Подделка для развития моторики ребенка

Подделка для развития моторики ребенка thumbnail

Лариса Гацко
Пособия по развитию мелкой моторики своими руками

Тема:

«Пособия по развитию мелкой моторики своими руками».

Лариса Гацко

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его ручных умений. По умелости детской руки специалисты, на основе данных современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

Известный физиолог И. П.Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».

Руки- это наш рабочий орган. Именно через него мы получаем сведения о мире, играем, исследуем, творим.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики руки? Дело в том, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь, мышление, творчество. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, стимулирует развитие нервной системы, всех психических процессов и речи. Игры на развитие мелкой моторики дают возможность развивать мышечные и тактильные ощущения, расширяют кругозор, стимулируют развитие творческого воображения. Благодаря таким играм, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Работу по совершенствованию и коррекции мелкой моторики необходимо проводить как можно раньше.

Поэтому в группе необходимо иметь набор игр и игрового материала для моторного развития детей, которые необязательно покупать в магазине, а изготовить своими руками.

Предлагаю вам познакомиться с пособиями, которые я использую в своей работе.

1. Всем известная развивающая доска «Бизиборд».

Пособия по развитию мелкой моторики своими рукамиПодделка для развития моторики ребенка

2. Панель с тактильными дощечками, на которых наклеены материалы разной фактуры (мех, вельвет, драп, клеенка, спички, шнур, крупа, воск от свечки).

Подделка для развития моторики ребенка

3. Панель с рамками-вкладышами.

Подделка для развития моторики ребенка

4. Тактильные мешочки, наполненные разными крупами. Игра «Найди два одинаковых».

Подделка для развития моторики ребенка

5. Цифры с нашитыми пуговицами.

Подделка для развития моторики ребенка

6. Пособие «Сенсорный куб». Данное пособие можно использовать в работе с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

Подделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенка

7. Сушилка для белья.

Тренировать ручки и мозг ребятам помогут обычные прищепки. Здесь ребенок учится правильно открывать и закрывать прищепку, прицеплять их. Если вы в руки детям дадите платочки, одежду для кукол, картинки (по темам недели) и они будут развешивать их прищепками, то такая деятельность не может не понравиться маленькому человечку. Любимое занятие детей и передвигать прищепки палочкой.

Подделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенка

Кроме того, для игр с прищепками используем старые пластинки, компьютерные диски, вырезанные из картона различные фигурки (ёжики, птички, солнышки и др.)

Подделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенка

8. Пособия по шнуровке.

Шнуровка-очень полезное занятие для пальчиков. Существует множество вариантов шнуровки, предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

Подделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенка

9. Для развития ручной умелости помогают и катушки. Игра «Намотай ниточку».

Подделка для развития моторики ребенка

10. Дощечки с набитыми гвоздиками.

Подделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенка

11. Любимое занятие наших ребят собирать бусы.

Подделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенка

12. Игра «Покорми мишку и колобка».

Подделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенка

13. Игры с пинцетами.

Подделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенка

14. Игра «Разложи фасоль» (футляры от градусников).

Подделка для развития моторики ребенка

15. Игра «Вязаные «блинчики». (игра взята с интернета).

Подделка для развития моторики ребенка

Дубы-дубы-дубочки, (дети перекладывают «блин» с ладошки на ладошку)

Пеку-пеку блиночки,

С одной стороны (переворачивают блин на полу — «сковороде» двумя пальцами)

С другой стороны,

Жарю в масле я блины.

Вот блин со сметаной (блин на ладошке-смазываем его сметаной)

Он самый румяный,

В трубочку сверну (сворачиваем)

Другу подарю

Кушай мой румяный блин

Завтра снова поедим.

16. Игры со скрепками.

Подделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенка

И вот ещё некоторые.

Подделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенкаПодделка для развития моторики ребенка

Буду рада если данные пособия пригодятся кому-то в работе!

Благодарю за внимание! Творческих вам успехов!

