Особенности творческого развития ребенка

Особенности творческого развития ребенка thumbnail

Особенности творческого развития ребёнка

Универсальное определение творчества разработал Пономарёв Я.А. — это «взаимодействие, ведущее к развитию». Творчество в самом широком смысле он рассматривал как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических, обогащённых форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности.

Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова, и, как уже отмечалось раннее, это зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым на разных этапах детства.

Для творческого мышления характерно создание субъективно нового продукта и новообразования в ходе самой познавательной деятельности. Младшие школьники претерпевают изменения в развитии с приходом в школу — психические процессы приобретают характер произвольности, то есть ребёнок учится управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями и воображением. Одновременно развивается и крепнет его воля, волевая регуляция всей его жизни. А это значит, что действия ребёнка приобретают характер осознанной и осмысленной инициативы. Интерес к познанию формируют упражнения творческого характера. Плюсом этих упражнений является то, что совсем не обязательно создавать специальные уроки развития, элементы таких упражнений должны присутствовать на каждом учебном занятии и методично переплетаться с программным материалом.

Через организацию творческой (креативной) образовательной среды развивается

· культура учителя и детей,

· реализуется гуманистические идеи жизнетворчества как высшей формы существования человека,

· дети включаются в процесс жизнетворения.

Креативность человека как творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе деятельности, мотивированной духовными потребностями в созидании вокруг себя экологически здоровой предметно-пространственной, природной, социальной и ментальной среды.

Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять. Фантазия — источник творческой духовности человека. Она помогает осознать действия ребёнка, понять, что творится в его душе, осознать страхи, мысли, которые ребёнок скрывает. Фантазия помогает пережить периоды деприваций (лишений чего-либо). К тому же это один из наиболее важных способов научиться вести себя в реальном мире.

По мнению Л.С. Выготского, воображение, являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребёнка. Ход развития воображения тесно связан с речью, основной психологической формой общения ребёнка с окружающими.

В любой творческой работе максимально проявляется личность. Погружаясь в коллективный творческий процесс, дети получают опыт и навыки сотрудничества и позитивного партнёрства, коллективного взаимодействия. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения детей. Формируется отношение к природе и обществу, к миру культурных ценностей и к себе как субъекту и объекту культуры.

Одним из условий повышения воспитывающей роли урока в начальных классах является включение школьников в разнообразные виды учебной деятельности с учетом активной позиции ученика в процессе обучения, что предполагает активизацию интеллектуальной и эмоционально — волевой сферы психики.

Творчество пронизывает все виды деятельности, обеспечивая её новое, более высокое качество. «К творчеству призван всякий человек», — утверждает Н.А. Бердяев. «Творчество, — считает В. Энгельгард, — самый высокий дар, каким наградила природа человека на бесконечно длительном пути его развития, наивысшее проявление человеческого духа, самый драгоценный источник радости и счастья».

В философском понимании творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество возможно лишь на основе полной свободы, не скованной узами бытия, не выводимой из бытия. В любом творчестве присутствует новизна, не детерминированная окружающей действительностью. Это и есть элемент свободы, который «приходит во всякий подлинный творческий акт; в этом тайна творчества; в этом смысле творчество — есть творчество из ничего».

В педагогике и психологии термин «творчество» рассматривается в контексте понятия «творческая деятельность». Начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческих способностей.

Доминирующей точкой зрения среди исследователей является предположение, что творческие (креативные) люди осваивают избранный вид деятельности практически на всех этапах этого процесса творчески, не прибегая к подражательным действиям. Однако выделяется и другой подход к определению творческой деятельности, который основан на предположении, что любая деятельность может включать в себя элементы творчества (Н.М. Гнатко, А.Г. Ковалев, Б.Д. Парыгин, В.А. Просецкий, П.А. Рудик и др.).

В исследованиях А.Н. Лука творчество раскрывается через анализ трех групп способностей, связанных с мотивацией, темпераментом и умственной деятельностью. Среди них:

· зоркость в поисках как специфическое качество мышления, позволяющее человеку не проходить мимо случайных явлений, а видеть в них ключ к разгадке тайн;

Читайте также:  Развитие ребенка до года тверь

· способность к свертыванию мыслительных операций, выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между ними;

· способность к видению (постановке) проблем;

· оригинальность мышления;

· диалектичность мышления;

· гибкость мышления;

· антиконформизм мышления;

· критичность мышления;

· легкость ассоциирования и воображения;

· способность генерирования идей (умение развивать их);

· способность к оценочным действиям и выбору;

· готовность памяти обеспечить необходимый объем и качество накопленных знаний: системность, динамичность, уровень обобщенности.

Наличие методической литературы и исследование реального состояния проблемы, посредством анализа уроков изобразительного искусства в школе доказывают, что проблема существует. Исследуя труды многих авторов можно прийти к выводу, что творческие способности необходимы ребёнку, несут развивающую, а также и оздоровительную функцию. Способствуют самореализации ребёнка, развития его индивидуальности.

