Раннее развитие ребенка мир

Раннее развитие ребенка мир thumbnail

Термин раннее развитие ребенка молодые родители в современном мире слышат почти каждый день. Все больше мам и пап начинают увлекаться определенными методиками и практиковать их со своими детьми. В то же время значительное количество родителей, хотя и неоднократно слышали о раннем развитии, однако относятся к подобным методикам достаточно прохладно, а то и являются откровенными противниками таких форм занятий с ребенком.

Содержание статьи:

  • На чьей же стороне правда?;
  • За и против;
  • Утверждение 1;
  • Утверждение 2;
  • Утверждение 3;
  • Утверждение 4;
  • Утверждение 5;
  • Ответ психологов;
  • Утверждение 6;
  • Какое раннее развитие нужно ребенку?.

На чьей же стороне правда?

Для выяснения этого, как минимум, рассмотрим, что же такое раннее развитие.
Как пишет в своих трудах автор многих развивающих методик Елена Данилова, раннее развитие — это интенсивное развитие талантов в раннем возрасте, то есть от рождения и до 2-3 лет. Такое развитие — не просто изучение с ребенком определенных дисциплин (рисование, музыка, чтение и т.д.) вроде школьных уроков, а обучение в форме общения, игры и творчества с использованием специально разработанных методик (например Домана, Никитиных и т.п.).

Раннее развитие ребенка: За и против

Мы, как родители, хотим для своих детей лучшего, желаем дать им все самое нужное и ограничить и защитить от ненужного или вредного. Учитывая это, взгляды на раннее развитие ребенка у разных родителей кардинально отличаются. Вот какие аргументы приводят сторонники методик раннего развития:
Мозг в раннем детстве стремительно развивается, что позволяет без труда овладевать значительными объемами новых знаний и умений.

Если опоздать и начать развитие малыша после 3 лет, а то и ближе к школьному возрасту, ребенку будет труднее даваться процесс освоения знаний и у него не получится полностью раскрыть данное ему природой потенциал.

Что же отвечают родители, которые считают раннее развитие ребенка лишним и несвоевременным?
Подобно желудку новорожденного, который не в состоянии переварить «взрослую» пищу, мозг ребенка раннего возраста не готов воспринимать огромные объемы информации, предназначенной для старших детей. Например, раннее обучение чтению на родном или иностранных языках. Когда все внимание сосредоточено на развитии интеллекта ребенка, то будет страдать его эмоциональное здоровье и, как следствие, поведение.

Раннее развитие ребенка лишает беззаботности детства, слишком рано заставляет стать взрослым.
Предлагаю, опираясь на утверждение сторонников и противников раннего развития, найти золотую середину и определить, как сделать развитие ребенка гармоничным.

Видео по теме:

Утверждение 1

Мозг в раннем детстве стремительно развивается, что позволяет без труда “переваривать” и “усваивать” значительные объемы новых знаний и умений.

Представим себе компьютер, на жесткий диск которого мы постоянно что-то записываем, записываем, сохраняем — вдруг когда-нибудь понадобится. И из всего этого используем всего десятую часть. Когда диск полный, работа компьютера замедляется, он часто зависает, найти какую-то информацию становится нелегко. Так и мозг маленького ребенка, заполненный ненужными знаниями. 2-х летнему малышу вряд ли надо знать строение земной коры, названия всех созвездий или законы Ньютона. Узнать это все он еще успеет.

Утверждение 2

Если опоздать и начать развитие после 3 лет, а то и ближе к школьному возрасту, ребенку будет труднее даваться процесс освоения знаний и он не сможет полностью раскрыть данный ему природой потенциал.

Сроки и возможности развития у каждого ребенка абсолютно индивидуальны. Поэтому родителям нужно учитывать природу и склонности именно их чада, а не выдуманные кем-то стандарты. Нередко дети, которых родители активно развивали с первых дней жизни, в школе теряют интерес к учебе, поскольку учителя ориентируются больше на школьную программу, чем на индивидуальность учеников. Кроме того, успешное усвоение школьных предметов — еще не показатель гармоничного развития личности. Хороший аттестат никак не связан ни со счастьем, ни с успеваемостью в карьере или бизнесе. Сколько бывших двоечников вполне счастливы и реализовались в жизни? Так же немало бывших отличников всю жизнь только «подают надежды», но успех и удовлетворение обходят их стороной. Известны также истории знаменитостей, которых в школе записали в полные бездари, а те во взрослой жизни достигли потрясающего успеха.