Источник

Поделки из пластилина — идеальный способ развить мелкую моторику, усидчивость, логическое мышление и фантазию.

Мы поделимся с Вами тонкостями работы с пластилином, узнаем как нам с детьми поможет это увлекательное занятие.

А если Вам это интересно, еще и читайте и смотрите, пошагово, с картинками Мастер-класс юного скульптора!

Да, и мы пишем что чаще всего всего интересует наших читателей! Конечно, вопросов много (и вы пишите в комментариях), но мы постараемся ответить всем и максимально точно и правильно. Но не будем отвлекаться.

Так сказать — теория и практика! 🙂

Лепка из пластилина.

С самого юного возраста ребенок стремится делать что-либо своими руками и первыми его творениями становятся подделки, сделанные из такого материала, как пластилин.

Лепить из него невероятно захватывающе и весело, кроме того приобщение малыша с ранних лет к миру прекрасного позволит сформировать в нем любовь к творчеству, привить хороший вкус.

Зачем:

Помимо того, что лепка – это прекрасный способ интересно провести время, она еще благотворно влияет на развитие мелкой моторики, усидчивости, терпения, самоконтроля и сосредоточенности, ведь фигурку из пластилина не сделаешь за 5 минут.

Также ребенок развивает логическое мышление и фантазию, образное мышление и даже речь!

Занимаясь лепкой из пластилина, малыш обучается созданию трехмерных фигур, формируя свое собственное восприятие объема, пространственное мышление и наблюдательность, учится планировать свою работу, правильно оценивать ее результаты и заканчивать любое дело до конца.

Важно!

  • Стоит отметить, что если малыш не научился достаточно уверенно разговаривать и сталкивается с трудностями в развитии речевых навыков, то специалисты настоятельно рекомендуют использовать терапию. Включающую в себя работу с пластилином!

А так-же:

Важно!

  • Детишки с удовольствием используют самодельные фигурки в своих играх, придумывая каждой из них свою замечательную историю. И поскольку пластилин не засыхает, фигурки можно модифицировать по своему усмотрению в процессе игры, что позволит развить фантазию и воображение ребенка.

Что для этого нужно:

  • Для занятий лепкой юному скульптору понадобится дощечка.
  • Набор небольших деревянных, пластиковых, костяных или металлических, слегка изогнутых палочек с одним острым концом. Эти инструменты называются стеки.
  • Еще для работы понадобится медная проволока.
  • И, собственно сам пластилин.

Детишкам будет необычайно интересен и такой современный материал, как шариковый пластилин! (подробнее у нас на сайте)

И еще, родители —

Если вы хотите, чтобы ребенок лепил с удовольствием — то начните работу вместе с ним! Это особенно важно для детей, нуждающихся в примере и в инициативе со стороны взрослых. Необходимо заинтересовать малыша, показать ему приемы работы с пластилином и инструментами, научить его азам безопасности и гигиены.

Важно:

  • Ни в коем случае не критикуйте малыша за неудачи и не ругайте за испачканную одежду и домашнюю утварь!
  • Не забывайте хвалить его и поддерживать в его начинаниях. Дети нередко отдаются безудержной фантазии, которую ни в коем случае не стоит ограничивать!

Удачи Вам во всех начинаниях!

А мастер-класс и более подробно читайте у нас на сайте и здесь! Пишите в комментариях, спрашивайте.

Источник

Тренировка и развитие мелкой моторики очень важно для малыша. Сегодня поделюсь с вами простыми поделками и играми с бумагой, которые тренируют разные навыки. Это только примеры, вы можете делать все, что подскажет вам ваша фантазия (или картинки в Интернете 🙂

Мы с Катей сделали для вас фотографии почти всех игр, листайте галереи.

1. Мнем бумагу

Разорвите или разрежьте бумагу на кусоки: можете сделать это сами или доверить ребенку. Теперь пусть малыш каждый кусочек хорошенько сомнет и попробует сформировать некое подобие шара. У нас это были яблочки, которые мы потом приклеили к дереву.

