Педагогические исследования развитие ребенка

Педагогические исследования развитие ребенка thumbnail

Понятие и виды педагогического исследования ребенка

Определение 1

Педагогическое исследование – это специально организованный процесс, направленный на изучение педагогических явлений, с целью получения научной информации, оформленной в виде конкретного результата.

Педагогическое исследование устанавливает закономерности взаимосвязей и отношений научных теорий, направленных на построение и совершенствование воспитательно-образовательного процесса.

Методология педагогики на технологическом уровне представлена методикой и техникой организации педагогического исследования. Данный уровень находится в тесной взаимосвязи со всеми предыдущими, так как он оказывает большое влияние на организацию педагогического процесса.

Определение 2

Педагогическое исследование ребенка – это организованный педагогом процесс, направленный на получение актуальных знаний о закономерностях воспитания и обучения ребенка.

Посредством педагогического исследования ребенка объясняются и предсказываются факты и явления становления и развития личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Выделяют следующие виды педагогических исследований, согласно их направлениям:

  1. Фундаментальные педагогические исследования. Результат данных исследований представлен в виде обобщенных концепций теоретических и практических достижений в области педагогики. На основании данных результатов предлагаются модели развития педагогических систем в виде прогностических моделей.
  2. Прикладные исследования. Данный вид исследований направлен на изучение отдельных сторон воспитательно-образовательного процесса, его закономерностей развития.
  3. Разработки. Разрабатываются и предлагаются конкретные научно-практические рекомендации, которые учитывают известные теоретические положения в области педагогики.

Компоненты педагогического исследования:

  • Методологические параметры педагогического исследования: тема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, положения.
  • Критерии педагогического исследования: актуальность, теоретическая и практическая значимость, новизна, степень разработанности и изученности.
  • Программа педагогического исследования: методологический и процедурный разделы.

Этапы педагогического исследования ребенка:

  1. Эмпирический этап: разработка методологического аппарата исследования.
  2. Гипотетический этап: разрешение противоречий, заключающихся в фактическом представлении об объекте исследования и необходимостью понять его сущность.
  3. Теоретический этап: направлен на преодоление противоречий между гипотетическими и функциональными представлениями об объекте исследования.
  4. Прогностический этап: направлен на разрешение, выявленных на предыдущих этапах, противоречий и разработке представлений о его дальнейшем развитии.

Методы педагогического исследования ребенка

Теоретические методы исследования – это методы изучения и анализа педагогической литературы по проблеме исследования.

В процессе изучения литературы, можно установить: какие стороны и проблемы исследования изучены хорошо, а какие недостаточно, по каким вопросам до сих пор ведутся споры и дискуссии, актуальные вопросы по теме исследования и т.д.

Теоретические методы педагогического исследования включают в себя следующие средства работы с литературой:

  • Составление библиографии: предполагает составление списка источников, которые будут использованы в процессе исследования (монографии, статьи из журналов, труды отечественных и зарубежных авторов и т.д.).
  • Реферирование: сжатое изложение источников с выражением собственной точки зрения на мнение автора.
  • Конспектирование: тезисное выделение основных идей и положений.
  • Аннотирование: краткая запись сути содержания книги.
  • Цитирование: дословная запись выражений, цифровых данных и т.д.

Практические методы исследования – заключается в осуществлении непосредственной работы с объектом исследования.

Выделяют следующие практические методы исследования:

  • Наблюдение – процесс получения информации об объекте исследования в его привычной и естественной среде, без какого-либо давления. Во время наблюдения ведутся записи (протоколы), в которых записываются особенности поведения, общения и т.д. Различают включенное и скрытое наблюдение.
  • Эксперимент – специально организованная педагогом проверка, посредством использования различных методов и приемов работы. Педагогический эксперимент направлен на исследование причинно-следственных связей в педагогических явлениях.
  • Опрос – метод исследования, основанный на получении ответов со стороны объектов исследования на заранее составленный список вопросов. Вопросы подбираются педагогом исходя из того, что именно ему необходимо выяснить и исследовать, то есть исходя из темы и цели педагогического исследования. Различают такие виды опроса как сплошной, индивидуальный, очный, заочный, гласный и анонимный.
  • Анкетирование – массовый метод педагогического исследования, предполагающий ответ участников исследования на заранее составленный список вопросов. Различают письменные и устные анкеты. Вопросы анкеты могут быть открытыми и закрытыми.
  • Изучение продуктов деятельности ребенка. Метод, который заключается в изучении и анализе различных работ ребенка (рисунков, письменных работ и т.п.).
  • Изучение документации учебного заведения. Метод, заключающийся в изучении методической и педагогической документации (личные дела детей, протоколы собраний, классные журналы и т.п.).

Математические методы исследования – осуществление количественного и качественного анализа полученных результатов, представление его в виде наглядностей (графики, таблицы, диаграммы и т.д.).

