Понятие среды развития ребенка в образовательном учреждении

Понятие среды развития ребенка в образовательном учреждении thumbnail

Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса

          Термин »предметно-развивающая среда» появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20 столетия , но в рамках проблемы исследования начали проводиться значительно раньше. В самом широком (социальном) контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация .

Развивающая  предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Предметная среда детства предоставляет ребёнку условия для творческого духовного развития и возможность ‘’вычерпать‘’ из неё информацию , необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Эта среда должна отвечать принципам обогощенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребёнка.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Под развивающей предметно- пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановк , рационально организованную в пространстве и времени , насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами .В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в группе.

Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность  испытывать и использовать свои способности , стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности , творчества. Правильно организованная развивающая среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. В условиях развивающей среды ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

В создании развивающей среды очень важно учитывать особенности каждой группы : возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Специальным образом организованная среда способна оказывать активирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению , стимулировать становление ребёнка как субъекта разных видов деятельности , обеспечивать самоутверждение , свободу выбора и направление действий.

           Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности , а также присущих ей видов деятельности . Она способствует формированию разносторонних способностей , субъектных качеств дошкольника , обозначает его индивидуальность , стимулирует разные виды  активности , создает благоприятный психологический климат в группе , создавая реальные и разнообразные условия для её проявления. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно – ориентированной модели дошкольного образования.

Содержание основных принципов построения развивающей среды

Примеры реализации принципов построения развивающей среды детского сада

Принцип дистанции-позиции при взаимодействии взрослого и ребёнка. Партнёрство в общении

Возможность уединения

Принцип уважения к потребностям ребёнка (потребность в движении, общении, познании, одобрении, самостоятельности):

-наличие свободного пространства;

-доступность оборудования и его   многообразие;

-нежесткое зонирование групповых помещений.

Одно из условий среды ,которое даёт возможность педагогу приблизиться к позиции ребёнка ,а ребёнку ‘’подняться’’ до позиции воспитателя. Ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»)

Важно воспитателю для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребёнком, и с группой детей в целом.

    Использование разновысокой мебели  (горки, подиумы, уголки).Можно использовать ярусное игровое оборудование, основное требование к нему –безопасность.

    Трансформация детской мебели: в круг, буквой П, буквой Т.

    Уголок «взрослой»мебели :диван и стол (например кухонный уголок)

    Размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.

    Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

    -спокойная : учебная,» уголок уединения’ ‘,уголок книги;

    -средней интенсивности: театрализованная , музыкальная ,зона конструирования;

    -зона насыщенного движения: спортивный уголок.

    Принцип активности

    Условия для самостоятельной детской деятельности и творчества

    Уважение результатов детской деятельности

    Это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды. Принцип уважения к мнению ребёнка (учет мнений, пожеланий детей при построении среды ,её изменении , обогащении ).Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами , повышая тем самым функциональную активность ребёнка .Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления .При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.

    Использование  модульного оборудования можно использовать для смены конкретного цветового решения в групповом помещении, для повышения активности людей, находящихся постоянно в одном помещении;

    центров песка и воды;

    творческих мастерских (книжный уголок, уголок для рисования, где стоит мольберт, листы бумаги разного размера, мелки, карандаши, краски, спортивный уголок, где при помощи пиктограмм дети самостоятельно могут определить ,как можно использовать тот или иной спортивный инвентарь);

    наборов инструментов( для уборки помещений и улицы, обработки клумб и т.д.)

    использование стен (например «стена творчества»предоставлена в распоряжение детей ,они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая  как индивидуальные ,так и коллективные работы; другие стены могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий .

    Принцип стабильности-динамичности

    возможность гибкого изменения

    Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитее, а послезавтра – станет тормозить его. Понимая ситуацию, что ребёнок не «пребывает» в среде , а преодолевает её, постоянно меняется , а следовательно , меняется для него и его окружение. Для того ,чтобы оно все же оставалось приемлемым для ребёнка , удобным , надо дать ему возможность менять окружающую среду , вновь и вновь созидать её в соответствии со своими вкусами и настроениями.

      Использование сборно-разборной мебели,

      игрушечной мебели,

      емкостей для хранения игрушек,

      многофункциональные игрушки,

      мягкие плоскости, подиумы для отдыха, модули,

      здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой)

      Читайте также:  Развитие ребенка с рождения до школьного возраста

      Использование игрового спортивного оборудования,

      игровых столов сложной конфигурации,

      мебель – трансформер,

      вертикальных разделителей,

      кукольного театра,

      костюмерной,

      игрушек – заменителей.