Ну почти картина 🙂 В процессе. Фото мое

Ну почти картина 🙂 В процессе. Фото мое

Ну почти картина 🙂 В процессе. Фото мое

2. Оригами

Оригами — это складывание бумаги так, чтобы получались забавные фигурки. Конечно, вряд ли ребенок четырех лет сделает сам журавлика, но в сети полно примеров пошаговых простых оригами.

Мы сделали собачку. Ту, что на фото сделала я, дочка пока не может ровно складывать и хорошо проглаживать бумагу, но мы тренируемся.

Вы думаете, что эта собака страшная, потому что еще не видели Катину 🙂 Пошагово — в галерее.

Вы думаете, что эта собака страшная, потому что еще не видели Катину 🙂 Пошагово — в галерее.

Вы думаете, что эта собака страшная, потому что еще не видели Катину 🙂 Пошагово — в галерее.

Вы думаете, что эта собака страшная, потому что еще не видели Катину 🙂 Пошагово — в галерее.

Вы думаете, что эта собака страшная, потому что еще не видели Катину 🙂 Пошагово — в галерее.

Вы думаете, что эта собака страшная, потому что еще не видели Катину 🙂 Пошагово — в галерее.

Вы думаете, что эта собака страшная, потому что еще не видели Катину 🙂 Пошагово — в галерее.

3. Квиллинг

Развлечение для детей постарше и взрослых. Техника такова: берете тонкую полоску бумаги и скручиваете. В зависимости от того, как крутить, получаются разные причудливые узоры. Потом эти полосы наклеивают на основу (можно лист картона) — получается красиво.

Конечно, существует целая индустрия этого занятия: специальные инструменты и бумага, сразу порезанная на полоски. Но для занятий с ребенком вы вполне можете разрезать двустороннюю цветную бумагу (или обычную белую), а завитки крутить на карандаш.

Такие поделки можно делать в техники квиллинг — нашла в сети:)

4. Рвем бумагу

Еще одна отличная тренировка пальчиков для малышей. Кстати, пока мы снимали с дочкой фото для этой статьи, я поняла, что она совсем разучилась рвать бумагу (давно этим не занимались).

Просто дайте ребенку лист и попросите разорвать на множество частей. Мы делали снег, поэтому, потом приклеили его на наш «пейзаж».

Такая картина выходит 🙂 Фото мое

Такая картина выходит 🙂 Фото мое

5. Папье маше

В моем детстве делать поделки в технике папье маше было очень модно. Особенно круто было самим варить клестер, потом делать очень много слоев и красиво украшать поделку.

С ребенком младшего школьно возраста (может и раньше, смотрите по вашему малышу) можно уже делать такие поделки. Вам понадобится газета (любая подобная бумага), клей ПВА, кисточка и предмет, который вы будете обклеивать. Можно взять сначала тарелку. Облепите тарелку мокрыми кусочками газеты, потом нанесите клей и снова мокрые кусочки газеты. Сделайте так 5-8 слоев (пока не надоест). И оставьте высыхать. Уберите тарелку и любуйтесь своей поделкой — красиво будет раскрасить ее или украсить наклейками, стразами и лентами.

Папье маше мы пока не делали, так что коллаж из интернетных фото 🙂

6. Объемная аппликация

То, что можно вырезать детали из бумаги, а потом приклеить их на другой лист — ясно всем. Но для разнообразия попробуйте сотворить объемную аппликацию. Мы сделали простой воздушный шар.

Нарисуйте 4 одинаковых детали на цветной бумаге разного цвета (или одного), пусть ребенок их вырежет. Главное, чтобы детали были симметричные. Склейте половинки четырех деталей друг с другом по кругу — получился купол шара. Сделайте «корзину», просто склеив полосу бумаги колечком. Теперь соедините корзину и шар лентами или веревочками, если хотите (у меня под рукой ничего не было, так что пока не соединяли).

Вуа-ля! Такие воздушные шары можно подвесить, если приклеить к ним веревочку.

