Периоды постэмбрионального развития ребенка

Периоды постэмбрионального развития ребенка thumbnail

В данной статье ответим на вопрос, что такое постэмбриональное развитие, рассмотрим его основные этапы и их особенности.

Определение 1

Постэмбриональный или постнатальный период (также носит название постэмбриогенез) – это период развития человека от момента рождения до смерти.

Основные стадии постэмбрионального развития

Постэмбриональный период человеческого развития можно разделить на три основных этапа:

  • ювенильный (дорепродуктивный) период, который завершается с моментом наступления полового созревания;
  • зрелый (репродуктивный)– период жизни человека в состоянии половозрелости;
  • период старости (пострепродуктивный), завершающийся смертью человека.

Данная классификация носит условный характер, поскольку состояние разных людей одного и того же возраста может существенно отличаться, поэтому используется также классификация возрастов:

  • хронологический или календарный;
  • биологический.

Особенность биологического возраста в том, что он может не соответствовать календарному (указанному в паспорте). Биологический возраст определяют структурные, функциональные, обменные особенности конкретного человека (его организма), а также его адаптивные способности.

Ювенильный период в развитии человека

Определение 2

Ювенильный период – это период, начинающийся с момента рождения и заканчивающийся у женщин до 21 года, у мужчин — до 22 лет.

Ювенильный период, в свою очередь, подразделяется на несколько этапов:

  1. Период новорожденности, который продолжается первый месяц жизни ребенка. Малыш продолжает принимать позу эмбриона, характерную для его внутриутробного развития. Основную часть времени маленький человек на этом этапе роста находится в состоянии сна.
  2. Грудной период. Грудным называют ребенка в возрасте от одного месяца до года. Этот этап характеризуется активными изменениями в двигательной системе. К концу первого месяца ребенок только еще старается распрямить ноги; в 1,5 месяца малыш способен поднять и удержать голову; 6 месяцев – время, когда большинство детей получают навык сидения; а уже к первому году жизни многие из них делают первые шаги. При этом нужно отметить, что возрастной момент появления того или иного навыка – сугубо индивидуальный процесс; мы привели лишь усредненные границы.

В грудной период стремительными шагами развивается психика ребенка. На втором месяце жизни уже возможно наблюдать первую улыбку ребенка; в 4 месяца малыш становится способен хватать предметы и исследовать их, беря в рот, различать людей; после наступления 6 месяцев приходит понимание отдельных слов и фраз. Высокая двигательная активность первого года жизни ускоряет обменные процессы и нормализует работу нервной системы. Чтобы ребенок правильно развивался в этот период, необходимо соблюдать три условия: постепенность, повторяемость и систематичность. При этом организация четкого режима дает возможность вырабатывать у малыша условные рефлексы.

  1. Раннее детство – это период в возрасте от года до трех лет. Раннее детство — важнейший этап в физическом и психическом развитии ребенка, характеризующийся активным ростом, приобщением ко взрослой пище, закладыванием базовых свойств личности, таких как самостоятельность, стремление к самоуважению, самовыражению. В данном возрасте маленький человек делает первые попытки определить свое место в этом мире, получает навык проживания всего спектра доступных человеку чувств. Не зря пресловутый кризис трех лет по силе и структуре психических изменений считается едва ли не более сложным, чем подростковый кризис. На данной стадии овладение новыми навыками происходит в процессе подражания взрослым.
  2. Дошкольный период – период развития человека в возрасте от трех до семи лет. Ребенок активно познает окружающий мир, проявляет любознательность. Это период активного развития мозга, формирования так называемой внутренней речи. На этом этапе игра является важнейшим инструментом формирования навыков.
  3. Школьный возраст – период взросления от 7 до 17 лет. Школьный период можно поделить на этапы:
  • ранний (7-11 лет);
  • средний (мальчики: 11-15 лет; девочки: 11-14 лет);
  • старший (15-17 лет).

На раннем этапе дети осваивают письменную речь, получают навык коллективизма, нахождения в социуме, познают окружающий мир, нарабатывают первый опыт взаимодействий. Подростковый период характеризуется стремительным темпом физического и полового развития.

  1. Юношеский период – этап развития в возрасте от 17 лет до 21 года. На данном этапе мы имеем сформировавшуюся личность, которая в практической жизни начинает реализовывать полученные навыки.

Зрелый период в развитии человека

Определение 3

Зрелый период постнатального развития начинается в возрасте 21-22 лет (у женщин и мужчин соответственно).

Данный период подразделяется на два этапа:

  • до 35 лет;
  • от 36 лет до 55 у женщин и 60 у мужчин.
Читайте также:  Гармоничное развития растущего ребенка

На первом этапе происходят некоторые изменения физиологических реакций, обмена веществ, что есть предвестники инволюции. После 45 лет в организме человека происходят существенные изменения эндокринных функций. После 50 лет запускаются процессы, являющиеся началом периода старения.

