Портфолио ребенка 2 года
Структура детского портфолио 3-5 лет для детского сада. Рекомендации по составлению, советы.
Не для кого не секрет, что в детских садах приветствуется ведение портфолио. Сейчас стало не просто модно, а уже необходимо делать детское портфолио даже при поступлении детей в детский сад!
Портфолио ребенка 3, 4, 5 лет — это своеобразная копилка успехов вашего малыша по основным направлениям его развития.
Критерии, которые представлены в примерных основных общеобразовательных программах «Истоки» (М., 2011), «От рождения до школы» (М., 2010), переработаны в соответствии с Федеральными государственными требованиями к обязательным общеобразовательным программам для дошкольных учреждений.
Ведение портфолио поможет вам установить более близкие отношения с ребенком, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов, и вы сможете своевременно отмечать успехи малыша, поддерживать интерес к различным видам деятельности по следующим направлениям:
— социально-личностное развитие,
— познавательно-речевое развитие,
— физическое развитие,
— художественно-эстетическое развитие.
Вы поможете ребенку формировать инструмент самопознания «Какой Я», приобретете опыт, который пригодится вам в дальнейшем.
Портфолио пригодится родителям, гувернерам, педагогам, а самое главное — самим малышам!
В портфолио вы можете вложить лучшие рисунки, фотографии поделок, наблюдений, записи о словарном запасе ребенка, его растущие навыки.
Каким будет портфолио?
Детское портфолио непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».
Поймет! Уже c 3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.
Не охладеет! Книжка о себе самом — самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»
Титульный лист
Титульный лист для детского портфолио — это практически то же, что красивый костюм на праздник. Это своеобразное лицо всей работы. Взяв в руки папку и посмотрев на титульный лист, у воспитателей или ваших друзей уже складывается первое мнение не только о малыше, но порой и обо всей семье, которая принимала участие в оформлении портфолио.
Не стоит титульный лист портфолио для детского сада перегружать информацией. Для нее найдется множество интересных страниц внутри, где все можно будет расписать красочно и содержательно. А вот взглянув на работу даже мельком, зритель должен почерпнуть информацию о том, кто хозяин такой увесистой, роскошной папки, сколько ему лет и где он проживает или учится. Конечно, приятно, если рядом с данными лаконичными сведениями будет размещаться фото самого обладателя детского портфолио.
Оформить первый лист многие предпочитают на компьютере, хотя ребенку хочется внести и свою частичку в создание этого документа. Разве может испортить титульный лист маленькое солнышко, которое будет нарисовано с большим старанием и любовью? Позвольте ему тоже принять участие в творческом процессе, тогда ребенок будет ощущать, что он, как и мама, может гордиться красиво оформленной папкой, ведь он тоже в ней рисовал.
Раздел 1. «Мой мир» («Портрет»)
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.
– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает), можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу.
– Моё имя при крещении (если ребенка крестили, то часто ему дают второе имя, соответствующее вероисповеданию)
– Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева)
– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях)
– Где я живу (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях)
– Мой детский сад (рассказать в какой детский сад и группу ходит ребенок)
Раздел 2 – «Мои любимые занятия и игры.»
— Чем мы занимаемся с мамой (бабушкой, в детском саду, в кружке и т.д.)
— Мои любимые игры дома и в детском саду (можно рассказать о играх, которым отдает предпочтение ребенок: кубики, мозаика, детское домино и пр.):
– Мои занятия по системам раннего развития Монтессори, Домана, Зайцева, Никитиных, Вальфдорской педагогики и пр. (можно привести пример нескольких самых любимых занятий)
– Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые нравятся ребенку)
– Я люблю заниматься (перечислить занятия, которые нравятся ребенку: читать, рисовать, лепить, танцевать и пр.)
– Мои прогулки (занятия и игры на свежем воздухе)
Раздел 2 – «Мои праздники»
В этот раздел можно включить фотографии с проведенных дней рождений, фотографии праздников в детском саду: 8 марта, Новый год и пр.
