Перспектива развития личности ребенка

Перспектива развития личности ребенка thumbnail

Движение в личностном развитии предполагает осознанные действия, основанные на знании причин, побуждающих человека на изменение самого себя, на аргументированном мотивировании достижения цели. Для того чтобы продвигаться по пути вперед, необходимо видеть вершину-ориентир и иметь желание ее покорить.

  Главным рычагом самосовершенствования является мотивирование на действия. Что же это такое? По большому счету, мотивация – это осознание причины выполнять какое-либо дело. И чем более аргументированной является причина, тем выше мотивация для действий. Пожалуй, доминирующими поводами для самосовершенствования можно назвать перспективы развития личности.

Избавление от страданий

  Страдание в человеческом бытии может быть физического и морального плана. И если от физической боли не всегда возможно избавиться, то победить психологическое страдание – в силах человека, способного понять первопричины морального дискомфорта и устранить их. С удалением причин уйдут и негативные эмоции. То есть: чем более человек понимает психологические аспекты жизни, ее причинно-следственные связи – тем меньше у него дисгармонии с окружающим миром. Он обретает душевное равновесие. Поэтому нужно стремиться к достижению гармонии с самим собой и, как следствие – с внешним миром.

Повышение уровня самосознания

  Движение вперед предполагает переход с одного уровня развития на другой, более высокий. Топчась на одном месте, невозможно двигаться вперед. Осознанный «апргейд» личности – процесс постепенный. Образно говоря, невозможно быть обезьяной, а на утро проснуться человеком. Не стоит отчаиваться, если кажется, что движение по повышению уровня не происходит. В этот упаднический момент стоит провести анализ своего пути самосовершенствования за длительный период времени: в начальной точке и в настоящий момент. И тогда разница будет очевидна. Необходимо отмечать повышение своего уровня и брать его за новую точку отсчета.

Обретение истинных благ

  Человечество издавна задается мыслью о том, что является первичным: материя или сознание. Счастлив тот индивидуум, который ощущает равновесие между данными понятиями и не отдает предпочтение ни одному из них.

  Погоня только за материальными благами еще никому не принесла счастья. В гонке за богатством может пройти вся жизнь. Стоит остановиться и задуматься: «А зачем жить с миллионом в кармане, но без гармонии в душе?». Современная жизнь настолько суматошна и быстротечна, что просто нет времени затормозить и подумать о смысле собственного бытия на этой земле. Порой мысли о хлебе насущном заслоняют все остальное. Увы!

  Есть и другая крайность: погоня за духовным совершенством и отрицание всех мирских благ. На Руси таких людей называют святыми, иногда – юродивыми. Им поклоняются, их уважают. Но счастливы ли они?

  Истинное благо – обретение золотой середины. Нельзя делать самоцелью получение знаний ради знаний или денег ради денег.

Перспективы личного развития 

Познание тайн бытия и достижение великих целей

  Большинство людей на нашей планете живут спокойной жизнью обывателя. Если при этом они существуют в гармонии с собой и внешним миром – то это уже хорошо. Но есть такие чудаки, для которых познание непознанного, покорение недостижимых вершин, осуществление замыслов, на которые никто не замахивался – вот истинная цель жизни и смысл существования! Именно такие люди делают историю, двигают человечество вперед по пути развития. Они могут ошибаться, заблуждаться, или побеждать. Неважно, ошибки это будут или победы – в любом случае, это бесценный опыт для всего человечества.   

Саморазвитие – как хобби

  Осознание того, что саморазвитие можно классифицировать как модное увлечение, хобби – станет мотивирующим фактором, хотя бы в начале пути работы над собой. Познание себя как личности, повышение уровня собственного развития может вывести на новый виток межличностного общения, на формирование круга людей, близких по духу и по убеждениям. А это, в свою очередь, поднимет индивидуума на следующий, более высокий, уровень самосовершенствования.

От мотивации – к осуществлению

  Получив достаточную мотивацию и стимуляцию к саморазвитию, необходимо приступать непосредственно к осуществлению замыслов.