Период старения человека

Замечание 1

Период старения наступает у женщин после 55 лет; у мужчин – после 60.

Современная классификация делит людей, находящихся в периоде старения, на группы:

  • 60-76 лет – пожилые люди;
  • 75-89 лет – старые;
  • старше 90 лет – долгожители.

Определение 4

Старение является закономерным этапом развития, свойственным не только человеку, но и любому другому живому организму. Данный период изучает геронтология, устанавливающая закономерности старения и формирующая рекомендации по продлению жизни.

Имеют место следующие признаки старения:

  • поседение волос (начинается после 30 лет, а иногда и раньше, и постоянно прогрессирует);
  • видимо меняется текстура кожи, ее внешний вид;
  • изменяется осанка;
  • наблюдается уменьшение мышечной силы;
  • выпадение зубов;
  • происходит уменьшение внутренних органов;
  • кровеносные сосуды становятся менее эластичными, в связи с чем изменяется кровяное давление;
  • снижаются адаптивные и регенеративные способности организма, иммунитет и замедляется процесс теплообразования;
  • ухудшается качество зрения и слуха;
  • наблюдается ухудшение памяти, сокращение времени реакции, снижение работоспособности.

Источник

Основные стадии постэмбрионального развития

Постэмбриональный или, как его еще называют – постнатальный, период человеческого развития подразделяется на три основных периода:

  • ювенильный, который длиться до момента полового созревания;
  • зрелый, включающий период взрослости в половозрелом состоянии;
  • период старости, который заканчивается смертью.

Данные периоды постэмбрионального развития также можно назвать:

  • дорепродуктивный,
  • репродуктивный,
  • пострепродуктивный периоды.

При этом следует понимать условность данной схемы, т.к. реальное состояние людей одного и того же возраста может в значительной степени различаться. Для этого была введена классификация возрастов:

  • хронологический или календарный,
  • биологический.

Биологический возраст человека определяется совокупностью структурных, обменных, функциональных особенностей человеческого организма, и его приспособительными возможностями. Этот возраст может не соответствовать возрасту, указанному в паспорте.

Ювенильный период в развитии человека

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Замечание 1

Ювенильный период начинается сразу после рождения. Он длится у женщин примерно до $21$ года, а у мужчин немного дольше — до $22$ лет.

Первый месяц жизни ребенка — это период новорожденности. Ребенок в это время находится в позе эмбриона, напоминающей положение плода в матке. Большая часть жизни ребенка в этот период проходит во сне.

Период с первого месяца до года называется грудным. Первый год жизни ребенка насыщен изменениями в двигательной системе. Если в конце первого месяца он только делает попытки распрямить ноги, то в полтора месяца уже может поднимать и удерживать голову, к шести месяцам сидит, а первые шаги делает в конце первого года жизни. Активно развивается в данный период психика ребенка. На втором месяце своей жизни ребенок начинает улыбаться, к четвертому месяцу исследует предметы, беря их в рот, начинает различать людей. Во втором полугодии ребенок начинает понимать некоторые фразы. Активные движения ребенка в этом периоде способствуют ускорению обменных процессов в организме растущего ребенка и нормализуют работу нервной системы. В этот период для правильного развития ребенка необходимо выполнять три правила: постепенность, повторяемость и систематичность. Четкий режим жизни позволяет выработать условные рефлексы.

Раннее детство включает возраст от года до трех лет. Это период, в котором наблюдается активный рост ребенка, приобщение к пище взрослых, проявление самостоятельности и стремление к самоуважению. В раннем детстве дети овладевают новыми движениями, в игре начинают подражать взрослым.

Дошкольный период длится от трех до семи лет. Для этого периода характерен большой интерес к окружающей действительности и проявление любознательности. В этот период растет мозг и формируется внутренняя речь которая проявляется в разговорах ребенка с самим собой или с игрушками. Игра для развития ребенка в этот период имеет огромное значение.

Период от семи до семнадцати лет называется школьным и подразделяется на ранний (период от $7$ до $11$ лет), средний (период от $11$ до $15$ лет у мальчиков, от $11$ до $14$ лет у девочек) и старший (период от $15$ до $17$ лет). Для раннего школьного периода главным является овладение письменной речью, воспитание коллективизма, познание нового об окружающем мире, усвоение определенного опыта. Подростки и школьники старшего возраста характеризуются быстрыми темпами физического и полового развития. Такой ускоренный процесс называется акселерацией.

