Паспорт здоровья и развития ребенка
1. Чем этот новый документ отличается от медицинской карты, которую оформляют в детской поликлинике на ребенка?
Медицинскую документацию педиатры ведут для себя и для своих коллег — узких специалистов, которые наблюдают за тем, как растет и развивается ваш ребенок, а в случае его заболевания оказывают профессиональную медицинскую помощь.
Наше законодательство не запрещает родителям знакомиться с медицинской картой, заведенной на ребенка. По первому требованию в лечебном учреждении вам предоставят копии медицинских документов. Однако используемая специалистами терминология не рассчитана на людей без медицинского образования и поэтому не всегда понятна родителям. Разумеется, доктор на приеме, в рамках имеющегося у него времени, ответит маме на возникшие вопросы, но она из-за спешки и волнений многое может забыть, выйдя за порог кабинета. Кроме того, родители не всегда могут присутствовать при осмотре врачом их ребенка, например при проведении профилактических осмотров в образовательных учреждениях.
Поэтому Паспорт здоровья ребенка вводится для того, чтобы, во-первых, медицинская информация была понятна родителям, а во-вторых, с целью повышения активности членов семьи в формирования личности их ребенка.
2. Где должен храниться Паспорт здоровья ребенка?
Документ должен находиться в семье ребенка. Паспорт здоровья предоставляется родителями врачу при посещении ими лечебного учреждения, по требованию медико-психолого-педагогической комиссии, а также воспитателя детского сада или классного руководителя при проведении диспансеризации и профилактической вакцинации.
3. Означает ли, что в документе не будет ни одного специального термина?
Нет, не означает. Хотя все записи специалистов должны быть понятны родителям, тем не менее одной из задач Паспорта здоровья ребенка является знакомство родителей с некоторыми общепринятыми медицинскими терминами, которые характеризуют, например, физиологические показатели развития ребенка. Тогда родители смогут достаточно хорошо понимать врача, когда он во время осмотра ребенка характеризует его здоровье. Кстати, это позволит родителям более объективно оценивать физиологическое и психологическое состояние ребенка.
4. Какая еще информация содержится в Паспорте здоровья ребенка?
Соответственно возрасту даются общие рекомендации по физическому воспитанию, предотвращению детского травматизма и др.
5. Зачем к заполнению Паспорта здоровья ребенка привлекают педагогов?
Семья, врач и педагог — каждый по-своему помогают маленькому человечку вырасти физически и психически здоровым. Педагоги и детские психологи имеют возможность наблюдать ребенка в неформальной обстановке, сравнивать его физические параметры и особенности психического развития с возрастной нормой и, между прочим, судить о том, насколько эффективно заботятся о здоровье ребенка родители.
Разумеется, никто и ничто не заменит ребенку семьи, но у родительской опеки есть оборотная сторона — опасность преобладания субъективных взглядов, давление внутрисемейных, национальных или каких-либо иных традиций, которые не всегда согласуются с научными представлениями о физическом и психическом развитии ребенка.
6. Не будут ли врачи воспринимать Паспорт здоровья ребенка как лишнюю нагрузку или ненужную писанину?
Педиатрам новый документ будет необычайно полезен. Дело в том, что важнейшая задача педиатрии — научить родителей предупреждать болезни детей. Однако врач больше взаимодействует с теми родителями, у которых чаще болеют дети. Здоровые дети, а также дети, страдающие пограничными между здоровьем и болезнью расстройствами, оказываются вне зоны его внимания. Поэтому единичных формализованных медицинских осмотров недостаточно, чтобы своевременно обнаружить признаки начала заболеваний у таких детей и врач не может своевременно выработать эффективную стратегию профилактических мероприятий.
Вот почему специалистам окажут неоценимую помощь записи наблюдений за ребенком тех, кто видит его в повседневной жизни, — родителей и педагогов (воспитателей): насколько активен ребенок, как быстро утомляется, какой у него характер с какими социальными трудностями он сталкивается, ладит ли он со сверстниками. Ответы на эти вопросы дополняют картину представлений врача о ребенке и позволяют педиатру эффективно разработать для своего пациента индивидуальную программу профилактических мероприятий.
7. Что делать, если родители не желают огласки об имеющемся у ребенка заболевании?
