Предметно манипулятивная деятельность и ее значение в развитии ребенка

Предметно манипулятивная деятельность и ее значение в развитии ребенка thumbnail

Предметно-манипулятивная деятельность

как ведущий вид деятельности у детей 1-3 лет

I. Предметно-манипулятивная деятельность

как ведущий вид деятельности у детей 1-3 лет

Предметно-манипулятивная игра – это ведущий вид деятельности у детей с 1года до 3лет. К 1-му году у ребенка появляются два важнейших новообразования: ходьба и речь – это позволяет приобрести самостоятельность от взрослого, самому обследовать мир предметов. Взрослый нужен не для общения, а для показа, объяснения и демонстрации способов действий с предметами.

Предметно-манипулятивная игра не имеет конкретной цели, в отличие от сюжетно — отобразительной игры не является попыткой воспроизведения чего-либо, имитации. Для ребенка ценны сами по себе действия, т.е. манипуляции с предметами.

Знакомясь с предметом, ребенок выделяет его качества, признаки и свойства, следовательно, развивается восприятие. Он запоминает предметы, действия с ними и их названия, а значит, развивается память и речь.

Предметно-манипулятивная игра обеспечивает развитие мышления и формирование мелкой моторики рук т.к. пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Развитие мелких мышц, движений рук, в свою очередь влияет на развитие речи, интеллекта.

Манипулирование и экспериментирование с предметами сопровождается разнообразными  эмоциональными проявлениями, значит, наряду с предметным происходит эмоциональное освоение мира (удивление или страх перед неизвестным, радость от получившегося и обида от неудавшегося действия…).

Таким образом, в предметно-манипулятивной игре происходит психическое и физическое развитие ребенка.

Предметно-манипулятивная деятельность – это основа таких видов деятельности как труд, игра, изобразительная деятельность. Как и общение предметно-манипулятивная деятельность не исчезает, а органически включается в другие виды деятельности как отдельные действия: например в труде – действия с орудиями труда.

II Условия успешного развития предметно –

манипулятивной деятельности

1.        Создавая условия для развития предметно-манипулятивной деятельности надо учитывать психологические и физические особенности детей раннего возраста:

∼ Восприятие – чувственное. При восприятии органы чувств взаимодействуют, поэтому, завладев предметом, ребенок берет его в рот, стучит им, бросает, трясет его, рассматривает и т.д.

При восприятии формы, величины и пространственных отношений всегда взаимодействуют зрение и осязание.

∼ Внимание – неустойчивое, непроизвольное. Трудно сосредотачиваться длительное время на однообразной деятельности. Но в процессе игры могут достаточно долго удерживать внимание на одном объекте. Поэтому занятия строятся в игровой форме с чередованием видов деятельности и объектов внимания.

∼ Маленький объем внимания: одновременно в поле своего внимания удерживают 1 объект.

Поэтому: 1) начинают обучение с действий, требующих соотнесения по одному свойству (только цвет, форма, размер) далее переходят к соотнесению по двум свойствам;

2) Количество объектов в два года – не более двух: двухместные матрешки, доска с двумя прорезями, разрезные на две части картинки;

3) Если убывающая величина – количество элементов сначала  равно трём, постепенно увеличивается, но не превышает пяти (вкладыши — формочки, пирамидки…).

К трем годам количество объектов увеличивается.

∼ Воля – низкий уровень развития воли, поэтому общение с другими детьми кратковременно и конфликтно. Играют, действуют не сообща, а рядом друг с другом.

Так как ребенок зависит от внешних стимулов, определяющих его поведение, то поведение ситуативно.

Дети 1-3 лет эмоционально неустойчивы, быстро переходят из одного эмоционального состояния в другое.

Особенностями волевых качеств, внимания и эмоциональной неустойчивости обусловлены ситуативно-личностное общение (каждому необходимы индивидуальный контакт с педагогом) и кратковременность предметных форм обучения. Обучение строится так, что воспитатель может говорить понемногу с каждым ребенком, и не рассчитано на работу с группой как с единым целым.

∼ Дети 2-3 лет очень активны, они любят много двигаться, бегать, играть в догонялки. Желательно придать таким играм целенаправленный характер, с их помощью ребенок может осваивать пространство и учиться ориентироваться в нем.

        2. Еще одно условие для успешного развития предметно-манипулятивной деятельности – постепенное расширение круга предметов, осваиваемых ребенком. В поле зрения ребенка попадают различные предметы, привлекающие его внимание. От взрослого зависит обеспечение богатства, разнообразия и изменчивости предметной среды. Имеются в виду не только специальные дидактические игрушки, но и предметы быта (пр. «Радуга» с.109 – перечень дидактических игрушек).

        3. Следующее условие – любое действие осваивается ребенком постепенно. Внешние свойства предмета должны быть особым образом учтены при выполнении действия с ним, иначе не будет результата. Т.к. сенсорные процессы находятся у ребенка в стадии формировании, то ему трудно осваивать любое действие. Об успешном освоении действия говорят следующие показатели:

1) хорошо представляет конечный результат (например, знает как должны располагаться кольца в пирамидке);

2) ориентируется в свойствах предметов, соотносит их между собой (соотносит расстояние между стержнем и кольцом пирамидки, соотносит отверстие в кольце и стержень);

3) владеет движением (с первого раза надевает кольцо на пирамидку);

4) контролирует свои действия на основе сенсорных ориентировок (исправляет допущенную ошибку).

Когда выработался алгоритм выполнения действий малыш гораздо легче осваивает другие, особенно подобные действия: научился есть ложкой – легче насыпать песок в ведерко, научился  застегивать крупные пуговицы – учится застегивать мелкие.

4. Четвертое условие – помощь взрослого. Сначала нужно понаблюдать за ребенком и определить какая помощь и в какой мере ему нужна. Т.е. надо учитывать опыт ребенка. Для этого нужно знать этапы развития предметно-манипулятивной деятельности.

I этап – формирование предметного действия (по Эльконину – 4 стадии):

ν        1 стадия — совместное выполнение  действия ребенка со взрослым;

ν        2 стадия — совместно-раздельное выполнение (начинают вместе, заканчивает сам);

ν        3 стадия — выполнение действия ребенком на основе показа взрослым;

ν        4 стадия — самостоятельное выполнение на основе  вербальных подсказок и указаний взрослого.

Действие проходит путь от неспецифического  использования орудий действия к использованию по назначению (манипуляции→результативные действия (перекладывание, передвигание) → собственно предметные действия (в соответствии с назначением предмета)).

II этап – перенос действия: – с одного предмета на другой, – в иную ситуацию.

        Перенести в иную ситуацию детям раннего возраста трудно, так как привязаны к определенной ситуации выполнения действия.