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства невозможно без формирования навыков живописной работы, а также навыка работы красками.

Источник

Особенности развития творческих способностей  у детей

дошкольного возраста.

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особое значение. Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, способной усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов. В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.

        Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого обучения других.

Что же такое способности?

Существует несколько подходов к определению способностей. В отечественной психологии способности чаще всего характеризуются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности или ее освоения, не сводимые к умениям, знаниям или навыкам.

        Наибольший вклад в  развитие этого подхода внес Б. М. Теплов. Теплов подчеркивал, что способность по своему существу —  понятие динамическое и существует только в развитии, которое должно осуществляется  в процессе той или иной деятельности.

        Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков, развитие которых — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни.

        Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства.

В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки — и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные — превращаются в многообразные и все более совершенные способности.

        Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности.

        Очень показателен, например, период овладения детьми речью, когда каждого нормального ребенка отличают особая чуткость к языку, активность в отношении языковых форм, элементы языкового творчества.

        Вместе с тем отмечается и другое: особая расположенность к языку, выполнив свою жизненную функцию, сделав возможным быстрое овладение формами языка и мышления, затем идет на убыль. Известно, что если в силу каких-либо исключительных обстоятельств знакомство с языком именно в эти ранние годы задерживается, то развитие речи затем крайне затрудняется.

        Так обстоит дело не только с речевыми способностями. К возрастным периодам детства приурочиваются проявления и весьма общих умственных качеств: особая любознательность, свежесть, острота восприятия, яркость воображения, проявляющаяся, в частности, в творческих играх, черты ясности, конкретности мышления и т. д. Очень значимые для развития умственных способностей черты детской психики приходят и уходят, обусловленные определенным возрастным этапом.

        Гармоническое развитие ребенка теснейшим образом связано с его способностями — особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности.

        Многие из них уже заметно проявляются к шести годам. К числу таковых относятся познавательные способности, включающие в себя сенсорные (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности.

Читайте также:  Метод проектов и развитие личности ребенка

        Познавательные способности ребенка проявляются, например, в точности, чувствительности его восприятия к различиям предметов, умении вычленить наиболее характерные их свойства, отличия друг от друга, умении разбираться в сложных ситуациях, задавании вопросов, уверенном использовании в речи логико-грамматических конструкций (причина — следствие, противопоставление и т. д.), наблюдательности, смекалке.         Важным условием развития этих способностей является тяга к умственным усилиям, отсутствие равнодушия или нежелания умственного напряжения.

        К концу дошкольного детства развиваются и специальные способности, например музыкальные. Они включают в себя ладовое чувство (способность эмоционально откликнуться на музыку) и тонкое, дифференцированное восприятие (слуховой компонент музыкальности).

        Высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способности двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, также является, как отмечал Б. М. Теплов, показателем музыкальной способности.

        Немало старших дошкольников проявляют способности к изобразительной деятельности. Они проявляются в ярком воображении, зрительной памяти мира и фантазии, согласованных движениях рук. Но нужно иметь в виду, что при развитии изобразительных способностей нужно формировать не только верный глаз и умелые руки, но и эмоциональную отзывчивость ребенка.

        Активное развитие литературных способностей относится к более позднему периоду школьной жизни. Однако и в шесть лет, а у некоторых и раньше, они уже проявляются в словесном творчестве детей. В шестилетнем возрасте дети начинают сочинять сказки, стихи, рассказы. Эти плоды словесного творчества, как по форме, так и по содержанию в большей части примитивны, подражательны, но они имеют огромное значение для развития психики ребенка в целом.

        В первые годы жизни особенно важно развитие способности к подлинному восприятию и пониманию поэзии, умения наслаждаться художественной литературой.

        К шести годам зарождается и такой вид способностей, как способность к художественно-театральной деятельности, Для ее развития организуются кукольный театр, настольный театр игрушки, театр на плоскости, инсценировка сказок, басен, стихов.

        Уже в дошкольном возрасте можно наблюдать проявление организаторских способностей. Зачатки организаторских способностей легче всего заметить, наблюдая за играми, в которых они и формируются. Дети с организаторскими способностями выступают инициаторами игр, распределяют роли, оценивают игру других, меняют сюжет игры.

        Способности к конструктивной деятельности проявляются, например, в умении легко устанавливать пространственные отношения между элементами предмета, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкции, в умении внести изменения в решение конструкторско-технической задачи. Наиболее активно проявляются эти способности в сооружении построек, необходимых для игры, при конструировании по контуру, схемам, по условиям, по замыслам, в экспериментировании с конструктором.

        Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.

        Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

        Так, в дошкольном возрасте уровень и особенности воображения ребенка, прежде всего, определяются его игровой деятельностью. «Игра ребенка, — пишет Л.С. Выготский, — не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

        Современные исследования показывают, что игра детей-дошкольников, особенно если она осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий. Творческое начало и потребность в созидании возникают у дошкольников благодаря их игровой деятельности.

        Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей.

        Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что дает основание рассматривать ее как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В какой степени оно будет сформировано у  детей, во многом зависит от воспитателя, учителя, родителей, их внимания к развитию творческих способностей, умения их стимулировать.

        При этом важно вызвать интерес детей к окружающему миру, стремление понять его, увлечь ребенка самим процессом творчества.

        Развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.

Читайте также:  Развитие ребенка при дцп в два года

        При формировании способностей самых маленьких учеников важно не упустить из виду и другую сторону. Нередки случаи, когда ребенок, подававший немалые надежды при поступлении в школу, в скором времени утрачивает былое преимущество, его способности «гаснут». Одной из наиболее часто встречающихся причин этого является отсутствие у детей трудолюбия, усидчивости, настойчивости, чему способствовали недостатки в воспитании.

        У некоторых детей способности проявляются рано. Каково должно быть отношение к таким детям? Следует развивать дальше способности ребенка. Правильно поступают учителя, воспитатели, когда способному к рисованию ребенку дают более сложные, чем остальным детям в классе (группе), задания, предъявляют к их результатам более высокие требования, развивают стремление помогать другим. Следует поддерживать сложившиеся интересы ребенка, но и не допускать однобокости в его развитии, использовать эти интересы как рычаг, подтягивающий другие стороны его личности. Ведущий интерес должен быть мотором всестороннего развития личности.

        Неправильное отношение взрослых к способностям ребенка может привести к появлению у него целого ряда негативных качеств (зазнайство, высокомерие, тщеславие, эгоизм и др.), что опасно как для самого ребенка, так и для окружающих.

        Далеко не всегда способности ребенка лежат на поверхности. Нередко приходится «раскапывать», отыскивать их.  Необходимо изучить внутренний мир маленького человека, его склонности, интересы, познать возможности, силы ребенка в разных видах деятельности. Это поможет обнаружить ту область знаний, вид деятельности, к которому наиболее способен ребенок, поможет найти адекватные методы для развития способностей каждого.

        В практической психологии и дошкольной педагогике определены условия успешного развития креативности у детей.

        Важным условием развития креативных способностей у детей является использование в обучении опережающего метода через создание предметно-развивающей среды. Необходимо как можно раньше окружать ребенка такой средой и системой отношений, которые способствуют активизации его творческой деятельности.  Например, родители могут начать раннюю подготовку ребенка к обучению чтению, используя развивающие стимулы, которые обыгрываются в повседневном общении с ребенком: кубики с буквами, азбука.

        Еще одним условием эффективного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является условие максимального напряжения сил. Существует утверждение, что интенсивность развития той или иной способности зависит от частоты ее максимального использования, достижения личностью все более высоких результатов.

        Сущность следующего условия успешного развития творческих способностей у детей заключается в реализации идей теории свободного воспитания. Предоставление ребенку полной свободы в выборе деятельности, определении последовательности ее выполнения, продолжительности занятий способствует наиболее полной реализации желаний и интересов ребенка. Естественное проявление интереса и эмоциональный подъем защитят от переутомления, а ситуации, требующие напряжения умственных способностей, создадут оптимальные условия для развития творческого воображения.  Однако,  предоставление ребенку полной свободы для реализации творческого потенциала предполагает обязательную целесообразную доброжелательную помощь взрослого. Взрослый должен направлять самостоятельную деятельность ребенка. При этом важно помощь не превратить в подсказку. Взрослый должен постоянно побуждать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться к необычным идеям, несвойственным для реальной жизни.

        Многие психологи и педагоги считают, что способности к творчеству изначально заложены в природе ребенка, и взрослому достаточно лишь не мешать, не препятствовать его свободному самовыражению. Однако, практика психолого-педагогической работы доказывает необходимость вмешательства в процесс интеллектуально-творческого развития ребенка-дошкольника, так как не каждый ребенок способен самостоятельно проявить творческую активность. Эффективность и действенность воспитания творческих способностей у детей зависит от целенаправленности данного процесса.

        В работе по изучению интересов, способностей детей должны объединить свои усилия все: и учитель, и воспитатель, и родители. Каждый из них имеет возможность наблюдать ребенка в разных ситуациях, разных видах деятельности. Результатами своих наблюдений следует обязательно обмениваться, обсуждать их совместно. Тогда и границы видения каждого из взрослых, причастных к воспитанию, расширятся, и личность ребенка представится в более полном виде.

Литература.

1.

Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. -Москва, 1960.

2.

Венгер Л., Дьяченко О. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей // Дошкольное воспитание.- № 9-10. –1992.

3.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.  – Москва, 1981.

4.

Интеллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников / В.О. Скворцова. — Ростов н/Д , 2009.

5.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. — Москва, 1988.

6.

Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб., 2001.

7.

Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий/С.Г. Королева. — Волгоград, 2009.

Источник