Выделяют следующие виды математических методов исследования:

  • Регистрация – направлена на выявление наличия определенного качества у каждого из членов исследуемой группы.
  • Ранжирование (или метод ранговой оценки) – расположение полученных данных в определенной последовательности.
  • Шкалирование – представление полученных результатов в виде цифровых показателей.
Читайте также:  Центр развития ребенка сказка комсомольский

Статистические методы исследования – это определение средних величин полученных результатов. Представляют в виде среднего арифметического, медианы, дисперсии.

Для проведения данных подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Источник

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

«Развитие творческих способностей учащихся начальных классов»

Выполнила: Яцкая Е.В.,

учитель начальных классов МБОУ НОШ № 24

1.Вводная часть

Актуальность

Формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка — это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному подходу к изучению окружающей действительности.

Каковы бы ни были индивидуальные возможности ребёнка, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач. Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.

Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности: во — первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Осуществляя указанные виды деятельности, ученики решают разные задачи и с разной целью.

Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая, поэтому тему своего исследования я обозначила как развитие творческих способностей.

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна.

Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями:

1. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность.

2. Мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности.

       Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям и моя задача как учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Над данным проектом я работаю два года. Мой личный опыт работы в школе и инновационные подходы в сфере образования побудили меня обратиться к исследованию темы «Развитие творческих способностей младших школьников как средство социализации личности».

Противоречие состоит в том, что реально сложившаяся практика обучения не всегда учитывает потенциальные возможности организации развития творческих способностей детей.

Проблема: отсутствие системы развивающих мероприятий в урочное и внеурочное время, способствующих развитию творческих способностей.

Цель: создание условий для развития познавательных способностей учащихся, их интеллекта и творческого мышления через различные мыслительные операции; воспитание стремления к самообразованию, настойчивости в достижении цели.

Задачи:

1) изучить опыт работы педагогов и психолого-педагогическую литературу по данному направлению;

2) выявить педагогические условия создания и эффективной реализации развивающего характера обучения;

Читайте также:  Развитие лимфатической системы у ребенка

3) разработать комплекс задач, подобрать и экспериментально апробировать систему приёмов, способствующих развитию творческих способностей школьников;

4) проверить эффективность предложенных средств на практике.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей с помощью новых подходов, идей и условий.

Предмет исследования – нетрадиционные методы и приемы для развития творческих способностей младших школьников, как в урочное время, так и внеурочное.

Ожидаемые результаты:

— формирование у обучающихся навыков самостоятельного нахождения путей решения проблемы;

— расширение кругозора и интеллектуального развития;

— формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать;

— формирование умения отстаивать свою точку зрения;

— повышение роста уровня мотивации к обучению;

— повышение эмоциональной устойчивости, желания творить и делиться этим с другими.

— формирование умения самостоятельно работать с различными видами информации;

— формирование умения работать в группах, проявляя коммуникативные умения;

2.Основная часть

Творческие способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями — они продукт развития. Этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых. Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

* творческое мышление,

* творческое воображение,

* применение методов организации творческой деятельности.

Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от решения головоломки до научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Содержательно-технологический блок.

В своей работе я, прежде всего, сменила приоритеты. До недавнего времени все новшества, вводимые в школе, касались в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Моя задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне своих возможностей и были успешными, чтобы в процессе учёбы развивались их творческие способности.

Для этого я применяю разнообразные приёмы организации познавательной деятельности на уроках, включаю школьника в решение проблемных задач, поисковую деятельность, приучаю к наблюдению, интерпретации и обобщению материала. В этом случае обеспечивается разноуровневость и вариативность в решении учебных задач. Рассматриваю практическую деятельность достаточно широко –

как установку на связь с жизнью.

Обобщая и конкретизируя исследования педагогов и психологов (Л. С. Выготского, Дж. Гилфорда, К. Коган, Б. М. Теплова, Е. Торренса, В. Н. Шадрикова и др.), анализируя практический опыт учителей начальных классов, я выделяю в качестве основных принципы эффективной организации творческой деятельности:

1.Восприятие ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть.

2.Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников, которое предполагает восхищение каждой идеей, мыслью, поделкой ученика. После каждого урока технологии и изобразительного искусства делаю выставку работ.

3.Предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятия самостоятельного решения. Такая свобода способствует развитию воображения, фантазии, самостоятельности. Ученики часто выполняют задания творческого характера дома и в классе: сообщения, сочинения, придумывание рассказов, сказок, стихотворений, загадок и т.д.

4.Повышение и укрепление самооценки. При оценке творческих достижений младших школьников учитываю индивидуальные результаты каждого. Форма поощрения гибкая, чтобы через некоторое время она не стала привычной. Самое главное, чтобы ученик испытал радость собственного открытия.