4 одинаковых симметричных детали. Фото из личного архива

4 одинаковых симметричных детали. Фото из личного архива

4 одинаковых симметричных детали. Фото из личного архива

7. Режем на полоски

Чтобы ребенок потренировался ровно резать ножницами, отлично подойдут поделки из полосок. Сначала нарисуйте параллельные полосы на листе бумаги (у нас была травка, поэтому я взяла зеленую). Пусть ребенок режет по этим линиям. Если малыш пока недостаточно хорошо владеет ножницами, делайте линии толще (по 2-3 см).

Потом мы приклеили травку на лист. Также можно сделать корзиночку из отдельных полосок или цепочку (помните, такие все в школах делали на Новый Год класс украшать?). Но это для детей постарше — требуется некоторая сноровка и усидчивость.

Полоски нарисовала сама, но дети 7-9 лет — справятся.

Полоски нарисовала сама, но дети 7-9 лет — справятся.

Полоски нарисовала сама, но дети 7-9 лет — справятся.

А вы делаете с детьми поделки из бумаги? Если у вас есть интересные идеи — пишите, пожалуйста, в комментариях, будет очень полезно!:)

Подписывайтесь на канал, если вам понравилась статья 🙂

Лучший и худший производитель детских пазлов

Развиваем мелкую моторику: 5 нестандартных техник рисования

Источник

Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика. Поделки. Вырезание.

23 самых простых способа развития мелкой моторики

1. Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
2. Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.
3. Вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.
4. Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой.
5. Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса).
6. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
7. Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.
8. Доставание бусинок ложкой из стакана.
9. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
10. Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.
11. Продевание нитки в иголку.
12. Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.
13. Стирание ластиком нарисованных предметов.
14. Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
15. Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).
16. Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок.
17. Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).
18. Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.
19. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
20. Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).
21. Сжимание и разжимание эспандера.
22. Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами («ёжиков»).
23. Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

РАЗВИВАЮЩЕЕ РИСОВАНИЕ
Рисование отлично справляется с развитием мелкой моторики.
Кроме того, есть даже ряд рисовальных упражнений, позволяющих развивать не только моторику, но и работу обоих полушарий головного мозга, зрительно-моторную координацию
Используйте наклейки во время занятий развивающим рисованием. Наклейку поместите в центр листка бумаги (подбирайте очень большие листы), предложите ребенку нарисовать спираль из центра, от наклейки, стараясь не заходить на предыдущие витки.
Затем усложните задачу: большая спираль рисуется еще и спиральной линией. Между витками предложите детям поставить много-много точек, а завитушки, образованные мелкой спиралью, раскрасить в разные цвета.
Другой тип упражнений — прорисовка линий между точками. Наклейки расположите на листе бумаги в хаотичном порядке, предложите детям рисовать линии разной длины, но плавно огибающие точки.
Можно наоборот поставить задачу: соединить точки плавной линией.
Третье упражнение — из центра рисовать линии-петельки, которые захватывают по одной точке-наклейке и возвращаются в центр.
Четвертое: наклеить или нарисовать в центре листа непропорциональную фигуру, например, с одной стороны у нее будет круг, с другой — треугольник. Предложите детям рисовать линии, параллельные контурам фигуры. Если не получается делать одновременно, можно сначала нарисовать линии на одной стороне листа, потому на другой.

УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОЖНИЦАМИ

Вырезание. Украшаем окна.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ .
Такие куклы можно сделать из плотной бумаги или картона. Они очень просты в изготовлении. Управление пальчиковыми куклами понятно и интересно. Ведь если пальцы продеть в дырочки, то у куклы появятся ножки — получится настольная шагающая игрушка.
Можно нарисовать такие игрушки самим или вырезать подходящие картинки из альбомов, раскрасок, журналов, сделать отверстия для пальчиков и играть!

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ:
1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

2. ИГРА С ИЗЮМОМ. Всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!

3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ. Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным). При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ (развитие соотносящих движений рук).
Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

6. ПЕРЕСЫПАНИЕ.
Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

7. ИГРЫ – ШНУРОВКИ (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки).
Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

8. УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ:
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ:
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 — 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.
3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант — ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

5. Исходное положение — сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

6. «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

8. Игра «Разноцветные снежинки» (возраст — 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.
Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

9. «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»)
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки — повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

10. Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму — то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель — для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

Пальчиковых игр быть много не может. Играть в них лучше каждый день. Но чтобы сохранить интерес ребенка – их нужно обновлять. А потом можно возвращаться к уже позабытым.
Их удобно использовать не только в стоящей машине. В любой момент – когда надо развлечь ребенка при вынужденном ожидании. А кроме этого – они отлично подходят в момент сидения за столом. В них можно играть до еды или после (прямо, как прием таблетки:), как полезное развлечение до, во время, после рисования, лепки и т.д. Это может стать полезной и веселой традицией – поели и сразу после этого поиграли.

ФОНАРИКИ
Фонарики зажглись!
( сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)
Фонарики погасли!
(пальцы сжимаются в кулак)
Усложненый вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами) под следующий стишок:
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!

КОШЕЧКА
Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки), затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.
Кулачок -ладошка.
Я иду, как кошка.
Усложненный вариант – левая в кулачке, правая — ладошкой. И меняем.

МЕСИМ ТЕСТО
Тесто мнем, мнем, мнем!
Тесто жмем, жмем, жмем!
(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)
Пироги мы испечем
(делаем движения, как будто лепим снежки)

ПЕЧЕМ БЛИНЫ
Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола – подойдут и коленки. Можно делать двумя руками одновременно, а можно поочередно – например, если левая касается тыльной стороной, то правая – ладошкой.
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
(потягиваемся)
И едим их со сметаной.
(подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду)

ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

МОЕМ РУКИ
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)

ЕЖИК
Переплести пальцы двух рук и шевелить прямыми пальцами под стишок:
Маленький колючий еж.
До чего же он хорош!

ШАРИК
Пальцы двух рук собраны щепотью и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик» – придаем рукам такое положение, как будто держим шар или мяч. «Шарик лопнул» – вернулись в первоначальное положение.
Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я.

ЛОДОЧКА и ПАРОХОД.
Маленькая лодочка по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
(руки соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. Если есть стол – ребра ладоней ставим на его поверхность)
Пароход плывет по речке,
И труба дымит, как печка.
(большие пальцы соединяем и поднимаем вверх – это «труба»)

ЦВЕТОК
Руками делаем «бутон» – основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх
Солнце поднимается – цветочек распускается!
(основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны – «цветок распукается»)
Солнышко садится – цветочек спать ложитс

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ –
Утром встали пальчики- маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ (Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» — отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)
Один, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.

ЕРШИ (Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)
(на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке
круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке
круг совсем малыши. (ставим — щекочем точечкой в серединке)

Первичные игры:
Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.
Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.

ШАЛУН (аналог всем известной сорок-вороны)
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому — не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

БЕЛОЧКА (по мотивам народной песенки)
(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.

ФРУКТЫ-ОВОЩИ
Как у нашей Зинки
Овощи в корзинке:
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец,
Наша Зина-молодец.

Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине:
Яблочко, груша,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы,
До чего ж красивы!
Посмотрите на ранет,
Вкуснее наших фруктов нет!

ПОМОЩНИК:
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ (с мизинца- к большому пальцу)
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я так довольная своими ребятами!

(по аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите – посуду, мебель, транспорт и т.д. например:
Здравствуй, котёнок!,
Здравствуй, козлёнок,
Здравствуй, щенок!
Здравствуй, утёнок!
Здравствуй, забавный смешной поросёнок!

Или:
Кто у нас в лесу живёт?
вот-лисичка, вот, вот
Вот зайчик, вот, вот…..вот мишка…..

Будем пальчики сгибать, будем цветочки называть: Это – роза, это – мак, это гвоздика….. и т.д.
Ещё вариант: Вот коза – с козлятами, вот мышка- с мышатами и т.д.

ИГРУШКИ
У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка,
Вот железная машина.
Это мяч, он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.

ТРАНСПОРТ
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы ?