Перчатки для развития ребенка

Лилия Ахтамуллина
Тренажер-игрушка «Забавные перчатки»

Истоки способностей и дарования детей

находятся на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский.

Тема: «Тренажер – игрушка «Забавные перчатки».

Направленность: познание окружающего мира и развитие психических процессов ребенка.

Предпосылки:

— проблема психо-речевого развития детей с ОВЗ;

— развитие мелкой и общей моторики;

— создание психолого-педагогических условий и обогащение развивающей среды группы;

— поиск новых путей преодоления проблем в развитии

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта: учебно-методическое пособие.

Предназначение: для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

Участники: педагоги, дети, родители.

Характер участия: сотрудничество.

Продолжительность: сентябрь 2016 г. — январь 2017 г.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Актуальность:

Дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Л. С. Выготский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.

Работая с детьми, имеющими нарушения опорно – двигательного аппарата, я столкнулась с проблемой развития мелкой моторики, ручной умелости, с плохо развитой эмоционально – волевой сферой. Внимательно изучив проблему, познакомившись с методической и педагогической литературой по данному вопросу,я пришла к выводу: развитие ребенка как умственное, так и физическое формируется в процессе его деятельности. Игра – основной вид деятельности детей.

Используя собственный опыт педагогической работы,я разработала: «Тренажер – игрушку – «Забавные перчатки». Тренажер (от англ. train – воспитывать, обучать, тренироваться) – обучающее средство, устройство или приспособление, предназначенное для формирования, совершенствования навыков и умений.

Тренажер – игрушка обладает всеми педагогическими требованиями – доступностью, качеством и эффективностью использования. Он развивает не только мелкую моторику, но и тактильную чувствительность, координацию движений. Одно из достоинств этого Тренажер – игрушки состоит в том, взрослый может сам надеть эту перчатку себе на руки и играть вместе с детьми! Тем самым Тренажер – игрушка помогает педагогу обучить детей умению общения, развивает их коммуникативные способности.

Использование педагогами Тренажера-игрушки «Забавные перчатки» в работе с детьми обеспечивает оптимизацию двигательной активности, укрепления здоровья, совершенствования физиологических и психических функций организма.

Развлекательная функция игр создает атмосферу радости, комфортности. Чем больше положительных эмоций, тем увереннее, уютнее, радостнее, комфортнее ребёнок ощущает себя.

Цель: побуждать детей к совместной деятельности с педагогом и сверстниками через игру с Тренажер – игрушкой «Забавные перчатки».

Задачи:

Создать Тренажер — игрушку «Забавные перчатки».

Осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Создавать позитивную мотивацию к обучению.

Разнообразить формы развития ребенка с нарушением опорно – двигательного аппарата и содержание развивающих занятий.

Помочь ребенку с нарушением опорно – двигательного аппарата преодолеть отклонения в развитии, расширить возможности продвижения к нормативным показателям.

Образовательные:

расширять представления об окружающем ;

развивать тактильную чувствительность и координацию движений;

развивать пространственное восприятие;

обогащать словарь детей по лексическим темам;

стимулировать речевую активность у детей;

прививать навык выполнения словесной инструкции;

активизировать социальные отношения между участниками проекта;

формировать умения и навыки творческой активности, инициативы и самостоятельности;

Воспитательные:

воспитывать умение сочувствовать персонажам, желание играть с другими детьми;

прививать интерес детей к различным видам игр;

формировать положительное отношение к педагогу и сверстникам.

Коррекционные:

развивать психические процессы: восприятие (наглядно-действенное, внимание (слуховое, зрительное, тактильное, кинестетическое – к чему конкретно, например, к звуковой культуре речи, память, мышление (наглядно-образное, понятийное, словесно-логическое);

развивать способности к поддержанию положительных эмоций у детей, общего фона настроения;

развивать мелкую моторику рук и общую моторику, интенсивность, точность, ловкость, согласованность движений;

развивать тактильную чувствительность и координацию движений;

развивать опыт сенсорных впечатлений.

развивать речь, память, произвольное внимание.

Принципы:

— принцип новизны — использование игрушек стимулируют ребенка не только использовать на практике полученные знания, но и стимулируют к приобретению новых знаний;

— принцип занимательности — именно развлекательная функция игр создает атмосферу радости, комфортности, способствует созданию защитных механизмов, осуществлению мощной психоэмоциональной разрядки – и у ребенка возникают положительные эмоциональные ощущения. Чем больше ребенок получает положительных эмоций, тем увереннее, уютнее он ощущает себя в этих играх;

Читайте также:  Развитие глубоко недоношенного ребенка после года

— принцип комплексности — решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи подразумевает планирование ее с учетом взаимодействия всех факторов, времени и формы проведения;

— принцип постепенной усложненности — т. е. ненавязчиво, а в игре ребенок поэтапно совершенствует свои движения;

— принцип сотрудничества — в использовании Тренажер — игрушек очень важна атмосфера доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости.

