лист

Титульный лист для детского портфолио — это практически то же, что красивый костюм на праздник. Это своеобразное лицо всей работы. Взяв в руки папку и посмотрев на титульный лист, у воспитателей или ваших друзей уже складывается первое мнение не только о малыше, но порой и обо всей семье, которая принимала участие в оформлении портфолио.

Не стоит титульный лист портфолио для детского сада перегружать информацией. Для нее найдется множество интересных страниц внутри, где все можно будет расписать красочно и содержательно. А вот взглянув на работу даже мельком, зритель должен почерпнуть информацию о том, кто хозяин такой увесистой, роскошной папки, сколько ему лет и где он проживает или учится. Конечно, приятно, если рядом с данными лаконичными сведениями будет размещаться фото самого обладателя детского портфолио.

Оформить первый лист многие предпочитают на компьютере, хотя ребенку хочется внести и свою частичку в создание этого документа. Разве может испортить титульный лист маленькое солнышко, которое будет нарисовано с большим старанием и любовью? Позвольте ему тоже принять участие в творческом процессе, тогда ребенок будет ощущать, что он, как и мама, может гордиться красиво оформленной папкой, ведь он тоже в ней рисовал.

Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает), можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу.

– Моё имя при крещении (если ребенка крестили, то часто ему дают второе имя, соответствующее вероисповеданию)

– Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева)

– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях)

– Где я живу (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях)

– Мой детский сад (рассказать в какой детский сад и группу ходит ребенок)

Раздел 2 – «Мои любимые занятия и игры.»

— Чем мы занимаемся с мамой (бабушкой, в детском саду, в кружке и т.д.)

— Мои любимые игры дома и в детском саду (можно рассказать о играх, которым отдает предпочтение ребенок: кубики, мозаика, детское домино и пр.):

– Мои занятия по системам раннего развития Монтессори, Домана, Зайцева, Никитиных, Вальфдорской педагогики и пр. (можно привести пример нескольких самых любимых занятий)

– Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые нравятся ребенку)

– Я люблю заниматься (перечислить занятия, которые нравятся ребенку: читать, рисовать, лепить, танцевать и пр.)

– Мои прогулки (занятия и игры на свежем воздухе)

Раздел 2 – «Мои праздники»
В этот раздел можно включить фотографии с проведенных дней рождений, фотографии праздников в детском саду: 8 марта, Новый год и пр.

— 4-ый День рождения

— 5-ый День рождения

— 6-ой День рождения

Раздел 4 – «Я расту»

Этот раздел может включать рубрики:

«Динамика физического развития»
В данном разделе отражаются данные антропометрических измерений. Их можно оформить в виде интересных графиков, диаграмм, рисунков или таблиц. Здесь интересно поместить не только сведения о росте и весе ребенка, но и размер ладошки или очертание ступни.
Так же в этот раздел можно включить фотографии ребенка в дни его рождения.

1. Показатели физического развития

3 года

4 года

5 лет

Рост, см

Вес, кг

2. Моя ладошка (на этой странице можно обвести ладошку ребенка в день его рождения и смотреть каждый год как она выросла)

«Динамика общего развития»
(социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие).

Читайте также:  Плач ребенка во сне 2 года

– Устами младенца (интересные слова, фразы, высказывания малыша)

– Я знаю буквы

– Я читаю в 3, 4, 5 лет (по буквам, по слогам, по словам)

– Я умею считать в 3, 4, 5 лет (до 10, десятками, сотнями)

– Моя любимая песенка

– Мое любимое стихотворение

– Я играю на музыкальных инструментах

– Я танцую

– Мир вокруг меня

– Мир внутри меня

«Творческое развитие»
(включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок)

-рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.)

-лепка (пластилин, глина, скульптурная масса)

-аппликация

-конструирование

-фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках)

-театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии)

«Мои рекорды»
Наполните данный раздел грамотами или дипломами, которых очень много получают дети в детском саду. Чтобы у малыша был стимул стараться, можно и дома награждать его за участие в различных играх или конкурсах с друзьями.

Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.

Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр.

Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Раздел 5 – «Мои впечатления»

Сведения о посещении театра, выставки, музея, похода, экскурсии.

-Мои путешествия

-Мои открытия

-Мои экскурсии

-Впечатления о посещении театров, выставок

Раздел 5– «Отзывы и пожелания»

(в произвольной форме)

– Воспитателей

– Родителей

– Педагогов дополнительного образования

Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.

Памятка для педагогов ДОУ по ведению портфолио

1. Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио.

2. Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3. Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!

5. Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).

6. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ребенка которому принадлежит портфолио.

7. Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ребенка, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

Шаблоны портфолио для детского сада 3, 4, 5 лет, детского порфолио.