  Существуют несколько способов:

  • – обучение у достойных учителей, уже достигших высот на пути к совершенству;
  • – общение с людьми, занимающихся теми же практиками, что и вы;
  • – самостоятельное изучение теории по книгам и другим источникам;
  • – самостоятельное применение теории на практике.

  Стоит так же помнить о том, что результаты целенаправленной работы над собой не появятся сразу, на это уйдет не меньше 2 – 3 месяцев каждодневных занятий.

  Для тех, кто работает над своим изменением, саморазвитие может стать источником вдохновения для достижения новых вершин и смыслом жизни.

Post Views:
555

Источник

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Читайте также:  Подушка для развития ребенка

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Читайте также:  Периоды развития ребенка леонтьев

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник

В настоящее время значительно усилился интерес к исследованию многообразных тенденций развития современных детей, детей нового поколения, новой технологической эры.

Естественно, это изменило взгляд на картину детства. Педагоги и психологи подчеркивают, что ребенок 21 века стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим! На основе теоретического анализа современных исследований детства нами были определены следующие типы развития детей: одаренные; цифровые, агрессивные, играющие, одинокие, инфантильные, с особенностями в развитии.

Представим особенности обозначенных групп в соотнесенности с возможностями дополнительного образования, которое мы рассматриваем в контексте создания дополнительных условий для развития личности.

Первая группа – одаренные дети. По данным психолого-педагогических исследований на современном этапе развития человеческого общества, наблюдается рост числа одаренных детей. При этом необходимо уточнить, что данная тенденция относится к категории «нормальная одаренность», в то время как количество детей с явной или исключительной одаренностью остается неизменным, оно составляет порядка 1-2% от общего количества.

В современной науке нет единого подхода к определению феномена «одаренность». Например, Борис Михайлович Теплов рассматривает одаренность как сочетание способностей, определяющих успешность в осуществлении какой-либо деятельности; в рамках американской психологической школы одаренными и талантливыми детьми считают тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения, а авторы «Рабочей концепции одаренности» указывают на то, что одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Во всех представленных сущностных характеристиках исследователи выделяют в качестве определяющего критерия одаренности высокую результативность деятельности.

Чаще всего, исследователи одаренности в своих работах опираются на «модель человеческого потенциала», предложенную американским психологом Джозефом Рензулли, он делает акцент на трех характеристиках, отражающих понятие «потенциал личности». К ним относятся: доминирующая мотивация, выдающиеся способности (интеллект) и креативность. В графическом виде они представляют собой три взаимно пересекающиеся окружности. По утверждению автора, люди, имеющие способности к развитию взаимодействия выделенных факторов, требуют широкой вариативности образовательных возможностей. Анализируя современную образовательную практику, он подчеркивает, что обычно педагогика таких возможностей не предлагает. Мы полагаем, что дополнительное образование имеет значительный потенциал по созданию условий для развития детей с различными типами одаренности.

Стоит подчеркнуть, что исследователями московской научной школы одаренности из классификации типов одаренности была исключена творческая одаренность и дополнена такими типами как академическая, предметная и социальная. Еще одной важной характеристикой одаренности, требующей внимания и учета в образовательной практике, являются особенности ее проявления. На наш взгляд, предметом повышенного педагогического внимания должна являться скрытая одаренность, проявляющаяся незаметно, ее практически невозможно оценить. Скрытая одаренность зачастую не становится явной вследствие наличия психологических барьеров на пути ее проявления – ребенок может иметь к чему-либо талант, но бояться проявить его, испугавшись быть непонятым или непринятым окружающими. Катализатором ее развития может стать дополнительная, отличная от школьной, иная среда, где ребенок получает уникальные возможности по освобождению от психологических барьеров и страхов, зачастую обусловленных предыдущим негативным образовательным опытом.

Мы представили позитивные и негативные стороны в развитии данной категории детей, которые требуют учета при постановке и реализации педагогических задач.