III этап – возникновение игровых действий: использование игрушки вместо реальных предметов из мира взрослых и воспроизведение в игре действий.

III. Содержание работы с детьми от 1 года до 3 лет

по предметно-манипулятивной деятельности

1. Выделение признаков объектов.

Цвет – задание вопросы, игры в которых дети упражняются  в различении и названии основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый и ахроматических цветов: белый, черный. Обсуждаются любые предметы окружающей обстановки – игрушки, одежда кукольная и детская, предметы быта.

С возрастом восприятие цвета совершенствуется : например задание на выбор по образцу без названия цвета – почти не выполняют дети до 2-х лет, выполняют примерно ½ детей к 2г.6мес., а уже к 3 годам большинство детей испытывают потребность знать и называть 5-6 цветовых тонов.

С отвлеченными цветами (эталонами цвета) не знакомятся, только через наблюдение окружающей действительности.

Э.Г. Пилюгина отмечает, что наиболее доступными являются задания на группировку предметов идентичного цвета. Хуже ориентируется на цветовые свойства при выборе по образу. Это связано с избирательным отношением детей к цвету. Ребенок группирует в процессе свободного манипулирования, отбирая предметы предпочитаемого цвета, а затем уже, чаще по прямому указанию взрослого, объединяет оставшиеся предметы.

Задание на выбор по образцу выполняются только теми детьми, которые систематически производят сопоставление цвета объектов и образца. Эта представляет для детей определенные трудности: некоторые продолжают проявлять избирательное отношение к цвету, указывая всякий раз на предмет одного и того же цвета, независимо от образца. Часто после первого правильного выбора малыш «теряет» задачу и переходит к простому манипулированию.

В начале предлагают детям группировать предметы контрастных цветов (красный — синий, желтый — синий, белый — черный), затем переходят к группировке близких цветов (синий — зеленый, желтый — красный, желтый — зеленый).

Читайте также:  Ранее развитие ребенка до года по месяцам

В начале предлагают задания на выбор одного цвета из двух контрастных, после переходят к заданиям на выбор одного — двух цветов из предлагаемых четырех.

Используют продуктивные задания: рисование в соответствующих тонах, выкладывание мозаики разного цвета по образцу с словесными заданиями. Цель таких заданий – фиксировать вниманием детей на том, что цвет может быть признаком разных предметов и использоваться для их обозначения («Гуси с гусятами», «Одуванчики и жук на лугу», «Елочки  и грибочки», «Курочка и цыплята»).

Величина: большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, тяжелый – легкий.

Любая величина изучается в сопоставлении и сравнении. Объекты сравнивают по размеру: визуально (на глаз), путем накладывания, прикладывания, помещение одного в другой (матрешки, бочонки, ведерки, формочки – вкладыши), по весу – путем взвешивания на руке.

Сюда же относятся ситуации, в которых ребенок учиться характеризовать количество и объем много — мало (например: много воды в банке, мало в чашке; много булочек в тазу, мало – в тарелке).

Форма: одинаковая – разная.

Существует множество заданий типа «найди пару», «найди такой же» – для этого используются детали мозаики, конструктора, детской посудки. Полезно использовать задания типа «найди такой же, но красный», «найди такой же, но большой». Надо следить, чтобы формы были полностью тождественны. Целесообразно использовать при этом геометрические формы (тела) и фигуры, т.к. трудно подобрать, например, изображения животных абсолютно одинаковых по форме, но разных по цвету.

Э.Г. Пилюгина отмечает, что особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования формы. Сначала ребенок вместе со взрослым обводит контур предмета, затем сам, только после это переходит к чисто зрительному анализу.

2. Выделение количественных характеристик множеств

а) один – много. Характеристика «много» оценивается визуально, но не требует  пересчета, «один» — это уже начало обучения отсчитыванию.

Ее встраивают в контекст практических действий (например: на подносе много булочек, а у каждого  на блюдце — по одной булочке).

б) один, два – через рассматривание частей тела, парных предметов (рукавички две, а шарф шапочка – одна…).

3. Пространственное расположение предметов

а) Расположение относительно замкнутой линии (внутри — снаружи) – эти характеристики формируются в речи во время игры и различной деятельности детей: кукла в домике, она внутри; пуговицы в коробке, они внутри; дверь закрыли, зайка остался снаружи; что внутри этой матрешки? и т.д.

б) Расположение в пространстве – в играх и речевом общении постоянно используются предлоги и наречия, характеризующие пространственное положение самого ребенка и окружающих предметов. Надо стараться не просто употреблять их, характеризуя готовую организованную ситуацию, а делать малыша главным организатором пространства. Для этого используют  «ситуации по заданию»: встань на коврик; спрячь под стол; поставь сандалики под стульчик…

Используют также подвижные картинки.

в) Расположение на линии (между, за, перед, следом) – эти характеристики фиксируются в речи и практической деятельности. Понимание такого расположения предметов (упорядочение) является основой для понимания принципа порядка при построении множества натуральных чисел: кукла перед мишкой; кто следом за куклой?; кто между мишкой и зайкой?

Классический пример упорядочения последовательности – сказка «Репка»: дедка за репку, бабка за дедку…

Используют другие сказки с упорядоченным появлением героев: «Теремок», «Колобок»… Также можно использовать пальчиковые игры с последовательным касанием пальчиков. Например:

«Мыла мышка мылом лапку,

каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой…».

К осознанию необходимости упорядоченности некоторых процессов (например: одевание, раздевание, умывание) подводит разрешение проблемных ситуаций: надели шапку, а как теперь надеть свитер?; обулись, а как надеть колготки?; надели рукавицы – не можем застегнуть шубу.

IV Развитие познавательных процессов в предметно-

манипулятивной деятельности

Познавательные процессы – это основные формы психической деятельности, позволяющие быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей действительности.

  1. Мышление (практическое, теоретическое и творческое)

Успешность познавательного процесса обеспечивается сформированностью у человека характерных приемов умственной деятельности.

Существует возможность активного включения в процесс математического развития младших дошкольников различных приемов умственных действий на математическом материале.

∼ Сериация – построение упорядоченных, возрастающих и убывающих рядов. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладыши-формочки, мисочки, бочонки. Сериацию можно организовать по признаку размера: длина, высота, ширина. Например: постройка лестницы из трех кубов, цилиндров разного размера.

Если предметы разного типа, например игрушки, то можно предложить расставить их по росту.

∼ Анализ – выделение свойств объекта или выделение объекта из группы по определенному признаку.

∼ Синтез – соединение различных элементов, признаков, свойств в единое целое. Психология анализ и синтез рассматривает как взаимодополняющие процессы (анализ через синтез и наоборот).