Читайте также:  Предметно манипулятивная деятельность и ее значение в развитии ребенка

Зрелый период в развитии человека

Замечание 2

Зрелый период постэмбрионального развития наступает у мужчин примерно в $22$ года, а у женщин уже в $21$ год.

Период зрелого возраста условно можно разделить на два этапа:

  • до $35$ лет,
  • от $36$ до $60$ лет у мужчин и от $36$ до $55$ лет у женщин.

В период $30-35$ лет обнаруживаются определенные изменения физиологических реакций, изменения уровня обмена веществ. Эти симптомы предшественники инволюции. После $45$ лет у человека наблюдаются значительные изменения эндокринных функций. А после пятидесяти лет происходят изменения, означающие начало процесса старения.

Период старения человека

Замечание 3

Старение у мужчин начинается примерно после $60$ лет, а у женщин уже после $55$.

Согласно современной классификации людей в период старения можно разделить на следующие группы:

  • $60$ — $76$ лет — пожилые,
  • $75$ – $89$ лет — старые,
  • свыше $90$ лет — долгожители.

Определение 1

Старение — это закономерная стадия индивидуального развития, свойственная не только человеку, но и всем живым организмам. Старость изучает наука – геронтология, которая определяет закономерности старения и формулирует рекомендации о продлении жизни.

Существуют определенные признаки старения:

  • поседение волос, которое, надо отметить в популяции начинается после 30 лет и постоянно прогрессирует;
  • изменение текстуры кожи и ее внешнего вида кожи;
  • изменение осанки;
  • потеря мышечной силы;
  • выпадение зубов;
  • уменьшаются размеры внутренних органов;
  • кровеносные сосуды теряют свою эластичность и изменяется кровяное давление;
  • снижается иммунитет, способность к регенерации, теплообразованию;
  • ухудшается слух и снижается острота зрения;
  • сокращается время реакции, слабеет память и снижается работоспособность.

Источник

Постэмбриональное развитие — процесс индивидуального развития организма, начинающийся с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек, и продолжающийся вплоть до гибели. Постэмбриональное развитие сопровождается ростом. При этом он может быть ограничен определённым сроком или длится в течение всей жизни.

Различают 2 основных типа постэмбрионального развития:

  • прямое развитие;
  • развитие с превращением, или метаморфозом (непрямое развитие).

Выделяются 3 периода постэмбрионального развития:

  • ювенильный (до окончания созревания);
  • пубертатный (занимает большую часть жизни);
  • старение (до смерти).

Типы постэмбрионального развития[править | править код]

Прямое постэмбриональное развитие, или прямое развитие — тип развития, при котором родившийся организм отличается от взрослого меньшими размерами и недоразвитием органов.
В случае прямого развития молодая особь мало чем отличается от взрослого организма и ведёт тот же образ жизни, что и взрослые. Этот тип развития свойственен, например, пресмыкающимся, птицам, млекопитающим.

Постэмбриональное развитие с метаморфозом, или непрямое развитие — тип развития, при котором родившийся организм должен пройти одну или несколько стадий метаморфоза, прежде чем превратится во взрослый организм.

Из яйца появляется личинка, порой внешне совершенно не похожая и даже отличающаяся по ряду анатомических признаков от взрослой особи. Часто личинка ведёт иной образ жизни по сравнению со взрослыми организмами (например, бабочки и их личинки гусеницы). Она питается, растёт и на определённом этапе превращается во взрослую особь, причём этот процесс сопровождается весьма глубокими морфологическими и физиологическими преобразованиями. В большинстве случаев организмы не способны размножаться на личиночной стадии, однако существует небольшое количество исключений. Например, аксолотли — личинки хвостатых земноводных амбистом — способны размножаться, при этом дальнейший метаморфоз может и не осуществляться вовсе. Способность организмов размножаться на личиночной стадии называется неотенией.

Рост организма[править | править код]

Для развития любого существа в онтогенезе характерно увеличение массы тела, т.е. наличие роста. Рост — количественный признак, характеризующийся увеличением количества клеток и накоплением массы внутриклеточных образований, линейных размеров тела. Масса тела увеличивается до тех пор, пока скорость ассимиляции превышает скорость диссимиляции. По характеру роста все живые существа могут быть разделены на 2 группы: с определённым и неопределённым ростом. К первой группе относятся насекомые, птицы, млекопитающие; ко второй — моллюски, ракообразные, рыбы, земноводные, рептилии.

Влияние факторов внешней и внутренней среды на рост организма[править | править код]

На процесс роста у человека и животных влияет множество экзогенных и эндогенных факторов. Для нормального развития организм нуждается, прежде всего, в полноценном питании. Пища должна включать необходимое по возрасту количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ. Роль света определяется его участием в синтезе в организме кальциферола (витамин D2) и пигмента меланина в коже. Поэтому свет можно считать важным фактором роста и развития. К экзогенным факторам, влияющим на рост и развитие организма, относятся также витамины, которые в зависимости от растворимости делятся на жирорастворимые (витамины А, D, E, K) и водорастворимые (витамины С, P, РР, группы B). Из эндогенных факторов, влияющих на рост и развитие организма, большое значение придаётся гормонам.