Данные шаблоны помогут родителям и детям в создании индивидуального красочного портфолио. Выберете тот шаблон, который лучше подходит для вашего ребенка. Скачивание бесплатное и платное, в зависимости от качества и уникальности портфолио. Бесплатное скачивание возможно только с условием использования исключительно в личных целях ребенка.

Не допускается публикация архивов и листов шаблонов на других сайтах и блогах!

© Мама в
сети. Все портфолио выложены для использования исключительно в личных целях. Запрещается использование портфолио в коммерческих целях, а также публикация на других ресурсах. Авторское право принадлежит сайту «Мама в сети» www.maminsite.ru.

Скачивая портфолио, вы соглашаетесь с данными условиями

Источник

Варламова Юлия Сергеевна МДОУ «Детский сад № 47» РФ, г. Копейск »

Педагогу необходимо всегда организовывать работу с воспитанниками содержательно, используя современные педагогические технологии, разнообразные формы и методы. Одной из таких форм является введение портфолио ребенка в практику дошкольной образовательной организации, смысл которого заключается в больших возможностях совершенствования процесса обучения и воспитания. Благодаря портфолио все участники образовательных отношений смогут увидеть индивидуальные особенности ребёнка, его интересы, возможности и, соответственно, корректировать стиль и направленность общения с ним.

Мы рекомендуем

провести анкетирование семьи, вопросы могут варьироваться, дополняться или уменьшаться на усмотрение педагога и индивидуальных особенностей работы:
1. ФИО ребёнка, дата рождения. В честь кого назвали, или почему Вам нравится это имя?
2. Как готовились к воспитанию Вашего ребенка? Как распределены роли воспитания у других членов Вашей семьи?
3. Чем руководствуетесь при выборе игрушек ребенку?
4. Важны и Вам советы педагогов и как часто вы хотели бы получать от них консультацию?
5. Как Вы проявляете любовь к своему малышу?
6. Проявляете ли Вы строгость к своему ребенку? Можно ли испортить ребёнка излишней опекой?
7. Необходимо ли портфолио в дошкольном возрасте? Почему?
8. Обращали ли Вы внимание на портфолио в своем или чужом окружении?
9. Какое бы Вы положили начало в оформлении портфолио вашего ребёнка?
10. Видели ли Вы готовые портфолио дошкольника? 11. Как часто Вы занимаетесь с ребенком продуктивной деятельностью? Приведите примеры.
12. Используете ли Вы продукты творческой деятельности своего ребёнка для украшения Вашего дома, или в подарок близким людям?
13. Является ли последовательность, основным принципом оформления портфолио?
14. Будете ли Вы содействовать Вашему ребёнку в оформлении портфолио? Всей семьей?

После анкетирования наступает самый важный и ответственный этап сбора информации. Привлечение родителей и всех участников образовательных отношений превращается в занимательный, добрый и весёлый процесс. Сбор фотографий ребенка, его творческих работ, отзывов воспитателей, «похвальных листов», свидетельств и материалов, содержащих моменты роста ребенка, отражающие весь период пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации. Данный этап заключается в объемности и трудоёмкости работы, так как также отражает взаимодействие других специалистов детского сада. Портфолио дошкольника приобретает значение, когда позволяет усиливать развивающую сторону образовательного процесса. Возможности портфолио в этом смысле можно выявить по нескольким компонентам.

Читайте также:  Поздравить с днем рождения ребенка 2 года подруги

Прежде всего, портфолио способствует росту саморегулируемого поведения. Важный вклад при этом вносят родители и воспитатели, которые участвуют в составлении портфолио. В совместной деятельности ребенка дошкольного возраста и взрослых зарождается и осознается совместное и обоюдное регулирование поведения ребенка. В процессе работы над портфолио естественным образом создаются ситуации, когда детям и взрослым приходится обсуждать различные проблемы, сомневаться по разным поводам, советоваться и находить компромиссы. А это все становится точкой приложения воли ребенка и ответственности за собственный рисунок поведения.

Кроме того, работа над портфолио создает возможности для развития общения и коммуникации, поскольку может создать почву для вне ситуативно-личностной формы общения ребенка дошкольного возраста с авторитетными взрослыми. Составляя портфолио, дошкольник обязательно обращается к взрослым, постигает отличия в компетентности детей и взрослых, осваивает социальные контексты, способы обмена сообщениями и навыки субординации. Все это позволяет ребенку удерживать нить общения и даже влиять на ход и результат коммуникативного процесса.

