Поэтапное развитие речи у ребенка

Поэтапное развитие речи у ребенка thumbnail

Еще раньше, чем ребенок произносит свои первые слова, речевой центр начинает работать. Малыш произносит звуки, крики, потом они начинают отражать простейшие эмоции. Этапы развития речи проходят довольно быстро. Главное — у развитие речиребенка должен быть пример, а значит, с ним необходимо разговаривать, читать, общаться.

Чтобы у детей не было отставания в развитии речи, родители должны следить за своеобразным «графиком». Педагоги и психологи составили поэтапный процесс изменения и усложнения речи. Небольшая задержка поправима, а вот серьезную придется лечить. Сейчас самое важное — правильно заложить основы речи. Больше разговоров, новых слов, общения и эмоций в голосе. Тогда ребенку будет проще научиться говорить и это произойдет раньше.

Учимся говорить

Взрослый человек вряд ли помнит, как учился говорить. Слова и фразы сами приходят на ум. Больше того, некоторые из нас говорят на разных языках. Здесь понятнее — новый язык приходится учить с основ: звуки, буквы, слова, потом появляются фразы. Они усложняются, становятся более эмоциональными. Вот так же мы учим свой родной язык, правда, не осознавая этого.

У детей запоминание слов, развитие речизвуков, акцента происходит проще: с самого рождения они слышат каждый день новые слова, повторяются старые. Слово и предмет становятся связанными. Мы не помним, как выучились родной речи, ведь это происходило путем связывания образов и звуков.

Вы смотрите на предмет, а в голове возникает его название. Все потому, что в детстве мы так выучились распознавать окружающий мир. В голове у ребенка формируется прочная связь: слово-предмет, явление, человек, животное.

Самое главное – стимулировать речь. Это тоже несложно с детьми, ведь они подражают взрослым. Первая речь ребенка — подражание звукам. Потом он запоминает слова. Их становится все больше. Уже к 5-6 годам кроха спокойно оперирует 3000 слов на родном языке. Конечно, если развитие речи идет правильным путем.

Поэтапное развитие речи

Самые важные этапы проходят до 1-1,5 лет ребенка. Это переход от простого крика к осмысленным словам. Это довольно быстро, если учесть сложность нашего речевого центра. Конечно, речь идет о детях, которые растут в семье – у них есть по крайней мере 5-6 человек, которые часто с ними разговаривают. На раннем этапе выделяют следующие периоды:

  • Крики — с рождения, у маленьких детей это возможность привлечь внимание матери;
  • Гуканье — проще всего произносить звуки «агу», «агы», «гы», «ууу». Этот период проходит в возрасте от 2 до 3,5-4 месяцев. Такие звуки – первая попытка ребенка произнести что-то, что пока еще невозможно;развитие речи
  • Лепет — это повторение одного и того же слога много раз. Сейчас он может произнести «ма-ма-ма» или «бу-бу-бу». Период от 4 до 7,5 месяцев;
  • Слова — с 11-12 месяцев лепет может подарить вам несколько слов, например «мама», «папа», «баба», «дай». Сейчас малыш произносит их не постоянно, а как обращение или просьбу. Он все еще лепечет, периодически кричит — так проще всего выразить недовольство;
  • Первые слова у детей появляются с полутора лет. Они все больше похожи на взрослую лексику, правда, пока выговариваются не все буквы. Например, малыш может сказать «моко» на молоко.

Конечно, все относительно. Кто-то начнет лепетать раньше, а произносить слова позже. Здесь нет ничего страшного для вашего ребенка. Проблемы развития речи выявляются только на втором году жизни.

Сколько слов мы уже знаем

Для речевого развития очень важно, сколько слов знает ваш кроха. Его личный «словарик» насчитывает приличное количество слов уже к 4 годам жизни. Для детей необходимо общение с родными и сверстниками. Так они усваивают новое быстрее. Поможет вам чтение сказок, рассказывание историй. Некоторые слова дети выдумывают сами – их в подсчет словарного запаса не включаем.