Утверждение 3

Раннее развитие ребенка — это дорожка к полному взаимопониманию, это радость совместного творчества и познания мира.

Путь к полному взаимопониманию — это не столько процесс собственно раннего развития ребенка по определенным методикам, сколько времяпрепровождения родителей с детьми, радость от совместных занятий и совместных достижений или грусть от общих неудач, процесс насыщения ребенка любовью. Если у родителей еще есть время и желание освоить какую-то из методик раннего развития и получается ее, осознавая необходимость вложения в такие занятия немалых усилий и настойчивости, а также то, что это кропотливая и многолетний труд, — это просто прекрасно. Но только до тех пор, пока раннее развитие не преобразуется в погоню за результатами и соревнования между родителями, которым не терпится похвастаться, у кого ребенок больше умеет и знает.

Вы это не раз слышали: «А мой в два года уже «Колобка» сам читает!», «А моей полтора года, а она уже 30 стишков умеет рассказать!», «А мы, знаете, изучали с трехлетним сыном и полуторагодовалой дочкой только английский и испанский языки, а вот теперь решили еще китайский начать». Что обычно испытывают при этом другие родители? «С моим ребенком, наверное, что-то не так» или «Я, пожалуй, плохая мама / плохой папа». И настойчиво начинают «исправляться».

Утверждение 4

Мозг ребенка раннего возраста не готов воспринимать огромные объемы информации, предназначенной для старших детей. Сажать малыша за парту и учить, как в школе, совсем необязательно. Мир прикосновений, звуков, цветов, форм, безопасных игрушек — вот что нужно. Ребенку не повредит рассмотрение букв или то, что мы читаем ему сказку. Мозг малыша не перегрузится, когда мы, работая вместе на кухне, попробуем посчитать картофелины или яблоки. Главное — не заставлять ребенка, не надоедать ему, во время занятия внимательно следить за реакцией, а не ориентироваться на определенный результат, не ставить в пример других детей.

Утверждение 5

Когда все внимание сосредоточено на развитии интеллекта ребенка, то страдают ее эмоциональное здоровье и, как следствие, поведение. Дети раннего возраста — губка, которая впитывает эмоции, как положительные, так и отрицательные. Для того, чтобы мир эмоций ребенка развивался гармонично, давая ему ощущение счастья в настоящем и авансом на взрослую жизнь, чрезвычайно важна «погода в доме», то есть гармония в семье, где растет малыш. и если в семейной жизни не все в порядке (папа головой погружается в работу, а мама реализует свое стремление к счастью исключительно через развитие детей), то в таком случае, целесообразнее немного притормозить с освоением методик раннего развития ребенка и обратить внимание на методики улучшения отношений в семье.

Читайте также:  Развития ребенка по абгар

Время, которое будет потрачено на изучение определенной методики развития ребенка, подготовку к ежедневным занятиям и изготовление необходимых заготовок для совместного творчества, лучше использовать для восстановления собственного душевного спокойствия, понимания своей природы и природы хотя бы близких людей. Потому вряд ли ребенок, который говорит на трех языках и играет на флейте, будет счастливым и достигнет успеха, видя, как родители ежедневно эмоционально уничтожают друг друга, а заодно и психику молодых членов семьи.

Дети счастливы, когда счастливые родители. Дети чувствуют себя хорошо, когда родители реализуют свое призвание, когда они наполнены светом и внутренним спокойствием, излучают тепло. И эта атмосфера любви, гармонии и взаимопонимания — то, что должно предшествовать занятиям по раннему развитию, быть их основой. Нередко в жизни мы встречаем людей, которые просто поражают нас своей безграничной добротой, готовностью помочь, высокими нравственными нормами. И мы удивляемся, откуда у них берется столько любви.