Еще один важный момент при создании портфолио ребенка дошкольного возраста — углубление его ориентировки в социальных связях и отношениях, так как он включается в актуальные ситуации взаимодействий. И наконец, оформление портфолио позволяет формировать у ребенка дошкольного возраста рефлексию. Нужно отметить, что рефлексия в дошкольном возрасте находится в зарождающемся состоянии, и всевозможные способы ее актуализации с помощью портфолио привнесут новизну и разнообразие в построение образа « Я » растущего человека.

Портфолио — эффективный способ обогащения и демонстрации индивидуальных, творческих, образовательных достижений его владельца.

Составление портфолио — это не просто формирование альбома для фотографий домашнего архива, это процесс помогающий взаимодействию семье и дошкольной образовательной организации в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Статья из электронного сборника статей по материалам I Международной научно-практической конференции (г. Москва, 17 июля 2020 г.) «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ «. 2020 г. Аннотация: портфолио является своеобразным сборником личных событий ребенка дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности, его положительных эмоций, однако часто собрание папки достижений малыша вызывает трудности у взрослых. В статье предлагаются рекомендации с чего начать составление данного «детского документа».
Ключевые слова: портфолио ребёнка, дошкольная образовательная организация, анкетирование.

Видеозапись конференции будет опубликована на youtube-канале МЭО
Москва • Издательский дом «МЭО-Академия»
Казань • Издательство «Бук» 2020

Источник

Ирина Носкова
Что такое портфолио дошкольника?

1. Что такое портфолио?

Портфолио ребёнка раннего возраста – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, положительных эмоций. Ребёнок раннего возраста не может выделить свои успехи и достижения сам. Это делает педагог и его родители.

Идея создания портфолио для каждого ребенка следует из личностного подхода. В течение года воспитатель не только развивает детей по тем направлениям, которые указаны в программе воспитания и обучения, но и анализирует получившиеся результаты, делает выводы, насколько эффективными были применяемые методы. Каждый ребенок диагностируется в начале, в середине и в конце года, для того, чтобы проследить динамику развития и определить дальнейшие способы взаимодействия. Однако чтобы сделать выводы о результатах проделанной работы за текущий период, необходимо владеть информацией о том, что конкретно происходило все это время, как протекала адаптация ребенка, как ребенок развивался, в каком направлении двигался, как от незначительных изменений перешел к определенным достижениям. Портфолио предполагает фиксацию в одном месте очень большого количества сведений о ребенке, в частности о его индивидуальных проявлениях, интересах, психологических особенностях. Данный вид работы позволит не просто собрать продукты детского творчества, но и реализовать комплексный подход к воспитанию и обучению дошкольника. Это кропотливая работа, но правильно организованная – она дает значительные результаты, в течение всего года и воспитатель и родитель смогут отслеживать динамику развития, и это будут не просто цифры, а реальные продукты деятельности всех участников педагогического процесса – детей, педагогов, родителей.

2. Цели, задачи и функции портфолио ребенка раннего возраста. Основные принципы формирования портфолио.

2.1. Цель портфолио

С момента поступления в детский сад и вплоть до его окончания дошкольник проходит важнейшие этапы своего развития, которые в последствии могут оказать влияние на его дальнейшую жизнь. Вот почему важно зафиксировать и проанализировать изменения в развитии и воспитании ребенка. Таким образом реализуется индивидуально — дифференцированный подход в воспитании и обучении детей.

Осуществляя работу с детьми дошкольного возраста необходимо придерживаться ряда принципов:

1. Учитывать индивидуальные особенности ребенка.

2. Строить работу, опираясь на возможности ребенка.

3. Привлекать родителей к партнерству и находить оптимальные способы взаимодействия.

4. Видеть в ребенке, прежде всего личность, а не объект воспитания.

Цель портфолио ребенка раннего возраста — учитывая все вышеперечисленные принципы — реализовывать комплексный подход к воспитанию и обучению дошкольников, с учетом индивидуальных особенностей их развития и роста в условиях ДОУ и семьи с фиксацией данных изменений.

2.2 Функции портфолио ребенка раннего возраста:

1. Динамика развития ребенка и фиксация умственных и физических изменений

2. Собирание и систематизация информации о ребенке и продуктах его творческой деятельности.

3. Фиксация индивидуальных проявлений (эмоциональное состояние, интересы)

4. Развитие партнерских отношений с родителями

5. Анализ накопленной о ребенке информации и использование полученных результатов в педагогическом процессе.

2.3. Задачи портфолио ребенка раннего возраста:

— максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.

— поддерживать интерес ребенка к различным видам деятельности

— закладывать предпосылки для успешного развития ребенка

Читайте также:  Развлечения для ребенка 2 года в вологде

— перейти на качественно новые формы взаимодействия с родителями, построенные на принципе партнерства.