Анализ и синтез широко развиваются в конструировании. Задания на формирование умения выделять признаки того или иного предмета, а также на соединение их в единое целое можно предлагать и с первых шагов математического развития ребенка:

 – задания на выбор предмета из группы по любому признаку (предлагаются с 2 лет) (возьми красный мяч; принеси большой кубик);

 – задания на выбор нескольких предметов по указанному признаку (с 2 лет) (выбери все мячи…);

 – задания на выбор одного предмета по нескольким  указанным признакам (с 3 лет) (принеси большой синий мяч, маленький красный кирпичик…);

 – изучение квадрата, круга, цилиндра, конуса, куба также предполагают действия анализа: например при рассмотрении квадрата выделяют углы и стороны;

 – игры с разрезными картинками, пазлами – это тоже упражнение аналитико-синтетического  характера.

∼ Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называется основанием классификации. В раннем возрасте проводят классификацию по заданному основанию, а задания на поиск самого основания не используют (только в старшем дошкольном возрасте) т.к. они требуют определенного уровня сформированности операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

В качестве основания классификации может выступать:

 – название объекта (чашки  и тарелки, круги и квадраты, шары и кубики);

 – размер (большие и маленькие мячи, длинные и короткие ленточки…);

 – цвет;

 – форма (сортировка геометрических фигур и тел);

 – любые другие признаки нематематического характера (грузовые и легковые машины; домашние и дикие животные).

∼ Сравнение – логический прием УД, требующий выявления сходства и различия между признаками предметов.

Ребенок легче находит признаки различия, чем сходства.

 – задания на разделение группы объектов по какому-то признаку требуют сравнения;

 – игра вида «Найди такой же» направлена на умение сравнивать.

∼ Обобщение – это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Обобщение у дошкольников формируется как выделение и фиксация общего признака двух или нескольких объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом его деятельности, например классификации: Эти все синие, а эти все – красные; эти все большие, а эти все – маленькие.

Приведенные примеры сравнения и классификации всегда заканчиваются обобщением.

  1. Память

Это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения. Развитие словесной памяти осуществляется через разучивание стихов, потешек, пальчиковых игр, песенок…

Развитию образной памяти способствуют специальные игры:

— «Что пропало?» — С ребенком рассматривают 2-4 предмета (картинки на фланелеграфе) – каждый он должен уметь назвать. Затем воспитатель накрывает платком, прячет один предмет.

— «Что изменилось?» — Предлагается небольшая сюжетная группа. Ребенок ее запоминает. Затем педагог изменяет 1 (максимум 2) деталь. Задача малыша заметить, что изменилось (например: мишка сидел на стуле, а теперь на полу; у куклы был зеленый бант, а теперь – красный). Данные упражнения способствуют также развитию зрительного внимания.

Библиографический список

1. Белошистая А.В. – «Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет». – Книга 1 – пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: Владос, 2005г.

2. Галанов А.С. – «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет» — М.: Арни, 2000г.

Читайте также:  Степы в развитии ребенка

3. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. – «Кроха» — пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет – М.: Просвещение, 2001г.

4. Доронова Т.Н. Гербова В.В., Якобсон С.Г. – «Радуга»: Программа и руководство для воспитателей 1 младшей группы детского сада.- М.: Просвещение, 1993г.

5. Павлова Л.Н. – Развивающие игры и занятия с детьми от рождения до 3 лет – М.: Мозаика-синтез, 2005г.

6. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. – Раннее детство: познавательное развитие от 1 года до 3 лет – М.: Просвещение, 2003г.

7. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. – М.: Просвещение, 1983г.

Источник

Предметно манипулятивная деятельность и ее значение в развитии ребенка

Èññëåäîâàíèå ïåðèîäèçàöèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå. Ôàêòîðû ñòàíîâëåíèÿ ïðåäìåòíî-ìàíèïóëÿòèâíîé äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà: îñâîåíèå õîäüáû, äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè è óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ, îñâîåíèå ðå÷è. Ðîëü â ðàçâèòèè âçàèìîäåéñòâèÿ ñî âçðîñëûìè.

ÐóáðèêàÏåäàãîãèêà
Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ12.01.2014
Ðàçìåð ôàéëà102,8 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìîñêîâñêèé ïåäàãîãè÷åñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò

Ôàêóëüòåò: Äîøêîëüíîé ïåäàãîãèêè è ïñèõîëîãèè

Êóðñîâàÿ ðàáîòà

íà òåìó

«Ðàçâèòèå ïðåäìåòíîìàíèïóëÿòèâíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà»

Ñòóäåíòêà: Ãîí÷àðîâà Å.À.

Ãðóïïà: 402

Ïðåïîäàâàòåëü: Ëèñèíà Â.Ð.

2013ã.

Îãëàâëåíèå

  • Ââåäåíèå
  • 1. Ïåðèîäèçàöèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå
  • 2. Ôàêòîðû ñòàíîâëåíèÿ ïðåäìåòíî-ìàíèïóëÿòèâíîé äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà
    • 2.1 Îñâîåíèå õîäüáû
    • 2.2 Ïðåäìåòíûå äåéñòâèÿ è óñëîâèÿ èõ ðàçâèòèÿ
    • 2.3 Îñâîåíèå ðå÷è
  • 3. Ðîëü â îáùåíèè ñî âçðîñëûìè â ðàçâèòèè ïðåäìåòíî-ìàíèïóëÿòèâíîé äåÿòåëüíîñòü ðåáåíêà íà ïåðâîì ãîäó æèçíè
  • 3.1. Ðàçâèòèå ïðåäìåòíîé äåÿòåëüíîñòè îò 1 ãîäà äî 2 ëåò
  • 3.2. Ïðåäìåòíî-ìàíèïóëÿòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü ðåáåíêà íà òðåòüåì ãîäó æèçíè
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