Ответ психологов

На этот вопрос отвечают психологи Ю. Гиппенрейтер и Г. Нарушевич. Они утверждают, что отношение к людям и миру и способность во взрослом возрасте дарить окружающим любовь закладываются в детстве, особенно в возрасте до 5 лет. И закладывают это родители своей любовью и принятием ребенка и, что важно, внимательным и бережным отношением друг к другу. Дети, родители которых были слишком сосредоточены на улучшении их знаний или поведения и забывали демонстрировать им свою любовь, во взрослом возрасте не имеют внутренних ресурсов любви, которую могли бы отдать жене / мужу и детям. Им во взрослом возрасте приходится учиться любить себя, свою половинку и детей, а это непростая наука.

Утверждение 6

Раннее развитие лишает ребенка беззаботности детства, слишком рано заставляет его стать взрослым.
Природа ребенка — игра. Даже взрослые в специальных психологических играх-установках способны понять некоторые важные для себя вещи, например, как найти призвание или построить прочные отношения. Итак, основываясь на любовь к ребенку, полное принятие ее природы, в том числе непохожесть на родителей, право на ошибки, право на большие желания и смелые цели и склонность познавать мир в игре, мы сможем помочь раскрыть лучшие качества, не вредя беззаботному детству.

Какое раннее развитие нужно ребенку?

Итак, что следует помнить, занимаясь с малышом:
— Ребенок лучше и охотнее познает мир в игре;
— Важнейшим в процессе раннего развития является собственно сам процесс, а не результат;
— Самое главное для ребенка раннего возраста — гармоничное эмоциональное состояние.

Приоритетная задача родителей — окружить детей безграничной любовью, чувством их уникальности и неповторимости, уверенности в своей безопасности и в том, что дети родились в прекрасном мире.

Подводя итоги, можно уверенно утверждать, что раннее развитие ребенка – нужная штука. Но стоит отметить, что это развитие именно эмоционального мира ребенка, некое вступление к любви к жизни, людям и миру, развитие способности любить, сочувствовать, помогать другим, а не развитие чисто интеллектуальных способностей.

Источник

Что же такое раннее развитие? Современные родители стали рано задумываться о занятиях с малышом. И в этом есть смысл, потому что современная наука доказывает важность развития мозга ребенка в раннем возрасте.

Что такое раннее развитие ребенка 

Для меня раннее развитие ребенка — это систематические развивающие занятия с малышом по разным направлениям. Не путайте с ранним обучением, когда родители стремятся поскорее научить малыша читать и считать. Все-таки ранее обучение может скорее лишить малыша энтузиазма, и он будет всеми силами сопротивляться и пытаться избежать занятий.

Задача родителей состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для развития крохи. В первые годы жизни количество нейронных связей в мозге ребенка в два раза превышает количество связей взрослого человека. Если в первые три года эти связи не задействуются, то они просто исчезают. Поэтому основа любой развивающей методики — это активизация мозговой деятельности ребенка. Но тем не менее у каждого метода развития есть свои минусы и плюсы.  О них мы с вами и поговорим.

Методика Никитиных

Семья Никитиных — первооткрыватели нетрадиционного подхода к воспитанию детей в России. Именно эта супружеская пара, воспитывающая семерых детей, еще в советские годы заговорила о необходимости раннего развития.

В чем же суть методики?

Многие из принципов, что действуют в роддомах сейчас, пошли от семьи Никитиных. Они стали рекомендовать прикладывать младенца к груди сразу после рождения, не разлучать малыша с мамой, не сразу перерезать пуповину. Дальнейшие месяцы жизни ребенка должны сопровождать физические нагрузки и закаливание.

Основные принципы методики:

  • Обстановка, располагающая к разнообразной деятельности.
  • Большая самостоятельность детей в занятиях и играх.
  • Искренняя заинтересованность родителей во всех детских делах.

В методике Никитиных вы не найдете конкретных советов, в каком возрасте и какие способности лучше развивать. Елена Алексеевна и Борис Павлович считали, что нужно просто создать благоприятную атмосферу для развития ребенка. А эта атмосфера зависит от профессии и увлечения родителей.