  • 1 год – малыш уже уверенно говорит от 5 до 9 слов;
  • 1,5 года – кроха знает 20-30 новых слов, которые использует каждый день;развитие речи
  • 2 года – максимально 200-210 слов. Минимум тут 80-90 – меньше будет считаться отклонением;
  • 3 года – от 800 до 1000 слов используется ребенком;
  • 3,5 года – чуть больше, и это хорошо. Эти 6 месяцев могли принести 500-600 новых слов;
  • 4 года – до 2000 слов или чуть больше, причем многие из них уже эмоционально окрашены;
  • 5 лет – огромный прорыв: около 2500 слов для малыша.

Нужно отметить период 2-5 лет. В это время малыш начинает разговаривать все интенсивнее. Он может делать интонационные акценты, использовать вопросительный или указательный тон.

Общение ребенка с матерью — это особая тема. Здесь психологи отмечают понятие «материнский язык». Он формируется еще на уровне лепета. Мама хорошо понимает, что лепечет или «гулит» малыш, и может отвечать ему на том же «языке».

Это существенно тормозит развитие речевого центра, потому что малышу нет потребности развивать его – все и так понятно. Мамам нужно это учитывать. Говорите с ребенком ласково, нежно, используя смешные словечки, но в остальном язык должен быть взрослым, без сюсюканий.

Начинаем говорить фразами

Переход от слов к фразам проходит плавно. Для детей это нормальное развитие речи, и они сами пытаются строить первые фразы. Ничего страшного, если они получаются нечеткими или забавно-ошибочными. Помогите ребенку: что-то заучите с ним наизусть, исправляйте ошибки произношения.

Примерно с 2 лет малыш может построить фразу из 2-3 слов. Позднее они уже строят предложения, используя почти все части речи. К 4 годам нормальное развитие речиразвитие речевого центра – уметь использовать несколько прилагательных или вопросительные слова.

Обычно в 4 года для ребенка не составляет труда менять суффиксы и окончания при разговоре. Так что его речь уже вполне взрослая. Теперь ее стоит оценивать не по количеству слов. Ответы на вопросы будут своеобразным тестом. Односложный ответ на любой вопрос должен насторожить родителей.

Прочтите сказку, а затем попросите пересказать ее парой предложений, придумать продолжение. Например, Принц и Белоснежка поженились, а что было дальше? В 4 годика для малыша уже не проблема придумать коротенькое продолжение: они жили вместе, завели кошку, у них появился сыночек или дочка. На этом этапе развития этого вполне достаточно. Чем больше подробностей жизни героев придумывает ребенок, тем лучше. Здесь вместе с речью работает его фантазия и логика.

Произношение и дефекты

На первых этапах развития речи могут быть дефекты произношения. Не стоит сразу же паниковать, что ребенок не выговаривает буквы. Скорее всего, ему просто нужно больше тренироваться. Слушайте его, отмечайте неправильное произношение. Можно подобрать слова или стишки для тренировки. Обычно на исправление дефекта уходит немного времени.

Если же вы видите, что время идет, а от речевого дефекта избавиться дома не получается, придется сходить к логопеду. Основные проблемы с речью фиксируются в возрасте 2 лет – до этого считается, что развитие все еще продолжается.

Одна из особенностей развития речи — чем меньше слов, тем правильнее ребенок произносит их. У детей с большим словарным запасом «проваливаются» твердые согласные, они могут имитировать заикание. Так что иногда лучшее качество речи у тех, чей словарный запас на 10-15% ниже.

Здесь важно знать: у всех детей речевое развитие идет разными развитие речипутями. Это зависит от родителей, наличия старших детей, общения в семье, от того, как часто приходят гости. Факторов речевого развития много, так что не переживайте, если соседский малыш уже правильно строит фразы, а ваш еще не может выговорить «дай яблоко».

Читайте также:  Центр развития ребенка сыктывкар

До двух лет возможны слоговые проблемы. Малыш теряет слог или, наоборот, добавляет еще один. Так, «собака» может быть «абака», «бабака», «ака». Сейчас не нужно каждый раз поправлять ребенка – просто показывайте, как нужно произносить. Скажите «Собака? Где? Покажи мне».