2.1 Îñâîåíèå õîäüáû

Äåéñòâèòåëüíî, ðåáåíîê â ðàííåì äåòñòâå — ýòî óæå «õîäÿ÷èé» ðåáåíîê. È õîòÿ õîäèò îí åùå ïëîõî, ñ áîëüøèì òðóäîì, îñîáåííî â íà÷àëå ýòîãî âîçðàñòà, õîäüáà äëÿ íåãî ñòàíîâèòñÿ îñíîâíîé ôîðìîé ïåðåäâèæåíèÿ è èìåííî îíà ñïîñîáñòâóåò âñå áîëüøåé äèôôåðåíöèàöèè ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé è àâòîíîìèçàöèè ðåáåíêà. Ñòåïåíü åãî çàâèñèìîñòè îò ìàòåðè, âçðîñëûõ ñíèæàåòñÿ ïî ìåðå îâëàäåíèÿ õîäüáîé, à, çíà÷èò, ïîÿâëÿþòñÿ íîâûå âîçìîæíîñòè îñâîåíèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû. Ïðîèñõîäèò ðàçðóøåíèå ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ìëàäåí÷åñòâà — ñèòóàöèè «ÌÛ» — òåïåðü óæå íå ìàìà âåäåò ðåáåíêà, à îí âåäåò ìàìó, êóäà õî÷åò.  ñâÿçè ñ ýòèì óìåíüøàåòñÿ çíà÷åíèå íåïîñðåäñòâåííî-ýìîöèîíàëüíîãî îáùåíèÿ, äî ñèõ ïîð åäèíñòâåííîãî ñïîñîáà ñâÿçè ñ âíåøíèì ìèðîì. Òàêèì îáðàçîì, õîäüáà ýòî ïåðâîå çíà÷èòåëüíîå íîâîîáðàçîâàíèå ðàííåãî äåòñòâà, çíàìåíóþùåå ñìåíó ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ìëàäåí÷åñòâà íà íîâóþ. ×òî æå äàåò õîäüáà â ïëàíå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ?

Íà ðèñóíêå 2 èçîáðàæåíû ëèíèè âëèÿíèÿ õîäüáû íà ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà.

Ðèñ.2. Ðîëü õîäüáû â îáùåïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà

Âî-ïåðâûõ, õîäüáà ðàñøèðÿåò âîçìîæíîñòè ðåáåíêà â àêòèâíîì äåéñòâîâàíèè. Ðåáåíîê ïîëóòîðà ëåò íè ìèíóòû íå îñòàåòñÿ â ïîêîå. Îí âåñü â äâèæåíèè. Óñïåõ â îäíèõ äåéñòâèÿõ ïîáóæäàåò åãî ê íîâûì. È íàîáîðîò — íåóäà÷à ïîäàâëÿåò ñîáñòâåííóþ àêòèâíîñòü, à çíà÷èò, è âîçìîæíîñòü ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.

Ìåíÿþòñÿ è ôîðìû ïîâñåäíåâíîé àêòèâíîñòè äåòåé. Äåòè óæå ìîãóò ñàìè åñòü, îäåâàòüñÿ, õîäèòü â òóàëåò. Àêòèâíîñòü ðåáåíêà — ýòî ìîùíåéøèé èíñòðóìåíò ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ âñåõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà.

Âî-âòîðûõ, èíòåíñèâíî ðàçâèâàþòñÿ ïîðîãè ÷óâñòâèòåëüíîñòè, ìûøå÷íîå ÷óâñòâî, ðåáåíîê íàó÷àåòñÿ äèôôåðåíöèðîâàòü öâåòà, çâóêè, ôîðìó è âåëè÷èíó ïðåäìåòîâ, ñîáñòâåííûå äâèæåíèÿ.

Â-òðåòüèõ, áëàãîäàðÿ ðàçâèòûì ïîðîãàì ÷óâñòâèòåëüíîñòè è ìûøå÷íîãî ÷óâñòâà ñîâåðøåíñòâóþòñÿ äâèãàòåëüíûå íàâûêè, â ÷àñòíîñòè ðàçâèâàåòñÿ ãðóáàÿ è òîíêàÿ ìîòîðèêà.  òàáëèöå 1 îòðàæåíà èõ äèíàìèêà.

Òàáëèöà 1. Äèíàìèêà ðàçâèòèÿ «ãðóáîé» è «òîíêîé» ìîòîðèêè

Âîçðàñò

«Ãðóáàÿ ìîòîðèêà»

«Òîíêàÿ ìîòîðèêà»

12-13 ìåñ.

Õîäèò ñàìîñòîÿòåëüíî. Çàïîëçàåò ââåðõ ïî ëåñòíèöå. Íåóêëþæå áðîñàåò ïðåäìåò. Áåðåò è áðîñàåò áîëüøèå èãðóøêè.

×åðòèò ïî áóìàãå öâåòíûìè ìåëêàìè. Âñòàâëÿåò ïðåäìåò â îòâåðñòèå. Äåðæèò ëîæêó, ïîäíîñÿ åå êî ðòó. Ñàì íàäåâàåò øàïêó è îáóâü.

15-18 ìåñ.

Õîäèò áîêîì è çàäîì íàïåðåä. Âçáèðàåòñÿ è ñïóñêàåòñÿ ïî ëåñòíèöå ñ ïîìîùüþ âçðîñëûõ. Áðîñàåò ìÿ÷ íà 1-1,5 ìåòðà.

Ïåðåâîðà÷èâàåò ñòðàíèöû êíèãè(ïî 2 3 ñòðàíèöû ñðàçó).

1&-21 ìåñ.

Ñàì ïîäíèìàåòñÿ è ñïóñêàåòñÿ ïî ëåñòíèöå, äåðæàñü çà ïåðèëà, íàñòóïàÿ íà ñòóïåíüêè îäíîé è òîé æå íîãîé, çàòåì ïðèñòàâëÿåò äðóãóþ.

Âûâîäèò êàðàêóëè, ðîñ÷åðêè.

21-24 ìåñ.

Ïèíàåò íîãîé áîëüøîé ìÿ÷. Ëåãêî íàêëîíÿåòñÿ, ÷òîáû ïîäíÿòü ïðåäìåò.

Îòêðûâàåò äâåðü, ïîâîðà÷èâàÿ ðó÷êó. Íàíèçûâàåò òðè è áîëåå áóñèíîê. Ïåðåâîðà÷èâàåò ñòðàíèöû êíèãè ïî îäíîé çà ðàç.

24-30 ìåñ.

Íåäîëãî ñòîèò è áàëàíñèðóåò íà îäíîé íîãå áåç ïîñòîðîííåé ïîìîùè. Ñòîèò íà öûïî÷êàõ. ×åðåäóåò íîãè, ïîäíèìàÿñü è ñïóñêàÿñü ïî ëåñòíèöå. Åçäèò íà òðåõêîëåñíîì âåëîñèïåäå, êðóòÿ ïåäàëè.

Äåðæèò ïàëüöàìè ìåëîê èëè êàðàíäàø: áîëüøîé ïàëåö ñ îäíîé ñòîðîíû, îñòàëüíûå — ñ äðóãîé.

Â-÷åòâåðòûõ, áëàãîäàðÿ ðàçâèòûì äâèãàòåëüíûì íàâûêàì «õîäÿ÷èé» ðåáåíîê çíà÷èòåëüíî áûñòðåå îñâàèâàåò ïðîñòðàíñòâî, â ÷àñòíîñòè, áîëåå òî÷íî îöåíèâàåò ìåñòîïîëîæåíèå ïðåäìåòîâ, êàê ïî îòíîøåíèþ ê ñåáå, òàê è ìåæäó íèìè.

