Периоды развития организма ребенка

Периоды развития организма ребенка thumbnail

В первые годы жизни ребенка подстерегает множество опасностей. Каждое достижение: первая проба нового продукта, первые шаги, первые друзья в детском саду — все это может быть связано с риском болезни или травмы. И задача родителей — знать, что происходит с малышом, быть способными облегчить его состояние при необходимости, помочь ему перенести неудобства, которые может доставлять растущий организм.

Разобраться в критических периодах развития ребенка и их особенностях помогла врач-педиатр Светлана Константиновна Ильясевич.

Светлана Ильясевич,
врач-педиатр 1 квалификационной категории медицинского центра «Кравира»
и Центра семейной медицины «Доктор Тут», автор блога в Instagram @pediatr_svetlana

Неонатальный период
(период новорожденности)

Период новорожденности — один из самых сложных как для ребенка, так и для родителей. Считается, что он длится 4 недели. В этот период ребенок приспосабливается к новым условиям жизни. Малыш беспомощен и полностью зависит от родителей. Кроме этого, продолжается развитие органов и систем ребенка, поэтому ему необходим тщательный уход.

Что важно в этот период?

  • Правильное питание.

Большинство проблем и вопросов родителей связано именно с проявлениями со стороны ЖКТ. Самое оптимальное питание для ребенка — грудное молоко, при невозможности — адаптированная молочная смесь. Выбор смеси — вопрос очень серьезный, поэтому необходимо этот вопрос обсуждать с врачом.

  • Правильный микроклимат.

У маленьких детей неустойчивая терморегуляция. Они очень зависимы от температуры окружающей среды. Все знают, что ребенка нельзя переохлаждать. Однако ровно так же нельзя ребенка кутать и перегревать.

  • Уход за кожей.

Кожа новорожденного имеет свои особенности, поэтому за ней необходим тщательный уход. Причем имеется в виду не использование в большом количестве детской косметики, а содержание ребенка в чистоте и создание правильных параметров микроклимата.

  • Обработка пупочной ранки.

На смену рекомендациям по обработке пупочной ранки перекисью водорода и зеленкой пришли новые. Чистую и сухую пупочную ранку обрабатывать не надо ничем. А вот если она мокнет, то стоит использовать антисептик. Это может быть препарат, содержащий хлоргексидин, настойка календулы, перекись водорода. Иногда врач может назначить порошок с антибиотиком.

Возникновение колик

В возрасте 2-3 недель часто появляются колики. И так как до сих пор точно не определили, почему они возникают, то и эффективного лечения еще не придумали.

Среди причин называют:

  • незрелость ЖКТ ребенка и его ферментативных систем;
  • нарушение режима кормлений, особенно перекорм;
  • употребление мамой продуктов, которые негативно влияют на пищеварение ребенка;
  • неправильные условия микроклимата;
  • дисбактериоз кишечника.

Что характерно для колик?

  1. Начинаются в возрасте 2-3 недель;
  2. исчезают к 3 месяцам, иногда могут продлиться и до 5;
  3. внезапно начинаются и так же резко проходят;
  4. после приступа нет никаких изменений в состоянии ребенка;
  5. нет других проявлений какого-либо заболевания.

Что делать, чтобы помочь малышу?

  1. Наладить режим кормлений и не перекармливать ребенка.
  2. Следить, чтобы ребенок не заглатывал воздух во время кормлений. 
  3. Не забывать выкладывать на живот на твердую поверхность перед едой.
  4. Не забывать регулярно делать гимнастику, массаж живота.
  5. Маме нужно перестать нервничать самой и не передавать нервозность ребенку.
  6. Проанализировать, после каких продуктов ребенку хуже, и исключить их из маминого питания (могут плохо влиять жирное молоко, хлеб, сдоба, бобовые, овощи, фрукты, жирная пища, кофе). 
  7. Если ребенок на искусственном вскармливании, совместно с педиатром подумать о замене смеси.
  8. Обеспечить комфортные условия микроклимата для ребенка.
  • Для облегчения состояния ребенка можно использовать препараты на основе симетикона (уменьшает газообразование), пробиотики с лактобактерией L. Rhamnosus, ферментные препараты, растительные препараты.
  • Важно, чтобы в составе лекарств не было красителей и вкусовых добавок.
  • Для маленьких детей предпочтительна жидкая форма препарата с нейтральным вкусом: тогда капли можно добавлять в пищу.
  • Также обращайте внимание на объем и срок годности лекарства после вскрытия и возможность одновременного приема с другими препаратами: например, если есть необходимость в антибиотиках, то их можно сочетать.

Контакты с аллергенами

Контакт ребенка с аллергенами начинается рано — еще в период внутриутробного развития. И многие родители не раз слышали о гипоаллергенной диете. Ее рекомендовали беременным женщинам, кормящим матерям, маленьким детям, не говоря уже о тех, у кого хоть раз были какие-то высыпания на коже.

Сегодня взгляды на введение потенциально аллергенных продуктов сильно изменились. Появляется все больше данных о том, что это — профилактика аллергии в будущем.

Поэтому нет никакой необходимости соблюдать гипоаллергенную диету беременным и кормящим женщинам. И если у ребенка есть аллергия, то ему нельзя лишь конкретные продукты, которые эту аллергию провоцируют, а не все потенциальные аллергены.

Кроме того, применение пробиотиков с доказанной эффективностью может давать положительные эффекты в отношении профилактики аллергии. Однако такие действия лучше согласовывать с врачом.

Читайте также:  Развитие умственно отсталого ребенка протекает по закономерностям

Аллергия — это иммунный ответ организма на чужеродный белок. И проявления могут быть от легких до угрожающих жизни. Кроме этого, может быть непереносимость какого-либо продукта. Проявления могут быть те же, а причины возникновения симптомов другие, не связанные с аллергией. И если, что-то съев, вы заметили неадекватную реакцию организма, то этот продукт придется все-таки исключить.

В диагностике аллергии остается много вопросов. Не всегда с помощью анализов можно сказать, на что аллергия. В этом вопросе очень важны ваши наблюдения. Кроме того, высыпания на коже — далеко не всегда аллергия. Поэтому, если не видно связи высыпаний с каким-либо продуктом, ищите другую причину.

Прорезывание зубов

Родители довольно часто переживают за очередность и своевременность роста зубов у детей. Существуют специальные таблицы со средними сроками и порядком прорезывания. Но не забывайте и про индивидуальные особенности: имеет значение и наследственность.

Всевозможные «страшилки» о раннем, позднем или неправильном порядке прорезывания зубов при отсутствии других неблагополучных симптомов не имеют под собой никакого основания. 

Прорезывание зубов — процесс физиологический. Он является одним из этапов развития зубов. У большинства детей это происходит легко и безболезненно. Однако у некоторых малышей прорезывание зубов может сказываться на самочувствии — возникает так называемый синдром прорезывания зубов. Его проявлениями могут быть:

  1. повышение температуры тела (как правило, «не злая»: не очень высокая, хорошо сбивается, держится не более 2-3 дней);
  2. реакция со стороны десен (набухание, покраснение, опухоль синюшного цвета);
  3. усиление слюноотделения, как следствие — раздражение кожи вокруг рта;
  4. беспокойство, нарушение сна;
  5. плохой аппетит;
  6. жидкий стул;
  7. избыточное образование слизи в носу.⠀

Симптомы эти неспецифичны и могут быть проявлением множества заболеваний. Поэтому при появлении неблагоприятных симптомов обязательно обращайтесь к врачу, чтобы исключить болезнь.

Чем можно помочь ребенку, если при прорезывании зубов он испытывает выраженный дискомфорт?

  • Чаще предлагать грудь;
  • использовать специальные прорезыватели;
  • уделять больше внимания ребенку;
  • проводить малышу массаж десен;
  • ухаживать за кожей вокруг рта;
  • жаропонижающие средства при сильном болевом синдроме и/или повышении температуры.

Гели, используемые при прорезывании зубов, также имеют свои особенности:

  1. есть вероятность проглатывания и системного действия на организм;
  2. возможны аллергические реакции;
  3. их действие непродолжительное.⠀

Важно!

Препараты с лидокаином запрещены в некоторых странах из-за риска серьезных осложнений. Если вы их применяете, то внимательно читайте инструкцию: не превышайте рекомендуемые дозировки и кратность приема!

Введение прикорма

Прикорм — это введение в питание ребенка первого года жизни дополнительной пищи, которая постепенно вытесняет грудное молоко или смесь и помогает переходу на питание «взрослого типа». Своевременное введение прикорма обеспечивает возрастающие потребности растущего организма в минеральных веществах, витаминах, способствует формированию жевательного аппарата и адекватных вкусовых привычек.

Когда же начинать вводить эту новую для ребенка пищу?

По всем рекомендациям начинать вводить прикорм надо не ранее 4 месяцев жизни, но не позднее 6 месяцев.

Как же понять, когда именно вашему ребенку уже пора пробовать новые вкусы? Внимательно присмотритесь к малышу.

Признаки того, что ребенок готов к введению прикорма:

  1. малыш проявляет интерес к тому, что едят другие, выражает эмоциями и жестами отношение к пище;
  2. у ребенка сформировался рефлекс проглатывания пищи и угас рефлекс «выталкивания» языком;
  3. малыш охотно пьет жидкость с ложечки;
  4. ребенок может самостоятельно или с небольшой поддержкой сидеть;
  5. малыш открывает рот, когда голоден;
  6. ребенок съедает за сутки 900 и более миллилитров грудного молока или смеси, но при этом не насыщается едой, как раньше.

Если вы поняли, что ваш ребенок уже готов к введению прикорма, то можно начинать. Существуют простые правила введения прикорма.

  1. Прикорм начинают вводить на фоне полного благополучия ребенка.
  2. В ближайшем будущем в жизни ребенка не должно быть резких изменений (переездов, путешествий, прививок, смены ухаживающего лица и т. д.).
  3. Начинать нужно с монокомпонентного (из одного вида продуктов) прикорма.
  4. Прикорм начинают с небольшого количества и в течение 10-14 дней постепенно увеличивают объем, доводя до возрастной нормы, заменяя одно кормление грудью или смесью.
  5. Довольно часто бывает так, что ребенок отказывается от принятия нового вкуса. Нужно терпеливо и доброжелательно его приучать: иногда для этого требуется 10-15 попыток.

Сроки и очередность введения прикорма могут отличаться у разных детей в зависимости от их индивидуальных особенностей. Все нюансы лучше обсуждать со своим педиатром.

Ребенок начал ходить

Когда ребенок начинает ходить, он активнее познает мир. Ему надо все потрогать, все попробовать, все исследовать. И задача родителей, во-первых, безопасно организовать пространство, а во-вторых, постоянно разговаривать с ребенком и объяснять, что можно, а что нельзя, что может быть опасным.

Читайте также:  Развитие и воспитание культуры ребенка презентация

Как организовать безопасность?

  • Не ставить горячие еду или питье на край стола.
  • Не накрывать стол скатертью: ребенок может потянуть ее и опрокинуть все на себя.
  • Прятать острые, колющие и режущие предметы.
  • Духовку обеспечить защитным экраном.
  • Обезопасить ящики и шкафы специальными зажимами.
  • Полки и мебель должны быть хорошо закреплены.
  • Не должно быть порогов и «загибающихся» ковров (чтобы ребенок не зацепился и не споткнулся).
  • Спрятать все провода.
  • Острые углы сгладить специальными накладками.
  • Лекарства должны находиться в недоступном месте, это же касается и бытовой химии.
  • В ванной положить коврик против скольжения.
  • Розетки закрыть специальными заглушками.
  • Если дом двухэтажный — закрыть доступ к лестнице.
  • Позаботиться о безопасных окнах.
  • Если есть домашние животные, то не оставлять ребенка с ними наедине.

Ребенок пошел в детский сад

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Привыкание к нему — период адаптации, и у всех он протекает по-разному.

Период адаптации к детскому саду может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.

Чтобы этот период протекал менее болезненно, подготовку надо начинать заранее:

  1. прививать ребенку навыки самообслуживания;
  2. соблюдать режим дня, близкий к садовскому, в том числе и в выходные дни;
  3. ознакомиться с приблизительным садовским меню и кормить так ребенка дома (например, в обед суп и второе);
  4. сформировать позитивное отношение ребенка к детскому саду.

Когда ребенок уже начал посещать детский сад:

  • не стоит отдавать малыша сразу на полный день;
  • не стоит отдавать ребенка в сад в период, когда уже есть стресс (например, переезд);
  • маме важно постараться не тревожиться, ведь спокойная мама — спокойный малыш;
  • не стоит при ребенке обсуждать темы с негативной установкой на детский сад;
  • будьте готовы к слезам и не затягивайте прощание;
  • если начали посещать сад, старайтесь делать это регулярно.

Когда ребенок начинает ходить в детский сад, он знакомится с новыми микробами и начинает болеть, порой часто. И это тоже нормально. 

Начало активной социальной жизни ребенка — всегда выход из «зоны комфорта». Дома все было привычно, и вдруг происходит настоящее знакомство с большим миром. К сожалению, не всегда оно бывает приятным: например, малыши могут сталкиваться с кишечными инфекциями. В ключе этой проблемы важна пробиотическая терапия — и как профилактика, и как вспомогательный момент лечения. За схемой и правилами приема обращайтесь к своему педиатру.

Сезон простуд

Прежде всего необходимо остановиться на понятии простуда. Многие считают, что простуда — это заболевание, которое возникает при переохлаждении организма.

На самом деле простудой называют инфекцию дыхательных путей, которая вызывается вирусами и бактериями и может проявляться насморком, болью в горле, кашлем и др. При этом переохлаждение может быть одним из провоцирующих факторов, но не причиной заболевания.

Дети болеют круглый год, однако летом, когда условия для жизнедеятельности вирусов и бактерий хуже, болезней меньше. А осенью и зимой дети болеют чаще.

К сожалению, волшебной таблетки, чтобы выпить ее и не заболеть, не существует. Поэтому так важна профилактика ОРВИ.

  • Обучайте ребенка правилам личной гигиены, в том числе регулярному мытью рук.
  • Учите ребенка держать дистанцию.
  • Ежедневно увлажняйте слизистую носа физиологическим солевым раствором.
  • Поддерживайте правильный микроклимат в помещении, в котором находится ребенок: регулярные проветривания и влажные уборки.
  • Питание должно быть полноценным и разнообразным. Если по каким-то причинам это сделать не удается, то обратитесь к доктору. Возможно, стоит принимать недостающие вещества в виде витаминных препаратов.
  • Следите, чтобы ребенок пил достаточно воды.
  • Обеспечивайте ребенку физическую активность.
  • Гуляйте с ребенком ежедневно в любую погоду.
  • Одевайте ребенка по погоде.
  • Если из родителей кто-то курит — необходимо отказаться от этой вредной привычки.
  • По возможности откажитесь от посещения мест с большим скоплением народа.

Фото: Александр Задорин

Источник

Признаки нормального развития и отклонений от нормы в каждый возрастной период жизни ребенка. Критические периоды жизни ребенка (привезти примеры).Возрастные периоды развития ребенка сопровождаются изменениями физиологии, приобретением навыков и знаний, формированием характера. Взросление ребенка зависит от внешних и внутренних обстоятельств, поэтому переход на последующий этап происходит у каждого индивидуально. •Внутриутробный. С первого дня зачатия и до рождения крохи;

•Грудной возраст. Длится с рождения и до года;

•Ясельный этап взросления. С первого года до 3 лет;

•Дошкольный период. Считается от 3 до 7 лет;

•Этап младшего школьного возраста. От 7 лет до 12;

•Период старшего школьного возраста. От 12-ти до 17–ти лет.

Внутриутробный период. Возрастные периоды развития ребенка. В течение этого времени у карапуза формируются все органы и системы. Еще в животике он может реагировать на изменения в настроении мамы. Также слышать ее тембр голоса и внешние звуки. Грудной возраст. Период после рождения и до годовалого возраста отличается интенсивностью роста и развитием всего организма. Это обуславливает его физиологическое и умственное развитие в будущем. Младенец слабо приспособлен к окружающей среде, его органы еще не совершенны. Новорожденный очень уязвим ко всякого рода инфекциям, поэтому так необходимо создавать уют и поддерживать чистоту в доме.

Читайте также:  Центр развития ребенка 6 месяцев москва

Ясельный период. Развитие ребенка во время этого периода происходит по трем направлениям: речь, предметную деятельность и моторика .Ясельный период. Умение говорить и развитие интеллекта взаимосвязаны. Общаясь со сверстниками и родными людьми малыш познает мир, учится высказывать свои мысли и задавать интересующие его вопросы. Во время ходьбы руки малыша свободны и он может брать предметы и изучать их. К трем годам малыш может рассказывать небольшие стихи, ходить в туалет самостоятельно, пользоваться ножницами, следить за гигиеной рук, рисовать прямые линии, начинает проявлять самостоятельность. С этого этапа формируется личность будущего взрослого.

Дошкольный этап.

В течение этого периода в ребенке развивается: внимание, память, мышление, манера поведения и личностные качества. Малыш продолжает развиваться физически и благодаря этому может выполнять упражнения, Дети в этом возрасте могут проявлять усидчивость, заниматься каким-то одним делом продолжительное время. Они копируют поведение своих родителей .Речь ребенка становиться более четкой и связанной. Произношение фраз малыш копирует у взрослых, поэтому так важно близким родственникам правильно говорить и помогать ребенку вести диалог. У малыша важный шаг в жизни – школа. Дошкольная подготовка начинается с 5-ти летнего возраста. Дети такого возраста становятся наблюдательными, способными к логическому мышлению и выводам.

Младший школьный возраст.

Приходя в школу, ребенок начинает активно развивать свой интеллект. Он попадает в новый социум со своими правилами, которые обязан выполнять. У школьника формируется ответственность, чувство долга, усидчивость. В школе тренируют систематичность и необходимость все доводить до конца.

Этап старшего школьного возраста.

Осуществляется переход из детства во взрослый мир. При этом дети растеряны и неуверенны в себе, им необходима поддержка и понимание родных, хотя они и мало к ним прислушиваются.

Развитие личности идет быстрыми темпами. Это обусловлено половым созреванием. Организм развивается быстрым темпом. У вчерашних детей появляются физические признаки взросления: рост волос на теле в разных местах, накопление жира в районе груди и ягодиц у девчонок, изменение тембра голоса у мальчишек, начинают расти зубы мудрости. Пропорции тела становятся похожими на взрослые. Подросток изучает себя, в это время он преодолевает свои недостатки и развивает нужные черты характера, формирует взгляды на жизнь.

Процесс формирования личности. следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденное, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет. Кризис трех лет первый симптом, отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом — это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Третий симптом является строптивость, которая в отличие от упрямства носит более генерализированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Четвертый симптом — своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения. Он хочет все делать сам и т.д. Это протест-бунт, когда поведение ребенка начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного конфликта. Симптом обесценивания, когда дети начинают употреблять неприличные слова. Дошкольный возраст — важный период становления личности. именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Дошкольник усваивает этические нормы. У него формируются моральные оценки и представления, активное отношение к событиям жизни, сочувствие, заботливость. Кризис семи лет называют кризисом непосредственности. При переходе к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, он начинает «манерничать» и «паясничать». Происходит утрата непосредственности ребенка, и он может прибегать к манерничанью как средству защиты. Ребенок начинает понимать сам себя, ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, причем перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приводят к потере непосредственности, у ребенка возникают новые отношения к самому себе. Позитивная сторона кризиса семи лет, состоит в появлении таких новообразований, как самолюбие и самооценка.

Источник