Задержка речевого развития (ЗРР)

Если логопед ставит такой диагноз, то вы должны правильно воспринять значение слова «задержка». Это не патология, не дефект, а именно задержка. Такой диагноз можно поставить, только если ребенок уже достиг возраста 2 лет, но его речь все еще очень плоха.

Задержка развития речи проявляется как малый набор осмысленных слов. Раньше считалось, что 200 слов для детей 2-х лет — это желанная норма. Теперь же логопеды снизили этот порог до 50-100 слов. Если развитие речиребенок не может выговорить простые слова, у него теряются слоги, добавляются новые — его речь тяжело разобрать.

Обычно для развития речевого центра необходимо именно говорить. Сейчас много говорящих игрушек, многие мамы включают часто телевизор. Ребенок слушает, а говорить ему нет никакой надобности. Уберите этот фон – и ему придется самому начать разговаривать.

ЗРР снимется в 4-5 лет, если эти проблемы прошли. Если же нет, для таких детей рекомендованы занятия с логопедом. При сильной задержке вы, к сожалению, не попадете в школу. Этим вопросом нужно заниматься, пока у ребенка есть все шансы самому поправить ситуацию.

Как правильно разговаривать с ребенком

Существует несколько простых правил, как говорить с ребенком. Все они направлены на развитие его речи, а значит, родители должны внимательно отнестись к вопросу.

  • Необходимость в общении.

Есть такой анекдот, когда мальчик до 7 лет молчал, а потом сказал, что каша несоленая. На вопрос «Чего же ты молчал 7 развитие речилет?» он ответил, мол, раньше-то все было хорошо. В этой шутке есть доля правды. Пока для ребенка нет потребности или мотивации говорить — зачем ему говорить? Мама и так понимает его крики, лепет, «гульканье»… Поэтому побуждайте его к общению: задавайте вопросы, заучивайте фразы, просите повторить то, что он сказал.

  • Одна тема за один раз.

Сын приносит вам мячик или машинку, чтобы поиграть. А вы спрашиваете, не хочет ли он есть, спать, на горшок. Ему совершенно непонятно, как вообще связаны эти темы. Да и вам не будет понятно, если не вдумаетесь. Попробуйте настроиться на одну волну. Отложите вопросы про горшок и поговорите про мячик, поиграйте с ним. Назовите его цвет, скажите, что мячик большой, красивый, зеленый, новый…

  • Интерес

Важно, чтобы тема была для ребенка интересной. Когда вы настаиваете на каком-то действии в игре, например, просите развитие речираскладывать предметы по цветам или складывать пазл, а малышу хочется поиграть с машинками — интереса мало. Играя в то, что ему интересно, малыш будет сопровождать все это звуками, словами, а потом и фразами.

  • Взрослый понимает, что перед ним ребенок.

Для правильного речевого развития важно, чтобы взрослый понимал: это малыш, пусть ему 2 года или 4, но это еще маленький ребенок. Тема разговора нужно выбирать адекватную интересам ребенка. Поддержать разговор по политику и экономику он пока не может. Малыш слышит знакомые слова: машинка, играть, мяч, книга со сказками, кукла. Это стимулирует его к коммуникации на доступную ему тему. Если ждать от него ответа на сложный вопрос, то вы лишь смутите и испугаете малыша.

Источник

Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.

  • Крики — возникают с рождения
  • Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. 
  • На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. 
  • Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев 
  • Слова — переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев 
  • Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей. 

Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.

  • 1год -5-9 слов 
  • 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов) 
  • 2 года от 50 до 200 слов 
  • 3 года от 800 до 1000 слов 
  • 3,5 года — 1100 
  • 4 года 1600 — 1900 
  • 5 лет 1900 — 2200 

Развитие фразовой речи у детей

  • Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) — начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет 
  • Появление и развитие предложений — с 2 лет
  • К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы. 
  • Использует единственное и множественное число 
  • К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы. 
  • Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. 
  • Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций. 

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста 

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения

Особенности развития речи у детей

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков: 

  • раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот; 
  • среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’; 
  • позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц. 

Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов. 

После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. 

