Подушка для развития ребенка
Увлеченные мамы способны превратить самую обыкновенную вещь в самую лучшую развивашку на свете для своего малыша. Вы уже наверняка знаете, что можно играть с крышками и фантиками, коктейльными трубочками и сушками, носочками и лоскутками, шишками и камнями и другими интересными вещами. А еще увлеченные мамы очень любят шить мягкие развивающие книжки, кубики, коврики и другие игрушки для своих малышей.
Несколько лет назад, после того как развивающая мягкая книжка была сшита и много-много раз обыграна, мне захотелось смастерить для младшего сына еще что-нибудь тряпично-полезное. На развивающий коврик замахиваться побоялась, а вот диванные подушки, которых на нашем большом диване целых 5 штук, мне приглянулись.
Так появилась в нашем доме первая развивающая подушка. Прошло уже больше трех лет, но подушка все еще иногда привлекает внимание сына. И конечно, в последнее время я не могла не заметить, что из прикрепленных на подушке элементов сын давно вырос, они ему уже не интересны. Поэтому решила сделать еще одну подушку, чтобы элементы были посложнее и могли бы научить сына каким-то новым полезным навыкам. Теперь у нас уже две развивающие подушки. И на подходе третья. Но пока третья развивающая подушка на стадии оформления, расскажу о первых двух. Очень надеюсь, что мой рассказ и вас к творчеству подтолкнет, и вы тоже смастерите что-нибудь эдакое.
Развивающая подушка 1+, или тренажерный зал для пальчиков
Нашу первую развивающую подушку я делала, когда младшему сыну было около года.
Элементы там сначала были как раз такие, которые были доступны годовалому малышу:
- кармашки и игрушки на ниточках, которые в этих кармашках прятались;
- замочки (желательно покрупнее);
- каталки (предметы на ниточках и тесемочках, которые можно катать туда — сюда);
- бантики, чтобы их развязывать.
Немножко расскажу по элементы отдельно.
Кармашки
Кто из нас не любит карманы? Наверное, только мамы достаточно взрослых мальчишек, которым постоянно приходится штопать в них дыры. Поэтому на развивающей подушке, как и на развивающем коврике, чем больше карманов — тем лучше.
Кармашки можно заранее сшить или просто пришить кусочек ткани. Я люблю вырезать карманы из старых ненужных вещей (рубашек, брюк, курток, фартуков и особенно — джинсов) и пришивать их. И еще мне очень нравятся небольшие тряпочные сумочки, в которые упаковывают подарки, — они интересно закрываются, и даже годовалому малышу под силу их открыть-закрыть. Кармашки-сумочки можно пришить за дно и чуть-чуть подняться с двух сторон вверх, чтобы кармашек-сумочка не падал вниз целиком.
Чтобы малышу было удобнее открывать и закрыть сумочки-кармашки, можно прикрепить к двум концам веревочки крупные бусины или пуговицы. Будьте внимательны! Малыш наверняка захочет потянуть их в рот, поэтому узлы, которыми вы будете прикреплять бусины и пуговицы, должны быть очень прочными.
Обычные кармашки я пришиваю по краю швом вперед иголку или швом через край, если нитки с краев кармашка осыпаются и их нужно закрепить. Есть маленький секрет: вырезая кармашек из старой одежды, не вырезайте его сразу по контуру, а отступите сантиметр. Тогда пришивая кармашек, вы сможете подогнуть этот отступ вниз, и ваш кармашек будет смотреться очень аккуратно и плюс станет чуть-чуть объемнее.
Если вы пришиваете кармашек целиком, а не только его верхнюю часть, верхнюю часть кармашка тоже нужно «прихватить» стежками, чтобы ручка малыша попадала именно в кармашек, а не за него.
Пришивая кармашек лучше стараться, чтобы он был не натянут на подушке, а был как бы чуть-чуть объемным: так ручке малыша будет легче в него попасть.
