Неврологическое развитие недоношенного ребенка

Неврологическое развитие недоношенного ребенка thumbnail

Согласитесь, что лучше знать «слабые места» малютки. Тогда можно создать необходимые условия для выхаживания недоношенного малыша, а также заложить прочный фундамент для его здоровья.

При этом следует помнить, что на созревание органов и систем крохи, родившегося намного раньше предполагаемого срока, влияет несколько моментов:

  • Степень недоношенности
  • Наличие заболеваний и/или пороков развития
  • Насколько ребенок приспособился к новым условиям жизни

Мы продолжаем цикл статей об особенностях детей, рожденных раньше положенного срока. Вы можете прочесть публикации:

Преждевременные роды. Причины, симптомы, риски

Недоношенные дети: классификация и внешние признаки. Часть 1

Недоношенные дети: особенности физиологии. Часть 2

Особенности физиологии недоношенных детей

Разумеется, в одной статье невозможно описать все особенности органов и тканей недоношенного ребенка, поэтому рассмотрим лишь основные моменты. Причем во многом они зависят от срока гестации: чем он меньше, тем больше выражена незрелость органов и систем.

Поэтому у глубоко недоношенных детей сильнее страдает работа организма в целом. Также у них имеется высокий риск развития различных заболеваний, которые нередко тяжело протекают.

Тогда как малыши с I и II степенью недоношенности куда лучше подготовлены к жизни вне утробы матери.

Итак, приступим…

Нервная система — в ответе за все

На момент рождения отделы нервной системы сформированы даже у глубоко недоношенных детей, но их созревание не завершено.

Нервные клетки и волокна

Нервное волокно — некий провод, который отходит от нервной клетки, а по нему передается нервный импульс (команда) от центральной нервной системы (спинного и головного мозга) к органам и тканям. Для этого необходим миелин — вещество, покрывающее снаружи нервные волокна, но у недоношенного малыша его недостаточно.

Поэтому пока не закончится «одевание» нервных волокон в миелиновую оболочку, передача нервного импульса нарушена, что значительно ухудшает работу организма в целом.

Однако даже у доношенного ребенка не все нервные волокна покрыты миелином, а их «одевание» в норме продолжается обычно до 3-5 месяцев жизни. Тогда как у недоношенного малыша этот процесс протекает длительнее, а в некоторых случаях затягивается на несколько лет.

Головной и спинной мозг

На 28-36 неделе появляются крупные извилины коры головного мозга, но мелких борозд еще немного.

Слабо развиты мозжечок (отвечает за координацию движений) и продолговатый мозг (в нем находится дыхательный и сосудодвигательные центры).

Кора головного мозга незрелая и быстро истощается.

Тогда как спинной мозг у крохи несколько лучше развит и более зрелый, нежели головной.

В силу таких особенностей нервной системы у крохи движения хаотичные и размашистые. Малыш вздрагивает, у него замедлена реакция на раздражители, мышечный тонус и двигательная активность в основном понижены, имеется непостоянный тремор (дрожание или мелкое подергивание) ручек и ножек, подбородка.

Сосуды головного мозга

Расположены хаотично, а соединения между ними развиты слабо. Сами стенки сосудов недостаточно эластичные и прочные, поэтому легко спадаются либо сужаются (возникает спазм). Кроме того, нарушен отток крови из головного мозга.

Из-за таких особенностей сосудов головной мозг плохо обеспечивается питанием. Также имеется высокий риск развития гипоксии (кислородного голодания), нарушения кровообращения (ишемии) и кровоизлияния в ткани головного мозга.

Наиболее часто такие состояния возникают во время родов — в момент, когда нагрузка на головку крохи колоссальная. Поскольку ни малыш, ни родовые пути матери не готовы к родам.

Однако Природа не оставила малютку без защиты: примерно до 34-36 недель имеется специальная зародышевая нервная ткань в боковых желудочках головного мозга. В случае кровотечения, разрыва сосудов или образования тромбов, она способна  растворять кровяные сгустки и кровоизлияния, а также «чинить» повреждения.