2.4. Принципы ведения портфолио ребенка раннего возраста:

1. Принцип добровольности: портфолио создается на добровольной основе, педагог не должен настаивать на непременном участии всех детей и родителей по ведению портфолио.

2. Портфолио не является строгим оценочным средством, оно подчеркивает уникальность и индивидуальность каждого ребенка.

3. Принцип систематичности: только систематичная работа позволяет решать задачи и реализовывать поставленную цель по ведению портфолио ребенка раннего возраста.

4. Отсутствие строгих требований к оформлению портфолио.

3. Структура, содержание и оформление портфолио ребенка раннего возраста.

Портфолио дошкольника в практике нашего детского сада адаптировано для группы раннего возраста. Исходя из возрастных особенностей, мы определили следующую структуру портфолио:

3.1 Структура портфолио ребенка раннего возраста

1. «Титульный лист»

2. «Это я»

3. «Моя семья»

4. «Моё творчество. Это сделал я»

5. «Мои достижения и награды. Я — талант!»

6. «Мои увлечения. Я умею! Я могу!»:

— «Я играю»

— «Я рисую»

— «Я и спорт»

— «Я умею всё»

7. «Мир вокруг нас»

8. «Чем могу – помогу»

9. «Индивидуальная карта развития ребёнка»

3.2 Содержание разделов портфолио ребенка раннего возраста

1.«Титульный лист» (ФИО ребёнка).

2.«Это я». Здесь помещена фотография ребёнка. Создавая этот раздел портфолио, мы использовали интерактивные формы работы с родителями, а именно: информация о ребенке собиралась с помощью анкетирования родителей (см. Приложение №1).

3.«Моя семья». В этом разделе содержатся сведения о его семье. Могут быть представлены семейные фотографии, или фотографии каждого члена семьи по отдельности. Активное участие в оформлении и наполнении второго раздела принимают родители.

4.«Моё творчество. Это сделал я». В разделе представлены продукты творческой деятельности: работы, выполненные руками ребенка (рисунки, аппликации). Благодаря этому разделу можно проследить динамику развития творческой деятельности. Раздел можно заполнить как продуктами совместной деятельности, выполненными в ДОУ, так и сделанными дома самостоятельно или с помощью родителей.

5.«Мои достижения и награды. Я – талант!» В разделе фиксируются дипломы, сертификаты участника конкурсов и мероприятий, проводимых различными организациями.

6.«Мои увлечения. Я умею! Я могу!» («Я играю», «Я рисую», «Я и спорт», «Я умею всё»). В разделе помещаются фотографии деятельности ребёнка в детском саду. Также воспитатель может прикрепить стикер с датой и записью о новом умении ребёнка.

7.«Мир вокруг нас». Раздел содержит фото путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.

8.«Чем могу – помогу». Содержит фотографии ребёнка, на которых он изображён за выполнением домашней работы.

9. «Индивидуальная карта развития ребёнка». В карте фиксируются индивидуальные достижения ребёнка в любой области, отмеченные воспитателем или родителем. Образец индивидуальной карты развития ребенка представлен в Приложении № 2.

3.3. Оформление портфолио ребенка раннего возраст

Портфолио оформляется в папке. Весь материал помещается в файлы. Папка содержит разделы. Количество разделов, их содержание определяются индивидуально для каждого случая.

Внедрение портфолио мы начали с группы раннего возраста, поскольку это самая первая группа детей, начинающих посещать дошкольное образовательное учреждение. Далее портфолио переходит вместе с ребенком в другую группу. В течение всех последующих лет пребывания ребенка в ДОУ портфолио будет обогащаться новыми материалами, новыми разделами, которые, безусловно, появятся в связи с возрастающими интересами и возможностями дошкольника. Портфолио – это своеобразный отчет определенного жизненного пути ребёнка.

Приложение №1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

1. Ребенок:

Ф. И.

Дата рождения

Домашний адрес

2. Мать:

Ф. И. О.

Год рождения

Образование, специальность, место работы

Телефон

3. Отец:

Ф. И. О.

Год рождения

Образование, специальность, место работы

Телефон

4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)

5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними

6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан

7. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес

8. Основные виды игр и занятий дома

9. Какие игрушки любит, кто их убирает

10. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):

— с детьми своего возраста да нет

— с детьми старшего возраста да нет

— с незнакомыми взрослыми да нет

— с родными да нет

11. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):

— спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным

12. Что умеет делать ребенок самостоятельно

13. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)

14. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть):

хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.

15. Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть):

он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.

16. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть):

быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.

17. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие (указать)

б) нет отрицательных привычек

Спасибо!

Данные анкеты конфиденциальны и в другие учреждения не передаются.

Источник