Пришив рядом 2-3 или даже 4 кармашка без клапанов, а между ними на веревочке прикрепив игрушку, можно играть с игрушкой в прятки. Малыш закрывает глазки или отворачивается, вы прячете игрушку в одном из кармашков. Малыш, догадается, в каком кармашке спрятана игрушка (по тому, куда идут веревочка, по тому, какой карман выпирает), или будет проверять все карманы?
Пришивая кармашки, вы сразу можете подумать и о том, как они будут закрываться (хотя закрываться все карманам вовсе не обязательно):
- на замок-молнию (хорошо, если замочек сразу предусмотрен в кармашке, который вы вырезаете с одежды), но можно вшить и самой, хотя это вариант довольно долгий, и я сама так не делаю;
- клапаном (клапан может крепиться к кармашку на липучке — самый просто вариант, на кнопку, две веревочки, которые завязываются бантиком, на пуговицу — если ваш малыш уже постарше).
Вот такие кармашки с клапанами на липучке и кнопке есть в нашей развивающей книжке.
А вот такой лентой, завязывающейся бантиком, я «закрыла» два одинаковых кармашка с джинсовых шорт на нашей первой развивающей подушке.
Хлястики с металлическими колечками удачно были на кармашках изначально. развязывать ленточку сын научился сразу же. Ленточка одна, привязана к одному из колечек так, чтобы один конец был длиннее другого на расстояние между кармашками (тогда получается красивый бантик). Чтобы вновь «соединить — закрыть» кармашки более длинный конец ленты сначала нужно вставить в кольцо на втором кармашке. Конечно же, развязывать ленточку сын научился сразу, понял и куда вставлять второй конец. А вот наука завязывать бантик ему пока недоступна.
Замочки
Наверняка, вы замечали, что малышу замочков-молний много не бывает. А появляется интерес к ним с замка-молнии на халате у мамы, который он, будучи совсем крохой, неожиданно может схватить, потянуть и… открыть во время кормления грудью или просто находясь у мамы на руках.
Для развивающих подушек и ковриков лучше использовать крупные тракторные замки-молнии: у них крупнее «собачки» и их легче схватить, они реже ломаются, по сравнению со спиральными замками, и звук при открывании-закрывании у них получается громче, что делает процесс намного интереснее.
Кстати, замочки с интересными собачками иногда попадаются на одежде малышей и кофтах-куртках взрослых малышей. Проверьте, когда будете выбрасывать, что-то не нужное. Вдруг на вещи окажется что-то, что можно пустить в дело.
Иногда часть «собачки», за которую держат, отламывается. Чаще всего это не беда: вставьте в отверстие собачки обыкновенную канцелярскую скрепку, а на нее наденьте небольшую игрушку с колечком (например, из киндер-сюрприза) или, если подходящей игрушки нет, просто прикрепите несколько ленточек, чтобы малышу было за что схватиться ручкой.
При желании вы можете сделать так, чтобы ваш замок-молния открывал два клапана, за которыми будет какая-то картинка. Но такие свободные клапаны открывать и закрывать значительно труднее, поэтому вряд ли это вариант для годовалого малыша.
Как играть с замочками?
- Малышам нравится просто открывать и закрывать и слушать звук. Сравните с малышом звуки от разных молний, потрогайте зубчики у разных видов молний, молния с какими зубчиками издает более громкий звук?
- Представьте, что бегунки на молниях — это поезда. Чей поезд быстрее прибудет в конечный пункт? А теперь опять в начальный?
- Представить, что замок-молния — это пасть крокодила. Вот крокодил медленно открывает свою пасть — он зевает. А теперь быстро закрывает — поймал добычу и т.д.
Каталки
Каталками я называю тесемки и предметы-бегунки, нанизанные на них так, что их можно катать по тесемке туда-сюда. Изначально на подушке было две каталки. Одна каталка была плоской: на тесьму шириной 1,5 см я надела два пластмассовых крепления с какого-то пояса и пришила тесьму к подушке с двух сторон. Крепления по тесьме свободно двигались в одну сторону и в другую.