Врожденные или безусловные рефлексы 

Как правило, вызываются, но чем меньше срок гестации, тем они слабее и быстрее угасают. 

Глотательный рефлекс появляется примерно на 11-12 неделе внутриутробного развития, а сосательный — на 29 неделе. Поэтому у глубоко недоношенного малыша они могут отсутствовать — показание для кормления через зонд.

Тогда как у ребенка с умеренной степенью недоношенности сосательный и глотательный рефлексы присутствуют. Однако их сила понижена, поэтому малыш нередко сосет «впустую»: внешне он выполняет энергичные сосательные и глотательные движения, но молока высасывает мало.

Кроме того, из-за незрелости нервной системы примерно до 32-34 недель нарушена координация сосания и глотания с дыханием, что, безусловно, затрудняет кормление.

В норме сосательный рефлекс исчезает примерно к возрасту одного года, а глотательный остается на всю жизнь.

Читайте также:  Возможные нарушения развития ребенка до года

Поисковый рефлекс — попытка ребенка найти еду при прикосновении к углу рта. При этом он поворачивает голову в сторону раздражителя, приоткрывает ротик, опускает нижнюю губку и пытается найти пищу. У умеренно недоношенного ребенка он слабый, а у глубоко недоношенного малыша отсутствует.

Поисковый рефлекс сохраняется в норме примерно до 3-4 месячного возраста, затем угасает, поскольку ребенок уже ищет пищу глазами.

Хватательный рефлекс проявляется тем, что если вложить в ладонь доношенного младенца палец, то он крепко цепляется за него.

Однако у недоношенного малыша обычно этот рефлекс появляется лишь к 32 неделе, но он слабый, а на 36-37 неделе вызывается отчетливо.

Хватательный рефлекс сохраняется примерно до четырехмесячного возраста, затем постепенно угасает.

Остальные рефлексы (например, защитный, Моро и другие) в основном оценивает врач при осмотре.

Поведение, состояние сна и бодрствования

Малыш, родившийся до 28 недель, почти все время спит, но при прикосновении или смене положения тела он просыпается, начинает двигать руками и ногами, открывает глаза, либо реагирует гримасой и негромким плачем. Однако у него быстро наступает истощение, поэтому такое состояние длится всего несколько минут, затем малютка вновь засыпает.

Кроха, родившийся на сроке 32 недели и более, самостоятельно просыпается, а затем какое-то время бодрствует. В этом возрасте начинает формироваться смена сна и бодрствования.

К 35-37 неделе появляется отчетливый самостоятельный и громкий крик, а периоды бодрствования удлиняются.

Конечно, малыш, рожденный намного раньше срока, отличается от доношенного ребенка. Однако при создании оптимальных условий для выхаживания шансы на благополучный исход гораздо выше. Именно об этом мы и поговорим в следующем материале.

Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

врач-ординатор детского отделения

фото: https://globallookpress.com

Источник

Недоношенные дети, в силу своей незрелости, в большей степени подвержены неврологическим расстройствам.

Неврологическое развитие недоношенного ребенка

Основные причины приводящие к неврологическим расстройствам у недоношенных детей:

  • Респираторный дистресс синдром (РДС) — «незрелые» легкие;
  • Церебральная патология (проблемы связанные с головным мозгом);
  • Инфекции и их осложнения (внутриутробные инфекции, сепсис, язвенный-некротизирующий энтероколит).

Анатомо-физиологические особенности недоношенных

  1. Незрелость коры головного мозга и относительная незрелость подкорковых образований перивентрикулярной области и ствола головного мозга;
  2. Более низкий обмен веществ (метаболизм) мозга;
  3. Наличие герминативного матрикса, который в большей степени подвержен изменениям после рождения.
  4. Низкий тонус вен и затрудненный венозный отток от структур головного мозга;
  5. Не совершенствование регуляции, в том числе и ауторегулярции мозгового кровотока.
  6. Большая часть (около 75%) перинатальных осложнений возникает в первые 48-72 часа после рождения ребенка.