Читайте также:  Развитие и воспитание самосознания у ребенка

См. также[править | править код]

  • Онтогенез
  • Развитие

Литература[править | править код]

  • О.-Я.Л.Бекиш. Медицинская биология. — Минск: Ураджай, 2000. — 520 с. — ISBN 985-04-0336-5.

Источник

Периоды постэмбрионального развития

Постэмбриональное развитие животных подразделяется на три периода: ювенильный, период зрелости и период старения.

Ювенильный период характеризуется продолжением начавшегося ещё в эмбриональной жизни органогенеза и увеличением размеров тела. К началу этого периода все органы развиты до такой степени, что молодое животное может существовать и развиваться в окружающей среде. Выполняют свои функции нервная, кровеносная и выделительная системы.

С выходом организма из зародышевых оболочек начинают функционировать органы дыхания, пищеварительная система и органы чувств.  В течение ювенильного периода окончательно складываются видовые и индивидуальные особенности организма и особь достигает характерных для вида размеров.

Позже других органов развивается половая система. Когда заканчивается её формирование, наступает второй этап постэмбрионального развития.

В течение периода зрелости происходит размножение. Продолжительность этого периода у различных видов животных разная. У некоторых видов он длится лишь несколько суток, у других — много лет.

Период старения характеризуется замедлением обмена веществ и деградацией органов. Старение приводит к естественной смерти.

Прямое и непрямое развитие

Для ювенильного периода характерно прямое или непрямое развитие.

При прямом развитии на свет появляется особь, похожая на взрослую, но значительно меньших размеров. Её дальнейшее развитие сводится главным образом к росту и половому созреванию.

Прямое развитие характерно для животных с яйцекладным и внутриутробным типом онтогенеза: млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, некоторых беспозвоночных  (малощетинковых червей, пауков и др.).

При непрямом развитии появившийся на свет организм (личинка) по строению и образу жизни отличается от взрослых особей. Для того чтобы личинка стала взрослой, требуется перестройка её организма —  превращение, или метаморфоз.

Метаморфоз — быстрое изменение, которое происходит при переходе от личиночной стадии к взрослой форме.

Это процесс постэмбрионального созревания, который характерен для многих групп животных: большинства беспозвоночных (плоских червей, насекомых, двустворчатых моллюсков и т. д.), а также для рыб и земноводных.

Пример:

личинка лягушки (головастик) не похожа на взрослое земноводное, а похожа на рыбу (нет конечностей, жаберное дыхание, боковая линия и т. п.). Постепенно происходит развитие органов взрослых земноводных.

Головастики лягушки

Непрямое развитие насекомых бывает с полным превращением (с полным метаморфозом) и с неполным превращением (с неполным метаморфозом).

При развитии с полным превращением из яйца появляется личинка, которая питается, растёт, затем превращается в куколку. Внутри неподвижной куколки происходит полная перестройка всех органов. Из куколки выходит взрослое насекомое (имаго).

Полное превращение характерно для чешуекрылых (бабочек), жесткокрылых (жуков), двукрылых (мух и комаров), перепончатокрылых (пчёл, ос, шмелей) и т. п.

Развитие с неполным превращением происходит, когда отсутствует стадия куколки. Личинка в процессе линек постепенно превращается в имаго. Неполное превращение характерно для тараканов, полужесткокрылых (клопов), прямокрылых, стрекоз.

Сравнение прямого и непрямого развития

Преимущества прямого развития организмов:

  • развитие организма во взрослую особь (ювенильный период) обычно проходит за более короткий промежуток времени;
  • не происходит существенной перестройки организма, и поэтому требуется меньше энергии и питательных веществ.

Недостатки прямого развития организмов:

  • для осуществления эмбрионального развития требуется большое количество питательных веществ в яйцеклетках или внутриутробное развитие потомства;
  • при перенаселении обостряется внутривидовая конкуренция между молодыми и зрелыми особями, так как им необходимы одинаковые жизненные ресурсы.

Преимущества непрямого развития организмов:

  • у многих видов животных личинки и взрослые особи занимают разные экологические ниши — это снижает внутривидовую конкуренцию;
  • у малоподвижных или прикреплённых животных личинки способствуют расселению вида, расширению его ареала.

Недостатки непрямого развития организмов:

  • развитие во взрослую особь обычно занимает длительный промежуток времени;
  • для метаморфоза требуется много пищи и энергии. 

Источник