— 4-ый День рождения
— 5-ый День рождения
— 6-ой День рождения
Раздел 4 – «Я расту»
Этот раздел может включать рубрики:
«Динамика физического развития»
В данном разделе отражаются данные антропометрических измерений. Их можно оформить в виде интересных графиков, диаграмм, рисунков или таблиц. Здесь интересно поместить не только сведения о росте и весе ребенка, но и размер ладошки или очертание ступни.
Так же в этот раздел можно включить фотографии ребенка в дни его рождения.
1. Показатели физического развития | 3 года | 4 года | 5 лет |
Рост, см | |||
Вес, кг |
2. Моя ладошка (на этой странице можно обвести ладошку ребенка в день его рождения и смотреть каждый год как она выросла)
«Динамика общего развития»
(социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие).
– Устами младенца (интересные слова, фразы, высказывания малыша)
– Я знаю буквы
– Я читаю в 3, 4, 5 лет (по буквам, по слогам, по словам)
– Я умею считать в 3, 4, 5 лет (до 10, десятками, сотнями)
– Моя любимая песенка
– Мое любимое стихотворение
– Я играю на музыкальных инструментах
– Я танцую
– Мир вокруг меня
– Мир внутри меня
«Творческое развитие»
(включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок)
-рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.)
-лепка (пластилин, глина, скульптурная масса)
-аппликация
-конструирование
-фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках)
-театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии)
«Мои рекорды»
Наполните данный раздел грамотами или дипломами, которых очень много получают дети в детском саду. Чтобы у малыша был стимул стараться, можно и дома награждать его за участие в различных играх или конкурсах с друзьями.
Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.
Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр.
Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.
Раздел 5 – «Мои впечатления»
Сведения о посещении театра, выставки, музея, похода, экскурсии.
-Мои путешествия
-Мои открытия
-Мои экскурсии
-Впечатления о посещении театров, выставок
Раздел 5– «Отзывы и пожелания»
(в произвольной форме)
– Воспитателей
– Родителей
– Педагогов дополнительного образования
Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.
Памятка для педагогов ДОУ по ведению портфолио
1. Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио.
2. Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
3. Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
4. Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!
5. Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
6. Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ребенка которому принадлежит портфолио.
7. Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
8. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ребенка, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
Шаблоны портфолио для детского сада 3, 4, 5 лет, детского порфолио.
Данные шаблоны помогут родителям и детям в создании индивидуального красочного портфолио. Выберете тот шаблон, который лучше подходит для вашего ребенка. Скачивание бесплатное и платное, в зависимости от качества и уникальности портфолио. Бесплатное скачивание возможно только с условием использования исключительно в личных целях ребенка.
Не допускается публикация архивов и листов шаблонов на других сайтах и блогах!
© Мама в
сети. Все портфолио выложены для использования исключительно в личных целях. Запрещается использование портфолио в коммерческих целях, а также публикация на других ресурсах. Авторское право принадлежит сайту «Мама в сети» www.maminsite.ru.
Скачивая портфолио, вы соглашаетесь с данными условиями
Источник
Варламова Юлия Сергеевна МДОУ «Детский сад № 47» РФ, г. Копейск »
Педагогу необходимо всегда организовывать работу с воспитанниками содержательно, используя современные педагогические технологии, разнообразные формы и методы. Одной из таких форм является введение портфолио ребенка в практику дошкольной образовательной организации, смысл которого заключается в больших возможностях совершенствования процесса обучения и воспитания. Благодаря портфолио все участники образовательных отношений смогут увидеть индивидуальные особенности ребёнка, его интересы, возможности и, соответственно, корректировать стиль и направленность общения с ним.
Мы рекомендуем
провести анкетирование семьи, вопросы могут варьироваться, дополняться или уменьшаться на усмотрение педагога и индивидуальных особенностей работы:
1. ФИО ребёнка, дата рождения. В честь кого назвали, или почему Вам нравится это имя?
2. Как готовились к воспитанию Вашего ребенка? Как распределены роли воспитания у других членов Вашей семьи?
3. Чем руководствуетесь при выборе игрушек ребенку?