Факторы риска

  • Низкая оценка по шкале Апгар — 0-1 балл;
  • Тяжелый РДС (респираторный дистресс синдром новорожденного);
  • Апноэ (остановка дыхания);
  • Потребность ребенка в жестких параметрах ИВЛ (искусственной вентиляции легких);
  • Гипокарбия;
  • Врожденный порок сердца;
  • Наличие гемодинамически значимого функционирующего артериального протока (ГЗФАП);
  • Гиповолемия;
  • Системная гипотензия;
  • Генерализованная внутриутробная инфекция;
  • Сепсис;
  • Крайняя незрелость — масса тела менее 1500 грамм.

Патофизиологические механизмы возникновения неврологических расстройств

Дефицит кислорода приводит к ацидозу, возникает дефицит АТФ (специальный фермент). В ответ на это происходит выброс возбуждающих аминокислот, что приводит к изменению проницаемости клеточных мембран. Это в свою очередь приводит к цитотоксическому отеку и гибели клеток головного мозга.

Также повреждения могут развиться в результате кровоизлияния из поврежденных сосудов головного мозга.

Морфологические особенности перинатальных поражений головного мозга

  • Перивентрикулярная ишемия;
  • Перивентрикулярная лейкомаляция;
  • Внутрижелудочковые кровоизлияния (ВЖК).

Особенности неврологических синдромов у недоношенных детей

  • Длительный синдром угнетения ЦНС (центральной нервной системы);
  • Преобладание общемозговых расстройств над очаговыми;
  • Преобладание вегетативных реакций;
  • Наличие атипичных судорог;
  • Гиперсекреторная (сообщающаяся) гидроцефалия в остром периоде тяжелых ВЖК;
  • Преобладание нормтензивной гидроцефалии в восстановительном периоде гипоксически-ишемическеской энцефалопатии;
  • Длительная мышечная гипотония (период мнимого благополучия 2-4 месяца) с трансформацией в особые формы гипертонуса (ДЦП).

Диагностика

  • Нейросонография (НСГ);
  • Доплерография;
  • Компьютерная томография, МРТ;
  • Ликвородиагностика.

Лечение в остром периоде (первые 7 дней жизни)

Фармакологическое окно — первые 24-48 часов.

В этот период лекарственные препараты наиболее эффективны, далее эффективность значительно снижается.

Охранительный режим — правило 3-х Т (Тепло, Темно, Тихо).

Лабораторный мониторинг — регулярная проверка газов крови, гемоглобина, гематокрита, глюкозы;

Обеспечение адекватной вентиляции легких;

Поддержания системной и мозговой гемодинамики;

Профилактика ВЖК (внутрижелудочковых кровоизлияний);

Профилактика и лечение судорог;

Профилактика и лечение отека головного мозга.

Медикаментозное лечение

Читайте также:  Ребенок развитие по месяцам таблица

В зависимости от симптомов и показаний для лечения неврологических расстройств применяют следующие препараты:

Магнезия 25%; кальция глюконат 10%; фенобарбитал, реланиум, сукцинат 1,5%, реамберин (в первые 5 суток жизни).

Церебропротекторы назначают не ранее 4-х суток жизни. Это такие препараты как:

Пирацетам, пантогам, глицин, кортексин, церебролизин, актовегин и другие.

Лечение подбирается индивидуально, в зависимости от тяжести состояния, наличия или отсутствия осложнений и сопутствующей патологии.

Источник

Интенсивно развиваются технологии выхаживания преждевременно рожденных детей. Некоторые из малышей рождаются глубоко недоношенными. Помимо проблем, связанных с лечением и выхаживанием таких крошек, существуют трудности с оценкой их нервно-психического развития. На какие нормы и шкалы стоит ориентироваться, чтобы понять, нормально ли развивается малыш?

Маленькие борцы

После перехода на новые критерии живорождения врачи стали выхаживать детей, появившихся на свет в 22 недели и старше. Их вес очень мал: от 500 грамм. 

Это не просто очень маленькие дети. У таких малышей органы и системы незрелые, иммунитет работает слабо, а сам организм очень чувствителен к воздействию на него различных неблагоприятных факторов. То, что никак не отражается на здоровье доношенных детей, ребенка с экстремально низкой массой тела может убить или серьезно повредить его здоровье.

