Педагогические условия развития самостоятельности ребенка средствами

Психолого — педагогические условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.

Как нам известно проблема детской самостоятельности в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания психологов и педагогов.

 Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.

«Самостоятельность — обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение»

Условиями для развития самостоятельности и инициативы в ФГОС определяются несколькими принципами, на основе которых реализуется педагогическое воздействие и взаимодействие, а именно:

— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок сам выбирает содержание своего образования(становится субъектом образования)

— содействие и сотрудничество всех участников образовательных отношений в различных видах деятельности

— создание условий для свободного выбора детьми того или иного вида деятельности

— создание условий для принятия детьми решений, свободного выражения чувств и мыслей, недириктивная помощь детям.

Так же выделяются виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность. Основные из них

— общение

— бытовой труд. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Примерами таких игр являются «Дочки — матери», дежурство детей, уборка территории и др

— конструктивно-игровая деятельность; ( дети строят из конструктора различные дома, города, мосты у каждого получается своя задумка)

— в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения(лепка, аппликация, дети делают открытки к праздникам у каждого получается своя)

— художественная деятельность.

— игра,  игра способствует развитию активности и инициативы. Самостоятельность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение и деятельность и поведение других детей.

Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру?

Как чередовать игры и распределять детей в группе, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу?

Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты?

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации именно самостоятельной деятельности детей.

Еще  Выготский  Л.С. говорил о том что , во многом все  зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.

В дошкольном возрасте развитие самостоятельности включает в себя общие принципы для всех возрастов, но в то же время для каждого возраста есть свои характерные возрастные особенности.

 Общие принципы, которые включают в себя :

1. предоставление  детям самостоятельности во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

2. отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

3. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

4. содержать в доступном месте все игрушки и материалы;

5. учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

6. создавать в группе положительный психологический микроклимат

Приоритетные сферы проявления   самостоятельности и инициативы на каждом возрастном этапе:

 2- 3 года в этом возрасте главной является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру); поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

3 -4 года Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержание инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо: в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

4- 5 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является  познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;

Читайте также:  Предречевое и речевое развитие ребенка раннего возраста

5- 6 лет  Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу); создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

6-7 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо: вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей; создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами.

     Так же необходимо помнить о том, что  инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. А.Н Леонтьев говорил о том, что овладеть правилом – значит овладеть своим поведением.  Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь  в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя  — анализирует и контролирует действия детей.   Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, которая необходима при подготовке ребенка к школе, самостоятельности дошкольников, а так же развитие познавательных процессов, которые необходимы ребенку на этапе завершения дошкольного детства.  

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва.

2. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах.  М.: Издательство « Институт практической психологии»; Воронеж, 1998. – 256с.

3. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск, 1998. — 800 с.

           4. Ильин Е. П. Психология для педагогов .- ПИТЕР , 2012. — 638 с.

Источник

I. Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В Конституции Российской Федерации, в Концепции модернизации российского образования, в Законе Российской Федерации Об образовании и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного ответственного человека готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями среди планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены такие качества ребенка как: способность самостоятельно действовать управлять своими эмоциями и действиями; планировать свои действия по достижению поставленной цели; применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.

 Исследования ученых доказывают, что в период дошкольного детства открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции, ответственности, творчества. Такие известные психологи как Леонтьев А.С., Божович Л.И., Рубинштейн С.А., Запорожец А.В. объясняют это тем, что в период дошкольного возраста ребенок с одной стороны, отделяет себя от других людей, осознает собственные возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка с взрослым. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. А с другой, желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе, что является особенностями стиля поведения. Ребенок чувствует себя источником своей воли. Ощущение себя источником воли — важный момент в развитии, саморегуляции, однако, в ДОУ не всегда созданы для этого условия.

Читайте также:  Как узнать отстает ли ребенок в развитии в 2 года

Формирование самостоятельности, по мнению Выготского JI.C., во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи, благодаря этому, ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.

Таким образом, основой и необходимым условием для формирования самостоятельности, целенаправленности, является правильная организация сферы детского сада; исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность — это отражено во ФГОС.

В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлены ряд недостатков:

В результатах:

— не достаточно сформирован интерес к самостоятельной деятельности;

— не развито чувство ответственности за результат выполняемых действий;

— не достаточно сформирована способность ставить цель своей деятельности.

В основном процессе:

— отсутствие плана работы по формированию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— неспособность педагогов и родителей поддерживать детскую инициативу к самостоятельной деятельности;

— отсутствие взаимодействия родителей, педагогов и детей в процессе формирования самостоятельности целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

В условиях профессиональной деятельности:

— недостаточный уровень компетентности педагогов по данному вопросу;

— недостаточное использование различных форм работы для формирования детской самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий;

— не организованна развивающая предметно-пространственная среда, способствующая становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий у дошкольников;

— отсутствие дидактических и интерактивных пособий, оптимизирующих работу по становлению у дошкольников самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Таким образом все выше сказанное позволяет предположить, что дошкольный возраст благоприятный период становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, однако недостаток психолого-педагогической поддержки делает этот процесс затруднительным.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

В результате проведенного анализа была сформулирована следующая проблема: определение эффективных психолого-педагогических условий становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий и обеспечение психолого-педагогической поддержки детей и родителей.

3.  Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры

Конкретизация с возрастом и темой работы

Пример проявления в действии и речи ребенка.

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

— Приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

— Предоставление возможности самостоятельно выбирать направление деятельности, с учетом своих потребностей, индивидуального развития, интересов.

— Каждый ребенок имеет представление про свой род, осознаёт правила сожительства в семье, добросовестно исполняют свои обязанности, любят и уважают семейные праздники, участвуют в их организации.

— Дети проявляют интерес, инициативу в выборе деятельности, в выборе сюжета игры, сюжета сказки, настольно-печатных игр и подвижных игр;

 сами рассказывают, описывают, что изображено, акцентируют внимание на интересных моментах.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

— Формирование способности самостоятельно программировать и осуществлять контроль за собственной деятельностью.

— Дети с уважением относятся к взрослым; придерживается норм культуры общения в отношениях с ровесниками, бережно относится к общественному имуществу.

—  Дети придерживаются правил безопасности жизнедеятельности: знают правила поведения на дороге, знают основные правила поведения в экстремальных условиях, считают недопустимым причинить какой-либо вред себе или другим; придерживаются порядка в общественных местах, элементарных правил поведения в магазине, кафе, транспорте, театре и т. д.;

 — Умеют проявлять гостеприимство, правило дарения и принятия подарков, знакомства гостей; имеет элементарные навыки сервировки стола, культурного поведения за столом.

— Дети умеют одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

— Формирование интересов и познавательных действия в различных видах деятельности.

В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают сюжет и распределяют роли, выбирают  или изготовляют атрибуты для игр и предметы заместители, выбирают действия, корректируют свои действия внутри игры.

Читайте также:  Ребенок как субъект своего развития

4.Характеристика изменений в образовательном процессе.

и саморегуляции собственных действий.

Для решения изучаемой проблемы, необходимо провести изменения:

в образовательном процессе:

— составить перспективный план работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей;

— составить план взаимодействия с родителями и педагогами;

— организовать «Родительские гостиные», «Родительские клубы» по тематике данной проблемы;

— в работе с родителями и педагогами использовать тренинги, мастер-классы, деловые игры;

— разработать консультации для педагогов и родителей по поддержанию детской инициативы: «Как правильно хвалить малыша», «Проблемные ситуации для детей», «Развивающие игры для детей», «Что нужно помнить родителям о развитии инициативы у детей»;

— активно использовать технологии проектной деятельности: «Наши питомцы», «Поможем тем, кто рядом»;

— разнообразить сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Кругосветное путешествие», «Мы военные разведчики»;

 в средствах обучения и воспитания:

—   использовать современные интерактивные пособия «В гостях у Мойдодыра», «Мамины помощники»;

— оптимизировать центры активности: уголки детского творчества.

—  создать методическое пособие «Доска выбора»; «Театр эмоций», «Мое настроение».

в контроле педагогической деятельности:

Показатель

Автор, наименование диагностической методики

Цель диагностики

— самостоятельно регулирует собственные действия;

Методика «Изучение саморегуляции» У.В. Уленьковой

Изучение саморегуляции собственных  действий.

— формирование способности самостоятельно программировать и осуществлять контроль за собственной деятельностью.

«Методика исследования процесса психического пресыщения»

А. Карстен. (3-7 лет)

Оценка степени волевой активности.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение образовательных ресурсов (кадровые, научно-технические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организованные)

В связи с этим произошли изменения в условиях образовательного процесса, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов:

1. Кадровые:

—  обучение на курсах повышения квалификации педагогов по вопросам формирования самостоятельности у дошкольников;

—  провести анкетирование, беседы, опрос педагогов и родителей с целью выяснения информационных затруднений в реализации данной проблемы;

2. Научно-методические: 

— разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей и создание информационных буклетов;

— разработка конспектов образовательной деятельности, развлечений;

— внесение изменений в календарном планировании;

3. Материально-технические:

— обогатить развивающую среду средствами обучения и воспитания: приобрести детскую литературу и наглядный материал;

— приобретение мультимедийного оборудования, наглядного сопровождения к нему;

— приобрести настольные дидактические игры.

4. Нормативно-правовые:

— анализ программы детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО (внесение изменений и рекомендации).

5. Информационные:

— использование ИКТ в образовательном процессе;

— использование и обогащение мультимедийной картотеки.

6. Организационные:

— проведение родительских собраний;

— организация совместной проектной деятельности детей, родителей и педагогов;

— выставки художественно-творческой деятельности детей по теме;

— использование разнообразных видов детской деятельности и их интеграция в целях становления самостоятельности.

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

Тема пособия: «В гостях у Мойдодыра»

Возраст целевой группы: 4-5 лет,

Цель пособия: способствовать саморегуляции собственных действий посредством становления навыков личной гигиены.

Задачи:

— развитие у детей активности, контактности, самостоятельности;

— формирование чувства ответственности за свое здоровье;

— развитие у детей познавательных процессов и мыслительных операций.

№ слайда

Действия и возможный вариант пояснения педагога.

1

Детям предлагается отправится в гости к Мойдодыру.

2

Какие предметы вы будете использовать, чтобы быть чистым.

Если  выбран правильный предмет то он перемещается к Мойдодыру.

3

   Как бы вы будете использовать предметы, изображенные в рамке?

 При правильном ответе предмет перемещается к предмету использования.

4

Куда бы вы положили предметы, изображенные в рамке?

При правильном ответе предмет перемещается к предмету использования.

5

Какой алгоритм мытья рук вы бы выбрали? При правильном ответе алгоритм выходит на первый план

6

«Как бы вы ценили свою работу сегодня?»

Детям предлагается выбрать один цветок с изображением эмоции.

Источник