Звукопроизношение  Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби — бах — все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.    Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака 

Читайте также:  Поэтапное развитие новорожденного ребенка

Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам 

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков. 

Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.  Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации. 

О диагнозе ЗРР — задержка речевого развития у ребенка

Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.  

По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически. 

По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.  Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.

Частые вопросы о развитии детей в этой теме.

Источник

Формирование речи: этапы и рекомендации

Рейтинг
24

Развитие речевых навыков у ребенка происходит естественно, но могут возникнуть и некоторые трудности

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

По мере роста и развития ребенок произносит сначала отдельные звуки, затем – простые слова (например, «мама» или «папа»), и лишь затем учится говорить более сложные слова. Развитие речи – увлекательный процесс, за которым родители наблюдают с большим интересом.

Речевое развитие играет важную роль в процессе общего развития ребенка. Зная специфику этого процесса и его основные этапы, вы можете понять, насколько у вашего ребенка развиты речевые навыки. Рассмотрим их подробнее.

Развитие речи у ребенка

Основы речи закладываются у ребенка в течение первого года жизни, а первые три года жизни являются решающими в развитии речевых навыков. Эти навыки развиваются в атмосфере, в которой ребенок слышит звуки и речь других людей. Дети до трех лет лучше всего воспринимают язык, поэтому развитие речевых навыков в этом возрасте чрезвычайно важно.

Младенцы общаются с помощью плача, например, когда они голодны или хотят, чтобы родители подошли к ним. По мере развития они учатся слышать и понимать звуки языка и могут выражать свои мысли с помощью отдельных слов и коротких односложных предложений. Скорость развития речевых навыков индивидуальна для каждого ребенка.

Этапы развития языковых навыков у детей

Доречевой этап

На этом этапе ребенок учится общаться с окружающими. Большинство детей начинает общаться с родителями в возрасте около года. К этому времени дети понимают большую часть того, что им говорят родители, и могут выражать свои потребности, указывая на конкретные объекты.

Следует также заметить, что не все дети развивают речевые навыки в одинаковой последовательности.

3–4 года

В возрасте 3–4-х лет ребенок обычно ведет с родителями долгие и интересные, хотя иногда и бессмысленные беседы. В этом возрасте у детей увеличивается словарный запас, они начинают понимать основы грамматического строя языка. Они много разговаривают и получают удовольствие от долгих бесед.

На этом этапе существуют определенные показатели, которые свидетельствуют о нормальном речевом развитии ребенка:

1. Ребенок быстро учит новые слова.

2. Ребенок использует существительные во множественном числе, но может неправильно употреблять формы глаголов (например, он может говорить «продавает» вместо «продает»).

3. Трехлетний ребенок разговаривает практически понятно и связно:

  • составляет предложения из четырех и более слов;
  • знает и понимает детские стихотворения;
  • правильно употребляет местоимения.

4. Речь четырехлетнего ребенка полностью понятна, иногда в ней встречаются мелкие неточности. В этом возрасте ребенок:

  • использует длинные и сложные предложения;
  • может рассказывать длинные истории с правильной последовательностью событий;
  • задает много вопросов. Речь ребенка четкая и понятная, без грубых ошибок.

В дошкольном возрасте ребенок обычно ведет более длинные и сложные разговоры с родителями.

5–8 лет

В пятилетнем возрасте ребенок обычно говорит грамматически правильно и демонстрирует большой словарный запас. В шесть лет дети могут писать простые истории и понимают, как звуки образуют слова.

Показатели речевого развития ребенка на этом этапе таковы:

1. В пятилетнем возрасте ребенок обычно формирует предложения грамматически правильно, однако иногда допускает грамматические ошибки.

2. Пятилетний ребенок:

  • имеет более обширный словарный запас;
  • может высказывать свою точку зрения в дискуссиях.

3. К шестилетнему возрасту ребенок понимает порядка 13 000 слов.

4. Шестилетний ребенок правильно использует местоимения и понимает разницу между ними.

5. К семилетнему возрасту ребенок понимает от 20 000 до 26 000 слов и может распознавать ошибки в речи других людей.