Родители имеют право просить врача вместо полного заключения сделать ссылку на записи в амбулаторной карте ребенка, например «см. мед. карту» или «см. заключение психолога». Кстати, записи о протекавших беременности и родам также не являются обязательными и вносятся в Паспорт здоровья ребенка по согласию родителей ребенка.
8. Обязательно ли Паспорт здоровья ребенка следует вести с рождения до 17 лет?
Паспорт состоит из четырех книжечек: первая заполняется на ребенка в возрасте от 0 до 6 лет, вторая — от 7 до 10 лет, третья — от 11 до 14 лет, четвертая — от 15 до 17 лет.
Все книжечки желательно аккуратно хранить в домашнем архиве, они пригодятся вашему ребенку в будущем!
9. Где можно приобрести Паспорт здоровья ребенка?
Всем юным москвичам Паспорт здоровья ребенка выдается бесплатно, и мама получит его при первом патронаже новорожденного на дому или этот документ ей выдаст участковый педиатр. Возможно также, что и классный руководитель в школе выдаст Паспорт здоровья ребенка родителям.
В любом случае документ отдают родителям под расписку. Постарайтесь отнестись к нему бережно!
Общественное мнение
Инициативная группа родителей обратилась с открытым письмом к министру образования и науки Андрею Фурсенко. Внимательно ознакомившись с 43-страничным документом, представители родительского сообщества обнаружили, что помимо сведений медицинского характера ребенку предлагается вносить в паспорт здоровья и личную информацию. Например, перечислить «все основные действия, совершаемые в течение стандартного учебного и выходного дня», сообщить данные о своем рационе питания, нарисовать план своей рабочей комнаты, рассказать о вредных привычках (собственных и своих родственников), вписать в «круги близости» имена людей, с которыми он дружит и с которыми ему интересно общаться, перечислить свои «личные достижения».
Подобные требования авторы обращения к министру считают противозаконными, поскольку они нарушают право ребенка и членов его семьи на неприкосновенность их личной и семейной жизни, право на недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, а также право на конфиденциальность сведений о состоянии здоровья гражданина. «Введение паспорта здоровья школьника в качестве обязательного документа было бы незаконным и антиконституционным актом, – говорится в обращении. – За сбор сведений о частной жизни лица без его согласия предусмотрено наказание по ст. 37 УК, нарушения других конституционных прав российских граждан также караются законом».
Что до рядовых учителей и школьных медиков, то они называют проект очередной профанацией. «Всерьез этим просто некому будет заниматься, – рассказала «Газете.Ru» педиатр одной из подмосковных поликлиник. – Кто будет обрабатывать статистику – врачи, ставки которых посокращали, или медсестры, разрывающиеся между несколькими школами? И кто за это будет платить – бюджет, который и так задерживает зарплату или страховая компания, занятая лишь тем, что снимает с нас условно-тарификационные единицы и налагает штрафы?»
По словам педиатра, существующий вариант школьной медкарты вполне устраивает медиков – в нем есть все необходимые данные о развитии ребенка, профосмотрах и прививках. Вносится в эту карту и группа здоровья ребенка. И, кстати, эти показатели учитывают и условия проживания и воспитания ребенка. Например, в группу II-Б попадают дети из неблагополучных семей.
Не видят смысла в не предлагающих ничего нового документах и учителя. «В каждом классном журнале ведется лист здоровья, медики регулярно отмечают там группу здоровья, группу для занятий физкультурой, – рассказали собеседники «Газеты.Ru». – Конечно, если введут эти паспорта, то все «возьмут под козырек», школы будут закупать эти паспорта, не исключено, что и за родительский счет. Классным руководителям добавится работы, кто-то наверху, кто хотел на этом подзаработать, получит свои деньги. Но вот детям от всего этого точно лучше не будет».
По материалам Газета.ру
Источник
Елена Левина
Паспорт здоровья воспитанника ДОУ
Статья для журнала «Инструктор по физкультуре»
Дата отправления: май 2012
«ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
В статье представлен «Паспорт здоровья воспитанника дошкольного учреждения» как итоговая форма фиксации результатов диагностического обследования детей по физической культуре. Также в паспорте представлена психолого- педагогическая Карта развития ребенка главное назначение которой соблюдение преемственности в работе специалистов на разных этапах образовательного пути ребенка и осуществление к нему индивидуального подхода.
Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.
Под физическим развитием понимается не какое- либо статическое состояние ребенка, а динамический процесс (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологическое его созревание в том или ином периоде детства, поэтому при определении основных параметров физического развития в конкретный момент правильнее говорить о «физическом состоянии».
Всемирная организация здравоохранения определяет физическое развитие как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребенка.
Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности двигательных навыков и развития физических качеств.
Нарушение физического развития диктует необходимость углубленного обследования ребенка.
Отставание в физическом развитии должно привлекать внимание врачей к особенностям семьи ребенка.
Антропометрическое исследование необходимо для установления биологического возраста ребенка, темпа его биологического созревания, решения вопроса о возможности обучения в школе с 6-летнего возраста, рекомендуемых физических нагрузок и занятий спортом.
Физическая подготовленность характеризуется степенью сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Прослеживание динамики развития основных движений позволяет определить наиболее характерные для большинства детей определенного возраста показатели, выявить индивидуальные возможности детей, учесть отстающих, выявить причины отставания в освоении программного материала по физической культуре.
Результаты обследования уровня физического развития и уровня физической подготовленности заносят в индивидуальные карты.
С целью систематизации данных обследования в нашем ДОУ был разработан «Паспорт здоровья воспитанника ДОУ».
Паспорт здоровья воспитанника должен стать базовой оценкой работы ДОУ по физкультурно- оздоровительному направлению, критерием, стимулирующим работу всего персонала детского сада.
Информация, содержащаяся в паспорте здоровья дошкольников, будет основана на физиологических, биологических, физических и психических показателях здоровья воспитанников. Совокупность этих показателей не только позволит правильно оценить состояние здоровья воспитанников, но и осуществить преемственность в работе специалистов, что в свою очередь позволит более эффективно организовать совместную деятельность педагога с детьми.
Паспорт здоровья состоит из 6-ти частей и рассчитан на весь период пребывания ребенка в ДОУ. В его заполнении, на определенном этапе, учитывая паспортный возраст ребенка, будут принимать участие воспитатели, педагоги- специалисты, медицинские работники.
• 1 часть. – «Программа физкультурно- оздоровительных мероприятий ДОУ на пятидневную рабочую неделю»(таблица 1,2). На её основании разработан режим дня для всех возрастных групп, с учетом времени проведения физкультурно- оздоровительных мероприятий. Таблица 1
Организация двигательного режима
№ Мероприятия Периодичность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Примечание
3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7
1. Утренняя гимнастика Ежедневно
2. Физкультминутки Ежедневно * * * * * * * * * * * * * * *
3. Организованная образовательная деятельность (на воздухе, в зале) 3 раза в неделю 1 половина дня по сетке Обозначение:
*- первая половина дня
+вторая половина дня
4. Гимнастика после дневного сна Ежедневно + + + + + + + + + + + + + + +
5. Подвижные игры на свежем воздухе Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +
6. Спортивные игры и упражнения 2 раза в неделю По плану
7. Физкультурные досуги 1 раз в месяц
8. Физкультурные праздники 2 раза в год
9. День здоровья 1 раз в квартал
10. Каникулы 2 раза в год
11. Индивидуальная работа Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +
12. Самостоятельная двигательная деятельность детей Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +
Таблица 2
Профилактические мероприятия и закаливание
№ Мероприятия Периодичность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Примечание
3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7 3-4 4-5 5-7
1. Воздушные ванны Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +
2. Ходьба босиком Ежедневно Во время утренней гимнастики, летом на участке Обозначение:
*- первая половина дня
+вторая половина дня
3. Мытье рук, лица, шеи прохладной водой Ежедневно * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +
4. Солевая дорожка Ежедневно + + + + + + + + + + + + + + +
5. Стопотерапия Ежедневно + + + + + + + + + + + + + + + По плану
6. Дыхательная гимнастика Ежедневно * * * * * * * * * * * * * * *
7. Фитотерапия (фито-чай, полоскание горла) (осень-зима) * + * + * + * + * +
8. Рыбий жир, элеутероккок, С-витаминизация По плану * * * * * * * * * * * * * * *
9. Точечный массаж Ежедневно * * * * * * * * * * * * * * *
10. Массаж По назначе-нию врача * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * + * +
11. Оксалиновая мазь В период эпидемии * * * * * * * * * * * * * * *
• 2 часть. — «Периоды сензитивного развития физических качеств и психомоторных функций в детском и подростковом возрасте».