Â-ïÿòûõ, â ñâÿçè ñ îñâîåíèåì õîäüáû è áîëüøåé àâòîíîìèåé ðåáåíîê îòêðûâàåò äëÿ ñåáÿ îêðóæàþùèé ìèð.  èçâåñòíûõ åìó âåùàõ îí îòêðûâàåò íîâûå ñòîðîíû.  ñèòóàöèÿõ, çàòðóäíÿþùèõ äîáèòüñÿ æåëàåìîãî, îí ïûòàåòñÿ íàéòè ïóòü ê óñïåõó. Òàêèì îáðàçîì, ñîçäàþòñÿ óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ ýëåìåíòàðíûõ ôîðì ìûøëåíèÿ. Ñîâåðøåíñòâîâàíèå äâèæåíèé ñòèìóëèðóåò ïîÿâëåíèå èíèöèàòèâíûõ äâèæåíèé: ðåáåíîê íà÷èíàåò èãðàòü, ñòðîèòü, ðèñîâàòü, à îòñþäà è ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ äåéñòâèé.

Íàêîíåö, â-øåñòûõ, îñâîåíèå õîäüáû ñòèìóëèðóåò ðàçâèòèå ñàìîñîçíàíèÿ. Íà 3-ì ãîäó ìàëûø îòêðûâàåò äëÿ ñåáÿ: «ß ìîãó», ÷òî ïîðîæäàåò è íîâûå ïîòðåáíîñòè è íîâóþ ôîðìó ñàìîñîçíàíèÿ, ÷òî âûðàæàåòñÿ â åãî æåëàíèÿõ — «ß õî÷ó!»

2.2 Ïðåäìåòíûå äåéñòâèÿ è óñëîâèÿ èõ ðàçâèòèÿ

Äðóãèì ãåíåðàëüíûì ôàêòîðîì ðàçâèòèÿ ÿâëÿåòñÿ îñâîåíèå ðåáåíêîì ïðåäìåòíûõ äåéñòâèé. Ïðîöåññ èõ ðàçâèòèÿ èäåò îò ìàíèïóëÿòèâíîé äåÿòåëüíîñòè, ýëåìåíòû êîòîðîé ìîæíî íàáëþäàòü â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå (àêòû õâàòàíèÿ è ïîäðàæàíèÿ), ê ñîáñòâåííî ïðåäìåòíîé.

Îêðóæàþùèé ðåáåíêà ìèð — ýòî, ïðåæäå âñåãî, ïðåäìåòíûé ìèð. Îðèåíòèðîâàòüñÿ â íåì, çíà÷èò, èñïîëüçîâàòü ïðåäìåòû ñîîáðàçíî èõ íàçíà÷åíèþ. Ðàçâèòèå èäåò îò ñâîáîäíîãî ìàíèïóëèðîâàíèÿ, â ïðîöåññå êîòîðîãî ðåáåíîê âûÿñíÿåò ñâîéñòâà ïðåäìåòîâ (1 ã.) ÷åðåç ïðåäìåòíûå äåéñòâèÿ (âûÿñíåíèå çíà÷åíèÿ ïðåäìåòîâ) ê ïðåäìåòíîé äåÿòåëüíîñòè (2 ã.) (èñïîëüçîâàíèå ïðåäìåòîâ ïî íàçíà÷åíèþ. Íà òðåòüåì ãîäó îí íå òîëüêî çíàåò íàçíà÷åíèå ïðåäìåòà, íî è ìîæåò åãî èñïîëüçîâàòü ïî äðóãîìó, ÷òî ôàêòè÷åñêè îçíà÷àåò íà÷àëî èãðû.

Çà ñ÷åò ÷åãî âîçìîæíî ñòîëü áûñòðîå ðàçâèòèå? Ïðåæäå âñåãî çà ñ÷åò ñîîòíîñÿùèõ è îðóäèéíûõ äåéñòâèé.

Ñîîòíîñÿùèìè äåéñòâèÿìè íàçûâàþò òàêèå äåéñòâèÿ ðåáåíêà, êàê ñêëàäûâàíèå ìàòðåøêè, íàíèçûâàíèå êîëåö ïèðàìèäû, çàêðûâàíèå êîðîáêè êðûøêîé, ñêëàäûâàíèå êóáèêîâ è òîìó ïîäîáíûå (1 ãîä 3 ìåñ.).

Îðóäèéíûå äåéñòâèÿ — ýòî òå, â êîòîðûõ ñïîñîá äåéñòâèÿ æåñòêî ôèêñèðîâàí íàçíà÷åíèåì ïðåäìåòà (ê ïðèìåðó, ëîæêîé åäÿò, êàðàíäàøîì ðèñóþò, ìîëîòêîì ñòó÷àò è ò.ï.). Îñâîåíèå îðóäèéíûõ äåéñòâèé âîçìîæíî ïðè ïîìîùè âçðîñëîãî. ×åðåç èõ îñâîåíèå ñîçäàþòñÿ óñëîâèÿ äëÿ íîâîãî âèäà äåÿòåëüíîñòè — èãðû è åå ïðîäóêòèâíûõ âàðèàíòîâ: ðèñîâàíèÿ, ëåïêè, êîíñòðóèðîâàíèÿ.

Êàêîâû æå óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ ïðåäìåòíîé äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà?

Ïðåæäå âñåãî, ýòî íàëè÷èå èãðóøåê: ïèðàìèäêè, ìàòðåøêè, âêëàäûøè ðàçëè÷íîé âåëè÷èíû, öâåòà, ôîðìû, ñäåëàííûå èç ðàçíûõ ìàòåðèàëîâ. Âèäíî, ÷òî òàêèå èãðóøêè íóæíû åìó äëÿ ðàçâèòèÿ ñîîòíîñÿùèõ äåéñòâèé.

Íàðÿäó ñ íèìè ðåáåíîê íóæäàåòñÿ â èãðóøêàõ äëÿ ðàçâèòèÿ îðóäèéíûõ äåéñòâèé: êóêëû, ìàøèíêè, íàáîðû ñòðîèòåëüíîãî ìàòåðèàëà è ò.ï. Îáÿçàòåëüíûì óñëîâèåì ÿâëÿåòñÿ ñîâìåñòíàÿ èãðà ñ ðåáåíêîì. Îñâîåíèå îðóäèéíûõ äåéñòâèé áîëåå ýôôåêòèâíî èäåò â ñîâìåñòíîé èãðå ñî âçðîñëûìè.