Например, если вы играете на пианино, а ваш муж занимается боксом, то ребенок будет тоже к этому тянуться. Ну а если вы все время в телефоне, то дети — как зеркало, отражение наших привычек. Создавать обстановку нужно как можно раньше, с началом активного познания. Все игры по методике Никитиных рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок.

Но есть и минусы, на мой взгляд, у этой методики:

  • Недостаточное внимание уделяется развитию речи ребенка. А сейчас все чаще встречаются дети с проблемами в речевом развитии, поэтому это очень существенный минус.
  • Достаточно жесткая система закаливания ребенка
  • Нет сюжетно-ролевых игр.

Методика Макато Шичиды

Каждый ребенок родился гением. И если верить Макато Шичиде, родители в силах сохранить эту гениальность, развить и подкрепить набором простых последовательных занятий.

Методика основана на стимулировании и развитии правого полушария мозга. Правое полушарие работает иначе, чем левое — собирает всю информацию о том, что когда-либо увидел, почувствовал, услышал человек и хранит все в своеобразном архиве или визуальной библиотеке. При обращении к этой информации именно образы всплывают в нашей памяти — картинки. Методика Шичиды учит ребенка обращаться в этот архив по любому поводу и без проблем использовать всю необходимую информацию. Получается, что мы учим малыша пользоваться ресурсами и возможностями своего мозга.

Что же способна развить эта методика при регулярных занятиях?

  • фотопамять;
  • воображение, фантазию;
  • интуицию;
  • логику.

Минусы методики:

  • Требует большего внимания и времени со стороны родителей (на мой взгляд, чересчур).
  • Мало времени уделяется развитию левого полушария.

Методика Марии Монтессори

«Помогите мне сделать это самому» — вот главный девиз теории Марии Монтессори. А основу этой теории составляют 3 элемента: ребенок, взрослый и окружающая среда. Задача взрослого — организовать развивающую среду для ребенка и наблюдать за процессом обучения малыша. Монтессори считала, что у всех детей есть свои периоды развития, которые заканчиваются приобретением какого-нибудь навыка. И если ребенка удерживают от определенных действий, то природный путь этих знаний утрачивается навсегда.

Основные принципы:

  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет выбор и полную свободу действий.
  • Дети учат детей, так как в группах обучаются малыши разного возраста.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде, где в каждой зоне находятся материалы для работы.
  • Главное — заинтересовать малыша, а развиваться он будет сам.
  • В обучении используются только натуральные материалы.
Читайте также:  Идеи развития ребенка 2 лет

Особое внимание предлагается уделять развитию порядка — в доме, в отношении взрослых, во времени. У ребенка свое понимание порядка, отличное от взрослого. Для него порядок— видеть вещи в окружающей среде на обычных местах, привычное отношение взрослых. Это проявляется во всем — от маминой прически до того, кто именно укладывает его спать. В методике наблюдается особый подход и к развитию чувств. Он предлагает не просто развивать их, а учить замещать.

Но и у этой методики есть свои минусы:

  • принижение значения сказок. Монтессори считала, что из них ребенок может почерпнуть негативную модель поведения;
  • крайний индивидуализм ребенка, который может помешать ему впоследствии в работе в коллективе;
  • нет подвижных и ролевых игр.

Методика Гленна Домана

Методика раннего развития Глена Домана — одна из самых популярных в наше время. Секрет методики заключается в балансе физического и интеллектуального развития.

Наверное, самый известный раздел методики Домана — это обучение раннему чтению при помощи карточек. Когда начинать заниматься с ребенком по этой методике? Сам Доман говорил так: «Начинайте в год, если вы хотите потратить на эти занятия минимум времени и сил. Но если вы ищете сложностей, то начинайте в 8 месяцев. И только если вы считаете себя невероятным умником, тогда можете начинать с 3 месяцев». При помощи методики Домана помимо чтения можно обучать ребенка математике.

Важно! Доман говорил, что информация, которую вы даете ребенку, должна усложняться и дополняться. То есть от слов — к словосочетаниям, от чисел — к уравнению, от изображения животного — к изображению среды его обитания.