• 3 часть- «Антропометрические показатели биологического развития организма детей и подростков» (На основе данных таблицы заполняется индивидуальная карта физического развития ребенка медицинским работником с 1-ой младшей группы не реже 2-х раз в год на весь период пребывания ребенка в саду).
Таблица 3
Антропометрические показатели
биологического развития организма детей
Код Показатели Пол Паспортный возраст
2 года 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет
01 Длина тела (см)
д 87.5 96.0-104.0 103.0-110.0 109.0-116.0 115.0-123.0 118.0-129.0
м 89.5 99.0-1056.0 105.0-111.0 109.0-118.0 115.0-125.0 118.0-129.0
02 Масса тела (кг)
д 12.9 13.8-17.1 16.8-19.8 17.5-22.0 19.9-25.9 21.5-27.5
м 13.3 14.7-17.5 16.0-20.1 18.0-22.9 20.0-25.0 21.6-27.9
03 Окружность грудной клетки (см)
д 50.2 52.0-54.0 54.0-56.0 56.0-58.0 58.0-61.0 59.1
м 51.5 53.0-54.0 54.0-57.0 57.0-58.0 58.0-60.0 61.2
04 Жизненная ёмкость легких (мл)
д — — 1000 1000 1180 1300
м — 1000 1000 1180 1200
05 Сила правой руки (кг)
д — 0-1.1 1.5-3.0 3.0-4.8 4.2-8.5 10
м — 1.0-2.4 2.3-6.9 3.3-7.3 6.9-9.3 11
06 Сила левой руки (кг) д — 0-1.9 1.1-3.3 2.8-4.2 4.9-8.8 9
м — 1.0-2.3 1.8-5.8 3.3-6.3 6.5-8.8 10.5
07 Биологический возраст 2 3 4 5 6 7
• 4 часть- «Оценка уровня физической подготовленности» (При оценке используется Общероссийская система мониторинга физического развития детей, подростков, молодежи)
• 5 часть- «Индивидуальная карта физического развития и физической подготовленности дошкольника» (заполняется медсестрой и инструктором по ФИЗО 2 раза в год)
Таблица 4
Индивидуальная карта физического развития и физической подготовленности дошкольника
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___
Группа___
Посещает ДОУ с (дата)___
Показатели физической подготовленности
№ Тесты, единицы измерения Дата обследования
результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка
1 Равновесие
2 Бег на 30м (с)
3 «Челночный бег»3по 10 м
4 Прыжок в длину с места
5 Подъем туловища (сед)
6 Метание на дальность набивного мяча (1 кг)из-за головы
7 Общая оценка
Показатели физического развития
№ Тесты, единицы измерения Дата обследования
результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка
1 Рост (см)
2 Вес (кг)
3 Общая оценка
• 6 часть – «Психолого- педагогическая карта развития ребенка» (Карта состоит из 3 разделов «Социально- бытовое развитие», «Речевое развитие», «Развитие личности и познавательных процессов») и заключения специалистов дошкольного образовательного учреждения, содержащего общую оценку динамики развития и сформированности предпосылок к обучению в школе, прогноз развития и рекомендации по дальнейшему обучению, развитию и воспитанию в школе. Карта заполняется воспитателями групп, учителем- логопедом со средней группы 2 раза в год, педагогом- психологом- по адаптации детей 1-ой и 2-ой младших групп 1 раз в год, в группах коррекции – ежегодно не реже 2 раз в год.
Примечание: Карта обязательно заполняется полностью перед выпуском ребенка из дошкольного учреждения.
Психолого- педагогическая карта хранится в методическом кабинете и передается родителям или законным представителям по месту учёбы ребенка после выпуска его из ДОУ.