Ìíîãî èëè ìàëî äîëæíî áûòü èãðóøåê? Ýôôåêòèâíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà äîñòèãàåòñÿ ïðè íåáîëüøîì ÷èñëå èãðóøåê, ò.ê. ðåáåíêó íóæíî îâëàäåòü âñåìè ñâîéñòâàìè è ñïîñîáàìè îáðàùåíèÿ ñ êàæäîé èç íèõ. Ãëàâíàÿ çàäà÷à âçðîñëîãî äîëæíà ñîñòîÿòü â âûðàáîòêå ó ðåáåíêà óñòàíîâêè íà ïîèñê îñíîâíûõ íàçíà÷åíèé èãðóøêè.

Àíàëèç ðàçâèòèÿ ïðåäìåòíîé äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà ïîçâîëÿåò ïîíÿòü ïðè÷èíû ïîÿâëåíèÿ íîâîé ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ â ðàííåì äåòñêîì âîçðàñòå è åå ñîäåðæàíèå. Äåëî â òîì, ÷òî ìàíèïóëèðóÿ ñ ïðåäìåòàìè è âûÿñíÿÿ èõ ñâîéñòâà, ÷òî ìîæíî âèäåòü åùå ó ìëàäåíöà, ðåáåíîê íå â ñîñòîÿíèè ñàìîñòîÿòåëüíî âñêðûòü íàçíà÷åíèå è ñïîñîáû óïîòðåáëåíèÿ ýòèõ ïðåäìåòîâ. Èìåííî ýòî è ñîñòàâëÿåò îñíîâíîå ïðîòèâîðå÷èå äàííîé ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ. Âûÿñíåíèå íàçíà÷åíèÿ è ñïîñîáîâ óïîòðåáëåíèÿ ïðåäìåòîâ âîçìîæíî òîëüêî ñ ó÷àñòèåì âçðîñëîãî. Èìåííî ïîýòîìó ñîöèàëüíàÿ ñèòóàöèÿ ðàçâèòèÿ â ðàííåì äåòñòâå -ýòî âçàèìîäåéñòâèå: «ðåáåíîê — ïðåäìåò — âçðîñëûé»’. Áåç âçðîñëîãî ðåáåíîê íå â ñîñòîÿíèè îâëàäåòü ÷åëîâå÷åñêèìè ñïîñîáàìè óïîòðåáëåíèÿ ïðåäìåòàìè. Îñíîâíîé ìîòèâ äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà çàêëþ÷àåòñÿ â ïðåäìåòå. È ïîòîìó ïðåäìåòíàÿ äåÿòåëüíîñòü, âûñòóïàþùàÿ â ýòîì âîçðàñòå â êà÷åñòâå âåäóùåé, êàê ðàç è íàïðàâëåíà íà óñâîåíèå ðåáåíêîì ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî ñïîñîáîâ äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè.

Íà îñíîâå íàêîïëåííûõ âïå÷àòëåíèé, ïî÷åðïíóòûõ â ïðåäìåòíîé äåÿòåëüíîñòè, ó ðåáåíêà ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå ðå÷è.

2.3 Îñâîåíèå ðå÷è

Ïðîöåññ ñòàíîâëåíèÿ ðå÷è ðåáåíêà ïî ñâîåìó ïñèõîëîãè÷åñêîìó ñîäåðæàíèþ ñòîëü ðàçíîîáðàçåí, ÷òî íåò âîçìîæíîñòè îñòàíîâèòüñÿ íà íåì ïîäðîáíî. ×òî ÿâëÿåòñÿ èñòî÷íèêîì ðàçâèòèÿ ðå÷è?

Ñ îäíîé ñòîðîíû, ýòî áèîëîãè÷åñêèå äåòåðìèíàíòû. Ñ äðóãîé — ïîòðåáíîñòü â îáùåíèè, êîòîðóþ íåêîòîðûå ïñèõîëîãè òîæå îòíîñÿò ê ãåíåòè÷åñêè îáóñëîâëåííûì. À ñ òðåòüåé, — ýòî äåÿòåëüíîñòü âçðîñëîãî, âûíóæäàþùàÿ ðåáåíêà íàçûâàòü ñâîè æåëàíèÿ, ÿñíî îôîðìëÿÿ ñëîâàìè ñâîè ìûñëè (ðèñ. 3).

Ðèñ. 3. Ôàêòîðû ñòàíîâëåíèÿ ðå÷åâîé äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà

 ñâîþ î÷åðåäü ñòàäèÿ àêòèâíîé ðå÷è íà÷èíàåòñÿ ñ òàê íàçûâàåìîé àâòîíîìíîé ðå÷è. Êàê óçíàòü åå? Ðåáåíîê èñïîëüçóåò àìîðôíûå ñëîâà-êîðíè. Âûäåëÿÿ èõ èç ñëîâ, ñëûøèìûõ îò âçðîñëûõ, îí â äàëüíåéøåì îäíèì òàêèì îäíîêîðíåâûì ñëîâîì îáîçíà÷àåò öåëûé ðÿä ïðåäìåòîâ. Ñóùåñòâåííûì ïðèçíàêîì ýòîãî ïåðèîäà â ðàçâèòèè ðå÷è ÿâëÿåòñÿ îòñóòñòâèå îáîáùåíèé. Íà÷àëî ýòîãî ïåðèîäà ïðèõîäèòñÿ íà êîíåö ïåðâîãî ãîäà æèçíè (11 ìåñ.), à îêîí÷àíèå — íà òðåòüþ ÷åòâåðòü âòîðîãî ãîäà. È åùå îäíà îñîáåííîñòü: êàê ïðàâèëî, íà÷àëî è îêîí÷àíèå àâòîíîìíîé ðå÷è ñâÿçàíî ñ íà÷àëîì è îêîí÷àíèåì êðèçèñà ïåðâîãî ãîäà æèçíè. Åñëè ðåáåíîê çàäåðæèâàåòñÿ íà ýòîé ñòàäèè äî 3-5 ëåò, òî ýòî ñâèäåòåëüñòâóåò îá àíîìàëèè â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè.

 1,3-1,5 ãîäà íà ñìåíó àâòîíîìíîé ðå÷è ïðèõîäèò òàê íàçûâàåìàÿ «òåëåãðàôíàÿ ðå÷ü». Ýòî îäíî- èëè äâóõñëîâíûå ñî÷åòàíèÿ, âûïîëíÿþùèå ðîëü ïðåäëîæåíèé.  âîçðàñòå 1 ãîäà è 3 ìåñÿöà — ýòî îäíîñëîâíûå ñî÷åòàíèÿ, êîãäà ñ ïîìîùüþ îäíîãî ñëîâà ðåáåíîê âûðàæàåò ñìûñë öåëîãî ïðåäëîæåíèÿ. Ïðè ýòîì ðåáåíîê èñïîëüçóåò ñëîâà, îáîçíà÷àþùèå ïðåäìåòû, ñâÿçàííûå ñ åãî æåëàíèÿìè è ïîâåäåíèåì. Ïîñêîëüêó â îêðóæåíèè êàæäîãî ðåáåíêà ñâîé èíäèâèäóàëüíûé íàáîð òàêèõ ïðåäìåòîâ, ñ êîòîðûìè îí òåñíî âçàèìîäåéñòâóåò (èãðàåò), òî è íàáîð ñëîâ îïðåäåëÿåòñÿ íàáîðîì ýòèõ ïðåäìåòîâ. Íàó÷èâøèñü óïîòðåáëÿòü ñëîâà â îïðåäåëåííîé ñèòóàöèè, äåòè íà÷èíàþò èñïîëüçîâàòü èõ â äðóãèõ ñèòóàöèÿõ, èíîãäà íå çàìå÷àÿ ïîäìåíû èñòèííîãî çíà÷åíèÿ ñëîâà.

 1,5 ãîäà äåòè íà÷èíàþò óïîòðåáëÿòü äâóñëîâíûå ïðåäëîæåíèÿ. Ýòî ñîáñòâåííî è åñòü «òåëåãðàôíàÿ ðå÷ü» ðåáåíêà, êîòîðóþ îí íà÷èíàåò îñâàèâàòü ïîñëå òîãî, êàê óïîòðåáëåíèå îòäåëüíûõ ñëîâ ñòàëî äëÿ íåãî ïðèâû÷íûì äåëîì. «Òåëåãðàôíûé» ñòèëü ïðåäïîëàãàåò â îñíîâíîì èñïîëüçîâàíèå ñóùåñòâèòåëüíûõ è ãëàãîëîâ, è ëèøü èíîãäà — äðóãèõ ÷àñòåé ðå÷è. Ðåáåíîê ñàì êîíñòðóèðóåò ñëîâîñî÷åòàíèÿ, êîòîðûå ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé óñòîé÷èâûå ðå÷åâûå åäèíèöû, îáðàçîâàíèå êîòîðûõ ïîä÷èíÿåòñÿ íåêîòîðûì ãðàììàòè÷åñêèì ïðàâèëàì.

Ìîæíî óòâåðæäàòü, ÷òî òåëåãðàôíàÿ ðå÷ü êëàäåò íà÷àëî òàê íàçûâàåìîìó ãðàììàòè÷åñêîìó ñòðîþ ðå÷è.

Èçâåñòíî, ÷òî ãðàììàòèêà, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñîâîêóïíîñòü ïðàâèë, áëàãîäàðÿ êîòîðûì ñëîâà ñêëàäûâàþòñÿ â çàêîí÷åííûå ñìûñëîâûå åäèíèöû. Çíà÷åíèå îòäåëüíûõ ñëîâ îáúÿñíÿåò ñåìàíòèêà, à ïðàâèëà ñî÷åòàíèÿ ýòèõ ñëîâ — ñèíòàêñèñ. Ðåáåíîê, ïîíèìàåò ñìûñë ñëîâ çàäîëãî äî òîãî, êàê íàó÷èòñÿ ãîâîðèòü. Îí îáíàðóæèâàåò ïîíèìàíèå èõ ñìûñëà, êàê òîëüêî íà÷èíàåò ïðîèçíîñèòü ñëîâà. Íî êàê òîëüêî îí íà÷èíàåò ñîåäèíÿòü äâà è áîëåå ñëîâ, â åãî ðå÷è ïîÿâëÿåòñÿ ñèíòàêñèñ, ïîñêîëüêó ðåçóëüòàòîì ñìûñëîâîãî ñîåäèíåíèÿ ñëîâ (ñåìàíòèêè ðå÷è) ñòàíîâèòñÿ çàâåðøåííîå ïðåäëîæåíèå, ñîñòàâëåííîå ïî ïðàâèëàì (ñèíòàêñèñ).

Íà ñëåäóþùèì ýòàïå ðàçâèòèÿ ðå÷è (3-4 ãîäà) îñóùåñòâëÿåòñÿ ïåðåõîä îò «òåëåãðàôíîé» ê ïîëíîöåííîé ðå÷è, èíäèêàòîðàìè êîòîðîé ñòàíîâÿòñÿ ïîëíûå èëè ðàñïðîñòðàíåííûå ïðåäëîæåíèÿ. Êàê ïðàâèëî, ýòî òðåõ- èëè ÷åòûðåõñëîâíûå ïðåäëîæåíèÿ, âêëþ÷àþùèå ïî÷òè âñå ÷àñòè ðå÷è. Ðåáåíîê îâëàäåâàåò ìíîãèìè ïàäåæíûìè îêîí÷àíèÿìè, à óñâîåíèå ãðàììàòèêè ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ó ðåáåíêà ÿçûêîâîãî ÷óòüÿ. Ïîñòåïåííî â ðå÷ü ðåáåíêà âõîäèò ìíîæåñòâåííîå ÷èñëî, ïðîøåäøåå è áóäóùåå âðåìÿ. À.Í. Ãâîçäåâ âûäåëÿë òðè ñòàäèè óñâîåíèÿ ðåáåíêîì ãðàììàòè÷åñêîé ñòðóêòóðû ÿçûêà: ñíà÷àëà ñëîâà óïîòðåáëÿþòñÿ â æåíñêîì ðîäå, çàòåì â ìóæñêîì è ïîñëå ýòîãî ïîÿâëÿåòñÿ ïðàâèëüíîå ñëîâîóïîòðåáëåíèå.

Äëÿ ðå÷è ðåáåíêà â ýòîò ïåðèîä õàðàêòåðíî íàëè÷èå ìíîæåñòâà ãðàììàòè÷åñêèõ îøèáîê. Ïîòîê ðå÷è íîñèò ïðåðûâèñòûé õàðàêòåð. Îäíàêî ïîâòîðåíèå ñëîâ, çàïèíêè íà îòäåëüíûõ ñëîâàõ ïðîõîäÿò áåññëåäíî, åñëè íå äåëàòü èç ýòîãî ïðîáëåìû.  ýòî âðåìÿ äåòè îãðàíè÷åííî ïîíèìàþò ðàçúÿñíåíèÿ òèïà: «åñëè ñúåøü ñóï, ïîëó÷èøü êîíôåòêó».

Ïåðèîä àêòèâíîé ðå÷è õàðàêòåðèçóåòñÿ óäèâèòåëüíî áûñòðûìè òåìïàìè óâåëè÷åíèÿ ñëîâàðíîãî çàïàñà. Åñëè â ïîëòîðà ãîäà ìàëûø èñïîëüçóåò îò 10 äî 30 ñëîâ, â äâà ãîäà — áîëåå 200 ñëîâ, òî ê òðåì ãîäàì ñëîâàðíûé çàïàñ ìîæåò ñîñòàâèòü 1000-1500 ñëîâ! Ïðè÷èíîé òàêîé äèíàìèêè ÿâëÿåòñÿ óñâîåíèå ðåáåíêîì ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ ðå÷è, ò.å. ñåìàíòèêè è ñèíòàêñèñà ðå÷è.

Èòàê, âèäíî, ÷òî ïîñðåäñòâîì óñâîåíèÿ ïðàâèë, ïîíà÷àëó íåòî÷íîãî èõ óïîòðåáëåíèÿ è ïîñëåäóþùåé êîððåêòèðîâêè, äåòè ñîçäàþò ñâîè ñîáñòâåííûå ïðàâèëà ðå÷è, à çàòåì áûñòðî âïèòûâàþò îáðàçöû ðå÷è âçðîñëûõ ñ èõ ïðàâèëàìè ãðàììàòèêè. Ðå÷ü ñòàíîâèòñÿ âñå áîëåå ñëîæíîé è ãðàìîòíîé. Óðîâåíü ðàçâèòèÿ ðå÷è ÿâëÿåòñÿ ìîùíûì äèàãíîñòè÷åñêèì ïîêàçàòåëåì ïñèõè÷åñêîãî è îñîáåííî èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ðàçâèòîé ðåáåíîê ïî ìíåíèþ íåêîòîðûõ àâòîðîâ ýòî òîò, êòî «ëó÷øå äðóãèõ äåòåé ñïðàâëÿåòñÿ ñî âñåìè çàäà÷àìè, ñ êîòîðûìè åìó ïðèõîäèòñÿ âñòðå÷àòüñÿ èçî äíÿ â äåíü». Ñëåäóåò îñîáî ïîä÷åðêíóòü, ÷òî ñåðäöåâèíîé ðàçâèòèÿ ðå÷è ÿâëÿåòñÿ ôîðìèðîâàíèå è ðàçâèòèå ó ðåáåíêà îáîáùåíèé. Ýòî — îäíî èç âàæíåéøèõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïðèîáðåòåíèé ðàííåãî äåòñòâà.

Íà ñòàíîâëåíèÿ ðå÷è ðåáåíêà âëèÿþò âñå òðè ôàêòîðà — íàñëåäñòâåííîñòè, ïîòðåáíîñòè â îáùåíèè è äåÿòåëüíîñòè âçðîñëîãî. Î÷åâèäíî, ÷òî ïî ìåðå âçðîñëåíèÿ óñèëèâàåòñÿ äåéñòâèå âíåøíèõ ôàêòîðîâ, îäíèì èç êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ÿçûêîâîå îêðóæåíèå ðåáåíêà. Ãëàâíûìè íîñèòåëÿìè ÿçûêà äëÿ ðåáåíêà ÿâëÿþòñÿ åãî ðîäèòåëè. Ïîýòîìó îáùåå ïðàâèëî ìîæíî ñôîðìóëèðîâàòü òàê: ÷åì áîëüøå ðîäèòåëè ðàçãîâàðèâàþò ñ ðåáåíêîì, òåì áîëüøåìó îí íàó÷èòñÿ. Ïðè ýòîì íå ñëåäóåò çàáûâàòü è î ñàìîì ðåáåíêå: âñåãäà îáðàùàéòå âíèìàíèå íà òî, ÷òî îí ãîâîðèò. Âàæíûì óñëîâèåì ðàçâèòèÿ ðå÷è ðåáåíêà — ýòî õîðîøèå è äîáðîæåëàòåëüíûå îòíîøåíèÿ ñ íèì. Êàê ðàçãîâàðèâàòü ñ ðåáåíêîì’?

Âî-ïåðâûõ, ñòðåìèòåñü âûçâàòü ó ðåáåíêà ïîòðåáíîñòü çàãîâîðèòü ïåðâûì. Íå ñëåäóåò ïðåäâîñõèùàòü åãî ëþáîå æåëàíèå: ïóñòü îí ïîïûòàåòñÿ ñôîðìóëèðîâàòü åãî. ðàçâèòèå ðåáåíîê ïñèõèêà

Âî-âòîðûõ, ãîâîðèòå ñ ìàëûøîì ïðîñòûìè, ÿñíûìè è ïîíÿòíûìè ïðåäëîæåíèÿìè.

Â-òðåòüèõ, ïðîäîëæàéòå è äîïîëíÿéòå ñêàçàííîå ðåáåíêîì, ò.å. äåëàåò åãî ïðåäëîæåíèå ðàñïðîñòðàíåííûì. Ïðè ýòîì íå ñëåäóåò çàñòàâëÿòü åãî ïîâòîðÿòü çà âàìè — äîñòàòî÷íî òîãî, ÷òî îí âàñ ñëûøèò. Íàïðèìåð, ïîëóòîðîãîäîâàëûé ðåáåíîê ñêàçàë: «Ñóï». «Îâîùíîé ñóï î÷åíü âêóñíûé» — äîáàâëÿåòå âû.

Â-÷åòâåðòûõ, ñòàðàéòåñü ãîâîðèòü âñëóõ î äåéñòâèÿõ ðåáåíêà, îïèñûâàÿ òî, ÷òî îí äåëàåò. Åñëè, ê ïðèìåðó, îí òÿíåòñÿ ê âûêëþ÷àòåëþ ñêàæèòå ïðè ýòîì: «Òû âûêëþ÷àåøü ñâåò». Òàêèì îáðàçîì, âû ïîäñêàçûâàåòå ìàëûøó ñëîâà, êîòîðûå âûðàæàþò åãî äåéñòâèÿ, åãî îïûò.

Â-ïÿòûõ, ãîâîðèòå è î òåõ äåéñòâèÿõ, êîòîðûå ñîâåðøàåòå ñàìè. Òåì ñàìûì âû ïîìîæåòå ðåáåíêó ðàñøèðèòü åãî ñëîâàðíûé çàïàñ, êîãäà îí âèäÿ òî, ÷òî âû äåëàåòå, íàïðèìåð, ìîåòå ïîñóäó, áóäåò ñëûøàòü ñëîâà, îáîçíà÷àþùèå âàøè äåéñòâèÿ. Ãîâîðèòü ïðè ýòîì íóæíî êîðîòêèìè è ïðîñòûìè ïðåäëîæåíèÿìè, ìåäëåííî è îò÷åòëèâî.

Читайте также:  Развитие головного мозга вашего ребенка

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû