Первые 3 года жизни ребенка

Содержание

  1. Особенности развития детей третьего года жизни
  2. Внимание на третьем году жизни ребенка
  3. Представление и понятие об окружающем мире
  4. Сенсорное развитие
  5. Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.

В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.

Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.

В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.

Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.

Особенности развития детей третьего года жизни

  • Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
  • Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
  • Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
  • На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.

Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.

Внимание на третьем году жизни ребенка

На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.

Представление и понятие об окружающем мире

На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).

У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

Сенсорное развитие

Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.

Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:

  • предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
  • сюжетные игры (игра с куклой);
  • наблюдения;
  • рассматривание картинок, книг;
  • элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
  • игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.

Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.

Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».

Читайте также:  Частая отрыжка причина у ребенка 3 года

Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.

На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.

А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

Источник

Три года — это много или мало? За это время можно получить второе образование, сменить профессию, круг общения и образ жизни. Но, если сравнить эти перемены с тем, как меняется ваш ребенок до трех лет, они окажутся песчинкой в море. Научные исследования доказывают, что именно в этом возрасте наш организм обладает огромными резервами для адаптации к внешним условиям, а также — физического, умственного и личностного роста.

Чем же уникален период от рождения до трех лет?

  • В возрасте от 0 до 3х детки прибавляют порядка 533% от своего первоначального веса и около 188 % по отношению к своему росту при рождении. Конечно, это — усредненные показатели, но по ним можно судить об интенсивности физического развития ребенка.
  • В младенчестве происходит «дозревание» всех внутренних органов, выстраивается работа костно-мышечной, кровеносной, эндокринной, пищеварительной и других систем организма маленького человечка. Растущие органы потребляют большое количество питательных веществ и кислорода. Поэтому для малышей так важен рацион питания и прогулки на свежем воздухе.
  • Малютка появляется на свет с огромным запасом нервных клеток — примерно 200 миллиардов нейронов, что в два раза превышает их количество у взрослого человека. До трех лет в головном мозге ребенка ежесекундно устанавливается более 700 синапсов – связей между нейронами, благодаря которым кроха может приобретать новые знания и навыки. Со временем скорость образования синапсов значительно снижается.
  • До трех лет продолжается усиленный рост мозжечка — главного центра координации движений. Развиваются структуры и центры коры головного мозга, отвечающие за крупную и мелкую моторику. Причем, совершенствование двигательной сферы ребенка положительно влияет на развитие его интеллекта.
  • Из всех психических функций у малышей наиболее активно работают восприятие и непроизвольная память. Детки раннего возраста могут безошибочно распознавать образы различных предметов, лица людей и способны запомнить большой объем информации, особенно, если она эмоционально окрашена.
  • Ранний возраст — время расцвета лингвистических способностей. Нервная система и органы чувств малыша изначально настроены на восприятие речи. Малютка в течение первых лет жизни запоминает огромное количество новых слов. Пока ребенок не умеет говорить, он накапливает пассивный словарь, который по мере развития речевого аппарата малыша становится активным. 
  • Первые детские впечатления накладывают отпечаток на всю нашу дальнейшую жизнь.В возрасте от 0 до трех лет формируются базовые качества личности, такие как доверие или недоверие к окружающим, позитивное или негативное отношение к себе. Задача родителей — создать вокруг малыша атмосферу любви и защищенности.
  • До трех лет у детей наиболее ярко проявляется подражательная активность. Малыш сам стремится повторять действия взрослых. Именно поэтому ребенка «воспитывают» поступки и манеры поведения его родителей и окружающих близких людей, а не наставительные беседы о том, как нужно себя вести.

Период от рождения до трех лет  – это особенное время, когда закладывается умение ребенка общаться, решать различные задачи, справляться с трудностями и, конечно, познавать новое.                                       

Пластичность нервной системы и заложенный природой мощный познавательный интерес — секрет эффективности занятий с детьми раннего возраста. Именно сейчас нужно задать правильный вектор развития крохи: показать ребенку, как прекрасен и разнообразен наш мир, научить его понимать себя и других и привить любовь к знаниям.

Источник

Первые три месяца жизни новорожденного это чудесное время еды, сна и слез сменяющих друг друга. Любой родитель с нетерпением ждет момента когда ребенок научится «держать» голову самостоятельно, издавать первый лепет и подарит первую улыбку.