4. Важны и Вам советы педагогов и как часто вы хотели бы получать от них консультацию?
5. Как Вы проявляете любовь к своему малышу?
6. Проявляете ли Вы строгость к своему ребенку? Можно ли испортить ребёнка излишней опекой?
7. Необходимо ли портфолио в дошкольном возрасте? Почему?
8. Обращали ли Вы внимание на портфолио в своем или чужом окружении?
9. Какое бы Вы положили начало в оформлении портфолио вашего ребёнка?
10. Видели ли Вы готовые портфолио дошкольника? 11. Как часто Вы занимаетесь с ребенком продуктивной деятельностью? Приведите примеры.
12. Используете ли Вы продукты творческой деятельности своего ребёнка для украшения Вашего дома, или в подарок близким людям?
13. Является ли последовательность, основным принципом оформления портфолио?
14. Будете ли Вы содействовать Вашему ребёнку в оформлении портфолио? Всей семьей?
После анкетирования наступает самый важный и ответственный этап сбора информации. Привлечение родителей и всех участников образовательных отношений превращается в занимательный, добрый и весёлый процесс. Сбор фотографий ребенка, его творческих работ, отзывов воспитателей, «похвальных листов», свидетельств и материалов, содержащих моменты роста ребенка, отражающие весь период пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации. Данный этап заключается в объемности и трудоёмкости работы, так как также отражает взаимодействие других специалистов детского сада. Портфолио дошкольника приобретает значение, когда позволяет усиливать развивающую сторону образовательного процесса. Возможности портфолио в этом смысле можно выявить по нескольким компонентам.
Прежде всего, портфолио способствует росту саморегулируемого поведения. Важный вклад при этом вносят родители и воспитатели, которые участвуют в составлении портфолио. В совместной деятельности ребенка дошкольного возраста и взрослых зарождается и осознается совместное и обоюдное регулирование поведения ребенка. В процессе работы над портфолио естественным образом создаются ситуации, когда детям и взрослым приходится обсуждать различные проблемы, сомневаться по разным поводам, советоваться и находить компромиссы. А это все становится точкой приложения воли ребенка и ответственности за собственный рисунок поведения.
Кроме того, работа над портфолио создает возможности для развития общения и коммуникации, поскольку может создать почву для вне ситуативно-личностной формы общения ребенка дошкольного возраста с авторитетными взрослыми. Составляя портфолио, дошкольник обязательно обращается к взрослым, постигает отличия в компетентности детей и взрослых, осваивает социальные контексты, способы обмена сообщениями и навыки субординации. Все это позволяет ребенку удерживать нить общения и даже влиять на ход и результат коммуникативного процесса.
Еще один важный момент при создании портфолио ребенка дошкольного возраста — углубление его ориентировки в социальных связях и отношениях, так как он включается в актуальные ситуации взаимодействий. И наконец, оформление портфолио позволяет формировать у ребенка дошкольного возраста рефлексию. Нужно отметить, что рефлексия в дошкольном возрасте находится в зарождающемся состоянии, и всевозможные способы ее актуализации с помощью портфолио привнесут новизну и разнообразие в построение образа « Я » растущего человека.
Портфолио — эффективный способ обогащения и демонстрации индивидуальных, творческих, образовательных достижений его владельца.
Составление портфолио — это не просто формирование альбома для фотографий домашнего архива, это процесс помогающий взаимодействию семье и дошкольной образовательной организации в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Статья из электронного сборника статей по материалам I Международной научно-практической конференции (г. Москва, 17 июля 2020 г.) «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ «. 2020 г. Аннотация: портфолио является своеобразным сборником личных событий ребенка дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности, его положительных эмоций, однако часто собрание папки достижений малыша вызывает трудности у взрослых. В статье предлагаются рекомендации с чего начать составление данного «детского документа».
Ключевые слова: портфолио ребёнка, дошкольная образовательная организация, анкетирование.
Видеозапись конференции будет опубликована на youtube-канале МЭО
Москва • Издательский дом «МЭО-Академия»
Казань • Издательство «Бук» 2020
Источник
Ирина Носкова
Что такое портфолио дошкольника?