6. В восьмилетнем возрасте дети делают очень мало грамматических ошибок. Они могут вести полноценные беседы со взрослыми и следовать сложным инструкциям без повторений. Они могут читать тексты, соответствующие их возрасту, а также писать простые сочинения.

Это основные этапы речевого развития детей. Однако одни дети достигают определенных показателей раньше, а другие – позже, чем обычно. Пока вы видите в речевом развитии ребенка прогресс, хоть и небольшой, нет повода для беспокойства. Однако иногда ребенок может не понимать, что ему говорят, а также испытывать трудности в выражении своих мыслей. Это может свидетельствовать о языковых расстройствах у ребенка. Хотя такие расстройства могут быть серьезной проблемой, они поддаются лечению.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка я сам саратов

Речевые расстройства у детей

Чтобы развить речевые навыки, ребенок должен обладать навыками слушания, понимания и запоминания. Также ребенок должен уметь структурировать свою речь. Если эти навыки не развиты, это может быть связано с расстройствами речи.

Согласно статистике, симптомы различных речевых расстройств наблюдаются у 5 % всех детей. Речевые расстройства у детей отличаются от дефектов речи, которые заключаются в неспособности ребенка артикулировать определенные звуки речи. При речевых расстройствах дети нормально воспроизводят звуки и их речь понятна. Однако они сталкиваются с трудностями, связанными с пониманием речи окружающих (рецептивная речь) или выражением собственных мыслей (экспрессивная речь).

Как определить у ребенка проблемы с развитием речи?

Дети, страдающие от расстройств рецептивной речи (также известной в медицине как сенсорная алалия), могут испытывать трудности с:

  • пониманием речи окружающих;
  • следованием инструкциям;
  • организацией своих мыслей.

Дети с расстройством экспрессивной речи (также известной как моторная алалия) испытывают трудности с выражением своих мыслей и потребностей:

  • их предложения могут быть короткими и простыми, а речь – неструктурированной;
  • их словарный запас может быть значительно меньше, чем у сверстников;
  • им бывает трудно подобрать правильное слово, они способны заполнять паузы различными звуками или словами-паразитами («эммм», «нууу» и т.д.);
  • они могут неправильно употреблять грамматические формы слов;
  • они могут повторять одни и те же фразы в одном рассказе.

Одним из самых серьезных языковых расстройств является специфическое расстройство речи:

  • у детей наблюдается задержка развития речи (например, они могут не уметь говорить до трех лет);
  • в трехлетнем возрасте они могут говорить недостаточно четко;
  • дети подвержены трудностям с использованием в речи глаголов. Это отличительная черта специфического расстройства речи;
  • дети могут пропускать вспомогательные глаголы в предложениях;
  • дети путают времена глаголов.

Причины речевых расстройств

Иногда ребенок не может развить навыки порождения речи, слушания, понимания и запоминания по разным причинам:

  • ребенок недостаточно слышит живую речь в повседневной жизни. Чем больше ребенок погружен в языковую среду, тем быстрее он развивает речевые навыки;
  • некоторые дети испытывают трудности только в развитии речи, в то время как остальные сферы психики у него развиваются нормально;
  • причины расстройства экспрессивной речи до конца не выяснены. Но иногда такое расстройство связано с задержками развития;
  • расстройство рецептивной речи может быть вызвано генетическими отклонениями;
  • смешанные речевые расстройства могут быть вызваны черепно-мозговыми травмами;
  • речевые расстройства могут возникать у детей с задержками развития, расстройствами аутистического спектра и проблемами со слухом;
  • такое речевое расстройство, как афазия (нарушение уже сформировавшейся речи) может возникать вследствие поражения центральной нервной системы.

Если ребенок испытывает трудности с развитием речи даже в трехлетнем возрасте и старше, обратитесь к врачу, чтобы определить и вовремя вылечить возможные проблемы со здоровьем.

Диагностика и лечение речевых расстройств

  • врач должен изучить историю болезней в семье, чтобы выяснить, были ли у членов семьи речевые расстройства;
  • врач может провести для ребенка тесты на уровень развития рецептивной и экспрессивной речи;
  • слуховой тест или аудиометрия помогут выяснить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.