Обозначенные психолого-педагогические принципы, которые я выработала и применяю в обучении, находятся в тесном взаимодействии, взаимодополняют и корректируют друг друга, следовательно, образуют целостную, гуманистически ориентированную систему, цель которой – формирование творческой личности школьника.

Активно внедряю игры, которые способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, доводить начатую работу до конца.

Сочетаю игры и физкультминутки. Целенаправленное использование физкультурных минуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету. Такие «минутки» заряжают энергией и повышают интерес к предмету.

Читайте также:  Воспитание и развитие грудного ребенка

Широко применяю технологию дифференцированного обучения, которая содействует формированию у учеников положительной «Я – концепции». Интеллектуально одаренные учащиеся, решая задачи повышенной трудности, самореализуются и самооутверждаются в обществе одноклассников; учащиеся, обладающие более низким интеллектуальным потенциалом, справляясь с дифференцированными заданиями невысокого уровня сложности, избавляются от комплекса неполноценности.

В своей работе применяю технологию коллективного взаимообучения. Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке часто тоже проводится по группам. Посильные индивидуальные задания каждому ученику в зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою нужность – он тоже выполняет посильную часть общей работы.

Для создания и поддержки творческой атмосферы в классе, я использую исследовательский метод. Реализуя метод проектов и исследовательский метод на практике, поняла, что меняется моя позиция, как учителя. Из носителя готовых знаний я превращаюсь в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Он используется как наиболее совершенное средство обобщения  знаний,  но главным образом для того,  чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни.Значение исследовательского метода раскрывается через его функции. Он  обеспечивает  овладение методами научного познания, формирует черты творческой деятельности, является условием формирования  интереса,  потребности в такого рода деятельности,  дает полноценные,  хорошо осознанные,  оперативно и гибко используемые знания.
Таким образом, сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой,  творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Решение поисковых  задач  осуществляется в несколько этапов: наблюдение и изучение фактов и явлений;  выяснение непонятных явлений,  подлежащих исследованию (постановка проблемы); выдвижение гипотез; построение плана исследования; осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с другими явлениями; формулирование решения, объяснения; проверка решения; практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

Успешность моих воспитанников – это та почва, которая дает добрые всходы личностного смысла знаний, умений и навыков.

Я применяю информационные технологии в разных видах деятельности ученика, что повышает мотивацию к обучению, ребёнок чувствует себя увереннее в своих знаниях, наблюдается уменьшение уровня школьной тревожности, расширяется представление об окружающей действительности, формируются навыки самоконтроля и самообразования.

Контрольно-оценочный блок.

Для анализа результатов деятельности использую различные методы диагностики:

1) Методика «Мотивы учебной деятельности». На основании результатов исследования можно сделать вывод: достаточно высок интерес к учебе и личности учителя (положительная динамика познавательных интересов учащихся к учебе, интереса к личности учащихся на протяжении двух лет).

2) Тест «Отношения учащихся».

В классе сложилась доброжелательная обстановка, взаимопонимание и тесное сотрудничество учеников, учителя и родителей.

3) Тест «Уровень воспитанности».

4) Создала базу данных мониторинга успеваемости, диаграмм и таблиц для проведения эффективной организации работы с классом.

3. Заключение

В дальнейшей своей работе предполагаю расширить применение наиболее эффективных способов использования современных информационно-коммуникационных технологий, интерактивную доску, что позволит совершенствовать методы и приёмы работы на уроках и во внеурочное время. Планирую систематизировать полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал.

Дальнейшая работа по данной теме позволит увеличить количество учащихся, принимающих активное участие в исследовательской деятельности; повысить мотивацию к обучению, качество обучения.

Литература

  1. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.

  2. Туник Е.Е. «Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство», 1998г.

  3. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. – СПб., АОЗТ «Интерс», 1995.

  4. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

  5. Давыдов В.В. «Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы» — М.,1990 г.

  6. Васильев В. «Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации», Народное образование, Москва, 2000г, №9.

  7. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. «Исследовательская деятельность младших школьников» — Учитель, Волгоград, 2008г

  8. Максимова С.И. «Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX – начала XX века» // Одаренный ребенок.- 2006.- № 2.- С. 9-13.

  9. Жукова Т.М. «Развитие человека есть развитие его способностей» // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- С. 46-51.

  10. Ушачев В.П. «Обучение основам творческой деятельности»: Учеб. пособие. — Магнитогорск, 1991. — 55 с.

  11. Унт И.Э. «Индивидуализация и дифференциация обучения». — М.: Педагогика, 1990. — 192 с.

  12. Сидорчук Т.А. «Формирование креативности личности на начальном этапе ее становления на основе системы творческих заданий»: Дис. канд. пед. наук. — М., 1998. — 150 с.

Источник