Вторая каталка была классическая — счеты. На шнурок нанизала десять бусин, концы шнурка завязала узлами и пришила к подушке.
Что можно делать с каталкой с бусинами?
- Малашам нравится сам процесс передвижения.
- Можно попытаться спрятать все или не все бусины в кулачке.
- Передвигая бусины, можно отработать с малышом понятия «право-лево», «центр и края».
- Передвигая бусины, их можно считать прямым счетом и обратным.
- Бусины можно делить пополам, на 3 (а получится ли?), 4 или даже 5 частей.
- Сдвинув все бусины в центр шнурка, их можно делить пополам используя сразу обе руки, что очень полезно для развития мозга.
- Можно искать бусины одинаковых цветов и считать сколько их.
- Можно искать бусины, которых только по 1.
- Можно складывать и вычитать и т.д.
Остальные каталки были отдельно в игрушках у сына, но несмотря на всю фантазию и труд, вложенные в них, сами по себе особым интересом не пользовались. Зато когда я за два конца я прикрепила их к нашей развивающей подушке, интерес к ним резко возрос. Скорее всего, двигать придуманные мамой штуки по тесемкам стало удобнее, плюс сыну наконец-то стало понятно, зачем мама все это понаделала. Бегункам дали названия и процесс пошел.
Как еще можно играть с каталками?
- Передвигая машины, поезда и прочий транспорт по тесемкам, как и в случае бусенной каталки, знакомились с понятиями «лево и право», «край и центр», «вверх и вниз» (переворачивая соответственно подушку).
- Катали быстро и медленно, правой и левой рукой и даже ногой.
- Представляли, что крайние точки — это бабушки и дедушки, тети и дяди, разные города и страны, ездили в гости и путешествовали.
И придумать, сделать такие каталки несложно. Но на всякий случай, расскажу, как это сделано у нас.
- Обыкновенная тесьма, на концах две пуговицы (если каталка не пришита, а сама по себе, ее так в руках держать удобнее). Движущаяся штучка — прямоугольный кусочек двухслойного флиса, сшитый рулончиком (обмотала ткань вокруг карандаша и сшила концы). Бегунок скользит по тесьме свободно.
- Тесьма — кромка от куска флиса. На концах узлы и ограничители. Движущаяся штучка — деревянная катушка от ниток, счастливо найденная в бабушкиных закромах, на ней — завязанная узлом тесьма с длинными концами, из которых можно завязывать бантик. Бантик сын только развязывает, также, кажется, мог бы двигать и ограничители, но кнопки со временем стали у них очень тугие, с трудом поддаются даже мне. Со временем полоска флисовой кромки слегка разлохматилась, для движения бегунка нужно приложить легкие усилия.
- Две атласные ленты шириной 4 см, сшитые с обоих концов, на концах пришиты пуговицы. Бегунок — пластмассовый рулончик от катушки ниток, оклеенный желтым скотчем. Несмотря на то, что ленты широкие и их две, скользит бегунок по ним очень легко.
Что еще есть на нашей развивающей подушке для годовалых малышей
Есть на нашей развивающей подушке еще одна штучка, которая раньше была сама по себе — выключатель. Через обыкновенный выключатель для настольных ламп или бра протянула шнурок, на концы привязала большие пуговицы. Один конец пришила к подушке.
Как играть с выключателем?
- Двигать вверх-вниз, влево-вправо.
- Включать и выключать, слушать звук.
- Включать и выключать несколько раз подряд и считать, сколько раз был слышен звук.
Сначала, когда только сделала эту подушку, дала ее сыну на пару дней для знакомства: было интересно, до чего сможет догадаться сам, до чего нет. Потом играли вместе: я показывала, что еще можно делать с находящимися на ней предметами. Как-то однажды назвали ее тренажерным залом для пальчиков, так это название и прижилось.