Позитивные стороны развития одаренных детей включают:

Высокую познавательную потребность.

Оригинальность мышления.

Гибкость мышления.

Метафоричность.

Способность к прогнозированию.

Отличную память.

Самостоятельность.

К негативной стороне развития, осложняющей процессы эффективного взаимодействия с миром одаренного ребенка, относят:

Социальную автономность – обусловленную непринятием одаренного ребенка в коллективе сверстников.

Низкий уровень социальной адаптивности – примерно треть из них проявляют беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.

Эгоцентризм – как следствие осознания своей успешности, превосходства по сравнению с другими людьми.

Низкий уровень физического развития (исключительная одаренность) – как одна из сторон гетерохромности (неравномерности) развития.

Вторая группа – цифровые дети.

По мнению современных исследователей Джона Палфри, Урса Гассера, «люди, которые оказались в цифровом мире в самом начале своей жизни и знают этот мир только таким, являются «цифровыми аборигенами», а представителей старшего поколения данные авторы определяют как «цифровые мигранты». По прогнозам ученых, дети цифровой эры создадут свое общество, в котором изменится: психология, этические нормы, политическое устройство, творческий процесс. Особую тревогу у педагогов и психологов вызывает подмена творческого процесса т.н. «креативом». Цифровые аборигены не видят разницы между жизнью в сети и жизнью вне ее.

Читайте также:  Занятия для развития творчества ребенка

Безусловными положительными сторонами развития данной категории детей являются умения быстрого поиска информации и высокий уровень мотивации к изучению информационных средств.

К негативным проявлениям развития цифровых детей относят:

– подмену реальной жизни виртуальной;

– искаженные представления о творчестве и этических нормах и ценностях (По наблюдениям педагогов, все меньше ребят выбирают в качестве приоритетных ценностей, такие как правдивость, щедрость, сопереживание и сочувствие к другому.

– низкий уровень информационной культуры;

– низкая читательская компетентность;

– «экранная зависимость».

Обратимся к аналитике, заострив внимание на двух последних особенностях. Согласно социологическому опросу, организованному Российской государственной детской библиотекой совместно с Московским институтом открытого образования в 2011–2012 гг., 92% подростков читают в Сети самое разное: новости, информацию о фильмах, музыкальных группах, компьютерных играх, юмор, спорт, блоги, рекламу и т.п. Книги читает 21%.

Подросткам был задан вопрос: «В каком виде ты читаешь книги из интернета?» Выяснилось, что новые читательские практики школьников разнообразны. 42% равно девочек и мальчиков сегодня, точнее вчера, на день проведения анкетирования, ответили, что читают книги на экране компьютера. 23% скачивают их из интернета, а потом распечатывают; какая-то часть читает на телефоне или на другом специальном устройстве (планшете, букридере, iPad…). Не читает – одна треть (34%).

Чтение с экрана привлекательно не для всех школьников. Сошлюсь на результаты одного из проектов последних лет, осуществлённого Русской ассоциацией чтения. Эксперты хотели проверить, какой вид чтения (с листа или с экрана) предпочтителен для подростков, особенно для мальчиков. Почти никто не сомневался, что они выберут экран. Результаты исследования, однако, удивили. Оказалось, что «слабочитающие школьники 7–8-х классов, которые ещё читают шёпотом или помогают себе движением пальца по строке (а таких в обычных классах почти четверть), не выбирают экранное чтение текста. Оно для них является слишком сложной задачей. Они выбирают чтение с листа как более привычный способ деятельности». И наоборот: «Те, кто хорошо читает печатный текст, хорошо читают и с экрана» (Н.Н. Сметанникова).

Современная наука фиксирует феномен «экранной зависимости». Ребенок, который привык получать информацию с экрана, нуждается в постоянной внешней стимуляции во время обучающих действий, жаждет готовых развлечений, не стремится к живому общению со сверстниками или взрослыми.