Этапы работы:

I этап – подготовительный (26.09.2016г. – 26.10.2016г.):

изготовление Тренажера-игрушки «Забавные перчатки».

II этап – формирующий (27.10.2016г. – 27.12.2016г.):

реализация основных видов деятельности.

III этап – заключительный (28.12.2016г. – 25.01.2017г.):

обобщение материалов и результатов работы — сравнительный анализ развития психических процессов.

Презентация (26.01.2017г.)

Ожидаемый результат:

— создание условий для учебно-игровой деятельности с детьми;

— обогащение в группе предметной среды;

— установление доверительных отношений между педагогом и ребенком;

— возникновение и поддержка положительных эмоций у детей, общего фона настроения;

-развитие тактильно-кинетической чувствительности, умения прислушиваться к своим ощущениям, обогащение сенсорного опыта детей;

— развитие координации движения рук;

— развитие речи, памяти, произвольного внимания, восприятия, воображения;

— расширение содержательного общения с взрослым, установление социальных контактов со сверстниками;

— использование тренажера-игрушки в различных видах деятельности детей;

-развитие умения и навыка вовлечения всех пальцев и рук в целенаправленные движения;

— развитие умения сопровождать движение речью;

— углубление знаний об окружающей действительности;

— активизация словаря детей;

— организация активных форм взаимодействия с детьми в образовательном процессе с детьми;

— привитие интереса детей к различным видам игр;

— развитие познавательной активности детей;

— развитие коммуникативных и навыков совместной деятельности;

— формирование умения и навыка творческой активности, инициативы и самостоятельности;

— формирование доброжелательности во взаимоотношениях с детьми;

— вовлечение родителей в воспитательный процесс.

Описание Тренажера-игрушки, механизм действия.

Тренажер – игрушка прост в изготовлении, многофункционален. Он представляет собой детскую перчатку без «пальчиков», на верхней стороне которой пришита липкая лента. Ребенок надевает перчатку на руку и с помощью «липучки» закрепляет любого обыгрываемого «героя». (Приложение 4).

После рассмотрения различных вариантов изготовления «героев» Тренажер – игрушки «Забавные перчатки» я пришла к выводу, что самый практичный и эстетичный способ – это связать крючком из ниток.

Идея создания Тренажер – игрушки понравилась родителям, поэтому принимая активное участие в изготовлении «героев» Тренажер – игрушки для группы.

Все персонажи для Тренажер – игрушки созданы по произведениям народного творчества (потешки, пальчиковые игры, сказки, на которых строится вся игровая деятельность с Тренажер – игрушкой.

В зависимости от поставленных задач, работу детей с Тренажер – игрушкой выстраиваю индивидуально, подгруппами, в парах, коллективно.

Составляющие элементы:

— внесение тренажера-игрушки на занятии;

— создание игровой ситуации;

— перспективный план работы с детьми;

— список используемой литературы;

— приложение (конспекты игр, фотоматериалы, художественное слово и т. д.);

Вариации:

— по количеству;

— по характеру использования (раздаточный);

— использование Тренажера — игрушки в образовательном процессе при изучении одной или разных лексических тем.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательная, двигательная, музыкально-художественная, продуктивная.

Методы и приемы работы с Тренажер – игрушкой:

Методы и приемы обогащения и уточнения словаря: показ с называнием; многократное повторение нового слова или фразы; использование взрослыми нового слова в сочетании с разными знакомыми детьми словами; поручения, предполагающие ответ действием.

Методы и приемы активизации: словаря вопросы и ответы; дидактические упражнения; договаривание детьми нужных слов; сочетание показа и объяснений педагога с игрой детей; поручения, требующие от ребенка развернутого ответа.

Методы и приемы развития слухового восприятия: музыкально – ритмические упражнения; подвижные игры.

Методы и приемы правильного звукопроизношения: артикуляционная гимнастика; упражнения на звукоподражание; использование звуков – «песенок»; словесные игры; упражнения на развитие речевого дыхания, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Читайте также:  Школа развития ребенка школьного возраста

Методы и приемы,развивающие понимание речи и навыки связной речи: рассказывание и чтение детям сказок их обыгрывание, обыгрывание потешек.