Дети, родившиеся на свет с очень низкой массой тела (от 1000 до 1499 г) и с экстремально низкой массой тела (менее 1000 г), составляют группу максимального риска по развитию различной тяжелой патологии и инвалидизирующих заболеваний. Причем чем меньше срок беременности, тем выше риск того, что у одного ребенка будет совокупность серьезных проблем.

У многих недоношенных детей, которым удалось выжить, отмечаются нарушения работы внутренних органов, неврологические расстройства, сенсорные нарушения. У них более высокий риск детского церебрального паралича, задержки умственного развития, минимальных мозговых дисфункций (проблемы речи, нарушения зрения, сложности в обучении, трудности с концентрацией внимания).

Физическое развитие тоже имеет свои особенности. Как правило, оно имеет низкие показатели на протяжении первых трех лет жизни у детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела. Это связано с тяжестью состояния в первые недели и месяцы жизни, высокими энергетическими затратами, трудностями вскармливания, проблемами усвоения питательных веществ. Ну а дефицит питательных веществ отражается не только на показателях роста и веса, но и на нервно-психическом и интеллектуальном развитии ребенка.

Ранее выявление различных патологий, формирования вышеперечисленных и других нарушений необходимо для того, чтобы вовремя начать реабилитацию малыша и адекватное лечение. Цель этих мероприятий: адаптировать ребенка к жизни, а также дать ему возможности для обучения и развития.

Может ли у одного ребенка быть сразу несколько возрастов?

Мы привыкли считать возраст человека от момента его рождения. А вот у недоношенного ребенка врачи определяют сразу три возраста. Какие же?

  • Хронологический возраст

Это тот показатель, к которому мы привыкли. Он считается от дня рождения ребенка. Если малыш родился 1 января, то 1 февраля ему исполнится 1 месяц.

  • Постконцептуальный возраст

Его еще называют постменструальным. Это тот возраст, который считается от первого дня последней менструации. Он считается в неделях (иногда для точности к неделям добавляются дни). Например, ребенок родился 1 января в сроке 25 недель. В таком случае 1 февраля его постконцептуальный возраст составит 29 недель и 2 дня.

  • Корригированный возраст

Это возраст ребенка с поправкой на недоношенность. Он считается относительно 40 недель в ту и другую сторону. Если ребенок родился в 25 недель 1 января, то его корригированный возраст 1 февраля составит минус 11 недель, то есть ему не хватает 11 недель до 40. А сколько же ему будет 1 июня, когда хронологический возраст составит 6 месяцев? Оказывается, ему будет всего 6 недель и 4 дня корригированного возраста! 

Другими словами, только спустя полгода после рождения на сроке 25 недель гестации малыша можно будет сравнить по развитию с полуторамесячным доношенным ребенком. Хотя слово «сравнить» не совсем является уместным в данной ситуации.

Именно на основе корригированного возраста составлена наиболее часто используемая шкала умений недоношенных малышей.

Особенности психомоторного развития недоношенных

Как можно сравнивать, насколько хорошо развиваются недоношенные дети, родившиеся в одно и то же время, но на разном сроке? Естественно, что ребенок, родившийся в 34 недели, скорее догонит своих доношенных сверстников, чем кроха, появившийся на свет в 27 недель. Так на какие показатели ориентируется врачи? На что обратить внимание родителям?

Читайте также:  Центр развития ребенка золушка великий новгород

Прошло немало времени, прежде чем врачи могли сделать определенные выводы о нервно-психическом развитии преждевременно рожденных детей, хотя разработка различных шкал (как более простых, так и сложных) для оценки развития недоношенных детей продолжается до сих пор. 

О чем мы точно знаем сегодня?

  • Ребенок развивается поступательно (постепенно).
  • Навыки формируются примерно в той же последовательности, как и у доношенных детей, но с поправкой на корригированный возраст.
  • Индивидуальные особенности становления психомоторных функций связаны со сроком беременности, на котором родился ребенок, с уровнем его морфофункциональной незрелости и степенью перинатального повреждения. То есть, ребенок тем дольше будет приобретать новые навыки, чем больше проблем он пережил в первые месяцы своей жизни.
  • Необходимо динамическое ежемесячное наблюдение за ребенком, чтобы можно было адекватно оценить темпы его развития.