Интересный факт: множество нобелевских лауреатов занималось по этой методике, однако ни одно исследование не подтвердило связи данной методики с гениальностью этих ученых.

Минусы методики:

  • ребенок не получает сенсорного опыта, который так важен для малышей. В процессе обучения невозможно проявить творчество;
  • в процессе обучения ребенок пассивен, просто наблюдает.

Методика Baby Sensory

Интересная новая методика раннего развития из Великобритании, представляющая собой первые в России развивающие занятия для детей с самого рождения, которые включают в себя разные активности, в которых малыш участвует со своими родителями. Еженедельные занятия строятся на познании мира малышами через стимуляцию органов чувств, красивые визуальные эффекты развивают зрение, а песни и музыка способствуют развитию слуха. 

В России методика включает в себя три программы:

  • Baby Sensory (до года) — активности, стимулирующие развитие разных органов чувств ребенка.
  • Toddler Sense (1-3 года) — программа приключенческой игры.
  • Mini Professors (2-5 лет) — научные опыты, адаптированные для малышей.

Все активности на занятиях специально разработаны с учетом стадий физического и эмоционального развития младенцев.

Минус методики в том, что она не так хорошо распространена в России, и знают о ней немногие.

Каждая методика раннего развития хороша по-своему, но наибольший опыт и наилучшее развитие малыш получает от общения с родителями. То, что ребенок сегодня делает с родителями, то он завтра сделает сам.

Поделись статьей в соц.сетях: Вконтакте | Однокласники

Источник: сайт

Вам понравилась статья? Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.

Источник

Методика раннего развитияПредставьте: ребенку всего полгода, а уровень развития его мозга составляет 50% от потенциала мозга взрослого человека! Разве не возникает соблазн начать развивать малыша уже в этом возраст. А если учесть, что мозговые клетки к 3 годам формируются на 70-80%? А к 8-ми – на все 100%? Тогда уже вряд ли можно сомневаться, что термин «раннее развитие» появился в нашем мире не зря. И ошибаются те, кто считает понятие «раннее развитие» явлением наших дней времени информационных технологий и стремительного развития технического прогресса в глобальном масштабе. Научить ребенка думать, активно познавать окружающий мир стремились еще в древности.

Заглянем в прошлое?

Знаете, на каком этапе начинали обучение и воспитание детей древнекитайские мамочки? Ещё до рождения малыша! Беременная женщина селилась в красивой местности, в специальной общине. Созерцание прелестных пейзажей, слушание приятной музыки – вот что было основой сверхраннего развития ребенка. Еврейская культура предполагает воспитание по Торе еще до появления ребенка на свет и даже до зачатия!

В такой форме проявлялись зачатки пренатального (внутриутробного) обучения. А это всего лишь первая ступень раннего развития ребенка. Большой опыт работы в «образовании» эмбриона имеют ученые США и Канады. С будущими матерями и их будущими детишками работали легендарные Монтесорри и Никитин. 

Но вернемся к истории раннего развития ребенка, уже увидевшего свет.

Раннее развитие42-118 гг. н.э. Марк Фабий Квинтилиан в работе «О воспитании оратора» рассуждает: «Некоторые думают, что не следует начинать учить детей раньше семилетнего возраста, так как, по их мнению, до этого времени ни способности, ни физические силы детей не позволяют еще заниматься учением». Известный римский педагог спорит с таким мнением: «Зачем же в ожидании семилетнего возраста пренебрегать выгодой, какова бы она ни была?» Он предлагает свои методы раннего обучения детей письму.

1592-1670 гг. Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» утверждает:
«Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими, и из-за этой гибкости они легче всего принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию».

1712-1778 гг. Жан-Жак Руссо в произведении «Эмиль, или о воспитании» подробно описывает методику раннего обучения детей чтению.

1771-1858 гг. Роберт Оуэн уверен, что характер и склонности ребенка развиваются ранее возраста 2 лет, а некоторые из них даже «к концу первых двенадцати или даже шести месяцев их существования».

Примечательно, что дошкольное образование во всех странах мира развивалось медленнее всего. Считалось, что в этот период сама природа совершенствует организм и мозг человека, готовя его к обучению к школе.