      Принцип комплексирования и гибкого зонирования  позволяет ребёнку не только искать и осваивать истину , но и «уходить»от неё в фантазию , в грёзы ,не только творчески строить , но и разбирать построенное , видеть не только прекрасное , но и безобразное.

      Среда  должна представлять единый комплекс –цветовой ,звуковой, кинестетический(движение, осязание, обоняние и др.) модальностей.

      Построение непересекающихся сфер активности позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно заниматься , не мешая друг другу , разными видами деятельности.

      Организация функциональных помещений предусматривает  определения мест для размещения игрового оборудования так, чтобы была задействована не только групповая комната , но и другие помещения.(Спальная комната может быть использована для «тихих» игр, там же можно разместить пособия для развития движений; следует внимательно отнестись к возможностям использования раздевальной комнаты ,её ниши и стен ;так же особого внимания требует организация ванной комнаты, где возможно организовать эксперименты с водой и специальную »мокрую игровую зону».

      Условно , в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы  ребенка:

      -зона познавательного развития(учебная);может быть представлена мини-лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос), в ней имеются энциклопедии, игротеки;

      -зона художественно-эстетического развития представляется средствами для изодеятельности ,детской художественной литературы, детскими музыкальными инструментами, »стеной» творчества, образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д;

      -«лаборатория»содержит материал для проведения опытов;

      -театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками , декорациями, ширмами;

      -зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;

      -в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями «Программы» имеются растения ,животные ,макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;

      -игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства;

      -конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного ,мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания , схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;

      -«уголок уединения.»

      -для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс , нестандартное оборудование для физического развития детей.

      Для этого используются ширмы, нетрадиционно располагается мебель и оборудование, знаки и символы, стойки с цветами, подвижные перегородки и пр.

      Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка

      Эмоциональная насыщенность –неотъемлемая черта развивающей среды. Учитывая то ,что ребёнок в детском саду находится целый день ,то необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности.

      Уголки уединения, личное пространство для каждого ребёнка-это специальное для ребёнка организованное место ,собственный «уголок»- то место где можно побыть одному

      Для того чтобы обеспечить каждому ребёнку личное пространство , то есть собственное место, где он мог хранить свои секреты,  можно сшить индивидуальные сумочки ,кармашки на стульчики, в эту систему включаются и структурные ёмкости (например контейнеры) для личных вещей, игрушек, книг и т.п., принадлежащих только ребёнку  .Каждый ребёнок должен быть обеспечен кроватью и шкафом для  хранения одежды.

      Для формирования и развития полноценного образа «Я» необходимо наличие в помещении разновеликих зеркал.

      Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды. В группе должно быть не только уютно и комфортно ,но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного.

      Сочетание категорий эстетического в разных видах искусства

      Тематические выставки помогают ребёнку лучше познакомиться с народным творчеством.

      С помощью колокольчиков и тарелок, которые размещены в удобном месте  ребёнок может импровизировать, наполняя комнату перезвоном.

      После занятий в течение 3-5 минут можно устраивать музыкальные паузы, «минутку радости»,этюды на релаксацию , перед сном под спокойную классическую музыку –«минутку тишины» или слушание короткой сказки, в течение дня –«динамический час»(по перспективному плану)

      Принцип открытости-закрытости

      (развивающая предметно-пространственная среда должна иметь характер открытой , не замкнутой системы , способной к изменению , корректировке и , самое главное , развитию; такая система должна быть не только развивающей , но и развивающейся).Этот принцип может быть представлен в нескольких аспектах:

      -открытость природе(способствует единству Человека и Природы);

      -открытость культуре в её прогрессивных проявлениях;

      -открытость обществу (особым правом участия в жизни детского учреждения пользуются родители);

      -открытости своему «Я»,собственного внутреннего мира.

      Организация «зелёных комнат»,»зимних садов» в помещениях.

      Альбомы и папки с фотографиями должны хранится в доступном для ребёнка месте ,чтобы он мог по своему желанию рассматривать их.

      Открытость обществу , народу формируется через расширение знаний о родном городе ,иллюстрации ,гербы, кукол в национальных костюмах. Декоративно-прикладное искусство способствует приобщение детей к русской народной культуре.

      Принцип учёта половых и возрастных различий детей реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами

      Создание специализированных игровых зон

      -для мальчиков: ’’Уголок мастера”,транспортные игрушки ,конструктор »Лего» и многое другое, что привлекает именно мальчиков;

      -для девочек :куклы различных размеров, »Дом быта»,» Магазин» ,доктор и многое другое ,что привлекает именно девочек

      1.Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды :из опыта работы –                                                         Волглград:Учитель,2009.-143с.