Развивающая подушка 3+: играем и тренируем нужные навыки
Вторая наша развивающая подушка чем-то очень похожа на busy board или «пульт», как эту конструкцию называют наши мамы, только основа у нее — не фанера, а набитая холлофайбером подушка, и сделать ее можно не прибегая к помощи папы.
Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?
Наведите порядок в детской легко и с удовольствием с бесплатным аудиокурсом «Порядок в детской за 5 дней»!
Подушка посвящена всевозможным застежкам, поэтому получилась практически по системе Монтессори — развивает нужные сейчас малышу практические навыки:
- пуговицы и кнопки расстегнуть-застегнуть;
- пояс в пряжку вставить и ремень застегнуть;
- застегнуть комбинезон с металлическими петлями;
- освоить застежку-карабин и ограничитель на кулиске;
- познакомиться с застежкой «крокодил» (помните, шторы на таких застежках висели? а сейчас на мероприятиях бейджи на шею вешают).
К этому перечню можно было бы добавить:
- расстегивание и застегивание замка-молнии (но молнии у нас есть на первой подушке, а начинать застегивать молнии мы учимся на реальных вещах);
- шнуровку (но младший сын их не любит, поэтому не стала делать на подушке, чтобы не отпугнуть от новой игрушки);
- завязывание узлов и бантиков (но этого у нас и дома хватает: на всех ручках ленточки висят: играй-не-хочу).
Немного расскажу, откуда что взялось и как работает.
Пуговицы
Застежек с пуговицами четыре: крупная, две средних и мелкая. Застегивать крупную пуговицу тренируемся на части ремня от все тех же шорт, которые стали донорами карманов (иногда полезно поправиться и во что-то «не войти»).
Полигон для тренировки застегивания мелкой пуговицы — красивые части лямочек от ползунков.
Для тренировки застегивания средних пуговиц отлично подошли тряпочные хлястики от какой-то одежды с уже готовыми петлями. осталось пришить их к подушке с противоволожной стороны, подобрать пуговицы по размеру и пришить на таком расстоянии, чтобы хляики застегивались не в натяг, так как это очень осложняет малышу процесс застегивания.
Кнопки
Кнопок на этой развивающей подушке немного, так как их очень и очень много в нашей развивающей книжке, там с ними сын уже освоился. А здесь задачка с кнопками потруднее.
На простой круглой резинке сделала каталку с двумя деревянными катушками. На катушках закрепила ленточки. Катушки можно крутить — ленточки будут наматываться и разматываться. В конце ленточек две части кнопки пришиты на таком расстоянии, чтобы вокруг катушки ленточку можно было застегнуть.
Интересная игрушка получилась: даже старший сын не сразу догадался, зачем на ленточках кнопки.
Пряжка и ремень
Чтобы сделать «развивашку» с ремнем, ремень пришлось разрезать на 2 части (у нас тряпочный). Обе части ремня пришила по краям подушки, в центре подушки оказались пряжка и конец с отверстиями.
Посередине над ремнем на нити подвесила пряжку с одной перемычкой. При желании конец ремня можно пропустить через нее. Тогда застегнутый ремень на подушке будет образовывать крышу. Пряжка подвешена на нитке так, чтобы можно было менять ее высоту: длинный стежок и пуговица-ограничитель на другом конце нити.
И есть еще вот такая пряжка:
Карабины
Карабины продаются в отделах со швейной фурнитуры или можно использовать пояс от спортивных брюк, ленту от сумки. Ленты пришила по краям подушки, карабины оказались примерно в центре. Не советую делать ленты такой длины, чтобы карабина застегивался впритык или с натягом, это очень трудно для деток. Им намного удобнее, когда ленты в двух руках более-менее свободны (то же самое относится и к ремню).
У нас карабины двух размеров. Специально расположила их рядом, чтобы можно было дать сыну задачку собрать два карабина разного размера из 4 частей.
На ленте с карабином меньшего размера также есть возможность уменьшать и увеличивать длину ленты. Правда эту функцию сын пока не освоил, как и самостоятельное открытие карабинов: для одновременного нажатия с двух сторон пока не хватает сил.