Революцию в дошкольном образовании произвел Фридрих Флебель. Именно он первым провозгласил: «Дети

растут, как цветы». И придумал детские… сады, которые с самого раннего возраста развивали в детях понимание формы, движения, цвета, числа, величины, пространственное восприятие, способностей анализировать. Малыши учились моделировать из бумаги, лепить, петь, рассказывать, работать в саду и на грядке.

В России первооткрывателями раннего развития детей стали супруги Борис и Елена Никитины. А уже по их следам данной теорией заинтересовались Н. А. Зайцев, А. Маниченко и др.

Так человечество начинало понимать необходимость раннего развития человека. И странно, что сегодня – в 21 столетии остаются скептики, опровергающие значимость раннего формирования интеллекта ребенка. Может, экскурс в суть основных подходов к раннему развитию поможет разубедить их?

Читайте также:  Центр развития ребенка умка минск

О методиках раннего развития детей

Можно много говорить о методах и приемах раннего развития. Каждый педагог поставит во главу угла свои собственные представления о наиболее эффективных подходах. Не будем забывать и о том, что каждый ребенок индивидуален. Он имеет разную наследственность, разные условия вынашивания, разные условия жизни.

А если запросить поисковую систему Интернета по тегу «раннее развитие детей», то перед родителями откроются описания десятков самых разных методик. Какую из них выбрать для своего любимого чада, если папа с мамой загорелись желанием развивать его как можно раньше?

Интересно, что разные школы по-разному расставляют акценты в воспитании и образовании малышей. Кто-то за основу раннего развития берет их физическое воспитание. Кто-то формирование творческих способностей. Но всегда это развитие интеллекта, способности к анализу и синтезу информации. Давайте познакомимся с некоторыми известными системами раннего развития ребенка.

Первичная структура мира по Монтесорри (конец 19-начало 20 века)

раннее развитиеПо мнению итальянского педагога-дефектолога Марии Монтесорри, ребенок должен находиться в среде, которая дает представление о начальном строении окружающих предметов. Идеальными являются упражнения по изучению поверхностей и предметов с разными фактурой, цветом, размером. Они развивают усидчивость, сосредоточенность, внимание, вдумчивость – основу, по убеждению Монтесорри, быстрого разностороннего развития ребенка. Большое внимание в этой системе уделяется формированию мелкой моторики пальцев. Самостоятельность, инициативность без активного вмешательства взрослого. Вот база, на которой основывается успех раннего развития детей по этой методике

Вальдорфская педагогика: личный опыт и природные ритмы (конец 19-начало 20 века).

Педагог-философ Рудольф Штайнер основал детский сад на базе фабрике Вальдорф-Астория и сразу стал объектом внимания как ученых, так и родителей. По его мнению, в малыше природа уже заложила все самое лучшее: духовность, индивидуальность, интеллект. Взрослым стоит только следовать ритмам природы (дневному, недельному, годовому) и руководить развитием физических и творческих возможностей детей. Вальдорфская школа на раннем этапе развивает только эмоциональную сферу, начиная интеллектуальное воспитание на более позднем этапе. Отсутствие оценок, изоляция от СМИ, близость к фольклору во всех его проявлениях, танцы, пальчиковые игры, групповые ритмические занятия – все это под руководством педагогов воспитывает добрых, независимых, самостоятельных людей с креативным мышлением.

Масару Ибука: «После трех уже поздно» (1971 год)

методики раннего развития ребёнкаНазвание книги одного из основателей корпорации Sony, японского автора Масару Ибуки формулирует главный принцип раннего развития ребенка. Только в этот период жизни мозг человека развивается наиболее стремительно, поэтому и нагружать его нужно максимально. В основе методики Ибуки лежат игровые занятия, метод «кнута и пряника» до года и полная свобода в более старшем возрасте.

Никитины: в здоровом теле – здоровый дух (60-80-е годы)

Методика супругов Никитиных подразумевает усиленное стимулирование природных рефлексов, раннее развитие, обучение хождению, плаванию, использование специальных тренажеров, особой системы закаливания и массажа. Они являются авторами интеллектуальных игр, отлично развивающих пространственное, абстрактное и логическое мышление. Это головоломки на основе кубиков, конструктора, «кирпичиков» и т. д. Обязательно даются домашние задания, к выполнению которых привлекаются родители.