      2.Нишеева Н.В.Предметно-пространственная развивающая среда в детском     саду.Принципы построения , советы, рекомендации.- СПб,Детство-Пресс,2010.-128с.

      3.Полякова М.Н. Создание моделей предметно- развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации)Учебно –методическое пособие.-М.,Центр педагогического образования ,2008.- 96с.

      4.Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика .Курс лекций :Учебное пособие для студентов педагогических факультетов . – СПб.,Детство –пресс.2010.-272с.

      Источник

      Елена Виноградова
      Образовательная среда как комплекс условий, обеспечивающих развитие детей в ДОУ

      Читайте также:  Всестороннее развитие личности ребенка через

      Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают

      развитие детей в дошкольном учреждении.

      Функции образовательной среды:

      — гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

      — воздействует на результаты образовательного процесса,

      обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

      — создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

      обеспечивает открытость дошкольного образования; (сайт ДОУ, родительский и методический уголки, газета, информация через СМИ)

      — создает условия для участия родителей (законных представителей) в

      образовательной деятельности.

      — способствует профессиональному развитию педагогических работников.

      Компоненты образовательной среды в ДОУ:

      — взаимодействие участников педагогического процесса;

      развивающая предметно-пространственная среда;

      — содержание дошкольного образования.

      1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и, конечно же, результатов.

      2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть

      образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием,

      материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.

      3. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и

      навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

      Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

      1. Большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся

      взаимодействию участников образовательного процесса.

      Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности коллектива ДОУ:

      готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями.

      Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать

      субъектную позицию каждого участника коррекционного и образовательного

      процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель

      взаимодействия. Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает

      развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.

      Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

      Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.

      2. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной

      среды, представленная специально организованным пространством.

      Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой

      возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы

      конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

      Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать:

      } Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

      } Возможность двигательной активности детей.

      } Возможность для уединения.

      Психолого – педагогические требования к созданию пространственной развивающей среды. Среда должна быть:

      • Содержательно- насыщенной

      • Полифункциональной

      • Трансформируемой

      • Доступной

      • Безопасной

      • Вариативной

      Насыщенность ППР среды предполагает:

      } Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе

      } Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию

      программы

      Полифункциональность материалов предполагает

      } Возможность разнообразного использования различных составляющих

      предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

      Трансформируемость пространства обеспечивает

      изменения развивающей предметно-пространственной среды в зависимости: } От образовательной ситуации } От меняющихся интересов детей } От возможностей детей

      Вариативность среды предполагает:

      } Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения

      и пр.

      } Периодическую сменяемость игрового материала

      } Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора

      детьми

      } Появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,

      познавательную и исследовательскую активность детей.

      Доступность среды предполагает:

      } Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется

      образовательная деятельность

      } Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все

      виды детской активности

      } Исправность и сохранность материалов и оборудования

      Безопасность среды:

      } Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и

      безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации

      соответствия.

      Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в нашем детском саду.

      При планировании организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в разновозрастной группе детского сада, нами учитывались все вышеперечисленные требования.

      Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду и в группе должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.

      Наличие образовательной среды уже можно увидеть в раздевалке. Здесь у нас находятся индивидуальные шкафчики для одежды и скамейки для детей. Здесь же оформлен «Уголок группы» и «Уголок для родителей», где находится много полезной, нужной, познавательной информации для родителей и детей: расписание образовательной деятельности, режим дня, консультации для родителей, полезные советы и многое другое. Так же в раздевалке есть стенды, на которых вывешиваются творческие работы детей: выставки рисунков и поделок. Вниманию родителей предоставлена информация на папках-передвижках о сезонных изменениях в природе и связанные с ними рекомендации.

      При входе в групповое помещение расположен «Уголок безопасности». Там отображена информация по противопожарной безопасности, безопасности детей на улице и дома, информация по правилам дорожного движения.

      Групповая комната условно разделена на 3 зоны: учебную, игровую и зону отдыха. Вся мебель в группе соответствует возрасту детей и требованиям Сан Пина.

      В качестве центров развития в учебной зоне выступают «Уголок патриотического воспитания», «Уголок природы», «Центр экологии», «Уголок экспериментирования».

      В «Уголке патриотического воспитания» есть портрет президента России, картинки с символикой России, текст Гимна России, гербы Рязани и Старожиловского района. Оформлены альбомы «Мы живём в России» и «Национальные костюмы народов нашей страны».

      Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней. Здесь дети учатся ухаживать за растениями. Имеются леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.