Застежки от комбинезона
К двум металлическим петлям от комбинезона пришила широкую резинку, на подходящем расстоянии — пуговицы на высокой ножке. Лучше использовать именно резинку, а не ткань, так как, чтобы надеть такую петлю на пуговицу, ее нужно слегка завести вперед, то есть или растянуть ленту, к которой пришита петля, или сжать подушку, что для ребенка совсем не легко).
Ограничитель
Ограничитель отлично подошел к мешочку с двумя завязками. Чтобы завязки не убегали в отверстие ограничителя, к их концам привязала пуговицу.
Застежки-крокодильчики
С застежками-крокодильчиками дети сейчас встречаются не так уж часто: бейджики, подтяжки. Так как ненужных подтяжек у нас не нашлось, использовала подвески для бейджиков. Ленты укоротила и с одного конца пришила к подушке. Для того чтобы было где «жить» «крокодильчикам», и за что цепляться, пришила карман все с тех же джинсовых шорт.
Если расстегнуть все имеющиеся элементы и разбросать все ленты в стороны, подушка будет напоминать кого-то растрепанного. Однажды я назвала ее медузой Горгоной и попросила младшего сына ее «победить», то есть привести в порядок. Имя к подушке прилипло. Поэтому регулярно приходится просить кого-нибудь совершить подвиг — победить медузу Горгону.
Вместо заключения: достоинства и новые идеи
Одно из главных достоинств таких развивающих подушек — это то, что они не занимают место в доме. У нас, как ни в чем не бывало, они стоят на диване красивой стороной к нам. Догадаетесь, какие из них развивающие?
Но стоит перевернуть подушку… и обнаружишь много интересного.
И делаются развивающие подушки очень быстро: основа уже есть, ни подбирать ткань, ни сшивать ее не нужно. Просто в ящичке у мамы, в старых вещах, которые вот-вот «уйдут в тряпки» и в магазине «Все для шитья» подбираем нужные элементы, пришиваем и … готово! Можно играть!
А когда малышу уже умеет сидеть, играть с развивающей подушкой удобнее, чем на коврике.
Кстати, вторая подушка оказалась интересна и для старшего сына. Он часто возится с ней под телевизор, почти не глядя, или во время разговора, который ему не совсем приятен. Незамысловатые движения без особого обдумывания для старшего оказались хорошим расслабляющим средством.
И еще одно, пожалуй, самое главное достоинство таких развивающих подушек — это то, что малыш видит, что при некоторой фантазии даже самую обычную подушку за вечер можно превратить в замечательную игрушку. Такое вот воспитание творчеством получается.
Кстати, сейчас у меня в работе подушка просто со множеством кармашков (а сколько игр с ней можно придумать! идеи в один карман точно не поместятся!).
А еще можно сделать подушку со множеством веревочек и завязывать их узелочками, бантиками, плети косички и делать много чего еще интересного.
А можно сделать подушку с пуговицами и несколькими длинными веревочками и, обматывая веревочки вокруг пуговиц, рисовать как на «Геометрике».
А какие идеи для развивающих подушек приходят к вам в голову? Поделитесь в комментариях! Нам очень интересно!
Если вам понравилась идея развивающей подушкой, поделитесь ссылкой на статью со знакомыми мамами в социальных сетях.
Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?
Наведите порядок в детской легко и с удовольствием с бесплатным аудиокурсом «Порядок в детской за 5 дней»!
Автор: Юлия Мазнина
Все статьи автора
Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: «Не можешь рассказать — покажи».
Предыдущие записи рубрики
- Во что поиграть, когда мама устала
- Зимняя прогулка по сказке Сутеева «Ёлка»
- Зимняя прогулка с медвежонком Умкой
- 2 зимние прогулки по сказке «Колобок» для детей разного возраста
- Весенние сенсорные коробки
Вам будет интересно:
Источник