1. Подъем головы

В каком возрасте малыш начинает самостоятельно поднимать голову? Ответ на самом деле зависит только от ребенка. Но эксперты сходятся во мнении, что выкладывая животик родители помогают детям развить мышцы шеи, груди и рук, которые помогают им научиться самостоятельно поднимать голову и использовать предплечья для поддержки верхней части тела.

Эти же мышцы играют важную роль и в образовании других навыках — например сидении, ползанье и в будущем-ходьбе.

Ну а сладкое удивление («Мамочка, я тебя вижу!») от крошечного человечка, который только учится поднимать голову от игрового коврика, — это нежное очарование новорожденного.

  • Месяц 1: Ваш ребенок начинает совсем ненадолго приподнимать голову, когда лежит на животике.
  • Месяц 2: малыш начинает приподнимать голову на 45 градусов.
  • Месяц 3: в этом возрасте большинство детей могут поднимать голову на 45 градусов, опираясь при этом на предплечья.
  • Месяц 4: большая часть малышей к этому возрасту поднимают голову до 90 градусов, пытаясь при этом приподняться на ручках, а кроме этого могут какое-то время удерживать голову на одном уровне.

Depositphotos.com

Читайте также:  Какой творог давать ребенку в 3 года

2. Первый лепет

Эти первые любимые родителями звуки- первый лепет и воркование вашего ребенка.

Когда дети начинают лепетать и агукать-они как правило вызывают восторг окружающих-ведь нет ничего смешнее или очаровательнее ребенка который учится издавать свои первые звуки. Ваш маленький гений совсем скоро научится говорить поэтапно, начав с гласных звуков, вздохов, воркования, и бульканья которые становятся первыми шагами на пути к осознанной речи.

Как помочь малышу сказать первое слово:

как бы ни было монолог малыша, будет не менее интересным «поддержать разговор»- воркуя, поя и общаясь в ответ. Посмотрите ребенку в глаза, приближая лицо и пряча его за ладонями. Игра в ку-ку очень понравится вашему чаду, а вместе с этим будет стимулировать вербальные навыки, которые помогут (раньше, чем вы думаете!)и приведут к первому слову- «мама» или «папа».

Нет верного или неправильного способа общаться с малышом-читаете ли вы книгу, говорите о погоде или рассказываете о походе в магазин языковые навыки ребенка прогрессируют. Младенцы обожают моменты общения с родителями и слушая ваши слова и пытаясь подражать им-они учатся говорить.

3. Первые шаги.

Первые самостоятельные шаги крохи-мечта любого родителя. Как же помочь в этом малышу и ускорить этот процесс?

Первый годовасие уже «не за горами», а жизнь так полна новыми событиями! Уже в возрасте 8–14 месяцев крошки неуверенно, но пробуют сделать свой первый шажок. Не успеешь оглянуться — а недавний новорожденный уже деловито проверяет содержимое кухонных шкафов и маминой косметички. 

Эти месяцы несмотря на радость опасны и требуют особого внимания -поэтому готовимся прятать все что может нанести вред: лекарства, ножи и вилки, а также не забываем о документах.

К первым попыткам сделать шаг малыш по-своему тщательно готовится . Сначала учится стоять, держась за диван или кровать, потом делает пробный шаг и радуется вместе с родными, когда получается.

Чуть позже задумчиво, или наоборот резво передвигается по дому, хватаясь за что рядом или толкая перед собой ходунки или машину.

Помощь родных

Можно помочь малышу в его первых навыках- научив его передвигаться от папы к маме и обратно. Он будет делать это громко выражая свою радость. Это самое лучшее и приятное для него упражнение, чтобы быстрее научиться ходить «как большой», а потом и бегать.

В этот период крохе понравятся ходунки-каталка со звуковыми эффектами, (проверено))которые помогут не только увереннее шагать, но и заменят интересный детям этого возраста бизиборд.

Тут конечно все зависит от материальных возможностей в данный момент-так как бизиборды тоже очень интересны, плюс замечательно развивают мелкую моторику и внимательность. Тем более что можно подыскать вполне себе недорогой вариант при нынешнем разнообразии игрушек.