      Читайте также:  9 месяцев ребенку развитие питание рост вес

      «Календарь природы» с моделями -значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой;

      Картинки с изображениями птиц, животных, насекомых, рыб. Рядом с Уголком природы у нас расположен Центр экологии.

      В экологическом уголке сосредоточены все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы о природе, способствующие формированию у детей системы представлений о мире природы, разнообразии растений и животных, сезонных изменениях в природе, позитивном содействии человека на природное окружение в целях сохранения и приумножения природного достояния.

      Уголок экспериментирования.Здесь размещены материалы для проведения экспериментов: лупы, ёмкости, мерные стаканчики, тарелочки, палочки, трубочки, поднос, совочки, лейки, песок, глина, камни, деревянные брусочки и многое другое. В уголке есть картотеки опытов с водой, песком, воздухом.

      В игровой зоне находится «Игровой центр», «Центр конструирования», «Центр театрализации», «Музыкальный уголок».

      В «Игровом центре» игрушки располагаются по гендерной принадлежности детей. Для девочек – куклы различных размеров, одежда для кукол, коляски, наборы парикмахера, медика, швейная машинка, игрушечная мебель, посудка и др. Для мальчиков машинки, трактора, другие виды транспорта, железная дорога,инструменты: дрель, молоток, пила и многое другое.

      В группе специальное место выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.

      Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»). Главный принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

      Центр конструирования: в большом разнообразиипредставлены различные виды и формы конструкторов: напольный конструктор (деревянный и пластмассовый, к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки, настольный конструктор (деревянный и лего, к ним для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки.

      Театрализованный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театрализованном уголке располагаются театр настольный по сказкам (конусный, деревянный, плоскостной, кукольный, пальчиковые театры, театр ложек) ширмы для показа театров, простейшие декорации, изготовленные детьми, костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки сказок.

      «Музыкальный уголок»— это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты: баяны, дудочки, металлофон, бубен, барабаны, погремушки, бутафорские музыкальные инструменты. В течение года игрушки и пособия меняют, убирают и вновь приносят, чтобы поддержать интерес к ним, желание с ними действовать.

      В каждой группе имеется магнитофон и небольшой набор кассет и дисков с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок.

      В зоне отдыха у нас располагаются «Центр книги», «Уголок творчества» и «Центр отдыха».

      В младшей группе Уголок книги содержит несколько экземпляров книг с красочными картинками. Сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Игрушки» А. Барто, «Усатый-полосатый» С. Маршак и др. Много материала не дается, должна быть сменность. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает, говорит о правилах пользования (нельзя рвать, рисовать в книге, брать только чистыми руками и т. д.).

      В старшей и подготовительной группах содержание книжного уголка становится более разнообразным. Количество книг увеличивается. Дети могут сами пользоваться библиотечкой. В перечень входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др. Для книжной полки книги выбирают с учетом интересов детей, юбилейных дат, времени года, задач воспитания. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит от заинтересованности детей и определяется воспитателем.

      Уголок творчества. Здесь в свободное время ребята рисуют, лепят, вырезают и мастерят. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. Имеются краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, альбомы для рисования, цветная бумага и картон, ножницы, клей, пластилин.

      Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

      Физкультурный уголок «Здоровячок» служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Здесь для этого есть всёнеобходимое оборудование: гимнастические скамейки, мячи большие и маленькие, скакалки, обручи, дуги для подлезания, гимнастические палки. Имеется так же кольцеброс,кегли и нестандартное оборудование: ленты, цветные флажки, снежки, изготовленные из синтепона. Для проведения утренней гимнастики под музыку используется магнитофон.

      Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда выступает

      потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности ребенка, должна вовлекать его в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.

      3. Следующий компонент образовательной среды ДОУ – освоение

      содержания дошкольного образования.

      Отмечая, что содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условийдля самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний. В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ.

      Содержание дошкольного образования определяется:

      — Федеральными государственными образовательными стандартами;

      — Основной образовательной программой, которую разрабатывает ДОУ;

      — Возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы, данного дошкольного образовательного учреждения.

      Таким образом, образовательная среда — это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.

      Спасибо за внимание.

      Образовательная среда как комплекс условий, обеспечивающих развитие детей в ДОУПонятие среды развития ребенка в образовательном учрежденииПонятие среды развития ребенка в образовательном учрежденииПонятие среды развития ребенка в образовательном учрежденииПонятие среды развития ребенка в образовательном учрежденииПонятие среды развития ребенка в образовательном учрежденииПонятие среды развития ребенка в образовательном учреждении

      Источник