1. Что такое портфолио?
Портфолио ребёнка раннего возраста – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, положительных эмоций. Ребёнок раннего возраста не может выделить свои успехи и достижения сам. Это делает педагог и его родители.
Идея создания портфолио для каждого ребенка следует из личностного подхода. В течение года воспитатель не только развивает детей по тем направлениям, которые указаны в программе воспитания и обучения, но и анализирует получившиеся результаты, делает выводы, насколько эффективными были применяемые методы. Каждый ребенок диагностируется в начале, в середине и в конце года, для того, чтобы проследить динамику развития и определить дальнейшие способы взаимодействия. Однако чтобы сделать выводы о результатах проделанной работы за текущий период, необходимо владеть информацией о том, что конкретно происходило все это время, как протекала адаптация ребенка, как ребенок развивался, в каком направлении двигался, как от незначительных изменений перешел к определенным достижениям. Портфолио предполагает фиксацию в одном месте очень большого количества сведений о ребенке, в частности о его индивидуальных проявлениях, интересах, психологических особенностях. Данный вид работы позволит не просто собрать продукты детского творчества, но и реализовать комплексный подход к воспитанию и обучению дошкольника. Это кропотливая работа, но правильно организованная – она дает значительные результаты, в течение всего года и воспитатель и родитель смогут отслеживать динамику развития, и это будут не просто цифры, а реальные продукты деятельности всех участников педагогического процесса – детей, педагогов, родителей.
2. Цели, задачи и функции портфолио ребенка раннего возраста. Основные принципы формирования портфолио.
2.1. Цель портфолио
С момента поступления в детский сад и вплоть до его окончания дошкольник проходит важнейшие этапы своего развития, которые в последствии могут оказать влияние на его дальнейшую жизнь. Вот почему важно зафиксировать и проанализировать изменения в развитии и воспитании ребенка. Таким образом реализуется индивидуально — дифференцированный подход в воспитании и обучении детей.
Осуществляя работу с детьми дошкольного возраста необходимо придерживаться ряда принципов:
1. Учитывать индивидуальные особенности ребенка.
2. Строить работу, опираясь на возможности ребенка.
3. Привлекать родителей к партнерству и находить оптимальные способы взаимодействия.
4. Видеть в ребенке, прежде всего личность, а не объект воспитания.
Цель портфолио ребенка раннего возраста — учитывая все вышеперечисленные принципы — реализовывать комплексный подход к воспитанию и обучению дошкольников, с учетом индивидуальных особенностей их развития и роста в условиях ДОУ и семьи с фиксацией данных изменений.
2.2 Функции портфолио ребенка раннего возраста:
1. Динамика развития ребенка и фиксация умственных и физических изменений
2. Собирание и систематизация информации о ребенке и продуктах его творческой деятельности.
3. Фиксация индивидуальных проявлений (эмоциональное состояние, интересы)
4. Развитие партнерских отношений с родителями
5. Анализ накопленной о ребенке информации и использование полученных результатов в педагогическом процессе.
2.3. Задачи портфолио ребенка раннего возраста:
— максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.
— поддерживать интерес ребенка к различным видам деятельности
— закладывать предпосылки для успешного развития ребенка
— перейти на качественно новые формы взаимодействия с родителями, построенные на принципе партнерства.
2.4. Принципы ведения портфолио ребенка раннего возраста:
1. Принцип добровольности: портфолио создается на добровольной основе, педагог не должен настаивать на непременном участии всех детей и родителей по ведению портфолио.
2. Портфолио не является строгим оценочным средством, оно подчеркивает уникальность и индивидуальность каждого ребенка.
3. Принцип систематичности: только систематичная работа позволяет решать задачи и реализовывать поставленную цель по ведению портфолио ребенка раннего возраста.
4. Отсутствие строгих требований к оформлению портфолио.
3. Структура, содержание и оформление портфолио ребенка раннего возраста.