Методы и приемы способствующие возникновению и поддержанию положительных эмоций у детей.

Методы и приемы, развивающие тактильно – кинетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувствительный опыт.

Формы работы с применением Тренажер – игрушки

«Забавные перчатки».

Тренажер – игрушку «Забавные перчатки»я использую:

в различных играх (подвижных, дидактических и т. д.);

с различными массажными ковриками;

при выполнение пальчиковых игр;

при выполнение ручных упражнений;

при обыгрывание стихов, песенок, потешек;

при обыгрывание знакомой сказки;

в самостоятельной игровой деятельности.

Тренажер – игрушку «Забавные перчатки» целесообразно использовать в работе и со старшими детьми.

Тренажер – игрушки будет побуждать их к словесному творчеству и придумыванию своих сюжетов. Все это развивает воображение, образное мышление, фантазию, внимание, наблюдательность, выдержку.

Для целенаправленной работы с Тренажер – игрушкой мной разработаны практические занятия для детей. (Приложение 3).

Разработанные занятия позволяют целенаправленно реализовывать поставленную цель.

Таким образом, работа с использованием Тренажер – игрушки «Забавные перчатки» обеспечивает развитие коммуникативной функции, совершенствование коммуникативно – речевых навыков и умений детей раннего возраста, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

А самое главное, «Забавные перчатки» делают процесс обучения детей естественным, приносящим радость и удовольствие.

Перспективный план работы с детьми.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ

26.09.2016г. 26.10.2016г. Изготовление Тренажера-игрушки «Забавные перчатки».

27.10.2016г. 27.12.2016г.

4 неделя октября Игра: Знакомство с «Тренажер – Игрушкой». Дидактическая игра.

1 неделя

ноября Игра: «Ежик» Упражнение на сжатие и разжатие рук.

2 неделя

ноября

Игра: «Лягушка-квакушка – зеленое брюшко»

Подвижная игра «Ловля комарика»

Пальчиковая игра на сжатие и разжатие рук.

Пальчиковая игра «Две лягушки – хохотушки».

3 неделя

ноября Игра: «Мышка – норушка». Обыгрывание потешки «Кот Мурлыка.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

4 неделя

ноября Игра: «Модница крылатая – платье полосатое». Пальчиковая гимнастика «Трудолюбивая пчелка».

Упражнение на сжатие и разжатие рук.

Массажные коврики

Подвижная игра «Пчелка».

1 неделя декабря Игра: «Бабочка — красавица». Упражнение на развитие общей моторики.

Обыгрывание стихотворения «Бабочка».

Упражнения на развитие внимания «Бабочка – красавица».

2 неделя декабря Игра: «Зайка – попрыгай – ка».

Упражнение на развитие общей моторики.

Упражнения на сенсорном коврике.

Подвижная игра «Лисичка и зайчата».

3 неделя декабря Игра Драматизация сказки

«Теремок».

4 неделя

декабря Игра: «Мишка косолапый» Упражнение на развитие общей моторики.

Обыгрывание стихотворения «Мишка».

28.12.2016г. – 25.01.2017г.

Обобщение материалов и результатов работы — сравнительный анализ.

Обобщение материалов и результатов работы.

В начале своей работы над проектом я провела диагностическое обследование уровня развития мелкой моторики и психических процессов. (Приложение 1).

Проведенная диагностика показала, что 63% детей на стадии формирования, 37% не сформированы и 0% сформировано.

На начало учебного года по уровню развития мелкой моторики и психических процессов дети распределились следующим образом.

Начало работы над проектом.

Сформирован —

На стадии формирования 63%

Не сформирован 37%

Проведя первичную диагностику я столкнулась с проблемой развития мелкой моторики, ручной умелости, с плохо развитой эмоционально – волевой сферой. Внимательно изучив проблему, познакомившись с методической и педагогической литературой по данному вопросу,я пришла к выводу: развитие ребенка как умственное, так и физическое формируется в процессе его деятельности. Игра – основной вид деятельности детей.

По окончании своей работы над проектом я провела вторичное

диагностическое обследование уровня развития мелкой моторики и психических процессов. (Приложение 2)

Окончание работы над проектом.

Сформирован 5%

На стадии формирования 62%

Не сформирован 33%

Проведенная диагностика показала, что 62% детей на стадии формирования, 33% не сформированы и 5% на стадии формирования.

Результаты работы показали то, что организация совместной деятельности педагога с детьми по развитию мелкой моторики рук и психических процессов, через систему игр, упражнений привела к значительному росту. У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм.

Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук и психических процессов, навыки детей стали совершенными.

Читайте также:  Ребенок в 2 месяца развитие каждый день

Таким образом, работа с использованием тренажёра-игрушки «Забавные перчатки» обеспечивает развитие коммуникативной функции, совершенствование коммуникативно-речевых навыков, сохранение и укрепление их физического и психического здоровья посредством реализации методов и приёмов.

Литература

Аксенова, М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // М. Дошкольное воспитание. – 1990.

Борисова, Е. А. Пальчиковые игры для детей 4 – 5 лет / СПБ.: КРО, 2001.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования – Автор – составитель О. А. Зажигина. – СПБ.: Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2016.

Карпенко, М. Т. Сборник загадок – М.: Просвещение, 1988.

Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг/ — СПБ, 2002.

Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М., 2001.

Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.

Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. –Нижний Новгород: Флокс, 1995.

Источник

Äåòè îòíîñÿòñÿ ê ìÿãêèì èãðóøêàì è êóêëàì ñ òåïëîòîé è ëþáîâüþ. Îíè äàþò èì èìåíà è ïðèäóìûâàþò èñòîðèþ æèçíè, íàäåëÿþò èõ ÷åëîâå÷åñêèìè ÷åðòàìè õàðàêòåðà, ýìîöèÿìè, ÷óâñòâàìè. Èãðóøêà äîëæíà áûòü «æèâîé», òîãäà îíà áóäåò íðàâèòüñÿ äåòÿì. Áîëüøîé èíòåðåñ è âîñòîðã âûçûâàåò ó ðåáåíêà êóêëà-ïåð÷àòêà. Åùå áû — îíà âåäü ìîæåò äâèãàòüñÿ, îíà ãîâîðèò ìàìèíûì èëè ïàïèíûì ãîëîñîì, ðàññêàçûâàåò íåîáû÷íûå èñòîðèè è èãðàåò âìåñòå ñ íèì!

Êóêëû-ïåð÷àòêè — ýòî ãåðîè äîìàøíåãî äåòñêîãî òåàòðà, íî èõ âûñòóïëåíèå íå îãðàíè÷èâàåòñÿ ðàìêàìè ñîçäàííîé ñöåíû. Îíè ìîãóò íàáëþäàòü, êàê êóïàåòñÿ ìàëûø, êîììåíòèðîâàòü åãî óñïåõè â îáó÷åíèè, áûòü ó÷àñòíèêàìè íîâîé ðàçâèâàþùåé èãðû. Ýòî ïîìîùíèê äëÿ ðîäèòåëåé íà âñå ñëó÷àè æèçíè.

Êàêîé ìîæåò áûòü êóêëà-ïåð÷àòêà: èäåè äëÿ ðîäèòåëåé

Ýòî îòëè÷íàÿ èãðóøêà, êîòîðóþ ìîæíî äàæå èçãîòîâèòü ñàìîñòîÿòåëüíî. Îïûòíûå øâåè è òàëàíòëèâûå ìàñòåðèöû ñîçäàþò îðèãèíàëüíûå, ýêñêëþçèâíûå êóêëû-ïåð÷àòêè äëÿ ëþáîãî ñïåêòàêëÿ. Èíòåðåñíûå âàðèàíòû è âûêðîéêè ìîæíî íàéòè â èíòåðíåò-áëîãàõ. Âîò ëèøü íåñêîëüêî èç íèõ:

  • èç îáû÷íîé êóõîííîé ïðèõâàòêè;
  • áóìàæíûå ãåðîè êóêîëüíîãî òåàòðà;
  • îáúåìíûå ìîäåëè ñ ãîëîâîé èç ÷óëêà è âàòû;
  • âÿçàííûå.

Åñëè âû ëþáèòå òâîð÷åñòâî è ðàñïîëàãàåòå ñâîáîäíûì âðåìåíåì, âû ëåãêî ìîæåòå ñîçäàâàòü ïåðñîíàæè äëÿ ñîáñòâåííîãî äîìàøíåãî êóêîëüíîãî òåàòðà. Ìû ïðåäëàãàåì âàì êðàñèâûå, ÿðêèå è ïîëåçíûå ìîäåëè, êîòîðûå èçãîòîâëåíû èç êà÷åñòâåííîãî ýêîëîãè÷íîãî ìàòåðèàëà. Èõ ïîêðîé ïðåêðàñíî ïîäõîäèò äëÿ ðóêè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, íî êîíñòðóêöèÿ ïðîäóìàíà òàê, ÷òî è ìàëûø ñìîæåò èãðàòü êóêëîé áåç îñîáîé ñëîæíîñòè.