Кубики Зайцева для чтения по складам и счета (1989 год)

Зайцев Н. А. предложил реализацию принципа «от частного к общему и от общего к частному» с помощью составления слов из складов (слогов), изображенных на гранях кубиков. Систематизация знаний происходит с помощью таблиц-тренажеров. Подобным образом дети обучаются чтению, счету и английскому языку. При занятиях 2 раза в неделю с 3-летнего возраста уже к 5 годам ребенок овладевает навыками третьеклассника.

Методика Глена Домана: зрительный опыт с пеленок (40-е годы)

Глен Доман — амерМетодика Домана Маниченкоиканский врач-физиотерапевт является автором методики раннего обучения детей чтению, математике, иностранным языкам, начиная с 3-6-месячного возраста. Ученый использует в своем подходе к обучению огромные возможности головного мозга маленького ребенка. Основа методики Домана зрительное восприятие, доминирующее над другими процессами мышления. При обучении чтению используются карточки с целиком написанными словами, при ознакомлении с предметами и явлениями окружающего мира красочные изображения, разбитые на темы, при обучению счету карточки с круглыми точками, наглядно обозначающими количество.

Результативность такого обучения высока: большое число Нобелевских лауреатов обучалось именно по Доману. Такие дети обладают энциклопедическими знаниями в разных областях, большой любознательностью, отличными памятью, вниманием, логическим мышлением.

Но методика Домана имеет и немало минусов:

  • трудоемкость процесса обучения, огромная доля участия в нем родителей;

  • неглубокие знания о конкретном объекте;

  • несамостоятельность обучающихся, зависимость от взрослых;

  • неумение использовать знания на практике;

  • неприспособленность к изучению языков, имеющих изменяемые формы слов (падежи);

  • низкий уровень эмоционального и творческого развития.

Именно поэтому в настоящее время методика Домана в чистом виде практически не существует.

Отличной адаптацией «домановского» подхода к раннему развитию к особенностям русскоязычных детей является методика Домана-Маниченко.

Методика Домана-Маниченко: активность и игра (2008г.)

Ранее развитие речи ребенкаЗа 20 лет изучения методики Домана психолог и педагог Андрей Маниченко, основатель компании «Умница», учел все ее недостатки и создал практически собственную систему раннего развития детей с самого рождения. Он также использует тематические карточки со словами, изображениями, точками, но адаптировал их для русского языка и малышей разных возрастных групп. Маниченко созданы целые учебные комплексы: они значительно облегчают труд родителей и повышают результативность раннего обучения чтению, счету и иностранным языкам.

Что же нового привнес А. Маниченко в методику Домана?

  1. Игра — основной прием изучения мира
  2. Ребенок — активный участник процесса обучения.
  3. Комплексный подход — основа обучения чтению и счету с учетом возраста малыша (обучение чтению, пониманию слов в контексте, беглому чтению, развитие логики, мышления и т. д.).
  4. Творческие задания по изучению окружающего мира.

Новейшие методики раннего развития «Умницы».

Компания Умница не только следит за появлением новых методик раннего развития, но и самостоятельно создаёт их. Одними из передовых комплектов, выпущенных нами за последние годы стала «Умница. Эмоции» для развития и становления эмоционального интеллекта детей в раннем возрасте и «Умница. Skylark» для изучения английского языка, как родного. Оба комплекта создавались совместно с британскими разработчиками из Кембриджа, психологами, педагогами и методистами. Методики раннего развития не имеют аналогов, а их эффективность доказано благодарными родителями.

О методиках раннего развития можно говорить долго. Для родителей важно быть в курсе мировых и отечественных достижений в этой области и выбрать свою, в которой будет комфортно и членам семьи, и малышу. И не стоит пренебрегать опубликованными фактами результативности методики, возможностью общения с единомышленниками: ведь от этого зависят и успехи раннего развития малыша.

Источник