Depositphotos.com

4. Малыш начинает говорить предложениями

Первые слова несомненно волнуют, но попытки говорить первые предложения-это большая новая глава в навыках осознанного общения. Когда наступит этот момент и как вы можете помочь своему маленькому болтуну?

Навык говорить «как большой человек»-не достается как подарок с бантиком при рождении новой личности.

В возрасте от 18 до 24 месяцев своей жизни ваш малыш начнет пытаться использовать самые простые предложения из двух- трех слов.

А так как малыши еще не до конца понимают значение произносимых ими слов на этом этапе, поэтому часто «застревают» на одном сочетании. И поскольку плакать пока еще намного проще чем использовать слова в предложениях, особенно в момент усталости, раздражения или грусти-то первое время пока малыш не научится говорить предложениями, так и будет лить слезы.

Вот несколько способов помочь своему чаду преодолеть двухсловный порог общения:

  • Больше общаться. Привлекать к совместному общению папу и старших сестер и братьев, давая возможность поболтать.
  • Не сюсюкать-не говорить детским языком. Говорите простыми словами и полные предложения, чтобы показать пример.
  • Рассказывать обо всем вокруг. Проводя день со своим маленьким помощником, обсуждайте все то что вы делаете вместе: “давай-ка сходим с тобой в магазин, чтобы купить курицу, которую мы будем готовить на обед.”
  • Спрашивайте о том что видите. Двусторонняя беседа-это очень хороший способ привнести в речь маленького человечка новые знания. Она помогает учащимся говорить-оттачивать свои новые навыки, поэтому задавайте малышу вопросы, ответы на которые не будут ограничиваться односложным да » или «нет». Главное не требуйте ответа от ребенка тогда, когда он не готов ответить.

Depositphotos.com

5. Малыш учится танцевать

Все дети от природы музыкальны и воспринимают звук и ритм (одна из причин, почему музыкальные мобильные телефоны так их привлекают.) И уже в начале своей жизни ваш малыш скорее всего будет живо реагировать улыбкой и даже хлопаньем в ладоши. Но как только ребенок научится ходить-и сможет достаточно контролировать свое тело -он начнет неосознанно пытаться танцевать.

Первые танцевальные движения вряд ли будут похожи на танец Мадонны. Не раньше 12 месяцев ваша принцесса или супергерой сможет показать свой первый танец- подпрыгивая вверх и вниз, всякий раз, когда играет музыка. Между 18 и 24 месяцами маленький артист попробует более сложную хореографию, включая движения из стороны в сторону и кружение в такт музыке.

Существует веская причина поощрять обучение танцам малышей: Танцы и процесс прослушивания музыкальных композиций и сказок помогает ребенку научиться мыслить и выражать себя творчески. Навык, который обязательно пригодится вашему чаду чуть позже, в детском саду и школе. Помимо этого танцы помогают улучшить координацию движений.

Читайте также:  Как уложить ребенка 3 года спать за 5 минут

Небольшие электронные помощники прекрасно развлекут малыша, освободив маме еще капельку свободного времени для других дел,

а некоторые плюс к музыке еще и помогут постичь азы английского языка и научиться фотографировать)) Например музыкальный телефончик с камерой от Chicco.

Но несмотря на статистику развития по возрасту-нужно помнить только одно-все дети разные. И если ваш малыш делает свои первые шажки чуть позже чем например сын соседки или лучшей подруги, а осмотр специалиста не выявляет никаких проблем-это значит что всему свое время, и возможно именно ваш малыш просто осторожничает))

Источник

САМЫЕ ВАЖНЫЕ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДАТЬ РЕБЕНКУ В ПЕРВЫЕ 3 ГОДА ЖИЗНИ!

1. ЗАБОТА О БЛИЖНИХ, ПОМОЩЬ И СОСТРАДАНИЕ. Эти знания закладываются уже в самом раннем возрасте. Малыш должен осознавать, что кому–то в данный момент требуется его внимание, забота, участие, помощь. Не потому, что оказав какое–то содействие, он получит взамен награду в виде конфеты, а потому, что мы люди и должны помогать друг другу.

2. УМЕНИЕ ПРИЗНАВАТЬ СВОИ ОШИБКИ. Как непросто порой сказать «прости» даже взрослому человеку, а тут — малыш. Да, обидел девочку, ну и что? Он не понимает, что его действия кому–то могут причинить боль или обиду. Он сделал и забыл. Нельзя идти на поводу у ребенка, если вы видите, что тот был не прав. Нужно формировать основные нормы морали — хорошо–плохо, можно–нельзя. Малыш сам должен учиться анализировать ситуацию и в последствие либо не допускать подобных ошибок, либо уметь признавать свою неправоту и просить прощения.

3. ВЕЖЛИВОСТЬ. Элементарные широко употребляемые слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуй», «до свидания» должны быть у крохи на слуху с самого рождения. Мы, даже не объясняя смысл, закладываем в его сознание элементы коммуникабельности. Вежливое обращение, слова благодарности, заложенные в детстве, во взрослой жизни помогут ребенку адаптироваться в любом обществе и в любой ситуации.

4. ПОРЯДОК И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА. Наверное, здесь даже пояснять не надо, что забота о своем теле и своих личных вещах должна закладываться также с ранних лет. Опрятный внешний вид, порядок в игрушках и одежде — все это формирует в ребенке аккуратность и положительные привычки.

5. КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ. Не сталкиваться с людьми, живя в обществе, невозможно. Вы должны научить ребенка знакомиться, заводить дружбу, через игру находить друзей. Коммуникативные навыки очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни, так что не упускайте этот вопрос из виду.

6. СОБЛЮДЕНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ. Пальцы в розетки не толкать, переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора, не играть на проезжей части, не уходить с незнакомыми людьми, не играть с огнем… Все, что в вас заложили в детстве, вы должны передать своему ребенку и довести до автоматизма, чтобы потом не корить себя же за свою непредусмотрительность.

7. ЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ. Объяснить, что есть мамины вещи, есть вещи папы, которые трогать нельзя. Есть ведерко Леночки, а есть твое собственное. И если ты хочешь взять ведерко Леночки, то необходимо спросить разрешения. Да, будет непросто, но это объяснять необходимо, чтобы ваш ребенок не стал эгоистом, у которого есть только его вещи и его желания.

8. ДЕЛИТЬСЯ. Про личные вещи мы уже говорили, но случается так, что надо поделиться — конфетой, игрушкой, да мало ли чем (ситуации бывают разные). Никто не говорит, что надо вырывать у малыша из рук его любимую машинку, чтобы дать поиграть соседскому ребенку. Нет. Просто надо донести до сознания крохи одну простую истину — если необходимо, надо уметь разделить с ближним то, что имеешь. А кто это объяснит лучше, чем родители?

9. ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕНЬГИ? Знакомая ситуация? Заходите в магазин, и малыш превращается в маленького монстрика, который останавливается возле каждой полки и кричит: «Купи!» А вы можете отказать, объяснить, что сегодня не планировали покупать сто первую машинку, а точно такие же конфеты его ждут дома? Скажете, что это практически невозможно? Нет ничего невозможного, и малыш вполне может усвоить элементарные финансовые хитрости. Перед походом в магазин разделите деньги на небольшие кучки, объясните, на что взята каждая конкретная сумма: «это на молоко, это на хлеб, на это мы курочку купим, а вот это на шоколадку». Не берите лишнего, приучайте ребенка к рациональности.

10. ДОВОДИТЬ НАЧАТОЕ ДО КОНЦА. Многие дети не доводят начатое до конца — кто–то в силу возраста, кто–то в силу того, что родители не донесли, что любое дело, если уж начал, необходимо завершать. Как приучить ребенка доводить начатое до конца? Сначала давать ему небольшие поручения: «помоги маме протереть пыль», «сложи свои вещи после прогулки», «расставь на полке свои игрушки» и так далее. Если ребенок не справляется, предложить свою помощь. А по завершению обязательно похвалить малыша, дать почувствовать его нужность и значимость.

Вот простые десять знаний, которые необходимо дать ребенку в первые три года жизни. Не забывайте о том, что ваш малыш — ваше продолжение. Воспитывайте ребенка, вкладывайте в него все только самое лучшее и он обязательно вам скажет «спасибо» за ваши старания.

Источник