Êóêëà-ïåð÷àòêà ìîæåò èñïîëüçîâàòüñÿ íå òîëüêî äëÿ èãðû è òâîð÷åñòâà, íî è äëÿ óñòðàíåíèÿ äåôåêòîâ ðå÷è, ðàáîòû ñ ëîãîïåäîì. Äëÿ ýòîãî íóæíî êóïèòü ñïåöèàëüíóþ êóêëó ñ ÷åòêî âûðàæåííûìè àðòèêóëÿöèîííûìè îðãàíàìè. Ìàëûø äîëæåí âèäåòü ÿçûê, çóáû èãðóøêè, èìè íóæíî ïðàâèëüíî óïðàâëÿòü. Êóêëà-ïåð÷àòêà ñòàíåò õîðîøèì ïîìîùíèêîì â äðóãèõ îáó÷àþùèõ èãðàõ, ãëàâíîå — ïðîÿâèòü ñìåêàëêó è ñîçäàòü èíòåðåñíûé, ÿðêèé îáðàç ïåðñîíàæà.

×òî ðàçâèâàþò èãðû ñ êóêëîé-ïåð÷àòêîé?

Âåñåëûé äîìàøíèé òåàòð — îäíî èç ëó÷øèõ òâîð÷åñêèõ çàíÿòèé äëÿ ðåáåíêà. Êóêëà-ïåð÷àòêà äëÿ ìàëûøà âûïîëíÿåò ðîëü òðåíàæåðà äëÿ ðàçâèòèÿ ìîòîðèêè ðóê, ñåíñîðíîãî, òàêòèëüíîãî âîñïðèÿòèÿ. Óïðàâëÿòü íåïîñëóøíûìè ïàëü÷èêàìè íå âñåãäà ïîëó÷àåòñÿ ñ ïåðâîãî ðàçà, ýòî õîðîøåå óïðàæíåíèå äëÿ êîîðäèíàöèè äâèæåíèé êèñòåé ðóê.

Èãðà â êóêîëüíûé òåàòð ðàçâèâàåò äðóãèå ïîëåçíûå íàâûêè ó ðåáåíêà:

  • ïàìÿòü, óìåíèå ñòðîèòü ëîãè÷åñêèå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, ìûñëèòü àññîöèàòèâíî;
  • ðå÷åâûå íàâûêè (ïðàâèëüíîå êðàñèâîå ïðîèçíîøåíèå, èñïîëüçîâàíèå èíòîíàöèè, ðåãóëèðîâàíèå ñèëû ãîëîñà);
  • îáðàçíîå ìûøëåíèå, òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè;
  • íàâûêè îáùåíèÿ, ÷óâñòâî òàêòà, óâàæåíèÿ, óìåíèå âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ äðóãèìè äåòüìè.

Êóêëà-ïåð÷àòêà — ýòî íå òîëüêî ãåðîé ñïåêòàêëÿ, íî òàêæå ëþáèìûé äðóã, ïîìîùíèê.

Êóêëà-ïåð÷àòêà äëÿ ëîãîïåäè÷åñêèõ çàíÿòèé

Ïðåäñòàâëåííûå â íàøåì èíòåðíåò-ìàãàçèíå òîâàðû ìîæíî èñïîëüçîâàòü äëÿ èãðîâûõ çàíÿòèé, à òàêæå äëÿ ñåðüåçíîé ðàáîòû íàä äåôåêòàìè ðå÷è. Êóêëà-ïåð÷àòêà ñîçäàíà ïî ñïåöèàëüíîìó îáðàçöó: ëîãîïåä èëè êòî-òî èç ðîäèòåëåé ìîãóò óïðàâëÿòü íå òîëüêî åå òåëîì èëè ãîëîâîé, íî è ñäâèãàòü ÿçûê, çóáêè, äåìîíñòðèðîâàòü, êàê ñîçäàþòñÿ çâóêè. Çàíÿòèÿ ñ íåé íàìíîãî ýôôåêòèâíåå îáû÷íûõ, ìàëûø ðàññëàáëÿåòñÿ, îñòàåòñÿ âîâëå÷åííûì â ïðîöåññ, ëó÷øå ñòàðàåòñÿ. Îíè õîðîøî çàðåêîìåíäîâàëè ñåáÿ ñðåäè ñïåöèàëèñòîâ, ïîäîéäóò äëÿ ðàáîòû â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ.

Источник