Что умеет кроха?

Ниже мы приведем примерный перечень навыков и умений, которые можно ожидать от недоношенного малыша в первые 18 месяцев его жизни. Однако стоит помнить, что ориентироваться стоит не на хронологический возраст, а на корригированный. 

Это условные нормативы, которые нельзя строго применить ко всем недоношенным детям, но для родителей и врачей важно иметь хотя бы такие ориентиры.

  • 2 месяца корригированного возраста: первые умения

Малыш устойчиво удерживает голову, начинает гулить, улыбаться, прислушивается. Он узнает родных людей, радуется им при общении.

  • 4 месяца корригированного возраста: расширение возможностей

Малыш хорошо лежит на животике, поднимает голову, осматривает пространство вокруг. Он следит за предметами, за людьми. Кто-то из малышей уже хорошо переворачивается на живот и спину, а кто-то только учится это делать.

  • 6 месяцев корригированного возраста: движение вперед!

Ребенок учится сразу многому: ползать, вставать на четвереньки, сидеть. Развивается речь – появляется лепет. Это многократное повторение одних и тех же слогов («ма-ма-ма», «дя-дя-дя» и др.). Малыш очень интересуется игрушками, интересными вещами, которые находятся даже вне зоны его досягаемости, он пытается к ним подползти, подтянуться.

  • 9 месяцев корригированного возраста: как интересен мир!

Тяга к новым знаниям и любопытство побуждают малыша везде ползать, вставать, тянуться за предметами, разнообразно играть. В речи все больше новых слогов, он пытается подражать новым звукам. Малыш начинает хорошо понимать слово «нет», ведь именно в это время появляется так много запретов от родителей.

  • 12 месяцев корригированного возраста: развивается самостоятельность

Ребенок уже многому научился: он делает первые шаги, много ходит вдоль мебели, может нагнуться и поднять с пола предмет. Активно развивается речь: малыш осознанно произносит новые слова, может ответить на простые вопросы, понимает речь, обращенную к нему. Активно пользуется жестами: машет ручкой, мотает головой, кивает. Он очень расстраивается, если пропали из поля зрения мама или папа, начинает плакать.

  • 15 месяцев корригированного возраста: учиться и еще раз учиться!

С каждым днем пополняется словарный запас малыша. Он любит рассматривать картинки, слушать книжки, может показать пальчиком на предметы, животных, части тела. Движения становятся более координированными, ребенок хорошо ходит, умеет присесть на корточки. Он осознанно играет простыми развивающими игрушками (кубики, пирамидка), учится сортировать, собирать простые головоломки.

  • 18 месяцев корригированного возраста: совсем большой!

Малыш уже может подняться на лестнице, взобраться на горку на улице, начинает бегать, пытается сам одеваться и раздеваться, неплохо ест ложкой и пьет из чашки. Он четко знает, что хочет, и что не хочет. Ребенок эмоционально общается, употребляет в речи все больше слов.

Оценить гармоничность развития малыша можно совместно с педиатром и неврологом. Эти же специалисты вовремя заметят «слабые места» в развитии крохи и помогут разработать план его дальнейшего наблюдения, построения развивающих занятий при необходимости лечения, включающего не только лекарства, но и массаж, лечебную физкультуру, кинезиотейпирование и другие современные методики.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Особенности психомоторного развития и методы реабилитации недоношенных детей после выписки / Федорова Л.А. // Вестник современной клинической медицины. = 2014. — Том 7. — вып.6
  2. Оценка нервно-психического развития недоношенных детей на первом году жизни / Степанова О.А. // Вестник современной клинической медицины. = 2013. — Том 6, вып.1
  3. Особенности физического и нервно-психического развития глубоконедоношенных детей раннего возраста, рожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела в Калининградской области / Муц Е.У., Шестакова В.Н. // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. = 2019. — Том 1

Источник