Таблица 5
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Ф. И. О. ребенка___
Дата рождения «___»___
МБДОУ «Детский сад №» Вид группы___
Дата поступления в ДОУ___
Домашний адрес___
Сведения о семье___
Мать (Ф. И. О.)___
Отец (Ф. И. О.)___
Кто еще принимает участие в воспитании ребенка___
Адаптация к ДОУ___
Ведущая рука___
Социально- бытовое развитие
(заполняется воспитателем группы)
№ Показатели развития Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
Возраст
Общение со взрослыми
1 -легко идет на контакт, проявляет инициативу
-откликается на инициативу взрослого
-избегает
Общение со сверстниками
1 -легко устанавливает дружеские взаимоотношения
-откликается на инициативу сверстника
-избегает взаимодействия
2 -проявляет качества лидера
-предпочитает подчиняться другим
3 -успешно разрешает конфликты со сверстниками
-в ситуации конфликта просит помощи взрослого
-не умеет разрешать конфликты
Игра
1 -успешно участвует в коллективной игре
-предпочитает играть один
2 -умеет организовать игру, занять других детей
-не умеет организовать игру, откликается на инициативу других детей
3 -в игре ориентируется на правила
-может выполнять правила с помощью взрослого и других детей
-правила не принимает
Особенности поведения и деятельности
1 -умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение
-нуждается в помощи взрослого
-не умет контролировать свое поведение, не выполняет правила распорядка жизни
2 -в основном проявляет самостоятельность
-постоянно нуждается в помощи взрослого, несамостоятелен
3 -работоспособен, энергичен
-работоспособность неустойчивая, зависит от настроения и интереса
-быстро утомляется
Развитие моторики
1 -общая моторика развита хорошо, скоординирован. ловок
-общая моторика развита недостаточно
2 -развитие мелкой моторики соответствует возрастной норме
-развитие мелкой моторики ниже возрастной нормы
Речевое развитие
(заполняется логопедом ДОУ или воспитателем группы)
Раннее речевое развитие:
1) первые слова (возраст)___
2) первые фразы (возраст)___
№ Показатели развития
Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст
1 Фонематический слух:
-нарушен
-сохранен
2 Слоговая структура слова:
-нарушена
-в норме
3 Словарный запас:
-резко ограничен
-беден
-в пределах обихода
-достаточный
4 Связная речь:
-в норме
-ниже возрастной нормы
5 -описание сюжетной картины
-составление рассказа по серии сюжетных картинок
-пересказ текста
-творческий рассказ
-знание стихов и сказок
6 Уровень речевого развития:
-в норме
-ниже возрастной нормы
Развитие личности и познавательных процессов
(заполняется педагогом- психологом ДОУ)
№ Показатели развития
Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст Дата/
возраст
Личностное развитие
1 Особенности мотивации
2 Сформированность внутренней позиции будущего ученика
3 Уровень самооценки
4 Уровень тревожности
5 Уровень произвольности
Познавательное развитие
1 Уровень развития восприятия
2 Уровень развития памяти:
-слуховой
-зрительной
3 Особенности внимания:
-устойчивое
-неустойчивое
4 Уровень развития мышления:
-наглядно- действенное
-наглядно- образное
-логическое
5 Сформированность мыслительных операций:
-классификация и обобщение
-умение устанавливать причинно- следственные связи
Заключение специалистов ДОУ
Общая динамика развития и сформированности предпосылок к обучению в школе
___
Прогноз развития (благоприятный, условно благоприятный, неблагоприятный, возможные трудности
___
Рекомендации по дальнейшему обучению, развитию и воспитанию в школе
___
Воспитатели:___/___/
___/___/
Учитель-логопед:___/___/
Педагог-психолог:___/___/
Заведующая ДОУ:___/___/
Дата «___»___
М. П.
Систематичность внесения базовых показателей на всем этапе нахождения ребенка в ДОУ будет способствовать :
1) Регулярной корректировке в построении двигательного режима и корректировке содержания занятий по ФИЗО.
2) Соблюдению преемственности в работе специалистов на разных этапах образовательного пути ребенка и осуществлению к нему индивидуального подхода.
Особое место необходимо отводить работе с родителями с целью усиления заинтересованности в укреплении здоровья (физического, психического) детей, привлечения к решению проблем, связанных со здоровьем (психическим, физическим) воспитанников, как в дошкольном учреждении, так и дома.
Источник