Речевая терапия – лучший способ лечения речевых расстройств. Также рекомендуются консультации психолога или психотерапевта, потому что речевые расстройства могут привести к психологическим проблемам.

Как развить речь у ребенка: полезные советы

1. Разговаривайте с ребенком. Как можно больше говорите с ним на общие темы. Например, вы можете начать разговор с отвлеченных фраз: «Мы идем гулять в парк. Видишь, как летают птицы? Чувствуешь, как пахнут цветы?».

2. Читайте ребенку книги. Начинать читать ребенку книги никогда не бывает рано. Начните с книг для самых маленьких, затем, когда ребенок немного подрастет, переходите к сказкам и коротким детским рассказам.

3. Как можно меньше включайте ребенку телевизор и компьютер. Не приучайте ребенка к электронным устройствам с раннего детства. Чтобы развить навыки речи, ребенку необходимо взаимодействовать с людьми и слышать живую речь. Телевизор не может ему этого обеспечить.

4. Ходите с ребенком на прогулки. Совместная прогулка в парк или музей может открыть для него совершенно новый мир. Чем больше ребенок взаимодействует с окружающим миром, тем более любопытным он становится и тем больше вопросов задает. Вы можете разговаривать с ребенком, побуждая его делиться новым опытом.

5. Показывайте хороший пример. Разговаривая с ребенком, станьте напротив него. Говорите медленно и четко. Если ребенок говорит какое-то слово неправильно, не ругайте его, а исправьте, сказав слово правильно. Зная, как правильно произносится слово, ребенок будет учиться.

6. Помните, что у вас с ребенком разные уровни развития речи. Не используйте слова или фразы, которые ребенок не сможет понять. Если вы все же произнесли какое-то непонятное для ребенка слово, объясните его значение.

7. Подстраивайтесь под ребенка. Если он сам начинает разговор, позвольте ему говорить и объяснять. Поддерживайте ребенка в таких ситуациях: даже простое похлопывание по плечу придаст ему уверенности в себе.

8. Говорите и повторяйте. Если ребенок правильно произносит слово, повторите его несколько раз в разных предложениях, чтобы он лучше понял его значение.

9. Учите новые слова с помощью книг с картинками. Купите несколько книг с картинками и помогите им выучить новые простые слова (например, мяч, дерево и т.д.). После этого покажите картинку, которая соответствует этому слову. Обсудите с ребенком картинку.

10. Учите ребенка новым словам. Время от времени учите ребенка новым словам. Предложите ребенку придумать предложение с новым словом. Не беда, если ребенок не сразу понимает новое слово. Рано или поздно он научится правильно его использовать.

11. Задавайте ребенку вопросы. Делайте все возможное, чтобы ребенок развивал речевые навыки. Если вы гуляете в парке, найдите что-то, что интересно ребенку. Задавайте ему вопросы и предложите рассказать вам о том, что он видит.

12. Пойте ребенку песни и читайте стихи. Рифмы, которые есть в стихах и песнях, помогают ребенку лучше усваивать новые слова.

Двуязычная атмосфера и развитие речи у ребенка

Иногда бывает так, что ребенок растет в окружении, где разговаривают на двух и более языках. И у родителей возникает тревога: не приведет ли такая обстановка к расстройствам речи у ребенка?

На этот вопрос эксперты отвечают однозначно: нет. До недавнего времени родителям рекомендовалось разговаривать в присутствии ребенка на каком-либо одном языке. Психологи полагали, что двуязычное окружение может помешать способности ребенка овладевать языком. Также считалось, что ребенок быстрее и легче учится говорить на том языке, который чаще звучит в окружении ребенка. Однако такие предположения не нашли научного подтверждения. Более того, есть много примеров, как маленькие дети растут в двуязычном окружении и успешно осваивают оба языка.

Если ваш ребенок страдает от той или иной задержки развития, не впадайте в отчаяние. Уделяйте больше времени развитию у него речевых навыков. Если ваших усилий окажется недостаточно, обратитесь за профессиональной помощью, чтобы справиться с расстройствами речи.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.80 из 5 на основе
5 оценок.

Развитие ребенка
16.05.2018

Источник