Третья категория детейагрессивные дети. Понятие агрессии связывают с деструктивным поведением личности по отношению к окружающим. Зачастую именно данная категория вызывает трудности взаимодействия особенно у молодых педагогов. Проблемное поле связано с рядом негативных тенденций в развитии:

— эмоциональный мир агрессивного ребенка недостаточно богат, в палитре чувств преобладают мрачные тона;

— количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно;

— наблюдается неадекватная оценка своего поведения и низкий уровень эмпатии.

Вместе с тем у данной категории детей наблюдается нацеленность и способность к отстаиванию своей независимости, прямолинейность и честность.

Четвертая категория – играющие дети.

Играющий ребенок оформляет свою жизнь в виде игры, чтобы уйти от неприглядной действительности. В процессе игры сложно переоценить роль игрушки для развития ребенка как основы духовно-нравственного начала. Анализируя игрушечную «моду» от ведущих производителей, можно сделать вывод, что практически утрачена традиция изготовления образной игрушки, несущей духовно-нравственное начало: привязанность, умиление, заботу. Как отмечает И.М. Резниченко: «…исчезли улыбчивые пропорциональные куклы (на смену им пришли куклы барби, куклы дауны с бессмысленным взглядом), исчезла детская деревянная двигающаяся игрушка, развивающая любознательность, заинтересованность, познавательные способности ребенка.

Анализ игровых предпочтений современных детей показывает, что наибольшей востребованностью пользуются: игры-бродилки, военные игры, квесты, сетевые игры, интеллектуальные, игры на основе готовых сюжетов, архетипические игры. Следует особо подчеркнуть, что в представленном перечне игровых предпочтений современных детей отсутствует сюжетно-ролевые игры, в то время как именно этот вид игр стимулирует развитие коммуникативных умений и навыков, эмпатии, способствует сотрудничеству и взаимопониманию у ее участников.

Придерживаясь выбранной логики изложения, представим позитивные особенности развития играющих детей:

– овладение личностной ролью;

– развитие познавательных процессов;

– осознание идеальных мужских и женских качеств.

К отрицательным отнесем: чувство оторванности от общества; ощущение пустоты; высокая потребность во внимании и ласке; низкий уровень коммуникативной компетентности.

Пятая группа – одинокие дети. К причинам одиночества современного ребенка следует отнести невнимание, вызванное со стороны взрослых; игнорирование ребенка в семье, занятость родителей.

Одиноких детей отличает глубина восприятия окружающего мира; высокий уровень рефлексии; проявление перфекционизма; чувство оторванности от общества; ощущение пустоты; высокая потребность во внимании и ласке; низкий уровень коммуникативной компетентности.

Шестая группа – дети с особенностями в развитии. Создание условий для развития данной категории детей в системе общего и дополнительного образования вызывает наибольшее количество трудностей. Пожалуй, главной является низкая готовность педагогов дополнительного образования к работе с данной категорией детей, в то время как ограниченные возможности реализации их образовательных потребностей ведут к потере обществом уникальных человеческих ресурсов.

И наконец, седьмая категория – инфантильные дети. Их отличает личностная незрелость преимущественно эмоционально-волевых свойств. Сильной стороной развития является их непосредственность, которая может выступать одним из показателей творческой личности. К сложностям развития детей с проявлением инфантильных черт относят:

– неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей;

– повышенная подражаемость и внушаемость;

– относительная слабость абстрактно-логического мышления;

– быстрая пресыщаемость любой деятельностью, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения.

На основании анализа особенностей ребенка 21 века представим условия его развития в системе ДО. На наш взгляд, в данном случае следует опираться на законы развития способностей и систему ключевых потребностей, реализация которых ведет развитие. Ниже представлены законы развития способностей в соотнесенности с условиями реализации потребностей в системе ДО.

Перспектива развития личности ребенка

Таким образом, развитие современного ребенка – это сложный многогранный процесс, который подлежит тщательному исследованию и учету в образовательной практике, он требует поиска новых педагогических подходов, идей, нового педагогического мышления.

Приложение. Презентация «Ребенок XXI века: проблемы, перспективы развития»

Источник