Портфолио дошкольника в практике нашего детского сада адаптировано для группы раннего возраста. Исходя из возрастных особенностей, мы определили следующую структуру портфолио:
3.1 Структура портфолио ребенка раннего возраста
1. «Титульный лист»
2. «Это я»
3. «Моя семья»
4. «Моё творчество. Это сделал я»
5. «Мои достижения и награды. Я — талант!»
6. «Мои увлечения. Я умею! Я могу!»:
— «Я играю»
— «Я рисую»
— «Я и спорт»
— «Я умею всё»
7. «Мир вокруг нас»
8. «Чем могу – помогу»
9. «Индивидуальная карта развития ребёнка»
3.2 Содержание разделов портфолио ребенка раннего возраста
1.«Титульный лист» (ФИО ребёнка).
2.«Это я». Здесь помещена фотография ребёнка. Создавая этот раздел портфолио, мы использовали интерактивные формы работы с родителями, а именно: информация о ребенке собиралась с помощью анкетирования родителей (см. Приложение №1).
3.«Моя семья». В этом разделе содержатся сведения о его семье. Могут быть представлены семейные фотографии, или фотографии каждого члена семьи по отдельности. Активное участие в оформлении и наполнении второго раздела принимают родители.
4.«Моё творчество. Это сделал я». В разделе представлены продукты творческой деятельности: работы, выполненные руками ребенка (рисунки, аппликации). Благодаря этому разделу можно проследить динамику развития творческой деятельности. Раздел можно заполнить как продуктами совместной деятельности, выполненными в ДОУ, так и сделанными дома самостоятельно или с помощью родителей.
5.«Мои достижения и награды. Я – талант!» В разделе фиксируются дипломы, сертификаты участника конкурсов и мероприятий, проводимых различными организациями.
6.«Мои увлечения. Я умею! Я могу!» («Я играю», «Я рисую», «Я и спорт», «Я умею всё»). В разделе помещаются фотографии деятельности ребёнка в детском саду. Также воспитатель может прикрепить стикер с датой и записью о новом умении ребёнка.
7.«Мир вокруг нас». Раздел содержит фото путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
8.«Чем могу – помогу». Содержит фотографии ребёнка, на которых он изображён за выполнением домашней работы.
9. «Индивидуальная карта развития ребёнка». В карте фиксируются индивидуальные достижения ребёнка в любой области, отмеченные воспитателем или родителем. Образец индивидуальной карты развития ребенка представлен в Приложении № 2.
3.3. Оформление портфолио ребенка раннего возраст
Портфолио оформляется в папке. Весь материал помещается в файлы. Папка содержит разделы. Количество разделов, их содержание определяются индивидуально для каждого случая.
Внедрение портфолио мы начали с группы раннего возраста, поскольку это самая первая группа детей, начинающих посещать дошкольное образовательное учреждение. Далее портфолио переходит вместе с ребенком в другую группу. В течение всех последующих лет пребывания ребенка в ДОУ портфолио будет обогащаться новыми материалами, новыми разделами, которые, безусловно, появятся в связи с возрастающими интересами и возможностями дошкольника. Портфолио – это своеобразный отчет определенного жизненного пути ребёнка.
Приложение №1
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.
1. Ребенок:
Ф. И.
Дата рождения
Домашний адрес
2. Мать:
Ф. И. О.
Год рождения
Образование, специальность, место работы
Телефон
3. Отец:
Ф. И. О.
Год рождения
Образование, специальность, место работы
Телефон
4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)
5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними
6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан
7. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес
8. Основные виды игр и занятий дома
9. Какие игрушки любит, кто их убирает
10. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
— с детьми своего возраста да нет
— с детьми старшего возраста да нет
— с незнакомыми взрослыми да нет
— с родными да нет
11. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):
— спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным
12. Что умеет делать ребенок самостоятельно
13. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)
14. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть):
хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.
15. Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть):
он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
16. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть):
быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.
17. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие (указать)
б) нет отрицательных привычек
Спасибо!
Данные анкеты конфиденциальны и в другие учреждения не передаются.
Источник